Принципы познания используемые теорией государства и права

Обновлено: 26.04.2024

Значение теории государства и права как методологической науки правоведения заключается в том, что вырабатываемые теорией государства и права методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приёмов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

Основные принципы научного познания государства и права

Основные принципы общетеоретического исследования государства и права – руководящие идеи, основные положения, исходные начала, используемые при познании предмета теории государства и права.

В.М. Сырых указывает, что в числе всеобщих принципов научного познания чаще всего называют:

  1. принцип объективности;
  2. принцип познаваемости объективного мира;
  3. принцип всесторонности познания;
  4. принцип исторического и конкретно-исторического подходов;
  5. принцип познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др. [1].

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет.

Принцип познаваемости объективного мира оптимистически утверждает о способности индивида и общества в целом верно отражать реальный мир и познавать его закономерности.

Принцип всесторонности познания, т.е. выявления всех сторон, связей, отношений государства и права. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми базисными и надстроечными явлениями и без тщательного, детального выяснения этих связей невозможно раскрыть как сущность этих явлений, так и закономерности их функционирования и развития.

Принцип исторического подхода требует исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.

В связи с тем, что мир находится в постоянном развитии, изменении, конкретно-исторический характер имеют и научные знания; они являются достоверными постольку, поскольку соответствуют определённому состоянию в развитии исследуемого. Последующее развитие исследуемого означает, что имевшиеся о нём научные сведения устарели и нуждаются в изменении, дополнении сообразно тем изменениям, которые претерпел отражаемый ими объект. С учётом этого обстоятельства в число всеобщих логических требований входит принцип конкретно-исторического подхода к познанию исследуемых явлений и признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины.

М.Н. Марченко к числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относит:

  1. принцип всесторонности;
  2. принцип историзма;
  3. принцип комплексности [2].

Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политэкономии, политологии.

Есть и другие взгляды на перечень основных принципов научного познания государства и права. Например, В.М. Шафиров к основным принципам познания относит:

  1. принцип плюрализма;
  2. принцип объективности;
  3. принцип всесторонности;
  4. принцип историзма [3].

Принцип плюрализма утверждает множественность философских подходов, используемых при исследовании государственно-правовых явлений.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности.

Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

В соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учётом их исторического развития, в конкретных исторических условиях.

Понятие и структура методологии теории государства и права

Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определённых теоретических подходов, принципов, приёмов исследования государственно-правовых явлений [3].

В.М. Сырых структуру методологии теории государства и права представляет так:

  1. всеобщий философский метод (его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания);
  2. общие методы (анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничена решением определённых познавательных задач);
  3. специальные методы правовой науки (их составляют способы, приёмы, которые изначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы);
  4. частные методы правовой науки (они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие) [1].

Л.А. Морозова представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. общефилософские, или мировоззренческие, методы;
  2. общенаучные (общие) методы;
  3. частнонаучные (частные, специальные) методы [4].

К общефилософским методам относятся:

1. Метафизика. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире. В координатах метафизики государство и право изучаются как вечные и неизменные, раз и навсегда данные идеи.

2. Диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве) и другие.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

1. Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учётом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учётом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

2. Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приёмов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в её составе гипотезы, диспозиции и санкции.

Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путём объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.

Индукция как логический приём позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция – это логический приём, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

3. Системный (структурно-системный) метод. В основе данного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений.

Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же учёных склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

4. Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят, например, нижеследующие.

2. Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путём идеального воспроизведения анализируемых явлений.

3. Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности.

4. Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г.

Среди частнонаучных методов Л.А. Морозова выделяет собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

1. Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

2. Формально-юридический метод, или догматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приёмы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

А.В. Малько представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (метафизика и диалектика);
  2. общенаучные методы – это приёмы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов (анализ, синтез, системный подход, эксперимент);
  3. частнонаучные методы – это приёмы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук (социологический, статистический, кибернетический и др.);
  4. частноправовые методы – это приёмы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими (формально-юридический и сравнительно-правовой) [5].

Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений

Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалась только на марксистско-ленинской философии – философии диалектического и исторического материализма, – современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, способствующие установлению научной истины.

Философские основания правоведения

По мнению В.М. Сырых, в качестве философских оснований правоведения выступают такие составляющие философии как онтология, гносеология, логика и социальная философия [1].

Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношения материи и сознания, а также о всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления.

Гносеология, или теория познания, − это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания.

Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний. Правовая наука настолько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в её системе особой отрасли – философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого-либо общепризнанного учения, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому учёные-правоведы философским основанием правовой науки признают различные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т.е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание её предмета. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляются через одни и те же функции. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологическая функции философии.

Мировоззренческая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет учёным-правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.

Онтологическая функция философии выражается в применении в правовой науке, во-первых, универсальной характеристики организации общества и, во-вторых, философских законов и категорий.

Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и, соответственно, характеризует их основополагающие, сущностные стороны, связи, закономерности развития.

Философские законы и категории используются непосредственно в исследованиях политико-правовых явлений и процессов для установления специфики появления в них всеобщих сторон, связей, закономерностей. Особую ценность в научном познании представляют законы и категории диалектики. В их число входят законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность».

Гносеологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что гносеология раскрывает особенности научного познания, даёт разветвлённую характеристику его стадий, процедур, а также называет критерии, которым должно удовлетворять полученное эмпирическое и теоретическое знание.

Логико-методологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что:

  1. формулируется достаточно развитая совокупность принципов познания, особых нормативов, следование которым является необходимым условием получения достоверных, рациональных научных знаний;
  2. раскрывается и развивается система общих (логических) методов научного познания;
  3. формируются законы логически последовательного мышления;
  4. определяются основные формы мышления и нормативы, которым эти формы должны удовлетворять.

Список использованных источников

[1] История и методология юридической науки: Учебник / В.М. Сырых. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. – 464 с.

[2] Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. − М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. — 516 с.

[3] В.М. Шафиров, И.Д. Мишина, А.А. Рудаков и др. / Курс лекций по теории государства и права. – Красноярск: Издательский центр СФУ.

[4] Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

[5] Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. − Проспект, 2010.

Вметодологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплексности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Что означает каждый из этих принципов и в чем их суть?

Основной смысл принципа всесторонностизаключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение.

Принцип историзмав исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающиеся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и в прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Рассматривая историю развития государственно-правовых и иных явлений в двояком смысле — как движение во времени, процесс и как познание этого процесса, известный русский историк, профессор Московского университета В. Ключевский настоятельно подчеркивал именно такое многоплановое исследование данного процесса,обусловленное многими причинами.

В одной из своих начальных лекций, составляющих курс русской истории, он говорил, что вполне понятен «практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя ее из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества». Но, подчеркивал автор, «этот воспитательный, т. е. практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы». Итак, спрашивал В. Ключевский, начиная особый курс русской истории, какую научную цель может иметь «специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа»? И пояснял: «Эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения», т. е. из задач изучения общей истории человечества'. Эта цель заключается в глубоком и всестороннем познании конкретных

государства и права или любого иного явления, института и учреждения, а также в использовании исторического опыта для их развития и совершенствования.

Суть принципа комплексностиизучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические («право», «законность», «правоотношение», «правотворчество», «правоприменение»), и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», «компонент» и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практикив процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.

В соответствии с толковым словарем русского языка Ожогова С.И. и Шведовой Н.Ю. принцип это основное, исходное положение, какой нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.

Принцип - это определенный методологический подход, который опирается на объективные условия и закономерности сущности предмета, на который обращается данный принцип и который отражает его важнейшие содержательные особенности (Апрелева В.А.)

1. Принцип всесторонности – полнота всесторонность исследования государства и права во всех аспектах.

2. Принцип историзма- с учетом истории развития государственно-правовых явлений. Последовательность исследования явления или процесса в соответствии с принципом историзма

  • возникновение
  • развитие
  • современное состояние

4.Принцип комплексности- изучение ТГП не только с юридической точки зрения но и с философской, социологической, политологической.

5. Принцип органического сочетания теории и практики – постоянное обобщение практики функционирования государства и права разных стран.

Функции науки теории государства и права.

Функция – латинское слово,в буквальном переводе означает «исполнение». Чаще употребляется для обозначения обязанности, круга деятельности, назначения, роли.

1. Онтологическая функция- (наука о сущном, т.е. познание существа гос.-правовых явлений.(о бытии).

2. Гносеологическая функция ↔ Познание объективной действительности

3. Эвристическая функция – искусство нахождения истины, т.е. ТГП обладает системой логических приемов открывать закономерности в развитии права и государства. Выявление новых закономерностей

4. Методологическая функция- т.е. имеет свои способы исследования, разработка приёмов и способов познания

5. Политическая функция- общественная деятельность на сохранение государственности и иной политической деятельности.

6. Идеологическая функция – Разработка правовой политики отражает мировоззренческую сторону.

7. Прогностическая функция – прогноз на основании теорий закономерности гос. Правового развития. Выдвижение новых гипотез.

8. Воспитательная функция ↔ Формирование специалистов в области права, рост правовой культуры населения.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 170 стр.
  • Жанр:г осударственное и муниципальное управление, ю риспруденция
  • Теги:к ниги для студентов и аспирантов, п одготовка к экзаменам, ш паргалкаРедактировать

1. Понятие и основные черты науки теории государства и права

Термин «теория государства и права» употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под ним понимают все учение о государстве и праве, иными словами, юридическую науку в целом. Но обычно в этом значении используют такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция». В узком смысле под теорией государства и права (ТГП) понимают одну из юридических дисциплин, которую так и называют – теория государства и права. Эта дисциплина являет собой совокупность знаний и представлений об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Как юридическая дисциплина эта наука имеет следующие черты:

1. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам, поскольку изучает общественные явления – государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

2. Теория государства и права является политико-юридической дисциплиной, потому что изучает два явления: государство и право. Первое явление, т. е. государство, – политическое, второе явление, т. е. право – юридическое. Таким образом, ТГП носит двойственный, политико-юридический характер.

3. Теория государства и права является единой наукой о государстве и праве: хотя сами государство и право неравнозначны, но они связаны друг с другом и не существуют одно без другого.

4. Теория государства и права считается общей наукой о государстве и праве, хотя далеко единственной, изучающей государство и право. В отличие от других юридических наук она занимается изучением наиболее общих вопросов и наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

5. Теория государства и права относится к фундаментальным юридическим наукам, поскольку не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов, а формирует основополагающие, фундаментальные знания о государстве и праве.

6. Теория государства и права является методологической наукой, поскольку она связана с формированием мировоззрения и оценкой окружающих нас явлений действительности, так же, например, как и философия.

2. Предмет теории государства и права

Ответ на этот вопрос заключается в самом названии дисциплины теории государства и права, это и есть государство и право, которые изучаются этой наукой.

Однако государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, как юридическими, так и не юридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому принято считать, что государство и право являются объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

Социология занимается социологическими вопросами государства и права, политология – политическими, история – историческими. Для теории государства и права предметом изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права в целом.

Теория государства и права формирует само понятие государства и права, выясняет причины их возникновения, особенности развития, а также выясняет, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.

Не стоит думать, что общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права полностью исчерпывают круг вопросов в предмете теории государства и права. Это основной, но отнюдь не единственный перечень вопросов. Кроме указанного, теория государства и права изучает вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т. д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).

Так что, если обобщить сферу исследований теории государства и права, можно сказать, что предметом данной науки являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

3. Метод теории государства и права

Методом науки теории государства и права является совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. В составе метода теории государства и права выделяют три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется многообразием философских подходов или иными словами – плюрализмом. Если прежде в нашей стране превалировала только марксистско-ленинская философия, т. е. диалектический и исторический материализм, то сегодня российская теория государства и права может использовать любые философские подходы, которые помогают установлению научной истины.

К основным принципам познания современной отечественной теории государства и права относятся принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма.

Принцип плюрализма позволяет применить различные философские подходы при исследовании государственно-правовых явлений, используя различные взгляды философов всех времен и народов.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления без личной предвзятости, основываясь только на реальных фактах во всей их широте и многообразии.

Принцип всесторонности позволяет исследовать государственно-правовые явления с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип историзма обязывает нас изучать государство и право как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.

Методы исследования подразделяют на общие, специальные и частные. К общим методам относят методы, выработанные философией: методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный, системный методы и др. К специальным методам относят математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и др. К частным методам относят методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками: формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

4. Логические приемы в методологии ТГП

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория использует следующие логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией.

Анализ выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации, позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.

Синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция заключается в познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня.

Дедукция позволяет посредством логических умозаключений от общего к частному выявить общие закономерности и свойства государства и права, а затем, расчленяя их на группы, дать им научную оценку. Процесс исследования протекает в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.

Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. ТГП не только констатирует достигнутое, познанное наукой, но и выявляет глубинные закономерности государства и права и тенденции развития.

5. Специальные и частные методы в познании права и государства

Конкретно-социологический метод может быть использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны; позволяет глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, а также поставить ряд новых проблем.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы; составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, т. к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы этого метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический, статистический.

Метод правового моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования (математические, математико-статистические, кибернетические и др. методики). Математическая вооруженность предполагает высокий уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

6. Теория государства и права в системе гуманитарных наук

ТГП как наука гуманитарная взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана.

К ним относятся философия (в основном социальная), общая социология, экономическая теория, политология, культурология и история, в которые частным образом входят вопросы государства и права. Кроме указанных дисциплин, со многими еще не перечисленными ТГП связана иногда не напрямую, а опосредованно, но тем не менее даже такая наука, как филология, иногда вынуждена опираться на положения теории государства и права, а из филологических исследований ТГП может черпать материал для развития собственных разработок.

Теория государства и права по отношению к гуманитарным наукам является наукой частной, т. к. предмет этой науки обычно не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Но поскольку государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права обращается к исследованиям других гуманитарных наук.

В свою очередь теория государства и права, являясь по отношению к другим гуманитарным дисциплинам наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые используются этими науками. Это связано с тем, что другие гуманитарные науки не занимаются специально вопросами, которые поднимает теория государства и права, но им необходимы исследованиям по общим вопросам в той или иной области государственно-правовых отношений. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.

Таким образом происходит взаимодействие и обогащение различных гуманитарных дисциплин. Только в полной взаимосвязи современные гуманитарные науки могут выработать правильный взгляд как на исторические, так и на современные общественно-политические явления.

7. Теория государства и права в системе юридических наук

Систему юридических наук можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня.

Нижний уровень составляют прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие, которые ближе всего стоят к практике и непосредственно ее обслуживают.

Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки: конституционное, административное, гражданское, уголовное право и т. д., которые изучают различные отрасли права. Эти науки занимают смежное положение: хотя они тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), вместе с тем формулируют и теоретические положения фундаментального характера.

Верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, которые более всего отстоят от практики, и поэтому их называют фундаментальными теоретико-историческими науками.

Более всего ТГП связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений, в несколько меньшей степени – с отраслевыми юридическими науками, и только частично – с прикладными юридическими дисциплинами.

Зато для всех без исключения юридических наук положения и выводы ТГП являются отправными, базовыми. В то же время узкие отраслевые дисциплины, которые более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал. И если говорить о взаимодействии теории государства и права с другими юридическими науками, следует учитывать, что это взаимодействие носит двусторонний характер, или, иными словами, имеет прямую и обратную связь.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права — система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские — методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический — метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный — метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический — метод, основанный на использовании:

— анализа — разделения объекта на части;

— синтеза — соединения в единое целое ранее разделенных частей;

— индукции — получения знаний по принципу «от частного к общему»;

— дедукции — получения знаний по принципу «от общего к частному»;

— системности — исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

— статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

— моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

— синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: