Как конкретно проявляется социальная ценность права в урегулировании межгосударственных конфликтов

Обновлено: 24.04.2024

Международный конфликт – это политическое противостояние двух и более сторон, которое обусловлено противоречиями в их интересах.

Международные конфликты являются неотъемлемым компонентом мировой политики и системы международных отношений в целом. В их развитии эксперты выделяют четыре основных стадии: осознание несовместимости, рост напряженности, давление без применения военной силы, война.

Международный конфликт отражает собой прямое непосредственно политическое столкновение между государствами. По сути своей он служит одной из форм проявления тех или иных противоречий во взаимоотношениях участников системы международных отношений на стадии значительного их обострения. Стороны конфликта, осознавая необходимость разрешения назревших противоречий, предпринимают взаимные открытые действия друг против друга посредством обращения к использованию всех доступных средств.

Международный конфликт имеют свою особую специфику. Проявляется она в следующих его особенностях:

  • в роли субъектов конфликта выступают государства или их коалиции;
  • межгосударственный конфликт служит продолжением политики стран-участниц;
  • в основе своей межгосударственные конфликты опираются на столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
  • международные конфликты несут в себе опасность массовой гибели людей и оказывают локальное и глобальное влияние на международные отношения.

Для современного мира проблема международных конфликтов является одной из наиболее актуальных. Рассмотрим подробнее предпосылки и причины их возникновения.

Предпосылки и причины возникновения международных конфликтов

В действительности, причины возникновения и развития международных конфликтов весьма разнообразны. В большинстве случаев они связаны с неудовлетворенностью государств своим положением, войнами и террористическими актами. Универсальной, наиболее общей причиной международных конфликтов считается несовместимость претензий сторон в условиях ограниченности возможностей их удовлетворения.

Готовые работы на аналогичную тему

Так или иначе, причиной возникновения международных конфликтов всегда выступают некие противоречия. При этом речь идет именно о противоречиях, а не просто о расхождениях во взглядах, несовпадениях и различиях между сторонами. В то же время, не всякие противоречия ведут к конфликту.

Со временем, по мере исторического развития общества суть противоречий, ведущих к возникновению международных конфликтов, менялась не раз. Так, в XVII веке основной причиной международных конфликтов выступали противоречия в религиозной сфере, а подавляющая часть конфликтов носила именно религиозный характер. Ближе к XVIII веку произошел сдвиг в сторону противоречий в династической власти. XIX столетие было ознаменовано развитием конфликтов на фоне противоречий в национальных интересах государств. В ХХ веке определяющую роль стали играть противоречия идеологического толка между Востоком и Западом. К концу ХХ столетия противоречия в международных отношениях не исчезли вовсе, на смену одним пришли другие, обострились некоторые из страны. В результате крушения биполярной системы стали возникать конфликты на почве сепаратизма и национализма.

В современной научной среде принято выделять следующие основные причины международных конфликтов:

  • конкуренция государств;
  • наличие территориальных притязаний;
  • несовпадение национальных интересов стран;
  • неравномерность распределения природных ресурсов;
  • социальная несправедливость в глобальном масштабе;
  • личная несовместимость руководителей;
  • негативное восприятие сторонами друг друга;
  • глобализация и пр.

Как показывает практика, международные конфликты нередко вырастают из конфликтов региональных (внутренних), особую роль среди которых играют конфликты политические. Политические конфликты могут возникать по различным причинам, будь то религиозная, национальная или расовая неприязнь, несовпадение индивидуальных и общественных интересов, нехватка средств к существованию, непродуманность реализуемой властью политики и пр.

Базовая типология причин международных конфликтов

В рамках современного исторического этапа развития мирового сообщества эксперты в области международных отношений выделяют несколько групп причин возникновения международных конфликтов. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Классификация причин международных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многие исследователи основную опасность для будущего человечества видят в ценностных конфликтах, причины которых кроются к идеологических, религиозных, культурных нормах и традициях. Существенное влияние на увеличение конфликтов оказывает процесс растущей глобализации, автоматически уменьшающей дистанцию между народами и странами и фактически принуждающей их к более тесному сотрудничеству.

Международные конфликты тесно связаны с этническим факторов, который в последние годы наряду с обострением традиционных методов и форм политического соперничества в международных отношениях начинает приобретать все большее значение. Для современных международных конфликтов центральной проблемой нередко становится вопрос сохранения национальной идентичности и ценностей, непосредственно на разрушение которых нацелена политическая агрессия.

Не менее важную роль в современных международных конфликтах играет территориальный фактор. Как показывает история, именно территориальные споры чаще всего оборачиваются войной. Еще одной, весьма распространенной причиной возникновения международных конфликтов выступают причины экономического толка, большая часть которых также связана с глобализацией. Так, например, одной из наиболее распространенных экономических причин конфликтов считается борьба за ресурсы, ведь в будущем их ограниченность достигнет катастрофического уровня. Еще одной причиной может считаться общая неравномерность распределения благ.

Право, регламентирующее все сферы общественной жизни на основе правообразующего интереса, является мощнейшим фактором предотвращения открытых социальных конфликтов. Такое действие осуществляется в силу функции социального контроля, суть которой в подчинении поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Роль права для оптимизации уровня конфликтов состоит в:

  • предотвращении,
  • предупреждении,
  • разрешении конфликтов.

Предотвращение состоит в том, что:

  • право, если оно сформированно на основе правообразующего интереса, резюмирует уже наиболее разумные и типичные способы решения конфликтов, учитывает интересы всех участников правового общения.
  • часто право предписывает обязанности, предусматривающие бесконфликтный способ поведения и недопущения отклонения от нормативного статуса субъектов права.
  • право иерархично, потому предусматривает соподчиненность нормативных правовых актов и органов.

Предупреждение заключается в:

  • устранении его причин,
  • его нормативном урегулировании. Уже в силу самого существования право спасает общество от конфликтогенной, т.е. конфликтопорождающей ситуации насилия и произвола, борьбы всех против всех, что губительно для общества. Конфликт, как и всякое отношение между людьми, регулируется нормами. С Здесь правовые нормы конкурируют с иными социальными нормами. Самое большое значение при регулировании конфликтов имеют нормы нравственности, т.к. всякий конфликт затрагивает вопросы добра и зла, правильного и неправильного и т.д. Нормы права в отличие от иных социальных норм:

- закреплены в актах,

Т.е. правовая оценка конфликта официальна и не может быть изменена под давлением сторон и извне. Т.о. правовое регулирование является наиболее действенным способом разрешения и предупреждения конфликтов.

Объектами воздействия правовой нормы являются:

  • причины конфликта,
  • его развитие,
  • результаты,

последствия конфликта, включая судьбу участников конфликта.

Однако эффективность предупреждения конфликтов остается не высокой в силу того, что:

  • с одной стороны, вмешательство в конфликт социально полезно,
  • с другой, конфликт—частное дело сторон, а предупреждение как форма вмешательства возможно только, когда конфликт перерастает рамки личных или групповых отношений и становится общественно значимым.

Механизм воздействия правовой нормы на конфликт или другую социальную ситуацию по сути воспроизводит механизм правового регулирования со стороны социологии и включает в себя:

  • информационное воздействие, т.к. норма предлагает группе или индивиду варианты поведения, одобряемые государством, и предупреждает о санкции за несоблюдение нормы.
  • ценностное воздействие, т.к. норма диктует ценности, одобряемые обществом и государством.
  • элемент принуждения, т.к. норма обладает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует ее требования. Представляется уместным высказывание, что ничто так не дисциплинирует водителя, как едущая за ним машина ГАИ.

Роль права в разрешении конфликтов состоит в том, что:

  • именно праву принадлежит ключевая роль в системе социальных институтов для урегулирования конфликтов. Для реализации этой функции у него есть специальные средства. Поэтому говорят о «институционализации конфликтов», т.е. создании постоянных или временных форм, в которых ведется борьба сторон, форм, в которых не может быть уничтожения сторон. Институционализация конфликтов в праве осуществляется в рамках конституционного, арбитражного, хозяйственного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства и иных.

В разрешении социальных конфликтов важно соблюсти принципы справедливости. Так, Д.Ролз считает, что хотя общество и представляет собой общественное предприятие во имя взаимной выгоды, но для него характерны конфликты интересов, как, впрочем, и их совпадение. Совпадение интересов заключается в том, что социальная кооперация, сотрудничество делает возможной для всех лучшую жизнь по сравнению с тем, если бы каждый жил сам по себе. Конфликт же заключается в том, что людям небезразлично, как большие выгоды от совместного сотрудничества будут распределены между ними, т.к. они преследуют собственные цели и хотят получить большую долю сами. Вообще идея справедливости, разделяемая большинством населения, составляет основу ценностно-нормативной системы общества и правопорядка.

В разрешении социальных конфликтов также важно не допустить экскалации и применения крайних мер насилия.

  • право юридизирует социальный конфликт. Юридизация социальных конфликтов означает перевод конфликт из неправовой зоны в правовую, преобразование его в правовой спор или спор о праве, четкую формализацию неформального спора. Т.о. общество уходит от неправовой, т.е. не решаемой правовыми средствами ситуации к ситуации, решаемой в рамках правовой нормы, правового процесса, правовых средств обеспечения принятого решения.

Однако бывают случаи, когда право не в состоянии решить спор в силу того, что юридизация конфликта не возможна:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • когда социальные противоречия настолько острые, что общество оказывается уже неспособным решать наиболее принципиальные конфликты правовыми средствами. Для решения таких конфликтов требуется резкий качественный переворот всей социальной системы, т.е. социальная революция. Правом революция игнорируется. А ведь это ломка старой системы права, как не справившейся с решением наиболее значимых проблем общества.
  • когда в обычных, не столь экстремальных обстоятельствах, спор возникает в сферах, не урегулированных правом. Это случается, когда:

- соответствующие отношения не подлежат правовой регуляции в данной исторической обстановке (например, это- сфера морали). В последнее время право все чаще вторгается в сферу морали и религии. Например, в среди других оснований ограничение прав человека по всем основным документам допускается в случае, когда они противоречат справедливым требованиям морали.

- есть пробел в праве, который должен быть устранен.

- действующее законодательство неэффективно, т.е. не способно выполнять свои регулятивные функции. Поэтому уровень конфликтности в определенной сфере общественных отношений по отношению к оптимальному уровню является показателем (не)эффективности действия права.

В демократических обществах с развитым гражданским обществом, где его члены способны объединится для выражения и защиты своих интересов роль посредника между различными конфликтующими группами гражданского общества и государства в лице органов законодательной власти берут на себя политические партии. Функции партий здесь заключаются не просто в выявлении конфликтующих групп и их интересов, а в выявление в этих интересах общезначимых начал, которые могут быть учтены при подготовке законопроектов, чем в корне отличаются от иных объединений, например, корпораций. Т.е. политические партии переводят смысл частных интересов на общегосударственный и общеправовой уровень. Благодаря им социальные конфликты попадают в поле зрения законодателя. Далее поиск правовой формы разрешения конфликта идут через механизмы парламентского представительства технологию избирательного процесса, парламентские процедуры согласования различных интересов.

Условно можно выявить следующие фазы конфликта, которые однако являются факультативными:

исходное положение дел, оценка доконфликтной ситуации, интересы сторон, степень их взаимопонимания. Каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в виде некой проблемы, в разрешении которой важны три момента:

- оценка доконфликтной ситуации, т.е. степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующей ситуации и ее дестабилизации,

- степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск, ради их осуществления,

- восприятие противоположной стороной друг друга и их интересов. Если сторона способна учитывать интересы оппонента, то, как правило, конфликт развертывается мирно и в созидательном направлении.

  • инициирующая сторона- причины и характер ее действий,
  • ответные меры, степень готовности к переговорному процессу, возможность нормального развития и разрешения конфликтов, изменение исходного положения дел.
  • отсутствие взаимопонимания, т.е. понимание интересов противоположной стороны,
  • мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов,
  • использование силы или угрозы силой, демонстрация силы , жертвы насилия,
  • мобилизация контрресурсов, идеологизация конфликта с помощью идеи справедливости и создания образа врага,
  • проникновение конфликта во все структуры и отношения, доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями,
  • тупиковая ситуация, ее саморазрушающее действие,
  • осознание тупиковой ситуации, поиск новых подходов, смена лидеров конфликтующих сторон,
  • переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и пониманием интересов противостоящей стороны,
  • новый этап социального взаимодействия.

Иногда говорят о цене конфликта, которая определяет способ завершения конфликта и выигравшую сторону. По этому критерию различают:

чистые конфликты- в них нет места компромиссу или согласию.

смешанные конфликты- обе стороны могут оказаться в выигрыше.

Выделяют также конфликты:

  • решенные с привлечением внешней силы, например, посредством арбитража,
  • решенные самостоятельно, например, одна из сторон навязала свое мнение другой. Самостоятельно разрешаются также застарелые конфликты, потерявшие актуальность.

Завершение конфликта: обе стороны проигрывают, например, «цена» победы велика, жертвы оказались больше чем полученное благо,

В современной конфликтологии международные конфлик­ты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного на­силия, становятся причиной гибели миллионов людей.

30.1. Особенности межгосударственных конфликтов

В международных конфликтах основными субъектами пре­имущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

• межгосударственные конфликты (обе противостоящие сто­роны представлены государствами или их коалициями);

• национально-освободительные войны (одна из сторон пред­ставлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

• внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства). Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

• их субъектами выступают государства или коалиции;

• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкнове­ние национально-государственных интересов конфликтую­щих сторон;

• межгосударственный конфликт является продолжением по­литики государств-участников;

• современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отноше­ния;

30. Межгосударственные конфликты 391

• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность мас­совой гибели людей в странах-участницах и во всем мире. Виды межгосударственных конфликтов. В основе классифика­ций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

• конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

• конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

• конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

• территориальные конфликты, основанные на территориаль­ных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

• религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рас­смотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формиро-|вания границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и ipyrax странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться штересы соседних этносов и их государственных образований. *Во многих случаях границы проводились без учета района про­живания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических пред-| конфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в

I- Конфликты в различных сферах взаимодействия

Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.

Любой межгосударственный конфликт порождается широ­ким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из веду­щих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

• Переход внутриполитического конфликта в межгосударст­венный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между дру­гими странами по поводу этого конфликта. Примерами мо­гут служить эволюции афганского конфликта в 70 — 80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х годов.

• Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских револю­ций в 1917 г.

• Межгосударственный конфликт может стать одной из при­чин временного урегулирования внутриполитического кон­фликта. Например, в годы Второй мировой войны Движе­ние сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политиче­ских партий.

Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?

• Война не сводится только к вооруженному противоборству и отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религи­озные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, ост­рые политические, идеологические противоречия между го­сударствами.

30. Межгосударственные конфликты 393

• Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.

• В отличие от военного конфликта война является состояни­ем всего общества, участвующего в ней.

• Война оказывает более значительное воздействие на после­дующее развитие государств, международной обстановки.

ЗО.2. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общест­венного развития;

• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

• предотвращение подразумевает максимальное снижение не­гативных последствий потенциальных конфликтов;

• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного на­силия.

Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтовопределяются исходя из принципов демократиче­ского развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).

1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяй­ственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке норвежского политолога И Гальтунга, к 2000 г может достиг­нуть 4000.

394 W- Конфликты в различных сферах взаимодействия

30. Межгосударственные конфликты 395

Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточно­европейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распа­дом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объе­динительные тенденции в этой части мира

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования Главное в содержании этого принципа — признание всеми субъектами международных отношений пра­ва каждого народа на свободный выбор пути развития и недо­пустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития

3. Снижение уровня военного противостояния — непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, пре­жде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социаль­но-экономического прогресса, который поднимет международ­ную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполи­тических конфликтов. Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборони­тельный характер В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и со­трудничества в этих областях

4. Усиление роли международных межправительственных орга­низаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная зада­ча этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы — возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллектив­ные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотвор­ными. Яркий пример — антигитлеровская коалиция в годы Вто­рой мировой войны. Совместные акции государств по выполне­нию решения ООН позволили блокировать агрессивные дейст­вия Ирака по отношению к Кувейту.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых акту­альных. Решение ее гарантирует общецивилизационный про­гресс и способствует предотвращению конфликтов во внутрипо­литической жизни государств.

Выводы

Особенности межгосударственных конфликтов: межгосу­дарственные конфликты порождаются, как правило, ком­плексом причин; они взаимосвязаны с внутриполитически­ми конфликтами; часто межгосударственные конфликты реализуются в виде войны и оказывают значительное влия­ние на международные отношения.

2. Предотвращению межгосударственных конфликтов способ­ствует всеобъемлющая интернационализация жизни миро­вого сообщества во всех сферах, строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли системы международных неправительственных организаций (ООН, СБСЕ и др.).

Вопросы и задания к разделу VI | Ответьте на вопросы

1. В силу действия каких причин возникают супружеские кон­фликты?

2. Что способствует предотвращению конфликтов между ро­дителями и детьми?

Конфликты в различных сферах взаимодействия

3. Возможно ли отсутствие конфликтов между руководителя­ми и подчиненными? Обоснуйте свой ответ. Что может помочь подчиненному разрешить конфликт с ру-

ководителем с минимальными для себя потерями?

Какие факторы способствуют конфликтам между подрост­ками?

6. Назовите основные способы разрешения конфликтов между учителем и учениками.

7. В каких случаях инновация выступает объектом конфликта?

8. Укажите основные механизмы возникновения межгруппо­вых конфликтов.

9. Раскройте основные пути урегулирования производствен­ных конфликтов в современной России.

10. В чем заключается специфика межэтнических конфликтов?

11. Каким образом может происходить нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов?

12. По каким направлениям возможно предотвращение межго­сударственных конфликтов?

1. Разработайте рекомендации по предупреждению конфлик­тов между учителем и учениками.

2. Проведите анализ комплекса причин одного из трудовых конфликтов, который произошел на территории России в поЬледние несколько месяцев.

3. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования и политического манипулирования, кото­рые применялись властными структурами страны в послед­ние годы.

Основы предупреждения конфликтов

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, вни­мательно слушать, спокойно отвечать и переставать го­ворить, когда нечего больше сказать.

Глава \J I

31. Прогнозирование и профилактика конфликтов 399

Особенности межгосударственных конфликтов.

В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого выделяют:

* межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

* национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

* внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства – Грузия, Ю. Осетия).

Специфика межгосударственных конфликтов проявляется в следующем:

* их субъектами выступают государства или коалиции;

* в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

* межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

* современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

* международный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Виды межгосударственных конфликтов.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют конфликты:

* идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к началу ХХI века их острота резко снизилась;

* между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе (Ирак-Иран);

* в которых стороны отстаивают экономические интересы (Англия-Аргентина);

* территориальные, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий (Эфиопия-Эритрея);

* религиозные; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе (Югославия).

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу.

Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе развиваются в бывшей Югославии, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Ираке, Турции и других странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы устанавливались без учета проживания этносов, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в разных государствах. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африки, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ о основу составляют глбразования СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Молдавии и Прибалтики.

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

* переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примером могут служить эволюции афганского конфликта в 70-80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века;

* влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 году;

* межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны движение Сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.

Основные направления предотвращения государственных конфликтов:

1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической деятельности, политической и культурной сферах. Свидетельство тому – существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке норвежского политолога Й. Гальтунга, достигало уже в 2000 году более 4 тысяч.

Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточноевропейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распадом СССР.

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования. Главное в содержании этого принципа – признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижения уровня военного противостояния – непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего ОМП. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижения их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально-экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов.

Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон.

Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер.

В-третьих, в современных условиях , когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развития доверия и сотрудничества в этих областях.

4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких как ООН, ОБСЕ и других в области правового регулирования взаимоотношения стран. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы - возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящие к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример – антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решению ООН позволило блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту. Однако международные организации не смогли предотвратить нападение на Ирак и его оккупацию со стороны США и союзникам по НАТО.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике - сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств

Конфликт – это противоборство двух или более сторон, которые имеют разные, зачастую взаимоисключающие, цели и интересы. Это наиболее острый способ разрешения противоречий.

Конфликт также представляет собой особый тип социального взаимодействия между субъектами, в которое вступают индивиды, группы и организации. Это своего рода часть социального бытия, форма взаимоотношений людей друг с другом. Конфликт обусловлен наличием антагонистических ценностей, норм, интересов и потребностей. Однако ряд конфликтов отличается тем, что их процесс урегулирован нормами права. Главной ценностью права является то, что оно способно управлять поведением людей, регулировать его с помощью системы государственного принуждения. Соответственно, право способно влиять и на социальные конфликты.

Действующее законодательство включает в себя нормы, процедуры, санкции, которые распространяются на всех людей, проживающих на определённой территории. При этом разные отрасли права регулируют различные сферы человеческого бытия:

  • Трудовое право регулирует трудовые правоотношения, то есть отношения, возникающие между работодателем и работниками.
  • Уголовное право регулирует правоотношения, которые возникли между лицом, совершившим преступление, и государством в лице компетентных правоохранительных органов. В связи с совершенным преступлением правонарушитель вынужден нести определённые лишения, вследствие чего и формируется конфликт.
  • Гражданское право регулирует взаимоотношения в личной, имущественной, семейной и других сферах.
  • Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере применения административных норм, взаимодействия с государственными органами и структурами и т.д.
  • Конституционное право регулирует конституционные правоотношения, то есть урегулированные нормами Основного закона. Например, в статье 2 Конституции РФ предусмотрены права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью государства. Исходя из содержания правонарушение представляет собой конфликт между людьми, в котором одна из сторон не соблюдает конституционные права и интересы другой.

Готовые работы на аналогичную тему

Право позволяет управлять социальными конфликтами, разрабатывая особые правила по их урегулированию. Управление правоотношениями осуществляется за счёт применения правовых норм, объединяемых в институты. Контроль в данном случае достигается за счёт применения санкций, которые носят персонализированный характер в публично-правовой сфере, а в частноправовой сфере могут распространяться на группу лиц или на организации.

Конфликтологами достаточно хорошо изучены механизм и формы взаимодействия правовых норм и участников конфликта:

  • При данном взаимодействии право оказывается влияние на индивида, который является частью общества, влияние оказывается со стороны государства. Таким образом, проявляется так называемое воспитательное действие права.
  • Государство путём обозначения запретов вырабатывает также и приемлемые варианты поведения, которые одобряются государством.
  • Правовая норма характеризуется возможностью применения государственного принуждения в отношении тех, кто её нарушает. При нарушении норм права в силу вступает специальный правоприменительный механизм в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц, которые заняты в сфере применения права.
  • Правовое регулирование конфликтов позволяет сделать государственную систему более стабильной, определяя порядок разрешения конфликта, сроки его разрешения, тем самым, право является одной из самых эффективных систем для обеспечения стабильности общества.

Правовые технологии урегулирования конфликтов

Современные технологии урегулирования конфликтов в сфере права опираются на идеи примирения сторон, которые имеют противоположные интересы.

В правовой сфере люди также имеют противоборствующие интересы. Например, когда одно лицо совершает преступление в отношении другого, оно, тем самым, нарушает права и свободы другого человека, посягая на какие-либо сферы его жизни, на охраняемые объекты, на имущество и т.д.

Понятие конфликта связано с процедурой юридического разбирательства. Оно может быть осуществлено в различных формах полицией, налоговой инспекцией, арбитражем, в сфере гражданского и уголовного производства, путём парламентских или иных конституционных процедур.

Когда правоведы говорят о процедуре разрешения конфликтов, все чаще упоминается понятие альтернативной формы разрешении конфликтов. Оно означает не юридические способы решения проблемы. К таким формам относятся переговоры, примирение, посредничество.

Роль права в урегулировании конфликтов

При урегулировании конфликтов одними из норм, которые наиболее часто используются, являются конституционные нормы. Те положения, которые нашли отражение в Конституции России, закреплены также и в иных нормативных актах. По сути, нормативные акты разъясняют те положения, которые закреплены в Основном законе государства. Карающим субъектом является само государство в лице компетентных государственных органов. Конфликты в данной сфере затрагивают различные социальные, общественные, государственные интересы. Например, такое преступление, как терроризм, способно затронуть не только интересы отдельных граждан или групп граждан, а также интересы организаций, деятельность которых прекращается или не возможна в связи с осуществлением теракта. Кроме того, затрагивается безопасность государства, так как целью террористов является оказание влияния на государственные органы с целью заставить их принять какое-либо решение, выгодное для террористов.

Именно поэтому за любые проступки в сфере права предусмотрены правовые меры воздействия на нарушителей. Ведущим субъектом преодоления конфликтов является суд. Однако у судебного производства есть свои особенности, преимущества и недостатки. Так, процедура судопроизводства подробно регламентирована нормативными актами, потому любой человек, обратившись в суд, изучив нормативную базу, может знать процедуру

Также возможно применение арбитражного порядка урегулирования споров, негосударственного порядка, в том числе применение услуг медиатора. Переговоры также являются средством разрешения конфликтов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: