Проблемы предоставления земельных участков из государственных и муниципальных земель

Обновлено: 26.04.2024

Основания и порядок предоставления государственных и муниципальных земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату регламентированы положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Данные нормы в качестве основного способа приватизации земли предусматривают проведение торгов.

В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При установлении взаимосвязи между действиями органа местного самоуправления и последствиями в виде ограничения конкуренции антимонопольным органом может быть сделан вывод о нарушении статьи 15 или статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с действующим законодательством, процедуру предоставления земельного участка упростили и сделали универсальной. На сегодняшний день их выделяют по заявлению заинтересованного лица с приложением схемы. Об этом публикуется извещение в официальных источниках. Если на данную публикацию не отреагируют иные заинтересованные лица, то происходит предоставление земельного участка без проведения торгов. Если поступят заявления от других лиц, устраиваются торги.

Так же как в любом правиле есть свои исключения, есть случаи предоставления участка без торгов, следовательно, без извещения других лиц на основании решений городских, районных администраций. К сожалению, формальное соответствие нормам, исключающим процедуру предоставления территории посредством торгов, не гарантирует реальность данной возможности.

Возможные проблемы при предоставлении участков

Первым случаем является выделение земли под существующий объект недвижимости. В этом варианте проблема может возникнуть из-за характеристики самого объекта недвижимости либо несоответствия территориальных зон. При проверках пакета документов, представленных в администрацию, у сотрудников администрации иногда возникают сомнения в соответствии характеристик объекта недвижимости, представленных в документах, с фактическими характеристиками объекта расположенного на испрашиваемой территории.

участки на торгах

В соответствии с земельным законодательством, ряд граждан имеет первоочередное право на получение участка. Согласно данному исключению, люди, являющиеся нуждающимися, могут запросить и получить земельный участок без торгов. Фактически данное право таким людям приходится отстаивать в суде, оспаривая отрицательные ответы (отказы) на свои заявления.

Как было сказано в начале статьи, земельные участки без торгов выделяются заинтересованному лицу в том случае, если на извещение о намерении предоставить запрашиваемую территорию в его пользование никто не отреагирует. На сегодняшний день проблемой реализации данного права является реакция так называемых заинтересованных лиц. Такие люди, как правило, изъявляют свою заинтересованность не на конкретную территорию, а сразу на несколько, и не по одному разу, таким образом, усложняя процедуру предоставления земли действительно заинтересованным в этом лицам. Многие вышеуказанные проблемы являются следствием новизны норм, недостаточно четко прописанных процедур в законодательстве, что позволяет свободно трактовать их и злоупотреблять правом на местах в угоду собственным интересам.

ЗК РФ Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.14. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Амелина Н.Е., заместитель начальника правового отдела администрации Центрального района г. Челябинска, соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Южно-Уральского государственного университета ЮУрГУ (г. Челябинск)

Актуальным в нашей повседневной жизни является оформление земельных участков из земель муниципальной собственности, находящихся в фактическом пользовании граждан с расположенными на них строениями, приобретенными ими в результате сделок.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом на предоставление соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

В городе Челябинске предоставление земельных участков гражданам в собственность или аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства относится к компетенции районных администраций в городе. Полномочия районных администраций на оформление земельных участков данной категории делегированы и закреплены нормативными правовыми актами Челябинской городской Думы .

См., например: решение Челябинской городской Думы от 24 августа 1999 г. N 41/7 "О регулировании земельных отношений в городе Челябинске" // Вечерний Челябинск. 1999. 2 сентября; Положение об администрации района в городе Челябинске, утвержденное решением Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 г. N 8/38 // Вечерний Челябинск. 2005. 30 ноября.

В данном случае ведется работа по оформлению земельных участков из земель муниципальной собственности, находящихся в фактическом пользовании граждан, под существующими постройками (индивидуальными жилыми домами).

Районные администрации руководствуются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), закрепляющими право граждан на предоставление (получение) земельных участков (в собственность или аренду) из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также местными нормативными правовыми актами, закрепляющими полномочия районных администраций на предоставление земельных участков, как правило, из земель поселений. При этом учитывается Правовое зонирование территории города Челябинска , разработанное в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Градостроительным кодексом Российской Федерации , Генеральным планом города Челябинска .

СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
См.: Правовое зонирование территории города Челябинска, утвержденное решением Челябинской городской Думы от 27 апреля 2004 г. N 36/8 // Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва. 2004. Вып. N 8 (27 апреля).
СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
Генеральный план города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 30 декабря 2003 г. N 32/3 // Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва. 2003. Вып. N 5 (30 декабря).

Согласно Постановлению главы города Челябинска от 22 сентября 1994 г. N 1037-п "О приватизации земельных участков индивидуального жилого фонда города Челябинска" принятие решений о приватизации земельных участков индивидуального жилого фонда возложено на районные администрации, подготовка документов по передаче в собственность или в аренду земельных участков на основании утвержденной градостроительной документации - на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (ГУАиГ).

Вечерний Челябинск. 1994. 31 ноября.

До вступления в силу (до 1 сентября 2006 г.) Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881) основанием для получения земельного участка бесплатно в собственность являлся п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ.
Вечерний Челябинск. 2006. 5 июня.

ГУАиГ дает заключение о соответствии испрашиваемого земельного участка Правовому зонированию территории города с указанием на возможность предоставления либо невозможность предоставления земельного участка - в случае несоответствия его расположения территориальному зонированию.

Следует учесть, что законодатель, принимая нормы, закрепляющие право гражданина при определенных условиях (сделка с жилым домом до 1 июля 1990 г.) бесплатно приобрести земельный участок в собственность, не уточняет и не регламентирует, в какой территориальной зоне может либо должен находиться испрашиваемый земельный участок и будет ли он соответствовать зонированию той или иной территории.

В то же время в ст. 83 ЗК РФ закреплено, что порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Законодатель установил, что правила землепользования и застройки (зонирование) территорий является нормативным документом, подлежит обязательному применению при использовании земель поселений. Кроме того, Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 35), Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 85) указаны территориальные зоны земель поселений и регламентирован вид их использования, то есть определен их правовой режим.

Анализ норм (ЗК РФ, Вводного закона), закрепляющих право граждан на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, норм (ЗК РФ, ГрК РФ), устанавливающих виды территориальных зон и порядок их использования, позволяет сделать вывод о том, что законодателем создано внутреннее противоречие на федеральном уровне в регулировании правовых отношений, связанных с землепользованием.

Судебная практика последних лет, с момента принятия Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 г., свидетельствует о том, что в большинстве случаев районные суды при рассмотрении исковых заявлений граждан к органам местного самоуправления (районным администрациям) при наличии заключения ГУАиГ о невозможности предоставления в собственность земельного участка в связи с несоответствием его расположения Правовому зонированию территории, удовлетворяют требования о признании права собственности на земельные участки (по основаниям п. 5 ст. 20 ЗК РФ , ст. 36 ЗК РФ, п. 4 ст. 3 Вводного закона). Как правило, решение суда об удовлетворении иска о признании права собственности на земельный участок мотивировано тем, что согласно ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, ведения личного подсобного хозяйства и др., за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота (ст. 27 ЗК РФ), установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом суду не представляются доказательства того, что спорный земельный участок изъят из оборота либо он зарезервирован для государственных и муниципальных нужд.

Пункт 5 ст. 20 ЗК РФ: "Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается". Данный пункт ст. 20 ЗК РФ утратил силу с 1 сентября 2006 г. на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ и заменен в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148) на ст. 36 ЗК РФ, согласно которой "граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами".

Действительно, ст. 85 ЗК РФ устанавливает перечень объектов, которые могут быть расположены на определенной категории земель, но в то же время данная норма не предусматривает ограничений на приватизацию земельных участков, занятых принадлежащими гражданам индивидуальными жилыми домами, расположенными, например, в общественно-деловой зоне, зоне, имеющей историко-культурное значение, и др.

В п. 4 ст. 85 ЗК РФ определены случаи, при которых земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон. Одним из таких случаев является то, что виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Доказательства обратного также не представляются в судебное заседание.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Показательным в этом плане является пример рассмотрения искового заявления Тяпкина В.С. Тяпкин В.С. обратился в районную администрацию г. Челябинска с заявлением об оформлении в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного в пос. Мелькомбинат-2 г. Челябинска, на котором расположен жилой дом, приобретенный им по договору купли-продажи в 1989 г. ГУАиГ дает заключение о том, что в соответствии со Схемой правового зонирования территории г. Челябинска указанный земельный участок расположен в зоне А.4.1.3 - парки, скверы, бульвары. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ парки, скверы, бульвары - это земли общего пользования и приватизации (отчуждению) не подлежат. Таким образом, согласно ЗК РФ земельные участки названной территориальной зоны не предназначены для эксплуатации индивидуальных жилых домов, в связи с чем оформить данный земельный участок не представляется возможным. Получив отказ администрации района, Тяпкин В.С. обратился в суд с иском о признании права собственности на земельный участок по указанному адресу.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск Тяпкина В.С. подлежит удовлетворению. Правовое зонирование территории (правила землепользования и застройки), определяющее территориальные зоны и устанавливающее правовой режим земельных участков, не может являться ограничением для получения (оформления, признания) гражданами земельных участков в собственность по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством (ст. 36 ЗК РФ, п. 4 ст. 3 Вводного закона). Правовое зонирование территории города Челябинска утверждено решением Челябинской городской Думы в 2004 г. (ранее - в 2002 г.), а Земельный кодекс Российской Федерации принят и вступил в силу в 2001 г. и обладает большей юридической силой, чем нормативные правовые акты органов местного самоуправления, и право гражданина на предоставление земельного участка является первичным.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.
ВСНД СССР и ВС СССР. 1990. N 11. Ст. 164.

Принимая Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ, законодатель преследовал цель упростить и облегчить оформление прав граждан на земельные участки. Изменения, внесенные в законодательные акты, регламентирующие приобретение в собственность земельных участков гражданами и оформление ими права собственности на эти земельные участки, носят комплексный характер и направлены на упрощение процедур регистрации земельных участков, предоставленных гражданам для ведения дачного и подсобного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального строительства, а также зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Думается, что судебных споров, связанных с оформлением земельных участков данной категории, станет меньше, но они будут иметь место. Граждане в данном случае также будут обращаться с заявлениями о предоставлении земельных участков в районные администрации, например перед обращением в суды с исками о признании права собственности на самовольные строения , а ГУАиГ будет давать заключения о соответствии расположения земельного участка Правовому зонированию территории города.

В силу ст. 222 ГК РФ (с изменениями, вступившими в силу с 1 сентября 2006 г., - ФЗ от 30.06.2006 N 93-ФЗ) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Проанализировав приведенные выше нормы гражданского, земельного законодательства и законодательства в области градостроительства, учитывая сложившуюся судебную практику по разрешению споров о признании права собственности на земельные участки в связи с отказом органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков гражданам, следует согласиться с выводами, изложенными в решениях районных судов о том, что акты органов местного самоуправления не должны препятствовать реализации прав граждан на предоставление (получение) земельных участков бесплатно в собственность.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Процедура предоставления ЗУ гражданам и юридическим лицам и регистрация права собственности актуальна и важна во все времена. Данные процедуры постоянно совершенствуются.

Что касается процедуры предоставления, то особо значимые изменения произошли с 1 марта 2015 года. В это время в Земельный кодекс было внесено большое количество поправок, в частности, изменен порядок предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Как утверждает законодательство, данные изменения были внесены, чтобы процесс предоставления земель для населения был более понятным и прозрачным. Ранее сама процедура предоставления земель не была должным образом описана и урегулирована [1]. С 2015 по 2018 года существенных изменений не произошло, и процедура осталась прежней. Несмотря на все поправки, внесенные в законодательство, в данной процедуре до сих пор существуют пробелы.

Согласно Земельному Кодексу РФ, статья 39.14, процедура предоставления земельных участков осуществляется в несколько этапов:

– в самом начале происходит подготовка схемы расположения земельного участка;

– далее, гражданином или юридическим лицом, в уполномоченный орган подается заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

– затем, принимают решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном порядке;

– на данном этапе осуществляется обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; в случае, если на предыдущем этапе принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то осуществляются кадастровые работы, необходимые для уточнения границ земельного участка;

– далее происходит кадастровый учет земельного участка, а также регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, исключение составляет только образование земельного участка из земель (земельного участка), на которые не разграничена государственная собственность;

– на предпоследнем этапе процедуры граждане или юридические лица подают заявления о предоставлении земельного участка;

– на завершающем этапе заключается договоры купли-продажи или аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование [2].

Предоставление земельных участков осуществляют уполномоченные на то органы, компетенции которых четко разграничены в статьях 9–11 ЗК РФ. Из вышеуказанных статей следует, что предоставление осуществляется:

а) Правительством РФ, органами исполнительной власти, выступающих от имени Российской Федерации — в отношении земель, находящихся в федеральной собственности [3];

б) органами исполнительной власти субъектов РФ (администрация, правительство) — в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ [4];

в) органами местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности [5].

Процедура регистрации права собственности так же регламентирована законодательством. В соответствии с Федеральным законом № 218, статья 29, государственная регистрация прав, включает в себя следующие этапы:

– прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

– далее, при наличии оснований, происходит возврат прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения, как правило, это происходит при отсутствии документа, удостоверяющего личность;

– на данном этапе происходит правовая экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, чтобы проверить существуют ли причины для приостановки или отказа государственной регистрации прав или нет;

– далее, при отсутствии причин для отказа и приостановки, сведения для осуществления государственной регистрации прав вносят в Единый государственный реестр недвижимости; в случае наличия причин для приостановки или отказа в регистрации прав, уведомляют об этом и возвращают документы на доработку;

– на последнем этапе, как в случае отказа в регистрации права, так и после ее осуществления, происходит выдача документов [6].

В соответствии с законодательством, государственную регистрацию прав осуществляет орган регистрации прав. Органом регистрации прав является Росреестр.

Проведя анализ нормативно — правовых актов, можно сделать вывод, что на законодательном уровне у данных процедур нет недостатков, порядок процедур и уполномоченные органы установлены, но практика показывает, что по этим процедурам часто приходят приостановки и отказы. При процедуре регистрации права собственности, как правило, они связаны в основном с отсутствием необходимых документов при подаче заявления или погрешностями их заполнения, искажающих достоверность предоставленной информации. В отношении процедуры предоставления ЗУ приходят отказы еще и по причине того, что запрашиваемый земельный участок не соответствует Правилам землепользования и застройки и так же, как и при регистрации права, если допущены ошибки в предоставляемых документах или с отсутствием тех или иных необходимых документов. Так же остается проблемой то, что люди не знают, в какой именно уполномоченный орган следует обращаться для предоставления земельных участков.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что граждане или юридические лица недостаточно осведомлены какие документы нужны в данных процедурах, как правильно их заполнять, не владеют информацией о том, какой вид разрешенного использования у земельного участка, где находится вся необходимая информация и куда им следует обратиться с собранным пакетом документов.

Чтобы решить эту проблему, следует четко регламентировать какие документы необходимо предоставить для осуществления данных процедур, обозначить конкретнее какие органы уполномочены в выполнении упомянутых процедур. Так же данную информацию нужно сделать более доступной для всех слоев населения. Не каждый знает, в каком нормативно-правовом акте необходимая информация. Более лучшим решением проблемы будет то, что информация не будет разрознена, а содержаться в одном нормативно-правовом акте на каждую процедуру. Информация не должна содержаться только в интернет источниках, в противном случае она так и останется доступной не для всех, поэтому можно сделать бесплатное консультирование по телефону. Так же нужно обучать специалистов, которые консультируют, подготавливают или принимают бумаги, чтобы предоставлялась корректная информация.

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, государственная регистрация, процедура предоставления, документ, муниципальная собственность, отношение земель, предварительное согласование предоставления, процедура, необходимая информация, орган регистрации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: