Принцип справедливости теория государства и права

Обновлено: 25.04.2024

Для юридической науки важно составить правильное представление прежде всего о нрав­ственном содержании справедливости.

Нравственным, а, следовательно, и справедливым в настоящее время может считаться такое явление, которое соответствует развитию общества по пути прогресса

Критерии нравственности:

- соответствие общественных отношений потребностям развития общества по пути прогресса;

- соответствие их содержания личным и общественным интересам.

Критерий справедливости: такое отраженное в общественном сознании свойство взаимосвязи и взаимодействия субъектов общественных отношений, которое выражает их соответствие личным и общественным интересам и обеспечивает поступательное развитие общества по пути прогресса.

Специфика справедливости состоит в том, что она представляет собой такое нравственное образование, основной социальной функцией которого является разрешение противоречий в общественной жизни.

Виды справедливости как явления нравственного сознания:

- как нравственное требо­вание – явление, обладающее полученной от социальной потребности энергетической силой, добивается такого поведения людей, которое, разрешая социальное противоречие, соответствует интересам развития общества.

- как нравственная оценка поведения – такое проявление морального сознания, которое устанавливает соответствие нравственным требованиям отношений, возникающих или уже сложившихся между людьми.

Справедливость как нравственное явление – это такое общественное требование к взаимосвязи или взаимодействию людей в различ­ных сферах общественных отношений, а также такая положительная общественная оценка их поведения, которые, выражая единство личных и общественных интересов и потребность раз­вития общества по пути прогресса, направлены на разрешение социальных противоречий.

Понятие правового принципа справедливости

Социальные основания возникно­вения принципа справедливости: потребность доминирующих в обществе слоев населения в таком разрешении со­циальных противоречий, которое, во-первых, достигалось бы с помощью права и, во-вторых, соответствовало бы их интересам.

Закреплен в частности в виде требования со­блюдения прав граждан на справедливое судеб­ное разбирательство их уголовных и граждан­ских дел, а также других прав и свобод человека и гражданина (см., например, ст. 46-64 Конституции РФ).

Социальная сущность принципа – способность разрешать социаль­ные противоречия с помощью права.

Социальное содержание принципа – способность разрешать противоречия между субъектами общественных отношений на основе единства личных и общественных интересов.

В связи с тем, что единство качества и количества какого-либо предмета или явления выражается философской категорией меры, качественное своеобразие принципа справедливости состоит в заключенной в нем мере социальной справедливости.

Мера справедливости как социальное явление – это такая степень соответствия (сбалансированности) личных и общественных интересов, которая обеспечивает их единство.

Юридическое выражение мера справедли­вости получает прежде всего в конституционном принципе равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).

Мера справедливости как правовое явление – это равенство прав и обязанностей субъектов общественных отношений по их содержанию или социальной ценности, обеспечивающее в процессе правового регулирования их поведения единство личных и общественных интересов.

Структура принципа. Структурные элементы:

- участники формируемых им общественных отношений (субъекты конкретного общественного отношения и государство);

- условия, в которых они находятся (эти условия могут выражаться в виде не только обстоятельств общественной жизни, но и сущест­вующих правовых требований - неприкосновен­ности собственности, неуклонного соблюдения законности и т.п.);

- носящие правовой характер функциональные связи между участниками об­щественных отношений.

Нормы права, воплощающие принцип справедливости в своем содержании, наделяют участников общественных отношений такими правами и обязанностями, которые соответствуют требованиям закона. Реализация этих прав и обязанностей в процессе правоприменительной деятельности приводит к появлению нового вида социальной справедливости.

Соотношение принципа справедливости с другими правовыми принципами.Принцип справедливости по отношению к иным правовым принципам является генеральным.

Правовой принцип справедливости – такое обусловленное потребностями поступательное развитие общества, а также указаниями международно-правовых актов и Конституции РФ социального требования к правотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, которое, будучи закрепленным в правовых нормах, выражает в них единство интересов личности, общества и государства и направлено на разрешение противоречий, возникающих в регулируемых правом общественных отношениях.

Воплощение правового принципа справедливости в содержании российского законодательства

Принцип справедливости находит юридическое воплощение во всех отраслях права. Виды правовой справедливости, воплощенной в правовых нормах:

- разрешающих противоречия при распределении социальных функций субъектов общественных отношений (конституционное, административное и трудовое законодательство);

- разрешающих противоречия при распределении материальных и духовных благ, а также социальных обременений;

- разрешающих противоречия при воз­даянии за социально полезные или общественно опасные деяния (поощрительные нормы права);

- разрешающих противоречия в порядке реализации распределения социальных функций, материальных и духовных благ, социальных обременений, а также воздаяний за социально полезное или общественно опасное поведение.

Принцип справедливости как социальное требование, закрепленное в законодательстве в виде специального правового образования

В целом ряде отраслей права требования принципа справедливости конкретизируются в специальных правовых образованиях:

- требование руководство­ваться принципом справедливости юридически оформляется в виде указания, содержащегося в нормах права (ч. 2 ст. 6 ГК РФ);

- требования в специальных правовых образованиях – правовых нормах и правовых институтах (ст. 6 УК РФ

Путем включения в отрасли права такого рода правовых образований законодатель предоставляет правоприменительным органам дополнительные средства для наиболее эффективного регулирования общественных отношений.

Бахрах Д.Н.Три способа действия во времени новых правовых норм и три способа прекращения действия старых норм // Государство и право. 2005. №9

Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым».

Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права — это тавтология (Павел, Цельс, II–III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему.

Гуго Гроций также считал идею справедливости необходимым признаком права: право есть то, что не противоречит справедливости.

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенства людей перед законом и судом и т. д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т. д. Например, в ст. 6 ГК РФ говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК РФ). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Данная реакция может выражаться в форме поощрений, вознаграждения, а также наказания и иных мер воздействия негативного характера. Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы.

Некоторые отечественные юристы указывают на отсутствие методики определения меры и параметров справедливости (проф. С. В. Поленина). Иначе говоря, отсутствуют такие приемы юридической техники, которые позволяли бы безошибочно фиксировать, являются ли данные юридические решения справедливыми, согласуются ли отдельные правовые нормы или акты с социальной справедливостью или нет.

Дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип (некоторые ученые называют его сверхпринципом), который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе.

Большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений.

Представления о справедливости у разных народов, в разные эпохи неодинаковы. Считается, что понятие «справедливость» — идеологическое явление. Любой класс или группа, стоящие у власти, стремятся навязать обществу свое представление о справедливости. Это объясняется тем, что одним лишь принуждением нельзя обеспечить власть и исполнение законов. Властвующие стремятся оказывать воздействие на поведение и поступки людей идеологическими средствами, например с помощью морали, убеждения, религии, искусства и др.

Вместе с тем существует общечеловеческое представление о справедливости, как и представления, присущие данному обществу или народу, доминирующие в сознании конкретного народа. Если принятый обществом или стоящими у власти масштаб нравственно оправданного и соразмерного соответствует пользе общества, он трактуется как справедливость. Критерий соразмерности всегда присутствует при оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого.

Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить как прогрессивное, демократическое.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости:

1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права;

2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение;

3) в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;

4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания;

5) справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств;

6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений.

Надо отметить, что норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое. Но требования юридической справедливости всегда нацеливают применителя нормы права на принятие справедливого решения, не выходящего за рамки законности.

По мнению проф. А. В. Полякова, справедливость есть проявление должного. Соответствие должному и представляет собой справедливость. Недолжное не может быть справедливым. Поскольку право устанавливает и выражает должное (как должно быть), оно всегда справедливо. В противном случае оно не было бы правом.

Однако надо различать справедливость права как единого явления и справедливость отдельных нормативных правовых актов, законов. Применительно к последним ученый считает единственным критерием отнесение акта к правовым или неправовым, возникновение или невозникновение на основе этого акта социально признаваемых прав и обязанностей у каких-либо субъектов.

Но даже если права и обязанности возникают объективно и акт является правовым, он в определенных случаях может быть несправедливым с точки зрения восприятия его обществом. Здесь, на наш взгляд, есть противоречие, так как если акт признается правовым, то, по версии А. В. Полякова, он должен быть справедливым.

В юридической литературе отмечается, что проблема справедливости применения правовых норм не возникала бы, если бы законодатель предусматривал для всех жизненных случаев четкие правила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Но действительность богаче всяких схем. Поэтому законодатель предоставляет возможность правоприменительным органам и лицам, разрешающим конкретные дела, учитывать всю совокупность обстоятельств дела, все факторы и условия, влияющие на юридическую ответственность, и выбрать наиболее справедливое при данных обстоятельствах решение.

Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

§ 2. Соотношение категорий "независимость", "беспристрастность" и "справедливость" суда

§ 2. Соотношение категорий "независимость", "беспристрастность" и "справедливость" суда Любое лицо (как физическое, так и юридическое), обращаясь в суд или будучи привлеченным в качестве обвиняемого либо ответчика, ожидает, как предполагается, беспристрастного и

§ 4. Справедливость приговора

§ 4. Справедливость приговора УПК РФ среди требований к приговору суда выделяет его справедливость (ст. 297). Справедливость приговора тесно связана с законностью и обоснованностью и относится прежде всего к наказанию. Содержание этого понятия следует раскрывать на

3. Справедливость и эффективность процедур решения вопроса о предоставлении субсидируемой юридической помощи

3. Справедливость и эффективность процедур решения вопроса о предоставлении субсидируемой юридической помощи Бесплатная помощь юриста не является безусловным правом каждого. Возможность получения бесплатной помощи является дополнительной гарантией доступа к

Эрих Соловьев Переосмысление талиона Карательная справедливость и юридический гуманизм

Эрих Соловьев Переосмысление талиона Карательная справедливость и юридический гуманизм Возможно, самое жуткое, что есть в современной России, — это её «места заключения», пенитенциарное царство, заселённое почти миллионом человеческих существ. Журналистика, которой в

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии 1. На принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования исполнителя к другим

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора 1. Приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.2. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и

Борцы за коммунальную справедливость

Борцы за коммунальную справедливость Сегодня находятся энтузиасты, которые вступают в кажущуюся безнадежной борьбу с существующей системой оплаты услуг ЖКХ.Например, жители подмосковного наукограда Фрязино, когда цены на услуги ЖКХ, как говорится, «достали», начали

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора 1. Приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.2. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства Статья 30.[83] Права пациентаПри обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:7) информированное добровольное согласие

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ Понятия «европейское право», «право Евросоюза» и «право Европейских сообществ»– не тождественные, и их следует отличать друг от друга . Термин «европейское право» используется для обозначения той части

12.4 Право и справедливость

12.4 Право и справедливость Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости,

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев) 8.1. Понятие и виды корпорацийПонятие корпорации. Слово «корпорация» (лат. corporatio) означает объединение, сообщество, союз, группа лиц, объединенных общностью интересов[76].Виды

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым – принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

Выделяют принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину

В праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.

Российскому праву свойственны принципы народовластия, верховенства права, федерализма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответственности за вину.

Еще один перечень правовых принципов предложен О.И. Цыбулевской. Это социальная справедливость, равноправие граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения в праве, демократизм.

Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых. Причем субъективизм при решении данной проблемы представляется труднопреодолимым. Не случайно в некоторых учебниках вопрос о принципах права вообще не рассматривается.

И все-таки есть еще один автор, мнение которого необходимо учитывать. Это законодатель. Правовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. Правда, здесь надо учитывать два момента: во-первых, не все принципы, сформулированные в Конституции России, являются правовыми (например, принцип разделения властей), во-вторых, Конституция РФ не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

В ст. 6 ГК РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие:

Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя с необходимостью и справедливость.

В контексте различения права и закона это означает, что справедливостъ входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т. д.).

Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая же постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире.

Более того, только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.

И по смыслу, и по этимологии справедливость (justitia) восходит к праву (jus), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость.

Латинское слово "юстиция" (justitia), прочно вошедшее во многие языки, в том числе и в русский, переводится на русский язык то как "справедливость", то как "правосудие", хотя по существу речь идет об одном и том же понятии — о справедливости, включающей в себя и правосудие (и в исходном значении суждения по праву, и в производном значении судебного решения спора в соответствии с правом, справедливо). Кстати, все эти аспекты правового смысла справедливости нашли адекватное отражение в образе богини Справедливости Фемиды с Весами Правосудия. Используемые при этом символические средства (богиня с повязкой на глазах, весы и т. д.) весьма доходчиво выражают верные представления о присущих праву (и справедливости) общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве (повязка на глазах богини означает, что абстрагированный от различий равный правовой подход ко всем, невзирая на лица, — это необходимое условие и основа для объективного суждения о справедливости).

Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости.— значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

Внутреннее единство справедливости и правового равенства (общезначимости и одинаковости его требований в отношении всех, включая и носителей власти, устанавливающих определенное правоположение) хорошо выражено в комментариях знаменитого римского юриста Ульпиана к одному преторскому эдикту. Замечателен по своей справедливости прежде всего сам эдикт, кодифицированный Сальвием Юлианом в первой половине II в. Смысл эдикта — в формулировании одного из существенных требований принципа равенства в сфере правотворчества и правоприменения, который звучит так: "Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же положения могут быть применены и в отношении его самого" (Д.2.2). Более развернуто это требование в приводимом Ульпианом фрагменте эдикта выражено следующим образом: "Магистрат или лицо, занимающее должность, облеченную властью, установив какое-либо новое правовое положение по делу против другого лица, должен применить то же правовое положение, если его противник предъявит требование. Если кто-либо достигнет того, что (в его пользу) будет установлено какое-либо новое правовое положение магистратом или лицом, занимающим должность, обеспеченную властью, то это же правовое положение будет применено против него, когда впоследствии его противник предъявит требование" (Д.2.2.1).

Комментируя данный эдикт, Ульпиан замечает: "Этот эдикт устанавливает положение величайшей справедливости и не может вызвать чье-либо обоснованное неудовольствие: ибо кто отвергает, чтобы да его делу было вынесено такое же решение, какое он сам выносит для других или поручает вынести. Понятно, что то право, которое кто-либо считает справедливым применить к другому лицу, должно признаваться действительным и для самого себя. " (Д.2.2.1).

Другой, не менее важный, аспект единства справедливости и равенства как выражения соразмерности и эквивалента зафиксирован в традиционном естественноправовом определении справедливости как воздаяния равным за равное.

В обобщенном виде можно сказать, что справедливость — это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем — правовая оценка всего остального, внеправового.

Какого-либо другого принципа, кроме правового, справедливость не имеет. Отрицание же правового характера и смысла справедливости неизбежно ведет к тому, что за справедливость начинают выдавать какое-нибудь неправовое начало — требования уравниловки или привилегий, те или иные моральные, нравственные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, социальные, национальные, экономические и тому подобные представления, интересы, требования. Тем самым правовое (т. е. всеобщее и равное для всех) значение справедливости подменяется неким отдельным, частичным интересом и произвольным содержанием, партикулярными притязаниями.

С этой проблемой под несколько другим углом зрения мы уже сталкивались при рассмотрении разных направлений критики принципа правового равенства (и права в целом) с позиций неправовой (и антиправовой) свободы.

При отрицании правовой природы справедливости по существу мы имеем дело с тем же самым, но уже применительно к справедливости, т. е. с неправовой (антиправовой или внеправовой) справедливостью. По логике такого подхода получается, что право как таковое (право вообще, а не только антиправовой закон) несправедливо, а справедливость исходно представлена в том или ином вне-правовом (социальном, политическом, религиозном, моральном и т. и.) начале, правиле, требовании.

Здесь, следовательно, справедливость права, если таковая вообще допускается, носит производный, вторичный, условный характер и поставлена в зависимость от подчинения права соответствующему "внеправовому началу. И поскольку такие внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и т. д.), они неизбежно оказываются во власти субъективизма, релятивизма, произвольного усмотрения и частного выбора (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т. д.). Отсюда и множественность борющихся между собой и несогласуемых друг с другом внеправовых представлений о справедливости и праве, односторонних претензий того или иного частного начала на всеобщее, присущее праву и справедливости.

С позиций правовой всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства, свободы и справедливости), в равной мере значимой для всех, независимо от их моральных, религиозных, социальных, политических и иных различий, позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представленными в них особыми потребностями, требованиями и т. д. — лишь особенные сферы в общем пространстве бытия и действия права и правовой справедливости, специфические объекты, а не субъекты справедливой правовой регуляции.

Право (и правовой закон) не игнорирует, конечно, все эти особенные интересы и притязания, и они должны найти в нем свое надлежащее (т. е. именно — справедливое) признание, удовлетворение и защиту. А это возможно только потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принцип правовой регуляции) не сливается с самими этими притязаниями и не является нормативным выражением и генерализацией какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив, справедливость, представляя всеобщее правовое начало, возвышается над всем этим партикуляризмом, "взвешивает" (на единых весах правовой регуляции и правосудия, посредством общего масштаба права) и оценивает их формально-равным, а потому и одинаково справедливым для всех правовым мерилом.

Например, те или иные требования так называемой "социальной справедливости", с правовой точки зрения, имеют рациональный смысл и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенством и их, следовательно, можно выразить в виде требований самой правовой справедливости в соответствующих областях социальной жизни. И то, что именуется "социальной справедливостью", может как соответствовать праву, так и отрицать его. Это различие и определяет позицию и логику правового подхода к соответствующей "социальной справедливости".

Так в принципе обстоит дело и в тех случаях, когда правовой справедливости противопоставляют требования моральной, нравственной, политической, религиозной и иной "справедливости".

В пространстве всеобщности и общезначимости принципа правового равенства и права как регулятора и необходимой формы общественных отношений свободных субъектов именно правовая справедливость выступает как критерий правомерности или неправомерности всех прочих претензий на роль и место справедливости в этом пространстве. Отдавая каждому свое, правовая справедливость делает это единственно возможным, всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу.

е) Язык и справедливость

е) Язык и справедливость Но что означают следующие слова: тот, кто научает, призывая к вниманию, выходит за пределы сознания? Каким образом тот, кто научает, может оказаться вне сознания, которому он научает? Он не является внешним по отношению к сознанию подобно тому, как

Милосердие и справедливость

Милосердие и справедливость Бог Иисуса — любящий, милосердный бог. Этим он отличается от сурового и справедливого бога Ветхого завета. Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие. В Торе он часто именуется человеколюбивым, милосердным. Знакомое нам из Евангелия

§ 2. Справедливость

§ 2. Справедливость Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о

6.3. Мораль і право. Право природне й позитивне

6.3. Мораль і право. Право природне й позитивне Усі, хто коли-небудь замислювався над походженням права, його сутністю і межами, неодмінно заглиблювався у проблеми співвідношення моралі й права. Звернемось і ми до взаємин моралі й права, обмежившись тільки питаннями про

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

8. Справедливость

8. Справедливость Разве это справедливо, что одни люди рождаются в богатстве, а другие — в бедности? А если несправедливо, то нужно ли с этим что-то делать?Мир исполнен неравенства — и внутри одной отдельно взятой страны, и между разными странами. Одни дети рождаются в

"Право сильного" и "право власти".

"Право сильного" и "право власти". То обстоятельст­во, что право может не только "рассчитывать" на власть, на ее поддержку, но и попасть под ее пяту, стать инструмен­том политической государственной власти, означает, что перед нами — особый феномен, интегрированный в

Высшее право — революционное право, служащее коммунизму.

Высшее право — революционное право, служащее коммунизму. Если социализм и коммунизм, согласно мар­ксизму, являются не возможной исторической перспекти­вой, не отдаленной мечтой, а социальным проектом, практической задачей сегодняшнего дня, то спрашивается: каковы пути

Советское право — право "нового, высшего" типа.

Советское право — право "нового, высшего" типа. Новая полоса развития советского общества, утверждение в нем новых коммунистических "идолов" — все это непосредственным образом отразилось на советской юридической системе, вызвало и в ней известную смену координат,

Справедливость как равенство

Справедливость как равенство Справедливость в первую очередь выступает как проблема равенства. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. Эта связь справедливости и равенства нашла отражение в одной из первых

Милосердие и справедливость

Милосердие и справедливость Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом

• Справедливость

• Справедливость Совокупность достоинствСогласно учению Платона, мудрость – это одна из четырех основных добродетелей наряду с мужеством, умеренностью и справедливостью; при этом справедливость как бы обобщает все остальные. В справедливости заключено совершенное

221. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

221. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Справедливость — это истина в действии.Дизраели — Из речи, 1861 г.Справедливость существует лишь в одной единственно возможной форме, несправедливость — во многих.Ибн Эзра, М. -Шират ИсраелНичто справедливое не может быть полезным вечно.Леей —

XXXV Справедливость

XXXV Справедливость Тот облик, в котором мир предстает перед нами, позволяет заметить, что каждая вещь развивается в нем на определенном месте, и это место принадлежит только ей. Такой порядок, проявляющийся в чувствах и разуме, отражает, как и в других отмеченных случаях,

Справедливость

Справедливость Рассмотрим последнюю из четырех главных христианских добродетелей. Тема эта настолько необъятна, что нам понадобятся и три другие. И разумеется, сама справедливость как таковая, поскольку она вызывает огромное количество споров и привлекает к себе


На основе подробного изучения научного материала исследуются особенности понятия «принцип справедливости» в праве.

С.А. Юнусов,

А.Е. Соколова,

На основе подробного изучения научного материала исследуются особенности понятия «принцип справедливости» в праве. Проводится анализ формальной справедливости, справедливости как нравственного требования и как свойства общественных отношений. Рассматривается социальное содержание данной категории и ее мера, распространяющаяся на область социальных и личных взаимоотношений. В работе сделан акцент на том, что мера справедливости как правовое явление — это равенство прав и обязанностей субъектов общественных отношений.

Ключевые слова: особенности понятия, принцип справедливости, правовое содержание, общественная необходимость, социальное содержание, личность, формальность, нравственное явление, социальные взаимоотношения, прогресс, теория, учение, мировоззрение, равенство прав и обязанностей.

История показывает и прежде, и теперь, и на Востоке, и на Западе, что непременно побеждает человек, который живет по справедливости и правильно. Те же люди, которые живут иначе, даже если они в свое время добиваются победы, по прошествии времени в историческом плане терпят поражение.

Основу всего современного права, и в частности социальных прав, составляет принцип справедливости и равенства, выдвинутый древними мыслителями. Идею социальной справедливости поддерживают все мировые религии. Иудаизм расценивает понятия «справедливость» и «милосердие» как синонимы. Известная христианская ценность — «возлюби ближнего, как самого себя». Будда призывал заботиться о бедных. Символ исламской веры — закат — означает милостыню, раздаваемую бедным и нуждающимся людям.

На состоявшемся в 2007 году XI Всемирном русском Соборе Святейший Патриарх Алексий II отметил, что в целях искоренения бедности следует достигнуть этически ориентированной экономики и привести в благоприятное, справедливое состояние систему социальной ответственности: «Все мы — Церковь, государство, предприниматели, общество в целом — должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных, униженных, отчаявшихся людей». Поднятую в этом выступлении проблему — устранение бедности и несправедливости, вне всякого сомнения, можно отнести ко всемирным [4].

В философской литературе справедливость чаще всего рассматривалась только как явление морального порядка [12, c. 298—299; 15, c. 389]. Впоследствии она стала трактоваться и как качественная особенность определенной категории общественных отношений. На этой основе возникло понятие социальной справедливости как объективного явления в жизни общества и государства.

При рассмотрении справедливости часто производится ее деление на распределительную и уравнивающую, распределительную и возмездную [1, с. 251; 5, с. 56—65; 13, с. 665]. Также обращается внимание на существование и взаимодействие справедливости цели, средства и результата поведения [3, с. 31, 34].

Мыслители античности, такие как Гомер, Пифагор, Солон, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, связывали справедливость с представлением о государстве.

Некоторые ученые-правоведы пытаются выявить и содержательную сторону справедливости. Следует отметить, что З.А. Бербешкина, В.Е. Давидович, Ю.А. Шрейдер стремятся раскрыть ее через понятие меры: меры требования и воздаяния или меры человеческих поступков [2, с. 111; 3, с. 21—22; 17, с. 218]. Американский философ Дж. Ролз приходит к выводу о том, что содержание справедливости определяет принцип, согласно которому социальное и экономическое неравенство, если оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека, должно считаться справедливым [11, с. 29].

Такие утверждения не раскрывают всего качественного своеобразия справедливости. Можно согласиться с представлением о ней как о мере воздаяния и мере требования, точно как и о мере человеческих поступков, но такое представление не раскрывает содержания и границ этих мер. То же самое мы вправе сказать и о взглядах, основанных на разграничении справедливости цели, средств и результатов поведения. Компенсация как метод устранения неблагоприятных последствий социального и экономического неравенства, о которой пишет Дж. Ролз, могла бы рассматриваться в качестве признака справедливости, но лишь только в качестве одного из ее признаков и не во всех случаях.

В юридической науке важно составить правильное представление, прежде всего, о нравственном содержании справедливости. От него зависит восприятие социальной справедливости как качественного своеобразия определенной категории общественных отношений. Но при этом следует отметить, что справедливость и как явление нравственного сознания, и как качественное содержание общественных отношений сама по себе возникнуть не может. Все виды справедливости обусловлены социально-экономическими условиями жизни общества [11, с. 29]. Как писал в свое время Ф. Энгельс, «справедливость греков и римлян находила справедливым рабство; справедливость буржуа 1789 г. требовала устранения феодализма, объявленного несправедливым» [6, с. 273].

Понятие справедливости как о составной части морального сознания должно отвечать основному критерию нравственности.

В международных правовых актах о нравах человека неоднократно обращалось внимание на то, что справедливость и поступательное развитие общества — взаимосвязанные явления. Так, в Декларации социального прогресса и развития 1969 года говорится, что социальный прогресс и развитие обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости (ст. 2), а быстрое увеличение национального дохода и богатства и их справедливое распределение среди всех членов общества лежат в основе всякого социального прогресса (ст. 7) [14, с. 450—451]. Для получения правильного представления о справедливости для нас наибольшее значение имеет то отмеченное в Декларации ее свойство, которое выражается в способности справедливости обеспечивать поступательное развитие общественных отношений.

Нравственным или, по-другому, справедливым в настоящее время может считаться такое явление, которое соответствует развитию общества. Прогресс же в совершенствовании общественных отношений наступает тогда, когда происходит разрешение социальных противоречий, т. е. преодолевается противостояние людей и возникает единство интересов. В связи с этим в критерий нравственности как явления морального сознания включаются два обязательных требования к общественным отношениям: они должны соответствовать потребностям развития общества, а их содержание — личным и общественным интересам.

Справедливость — одно из частных проявлений нравственного сознания, таким образом, критерием справедливости как нравственного явления мы должны признать прежде всего такое отраженное в общественном сознании свойство взаимосвязи и взаимодействия субъектов общественных отношений, которое выражает их соответствие личным и общественным интересам и обеспечивает поступательное развитие общества.

Таким образом, мы должны подходить к определению справедливости как качественной характеристики формирующихся или уже сформировавшихся общественных отношений. В соответствии с этими требованиями справедливыми должны быть признаны такие общественные отношения, которые воплощают в себе единство личных и общественных интересов и тем самым обеспечивают эволюцию общества.

Формальная справедливость как интегральная правовая характеристика состоит в формальной равной правовой защите каждого независимо от его абстрактного правового статуса. Определяется она как формально равная возможность, основанная на формально равном доступе каждого к праву с целью защиты своих законных интересов, и реализуется (в общем случае) в форме должной меры формальной свободы [8, с. 101].

Особенность справедливости как явления нравственного сознания определяется не тем, что она регулирует поведение людей, ибо их поведение регулируют также те нравственные образования, которые отражаются в понятиях добра и зла, долга и совести, счастья и др. Специфика справедливости состоит в том, что она представляет собой такое нравственное образование, основной социальной функцией которого является разрешение противоречий в жизни общества и государства.

Справедливость воспринимается как идея о должном, она связана с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. У справедливости много аспектов: социальный, экономический и другие, но все они в развитом обществе приобретают политический характер, опосредуются политикой [7, с. 4]. Иными словами, семантика слова «справедливость» обусловлена историческим и политическим климатом в обществе [10, с. 79].

Справедливость как нравственное требование — это динамическое явление в нравственном сознании жизнедеятельности общества. Возникая на почве социальной потребности в формировании общественных отношений, отвечающих интересам развития общества по пути прогресса, нравственное требование как явление, обладающее полученной от социальной потребности энергетической силой, добивается такого поведения людей, которое, разрешая социальное противоречие, соответствует этим интересам. Цицерон в своем трактате «Об обязанностях» писал, что некоторые обязанности надо исполнять даже по отношению к тем, кто причинял нам вред.

С учетом вышеизложенного можно дать следующие определения справедливости как нравственному явлению и как свойству общественных отношений. Справедливость как нравственное явление — это такое общественное требование к взаимосвязи или взаимодействию людей в различных сферах общественной жизни, а также такая положительная общественная оценка их поведения, которая, выражая единство личных и общественных интересов и потребность развития общества по пути прогресса, направлена на разрешение социальных противоречий. Социальная же справедливость — это нравственная справедливость, реализованная в формирующихся или в уже сформировавшихся общественных отношениях [10, с. 79].

Словари дают такое определение слову «принцип»: это «исходное, основное положение какого-либо учения, теории, теоретической программы, мировоззрения» [9, с. 594]. Это значит, что любой правовой принцип, включая принцип справедливости, можно назвать исходным, основным положением права.

Принцип справедливости в праве, точно так же, как и любое правовое явление, базируется на общественной необходимости в формировании социальных взаимоотношений, которые выражают интересы господствующих в обществе слоев населения, их потребность в таком разрешении социальных противоречий, которое: 1) могло бы быть достигнуто с помощью права; 2) целиком соответствовало бы интересам этих слоев.

Социальное содержание нравственного принципа справедливости состоит в возможности разрешать противоречия в системе общественных отношений, а сущность правового принципа справедливости составляет его способность разрешать социальные противоречия с помощью права.

Социальное содержание принципа справедливости определяется характером тех общественных отношений, которые подвергаются его воздействию, и конкретной социальной направленностью требований правовых норм, регулирующих эти отношения. По этой причине содержание принципа справедливости, оказывающего воздействие, например, на имущественные отношения, отличается от содержания принципа справедливости, воздействующего на трудовые, семейные и иные общественные отношения.

Само содержание принципа совмещает в себе совокупность всех его элементов и функциональных связей между ними, которые определяют его качественную характеристику. Качественное своеобразие принципа справедливости состоит в его способности разрешать противоречия между субъектами общественных отношений на основе единства личных и общественных интересов. В связи с тем, что единство качества и количества какого-либо предмета или явления выражается философской категорией меры [15, с. 238], качественное своеобразие принципа справедливости состоит в заключенной в нем мере социальной справедливости.

Мера справедливости имеет социальное содержание, распространяющееся на область социальных и личных отношений [16, с. 100], и позволяет соотносить свои поступки не только с собственными интересами, но и с интересами других людей и общества в целом, т. е. требует баланса между интересами всех субъектов общественных отношений. Только при таком условии она способна выражать единство личных и общественных интересов. Мера справедливости как социальное явление — это такая степень соответствия (сбалансированности) личных и общественных интересов, которая обеспечивает их единство.

Мера справедливости также обладает правовым содержанием и при этом может быть выражена единственным доступным для права способом — только в виде прав и обязанностей субъектов общественных отношений. Свое юридическое выражение она, прежде всего, находит в закрепленном конституционном принципе равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Его дополняют и конкретизируют требования норм отраслей права, которые с учетом исключительных особенностей граждан и условий, в которых они находятся, допускают и различные виды их правового неравенства. В результате социальная справедливость юридически выражается в требованиях Конституции РФ о равенстве и нормах различных отраслей права, закрепляющих равное и неравное правовое положение граждан в системе регулируемых ими общественных отношений.

Вид равенства установлен в правовых нормах, определяющих и другие виды гражданско-правовых договоров, а также трудовые договоры и многие другие виды правовых отношений. Равенство обязанностей и прав субъектов общественных отношений по их социальной ценности, так же как и их равенство по содержанию представленных им прав и возложенных на них обязанностей, устанавливает баланс прав и обязанностей граждан в системе социальных отношений, защищая интересы личности и общества в целом. Вследствие этого правовая мера социальной справедливости не может игнорировать такой вид равенства.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что мера справедливости как правовое явление — это равенство прав и обязанностей субъектов общественных отношений по их содержанию или социальной ценности, обеспечивающее в процессе правового регулирования их поведения единство личных и общественных интересов.

1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998.

2. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.

3. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989.

4. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. 8 июня.

5. Лафарг П. Соч. M., 1931. Т. 111.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 18.

7. Мартышин О.В. Справедливость и право // Политика и право. 2000. № 12.

8. Нерсесянц В.С. Правовой принцип формальной справедливости (регулирование формально-неравных отношений) // Государство и право. 2012. № 4.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.

10. Пресняков М.В. Категория справедливости в праве: аксиологический и регулятивный аспекты // Законодательство. 2012. № 3.

11. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

12. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1975.

13. Спиркин А.Т. Философия. М., 1998.

14. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.

15. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М., 1972.

16. Хайруллин В.И. Справедливость как комплексная ценность // Государство и право. 2010. № 3.

17. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: