Признание и исполнение решений иностранных судов в мчп рб

Обновлено: 28.04.2024

При разрешении спора по существу международный арбитражный суд принимает решение, которое в том числе может быть вынесено по каждому из выдвинутых требований отдельно, объединенных в одном деле.

В помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает решение, могут находиться только лица, входящие в состав арбитражного суда, рассматривающего дело, иначе говоря, арбитры. Запрещается доступ в это помещение других лиц, а также другие способы общения с лицами, входящими в состав суда.

При принятии решения арбитражный суд:
— оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений;
— определяет, какие из обстоятельств, имеющих значение для дела, установлены, а какие нет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу;
— устанавливает право и обязанности лиц, участвующих в деле;
— решает, подлежит ли иск удовлетворению;
— решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения;
— при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения;
— определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств;
— распределяет судебные расходы;
— решает иные вопросы, возникшие в ходе арбитражного разбирательства.

Можно выделить следующие виды арбитражных решений:
— окончательное решение, то есть решение, которое заканчивает арбитражное разбирательство; решение, касающееся всех претензий по существу. Такое решение исключает в дальнейшем юрисдикцию международного арбитражного суда по спору с аналогичными сторонами и предметом;
— частичные решения, то есть решения, которые дают окончательный ответ по части претензий и оставляют оставшиеся требования на следующий этап арбитражного процесса;
— предварительные решения, иногда также называемые промежуточными, которые решают предварительные вопросы, необходимые для устранения требования сторон, такие как: является ли иск ограниченным по времени, по какому праву регулируется существо спора или вопросы об ответственности сторон;
— решения, касающиеся затрат, то есть вознаграждения, определяющего сумму и распределение арбитражных расходов.

Под признанием иностранного судебного решения следует понимать придание ему свойств вступившего в законную силу внутригосударственного судебного решения. Приведение в исполнение иностранного судебного решения следует рассматривать как непосредственную реализацию иностранного судебного решения путем применения к должнику предусмотренных процессуальным законодательством мер принудительного характера.

В международном частном праве исполнение иностранных арбитражных решений допускается по двум основаниям: во-первых, по нормам внутреннего (национального) законодательства; во-вторых, в силу международного договора. Таким образом, рассмотрим данную проблему в двух направлениях: международном и национальном.

Основным документом международного характера является Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года (далее — Нью-Йоркская конвенция). «Всегда отмечалось, что Нью-Йоркская конвенция является основным монолитом, на котором строится международный коммерческий арбитраж. 159 стран ратифицировали эту конвенцию». Таким образом, принимая данную конвенцию, страны признают иностранные арбитражные решения.

Принятием Нью-Йоркской конвенции достигнут определенный прогресс в отношении условий для признания и исполнения иностранных арбитражных решений. Она регулирует исключительно арбитражные решения и арбитражные соглашения; по Конвенции необязательно, чтобы решение было окончательным, оно должно быть только обязательным.

Каждое государство — участник Нью-Йоркской конвенции приводит в исполнение иностранные арбитражные решения в соответствии со своим процессуальным правом. Нью-Йоркская конвенция установила правило, согласно которому сторона, ходатайствующая об исполнении иностранного арбитражного решения, должна представить:
а) подлинное арбитражное решение или его должным образом заверенную копию;
б) подлинное арбитражное соглашение или его должным образом заверенную копию.

Данная конвенция также предусматривает перечень оснований, при наличии которых в исполнении решения может быть отказано. В ст. 5 указано, что в исполнении арбитражного решения может быть отказано,
если будет доказано, что:
а) в соответствии с применимым правом стороны арбитражного соглашения являлись недееспособными;
б) арбитражное соглашение является недействительным по праву, которому стороны подчинили данное соглашение;
в) сторона, против которой было вынесено решение, не была должным образом уведомлена о разбирательстве, назначении арбитра и т.д.;
г) решение вынесено по спору, который не является предметом арбитражного соглашения;
д) состав арбитража или арбитражная процедура не соответствовали применимому праву;
е) решение не стало окончательным для сторон или было приостановлено национальным судом.

Кроме того, суд, на территории которого исполняется решение, имеет два основания для отказа исполнения арбитражного решения:
а) объект спора не является предметом арбитражного разбирательства по закону этой страны;
б) исполнение данного решения противоречит публичному порядку данной страны.

Аналогичные основания можно найти в ст. 34 Типового закона Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли «О международном торговом арбитраже» от 21.06.1985.

Теперь рассмотрим признание и приведение в исполнение на территории Республики Беларусь иностранных арбитражных решений и арбитражных решений белорусских судов на территории иностранного государства.

После того как арбитражное решение вынесено (и в него при необходимости внесены исправления), у проигравшей арбитраж стороны (а это может быть не только ответчик, но и истец в случае, если в удовлетворении его требований отказано и решением арбитража с него взыскиваются понесенные ответчиком расходы) есть три варианта действий:

1) исполнить арбитражное решение добровольно;

2) оспаривать арбитражное решение;

3) препятствовать его приведению в исполнение.

В зависимости от поведения проигравшей стороны взыскатель определяет последовательность и содержание своих действий. Прежде чем перейти к анализу возможных вариантов и судебной практики, отметим, что на Западе абсолютное большинство арбитражных решений исполняется добровольно и безотлагательно, иначе компании портят свою отчетность и рискуют переплатить большие деньги на процентах

Вопросы отмены арбитражных решений регулируются национальным законодательством государства, на чьей территории вынесено соответствующее решение, причем таким национальным законодательством регулируется и процедура отмены международных арбитражных решений и, собственно, основания для их отмены.

Рассмотрим порядок приведения в исполнение решений иностранных арбитражных судов на территории Республики Беларусь. Решения иностранных международных арбитражных судов исполняются в соответствии с приложением 4 к ГПК и гл. 28 ХПК.

Вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного арбитража рассматривается по ходатайству взыскателя по месту нахождения (жительства) должника, а если должник не имеет места нахождения (жительства) в Республике Беларусь либо его место нахождения (жительства) неизвестно — по месту нахождения его имущества .

Ходатайства о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений иностранных судов так же, как и возражения заинтересованных лиц против их признания, в предусмотренных законом или международным договором Республики Беларусь случаях рассматриваются областными, Минским городским судами, экономическими судами областей (города Минска) по месту жительства (нахождения) должника либо в случаях, предусмотренных ст. 2 приложения 4 ГПК, ст. 246 ХПК, по месту нахождения его имущества .

Статья 246 ХПК предусматривает перечень элементов, обязательных для внесения в заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.

Проанализируем практику приведения в исполнение иностранных арбитражных решений судами Республики Беларусь.

Так, кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассмотрела кассационную жалобу совместного общества с ограниченной ответственностью «А» на определение хозяйственного суда Витебской области от 04.02.2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Б» (Латвийская Республика) о признании и приведении в исполнение решения Рижского международного арбитражного суда от 26.01.2007 по иску общества с ограниченной ответственностью «Б» к совместному обществу с ограниченной ответственностью «А» о взыскании 46136,14 латвийских латов долга, пеней и процентов, а также 1050,34 латвийских латов арбитражных расходов.

Определением хозяйственного суда Витебской области от 04.02.2008 удовлетворено заявление ООО «Б» о признании и приведении в исполнение решения Рижского международного арбитражного суда от 26.01.2007 по иску общества с ограниченной ответственностью «Б» к совместному обществу с ограниченной ответственностью «А» о взыскании 46136,14 латвийских латов долга, пеней и процентов, а также 1050,34 латвийских латов арбитражных расходов.

Апелляционной инстанцией хозяйственного суда Витебской области дело не пересматривалось.

СООО «А» обратилось в Высший Хозяйственный суд с кассационной жалобой, в которой просит определение хозяйственного суда от 04.02.2008 отменить, как вынесенное с нарушением норм процессуального права. По мнению заявителя, должник не был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении заявления ООО «Б», что лишило его права представлять свои интересы в суде первой инстанции. В судебном заседании представитель СООО «А» доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.

Представитель ООО «Б» считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь постановила: определение хозяйственного суда Витебской области от 04.02.2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу СООО «А» — без удовлетворения *(постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.06.2008 (дело N 1-12/08/596К)).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что суды Республики Беларусь активно рассматривают такие дела, а белорусское законодательство в области международного коммерческого арбитража создает все условия, чтобы такие решения были законными и справедливыми.

Отечественное законодательство четко различает порядок признания и исполнения иностранных арбитражных решений, т.е. решений, вынесенных за пределами Республики Беларусь , и порядок исполнения решений институциональных арбитражей и арбитражей ad hoc, вынесенных на территории Республики Беларусь. Последние в соответствии с белорусским законодательством являются внутренними арбитражными решениями, они не требуют признания в Республике Беларусь, при решении вопроса об их исполнении не применяется Нью-Йоркская конвенция.

Национальное законодательство Республики Беларусь в области международного коммерческого арбитража можно назвать соответствующим международным стандартам. На территории Беларуси успешно функционирует МАС при БелТПП, к которому обращаются как белорусские, так и иностранные субъекты хозяйствования. Национальные суды также ведут активную работу в области коммерческого арбитража, осуществляя рассмотрение дел о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

В Республике Беларусь признаются и исполняются решения иностранных судов, если это предусмотрено международным договором Республики Беларусь либо на основе принципа взаимности. Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются как в силу международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь, так и в случаях, если такое признание предусмотрено ее законодательством. Вопросы признания и исполнения решений иностранных судов на территории Республики Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ГПК), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ХПК), многосторонними и двусторонними международными договорами Республики Беларусь. Если международным договором, одной из сторон которого является Республика Беларусь, установлены иные, по сравнению с национальным законодательством, нормы, суд при рассмотрении ходатайств (заявлений) применяет положения международного договора (статья 543 ГПК и статья 247 ХПК). Процессуальной формой обращения в суды Республики Беларусь является ходатайство (в случае обращения в суд общей юрисдикции, Приложение 4 к ГПК) либо заявление (в случае обращения в экономический суд, глава 28 ХПК). Ходатайства (заявления) о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, так же как и возражения заинтересованных лиц против их признания, в предусмотренных законом или международным договором Республики Беларусь случаях рассматриваются областными, Минским городским судами, экономическими судами областей (города Минска) по месту жительства (нахождения) должника либо в случаях, предусмотренных статьей 2 Приложения 4 к ГПК, статьей 246 ХПК, по месту нахождения его имущества. При рассмотрении ходатайства (заявления) суд Республики Беларусь ограничивается установлением того, что условия международного договора соблюдены. Давать оценку законности и обоснованности решения иностранного суда суд Республики Беларусь не вправе. Перечень оснований для отказа в признании и исполнении решений иностранных судов установлен статьей 5 Приложения 4 к ГПК, статьей 248 ХПК и международными договорами Республики Беларусь. Если применяемый международный договор содержит иные, по сравнению с процессуальным законодательством, основания для отказа в признании решения иностранного суда, суду следует руководствоваться перечнем международного договора. Одним из оснований для отказа в признании и исполнении решений иностранных судов является то обстоятельство, что сторона, против которой вынесено решение, не принявшая участия в процессе, не была извещена о рассмотрении дела своевременно и в надлежащей форме. Сведения о своевременном и надлежащем вручении должнику (заинтересованному лицу) вызова в суд представляет орган или лицо, которые обратились с ходатайством (заявлением) о признании и исполнении решения иностранного суда либо с возражением против признания. В случае необходимости суд, рассматривающий ходатайство (заявление), возражение, вправе истребовать дополнительные доказательства своевременного и надлежащего извещения должника (заинтересованного лица). При проверке надлежащего порядка извещения применяются положения законодательства о судебной корреспонденции договаривающейся стороны, на территории которой было вынесено решение, а также положения Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, заключенной в г. Гааге 15 ноября 1965 года, и Конвенции по вопросам гражданского процесса, заключенной в г. Гааге 1 марта 1954 года, в зависимости от того, участницей какой из названных Конвенций является договаривающаяся сторона. Порядок извещения может быть определен и двусторонними международными договорами Республики Беларусь. Обсуждая вопрос о своевременности вручения должнику вызова в иностранный суд, необходимо проверять, был ли он уведомлен с таким расчетом, чтобы имел достаточно времени для подготовки к делу, а также явки в суд. Решение иностранного суда может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет с момента вступления его в законную силу (статья 561 ГПК, статья 250 ХПК), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству взыскателя, если причины пропуска будут признаны уважительными (часть первая статьи 468 ГПК, часть вторая статьи 250 ХПК). Обращение с ходатайством о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда о взыскании алиментов является правом взыскателя, не ограниченным трехлетним сроком давности принудительного исполнения, и может быть реализовано в любой период времени, на который присуждены алименты. Ходатайства (заявления) о признании и исполнении решений иностранных судов, а также возражения против их признания рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением о времени и месте судебного разбирательства должника (заинтересованного лица), а в случаях, установленных законодательством, — и взыскателя. Их неявка в судебное заседание без уважительных причин не является препятствием к рассмотрению дела. В ходе судебного разбирательства суд устанавливает наличие либо отсутствие оснований для отказа в признании решения иностранного суда, в том числе заслушивает объяснения должника (заинтересованного лица), исследует представленные документы. Обязанность представления доказательств лежит на должнике (заинтересованном лице). По ходатайству должника (заинтересованного лица) или его представителя суд вправе истребовать дополнительные сведения, относящиеся к установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения вопроса о признании и исполнении решения иностранного суда. По существу поступившего ходатайства (заявления, возражения) суд выносит мотивированное определение, отвечающее соответственно требованиям статьи 320 ГПК и статей 213, 249 ХПК. В определении должны содержаться, в частности: сущность ходатайства (заявления, возражения), имя (наименование) и место жительства (нахождения) должника, вывод о результатах рассмотрения ходатайства (заявления, возражения) и его обоснование, указание о выдаче исполнительного документа (если иное не предусмотрено законодательством или международным договором Республики Беларусь), срок и порядок обжалования (опротестования) определения. Исполнительное производство осуществляется в порядке, предусмотренном для решений судов Республики Беларусь. В качестве исполнительного документа выдается судебный приказ (исполнительный лист). 10.12.2017

Добавить комментарий

Контакты технической поддержки сайта help.itg-soft.by

Политика БРКА в отношении персональных данных Правила работы интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" Правила пользования сайтом Белорусской республиканской коллегии адвокатов

Белорусская республиканская коллегия адвокатов

220005, г.Минск,
ул. В.Хоружей, 3
тел.+375(17)3708010
e-mail: info@rka.by

Исключительные права на сайт в целом, в том числе дизайн, интерфейс, базы данных, программное обеспечение принадлежат Белорусской республиканской коллегии адвокатов.

Адвокатское бюро REVERA провело онлайн-конференцию, на которой рассматривалась специфика судебной системы Беларуси, России, Латвии, Литвы и Украины. В качестве лекторов выступили эксперты в области разрешения споров. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные вопросы конференции.

Сроки, стоимость судебного процесса и расходы на юриста

Электронное правосудие

Через систему «Мой арбитр» в арбитражных судах.

— TAR – реестр правовых актов;

Признание и исполнение иностранных арбитражных и судебных решений

В России для признания иностранных арбитражных решений руководствуются Нью-йоркской конвенцией 1958 года. В стране вправе рассматривать споры только постоянно действующие арбитражные учреждения, получившие разрешение Минюста на администрирование арбитража в России.

Иностранные судебные решения признаются на основании международных соглашений либо принципа взаимности. В странах СНГ действует Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 года и Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В России нет негосударственных судебных приставов. Это приводит к перегруженности судебных приставов и неэффективному исполнению судебных актов.

— денежное требование можно исполнить путем обращения с исполнительным документом в банк;

— сведения о счетах должника истец может получить в Федеральной налоговой службе;

— возможен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество через исполнительную надпись нотариуса.

В Литве признание иностранных арбитражных решений осуществляется на основании Нью-йоркской конвенции 1958 года и Закона Литвы о коммерческом арбитраже от 02.04.1996.

Признание иностранных судебных решений стран – членов ЕС осуществляется на основании Регламента ЕС 1215/2012 Европейского парламента и Совета ЕС. Стран, с которыми Литва заключила соглашения о правовой помощи, – на основании таких соглашений. Остальные страны применяют ГПК Литвы.

Вопросы признания иностранных судебных и арбитражных решений рассматривает Литовский апелляционный суд. Есть возможность подать кассационную жалобу в Верховный Суд, однако действуют некоторые ограничения. Верховный Суд рассматривает дела, в которых поднимаются вопросы формирования новой или уточнения имеющейся судебной практики, основополагающие вопросы трактования материальных и процессуальных норм; юридические, а не фактические стороны вопроса.

Здесь исполнительный процесс стоит начинать после предварительной комплексной проверки платежеспособности должника. Например, нужно проверить наличие судебных процессов, имущества, информацию о смене управляющих органов должника и о невыплатах по задолженностям. Частные судебные исполнители назначаются Минюстом и ведут индивидуальную деятельность.

В Латвии при признании решений иностранных арбитражных судов руководствуются Нью-йоркской конвенцией 1958 года и Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 года. На основании последней исполняются отмененные по причине несоответствия публичному порядку решения российских арбитражных судов.

При признании и исполнении иностранных судебных решений применяют международные двусторонние договоры о правовой помощи и ГПК Латвии. Признание и исполнение решений считается правовой помощью, а в ее оказании могут отказать в случае противоречия публичному порядку страны, где признается данное решение. Тогда оговорка о публичном порядке может использоваться как основание для отказа в признании решения суда.

Исполнительная система состоит из судебных приставов, которые не являются госслужащими. До начала исполнительного процесса важно оценить материальное состояние должника и перспективы исполнения решения. В противном случае возникнут траты на вознаграждение судебному исполнителю.

Кризис неплатежей, уклонение от погашения долга

Россия с апреля 2020 года до 06.10.2020 ввела мораторий на банкротство. Однако есть инициатива по его продлению. Мораторий распространяется на компании наиболее пострадавших отраслей экономики, системообразующие организации; ограничивает исполнение ряда обязательств и предъявление требований к должнику. При этом должник может отказаться от распространения на него моратория.

Часто должники уклоняются от уплаты долга путем формирования искусственной задолженности и вывода активов. Бороться с созданием искусственного долга можно, например, путем признания кредитором заключенных должником сделок ничтожными по основаниям мнимости и (или) злоупотребления правом с целью причинения вреда кредитору.

В Литве во время карантина государственная налоговая инспекция объявила список пострадавших от него компаний. Они получили налоговые льготы, рассрочку уплаты налогов, им не насчитывали пени за неисполнение налоговых обязательств. Важно, что задолженность таких компаний перед налоговой и отделом соцстраха не афишировалась. Из-за этого стало трудно узнать имущественное положение должника.

Во время карантина действовал мораторий на возбуждение кредитором процедуры банкротства. Начатые процедуры реструктуризации нельзя было прекратить в течение карантинного периода и трех месяцев после его окончания. Такой подход помогает должникам избежать выполнения долговых обязательств.

Латвия тоже ввела мораторий на подачу заявлений о неплатежеспособности. Чтобы уклониться от погашения долга, недобросовестные должники создают искусственные задолженности и кредиторов, а также выводят активы. Поэтому кредитору нельзя быть пассивным. Нужно оспаривать сделки должника, следить за его состоянием, использовать обеспечительные меры и т.д.

Определенность и стабильность судебной практики

В Беларуси судебные постановления не имеют характера прецедента и не создают указаний при разрешении подобных споров. Постановления Пленума и Президиума Верховного Суда и обзоры его практики, практика судов кассационной инстанции – ориентир для юристов. Если существует несколько схожих решений судов первой инстанции, суды кассационной инстанции, как правило, придерживаются сложившейся практики.

В России суды вправе ссылаться на разъяснения Пленума Верховного Суда и обзоры его судебной практики. Законодательно обязанность не закрепляется, но фактически стороны и суды ссылаются на решения Верховного Суда по конкретным делам. Суды регионов ориентируется на практику суда округа.

В Украине выводы по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, обязательны для всех субъектов властных полномочий и учитываются другими судами при применении этих норм, однако имеют рекомендательный характер.

В Латвии прецедентного права нет. Но существует юдикатура – совокупность решений Сената Верховного Суда, которая публикуется и которую нужно знать. На юдикатуру официально ссылаются стороны и суды. При этом ее неправильное применение грозит адвокатам гражданско-правовой ответственностью. С них взыскиваются убытки из-за неправильного ведения дела в противовес существующей юдикатуре.


Признание и приведение в исполнение иностранного арбитражного или судебного решения является особой процедурой, требующей знания как национального законодательства, так и международных договоров (например, Нью-Йоркской конвенции о признании приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.). Прохождение данной процедуры сопряжено с необходимостью представления белорусскому суду документов иностранного происхождения в надлежащей форме. Это требует от адвоката не только отличного знания норм международного гражданского процесса, арбитража, но и прекрасного владения иностранными языками. Адвокат свободно владеет русским, английским, итальянским и французским языками. Он является автором многочисленных статей и монографий в области международного частного права, международного гражданского процесса, международного коммерческого и спортивного арбитража (со списком публикаций можно ознакомиться здесь). Александр Данилевич является кандидатом юридических наук (диссертация на тему «Решение международного арбитражного суда»), преподает международное арбитражное право и международный гражданский процесс в Белорусском государственном университете.

Ниже приведена краткая информация в отношении признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных и судебных решений в Беларуси.

Наличие оснований для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных и судебных решений

Решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения признаются и приводятся в исполнение судами Республики Беларусь, если это предусмотрено международным договором Республики Беларусь, либо на основе принципа взаимности.

В случае иностранных арбитражных решений таким международным договором является Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключенная в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 года (далее – Нью-Йоркская конвенция) [1] ). Кроме того, Беларусь является участницей Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.) (далее – Европейская конвенция) [2] .

Решения иностранных судов признаются и исполняются в Беларуси на основании таких многосторонних международных договоров как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Минске 22 января 1993 года (далее – Минская конвенция) [3] , Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 года (далее – Кишиневская конвенция) [4] , Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное в г. Киеве 20 марта 1992 года (далее – Киевское соглашение) [5] .

Кроме того, Беларусь является участницей многочисленных двухсторонних договоров о правовой помощи, которые также предусматривают возможность признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений. Двухсторонние договоры о правовой помощи действуют между Беларусью и Литвой, Латвией, Польшей, Китаем, Вьетнамом, Ираном, Болгарией, Сербией, Венгрией, Италией, Словакией, Чехией, Кипром, Кубой, Индией, Венесуэлой, Финляндией, Сирией, Шри-Ланкой, Объединенными Арабскими Эмиратами.

В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации, совершенным в г. Москве 17 января 2001 года, судебные акты компетентных судов сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Иными словами, в том случае, если решение вынесено на территории Российской Федерации для его исполнения субъект хозяйствования может обращаться напрямую в банк, в котором у должника открыт счет, либо (если сведения об открытых счетах отсутствуют, либо списанных средств недостаточно) в органы принудительного исполнения Беларуси.

В том случае, если между Беларусью и государством, в котором было вынесено соответствующее арбитражное или судебное решение, не действует какое-либо международное соглашение, предусматривающее возможность его признания и принудительного исполнения, признание и принудительное исполнение возможно на основе принципа взаимности. Принцип взаимности предполагается. Это означает, что иностранное судебное или арбитражное решение может быть исполнено на территории Беларуси даже при отсутствии сведений о практике признания и приведения в исполнение решений белорусских судов на территории соответствующего государства. Принцип взаимности применяется судом вне зависимости от наличия согласия должника на ее применение.

Срок на обращение

Решение иностранного может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок не более 3 лет со дня вступления его в законную силу. Если указанный срок пропущен, он может быть восстановлен экономическим судом по ходатайству взыскателя в том случае, если признает причины пропуска срока уважительными.
Иностранное арбитражное решение, предъявляемое к исполнению на основании Нью-Йоркской конвенции, может быть исполнено и по истечении срока давности в 3 года.

Требования к документам

К заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, подаваемому в экономический суд Беларуси прилагаются (если иное не установлено международным договором):

  • надлежащим образом удостоверенная копия решения иностранного суда;
  • надлежащим образом удостоверенный документ, подтверждающий вступление решения иностранного суда в законную силу или подтверждающий, что оно подлежит исполнению до его вступления в законную силу (если это не указано в тексте решения);
  • надлежащим образом удостоверенный документ, подтверждающий, что должник был своевременно извещен надлежащим образом о разбирательстве дела в иностранном суде, о признании и приведении в исполнение решения которого ходатайствует взыскатель;
  • надлежащим образом удостоверенные доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
  • документ, подтверждающий направление должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;
  • надлежащим образом удостоверенный перевод документов, указанных выше.

К заявлению о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, подаваемому в экономический суд Беларуси прилагаются (если иное не установлено международным договором):

  • надлежащим образом удостоверенное подлинное иностранное арбитражное решение или его надлежащим образом удостоверенная копия;
  • подлинное соглашение об арбитражном разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;
  • надлежащим образом удостоверенный перевод документов, указанных выше.

К заявлениям о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения прилагается также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Документы, указанные признаются надлежащим образом удостоверенными, если они подтверждены консульской легализацией либо апостилем (если иное не установлено международным договором). Документы также должны сопровождаться надлежащим образом заверенным их переводом на русский или белорусский языки. При этом перевод должен быть осуществлен компетентным органом (лицом) (например, Торгово-промышленной палатой).

Процедура

Дела о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных и судебных решений по коммерческим спорам рассматриваются экономическими судами Беларуси по месту нахождения должника. В том случае, если место нахождения должника неизвестно, заявление подается по месту нахождения имущества должника.
Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются в письменной форме и должны быть подписаны взыскателем или его представителем.
Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения рассматриваются в судебном заседании в срок не более одного месяца со дня их поступления в экономический суд.

При рассмотрении дела экономический суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения путем исследования доказательств обоснования заявленных требований и возражений, представленных в суд, рассматривающий экономические дела.

При рассмотрении дела суд, рассматривающий экономические дела, не вправе пересматривать решение иностранного суда, иностранное арбитражное решение по существу.

Основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного решения

Экономический суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда в целом или его части, если:

  • решение по праву государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу, если международный договор Беларуси не допускает признания и приведения в исполнение решения до его вступления в законную силу;
  • сторона, против которой принято решение, не была своевременно извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения;
  • рассмотрение дела в соответствии с законодательством или международным договором Беларуси относится к исключительной компетенции суда в Республике Беларусь;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда в Беларуси, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • на рассмотрении суда в Беларуси находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или если суд в Республике Беларусь первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом;
  • исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Беларуси.

В случае, если иностранное арбитражное решение предъявляется к исполнению на основании Нью-Йоркской конвенции, экономический суд применяет основания для отказа, установленные статьей V Нью-Йоркской конвенции:
«1. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентной власти по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что:

  • стороны в соглашении, указанном в статье II, были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания — по закону страны, где решение было вынесено, или
  • сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения, или
  • указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение, или
  • состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж, или
  • решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.

2. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентная власть страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что:

  • объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны, или
  • признание и приведение в исполнение этого решения противоречат публичному порядку этой страны».

[1] Странами-участницами Нью-Йоркской конвенции по состоянию на 28.12.2017 являются следующие государства: Афганистан, Албания, Алжир, Андорра, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Австралия, Австрия, Азербайджан, Багамские Острова, Бахрейн, Бангладеш, Барбадос, Беларусь, Бельгия, Бенин, Бутан, Боливия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Болгария, Буркина-Фасо, Бурунди, Камбоджа, Камерун, Канада, Центральноафриканская Республика, Чили, Китай, Колумбия, Коморские Острова, Острова Кука, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Хорватия, Куба, Кипр, Чехия, Демократическая Республика Конго, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Сальвадор, Эстония, Фиджи, Финляндия, Франция, Габон, Грузия, Германия, Гана, Греция, Гватемала, Гвинея, Гайана, Гаити, Святой Престол, Гондурас, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия, Иран (Исламская Республика), Ирландия, Израиль, Италия, Ямайка, Япония, Иордания, Казахстан, Кения, Кувейт, Кыргызстан, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Латвия, Ливан, Лесото, Либерия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мадагаскар, Малайзия, Мали, Мальта, Маршалловы Острова, Мавритания, Маврикий, Мексика, Монако, Монголия, Черногория, Марокко, Мозамбик, Мьянма, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Нигер, Нигерия, Норвегия, Оман, Пакистан, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Республика Корея, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Руанда, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Государство Палестина, Швеция, Швейцария, Сирийская Арабская Республика, Таджикистан, Таиланд, бывшая югославская Республика Македония, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенная Республика Танзания, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Узбекистан, Венесуэла (Боливарианская Республика), Вьетнам, Замбия, Зимбабве.
Актуальный список, а также карту со странами-участницами Нью-Йоркской конвенции можно найти здесь.

[2] Странами-участницами Европейской конвенции по состоянию на 28.12.2017 являются следующие государства: Албания, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Бельгия Босния и Герцеговина, Болгария, Буркина-Фасо, Хорватия, Куба, Чешская Республика, Дания, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Казахстан Латвия Люксембург Черногория, Польша, Молдова, Румыния, Российская Федерация, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Бывшая югославская Республика Македония, Турция, Украина.
Актуальный список стран-участниц Европейской конвенции можно найти здесь.

[3] Минская (включая протокол к ней) конвенция применяется во взаимоотношениях между Беларусью и Молдовой, Российской Федерацией, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной и Грузией.

[4] Кишиневская конвенция применяется во взаимоотношениях между Беларусью и Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном.

[5] Киевское соглашение действует между Беларусью и Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Российской Федерацией, Украиной, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном.

При определении условий договора с иностранным субъектом необходимо обдуманно подходить к выбору компетентного суда, в частности следует учитывать возможность последующего признания и приведения в исполнение в иностранном государстве.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования Республики Беларусь при наличии возможности предпочитают закреплять в контрактах с иностранными контрагентами компетенцию отечественных судов. Вместе с тем установление компетенции экономического суда Республики Беларусь влечет необходимость признания данного решения в государстве контрагента, что часто сопряжено с определенными трудностями.

Возможность признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей в первую очередь зависит от наличия межгосударственного двустороннего договора об оказании правовой помощи либо регионального международного договора, регулирующего вопросы исполнения решений государственных судебных органов, с участием Республики Беларусь и государства резидентства контрагента либо государства, на территории которого находится имущество должника.

Для определения возможности и порядка признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь все иностранные государства можно дифференцировать на три следующие группы:

1) государства, в которых не требуется признания решения экономических судов Республики Беларусь для принудительного исполнения;

2) государства, с которыми у Республики Беларусь есть соглашение о взаимном признании и исполнении судебных решений;

3) государства, с которыми у Республики Беларусь нет договорных отношений в части признания и исполнения судебных решений.

Рассмотрим каждую группу в отдельности.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации

Российская Федерация — единственное государство, в котором не требуется признание решений экономических судов Республики Беларусь.

В силу Соглашения о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001) не требуется признания решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации.

Такие решения исполняются на основании исполнительных документов экономического суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Эти документы исполняются без процедуры признания.

Взыскатель самостоятельно направляет исполнительный документ в федеральную службу судебных приставов Российской Федерации по местонахождению должника или его филиала либо по местонахождению имущества должника с целью возбуждения исполнительного производства и принудительного исполнения.

До этого исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению в Российской Федерации составляет 3 года.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на основании международного соглашения

Проверить наличие международного договора с государством местонахождения должника (его имущества) и актуальное состояние данного договора можно на сайте Верховного Суда Республики Беларусь в разделе «Международная правовая помощь». Данный способ является более предпочтительным по сравнению с проверкой в справочных поисковых системах, так как договор может быть ратифицирован Республикой Беларусь, однако не ратифицирован другим государством либо другое государство выразило свой отказ от данного договора.

Если контрагент либо его имущество находятся на территории государства, являющегося наряду с Республикой Беларусь участником двустороннего либо регионального договора о правовой помощи, исполнение решения суда будет производиться на основании положений этого международного договора.

В таких случаях ходатайство о признании и принудительном исполнении решения экономического суда Республики Беларусь взыскатель подает в компетентный орган, определенный международным договором.

На основании межгосударственных двусторонних договоров о правовой помощи ходатайство и прилагаемые к нему документы, как правило, подаются в суд, вынесший решение по первой инстанции.

В соответствии с договорами, заключенными с Китайской Народной Республикой, Республикой Польша, Венгерской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, ходатайство и документы могут быть поданы как в суд, вынесший решение по первой инстанции, так и непосредственно в суд, компетентный разрешить вопрос о признании решения.

Согласно ст. 3, 7 и 8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в г. Киеве 20.03.1992, применяется в отношениях с бывшими республиками СССР, кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Молдовы), ходатайство и документы оформляются взыскателем самостоятельно и подаются им непосредственно в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению.

К ходатайству взыскатель прилагает документы или надлежащим образом заверенные их копии, указанные в международном договоре. Реквизиты ходатайства определяются законодательством страны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение.

Рассмотрим порядок признания решения экономического суда в Литве.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Вильнюсе 20.10.1992) ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Ходатайство, поданное в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, отправляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству, то есть Апелляционному суду Литвы.

Вместе с тем, ГПК Литвы допускает обращение в апелляционный суд Литвы с заявлением о признании решения иностранного суда напрямую заявителем.

Формальные требования к заявлению о признании решений судов Республики Беларусь, помимо двустороннего договора, устанавливает ГПК Литвы.

К заявлению прилагается его перевод на литовский язык, а также следующие документы:

1) заверенная судом копия решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;

2) документ, из которого вытекает, что ответчику, не принявшему участия в процессе, было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено уведомление о вызове в суд;

3) подтверждение того, что решение могло быть исполнено согласно праву Республики Беларусь;

4) нотариально удостоверенные переводы вышеуказанных документов.

Кроме того, заявитель должен указать адрес в Литовской Республике, по которому ему будут отправляться процессуальные документы, либо назначить представителя по делу или лицо, уполномоченное получать процессуальные документы, которые проживают или работают в Литовской Республике.

К заявлению также необходимо приложить подтверждение полномочий лица, подписывающего заявление о признании и исполнении, а также сведения о регистрации юридического лица.

В случае если у взыскателя не имеется всех документов, необходимых для признания решения экономических судов Республики Беларусь, суд, вынесший решение, по заявлению взыскателя выдает документы, предусмотренные международным договором и подлежащие направлению в иностранный суд.

Внедоговорное признание и исполнение решений экономических судов Республики Беларусь
на территории иностранных государств

Наиболее сложным является признание и исполнение решений белорусских судов в государствах, с которыми не заключены договоры о правовой помощи (а таких государств большинство).

В такой ситуации остается надеяться на соблюдение международных принципов взаимности и вежливости компетентными органами государства нахождения должника.

Практика установления взаимности в иностранных государствах имеет различия.

В Республике Беларусь принцип взаимности соблюдается до тех пор, пока не доказано отсутствие взаимности. Сравним. В Федеративной Республике Германия взаимность подлежит доказыванию заинтересованной стороной, и в случае недоказанности взаимности суд может отказать в признании и исполнении иностранного судебного решения.

Таким образом, суд Германии, который будет рассматривать ходатайство о признании решения экономического суда Республики Беларусь, может поставить вопрос о подтверждении соблюдения принципа взаимности со стороны Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь официально выразил готовность признавать в пределах своей компетенции решения судов Федеративной Республики Германия в письме от 20.11.2006 N 03-38/2201 на имя Председателя Федерального Верховного Суда Германии. В настоящее время ссылка на это письмо может быть способом обоснования наличия взаимности признания судебных решений по экономическим спорам между нашими государствами.

При отсутствии международного договора, регулирующего признание решений белорусских судов в конкретном иностранном государстве, необходимо руководствоваться национальным законодательством данного государства.

Процессуальное законодательство иностранных государств в большинстве случаев не содержит указания на определенный перечень документов, которые должны прилагаться к ходатайству о признании и исполнении решения иностранного суда.

В таких случаях, если, по мнению судьи, для подтверждения требования о признании не хватает каких-либо документов, судья истребует их от заявителя (истца). Однако при формировании пакета документов, подтверждающих требование о признании решения экономического суда Республики Беларусь, мы рекомендуем, прежде всего, руководствоваться основными принципами (условиями) признания и исполнения иностранных судебных решений, предусмотренными в международном праве:

1) решение должно вступить в законную силу. Это определяется на основании законодательства страны суда, вынесшего решение;

2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику был своевременно вручен вызов в суд);

3) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

Исходя из изложенного, истцу по требованию о признании за границей решения экономического суда Республики Беларусь следует приложить к ходатайству следующие документы:

1) решение экономического суда и справку суда о том, что решение вступило в законную силу;

2) заверенный перевод решения, справки и апостиля (при апостилировании) на язык государства, где испрашивается признание;

3) копии документов, подтверждающих вручение ответчику определения экономического суда о возбуждении дела;

4) копию документа, содержащего пророгационное соглашение между истцом и ответчиком (например, договора с соответствующей оговоркой);

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего исковое заявление (ходатайство о признании), на предъявление иска.

Вышеуказанные документы должны быть легализованы надлежащим образом и переведены на язык государства, в котором будет признаваться решение.

В заключение отметим, что порядок подготовки и направления документов для признания и исполнения решения экономического суда за пределами Республики Беларусь определяется в каждом конкретном случае исходя из положений международных договоров, участниками которых являются Республика Беларусь и государство, на территории которого должно производиться исполнение, а также законодательства соответствующего государства.

На основании изложенного можно выработать определенный алгоритм для признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей.

Для этого взыскателю необходимо выполнить ряд последовательных действий:

1. Определить перечень государств, где потенциально может быть исполнено решение (страна места нахождения должника, страны, где находится имущество должника).

2. Установить наличие либо отсутствие международного договора, регулирующего вопросы исполнения судебных решений, между Республикой Беларусь и государством ответчика.

4. Ходатайство рассматривается в письменном процессе либо в устном разбирательстве (в зависимости от правил национального законодательства). Как правило, суды проверяют отсутствие оснований для непризнания решения иностранного суда (например, невступление в силу решения, нарушение исключительной компетенции судов государства, где испрашивается признание решения, противоречие публичному порядку и пр.).

При признании решения суды могут взыскать с должника судебные расходы, связанные с исполнением в случае, если это допускает законодательство страны, на территории которой решение должно быть приведено в исполнение (например, в Литве).

5. После признания решения экономического суда Республики Беларусь в государстве ответчика выдается исполнительный лист, который предъявляется взыскателем к исполнению в соответствии с национальными правилами, предусмотренными в государстве исполнения решения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: