Принципы правовой коммуникации с органами государственной власти
Обновлено: 28.04.2024
Понятие коммуникации и связи. Принципы правового регулирования деятельности в области коммуникации и связи
Коммуникационное обеспечение выступает необходимым условием любой экономической деятельности, а равно фактором обеспечения социальной инфраструктуры, взаимодействия между государственно-властными образованиями, правоохранительными органами, и т.д. В этой связи, существует реальная необходимость выстраивания целостной системы правового регулирования общественных отношений в сфере связи и коммуникаций.
Само по себе понятие связи охватывает значительный комплекс механизмов и способов коммуникации, что обуславливает сложность формулирования однозначного и исчерпывающего определения рассматриваемой категории. Тем не менее, с опорой на положения действующего законодательства и специальной литературы, в общем виде, связь может быть определена следующим образом:
С учетом содержания приведенного определения, а также обозначенных выше обстоятельств, в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее сформирована многоуровневая система нормативно-правового регулирования коммуникации и связи. В первую очередь, сформулирован перечень основных начал, на которых основывается деятельность в сфере связи:
Готовые работы на аналогичную тему
Ограничение обозначенных начал правового регулирования в сфере коммуникации и связи по общему правилу не допускается. Исключение установлено только для периодов введения чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных местностях, в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Виды сетей связи, предусмотренные действующим законодательством РФ
Значительное место в системе законодательства о коммуникации и связи отведено характеристике и установлению особенностей всех видов сетей связи, образование которых допускается и практикуется в нашей стране.
Всеобъемлющим понятием в данной сфере выступает «взаимоувязанная сеть связи РФ», в содержание которого включены все иные виды сетей:
Взаимоувязанная сеть связи РФ – комплекс технологически единых сетей связи общего и ведомственного пользования, включая сети электронной коммуникации, для которого характерно централизованное управление, безотносительно к ведомственной принадлежности и форме собственности на средства связи.
В свою очередь, в систему взаимоувязанной сети связи РФ входят:
- Сети связи общего пользования, предназначенные для предоставления коммуникационных услуг всем физическим лицам и их объединениям на территории РФ, и включающие, в этой связи, все сети электросвязи, за исключением выделенных и ведомственных сетей;
- Выделенные сети – следующий подтип связей в РФ, создание которых может быть произведено любыми гражданами и юридическими лицами, после получения соответствующей лицензии;
- Ведомственные сети связи, формируются и функционируют в дальнейшем для целей обеспечения производственных и специальных нужд органов государственной власти, в связи с чем находятся в их ведении и эксплуатировании;
- Правительственная связь и связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка – особый типы связи, находящиеся в ведении специальных, в том числе правоохранительных органов государственной власти, и отличающиеся особым правовым режимом использования и обслуживания.
Почтовая связь как элемент взаимоувязанной сети связи РФ
Наряду с обозначенными выше элементами, в системе взаимоувязанной сети связи РФ традиционно выделяется почтовая связь, правовое регулирование организации и функционирования которой отличается определенными особенностями.
Так, прежде всего, следует отметить, что почтовые связи и коммуникации в нашей стране находятся под юрисдикцией Российской Федерации, и представляют собой в связи с данным обстоятельством единую технологическую сеть учреждений и транспорта, посредством комплексного вовлечения которых обеспечивается прием, обработка и транспортировка почтовых отправлений от первоначального отправителя до конечного получателя.
При этом значительный удельный вес почтовых отправлений обрабатывается именно государственными организациями связи (в том числе специализированной почтовой связи), которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти и формируют единую государственную сеть для взаимного обмена почтовыми отправлениями.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата написания статьи: 15.11.2018
марина николаевна калугина
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной власти РФ, отнюдь не исключается из процесса управления государством в целом. Систему органов государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена эффективным механизмом самоуправления территорий. Гражданин государства в первую очередь житель, и лишь потом участник политических процессов. Почти все государственные решения, затрагивающие его интересы, проходят через местные органы власти.
В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций происходит неизбежное взаимодействие между данными управляющими структурами.
Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов. Данное взаимодействие строится на определенных принципах, которые определяют следующее: какими должны быть взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления; какой должна быть модель поведения в отношениях этих органов друг с другом; какие идеи должны лежать в их основе.
Сложность проблемы заключается в необходимости различить принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, и те принципы, на основе которых должны быть организованы их взаимоотношения. Здесь есть определенная тождественность, но есть и различия.
Принципы взаимоотношений производны от первых, органически связаны с ними, но вместе с тем обладают собственной спецификой, собственным содержанием. Их особенность в том, что они проявляются в процессе взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Собственно говоря, их задача заключается в том, чтобы обеспечить из всего многообразия возможных взаимоотношений именно взаимодействие как необходимое условие оптимизации и повышения эффективности управленческой деятельности органов публичной власти, к которым и относятся органы государственной власти и местного самоуправления.
Можно сформулировать основные принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
1. Принцип законности. Он, безусловно, является основополагающим во взаимоотношениях между любыми органами государственного и муниципального управления. Только при неукоснительном соблюдении данного принципа можно реально говорить о правовом управлении. Такая деятельность возможна только при детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Принцип целесообразности. Вторым по значимости принципом взаимодействия является принцип целесообразности. Вполне естественно, что любые взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением должны иметь определенный смысл, быть направленными на реализацию общегосударственных целей. Этот принцип включает в себя и выделяемый в некоторых нормативных актах принцип соблюдения общегосударственных интересов, относясь к нему как общее к частному. Нарушение принципа целесообразности во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, например, при необоснованной передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которые они не могут успешно реализовывать, должно являться основанием для отмены соответствующих законодательных актов и соглашений.
3. Принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции. Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно реализуют свои полномочия в рамках своих предметов ведения, без вмешательства других органов. Принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции не исключает, однако, контроль со стороны других органов за их деятельностью.
Самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления означает их юридическую, организационную и финансовую самостоятельность. В пределах собственной компетенции государственные и муниципальные органы самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают решения, обеспечивают контроль за их выполнением.
4. Принцип равноправия органов государственной власти и местного самоуправления. Сущность этого принципа заключается в том, что: во-первых, органы государственной власти и местного самоуправления вступают во взаимоотношения как равные субъекты права; во-вторых, органы местного самоуправления различных муниципальных образований равноправны между собой. Обеспечение этого принципа позволит минимизировать различия в определении объема полномочий каждого отдельного муниципального образования.
Таким образом, равноправие предполагает гарантированный минимум равных прав и обязанностей местного сообщества и возможность приобретать и осуществлять один и тот же объем полномочий при их разграничении. Равноправие муниципальных образований – это ни что иное, как создание режима их равных правовых, организационных и финансовых возможностей.
5. Принцип недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований. Данный принцип нацелен на создание таких условий, при которых осуществление полномочий одним муниципальным образование простирается лишь до той границы, от которой начинается осуществление полномочий другим муниципальным образованием. Практика применения данного принципа будет выступать специфическим индикатором, определяющим степень свободы и защищенности муниципальных образований.
6. Принцип согласования интересов. Соблюдение принципа согласования интересов субъекта Федерации и интересов муниципального образования сообразуется с ограничениями их компетенции, поскольку каждый из них должен считаться с правами и интересами другого, обязан содействовать нормальному функционированию как органов государственной власти субъекта Федерации, так и органов местного самоуправления, реализации их полномочий. Указанный принцип в наибольшей степени из всех принципов подвержен правовому регулированию и на его основе может быть создан механизм взаимодействия, поскольку основой взаимных действий может быть только добровольное согласие участников отношений.
Семантика слова «согласовать» означает обсудить, выработать единое мнение о чем-либо, получить согласие на что-нибудь. Закрепление такого единства и согласия правовыми средствами, будет способствовать эффективной совместной деятельности государственных органов, т. е. их взаимодействию.
На практике это достигается путем информирования друг друга о планах работы, проводимых мероприятиях, разрабатываемых документах, а также путем координации – согласования планов, действий государственных органов и их структурных подразделений ради решения общих задач. Для осуществления этих функций органы государственной власти и местного самоуправления создают специальные согласительные или координационные комиссии, либо сами берут на себя их осуществление. И наконец, важную роль играет контроль за ходом выполнения согласованных мероприятий, в ходе которого дается оценка проделанному и устанавливается соответствие выполненного принятым решениям и достигнутым соглашениям. По результатам контроля устраняются отклонения от заданного состояния или корректируется решение, определяющее это состояние.
7. Принцип обеспеченности ресурсами. Он направлен прежде всего на обеспечение органов местного самоуправления необходимыми им для реализации возложенных на эти органы полномочий, как переданных им государственных, так и относящихся к предметам их ведения. Данный принцип обычно закрепляется во всех законах субъектов Федерации о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Имеется он и в проекте Федерального закона «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации». При этом следует иметь в виду, что речь должна вестись не только о выделении необходимых финансовых ресурсов, но и о наличии иных ресурсов: материальных, человеческих, правовых и т. д.
8. Принцип взаимной ответственности. Во взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления речь должна вестись не только об ответственности органов местного самоуправления перед государственными, но и об ответственности самих государственных органов.
9. Принцип гласности. Принцип гласности заключения договоров, соглашений означает гарантию защищенности прав муниципального образования, поскольку полноценная информация обеспечивает невозможность в одностороннем порядке изменять взаимные права, обязанности и ответственность установленную в договорном порядке.
Представляется, что в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления эти принципы должны быть закреплены на законодательном уровне.
Принципы взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления являются, как уже отмечалось выше, основой,на которой должны строиться все взаимоотношения между данными органами, правовые формы и механизмы их взаимодействия. В то же время при отсутствии конкретных норм органы государственной власти и местного самоуправления должны руководствоваться общими принципами.
Муниципальное управление активно взаимодействует с государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государства в целом, его отдельного региона (субъекта федерации) и конкретного местного сообщества.
Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов - система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полномочий.
Детальность органов гос. власти и органов мсу строится на принципах взаимодействия:
• учета совместных интересов и взаимной ответственности;
• сохранения независимости муниципальной власти.
Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников.
При заключении договоров и соглашений о совместной деятельности и иных форм взаимодействия должна быть соблюдена добровольность. Не допускается включение в сферу договорных отношений тех муниципальных образований, которые не изъявили желания участвовать в совместном решении задач и функций.
В договорах и соглашениях, определяющих взаимные права и обязанности государственных и муниципальных органов, должны быть учтены законные интересы и права каждого из участников, а также юридическая ответственность сторон за неисполнение обязательств. Акты о совместном решении вопросов органами государственной власти и органами местного самоуправления не могут ограничивать гарантированную Конституцией РФ и федеральными законами самостоятельность местного самоуправления и нарушать уставы и положения муниципальных образований.
Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.
Договорная форма взаимоотношений является основной и применяется во всех случаях, когда условия взаимодействия требуют детального определения прав, обязанностей и ответственности договаривающихся сторон, а также если они связаны с расходованием финансовых средств, обусловливающих обязательное утверждение договора законодательным органом государственной власти и представительным органом местного самоуправления.
Соглашения заключаются между главами государственных и муниципальных органов исполнительной власти по вопросам, касающимся компетенции органов исполнительной власти и не требующим дополнительных финансовых ресурсов помимо запланированных бюджетных и внебюджетных ассигнований финансового года на проводимые мероприятия.
Для организации постоянного взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров и соглашений органы государственной власти и органы местного самоуправления создают совместные координационные, консультативные, совещательные и иные постоянно или временно действующие рабочие группы, решения которых носят рекомендательный характер. Рабочие органы готовят проекты правовых актов и проверяют условия, обязательные для включения в договоры и соглашения, вырабатывают согласительные процедуры решения вопросов, готовят предложения по совершенствованию механизма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти по вопросам, имеющим взаимный интерес.
Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти по вопросам, представляющим взаимный интерес или имеющим значение для населения субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, определяется такими направлениями, как:
- разработка и реализация долгосрочных программ и планов социально-экономического развития территорий;
-выполнение задач и функций, отнесенных федеральным законодательством к совместному ведению государственных (региональных) и муниципальных органов;
-решение отдельных вопросов, когда взаимная передача полномочий невозможна или не состоялась по различным причинам;
- координация усилий для выполнения задач, имеющих большое значение для населения субъекта федерации и муниципальных образований (укрепление общественного порядка, социальная помощь, занятость населения, здравоохранение, охрана природы, реформирование экономики, выравнивание социально-экономического положения и др.);
- обеспечение внутреннего разделения труда и специализации муниципальных образований, налаживание кооперации между субъектами хозяйствования;
- создание условий для структурной перестройки муниципального хозяйства;
- формирование нормативно-правовой базы для решения вопросов местного самоуправления и его реформирования в новых условиях;
- создание совместных государственно-муниципальных организаций.
Указанные направления взаимодействия государственных и муниципальных органов власти должны обеспечивать развитие территории как единого социально-экономического комплекса.
Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов власти включает следующие элементы:
1) научно-методическое и проектно-планировочное обеспечение, определяющее место каждого муниципального образования в перспективном социально-экономическом развитии территории;
2) правовое обеспечение;
3) финансово-хозяйственный механизм, включающий инвентаризацию материально-финансовых ресурсов территории, контроль за их рациональным использованием, формирование регионального фонда поддержки муниципальных образований;
4) формирование муниципальной собственности (разграничение собственности на территории муниципальных образований, передача земли, объектов общегородского и общехозяйственного значения);
5) организация непрерывной системы обучения муниципальных служащих.
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организационных формах:
во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;
во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии;
в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;
в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.
На некоторых территориях субъектов во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.
Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
1) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;
2) разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления,
3) совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления,
4) обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления,
5) содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,
6) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.
Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:
· сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,
· самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,
· взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;
· обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,
Основы взаимодействия государства и местного самоуправления
Российское законодательство признает независимость местного самоуправления в структуре публичной власти страны, однако не исключает его из управленческого процесса государства в целом.
Общая устойчивость система государственного управления обеспечивается эффективностью механизма самоуправления территорий. Каждый гражданин является в первую очередь жителем определенной территории, только после этого участником политического процесса. Система государственных решений, затрагивающих интересы гражданина, реализуется через органы муниципального управления.
Практическая реализация процесса государственного управления и местного самоуправления в разрезе их функций требует обязательного взаимодействие этих уровней управленческой структуры.
Под взаимодействием государственного управления и местного самоуправления можно понимать совокупность методов и организационно-правовых форм, ориентированных на выработку совместных решений в отношении общегосударственных и местных вопросов.
В основе построения системы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления находятся определенные принципы, которые:
- во-первых, определяют характер взаимоотношений государственного управления и местного самоуправления;
- во-вторых, определяют требования к модели поведения обеих составляющих данного взаимодействия;
- в-третьих, определяют состав идей, лежащих в основе этого взаимодействия.
В качестве основной сложности выделения данных принципов выступает необходимость их отличия от общих принципов организационно-действенного характера государственного управления и местного самоуправления.
Система указанных принципов имеет как определенные сходства, так и различия. Принципы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления являются производными от принципов организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления. При этом указанные принципы обладают собственным специфическим содержанием. Особенностью этих принципов является их проявление в процессе взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления. Задача указанных принципов состоит в обеспечении такого взаимодействия, которое дает оптимальный и наиболее эффективный результат сотрудничества всех уровней публичной власти в стране.
Информационно-правовое взаимодействие с органами государственной власти
Информационно-правовое взаимодействие ФСО России с федеральными органами исполнительной власти, включая их территориальные органы, реализуется на основе соглашений о взаимодействии в области правовой информации и регламентов автоматизированного обмена правовой информацией.
При этом ФСО России производится установка и регулярная актуализация ИПС ФСО России в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти, а органы специальной связи и информации в регионах страны либо обеспечивают WEB -доступ, либо передают территориальным подразделениям федерального органа исполнительной власти программное обеспечение и информационные фонды ИПС ФСО России, а в дальнейшем по согласованному регламенту обеспечивают их актуализацию.
Со своей стороны, взаимодействующий федеральный орган исполнительной власти предоставляет в ФСО России свои правовые акты для последующего включения их в центральный интегрированный (эталонный) банк правовой информации (правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России) или создания тематических баз правовой информации.
Налажено и обеспечивается информационно-правовое взаимодействие практически со всеми правоохранительными и силовыми органами страны, с которыми установлено тесное сотрудничество.
Аналогичным образом, на основании соглашений, организовано и реализуется информационно-правовое взаимодействие ФСО России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С той лишь разницей, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют свои правовые акты и правовые акты органов местного самоуправления в соответствующие центры специальной связи и информации ФСО России, в которых и организовано ведение местных региональных банков данных правовой информации. Со своей стороны, центры специальной связи и информации ФСО России предоставляют органам государственной власти регионов все имеющиеся в распоряжении ФСО России информационно-правовые ресурсы.
При реализации данной технологии ФСО России гарантирует выполнение возложенных на него функций по обеспечению полноты и достоверности правовой информации.
Долгие и конструктивные отношения по вопросам правовой информатизации России связывают ФСО России, а ранее – ФАПСИ, с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Система правовой информации Государственно-правового управления Президента Российской Федерации является важным и неотъемлемым элементом государственной системы распространения правовых актов (ГСРПА).
На качественно новый уровень в 2004-2005 гг. поднялось сотрудничество ФСО России и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в области правовой информатизации России с того момента, как Правовое управление Госдумы выбрало для ведения собственных информационно-правовых ресурсов программную оболочку ИПС «Законодательство России», создав собственную ИПС «Закон».
Дальнейшее сотрудничество развивается по пути скоординированного проведения на постоянной основе работы по подготовке текущих редакций федеральных законов, в которой участвуют специалисты Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы и ФСО России.
Автор статьи
Читайте также:
- Что значит не обеспечена суда в другом банке
- Какие уголовные дела рассматривает мировой судья пример
- Сколько судов во флотилии
- Апелляционная жалоба на решение суда об определении порядка общения с ребенком
- Соглашение между князьями предотвратило распад древнерусского государства документ был составлен в