Признание возможности верховенства права в недемократических государствах формальная

Обновлено: 25.04.2024

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.


Объясним, что означает принцип верховенства права, сравним две его трактовки – формальную и содержательную. Расскажем, почему в современном мире такое внимание уделяется утверждению верховенства права. Выделим особенности организации власти в правовом государстве. Вспомним, что означает принцип разделения властей и какая «система сдержек и противовесов» создана в современной России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Верховенство закона. Разделение властей"

Верховенство закона и разделение властей – базовые принципы правового государства. Они не могут быть реализованы отдельно друг от друга.

Мы уже говорили о том, что означает принцип верховенства закона.

Во-первых, никто не может быть выше закона. Эти общеобязательные для всех нормы принимаются высшим законодательным органом (парламентом, конституционной ассамблеей, учредительным собранием и так далее). Некоторые, особенно важные – непосредственно гражданами, например, во время референдума. Отменить или изменить закон какие-либо иные нормативные акты не могут. Точнее, не должны. Правом толкования законов наделён конституционный или иной высший суд государства. У него также есть полномочия проверять соответствие законов конституции государства.


Во-вторых, верховенство закона означает также равенство всех перед законом. Граждане, организации, государство должны действовать в рамках закона и нести ответственность в случае его нарушения.

В-третьих, наказания могут назначаться только за деяния, прямо запрещённые законом. И только в порядке, установленном законом.

И в-четвёртых, законы, как, в принципе, и вся деятельность государственной власти, должны быть направлены на защиту прав и свобод человека, а не на их ограничение.

Познакомимся с двумя трактовками принципа верховенства закона. Английские правоведы называют их «тонкая» и «толстая». Но больше прижились другие названия – формальная и содержательная. Просто услышав или прочитав их, мы можем понять суть этих концепций.

Первая из них большее внимание уделяет форме – «букве» – закона. Законы должны быть публично объявлены, чтобы те, кто должен им следовать, могли с ними ознакомиться. Если они не захотели этого сделать, – что ж: «Незнание закона не освобождает от ответственности».


В формулировке закона должны быть прописаны возможные последствия его невыполнения, наказания для нарушителей. Законы должны быть согласованными (не противоречить друг другу) и понятными. Им должна быть присуща определённость. То есть чётко описана ситуация, в которой они будут применяться. Впрочем, о том, что собой представляют «хорошие» законы, у нас ещё будет повод поговорить.

В формальной концепции практически нет требований к содержанию законов, их справедливости. Если закон принят, форма его соблюдена, он должен исполняться: «Суров закон, но это закон». Или даже так: «Пусть погибнет мир, но свершится правосудие». Эту фразу часто ошибочно приписывают римским юристам. На самом деле она появилась в середине XVI века. Эти слова в качестве своего девиза использовал император Священной Римской империи Фердинанд I.

В соответствии с формальной концепцией существование верховенства закона можно признать в недемократических государствах.

Содержательная же концепция верховенства закона базируется на идее о том, что законы должны соответствовать неписанным принципам морали и справедливости.


Вспомним Цицерона: «Несправедливый закон не создаёт права». Или Августина Блаженного: «Несправедливый закон – это не закон». Широкое распространение такой подход получил в XX веке.

После окончания Первой мировой войны впервые в истории был поставлен вопрос о наказании виновных в преступлениях против человечества. Сам этот термин появился в международном праве в 1915 году. Страны Антанты 24 мая приняли декларацию, посвящённую геноциду армян. Действия османских властей характеризовались в ней как «преступление против человечества и цивилизации».


Статьи 227–230 Версальского мирного договора обвиняли кайзера Вильгельма II и многих других немцев в военных преступлениях и требовали организации международного суда над ними. Суд этот не состоялся, так как на тот момент не существовало правовой базы для его проведения.

Нюрнбергский трибунал над нацистскими военными преступниками проходил на основе специально разработанного представителями стран антигитлеровской коалиции Устава. Трибунал признал руководство гитлеровской Германии преступниками несмотря на то, что формально они действовали в рамках законов Третьего рейха.


Можно привести и другие примеры, когда правительства использовали закон как инструмент подавления свобод граждан. С формальной точки зрения преступниками можно считать Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга. Оба они были противниками насилия, но существующие на тот момент законы нарушали.


Английский закон о соляной монополии и законы о расовой сегрегации в южных штатах США.

Чтобы различать формальную и содержательную концепции, Парламентская ассамблея Совета Европы предложила использовать разные термины для их обозначения. Для первой – «верховенство закона», а для второй – «верховенство права».


Организация Объединённых Наций придаёт особое значение содействию осуществления принципа верховенства права. В 2012 году главы государств и правительств стран-членов ООН приняли Декларацию о верховенстве права на национальном и международном уровнях. Её седьмой пункт утверждает: «Мы убеждены в том, что верховенство права и развитие тесно взаимосвязаны и являются взаимоусиливающими, что утверждение принципов верховенства права имеет важнейшее значение для поступательного и всеохватного экономического роста, устойчивого развития, искоренения нищеты и голода и полного осуществления всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие…»

С 2010 года эксперты международной неправительственной организации «Проект за мировую справедливость» определяют индекс верховенства закона в различных странах мира.


С методикой его определения вы при желании можете познакомиться самостоятельно. Сейчас скажем лишь, что баллами (от нуля до единицы) оценивается состояние дел в той или иной стране по восьми показателям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Согласно оценкам экспертов, на начало 2018 года наиболее высоким был индекс верховенства закона в Дании, Норвегии и Финляндии. США заняли 18 строчку, Россия – 89.

Большую роль в реализации принципа верховенства закона (как и верховенства права) играет государство. Именно от него зависит, насколько «хорошие» законы будут приняты, в какой степени они будут соответствовать представлениям о справедливости, и не останутся ли они только на бумаге.

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности. Выделим четыре основных.

Первое: идеологический и политический плюрализм. Не должно быть одной господствующей партии, обязательной для всех граждан идеологии. Даже если какое-то политическое движение на выборах поддерживает значительное большинство избирателей, это не должно вести к запрету деятельности других партий.


Оппозиция, независимые средства массовой информации должны иметь возможность свободно критиковать действия властей.

Второе: выборность органов власти и должностных лиц. Глава государства, депутаты парламента, руководители регионов и органы местного самоуправления должны избираться населением на определённый срок.


Очень важным является принцип сменяемости власти: ограничения пребывания одного лица на выборной должности определённым периодом. Это в значительной мере препятствует властному произволу и способствует защите прав и свобод граждан.

Третье: стабильность законности и обеспечение правопорядка. Поясним значение этих терминов. Законность – точное и неуклонное соблюдение правовых норм. А также последовательная борьба с преступностью и её профилактика.

Исторический опыт многих государств свидетельствует, что основным фактором, который способствует снижению преступности, является неотвратимость наказаний за правонарушения, а не их жестокость. Поэтому эффективная деятельность правоохранительных органов крайне важна для поддержания правопорядка. Этот термин означает степень воплощения законности в действительность, реальное положение дел в этой сфере.

И четвёртое: недопущение монополизма не только в политической (об этом мы уже говорили), но и в экономической сфере. Отсутствие реального политического плюрализма ограничивает право граждан иметь и отстаивать собственное мнение. А также исключает конкуренцию идей, возможность выбора лучшего из вариантов решения проблем, стоящих перед страной. Контроль государства над экономикой лишает людей возможности свободно выбирать вид трудовой деятельности, заниматься предпринимательством. А экономическая свобода – одна из основ политической независимости.

Гарантией от превращения государства в монополиста является реализация принципа разделения властей.

Впервые попытка разграничить полномочия ветвей власти была предпринята… Вы, вероятно, уже догадались? В Древней Греции. Легендарный законодатель Ликург в XVIII веке до нашей эры предложил спартанцам разделить властные полномочия между народом, царями и аристократией.

А наиболее основательно разработал принцип разделения властей уже в XVIII веке французский просветитель Шарль Луи Монтескьё. «Для того, чтобы предупредить злоупотребления властью, необходимо , чтобы одна власть сдерживала другую . Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе , не может быть свободы . С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной . И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган станет осуществлять все три вида власти».


Наиболее последовательно разделение властей было проведено Конституцией США 1787 года. Причём в двух её видах. Горизонтальное – разграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти. И вертикальное – между федеральной властью и властями штатов.

Россия – федеративное государство. Поэтому её Конституция также предусматривает горизонтальное и вертикальное разделение властей.

Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит парламенту страны – Федеральному Собранию. Исполнительная власть – Правительству России. Высшая инстанция судебной власти – Верховный Суд. Особые полномочия имеет Конституционный Суд Российской Федерации. Президент является главой государства. Конституция не относит его к какой-либо из ветвей власти, но Правительство подотчётно ему.

Конституция устанавливает «систему сдержек и противовесов». Она позволяет ветвям власти, не подменяя друг друга, не смешивая полномочия, контролировать деятельность друг друга.


Принятие законов происходит по довольно жёсткой юридической процедуре, которая призвана обеспечить максимальное качество правовых актов. Президент не может принимать законы, но обладает правом отлагательного вето. То есть может высказать своё несогласие с тем или иным законом, предложить свои поправки к нему, возвратить его на доработку парламентариям. Блокировать законы и иные правовые акты, не соответствующие Конституции, – одна из главных задач Конституционного Суда.

Президент имеет право при определённых условиях распустить Государственную Думу и назначить досрочные выборы. Парламент также может досрочно отстранить Президента от должности.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. В то же время оно подконтрольно Государственной Думе, должно регулярно отчитываться перед ней о результатах своей деятельности. Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства.

Разграничению полномочий между Российской Федерацией и её субъектами будет посвящён отдельный урок.

А пока подведём итог. Вспомним:

· чем отличаются значения терминов «верховенство закона» и «верховенство права»;


Объясним, что означает принцип верховенства права, сравним две его трактовки – формальную и содержательную. Расскажем, почему в современном мире такое внимание уделяется утверждению верховенства права. Выделим особенности организации власти в правовом государстве. Вспомним, что означает принцип разделения властей и какая «система сдержек и противовесов» создана в современной России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Верховенство закона. Разделение властей"

Верховенство закона и разделение властей – базовые принципы правового государства. Они не могут быть реализованы отдельно друг от друга.

Мы уже говорили о том, что означает принцип верховенства закона.

Во-первых, никто не может быть выше закона. Эти общеобязательные для всех нормы принимаются высшим законодательным органом (парламентом, конституционной ассамблеей, учредительным собранием и так далее). Некоторые, особенно важные – непосредственно гражданами, например, во время референдума. Отменить или изменить закон какие-либо иные нормативные акты не могут. Точнее, не должны. Правом толкования законов наделён конституционный или иной высший суд государства. У него также есть полномочия проверять соответствие законов конституции государства.


Во-вторых, верховенство закона означает также равенство всех перед законом. Граждане, организации, государство должны действовать в рамках закона и нести ответственность в случае его нарушения.

В-третьих, наказания могут назначаться только за деяния, прямо запрещённые законом. И только в порядке, установленном законом.

И в-четвёртых, законы, как, в принципе, и вся деятельность государственной власти, должны быть направлены на защиту прав и свобод человека, а не на их ограничение.

Познакомимся с двумя трактовками принципа верховенства закона. Английские правоведы называют их «тонкая» и «толстая». Но больше прижились другие названия – формальная и содержательная. Просто услышав или прочитав их, мы можем понять суть этих концепций.

Первая из них большее внимание уделяет форме – «букве» – закона. Законы должны быть публично объявлены, чтобы те, кто должен им следовать, могли с ними ознакомиться. Если они не захотели этого сделать, – что ж: «Незнание закона не освобождает от ответственности».


В формулировке закона должны быть прописаны возможные последствия его невыполнения, наказания для нарушителей. Законы должны быть согласованными (не противоречить друг другу) и понятными. Им должна быть присуща определённость. То есть чётко описана ситуация, в которой они будут применяться. Впрочем, о том, что собой представляют «хорошие» законы, у нас ещё будет повод поговорить.

В формальной концепции практически нет требований к содержанию законов, их справедливости. Если закон принят, форма его соблюдена, он должен исполняться: «Суров закон, но это закон». Или даже так: «Пусть погибнет мир, но свершится правосудие». Эту фразу часто ошибочно приписывают римским юристам. На самом деле она появилась в середине XVI века. Эти слова в качестве своего девиза использовал император Священной Римской империи Фердинанд I.

В соответствии с формальной концепцией существование верховенства закона можно признать в недемократических государствах.

Содержательная же концепция верховенства закона базируется на идее о том, что законы должны соответствовать неписанным принципам морали и справедливости.


Вспомним Цицерона: «Несправедливый закон не создаёт права». Или Августина Блаженного: «Несправедливый закон – это не закон». Широкое распространение такой подход получил в XX веке.

После окончания Первой мировой войны впервые в истории был поставлен вопрос о наказании виновных в преступлениях против человечества. Сам этот термин появился в международном праве в 1915 году. Страны Антанты 24 мая приняли декларацию, посвящённую геноциду армян. Действия османских властей характеризовались в ней как «преступление против человечества и цивилизации».


Статьи 227–230 Версальского мирного договора обвиняли кайзера Вильгельма II и многих других немцев в военных преступлениях и требовали организации международного суда над ними. Суд этот не состоялся, так как на тот момент не существовало правовой базы для его проведения.

Нюрнбергский трибунал над нацистскими военными преступниками проходил на основе специально разработанного представителями стран антигитлеровской коалиции Устава. Трибунал признал руководство гитлеровской Германии преступниками несмотря на то, что формально они действовали в рамках законов Третьего рейха.


Можно привести и другие примеры, когда правительства использовали закон как инструмент подавления свобод граждан. С формальной точки зрения преступниками можно считать Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга. Оба они были противниками насилия, но существующие на тот момент законы нарушали.


Английский закон о соляной монополии и законы о расовой сегрегации в южных штатах США.

Чтобы различать формальную и содержательную концепции, Парламентская ассамблея Совета Европы предложила использовать разные термины для их обозначения. Для первой – «верховенство закона», а для второй – «верховенство права».


Организация Объединённых Наций придаёт особое значение содействию осуществления принципа верховенства права. В 2012 году главы государств и правительств стран-членов ООН приняли Декларацию о верховенстве права на национальном и международном уровнях. Её седьмой пункт утверждает: «Мы убеждены в том, что верховенство права и развитие тесно взаимосвязаны и являются взаимоусиливающими, что утверждение принципов верховенства права имеет важнейшее значение для поступательного и всеохватного экономического роста, устойчивого развития, искоренения нищеты и голода и полного осуществления всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие…»

С 2010 года эксперты международной неправительственной организации «Проект за мировую справедливость» определяют индекс верховенства закона в различных странах мира.


С методикой его определения вы при желании можете познакомиться самостоятельно. Сейчас скажем лишь, что баллами (от нуля до единицы) оценивается состояние дел в той или иной стране по восьми показателям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Согласно оценкам экспертов, на начало 2018 года наиболее высоким был индекс верховенства закона в Дании, Норвегии и Финляндии. США заняли 18 строчку, Россия – 89.

Большую роль в реализации принципа верховенства закона (как и верховенства права) играет государство. Именно от него зависит, насколько «хорошие» законы будут приняты, в какой степени они будут соответствовать представлениям о справедливости, и не останутся ли они только на бумаге.

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности. Выделим четыре основных.

Первое: идеологический и политический плюрализм. Не должно быть одной господствующей партии, обязательной для всех граждан идеологии. Даже если какое-то политическое движение на выборах поддерживает значительное большинство избирателей, это не должно вести к запрету деятельности других партий.


Оппозиция, независимые средства массовой информации должны иметь возможность свободно критиковать действия властей.

Второе: выборность органов власти и должностных лиц. Глава государства, депутаты парламента, руководители регионов и органы местного самоуправления должны избираться населением на определённый срок.


Очень важным является принцип сменяемости власти: ограничения пребывания одного лица на выборной должности определённым периодом. Это в значительной мере препятствует властному произволу и способствует защите прав и свобод граждан.

Третье: стабильность законности и обеспечение правопорядка. Поясним значение этих терминов. Законность – точное и неуклонное соблюдение правовых норм. А также последовательная борьба с преступностью и её профилактика.

Исторический опыт многих государств свидетельствует, что основным фактором, который способствует снижению преступности, является неотвратимость наказаний за правонарушения, а не их жестокость. Поэтому эффективная деятельность правоохранительных органов крайне важна для поддержания правопорядка. Этот термин означает степень воплощения законности в действительность, реальное положение дел в этой сфере.

И четвёртое: недопущение монополизма не только в политической (об этом мы уже говорили), но и в экономической сфере. Отсутствие реального политического плюрализма ограничивает право граждан иметь и отстаивать собственное мнение. А также исключает конкуренцию идей, возможность выбора лучшего из вариантов решения проблем, стоящих перед страной. Контроль государства над экономикой лишает людей возможности свободно выбирать вид трудовой деятельности, заниматься предпринимательством. А экономическая свобода – одна из основ политической независимости.

Гарантией от превращения государства в монополиста является реализация принципа разделения властей.

Впервые попытка разграничить полномочия ветвей власти была предпринята… Вы, вероятно, уже догадались? В Древней Греции. Легендарный законодатель Ликург в XVIII веке до нашей эры предложил спартанцам разделить властные полномочия между народом, царями и аристократией.

А наиболее основательно разработал принцип разделения властей уже в XVIII веке французский просветитель Шарль Луи Монтескьё. «Для того, чтобы предупредить злоупотребления властью, необходимо , чтобы одна власть сдерживала другую . Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе , не может быть свободы . С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной . И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган станет осуществлять все три вида власти».


Наиболее последовательно разделение властей было проведено Конституцией США 1787 года. Причём в двух её видах. Горизонтальное – разграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти. И вертикальное – между федеральной властью и властями штатов.

Россия – федеративное государство. Поэтому её Конституция также предусматривает горизонтальное и вертикальное разделение властей.

Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит парламенту страны – Федеральному Собранию. Исполнительная власть – Правительству России. Высшая инстанция судебной власти – Верховный Суд. Особые полномочия имеет Конституционный Суд Российской Федерации. Президент является главой государства. Конституция не относит его к какой-либо из ветвей власти, но Правительство подотчётно ему.

Конституция устанавливает «систему сдержек и противовесов». Она позволяет ветвям власти, не подменяя друг друга, не смешивая полномочия, контролировать деятельность друг друга.


Принятие законов происходит по довольно жёсткой юридической процедуре, которая призвана обеспечить максимальное качество правовых актов. Президент не может принимать законы, но обладает правом отлагательного вето. То есть может высказать своё несогласие с тем или иным законом, предложить свои поправки к нему, возвратить его на доработку парламентариям. Блокировать законы и иные правовые акты, не соответствующие Конституции, – одна из главных задач Конституционного Суда.

Президент имеет право при определённых условиях распустить Государственную Думу и назначить досрочные выборы. Парламент также может досрочно отстранить Президента от должности.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. В то же время оно подконтрольно Государственной Думе, должно регулярно отчитываться перед ней о результатах своей деятельности. Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства.

Разграничению полномочий между Российской Федерацией и её субъектами будет посвящён отдельный урок.

А пока подведём итог. Вспомним:

· чем отличаются значения терминов «верховенство закона» и «верховенство права»;


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Правовое государство Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Верны ли утверждения?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

  • Термины «верховенство закона» и «верховенство права» полностью тождественны.
  • Вертикальное разделение властей – это разграничение полномочий органов власти федерации и субъектов федерации.
  • При назначении Председателя Правительства России Президент должен заручиться согласием Государственной Думы.
  • «Система сдержек и противовесов» – составная часть принципа разделения властей.
  • Идея разделения властей была сформулирована в начале ХХ века.
Вопрос 2

Что из перечисленного характеризует принцип верховенства закона?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

  • наказание лишь за деяния, прямо запрещённые законом
  • регулирование всех общественных отношений только законом
  • равенство всех перед законом
  • невозможность отменить закон
  • принятие законов главой государства
Вопрос 3

Соотнесите исторические периоды и этапы развития идеи правового государства.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

  • равенство всех перед законом, судебная защита всех граждан
  • разработка принципов правового государства
  • ограничение государственной власти законом
  • обязательность исполнения законов для всех
Вопрос 4

В государстве Х были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

  • 1) создана система сдержек и противовесов ветвей власти
  • 2) введена пропорциональная избирательная система
  • 3) выработаны механизмы судебной защиты прав граждан
  • 4) в учебных заведениях изучается право
  • 5) конституция закрепила верховенство закона во всех сферах общественной жизни
  • 6) государство стало федеративным
Вопрос 5

Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

  • 1) верховенство права
  • 2) разделение властей
  • 3) гарантированность прав человека
  • 4) наличие законодательства
  • 5) выборы в представительные органы власти
Вопрос 6

К какой их трактовок принципа верховенства закона относится каждый из перечисленных признаков?

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:

  • __ основное внимание уделяется «духу» закона
  • __ основное внимание уделяется «букве» закона
  • __ направленность на защиту прав и свобод человека
  • __ признание возможности верховенства права в недемократических государствах
  • __ отсутствует требование справедливости законов
  • __ требование соответствия законов неписанным требованиям морали
Вопрос 7

Напишите слово, пропущенное в схеме.


Изображение:

Вопрос 8

Точное и неуклонное соблюдение правовых норм – это.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

  • законность
  • плюрализм
  • правомерность
  • правосознание
Вопрос 9

Какое из высказываний принадлежит мыслителю, изображённому на рисунке?


Изображение:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

  • 1) «Несправедливый закон – это не закон».
  • 2) «Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону».
  • 3) «Человеку разрешено всё, что не запрещено законом».
  • 4) «Господствовать в государстве должны не люди, а законы».
  • 5) «Должностные лица – будь это одно или несколько – должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ».
Вопрос 10

Какому термину соответствует определение?

Многообразие мнений, взглядов, политических направлений, как один из принципов демократического устройства общества.

К наиболее универсальному определению принципа верховенства права пришла международная организация The World Justice Project, которая на протяжении последних лет ежегодно формирует «Индекс верховенства права» – глобальное исследование и рейтинг стран мира по показателю обеспечения ими правовой среды, которая базируется на универсальных принципах верховенства права. Такими универсальными принципами являются подотчетность правительства; публикуемые и стабильные законы, защищающие права граждан; доступный, справедливый и эффективный процесс; доступ к правосудию[1].

Поскольку верховенство права в применении закона может обеспечиваться только судами, правоприменительная практика в таком случае является мерилом воплощения принципа верховенства права.

Для современных экономических отношений любого масштаба важным фактором является стабильность делового оборота, позволяющая предпринимателям опираться на сложившиеся правовые и экономические институты и прогнозировать развитие, исходя из устойчивости таких институтов. В оценке инвестиционного климата обычно учитываются различные аспекты, но зачастую риски нестабильности правовой системы являются ключевыми для определения инвестиционного климата как неблагоприятного[2].

Верховенство права в практике судов заключается в возможности предпринимателей рассчитывать на законное и обоснованное решение суда, которое соответствует единой правовой практике в отношении всех участников рынка. Таким образом, стабильность делового оборота характеризуется в том числе и единообразной правоприменительной практикой.

Для российских доктринальных источников верховенство права стало устойчивым понятием после ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3] . Преамбула упомянутой Конвенции содержит упоминание верховенства права как части общего наследия договаривающихся государств.

Понятие верховенства права, являясь многогранным правовым принципом, реализуется во множестве элементов на конституционном уровне. Конституция РФ воплощает принцип верховенства права, устанавливая в ч. 2 ст. 4 верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны, а также устанавливая принцип юридического равенства всех перед законом и судом в ч. 1 и 2 ст. 19.

Практическая реализация принципа верховенства права

Верховенство права как основополагающий принцип судопроизводства получило свое закрепление в законодательных актах РФ, которые определяют деятельность органов судебной власти.

Так, и в Гражданском процессуальном кодексе РФ, и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ в качестве основных положений закреплены принципы равенства лиц перед законом и судом, а также обязательности судебных актов. Общее закрепление указанных начал получает свое развитие в кодексах уже в рамках конкретных глав, которые определяют права участников судопроизводства и устанавливают ответственность за неисполнение судебных актов.

Необходимо отметить и концепцию судебного прецедента как способа отправления судопроизводства, обеспечивающего стабильность делового оборота как одного из аспектов верховенства права. Этот подход был сформирован Конституционным Судом РФ в Постановлении от 21.01.2010 № 1-П[4]. Конституционный Суд установил, что правомочие Высшего Арбитражного Суда РФ давать обязательные для нижестоящих судов разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единого толкования и применения норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы. Таким образом, обязательные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ (и его правопреемника в данных полномочиях Верховного Суда РФ) обеспечивают стабильность принимаемых судебных актов, формируя большое количество устойчивых подходов к регламентированию многих правовых институтов, законодательное регулирование которых является недостаточным.

Запрет осуществления своих гражданских прав с намерением причинить вред другому лицу (запрет злоупотребления правом) также может быть отнесен к механизмам, призванным защищать верховенство права в различных сферах правоотношений. Такой запрет содержится как в нормах материального права (статья 10 ГК РФ), так и в нормах процессуального права (статья 35 ГПК РФ, статья 41 АПК РФ).

Будущее принципа верховенства права в России

Для определения дальнейшего развития принципа верховенства права необходимо отметить те проблемы, которые на практике сопутствуют его реализации.

Например, несмотря на увеличившийся за последнее время объем судебной практики по статье 10 ГК РФ, эта норма крайне редко является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска. В этой части необходимо развитие правоприменения, которое бы позволило добросовестным участникам гражданского оборота использовать статью 10 ГК РФ в качестве эффективного правового инструмента. В связи с этим перед Верховным Судом РФ в данный момент стоит задача по формированию четкого предмета доказывания по указанной статье.

Также большее применение на практике должны получить конструкции эстоппеля и астрента (судебной неустойки), которые в настоящее время редко применяются судами.

Важным для оценки перспектив развития верховенства права является одно из последних Постановлений Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 № 1-П, касающееся возможности исполнения в соответствии с Конституцией РФ постановления ЕСПЧ от 31.07.2014 по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России». В этом постановлении суд пришел к выводу о том, что постановление ЕСПЧ не может считаться обязательным для исполнения в РФ, если конкретное положение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на которое опирается это постановление, в результате толкования по своему смыслу вступает в противоречие с положениями Конституции РФ, формирующими национальный публичный порядок.

Указанное постановление устанавливает новую тенденцию в понимании верховенства права в контексте государственного суверенитета. Конституционный Суд установил, что вертикальное подчинение национального правопорядка не соответствует основной обязанности государственных органов РФ –соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Это постановление подчеркивает степень актуальности проблемы верховенства права и оставляет место для дополнительного осмысления того, как столкновение международных и национальных правовых установок может повлиять на возможность практического осмысления верховенства закона и права в применении к экономическим отношениям.

[2] Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике: Международная коллективная монография. - 2-е изд., перераб. — М.: Статут, 2010. — С. 49.

[3] «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004).

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Берег», открытых акционерных обществ «Карболит», «Завод «Микропровод» и «Научно-производственное предприятие «Респиратор».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: