Сколько судов во флотилии

Обновлено: 18.04.2024

Военные корабли и подводные лодки России (Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия). Данные за 2021 год.

Обзор статьи: Всего в Российском военно-морском флоте 71 подводная лодка и 222 морских судна по данным на 2021 год. Данные по Балтийскому, Черноморскому и Северному флотам можно увидеть по ссылке ниже. Корабли и подводные лодки СССР так же являются грозными стражами рубежей России. На каждом был произведён (производится) ремонт и оснащение современным вооружением, оборудованием и силовыми установками. Спасибо.

Здравствуйте дорогие Друзья.

Читайте так же:

  • Военные корабли и подводные лодки России (Балтийский и Черноморский флот). Данные за 2021 год.
  • Военные корабли и подводные лодки России (Северный флот). Данные за 2021 год.
  • Коллекциюстатейканала Вы можете прочитать тут:➽➽➽

Военные корабли и подводные лодки России (Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия). Данные за 2021 год.

Надводные суда Каспийской флотилии.

  • 2 сторожевых корабля: «Татарстан» - 2003, «Дагестан» - 2012 год;
  • 3 малых ракетных корабля: «Град Свияжск» - 2013, «Углич» - 2013, «Великий Устюг» - 2014 год;
  • 3 малых артиллерийских корабля: «Астрахань» - 2006, «Волгодонск» - 2011, «Махачкала» - 2012 год;
  • 1 ракетный катер: «Ступинец» - 1985 год;

Военные корабли и подводные лодки России (Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия). Данные за 2021 год.

  • 5 артиллерийских катеров: "АК-223" - 1969, "АК-248" - 1971, "АК-201" - 1972, "АК-209" - 1972, "АК-326" - 1990;
  • 2 базовых тральщика: «Герман Угрюмов» - 1988, «Магомед Гаджиев» - 1997;
  • 5 рейдовых тральщиков: "РТ-59" - 1976, "РТ-181" - 1980, "РТ-71" - 1981, "РТ-233" - 1994, "РТ-234" - 1996;
  • 6 десантных катеров: "Д-156" - 1999, "Д-185" - 2000, "Д-131" - 2002, "Д-56" - 2005, "Д-172" - 2005, «Атаман Платов» - 2010 год.

Всего 27 надводных судов, 13 спущены на воду после 2000 года.

Военные корабли и подводные лодки России (Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия). Данные за 2021 год.

Подводные лодки Тихоокеанского флота.

  • 3 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами: К-44 «Рязань» - 1982, К-550 «Александр Невский» - 2013, К-551 «Владимир Мономах» - 2014 год;
  • 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами: К-132 «Иркутск» - 1988, К-442 «Челябинск» - 1990, К-456 «Тверь» - 1992, К-186 «Омск» - 1993, К-150 «Томск» - 1996 год;
  • 4 многоцелевые атомные подводные лодки: К-391 «Братск» - 1989, К-331 «Магадан» - 1990, К-419 «Кузбасс» - 1992, К-295 «Самара» - 1995 год;

Военные корабли и подводные лодки России (Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия). Данные за 2021 год.

  • 9 дизельных подводных лодок: Б-445 «Святой Николай Чудотворец» - 1988, Б-394 «Нурлат» - 1988, Б-464 «Усть-Камчатск» - 1990, Б-494 «Усть-Большерецк» - 1990, Б-187 «Комсомольск-на-Амуре» - 1991, Б-190 «Краснокаменск» - 1992, Б-345 «Могоча» - 1994, Б-274 «Петропавловск-Камчатский» - 2019, Б-603 «Волхов» - 2020 год.

Надводные корабли Тихоокеанского флота.

  • 1 ракетный крейсер: «Варяг» - 1989 год;
  • 4 больших противолодочных корабля: «Маршал Шапошников» - 1985, «Адмирал Трибуц» - 1986, «Адмирал Виноградов» - 1988, «Адмирал Пантелеев» 1991 год;
  • 2 эсминца: «Бурный» - 1988, «Быстрый» - 1989 год;
  • 4 корвета: «Совершенный» - 2017, «Громкий» - 2018, «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» - 2020, «Гремящий» - 2020 год;

Военные корабли и подводные лодки России (Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия). Данные за 2021 год.

  • 8 малых противолодочных кораблей: «Холмск» - 1985, "МПК-221" - 1987, «Кореец» - 1989, "МПК-107" - 1990, «Советская Гавань» - 1990, «Метель» - 1990, «Усть-Илимск» - 1991, "МПК-82" - 1991 год;
  • 4 малых ракетных корабля: «Смерч» - 1984, «Иней» - 1987, «Мороз» - 1989, «Разлив» - 1991 год;
  • 11 ракетных катеров: "Р-79" - 1984, "Р-261" - 1988, "Р-297" - 1990, "Р-298" - 1990, "Р-11" - 1991, "Р-14" - 1991, "Р-18" - 1992, "Р-19" - 1992, "Р-20" - 1993, "Р-24" - 1994, "Р-29" - 2003 год;
  • 2 морских тральщика: "МТ-264" - 1989, "МТ-265" - 1989 год;
  • 8 базовых тральщиков: "БТ-100" - 1984, "БТ-325" - 1985, "БТ-114" - 1987, "БТ-232" - 1988, "БТ-245" - 1989, "БТ-256" - 1990, "БТ-215" - 1991, «Яков Баляев» - 2020 год;

Военные корабли и подводные лодки России (Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия). Данные за 2021 год.

  • 1 рейдовый тральщик: "РТ-471" - 1979 год;
  • 4 больших десантных корабля: «Николай Вилков» - 1974, «Ослябя» - 1981, «Адмирал Невельской» - 1982, «Пересвет» - 1991 год;
  • 6 десантных катеров: "Д-704" - 1976, "Д-70" - 1981, "Д-57" - 2007, "Д-107" - 2010, "«Иван Карцов»" - 2014, "Д-308" - 2018, "Д-2110" - 2018 год.

Всего 21 подводная лодка и 56 надводных судов Тихоокеанского флота. 4 подводных лодки и 11 кораблей построены после 2000 года.

Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.

Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.

Самые большие флоты в мире на 2022 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

подлодки

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2022 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

авианосец

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» — 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
  • миноносцы эскадры УРО — 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
  • патрульные и иные суда — 31;
  • подводные лодки — 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

Флот Китая

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

подводная лодка

Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

флот Японии

Новый японский эсминец типа «Ширануи»

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец — 1;
  • дизельные подводные лодки — 13;
  • фрегаты — 14;
  • легкий авианосец — 1;
  • эсминцы — 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.

флот Индии

Новый индийский корвет «Килтан»

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Военно-морские флоты Российской Федерации

Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ — адмирал Евменов М.А.

Краснознаменный Северный флот

Крупнейший из пяти военных морских округов по составу — Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.

Северный флот

«Петр Великий» на страже северных берегов страны

История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы — торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.

С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ — «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача — защита интересов страны в Арктике.

Краснознаменный Черноморский флот

Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.

Черноморский флот

Флагманский корабль «Москва» в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта

  • дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
  • большие десантные корабли проектов 775, 1171;
  • тральщики и противолодочные корабли и другие.

К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.

Тихоокеанский флот

Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:

  • флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
  • противолодочные корабли проекта 1155;
  • эскадренные миноносцы;
  • корветы;
  • малые ракетные и противолодочные суда и т.д.

Основная задача — обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.

Тихоокеанский флот

Ракетный крейсер «Варяг» в Средиземном море

Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.

Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот

Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий — адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.

Эскадренный миноносец «Настойчивый»

История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние — это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман — миноносец «Настойчивый».

БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.

Каспийская флотилия

В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:

  • сторожевые суда;
  • малые боевые катера;
  • десантные и крупные боевые катера;
  • тральщики.

Каспий

Мощная Каспийская флотилия

В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

удобный флаг

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».

флот

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

торговые суда

Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз

Япония

После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.

самый большой флот

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.


Флотилия — оперативное объединение в ВМФ некоторых государств, предназначенное для выполнения задач в определенном районе моря, на реке или озере. Состоит из соединений кораблей и авиации, частей морской пехоты, а также служб, обеспечивающих её боевую и повседневную деятельность. Свои задачи флотилия выполняет самостоятельно или во взаимодействии с соединениями и частями других видов вооруженных сил (родов войск).

Содержание

Виды флотилий

  • морские флотилии;
  • речные флотилии;
  • озёрные флотилии;
  • флотилии подводных лодок.

Типы флотилий

  • отдельные флотилии;
  • флотилии в составе флотов (военных округов, фронтов).

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны морские флотилии были как самостоятельные (например, Каспийская военная флотилия), так и входили в состав флота (например, Беломорская военная флотилия). Состояли из нескольких соединений и частей однотипных или различных надводных кораблей (бригада траления, дивизион эсминцев и сторожевых кораблей, дивизион торпедных катеров, дивизион тральщиков), подводных лодок, авиации, частей морской пехоты и береговой артиллерии, а также различных служб, обеспечивающих её деятельность. Предназначались для выполнения задач на одном из операционных направлений как самостоятельно, так и во взаимодействии с соединениями ВМФ и других видов Вооружённых Сил.

Речные и озёрные флотилии содействовали Сухопутным войскам при ведении боевых действий в бассейнах рек и приозёрных районах, уничтожении кораблей противника, обеспечении воинских перевозок и выполнении других задач. В состав речных и озёрных флотилий входили соединения речных кораблей различных классов, части авиации, артиллерии и морской пехоты, а также службы обеспечения и обслуживания.

Флотилии СССР

Во время Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР действовали следующие флотилии:

1931—1940 гг. 1943—1945 гг.

Великая Отечественная война Берлинская операция 1945 года

Великая Отечественная война Оборона Ленинграда

1941 г. 1941—1944 гг.

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война

В 1960-х — 1970-х годах были созданы четыре флотилии подводных лодок, просуществовавшие до начала 21-го века. 1-я и 3-я флотилии ПЛ входили в состав Северного Флота, 2-я и 4-я - в состав Тихоокеанского флота.

Данные по наличию морского гражданского флота получены путем обработки базы данных Российского морского регистра судоходства, базы данных Российского международного реестра судов, предоставленной ФГУП « Морсвязьспутник », и статистической формы № 53-М (суд) «Сведения о наличии морских судов в Российской Федерации».

В состав морского флота входят транспортные суда (перевозка грузов и пассажиров), обеспечивающие (ледоколы, аварийно-спасательные суда, бункеровщики, сборщики льяльных вод, плашкоуты и др.), рыбопромысловые и научно-исследовательские суда.

Наличие морского флота под флагом России на начало 2020 года

Морской транспортный флот, контролируемый российскими судоходными компаниями, по состоянию на 01.02.2020 г. составляет:

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого российскими судоходными компаниями, по состоянию на начало 2020 года составляет 1 423 судна общим дедвейтом 22,4 млн тонн, из которых 65,7% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. По сравнению с 2019 годом наблюдается незначительное увеличение количества и тоннажа судов морского транспортного флота: по количеству судов (+2%), по дедвейту (+3,0%).

Морской флот под флагом России условно можно разделить на три части: морские суда, суда река-море плавания и пассажирские суда.

Морские суда – 296 судов общим дедвейтом 4,7 млн тонн (26% по количеству и 64% по дедвейту).

Суда река-море плавания – 833 судна суммарным дедвейтом 2,5 млн тонн (74% по количеству и 36% по дедвейту).

Пассажирские суда – 47 ед.

В целом в России по данным Российского морского регистра судоходства насчитывается 425 судоходных компаний, в том числе имеющих морские суда – 71 компания (17%).

Анализ структуры отечественного флота по назначениям судов позволяет отметить следующее.

В составе сухогрузного флота имеется 18 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 11 судов навалочников средним возрастом 14 лет, 9 железнодорожных паромов средним возрастом 30 лет, 144 рефрижераторных судна средним возрастом 30 лет, 542 судна универсального назначения средним возрастом 25 лет, 47 пассажирских судов средним возрастом 33 года.

349 судов наливного флота средним возрастом 16,8 года.

В составе морского флота под иностранными флагами, контролируемого российскими судовладельцами, можно выделить 8 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 35 судов навалочников средним возрастом 17 лет. Однако наиболее современными являются 138 судов наливного флота средним возрастом 12 лет.

Можно выделить 10 наиболее крупных судоходных компаний России (по дедвейту): ПАО « Совкомфлот », ООО ЛК «Волга», ООО РПК «Норд», ПАО « Северо-Западное пароходство », АО «Роснефтефлот», ООО «Газпромнефть Шиппинг» , ООО «Новогрейн», АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ООО «Палмали», ООО «Пола Райз».

В феврале 2020 года АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» было реорганизовано путем присоединения к нему ПАО « Северо-Западное пароходство » и АО «Северо-Западный флот».

Проект ООО ЛК «Волга» - это рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) в районе мыса Филинский Кольского залива, предназначен для перевалки сырой нефти из Варандея. Дедвейт танкера-накопителя «Кола» составляет 309 тыс. тонн, длина - 335 м, ширина – 58 м. Проект реализуется с января 2018 года.

«РПК Норд» это рейдовый перегрузочный комплекс на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн установлен в Кольском заливе в январе 2016 года. «РПК Норд» предназначен для перевалки сырой нефти с Приразломного месторождения и Новопортовского месторождения на Ямале.

Из наиболее значимых событий 2020 года можно отметить ввод в эксплуатацию следующих судов.

Не только на суше, но и на море вооруженные силы делятся на специфические подвиды («рода»), отличающиеся боевыми единицами. В первой заметке, посвященной флоту, мы рассмотрим главную ударную силу флота: линейный флот. Вы узнаете, что общего у линкоров и эсминцев, почему «вымерли» эти «динозавры морской войны», а также чем прославились адмиралы Нельсон и Ушаков.

Что такое линейный флот? И почему он исчез?

Линейная организация во флоте не сильно отличается по своему смыслу от линейной организации в пехоте и кавалерии. Такой флот состоит из боевых единиц, эффективность которых резко возрастает при занятии ими определенного боевого порядка . Исторически наиболее частой, но не единственной формой такого боевого порядка является боевая линия : корабли выстраиваются последовательно, следуя один за другим и повторяя маневры друг друга. Когда линейные флоты вступают в бой друг с другом, то они плывут параллельными курсами, и каждый корабль обстреливает находящегося напротив врага.

HMS Victory ("Победа") - трехаплубный линкор "первой линии" (т.е. относится к главным силам эскадры). Самый "заслуженный" из находящихся до сих пор на плаву кораблей, да и вообще один из самых известных линкоров в истории. Спущен на воду еще в 1675г., и к самому знаменитому бою в своей истории - Трафальгардской битве 1805г., в которой он был флагманом у адмирала Нельсона (т.е. кораблем, на котором в бою находится командир флота) - уже изрядно устарел. Однако прослужил до "революции дредноутов", после чего был превращен в музей. (Im. Source: Wiki)

HMS Victory ("Победа") - трехаплубный линкор "первой линии" (т.е. относится к главным силам эскадры). Самый "заслуженный" из находящихся до сих пор на плаву кораблей, да и вообще один из самых известных линкоров в истории. Спущен на воду еще в 1675г., и к самому знаменитому бою в своей истории - Трафальгардской битве 1805г., в которой он был флагманом у адмирала Нельсона (т.е. кораблем, на котором в бою находится командир флота) - уже изрядно устарел. Однако прослужил до "революции дредноутов", после чего был превращен в музей. (Im. Source: Wiki)

Линейный флот обычно ассоциируется с «линкорами» 18 века, и это отчасти правильно: линкоры действительно являются кораблями боевой линии. Однако линейная организация на флоте гораздо шире и разнообразней.

Даже линкоры не обязательно использовали боевую линию как боевой порядок. Три великих флотоводца 18в. (Ричард Хау, Федор Ушаков и Горацион Нельсон) создали принципиально новую тактику применения линейного флота: рассекающую атаку . Поворачивая в сторону линии противника, линейные корабли одной или несколькими колоннами рассекали ее на части, что позволяло вести огонь с обоих бортов (фактически удваивая огневую мощь атакующего флота).

"Славное первое июня" - вероятно, первая битва линейных флотов, в которой адмирал Хау использовал рассекающий поворот. Английский флот уступал французскому и в численности, и в огневой мощи, но поворот позволил отсечь треть французского флота и разгромить ее раньше, чем передовые корабли французов сумели развернуться. Маневр был столь иннновационным, что не все британские капитаны кораблей подчинились приказу и выполнили его вовремя. Ричард Хау, командовавший этой битвой - не только выдающийся новатор в тактике, но и важнейшая фигура в военно-морской стратегии (он разработал концепцию дальней морской блокады). Один из самых авторитетных флотоводцев в истории, незаслуженно неизвестный в России. (Im. Source: Wiki; считается, что схема неточна, но общую идею она вполне передает)

"Славное первое июня" - вероятно, первая битва линейных флотов, в которой адмирал Хау использовал рассекающий поворот. Английский флот уступал французскому и в численности, и в огневой мощи, но поворот позволил отсечь треть французского флота и разгромить ее раньше, чем передовые корабли французов сумели развернуться. Маневр был столь иннновационным, что не все британские капитаны кораблей подчинились приказу и выполнили его вовремя. Ричард Хау, командовавший этой битвой - не только выдающийся новатор в тактике, но и важнейшая фигура в военно-морской стратегии (он разработал концепцию дальней морской блокады). Один из самых авторитетных флотоводцев в истории, незаслуженно неизвестный в России. (Im. Source: Wiki; считается, что схема неточна, но общую идею она вполне передает)

Федор Федорович Ушаков - единственный в истории российского флота великий адмирал, вклад которого в морское дело признают даже англичане. И это притом, что прославленный британский адмирал Нельсон лишь на 13 лет младше, и эти адмиралы даже командовали флотом в общей операции. Ушаков, по-видимому, самостоятельно изобрел "поворот Хау" и использовал его во множестве битв против турок. При этом Ушаков добавил в него собственную деталь: поскольку турки всегда отличались слабой дисциплиной, то Ушаков обычно выполнял этот маневр именно против вражеского флагмана. Под огнем всей русской эскадры флагман быстро выводился из строя, после чего развернувшийся было для возвращения в бой турецкий авангард вместо этого просто обращался в бегство. Тот же поворот использовался позднее и Нельсонов, в том числе в знаменитой Трафальгардской битве, но у нас нет данных, однозначно указывающих, у кого Нельсон взял эту тактику: у своего старшего современника Ушакова или у своего предшественника Хау. (Im. Source: Wiki)

Федор Федорович Ушаков - единственный в истории российского флота великий адмирал, вклад которого в морское дело признают даже англичане. И это притом, что прославленный британский адмирал Нельсон лишь на 13 лет младше, и эти адмиралы даже командовали флотом в общей операции. Ушаков, по-видимому, самостоятельно изобрел "поворот Хау" и использовал его во множестве битв против турок. При этом Ушаков добавил в него собственную деталь: поскольку турки всегда отличались слабой дисциплиной, то Ушаков обычно выполнял этот маневр именно против вражеского флагмана. Под огнем всей русской эскадры флагман быстро выводился из строя, после чего развернувшийся было для возвращения в бой турецкий авангард вместо этого просто обращался в бегство. Тот же поворот использовался позднее и Нельсонов, в том числе в знаменитой Трафальгардской битве, но у нас нет данных, однозначно указывающих, у кого Нельсон взял эту тактику: у своего старшего современника Ушакова или у своего предшественника Хау. (Im. Source: Wiki)

«Революция дредноутов» в начале 20 века (замена большого количества близкобойных орудий на несколько сверхтяжелых и дальнобойных) поменяла всю линейную организацию флота . Теперь линейные флоты сражались на большой дистанции, и исход боя определяла не сила залпа, а точность стрельбы . А соотношение скорости, дальнобойности и вмешательство погоды определяло, может ли один из флотов поддерживать оптимальную дистанцию и расстреливать противника без опасности для себя.

HMS Dreadnought ("Неустрашимый"). Дредноут - это как "ксерокс" и "скотч". Когда твоим именем называют всех твоих конкурентов - это о чем-то да говорит. История Дредноута глубоко самоиронична: построив этот корабль в 1906г., англичане собственными руками обнулили все свое военно-морское превосходство. Сочетание высокой скорости, хорошей брони и группы тяжелых орудий калибра 305-мм сделало его "убийцей" всех предшествующих линкоров и броненосцев. Он мог гарантированно выиграть бой с любыми предшественниками, выдерживая в бою дистанцию, на которой его орудия успешно поражали противника, а тот не мог ничем ответить. В результате старые корабли англичан перестали что-либо стоить, и гонка морских вооружений запустилась заново. Так что этот корабль - один из важных "виновников" Первой Мировой Войны. К началу которой он сам уже сильно устарел, ведь новый класс линкоров начал активно развиваться, в строй входили корабли с более тяжелыми орудиями, большей броней и скоростью. (Im. Source: Wiki)

HMS Dreadnought ("Неустрашимый"). Дредноут - это как "ксерокс" и "скотч". Когда твоим именем называют всех твоих конкурентов - это о чем-то да говорит. История Дредноута глубоко самоиронична: построив этот корабль в 1906г., англичане собственными руками обнулили все свое военно-морское превосходство. Сочетание высокой скорости, хорошей брони и группы тяжелых орудий калибра 305-мм сделало его "убийцей" всех предшествующих линкоров и броненосцев. Он мог гарантированно выиграть бой с любыми предшественниками, выдерживая в бою дистанцию, на которой его орудия успешно поражали противника, а тот не мог ничем ответить. В результате старые корабли англичан перестали что-либо стоить, и гонка морских вооружений запустилась заново. Так что этот корабль - один из важных "виновников" Первой Мировой Войны. К началу которой он сам уже сильно устарел, ведь новый класс линкоров начал активно развиваться, в строй входили корабли с более тяжелыми орудиями, большей броней и скоростью. (Im. Source: Wiki)

Многие думают, что линейные корабли «проиграли авианосцам». Это представление сколь распространено, столь и бредово. Всю Вторую Мировую Войну линейные флоты продолжали развиваться , строились все более мощные корабли для линейного боя, активно использовавшиеся в войне. Линейные флоты исчезли лишь в 50-х годах по совсем другой причине: их, как и линейную пехоту, как и тяжелые (а затем и основные) танки, «убило» ракетное оружие. Зачем размещать на корабле сверхтяжелое оружие и ограничивать себя сложной тактикой, когда можно попросту установить на нем ракету, точность и мощь взрыва которой намного больше?

USS Iowa (BB-61) ("Айова") - самый мощный линкор в военно-морской истории. Если французский "Ришелье" был сильнейшим линкором всю первую половину войны, то вступившие в строй в феврале 1943г. корабли класса "Айова" стали вершиной линейной тактики 20в. Хотя формально японские линкоры типа "Ямато" имели три строенных 460-мм орудия, но три строенных 406-мм орудия американского линкора имели ту же эффективную дальность и бронепробиваемость при большей скорострельности. А существенное превосходство в скорости позволяло американским линкорам навязать бой любому противнику. Зенитная артиллерия "Айов" считается одной из лучших в истории, а единственная их слабость - противоторпедная защита. Естественно, калибр и дальность стрельбы делали эти линкоры мощнейшим средством подавления сухопутных целей. Это единственное преимущество артиллерии линкора перед ракетами позволило "Айовам" прослужить до 2011г. (для противокорабельной защиты ему в 1980г. дали установки для запуска крылатых ракет "Томагавк". Сегодня все 4 "Айовы" законсервированы как корабли-музеи по чисто экономическим соображениям (очень дорогая эксплуатация наплаву), но в условиях крупной войны они вполне могут быть расконсервированы: как бы дорого не обходился поход такого линкора, это дешевле, чем отстреливать крылатые ракеты по вражеской пехоте. (Im. Source: Wiki)

USS Iowa (BB-61) ("Айова") - самый мощный линкор в военно-морской истории. Если французский "Ришелье" был сильнейшим линкором всю первую половину войны, то вступившие в строй в феврале 1943г. корабли класса "Айова" стали вершиной линейной тактики 20в. Хотя формально японские линкоры типа "Ямато" имели три строенных 460-мм орудия, но три строенных 406-мм орудия американского линкора имели ту же эффективную дальность и бронепробиваемость при большей скорострельности. А существенное превосходство в скорости позволяло американским линкорам навязать бой любому противнику. Зенитная артиллерия "Айов" считается одной из лучших в истории, а единственная их слабость - противоторпедная защита. Естественно, калибр и дальность стрельбы делали эти линкоры мощнейшим средством подавления сухопутных целей. Это единственное преимущество артиллерии линкора перед ракетами позволило "Айовам" прослужить до 2011г. (для противокорабельной защиты ему в 1980г. дали установки для запуска крылатых ракет "Томагавк". Сегодня все 4 "Айовы" законсервированы как корабли-музеи по чисто экономическим соображениям (очень дорогая эксплуатация наплаву), но в условиях крупной войны они вполне могут быть расконсервированы: как бы дорого не обходился поход такого линкора, это дешевле, чем отстреливать крылатые ракеты по вражеской пехоте. (Im. Source: Wiki)

Подведем итог. Классический «линейный» флот – это корабли, предназначенные для боя с вражескими крупными кораблями в составе организованного боевого порядка. Они обладают максимальной огневой мощью, сосредоточенной в артиллерии. Существуя с древнейших времен (в виде кораблей с катапультами), они пережили расцвет в 17-20 веках, и ушли с арены морской войны после «ракетной революции».

Эскадренный флот (флотилии)

Людям, немного интересующимся военной историей, может показаться странным, что «эсминцы» – это такие же линейные корабли, как и «линкоры». Для начала уточним, что «эсминец» – это специфически русскоязычный термин, расшифровывающийся как «эскадренный миноносец», причем «миноносец» – это корабль, вооруженный торпедами (torpedo boat в английской терминологии) .

Прилагательное «эскадренный» как раз и указывает на линейную организацию : это миноносцы, которые предназначены для действий в составе боевой линии эскадры. Флотилия миноносцев следует в кильватерной колонне так же, как линкоры, затем делает поворот в сторону противника, запускает торпеды в направлении вражеских кораблей, после чего поворачивает обратно и отходит (обычно такой же кильватерной колонной). Линейная организация при этом очень важна: синхронный залп флотилии покрывает большое пространство, поэтому от него крайне тяжело увернуться . Эсминцы задуманы как «убийцы линейных кораблей» , хотя их англоязычное название – «destroyer» («разрушитель/убийца») – восходит к их роли «убийц (обычных) миноносцев».

HMS Daring ("Дерзкий") - первый эскадренный миноносец (torpedo boat destroyer, TBD). Вступил в строй в 1985г. Видно, что этот корабль имеет легкое вооружение и (менее очевидно) несколько торпедных аппаратов. Его артиллерия предназначена для боя с легкими миноносцами того времени. По мере развития эсминцев и появления у них брони, артиллерийское вооружение тоже усиливалось, чтобы эту броню пробивать. Но основной функцией оставался запуск торпед, а главным критерием живучести - способность уклоняться от вражеских торпед. Впрочем, иногда нужно было не только уклоняться, но и, наоборот, перехватывать их своим корпусом. (Im. Source: Wiki)

HMS Daring ("Дерзкий") - первый эскадренный миноносец (torpedo boat destroyer, TBD). Вступил в строй в 1985г. Видно, что этот корабль имеет легкое вооружение и (менее очевидно) несколько торпедных аппаратов. Его артиллерия предназначена для боя с легкими миноносцами того времени. По мере развития эсминцев и появления у них брони, артиллерийское вооружение тоже усиливалось, чтобы эту броню пробивать. Но основной функцией оставался запуск торпед, а главным критерием живучести - способность уклоняться от вражеских торпед. Впрочем, иногда нужно было не только уклоняться, но и, наоборот, перехватывать их своим корпусом. (Im. Source: Wiki)

Со временем эсминцы приобрели еще одну функцию: они стали «живым щитом», прикрывающим собственные линкоры от вражеских торпедных атак. Их стали вооружать артиллерией, достаточной для потопления вражеских эсминцев. Сражения эсминцев все чаще стали происходить с эсминцами противника. Более того, некоторые страны начали создавать специальные особо крупные эсминцы («лидеры») , предназначенные для того, чтобы возглавлять флотилию эсминцев, следуя во главе их строя и уничтожая эсминцы противника.

20И "Ташкент" - один из позднейших "лидеров эсминцев". Построен в Италии для флота СССР, вступил в строй в 1939г. Предполагалось запустить на советских верфях серию клонов, но с началом Великой Отечественной Войны связи с Италией распались, собственная промышленность достаточными технологиями не обладала, да сама по себе задача развития флота стала глубоко второстепенной. Однако сам по себе образ "Ташкента" позволяет оценить эволюцию эсминцев: от легких торпедных кораблей к хорошо бронированным и вооруженным серьезными орудиями (130-мм). Разумеется, 9 торпедных аппаратов тоже присутствует, то есть попадание залпа этого "супер-эсминца" вполне способно утопить линкор. Особенно слабо защищенный от торпед, как "Айова". Впрочем, такой громоздкий корабль попросту не доплыл бы до "Айовы" на дистанцию торпедного залпа: ведь его скорость всего 43 узла против 33 у Айовы. Способной точно стрелять на расстояние 38км. . (Im. Source: Wiki)

20И "Ташкент" - один из позднейших "лидеров эсминцев". Построен в Италии для флота СССР, вступил в строй в 1939г. Предполагалось запустить на советских верфях серию клонов, но с началом Великой Отечественной Войны связи с Италией распались, собственная промышленность достаточными технологиями не обладала, да сама по себе задача развития флота стала глубоко второстепенной. Однако сам по себе образ "Ташкента" позволяет оценить эволюцию эсминцев: от легких торпедных кораблей к хорошо бронированным и вооруженным серьезными орудиями (130-мм). Разумеется, 9 торпедных аппаратов тоже присутствует, то есть попадание залпа этого "супер-эсминца" вполне способно утопить линкор. Особенно слабо защищенный от торпед, как "Айова". Впрочем, такой громоздкий корабль попросту не доплыл бы до "Айовы" на дистанцию торпедного залпа: ведь его скорость всего 43 узла против 33 у Айовы. Способной точно стрелять на расстояние 38км. . (Im. Source: Wiki)

«Лидеры» устарели уже ко Второй Мировой и стали уделом «бедных» стран, не способных создать сильный крейсерских флот (например, это касается СССР). Сильные морские державы просто начали использовать в этом качестве легкие крейсера (представители крейсерского флота, речь о котором пойдет в следующей заметке). Однако эскадренная организация флота дожила до сих пор. Впрочем, чем дальше, тем больше торпедное оружие эсминцев становится второстепенным , а их роль меняется на что-то близкое к кораблям береговой охраны. Это объясняется тем, что торпеды малоэффективны против маневренных целей – а все современные корабли, кроме авианосцев, достаточно маневренны. Так что можно сказать, что это этот класс тоже умирает.

Итак, эскадренные флотилии миноносцев – это линейная организация небольших кораблей, оснащенных дешевыми, но смертоносными торпедами , которые должны выпускаться залпом. Эти флотилии создавались для борьбы с тяжелыми линейными кораблями, но быстро оказались вынуждены бороться друг с другом. Эсминцы прошли эволюцию от кораблей, вооруженных преимущественно торпедами, до кораблей со множеством видов вооружения. Сегодня это «крейсера для бедных» , которые скорее по традиции называются «эскадерными» и по большей части утратили линейную организацию.

В следующей заметке мы поговорим о крейсерском флоте и его предшественниках.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: