Правовой статус президента рф как высшего должностного лица государства общая характеристика

Обновлено: 25.04.2024

Отдельные положения Конституции закрепляют Конституционно-правовой статус Президента РФ: никаких специальных федеральных законов в этом отношении не существует. В частности, статья 80 главы 4 Конституции РФ содержит следующее определение:

Президент Российской Федерации является главой государства, выступает гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный статус Президента Российской Федерации характеризуется следующей спецификой: Президент не входит в структуру существующих ветвей власти, находясь на особом положении в общей системе высших органов власти. Функции главы государства, также закрепленные конституционно, служат проявлением его особого положения.

Правовой статус Президента РФ, несущего функциональные обязательства главы государства и «арбитра» в государственном аппарате и наделенного широкими полномочиями, вполне оправдан. Россия в силу истории своего развития не владеет демократическими традициями, и усиление правового положения Президента имеет большое значение, в том числе, при проведении реформ.

Функции Президента РФ

Деятельность Президента РФ регламентируется конституционными положениями и соответствующими правовыми актами. Так, на главу государства налагаются следующие обязательства:

  • быть гарантом Конституции, реализации прав и свобод граждан;
  • реализовывать меры по поддержанию стабильности конституционного строя;
  • формулировать базовые стратегии внутренней и внешней политики государства;
  • обеспечивать согласованность взаимодействия существующих органов государственной власти;
  • инициировать применение мер по обеспечению сохранности суверенитета, независимости, целостности страны;
  • обеспечивать реализацию полномочий федеральной власти государства в территориальных границах всей России;
  • быть представителем страны внутри нее и за ее пределами (на международном уровне).

Специфика статуса, которым обладает глава РФ, определяет направленность его действий на координирование и контроль деятельности всех ответвлений власти, как то судебной, законодательной, исполнительной. Задачей в данном случае является создание условий, в которых система сдержек и противовесов будет стабильно эффективна.

Для выполнения указанных задач Президент РФ должен использовать конкретные полномочия, закрепленные законодательно, в каждом из существующих направлений.

Полномочия главы РФ относительно охраны прав и свобод человека и гражданина

В отношении реализации основополагающих личных и гражданских прав и свобод Президент уполномочен:

  • осуществлять решение вопросов, связанных с российским гражданством и предоставлением политического убежища;
  • присуждать государственные награды страны;
  • осуществлять присвоение высших специальных званий, в том числе, высших воинских и почетных;
  • принимать решения о помиловании;
  • инициировать формирование органов-посредников между гражданами страны и главой государства по вопросам сохранности прав и свобод, как то: Уполномоченный по правам ребенка, Совет по развитию гражданского общества и правам человека;
  • определять кандидатуры из числа граждан РФ, обладающих заслугами перед государством и обществом, для вхождения их в состав Общественной палаты;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ относительно создания органов власти государства и согласования их функционирования

По данным вопросам Президент РФ вправе применять следующие полномочия:

  • выносить решение об отставке Правительства РФ;
  • утверждать совместно с Госдумой кандидатуру на пост Председателя Правительства;
  • выполнять функцию Председателя на заседаниях Правительства и Президиума Правительства;
  • назначать кандидатуру на позицию Председателя ЦБ; ставить перед Госдумой вопрос, касающийся снятия с должности Председателя ЦБ;
  • утверждать кандидатуры на должности министров РФ, заместителей Председателя Правительства или освобождать с них;
  • назначать кандидатуры на исполнение функциональных обязанностей судей (Конституционного, Верховного судов); на должности: Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров существующих субъектов РФ, Председателя счетной палаты, а также его заместителя, и, соответственно, вносить предложения о снятии с указанных должностей;
  • осуществить роспуск законодательного органа какого-либо субъекта РФ, в результате деятельности которого был принят нормативно-правовой акт, вступающий в конфликт с действующим законодательством;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ относительно назначения и руководства государственными органами

В отношении функционирования государственных органов Президент РФ владеет следующими правомочиями:

  • производить формирование Администрации Президента РФ;
  • осуществлять функциональное распределение между федеральными органами исполнительной власти, зоной ответственности которых являются вопросы, касающиеся обороны и безопасности, иностранных или внутренних дел, предотвращения ЧС и устранения их последствий, юстиции;
  • утверждать положения, регулирующие деятельность вышеуказанных органов; назначать их руководителей и заместителей руководителей;
  • назначать и снимать с должности дипломатических представителей РФ в иных государствах и международных организациях;
  • учреждать и осуществлять руководство совещательным органом (Государственным советом);
  • назначать на должность полномочных представителей главы государства в федеральных округах, осуществлять руководство их деятельностью;
  • обеспечивать согласованность деятельности Правительства РФ и прочих органов государственной власти;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ в сфере правотворчества

В вопросах правотворчества Президент РФ уполномочен:

  • реализовывать право законодательной инициативы;
  • реализовывать право вето;
  • осуществлять подписание и обнародование федеральных законов;
  • проводить переговоры и осуществлять подписание международных договоров от лица Российской Федерации;
  • осуществлять подписание ратификационных грамот;
  • принимать грамоты (верительные и отзывные) дипломатических представителей;
  • созывать референдум согласно процедуре, закрепленной федеральным конституционным законом;
  • регулировать (в частности, приостанавливать до рассмотрения вопроса соответствующим судом) реализацию нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, если данные акты вступают в конфликт с Конституцией РФ и федеральными законами, предполагают нарушение международных договоренностей или нарушение прав и свобод человека;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ в отношении строительства, обороны и безопасности государства

По указанным вопросам президент РФ вправе:

  • быть участником процесса рассмотрения вопросов о принятии или образовании нового субъекта в составе России;
  • готовить каждый год обращения к Федеральному Собранию РФ, освещающие вопросы положения в стране, внешней и внутренней государственной политики;
  • назначать/освобождать высшее командование Вооруженных Сил России;
  • осуществлять принятие решений по вопросу направления российских войск за пределы России;
  • осуществлять формирование и руководство Совета Безопасности РФ;
  • закреплять государственные программы развития оборонного комплекса, вооружения, проведения различного рода испытаний;
  • реализовывать иные полномочия.

Президент Российской Федерации одновременно с основным функционированием находится на посту Верховного Главнокомандующего ВС РФ и Председателя Совета безопасности РФ. В ситуации угрозы агрессии или прямой агрессии в сторону Российской Федерации, глава государства вправе установить на территории страны (или ее отдельных мест) в зависимости от обстоятельств военное положение или чрезвычайное положение. Установление подобных режимов должно осуществляться согласно порядку, закрепленному специальным федеральным законом, и сопровождаться соответствующим уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы.

Гарантии функционирования Президента РФ

Очевидно, что реализация основ конституционного статуса президент РФ, его обязательства, уровень ответственности его деяний предполагают наличие гарантий стабильности и непрерывности исполнения Президентом РФ своих полномочий. Гарантии в данном смысле обеспечивают соответствующие правовые нормы и неприкосновенность Президента как главы страны.

Закрепленные общие положения относительно порядка избрания Президента РФ (ст.81, Конституция РФ) являются одними из правовых положений, реализующих принцип демократии: глава страны избирается сроком на 6 лет путем всенародных, добровольных, тайных голосований.

Символом власти, которой наделен Президент РФ, служит штандарт или квадратный флаг, на котором изображен государственный герб на фоне цветов флага государства. У штандарта также есть древко, на которое закрепляется скоба с нанесенным именем главы государства и датами его пребывания на этом посту. Данный флаг существует в виде оригинала (хранится в кабинете главы государства) и дубликата (используется для поднятия над резиденцией). Также глава государства владеет Знаком Президента РФ.

Правовой статус Президента России. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства.

Глава государства — это должностное лицо, занимающее особое место в системе органов государства.

В мире существуют три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:

1)президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ);

2)президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);

3)президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида. Президент России, обладая реальными и широкими полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии^ Конституцией РФ и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

1)ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);

2)всенародные прямые выборы;

3)альтернативный характер выборов;

4)недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

5)возможность отрешения его от должности;

6)возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда РФ.

Функции Президента России. Они связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).

Президент— гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам. 2.

Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.). 3.

Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями. 4.

Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой кандидат в президенты идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию РФ, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства. 5.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.

1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их из предложенных Президентом кандидатур. Президент РФ:

а) назначает Председателя Правительства;

б) назначает заместителей Председателя Правительства;

в) назначает министров;

г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

д) принимает решения об отставке Правительства;

е) представляет кандидатуры для назначения на должности судей (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

ж) представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ;

з) представляет кандидатуру Председателя Центрального банка РФ;

и) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

к) формирует Администрацию Президента РФ;

л) назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах, палатах парламента и т. д.;

м) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

н) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации. 2.

Полномочия по отношению к законодательной власти:

а) назначает выборы Государственной Думы и референдум;

б) распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией;

в) вносит законопроекты в Государственную Думу;

г) подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

д) обращается с запросами в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании. 3.

Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к гражданам:

а) решает вопросы гражданства; б) предоставляет политическое убежище;

в) награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

г) осуществляет помилование.

Правотворческие полномочия. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

Порядок выборов Президента России. Он определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Конституция в отличие от ранее действовавшей сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт зарубежных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, интеллектуальных способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт (например, Р. Рейган, Ф. Миттеран и др.). Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хорошо знать страну и ситуацию, в которой она находится. Вот почему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательные объединения. Допускается и самовыдвижение. Для поддержки кандидата в этом случае образуется инициативная группа в количестве не менее 500 человек. Субъекты, вьщвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн подписей избирателей.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.

Прекращение полномочий Президента России. Таковое предусмотрено ст. 92 Конституции. Существует два варианта прекращения полномочий Президента.

Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в случаях:

а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;

б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

в) отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в государственной измене или совершении иного умышленного тяжкого преступления.

Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции (ст. 93), очень сложна. Да это и понятно: речь идет о главе государства, который является лицом страны. Помимо этого смена главы государства — это всегда политическое потрясение для всей страны

Конституционный статус и полномочия Президента Российской Федерации как высшего должностного лица государства. Функции Президента Российской Федерации. Администрация Президента РФ, ее функции и структура.

Правовой статус высшего должностного лица в РФ.

Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.

Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации гла­вой государства в нашей стране является Президент России.

Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

- Президент выступает как глава государства;

- он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;

- Президент является Верховным Главнокомандующим Воо­руженными Силами;

- обладает законодательными и исполнительными полномо­чиями, особенно широкими в сфере исполнительной власти.

Президент Российской Федерации избирается непосредст­венно народом. В его выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция устано­вила срок полномочий Президента Российской Федерации — 4 года, по Конституции 1978 года Глава государства избирался на 5 лет.

Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня из­брания Президента. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет (в то время, как для избрания в Государственную Думу достаточ­но достижения 21 года); постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Максимальный возраст по ныне дей­ствующей Конституции не устанавливается.

В Основном за­коне нашего государства содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение на­правлено против установления власти одного человека на продол­жительный срок, то есть, по сути, против установления авторитар­ного режима в стране. Но Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд.

Полномочия Президента по отношению к Правительству:

- он назначает Председателя Правительства Российской Фе­дерации с согласия Государственной Думы;

- Президент имеет право председательствовать на заседани­ях Правительства, то есть вести заседания, высказываться на них. Он также определяет основные направления внутренней ивнешней политики государства. В данном качестве Президент выступает как глава исполнительной власти;

- Президенту принадлежит право принятия решения об от­ставке Правительства в случаях подачи Правительством заявле­ния об отставке, выражения недоверия Правительству Государ­ственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Пра­вительству. Глава государства имеет право по собственной ини­циативе принять решение об отставке Правительства. В таком случае не требуется согласия Государственной Думы на осво­бождение Председателя Правительства.

Президент России является главой государства, и это определяет его место в системе органов государственной власти. Действующая Конституция ставит институт президентства на первое место среди федераль­ных государственных органов.

Президент Российской Федерации наделен большими реаль­ными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других органов государства, но в то же время, тесно взаимодействует с ними. Президент не подчи­нен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Президент России представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо ветви власти отдельно.

Президент — гарант Консти­туции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, чтобы основные направления внутренней и внешней по­литики нашего государства соответствовали Конституции и фе­деральным законам. Президент обеспечивает должное испол­нение конституционных законов всеми органами государства.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защи­ты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гаран­том конституционных прав личности. В сфере охраны сувере­нитета Глава нашего государства наделен особыми полномочи­ями, например, он единолично принимает решения по введе­нию военного или чрезвычайного положения на территории Рос­сийской Федерации.

В системе органов государственной власти Президент обеспечивает согласованную работу и их взаимодей­ствие, выступает в роли «арбитра», помогая разрешить проти­воречия между государственными органами. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполни­тельной властей, а также федеральных органов и органов госу­дарственной власти субъектов Федерации. Для разрешения раз­ногласий Президент может использовать согласительные про­цедуры.

Президент представляет свою страну как глава госу­дарства во взаимоотношениях федеральных властей с субъекта­ми Федерации, а также выступает от имени Российской Феде­рации в международных отношениях. Заявления Президента не нуждаются в каком-либо утверждении, он действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписы­вать международные договоры России, участвовать в перегово­рах от имени России или поручать это уполномоченным лицам.

Конституция России устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государствен­ной Думы. В его полномочия входит назначение референдума, он наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции России. На Президента возложена обязанность под­писывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функ­ция главы государства, придающая закону обязательную силу.

Конституция России определяет полномочия Президента в области международных отношений. Сфера его деятельности в области внешней политики широка и многопланова. Президент уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории страны и во время пребывания в ино­странном государстве — при этом Глава государства не нужда­ется в специальных полномочиях — он обладает ими по долж­ности.

Как Глава государства Президент принимает веритель­ные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Пре­зидент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона и носят характер установочных документов и рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главноко­мандующего Вооруженными Силами Российской Федерации — он определяет основные направления военной политики нашегогосударства, осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и организациями. К пол­номочиям Президента в данной области относится и издание ука­зов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны страны и многое другое.

Как Вер­ховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обя­зательные для исполнения Вооруженными Силами, другими вой­сками, воинскими формированиями. Управление Вооруженны­ми Силами осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории страны или в ее от­дельных местностях и незамедлительно сообщает палатам Феде­рального Собрания.

Военное положение вводится в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии и пред­ставляет собой особый правовой режим жизни государства. В это время органы государственной власти и местного самоуправле­ния наделяются особыми полномочиями, создаются новые орга­ны управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан так какгосударственная власть сосредотачивается в руках военных со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Президент Российской Федерации решает также вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награж­дает государственными наградами России, присваивает почет­ные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Глава государства — Президент издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные и являются обязательными для исполнения навсей территории Российской Федерации. Издаваемые Президен­том правовые акты не должны противоречить Конституции и фе­деральным законам.

Акты Президента, носящие нормативный ха­рактер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после из официального опубликования. Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает полномочия с истечением срока избрания.

Кон­ституцией предусмотрена возможность досрочного прекраще­ния исполнения полномочий Президента в случаях:

- отставки (по инициативе самого Президента);

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять свои полномочия (по причине не зависящей ни от чьей воли);

- отрешение от должности (по инициативе Федерального Со­брания).

При отставке Президента России или досрочном прекраще­нии его полномочий выборы нового Президента должны состо­ятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. В тех случаях, когда Президент не в состоя­нии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Пред­седатель Правительства Российской Федерации.


Президент России (Российской Федерации) – высшее должностное лицо страны, избранное в ходе всеобщих президентских выборов. Его должность президента считается высшей государственной в РФ. Многие полномочия руководителя страны относятся к категории исполнительной власти, другие приближены к ней. Однако президент не является простым исполнителем, а осуществляет верховное руководство и может влиять на принятие или непринятие тех или иных законов и постановлений. Он осуществляет координацию всех ветвей власти, но при этом не относится ни к одной из них. Также он имеет право распустить Государственную думу.

вертикаль власти в рф

При принятии решений относительно внутренней или внешней политики глава ориентируется на Конституцию РФ. Должность президента Российской Федерации появилась 24.04.1991 года. В соответствии с Конституцией, высшее должностное лицо не может находиться у власти более двух сроков подряд. Что же касается продолжительности пребывания у власти за один период руководства, то она неоднократно менялась, и сейчас сок правления составляет 6 лет. Если кратко, правовой статус президента дает ему достаточно полномочий для принятия различных решений, касающихся внешней и внутренней политики страны.

Первым президентом России был Борис Николаевич Ельцин.

бывший президент ельцин

Правовой статус президента России

Рассматриваемая в статье должность является единственной, которая выбирается в ходе всеобщего голосования, проходящего во всех регионах РФ. Правовому статусу главы государства посвящено большое число статей Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, должность главы позволяет контролировать действия Правительства. Возможности влияния на внутреннюю и внешнюю политику страны у президента довольно велики. Россия – президентская республика и отличается она от парламентской большими полномочиями верховного руководителя.

Глава государства сам выбирает направления внутренней и внешней политики, в то время как в обязанности правительства входит исполнение и претворение в жизнь его указов. Таким образом, правительство и президент не являются независимыми друг от друга властными органами, а работают в общей связке. Высшее должностное лицо имеет право отменять те или иные постановления правительства.

отчет работы правительства

При этом президент не занимается рутинной (аппаратно-управленческой) деятельностью, а стоит во главе исполнительной власти. В то же время председатель правительства только координирует его работу, но не имеет особых властных полномочий.

правительство рф

В права главы государства входит отставка правительства и назначение нового. Правовой статус полномочных представителей президента существенно уже. Он определяется в соответствии с занимаемой ими должностью.

Правовой статус и полномочия президента

Президент также наделен полномочиями осуществлять законодательные инициативы. Они могут касаться любых аспектов общественной жизни. Он может рекомендовать принятие тех или иных законов. В его полномочия входит назначение важных должностных лиц, в том числе в сфере Вооруженных сил. Обладая неприкосновенностью, президент не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности, не обязан являться в суд и т. п. Неприкосновенность действует до момента его отставки.

президент россии

Отрешение президента от должности

Решение о возбуждении дела по импичменту принимает Государственная дума. Причиной может стать гос. измена или особо тяжкое преступление. В этом процессе принимает участие и судебная власть. До сих пор ни одного случая принудительного отстранения высшего должностного лица от власти в нашей стране не отмечено.

Охрана президента

По закону «О государственной охране» глава государства не может отказаться от охранного статуса. Также защите подлежат члены его семьи. После завершения работы на занимаемой должности он остается под охраной пожизненно.

Обязанности президента

Помимо административно-правового статуса, у президента есть и некоторые обязательства. Так, он должен представлять интересы всего народа и всех субъектов РФ. Он не должен отдавать предпочтение только определенным субъектам. То же самое касается и политических партий.

Правовой статус

Глава государства – это высшее должностное лицо с большими полномочиями. Его наличие типично для большинства стран мира. Президент – это первое лицо страны. Он представляет Россию на международной арене. Также он является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. У него есть различные полномочия, особенно в сфере исполнительной власти.

Чтобы стать президентом, необходимо являться гражданином России, возрастом не менее 35 лет. Пока Конституция запрещает избираться одному человеку более 2 сроков подряд, однако разрешает избрание на третий срок после перерыва. Президент не отчитывается перед другими органами власти и юридически независим от них.

кремль россии

Согласно Конституции, глава государства является гарантом защиты прав и свобод человека, являющегося гражданином Российской Федерации. Он наделен особыми полномочиями в области охраны суверенитета страны. Он помогает решать разногласия между государственными органами. Особенно это касается взаимоотношений законодательной и исполнительной власти, федеральных и региональных органов.

Основные черты правового статуса

  • Глава Российской федерации является главным гарантом Конституции страны, а также свобод и прав ее жителей.
  • Президент занимает особое положение в системе органов власти, будучи главой государства и не входя ни в одну из них.
  • Глава государства согласовывает деятельность органов гос. власти РФ, охраняет суверенитет и независимость страны, а также ее целостность.
  • Президент представляет державу на международной арене.
  • Глава государства выбирает основные направления как во внешней, так и во внутренней политике государства.

Как проходят выборы президента Российской Федерации?

Порядок проведения выборов главы государства прописан в статье № 81 Конституции России, а также специальным законом от 10.01.2003 г. (с дополнениями и изменениями). Сейчас президент выбирается на 6 лет путем тайного голосования, на которое имеет право каждый гражданин РФ. По закону, чтобы баллотироваться на этот пост, человек должен постоянно проживать на территории страны в течение срока от 10 лет.

Выдвинуть кандидатуру может либо прошедшая в думу политическая партия, либо инициативная группа избирателей, численностью как минимум 500 человек. В первом случае подписи не требуются, а во втором их необходимо собрать в количестве не менее 2 миллионов.

Человек, баллотирующийся на пост президента страны, должен подать в ЦИК информацию о доходах и имуществе, в том числе членов семьи за последние 2 года. Чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны участвовать как минимум 2 кандидата. Явка должна быть больше 50 процентов.

Кандидат, получивший более 50 % голосов пришедших на выборы избирателей, автоматически становится главой государства. Если эта цифра ни у одного из кандидатов не достигнута, то проводится второй тур голосования, в котором участвуют 2 кандидата, набравших больше всего голосов. Требования для второго тура гораздо мягче: избранным будет тот кандидат, который наберет голосов больше.

Вступление в должность президента РФ

Вступление в должность – это транслируемая федеральными СМИ церемония, когда выбранный кандидат приносит присягу в торжественной обстановке. В этот же день должны быть прекращены полномочия предыдущего президента.

государственная дума

Прекращение пребывания на должности президента возможно при стойком ухудшении состоянии здоровья, ведущем к неспособности выполнять возложенные на главу государства обязанности. А также добровольная отставка или отрешение от должности. Последнее возможно после следующих процедур:

  • Инициация процесса депутатами в количестве как минимум 1/3 от их общего числа.
  • Формирование специальной комиссии.
  • Выдвижение обвинения в адрес президента, которое должны поддержать как минимум 2/3 от общего числа депутатов.
  • Заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
  • Одобрение Советом Федерации в количестве не менее 2/3 его членов.

На весь этот процесс должно быть потрачено не более трех месяцев.

Заключение

Таким образом, правовой статус президента РФ дает ему возможность принимать решения как законодательного, так и исполнительного характера. В большей степени он наделен полномочиями исполнительной власти. Президент является главным должностным лицом и главным ответственным за ситуацию в стране. Он контролирует и направляет деятельность правительства, наделен правом назначения должностных лиц на высшие государственные посты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: