Учет расчетов по ущербу имуществу государственных и муниципальных учреждениях

Обновлено: 28.03.2024

В соответствии с гражданским законодательством государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным. С 2011 г. бухгалтерский учет всех трех типов учреждений ведется по единой методологии на основании Инструкции N 157н . При этом для каждого вида учреждений Минфин разработал отдельный План счетов и Инструкцию по его применению. Казенные учреждения ведут учет в соответствии с Инструкцией N 162н . Этой же Инструкцией руководствуются в переходный период бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств. Бюджетные учреждения - получатели субсидий применяют Инструкцию N 174н . Для автономных учреждений разработана Инструкция N 183н . В данной статье мы рассмотрим методологию учета расчетов по недостачам в государственных и муниципальных учреждениях и отметим особенности отражения указанных операций для каждого вида учреждений.

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".

План счетов в части расчетов по ущербу имуществу

Название счета 0 209 00 000, на котором ведется учет расчетов по недостачам в соответствии с новыми Инструкциями, изменилось, теперь счет называется "Расчеты по ущербу имуществу". При этом все имущество в целях организации расчетов по его ущербу делится на нефинансовые активы и прочее имущество. В соответствии с этим группировка расчетов по ущербу имуществу осуществляется по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

  • 70 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам";
  • 80 "Расчеты по прочему имуществу".

Каждая группа расчетов содержит свою кодировку вида расчетов, которая соответствует:

  • для группы 70 - четырем видам нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы) соответственно коды 1, 2, 3, 4;
  • для группы 80 - двум видам финансовых активов (денежные средства и иные финансовые активы) соответственно коды 1, 2.

Исходя из этого при отражении в бухгалтерском учете расчетов по ущербу имуществу все три вида государственных (муниципальных) учреждений используют следующие счета:

Автономные учреждения при отражении операций на счетах расчетов по ущербу имуществу не используют счета увеличения (уменьшения) дебиторской задолженности по недостачам соответствующих активов, то есть счета последнего уровня. Операции отражаются с использованием счетов, в 24 - 26-м разрядах номеров которых проставляются нули.

Указанные счета предназначены для учета расчетов по выявленным недостачам и хищениям денежных средств, а также по суммам потерь от порчи материальных ценностей и другим суммам ущерба, причиненного имуществу учреждения.

Обратите внимание! Ущерб, причиненный имуществу государственного (муниципального) учреждения, подлежит возмещению виновными лицами в установленном законодательством порядке (п. 220 Инструкции N 157н).

Факт причинения ущерба имуществу учреждения должен быть подтвержден данными инвентаризации имущества и обязательств учреждения. При этом инвентаризируют не только материальные ценности и обязательства, числящиеся на балансе учреждения, но и ценности и обязательства, учитываемые за балансом. В соответствии с п. 20 Инструкции N 157н порядок проведения инвентаризации устанавливается нормативным правовым актом, принятым Минфином. К таким актам относится Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". Кроме того, учреждения культуры, имеющие библиотечный фонд, при его инвентаризации должны руководствоваться Приказом Минкультуры России N 590 , музеи - Приказами Минкультуры СССР N N 513 , 290 . На основании данных Приказов государственное (муниципальное) учреждение культуры должно разработать свой порядок проведения инвентаризации в качестве приложения к учетной политике (п. 6 Инструкции N 157н).

Приказ Минкультуры России от 02.12.1998 N 590 "Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда".
Приказ Минкультуры СССР от 15.12.1987 N 513 "Об Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР".
Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 "Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР".

Материальная ответственность работников за причинение ущерба имуществу учреждения

Вопросы материальной ответственности работников, в том числе ее размер, регулируются гл. 39 ТК РФ. В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить только прямой действительный ущерб, причиненный учреждению; неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Прямой действительный ущерб - это реальное уменьшение наличного имущества учреждения или ухудшение его состояния. Прямым действительным ущербом может считаться ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц, находящемуся на хранении в учреждении.

Работник освобождается от материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения и использования имущества (ст. 239 ГК РФ).

Статьей 241 ТК РФ установлен предел материальной ответственности работника - средний месячный заработок. При этом законодательство РФ о труде предусматривает и полную материальную ответственность работников.

Полная материальная ответственность - это обязанность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).

Случаи полной материальной ответственности работников установлены ст. 243 ТК РФ. К ним относятся ситуации:

  1. когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении им трудовых обязанностей;
  2. недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  3. умышленного причинения ущерба;
  4. причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  5. причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  6. причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  7. разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  8. причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Кроме того, материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Несовершеннолетний работник в возрасте до 18 лет несет полную материальную ответственность лишь в случаях, указанных выше (в п. п. 3 - 6). С работником, не достигшим 18 лет, нельзя заключать договор о полной материальной ответственности.

Обратите внимание! Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также их типовые формы установлены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных работникам ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере. По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются определенной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу. Член коллектива (бригады) может быть освобожден от ответственности в случае, если он докажет отсутствие своей вины.

Степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется по добровольному соглашению между всеми членами коллектива (бригады) и работодателем либо судом при принудительном взыскании ущерба.

Определение размера ущерба, причиненного недостачами, основывается на рыночной стоимости материальных ценностей. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов в день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции N 157н). Согласно трудовому законодательству размер ущерба также определяется по рыночным ценам, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст. 246 ТК РФ).

В обязанности работодателя входят установление размера причиненного ущерба и выявление причин его возникновения. Процедуры проводятся до принятия решения о возмещении ущерба. В целях проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Работник обязан дать письменное объяснение в целях установления причины недостачи. В случае отказа от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник, допустивший недостачу, может добровольно возместить ее полностью или частично. Возможно возмещение ущерба с рассрочкой платежа по соглашению между работником и работодателем. При этом работник обязан представить работодателю график погашения задолженности. В случае отказа возместить ущерб непогашенная задолженность взыскивается с работника в судебном порядке.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми работодателю причинен ущерб.

Обратите внимание! Взыскание с работника недостачи в размере среднего месячного заработка производится по распоряжению руководителя учреждения. Соответствующее распоряжение должно быть сделано не позднее месяца со дня обнаружения ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, сумма которого превышает средний месячный заработок, взыскание может осуществляться только судом (ст. 248 ТК РФ).

При получении решения суда суммы ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ (п. 220 Инструкции N 157н).

Методология учета расчетов по ущербу имуществу

Методология учета расчетов по ущербу имуществу зависит от вида имущества, которому нанесен ущерб. Так, недостача нефинансовых активов, а также денежных документов и финансовых активов отражается в учете как получение дохода от операций с активами, недостача денежных средств - как их выбытие, восстановление задолженности неплатежеспособных дебиторов - как чрезвычайные доходы. Казенные и бюджетные учреждения отражают операции по учету расчетов по ущербу имуществу следующим образом.

  1. Формирование задолженности по ущербу имуществу, являющемуся нефинансовыми активами учреждения, в сумме выявленных недостач, хищений, потерь:

Дебет счетов 0 209 71 560 - 0 209 74 560 как увеличение дебиторской задолженности по соответствующим недостачам

Кредит счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

Обратите внимание! Указанной проводкой отражается также задолженность по недостачам, хищениям основных средств стоимостью до 3000 руб. в эксплуатации, которые учитываются за балансом учреждения. Если такая ситуация имеет место, то указанные ценности одновременно списываются с забалансового учета со счета 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации" (п. 86 Инструкции N 162н).

  1. Формирование задолженности в результате обнаружения недостачи, хищения денежных средств из кассы учреждения:

Дебет счета 0 209 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам денежных средств"

Кредит счета 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".

  1. Отражение задолженности в результате потери денежных средств при условии наличия решения суда о признании кредитной организации банкротом:

Дебет счета 0 209 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам денежных средств"

Кредит счета 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации".

  1. Отражение суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств:

Дебет счета 0 209 82 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам иных финансовых активов"

Кредит счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

  1. Восстановление задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанным на забалансовый учет:

Дебет счетов 0 209 71 560 - 0 209 74 560, 0 209 81 560, 0 209 82 560 как увеличение дебиторской задолженности по соответствующим недостачам

Кредит счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами". Одновременно восстановленная задолженность списывается с забалансового счета 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

  1. Поступление средств от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба:

Дебет счетов 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства", 0 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения", 0 201 21 510 "Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации", 0 210 02 000 "Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет"

Кредит счетов 0 209 71 660 - 0 209 74 660, 0 209 81 660, 0 209 82 660 как уменьшение дебиторской задолженности по соответствующим недостачам.

  1. Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме:

Дебет счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"

Кредит счетов 0 209 71 660, 0 209 72 660, 0 209 74 660, 0 209 82 660 как уменьшение дебиторской задолженности по соответствующим недостачам.

Указанной проводке должна предшествовать проводка по постановке на учет нефинансовых активов, поступивших в натуральной форме в возмещение ущерба:

Дебет счетов 0 101 X 310, 0 105 X 340 как увеличение стоимости соответствующих нефинансовых активов

Кредит счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

  1. Возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ:

Дебет счета 0 304 03 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда"

Кредит счетов 0 209 71 660 - 0 209 74 660, 0 209 81 660, 0 209 82 660 как уменьшение дебиторской задолженности по соответствующим недостачам.

  1. Списание с баланса сумм ущерба в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов:

Дебет счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"

Кредит счетов 0 209 71 660 - 0 209 74 660, 0 209 81 660, 0 209 82 660 как уменьшение дебиторской задолженности по соответствующим недостачам.

  1. Списание с баланса сумм ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным:

Дебет счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами"

Кредит счетов 0 209 71 660 - 0 209 74 660, 0 209 81 660, 0 209 82 660 как уменьшение дебиторской задолженности по соответствующим недостачам.

Отражение в учете автономных учреждений операций по увеличению (уменьшению) расчетов по ущербу имуществу оформляется вышеуказанными проводками с использованием счетов, в 24 - 26-м разрядах номеров которых стоят нули (за исключением счетов учета доходов от операций с активами (счет 0 401 10 172) и чрезвычайных доходов от операций с активами (счет 0 401 10 173).

Пример. При проведении инвентаризации в библиотеке обнаружена недостача двух экземпляров книг первоначальной стоимостью 84 руб. и 42 000 руб. у материально ответственного лица (далее - м. о. л.) А.В. Ивановой, а также трех стульев стоимостью 2500 каждый у м. о. л. К.П. Спириной. На момент проведения инвентаризации на книгу стоимостью 84 руб. была начислена 100% амортизация, амортизация по книге стоимостью 42 000 руб. составила 10 000 руб. Стулья числились на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей в эксплуатации" в оценке 1 руб. за объект учета согласно учетной политике учреждения.

Библиотека относится к бюджетным учреждениям - получателям бюджетных средств. По заключению комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения, созданной в библиотеке на постоянной основе, рыночная стоимость недостающих основных средств равна их первоначальной стоимости. Ущерб, нанесенный библиотечному фонду, был погашен А.В. Ивановой добровольно в течение 6 месяцев согласно графику погашения задолженности. Недостача стульев была погашена путем предоставления К.П. Спириной подобных стульев.

В бухгалтерском учете библиотеки операции по выявленным недостачам и расчетам с м. о. л. отражаются следующим образом:

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В хозяйственной деятельности учреждений порой имеют место быть факты хищения, недостач и иного ущерба. В соответствии с Инструкцией № 157н [1] они подлежат отражению на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в данную инструкцию, которые коснулись в том числе указанного счета. В статье рассмотрим, какие именно факты хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений и в каком порядке следует отражать с помощью данного счета.

Общий порядок учета расчетов по ущербу

Вследствие принятых изменений в Инструкцию № 157н счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» стал иметь более широкое применение. Так, кроме учета на нем расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, на данном счете подлежат учету расчеты (п. 220 Инструкции № 157н):

  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Теперь для определения размера ущерба применяется текущая восстановительная стоимость, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов.

Факты выявленных недостач, хищений и иного ущерба могут быть сразу отнесены на счет виновных лиц, если они установлены и признают их. На суммы ущерба, не признанные виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. Суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Во всех случаях выявленные недостачи и ущерб подтверждаются результатами инвентаризации (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

К счету 209 00 открыты аналитические группы синтетического счета объекта учета:

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по иным доходам».

На счете 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» отражаются:

  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).
  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством.

– 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

– 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

– 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

– 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Расчеты по прочему ущербу иному имуществу учреждений отражаются на счетах:

– 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

– 209 82 000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;

– 209 83 000 «Расчеты по иным доходам».

Следует пояснить, что на счете 209 83 000 подлежат учету расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам».

Согласно п. 222 Инструкции № 157н аналитический учет по счету 209 00 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), виду имущества, и (или) сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам.

Да, действительно, на сайте Минфина размещен Приказ от 29.08.2014 № 89н (в настоящее время он находится на регистрации в Минюсте), которым подготовлены изменения Инструкции № 157н. Настоящий приказ применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего Плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.

Новый приказ – это достаточно большой документ. Им вносятся много различных поправок, дополнений и изменений, в частности и в учет операций по ущербу имущества, которые отражаются на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (новое название).

В настоящее время в соответствии с п. 220 Инструкции № 157нсчет209 00 «Расчеты по ущербу имуществу» предназначен для учета расчетов:

  • по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей;
  • по суммам потерь от порчи материальных ценностей;
  • других сумм причинного имуществу учреждения ущерба, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке.
  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ (в частности, при возникновении страховых случаев);
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц организации;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • по иным ущербам, а также по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на аналитических счетах счета 205 00 «Расчеты по доходам».

– 209 30«Расчеты по компенсации затрат»;

– 209 40«Расчеты по суммам принудительного изъятия».

Как и ранее, расчеты по ущербу нефинансовых активов будут отражаться по аналитическому коду группы синтетического учета счета 209 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»:

– 209 71«Расчеты по ущербу основным средствам»;

– 209 72«Расчеты по ущербу нематериальных активов»;

– 209 73 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

– 209 74«Расчеты по ущербу материальным запасам».

Расчеты по ущербу иному имуществу будут отражаться на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 209 80 «Расчеты по иным доходам»:

– 209 81«Расчеты по недостачам денежных средств»;

– 209 82«Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;

– 209 83«Расчеты по иным доходам».

На счете 209 83 будут отражаться расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов счета 205 00 «Расчеты по доходам».

Далее необходимо отметить, что согласно вносимым изменениям при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, нужно исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. При этом под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. Такая корректировка связана с тем, что в соответствии со ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям. Они рассчитываются исходя из рыночных цен, действующих в конкретной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В настоящее время размер ущерба определяется из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Далее напомним, что следует знать бухгалтеру относительно самой процедуры возмещения ущерба, причиненного имуществу учреждения работником.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

К седению

Под прямым действительным ущербом в данном случае следует понимать:

  • реальное ухудшение состояния служебного автомобиля, необходимость его ремонта;
  • необходимость для работодателя произвести расходы на возмещение ущерба пострадавшему третьему лицу (в случае, когда средств страховой компании на возмещение расходов не хватило).

Рассмотрим несколько примеров по отражению ущерба, причиненного имуществу.

Пример 1.

Имуществу бюджетного учреждения был причинен ущерб – сломан тонометр для измерения давления. Балансовая стоимость имущества – 5 500 руб., расходы на его приобретение были произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

На основании приказа руководителя ущерб возмещен исходя из покупной стоимости нового тонометра. На приобретение было потрачено 6 100 руб. Ущерб в полном объеме возмещен работником в кассу учреждения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н [2] сделаны следующие проводки:

Одновременно со списанием с учета имущества, выбывшего в результате недостачи или хищения, сумма ущерба должна быть учтена на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). Сумма ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба - суммы денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. В учетных регистрах сумма ущерба имуществу отражается с применением корреспонденции*(1):

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении*(2)

КДБ 1 209 7Х 560,

"Суммы недостач, по которым не принято решение"

КДБ 1 401 10 172

"Суммы недостач, по которым не принято решение"

Отражена дебиторская задолженность по недостаче, хищению по восстановительной стоимости

Внимание

Из буквального прочтения п. 220 Инструкции N 157н следует, что любой ущерб в виде недостачи имущества должен быть первоначально отражен на счете 209 00. И лишь впоследствии он может быть списан в связи с неустановлением виновных лиц. В то же время полагаем, что согласно своей учетной политике организация госсектора может не отражать на балансе дебиторскую задолженность по недостаче, которую ни при каких обстоятельствах взыскать с кого-либо не получится (например, если недостача выявлена в ходе инвентаризации, проводившейся в связи со стихийным бедствием).

В дальнейшем руководителем организации госсектора принимается решение, которым будут определены:

- сумма ущерба, которую организация планирует истребовать у виновных физических и (или) юридических лиц, основываясь на своей оценке норм действующего законодательства;

- лица, которым будут предъявлены требования.

На основании этого решения уточняется сумма дебиторской задолженности по возмещению ущерба имуществу, отраженная на счете 209 00 - согласно требованиям п.п. 3, 4 Инструкции N 157н на счетах бухгалтерского учета подлежит отражению достоверная информация (информация, не содержащая искажений).

Пример

Возмещение ущерба в полном размере независимо от суммы предполагается только при полной материальной ответственности, что прямо следует из ст. 242 ТК РФ. В части второй этой статьи закреплено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Если случай причинения ущерба к таковым не относится, работник отвечает только в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Таким образом, по результатам разбирательства (проверки) работодателем может быть установлено, что в связи с недостачей с работника может быть взыскана только сумма среднего месячного заработка, несмотря на то, что восстановительная стоимость недостающего имущества превышает эту сумму. При таких обстоятельствах сумма дебиторской задолженности, учтенная на счете 209 00, обоснованно может быть уменьшена до суммы среднего месячного заработка.

На основании решения руководителя организации госсектора также могут быть уточнены данные о лицах , к которым предъявляются требования по возмещению ущерба, возникшего в связи с недостачей или хищением имущества.

Пример

Если недостающее имущество застраховано, то на основании согласованного со страховой компанией расчета, соответствующая сумма может быть учтена на счете 209 00 как задолженность этой компании по страховой выплате в связи с наступлением страхового случая. Сумма ущерба, которая не покрывается страховой выплатой, может отражаться на счете 209 00 как задолженность виновных лиц (если у организации госсектора есть законные основания требовать уплаты этой суммы). При этом могут применяться следующие корреспонденции:

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении

КДБ 1 401 10 172

КДБ 1 209 7Х 660,

"Суммы недостач, по которым не принято решение"

"Суммы недостач, по которым не принято решение"

Проведена корректировка дебиторской задолженности на сумму страховой выплаты, планируемой к получению от страховой компании

КДБ 1 209 40 560,

КДБ 1 401 10 140

Учтена дебиторская задолженность на сумму страховой выплаты, планируемой к получению от страховой компании

КДБ 1 209 7Х 560,

КДБ 1 209 7Х 560,

"Суммы недостач, по которым не принято решение"

"Суммы недостач, по которым не принято решение

Дебиторская задолженность отнесена на конкретное виновное лицо

Внимание

В отличие от ущерба по недостаче (хищению) имущества, ущерб от порчи имущества и иные суммы причиненного ущерба имуществу, согласно п. 220 Инструкции N 157н, могут не отражаться на счете 209 00 по восстановительной стоимости. Такие ущербы сразу можно учесть в сумме, которую согласно действующему законодательству госучреждение вправе истребовать с физических и (или) юридических лиц, по дебету счета 0 209 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172.

Как было указано выше, на счете 209 00 на основании решения руководителя может быть отражена сумма дебиторской задолженности по возмещению ущерба имуществу, которая согласно заключению профильных сотрудников госучреждения может быть взыскана (получена) с физических (юридических) лиц или возмещена ими в добровольном порядке. Однако эти лица могут и не согласиться с оценкой размера задолженности, проведенной специалистами организации госсектора. Поэтому абзацем третьим п. 220 Инструкции N 157н прямо предусмотрена возможность корректировки в соответствии с решением суда , исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно действующему законодательству. Кроме того, возможно списание задолженности по ущербу имуществу, которое производится в общеустановленном для списания задолженности неплатежеспособных дебиторов порядке. При этом применяются корреспонденции*(3):

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении

КДБ 1 401 10 172

КДБ 1 209 7Х 660

1. Корректировка дебиторской задолженности на основании решения суда (исполнительного листа)

2. Списание задолженности в связи с не установлением виновных лиц

КДБ 1 401 10 173

КДБ 1 209 7Х 660

- в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела, принудительного взыскания;

- признанием виновного лица неплатежеспособным

Внимание

Если инвентаризация, по результатам которой работника планируется привлечь к материальной ответственности, проводилась без участия материально ответственного лица, существует вероятность, что составленный по результатам этой инвентаризации акт будет признан не имеющим юридической силы. Вопрос о том, имеют ли доказательственную силу результаты такой инвентаризация, если обнаружится недостача и работодатель попытается взыскать ее с работника, будет решаться судом с учетом всех обстоятельств дела (смотрите, например: Апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 12.04.2013 по делу N 33-1644/2013, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 05.07.2012 по делу N 33-1069/2012).

Возмещение ущерба (погашение дебиторской задолженности по ущербу имуществу) может осуществляться различными способами и отражается с использованием следующих корреспонденций*(3):

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении

Способ погашения задолженности по возмещению ущерба

КРБ 1 304 03 830

КДБ 1 209 ХХ 660

Удержание из заработной платы

КДБ 1 401 10 172

Возмещение в натуральной форме *(5)

КИФ 1 201 34 510

Внесение средств в кассу учреждения

КДБ 1 210 02 000*(6)

Перечисление на лицевой счет учреждения

Перечисление на банковский счет автономного учреждения

*(1) Здесь и далее, если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

*(2) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

*(3) См., в частности, п. 86 Инструкции N 162н, п. 110 Инструкции N 174н, п. 113 Инструкции N 183н.

*(4) Применение счета 04 для этих ситуаций прямо предусмотрено только абзацем 5 п. 113 Инструкции N 183н. Казенные и бюджетные учреждения в подобных случаях могут использовать этот счет, руководствуясь учетной политикой и требованиями п. 339 Инструкции N 157н.

*(5) Орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в установленном порядке может принять решение о направлении поврежденного имущества на восстановительный ремонт за счет виновного лица (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-06-10/35435).

*(6) Корреспонденции приводятся для казенного учреждения, которое наделено полномочиями по администрированию данных доходов бюджета в полном объеме.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.

Материалы приводятся по состоянию на июнь 2022 года.

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа

Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер

Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

В ходе инвентаризации в учреждении была выявлена недостача мягкого инвентаря, приобретенного ранее в рамках деятельности по выполнению госзадания. Балансовая стоимость недостающего имущества составляет 2 100 руб., а восстановительная стоимость на день обнаружения ущерба - 2 400 руб. Виновным лицом сумма ущерба добровольно была внесена в кассу учреждения.

В данном случае в бухгалтерском (бюджетном) учете могут быть сделаны следующие записи*(1):

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении

КДБ 1 401 10 172

КРБ 1 105 35 440

Списаны недостающие материальные ценности

КДБ 1 209 74 560

КДБ 1 401 10 172

По текущей восстановительной стоимости учтена сумма причиненного учреждению ущерба

КИФ 1 201 34 510*(2)

КДБ 1 209 74 660

Виновным лицом в кассу внесены денежные средства в счет возмещения ущерба

КДБ 1 210 03 560

КИФ 1 201 34 610*(2)

На основании расходного кассового ордера отражено выбытие денежных средств из кассы учреждения для внесения на лицевой счет

КДБ 1 210 02 440

КДБ 1 210 03 560

На основании выписки отражено зачисление наличных денежных средств на лицевой счет

*(1) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

*(2) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).

*(3) Корреспонденции приводятся для казенного учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: