Может ли конституционный суд отменить указ президента

Обновлено: 30.04.2024

Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 28.12.2016 N 11-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании вытекает необходимость устранения пробела или противоречий в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее шести месяцев после опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации, если иной срок не установлен постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 настоящего Федерального конституционного закона, вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, а также в законы, в которых содержатся такие же положения.

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Президент Российской Федерации, Совет Федерации, сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации по вопросам его ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, а также в законы, в которых содержатся такие же положения, и вносить их в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации;

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части, или в закон субъекта Российской Федерации в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, а также в законы, в которых содержатся такие же положения. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации либо признанные соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Согласно ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (п. 2 ч. 1 ст. 27).

Обжаловать указ Президента по общим правилам можно в Конституционном суде, но только на основании обращения Госдумы или по представлению судов общей юрисдикции.

В соответствии с нормами ГПК РФ возможно оспаривание нормативных правовых актов в Верховном суде РФ.

1. На основе сравнительного анализа ч. 3 ст. 90 и ч. 1 ст.115 Конституции РФ соотнесите по юридической силе нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ

Добрый день! Приведите по 5 примеров нормативных актов, являющихся источниками Административного права - Федеральных законов. - Актов Президента Российской Федерации. - Актов Правительства Российской Федерации. - Актов федеральных органов исполнительной власти. - Актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Здравствуйте. Вопрос о порядке расчета заработной платы работникам МЧС России. Президентом РФ на прямой линии в 2019 году было принято решение поднять заработную плату вольнонаёмным работникам мчс до 24 тысяч и с 1 января 2020 года до 32 тысяч рублей. С августа 2019 года мы действительно начали получать 24 тысячи на руки. Но с наступлением нового года, обещанных 32 тысяч рублей, мы не получаем. Получаем 29 тысяч и все одинаково-те кто только пришёл и те, кто отработали по 10-15 лет. Опросив своих коллег из другого региона, получили ответ, что 32 они получают гарантированно. В таком случае, почему в одном регионе считают так, а в другом по-своему. Решение президента одинаково на всех распространяется, а считают по-разному. Куда нам обратиться?! Что сделать?!

Расставьте в иерархической последовательности нижеприведенные документы.1.ФЗ об бразовании в РФ2. ФГОС ООО утвержденный приказом Министерства просвещения РФ ОТ 3 МАЯ 2021 номер 287 конституция РФ 3.Указ Президента РФ О национальных целях развития РФ на период до 2030 г

Дело о Защите чести достоинства и деловой репутации. Истец: Юридическое лицо Ответчик: Физическое лицо Ответчик распространил некие сведения. Истец посчитал что они недостоверные и порочат его деловую репутацию и обратился в арбитражный суд. Суд в первой, апелляционной и кассационной инстанции заняли сторону Истца. Ответчик хочет обжаловать Постановление кассации и судебные акты предыдущих инстанций в ВС РФ. Проблема в том, что согласно ст. 291.1 АПК РФ основанием для обжалования в Судебную коллегию ВС РФ является наличие в оспариваемых судебных актах существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства и приведших к нарушению прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Т.к. Ответчик не юр.лицо, то он не может обжаловать в ВС РФ в виду того, что его права не находятся в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В тоже время, Истец имел бы право обжаловать в ВС РФ. И получается, что нарушается принцип равноправия. ВОПРОС: На каком основании Ответчик может обжаловать судебные акты арбитражных судов трех инстанций? Если Ответчик физ.лицо и считает что судебные акты имеют существенные нарушение норм мат. и проц. права приведшие к нарушению прав Ответчика, но нарушенные права не в сфере предпринимательской и экономической деятельности?

Президентом РФ одобряет акты Правительства? или он может только отменить их?

Может ли он одобрить акт,а КС нет?

В обязанности Президента РФ не входит одобрение актов (постановления, распоряжения) Правительства РФ (гл. 4 Конституции РФ),

Однако, Президент РФ уполномочен отменять акты Правительства РФ в соответствии со ст. 33 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Отправление в КС (Конституционный суд РФ) акта на проверку соответствию Конституции РФ не требутся, но акт может быть признан неконституционным по решению суда (п.113 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 28.03.2020) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»).

В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации федеральных законов или их отдельных положений неконституционными Правительство в пределах своих полномочий принимает меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

1. На основе сравнительного анализа ч. 3 ст. 90 и ч. 1 ст.115 Конституции РФ соотнесите по юридической силе нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ

Добрый день! Приведите по 5 примеров нормативных актов, являющихся источниками Административного права - Федеральных законов. - Актов Президента Российской Федерации. - Актов Правительства Российской Федерации. - Актов федеральных органов исполнительной власти. - Актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

я военнослужащий росгвардии и прослужил больше 9 лет. Два года назад поступил в РАНХиГС при Президенте РФ на юриста, официально через воинскую часть, сейчас отказывают в отпуске ссылаясь на постановление правительства 1155 обосновано ли?

Постановление Правительства РФ было принято, но оказалось, что оно противоречит федеральному закону. Может ли Президент Россий- ской Федерации отменить это Постановление. Если «да», то укажите, в каком нормативном акте закреплено это полномочие Президента.

Отказали в выплате за травму установленной Указом Президента от 05.03.2022 г. № 98 Пожалуйста помогите . На специальной военной операции на украине 25.02.2022 г при артиллерийском и минометном обстреле выпрыгнул из камаза и побежал в укрытие в сторону лесополосы между деревьями, спускаясь вниз в углубление поскользнулся, правая нога ушла вперед и со всего размаха упал на спину. После чего почувствовал сильную боль в области рёбер слева и в грудном отделе позвоночника. В связи с тем, что о оказании мне медицинской помощи и не шло речи в тот момент (так как в связи с происходящими событиями было не до меня), дальнейшие дни пил обезболивающие таблетки и продолжал выполнять служебные обязанности через постоянную сильную боль. 03.04.2022 г. на санитарном автомобиле отвезли в ЦРБ в России, справка форма 100 была сделана, но мне её не отдали (сейчас жду, должны прислать почтой), после чего отправлен в госпиталь МВД, После обследования врачей, меня госпитализировали с диагнозом: ушиб левой половины грудной клетки, ушиб грудного отдела позвоночника, болевой синдром. Острый катарально-гнойный трахеобронхит, острый назофарингит. 12.03.2022 г. мне выдали выписку из истории болезни, лист нетрудоспособности с диагнозом травма и отправили на дальнейшее долечивание в госпиталь Росгвардии, взяли с меня объяснение по полученной мною травме, было назначено прохождение ВВК, после прохождения выписали 23.03.2022 г. Никакого лечения не проводили. По приезду обратился в свой госпиталь МВД где был на больничном с 25.03.2022 г по 15.04.2022 г, лечил спину у невролога и терапевта. По настоящее время сильные проблемы со спиной. Прошу Вас разъяснить положена ли мне выплата, согласно приказу Президента РФ от 05.03.2022 N 98, являюсь сотрудником полиции Росгвардии (не военнослужащий) : Травма получена 25.02.2022 г. на территории Украины на специальной военной операции, в справке форма 100, эта же дата с диагнозом ушиб левой половины грудной клетки, ушиб грудного отдела позвоночника. Должны ли мне были указать что это военная травма? Или если травма не входит в перечень Постановления Правительства РФ от 29.07.1998 N 855 то она не считается военной? На больничном был в общей сложности 23 дня и 22 дня по месту службы, после 21 день медицинская реабилитация в санатории. Сейчас хочу попробовать обжаловать справку и пройти ввк по месту жительства, сделать МРТ позвоночника, так как сильные боли, и чтобы согласно формы 100 дали справку «военная травма», но в перечень Постановления Правительства РФ от 29.07.1998 N 855 думаю травма так и не будет входить, ещё повредил колено и выявили катаракту левого глаза (рекомендовано оперировать), но на ввк не смотрели. Дальше не могу нести службу с постоянными сильными болями, лежал в госпитале не помогает. Возможно спишут по состоянию здоровья, но без выплат и страховки. Помогите пожалуйста, как мне быть? Есть ли шанс рассчитывать на выплату, уволится по состоянию здоровья по причине «военная травма»? Очень надеюсь, что поможете, так как в госпитале говорили, что страховка за вред не положена, а выплата Президента обязаны выплатить. Документы прилагаю

Может ли Президент РФ отменять законы субъектов РФ? Допустимо ли наличие у Президента РФ полномочий, не закрепленных в Конституции РФ и где, в таком случае, должны быть закреплены подобные полномочия?

1. Законы субъекта должны соответствовать федеральному законодательству.

п. 2. ст. 85 Конституции

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ предусматривает в ст. 27 обеспечение соответствия:

Статья 27. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации

3. Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. В случае возникновения разногласий при реализации пункта 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Указом президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

Полномочия Президента определяются Конституцией, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, например «О правительстве», «О безопасности», «Об обороне».

Президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий новое основание для пересмотра судебного решения: постановление Конституционного суда России. Если какая-то норма будет признана не соответствующей Основному Закону, это станет поводом для массового пересмотра аналогичных дел, в которых суды применили такую норму.

iStock

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев пояснил, что принятые нормы приводят положения процессуальных кодексов в соответствие с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации.

По его словам, на практике до сих пор отменялись решения только по делам тех граждан, которые напрямую обратились с заявлением в Конституционный суд. "Однако вопросы, которые затрагивает Конституционный суд России, касаются десятков тысяч людей", - подчеркнул Владимир Груздев.

Например, если Конституционный суд постановил, что граждан нельзя выселять из квартиры в такой-то и такой-то ситуации, то будет неважно, дошел конкретный человек до Конституционного суда России или нет. Все, кто попал в аналогичную ситуацию, получат право на пересмотр решения в соответствии с правилами, продиктованными Конституционным судом.

Напомним, Конституционный суд проверяет, соответствует ли то или иное положение Основному Закону. Если нет, то государство меняет законы и исправляет ошибки. По прежним правилам, сразу после того или иного постановления Конституционного суда, исправлялась судьба только непосредственно заявителей. Остальным гражданам, если такая же проблема была у многих, приходилось ждать законодательных изменений. Все дело в том, что прозвучавшие правовые позиции Конституционного суда страны не были поводом для пересмотра уже вступивших в силу судебных решений по новым обстоятельствам. Однако, как подчеркнул председатель правления АЮР, процедурные формальности не должны становиться барьером для исправления несправедливых решений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: