В чем преимущество правового государства для граждан

Обновлено: 24.04.2024

Суть правового государства заключается в том, что основой всех взаимоотношений в нем является норма права. Правовое государство как форма организации государственной власти играет главенствующую роль в построении отношений внутри и на всей территории государства.

Роль правового государства в социальной жизни общества

Поскольку правовое государство тесно связано с понятием социального государства и гражданского общества, то можно отметить, что такая форма организации власти определяется наличием механизмов по регулированию социальных вопросов благодаря экономическим институтам (например, образование и медицина на бесплатной для населения основе, поддержка некоторых слоев населения, которые самостоятельно не могут социально адаптировать – малоимущие, безработные, нетрудоспособные). Также в рамках обеспечения достойной жизни населения страны государство через законодательные и правоприменительные институты ведет борьбу с преступностью, которая подрывает социальные устои.

Целями правового государства в социальной сфере являются:

  • равновесие между различными слоями населения;
  • обеспечение стабильности общественного строя;
  • развитие и целостность общественных институтов.

Для такого государства присущ ряд функций, которые выделяют его и обозначают правовым. Направления деятельности органов власти в правовом государстве определяются наличием отношений, которые связаны с регулированием экономических, политических, личностных вопросов организации регулирования деятельности.

Методы организации функций правового государства могут быть как правовыми, так и организационными. В любом случае даже при отсутствии главенства правовых норм при организации деятельности органов государственной власти соблюдается их легитимность, поскольку даже жесткий контроль и принудительные меры призваны обеспечивать целостность гражданского общества.

Роль государства в политической жизни общества

Государство является регулятором, в том числе политической жизни общества, поскольку оно:

  • является единственным представителем населения государства в рамках государственных границ;
  • имеет специально создаваемый аппарат управления общественными отношениями внутри государства, а также силовыми элементы для защиты интересов населения за пределами государственных границ;
  • является единственным источником нормотворчества на всех этапах;
  • имеет в распоряжении финансовые активы, которые входят в понятие государственной собственности, бюджета и налоговой системы;
  • контролирует развитие общества по определенным направлениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Органы государственной власти в правовом обществе наделены полномочиями по контролю политических движений путем издания соответствующих актов. Данный контроль не носит запрета на появления прочих отличных от них политических взглядов. Он заключается в ограничении появления агрессивно настроенных политических взглядов, которые могут навредить гражданскому обществу, стабильности его развития.

Роль правового государства в деятельности СМИ

Как известно, некоторые ученые придерживаются мнения о том, что средства массовой информации являются четвертой ветвью власти. Именно поэтому очень важно, чтоб государство не препятствовало независимой огласки информации относительно всех общественных, экономических и политических событий.

Правовое государство декларирует свободу получения и распространения информации, которая так или иначе не мешает стабильному и динамичному развитию общества. В конституции любого правового государства сказано, что средства массовой информации независимы от мнения органов власти и не подлежат давлению со стороны последних.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.10.2017

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

Правовое государство строится на принципах:

  • верховенства (господства) закона;
  • полного соответствия прав и свобод общепринятым нормам международного права;
  • равенства всех перед законом независимо от занимаемой должности;
  • гарантии прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.;
  • недопустимости ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных международными актами и Конституцией;
  • ответственности должностных лиц за посягательство на права и свободы граждан;
  • взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям;
  • разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • отсутствие существенных противоречий между ветвями власти; - сильная судебная власть;
  • беспрепятственная деятельность политических и общественных объединений в рамках закона;
  • соблюдение принципа «разрешено все, что не запрещено»;
  • достаточно высокая правовая культура населения.

Функции правового государства:

а) Внутренние:

- охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан;

- защита интересов общества на основе законности;

- выбор научно обоснованного пути развития общества;

- создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований;

- постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан;

- защита разнообразных форм собственности;

- обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм;

- улучшение условий и охрана труда граждан;

- реализация политического и идеологического плюрализма;

- обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть;

- охрана и приумножение духовных ценностей общества.

б) Внешние:

- борьба за мир и мирное сосуществование;

- оборона страны от нападения извне;

- экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества;

- охрана окружающей среды в мировом масштабе;

- соблюдение международных нормативно-правовых актов соглашения и договоров.

Верховенство закона означает:

  • главенство закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не использует право как «кнут и пряник», а само подчиняется закону);
  • закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно для всех, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди;
  • закон не делает различий между людьми - перед законом все равны;
  • закон не карает за намерения, он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие)противоречат его «духу» и главным образом «букве».

Преимущества правового государства заключаются в следующем:

· в правовом государстве невозможен обыск или арест без специального разрешения суда или прокурора

· прокурор и судья не от кого не зависят, они зависят только от закона

· в правовом государстве абсолютно все граждане равноправны. Это означает, что государство гарантирует гражданам равные права и свободу независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д.

К основным признакам правового государства относят:

1. Верховенство закона. Означает, что человек и само государство не должны нарушать права, должны неукоснительно соблюдать их.

2. Признание естественных прав и свобод человека. Т.е. государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека, свободу и равенство всех граждан.

3. Разделение властей. Означает, что одна ветвь власти принимает законы, другая исполняет, третья заставляет всех придерживаться закона. Все эти ветви власти действуют независимо друг от друга.

Существует независимый суд. Это означает, что гарантируется судебная защита прав и свобод человека.

liberava

Правовое государство – это политическое устройство для страны, в которой ключевыми мерами всего являются право человека на какую-либо деятельность и свободу от какой-либо деятельности. Право реализуется через своды законов и Конституцию, устанавливаемую судом. Суд же, обладая необходимыми навыками о праве, выносит приговор, если права и свободы человека нарушаются.

Сильные стороны

  • Порядок. Правовое государство подразумевает, что во главе всего стоит Конституция, а Конституция чётко прописывает иерархию политических органов. Каждое право реализуется за счёт работы отдельного органа, и рассмотрение различного рода заявок происходит всегда вовремя. Ветви власти (законодательная, судебная и исполнительная) также вовремя исполняют свои обязанности. Также, разделение обязанностей не позволяет ни одной из ветвей совершать произвол, так как каждое действие в процессе реализации права подотчётно новой организации.
  • Соблюдение прав и свобод человека. Уже из самого названия политической концепции очевидно, что система права играет в ней ключевую роль. Идеализированные правила, некогда провозглашённые идеологами Французской Революции, определяют здесь всё – систему наказаний, свободы для чего-то и от чего-то. Государство не может ограничивать право и свободу человека, так как и само регулируется единым правовым законом, и обязуется ответственно исполнять свою долю обязанностей перед гражданами государства.
  • Безопасность. Соответственно, и жить в таком государстве, опаснее, чем в тоталитарном, где человека могут преследовать за то, во что он верит, или за то, к какой социальной группе он относится. Если же что-то произойдёт, можно быть уверенным, что преступник будет наказан полноценной и справедливой системой правосудия. Кровная месть и самосуд запрещены, из чего следует, что оболганный и невинный подсудимый будет оправдан.
  • Всеобщее судебное равенство. Равенство в общественной жизни влечёт за собой и равенство судебное, при котором не имеет значения, кто именно находится на скамье подсудимых. Будь это мужчина, женщина, простой рабочий, крупный начальник или политический деятель – всех будут судить одинаково.
  • Презумпция невиновности. Виновность или невиновность человека устанавливается в суде, независимым судьёй, исключительно по своду законов, принятому в этой стране. Объявление вины человека до суда считается незаконным – и тот, кто так поступил, рискует и сам оказаться на скамье подсудимых. Если же был принят обвинительный приговор, наказание будет неизбежно исполнено, но заключённый сохранит за собой все необходимые права и свободы – например, право на досрочное освобождение при соблюдении установленных условий.

Правовое государство

Слабые стороны

  • Политический произвол. К сожалению, немногие из тех, кто приходит к власти, разделяют принципы правового государства, даже если открыто объявляют об обратном. Ещё бы: политологи до сих пор спорят, что важнее, и что должно регулировать работу второго: должно ли государство управлять правом, или наоборот? Многое зависит от личности конкретного лидера, от его желаний и собственных задач – и если политический лидер не согласен с тем или иным правом, он имеет возможность его не реализовывать и подстроить всё так, чтобы избежать наказания. Это печальная действительность.
  • Негибкая правовая система. Конституция и своды законов принимаются единожды и остаются верны на протяжении десятков лет, но общество никогда не стоит на месте, борется за новые права и за новые свободы для себя. Конечно, поправки вносятся, причём довольно быстро, но самого факта продолжающихся протестов это отнюдь не отменяет. Нельзя забывать и о том, что порой угодить всем очень тяжело, ибо у одной проблемы могут быть как сторонники, так и противники – и обе стороны будут требовать равного отношения к себе по праву гражданского статуса. Демократия же в принятии политических решений может идти в разрез с планами государства и даже становиться результатом политической неграмотности, в которой большинство попросту не представляет, за что голосует.
  • Вольность интерпретации права. К сожалению, преступления могут быть настолько разнообразны, что подогнать их под одну норму, единую для всех, было бы невозможно. Поэтому судья имеет право интерпретировать право соответственно своему опыту и знаниям – а значит, такого судью уже нельзя назвать независимым. Нельзя забывать и о возможности взяток – неточность конституционных формулировок, к сожалению, иногда становится этому причиной.
  • Бюрократия. Там, где есть иерархия политических органов, в которые можно подавать заявки, там где бесконечная ходьба по всякого рода инстанциям, там – бюрократия. Никто не любит собирать документы, особенно когда именно из-за бюрократии приходится ехать в другой город. К сожалению, бюрократическая система очень непрактична, что затягивает работу с заявками населения.
  • Коррупция. Там, где есть слабое место, тянущее время, есть и повод «дать на лапу» государственным служащим, которые могут решить проблему быстрее. Или, скажем, пропустить документ, нарушающий правила оформления. Иногда в этом нет ничего страшного, но отследить коррупцию тяжело даже в том случае, если она напрямую нарушает гражданское право. Что и говорить о том, что коррумпированными могут стать судьи, реализующие права человека на деле и способные получить дополнительную плату за оправдание или обвинение того или иного подсудимого?

Коррупция

Вывод

Итак, хотя сама идея правового государства содержит в себе недюжинный альтруизм и любовь к человеку как к отдельному индивиду, человечеству придётся потрудиться, прежде чем оно сможет добиться каких-то ощутимых результатов. Главным препятствием на пути к организации правового государства ещё долгое время будут оставаться личные интересы и нон-конформизм – нежелание жертвовать собственными интересами ради блага общества. Хорошо это, или плохо, сказать достаточно тяжело.

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Признаки правового государства:

· Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;

· Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;

· Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

· Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

· производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;

· режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

· высокий уровень политического и правового сознания людей;

· юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;

· важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Основные признаки правового государства

Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Когда главной целью органов власти является защита законных прав и свобод каждого гражданина, можно говорить о формировании правового государства. Это идеал построения гармоничных взаимоотношений между потребностями личности, общества и страны в целом.

Правовое государство представляет собой тип организации власти, основанный на верховенстве закона и принципах гуманизма.

Характерными особенностями правового государства являются:

  1. режим конституционного правления;
  2. развития правовая система;
  3. возможность общественного контроля над деятельностью органов власти;
  4. демократические свободы;
  5. законодательная защищенность каждой личности.

В правовом государстве действуют эффективные механизмы, гарантирующие неукоснительное исполнение законов в общественной жизни. Все люди равны в использовании демократических прав и свобод, могут ими беспрепятственно распоряжаться.

Власть государства в правовом обществе связана законом, официальные институты и административный аппарат ответственны за результаты своей деятельности перед населением и каждым конкретным человеком.

Независимость судебной системы – обязательное условие существования правового государства. Правоохранительные органы в такой стране ориентируются лишь на строгое соблюдение законов, защищая интересы граждан от преступных посягательств.

Историческая роль правового государства

Идея правового государства зародилась еще в античности. Мыслители Древней Греции сделали первые шаги в этом направлении. Например, известный философ Аристотель считал, что все вопросы должны решаться в правовом поле, потому что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя».

Но несмотря на все идеи древних мыслителей, страны того времени были автократическими. Считалось, что граждане должны служить интересам общества и государства, а не наоборот.

Готовые работы на аналогичную тему

В средневековой Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее власть захватила церковная доктрина, не могло быть и речи о правах и свободах отдельной личности. Господство богословия признавало лишь обязанности людей перед клерикальной и светской властью.

Эпоха Возрождения вместе с небывалым расцветом культуры и искусства была ознаменована и возвращением к позабытым с античных времен идеалам гуманизма и признания достоинства каждой личности.

Буржуазно-демократические революции, произошедшие в постфеодальной Европе, сделали учение о правовом государстве востребованным. А само возникновение данной идеи означает переход от тоталитаризма к гражданскому обществу.

Как показала история XX века, верховенство закона еще не является безусловной гарантией защиты личных прав и свобод, поскольку нормативные акты могут быть как демократическими, так и авторитарными, легализующими насилие и произвол. Фашистская Германия, например, также позиционировала себя как правовое государство, обеспечивая неукоснительное соблюдение принятых законов. А на самом деле это был откровенный тоталитаризм.

Поэтому главным свойством по-настоящему правового государства является следование общечеловеческим принципам гуманизма, толерантности, защиты демократических прав и свобод.


Социальная основа правового государства

Любое правовое государство имеет социальную, нравственную и экономическую основу. Оно не может существовать без развитого промышленного производства, достатка и благополучия населения, свободы предпринимательской деятельности. Впрочем, немыслимо правовое государство и без демократических институтов управления, законотворчества.

Социальная основа правового государства предполагает соблюдение следующих условий:

  1. наличие гражданского общества;
  2. равенство всех перед законом;
  3. широкий спектр демократических свобод;
  4. возможность реализации творческого и трудового потенциала каждого человека;
  5. гарантированность защиты прав личности.

Еще ни одна страна на практике не сумела полностью реализовать идеал правового государства. Этому мешает недостаточный уровень развития правовой культуры и самосознания населения, наличие экономических проблем, множество разнообразных общественных конфликтов, а также субъективные качества должностных лиц и особенности работы административного аппарата.

Построение правового государства в современной России

Статья 1 Конституции РФ определяет нашу страну как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но это, скорее, декларация идеала, к которому стремится общество, чем объективная реальность. В современной России процесс становления правового государства еще далек от завершения.

Времена СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , правопреемницей которого является наша страна, были ознаменованы массовыми нарушениями прав человека. Дисциплинарные и административные проступки влекли за собой уголовное наказание. За хищение нескольких овощей с колхозного поля крестьянина могли приговорить к многолетнему лишению свободы.

Правовые принципы попирались органами государственной власти Советского Союза в массовом порядке. Законодательством предусматривалась уголовная ответственность для детей и родственников политически репрессированных граждан. На данной основе создавались объекты пенитенциарной системы. Например, в эпоху сталинизма действовал печально известный Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Процесс становления правового государства в современной России идет медленно и противоречиво, сталкиваясь с огромным количеством трудностей. Многих официально декларируемых принципов реализовать пока не удалось, среди них можно перечислить следующие основополагающие моменты:

  1. избиратели лишены реальной возможности лишать полномочий депутатов и других должностных лиц, не оправдавших их доверия;
  2. деятельность органов государственной власти не контролируется общественными институтами;
  3. далеко не все законодательные нормы неукоснительно исполняются;
  4. государство не гарантирует гражданам право на труд;
  5. социальные свободы и права жителей не всегда соблюдаются правоохранительными и административными органами;
  6. по объему имеющихся полномочий законодательная власть заметно уступает исполнительной.

Для построения реального правового государства в России необходимо решить все перечисленные проблемы, привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , преодолеть в массовом сознании населения страны представление о государстве как о карательном органе, чьи интересы не совпадают с нуждами конкретных людей.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: