Иск о взыскании денежной суммы удержанной с должника но не перечисленной взыскателю по их вине

Обновлено: 28.03.2024

Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены удержания по исполнительным листам. Рассмотрим особенности оформления и учета удержаний по исполнительному листу.

Удержания по исполнительному листу (форма и образцы бланков утв. пост. Правительства РФ от 31.07.2008 № 579; приказ Минфина России от 17.06.2009 № 237) регулируют следующие нормативные акты:

    (гл. 17 СК РФ);
  • закон "Об исполнительном производстве" (гл. 11 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ));
  • Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России от 19.06.2012 № 01-16 (далее - Методические рекомендации)).

Исполнительный лист может поступить в организацию как от самого взыскателя, в пользу которого должны производиться удержания, так и от судебного пристава-исполнителя.

Так, взыскатель направляет документ о взыскании:

  • периодических платежей (например, в целях возмещения вреда здоровью);
  • денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей (ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление (ч. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) с указанием сведений (в частности, банковских реквизитов), без которых работодатель не может производить удержания.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на зарплату и иные доходы работника-должника:

  • по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании периодических платежей (например, алиментов);
  • при взыскании суммы, не превышающей 10 000 рублей;
  • при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (ч. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

ВАЖНО

Без обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством (ст. 13 Закона № 229-ФЗ), исполнительный лист недействителен. Бухгалтер не имеет права осуществлять удержания по нему.

Рассмотрим порядок удержания по исполнительным листам, направляемым в организации судебными приставами-исполнителями, так как это наиболее распространенный на практике случай.

Когда получен исполнительный лист

Компания узнает об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы своего работника, получив постановление по форме, утвержденной ФССП России (Приложение № 108 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318) (далее - Постановление). К нему также прилагают:

  • копию исполнительного листа;
  • постановление о взыскании исполнительного сбора;
  • банковские реквизиты для перечисления удержанных сумм.

Отметим, если исполнительный лист поступил в организацию ошибочно (например, указанное в нем лицо никогда не числилось в ее штате), то, по мнению автора, документ необходимо вернуть отправителю в кратчайший срок. Хотя законодательно требование о возврате "чужого" исполнительного листа не установлено, Закон № 229-ФЗ предусматривает обязанность незамедлительного возврата документа в отношении, например, уволенного работника (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Что касается организации документооборота исполнительных листов, то четких законодательных норм в отношении их учета и хранения не установлено. Однако за утерю исполнительного листа или за его несвоевременное отправление (например, при увольнении работника), а также за неисполнение требований по нему компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы на суммы от 50 000 до 100 000 рублей и от 15 000 до 20 000 рублей соответственно (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, осуществляется судебным приставом-исполнителем посредством проведения проверок организаций (п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, для снижения риска претензий со стороны ФССП России следует правильно организовать учет и хранение исполнительных листов и назначить лиц, ответственных за их регистрацию, хранение и исполнение. В этом может помочь памятка, утвержденная в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям (далее - Памятка).

Еще до получения первого исполнительного документа компании следует:

  • назначить сотрудника, ответственного за получение, обработку и хранение исполнительных документов;
  • разработать и утвердить формы журналов регистрации входящей корреспонденции и исполнительных листов;
  • утвердить порядок документооборота исполнительных листов, формы документов.

При получении Постановления необходимо проделать следующее.

Зарегистрировать его в специальном журнале (форма журнала сейчас не утверждена, поэтому компания вправе разработать ее самостоятельно (п. I Памятки)). В качестве примера можно воспользоваться старой формой журнала регистрации исполнительных листов (утв. приказом Минфина России от 15.05.2001 № 36н).

Ознакомить работника-должника с содержанием исполнительного листа под подпись (ст. 136 ТК РФ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

Хранить Постановление как документ строгой отчетности (в сейфе) (п. I Памятки).

Как было отмечено выше, при увольнении работника-должника следует "незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях" (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Понятие "незамедлительно" не расшифровывается ни в одном нормативном акте. В то же время положения Семейного кодекса указывают, что работодатель обязан сделать это в трехдневный срок (при взыскании алиментов) (пп. 1, 2 ст. 111 СК РФ). Автор полагает, что того же срока следует придерживаться при возврате и иных исполнительных документов.

При этом в исполнительном листе должна стоять отметка о произведенных удержаниях (ее заверяют печатью организации и подписью должностного лица, на которого приказом возложена ответственность по оформлению исполнительных листов), содержащая следующие данные (письмо ФССП России от 25.06.2012 № 12/01-15257):

  • сумму удержанных денежных средств;
  • номер платежного поручения (квитанции);
  • дату перечисления;
  • остаток задолженности.

Исполнительный лист направляют в территориальный отдел судебных приставов ФССП России с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией. О движении исполнительного документа одновременно извещают взыскателя. Порядок оповещения взыскателя не утвержден, однако при направлении ему письма с уведомлением о получении у компании остается доказательство извещения.

Общий порядок удержания по исполнительному листу

Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Компании следует своевременно передавать исполнительный лист бухгалтеру - до начисления зарплаты и осуществления выплат. Если Постановление получено после очередной выплаты за период, в котором должны производиться удержания, то их делают из выплат следующего периода.

Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.

В компанию 27.04.2017 поступил исполнительный документ - постановление судебного пристава-исполнителя на взыскание алиментов. В постановлении указано, что алименты должны удерживаться с апреля 2017 г. Заработная плата за первую половину апреля уже выплачена должнику.
В данной ситуации работодатель обязан удерживать алименты начиная с заработной платы работника за вторую половину апреля и только в том размере, который указан в исполнительном документе.

Удержания производят при каждой выплате дохода работнику с учетом требований, приведенных ниже.


Расчет удержания по исполнительному листу

По общему правилу удержания из зарплаты, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ).

Однако при удержаниях по исполнительным листам с работника не может быть удержано более 50 процентов от заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм (ст. 138 ТК РФ; ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, удержание не может превышать 70 процентов (ст. 138 ТК РФ; ч. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Размер удержания рассчитывают из чистого дохода, то есть после обложения НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При определении базы для исчисления алиментов доходы, из которых они удерживаются, уменьшают только на ту сумму НДФЛ, которая является частью этих доходов.

В компанию поступили два постановления службы судебных приставов на одного работника: первое - о взыскании алиментов на ребенка в размере 25% зарплаты, второе - о взыскании налоговых санкций в размере 50% зарплаты. Компания является основным местом работы сотрудника. Задолженность по имущественным налогам составляет 10 200 руб.

За апрель 2017 г. работнику начислена зарплата в размере 12 000 руб. Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, равна:

12 000 руб. х 13% = 1560 руб.

Сумма удержания по первому исполнительному листу составила:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 25% = 2610 руб.

Размер взыскания по второму исполнительному листу составляет 50%:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% = 5220 руб.

Это максимально возможный размер удержаний по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% зарплаты должно быть удержано в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам следует удержать не более:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% - 2610 руб. = 2610 руб.

Оставшуюся часть задолженности по второму листу в размере 2610 руб. (5220 - 2610) нужно удержать в следующих месяцах после удержания алиментов.

Ограничения на удержания по исполнительному листу

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. пост. Правительства РФ от 18.07.1996 № 841).

Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ), в частности:

  • на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.);
  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ);
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иных источников;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Кроме того, удержания не производят:

  • с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ (например, несмотря на то, что материальная выгода является видом дохода (п. 1 ст. 210 НК РФ), в базу для удержания взысканий она не включается; это следует из самого определения материальной выгоды, признаваемой доходом исключительно для целей Налогового кодекса);
  • с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.) (определение КС РФ от 17.01.2012 № 122-О-О).

ВАЖНО

Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ; ст. 109 СК РФ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.


Очередность удержаний по исполнительному листу

При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • в первую очередь удовлетворяют требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую - требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью - требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Все прочие требования удовлетворяют в последнюю очередь.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяют после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме. При наличии нескольких исполнительных листов от разных взыскателей удержания одной очереди в пределах максимального размера удержания распределяют между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам (ч. 1-3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Индексация удержаний по исполнительному листу

Периодические платежи, установленные в твердом размере (не в процентах от заработной платы), подлежат индексации. Так, индексируются установленные периодические платежи, выплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др., в порядке, установленном законодательством РФ. О такой индексации организации следует издавать приказ (распоряжение), на основании которого бухгалтерия будет осуществлять индексацию (ч. 4 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

Кроме того, индексируются алименты, определенные в твердой денежной сумме (ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). В случае если они уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексацию производят в соответствии с этим соглашением (ст. 105 СК РФ).

Если алименты взыскивают по решению суда в твердой сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для конкретного региона, в котором проживает взыскатель. Индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства взыскателя. При отсутствии в субъекте РФ установленного прожиточного минимума необходимо брать данные о нем в целом по РФ (ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

ВАЖНО

Работодатель обязан индексировать удерживаемые с работника суммы, установленные в твердой денежной сумме, даже при отсутствии специального указания на это в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом с перечисляемых сумм никакие налоги удерживать не нужно.

Таким образом, компания, получившая Постановление, должна:

  • ежемесячно начиная с даты получения Постановления удерживать суммы из заработной платы и (или) иного дохода должника;
  • производить выплаты взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) дохода;
  • перечислять (переводить) их за счет должника;
  • в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю и взыскателю об увольнении должника, о новом месте его работы или жительства, если оно известно, а также возвратить в отдел судебных приставов исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях;
  • при взыскании алиментов по решению суда в твердой денежной сумме производить индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного для конкретного региона МРОТ.

В компанию поступили два исполнительных листа на одного сотрудника:
- первый - на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% от дохода;
- второй - на содержание супруги до достижения ребенком трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума по субъекту РФ, в котором она проживает.

В сумме удержания по этим двум исполнительным документам будут составлять более 50% от дохода должника после удержания НДФЛ.

Так, за апрель 2017 г. работнику начислена заработная плата в размере 24 000 руб.

Сумма дохода после удержания НДФЛ:

24 000 руб. - 24 000 руб. х 13% = 20 880 руб.

Сумма удержаний по первому исполнительному листу составляет:

20 880 руб. х 25% = 5220 руб.

Предположим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на апрель 2017 г. составляет 9962 руб.

Размер удержаний по обоим исполнительным листам будет равен:

9962 + 5220 = 15 182 руб.,

то есть более половины дохода должника (более 10 440 руб.). Так как оба требования удовлетворяются в первую очередь, каждое из них должно быть удовлетворено частично.

Здравствуйте Светлана!
В соответствии со ст. 118 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.
Должник может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, поскольку постановленное судебное решение может повлиять на его права и обязанности по отношению к ответчику. На права и обязанности должника относительно взыскателя (истца) решение суда повлиять не может, так как в статье речь идет об удержанных уже с должника по исполнительному документу денежных суммах, т.е. перед взыскателем его обязанность считается исполненной. В то же время в отношении ответчика, если решением суда спорная денежная сумма не будет взыскана в пользу взыскателя, у должника может возникнуть право требования этой суммы как неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).
С учетом содержания статьи в предмет доказывания по иску взыскателя к лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, входят следующие факты:
- направление взыскателем (истцом по делу) или судебным приставом-исполнителем лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи (ответчику по делу), исполнительного документа в соответствии с правилами ст. ст. 9, 98 ФЗИП;
- наличие между должником и ответчиком на момент поступления к последнему исполнительного документа соответствующих материальных правоотношений (трудовых, пенсионных и др.), в силу которых он должен был производить в пользу должника периодические платежи;
- неисполнение (полностью или в части) исполнительного документа, т.е. непоступление денежных сумм в пользу взыскателя;
- начисление ответчиком в период нахождения у него исполнительного документа денежных средств должнику в качестве периодических платежей, на которые может быть обращено взыскание (виды доходов должника, на которые не может быть обращено взыскание, определены ст. 101 ФЗИП);
- удержание денежных средств с должника, т.е. получение должником "на руки" периодических платежей в размере, определенном за вычетом денежных сумм, подлежащих уплате по исполнительному документу;
- наличие у ответчика реальной возможности перечисления денежных средств взыскателю на момент поступления исполнительного документа ответчику и на момент удержания денежных сумм с должника;
- противоправное поведение ответчика;
- вина ответчика в неполучении удержанных с должника денежных сумм взыскателем, т.е. неперечисление или невыплата их взыскателю после удержания с должника;
- утрата взыскателем на момент обращения в суд и принятия решения по делу возможности получения с должника суммы, удержанной, но не перечисленной ответчиком (при погашении должником задолженности по исполнительному документу у взыскателя отсутствует право на взыскание той же суммы долга с другого лица в порядке, предусмотренном ст. 118 ФЗИП);
- причинная связь между неисполнением исполнительного документа и противоправным поведение ответчика;
- период времени, за который производилось удержание сумм с должника без перечисления их взыскателю;
- размер денежной суммы, удержанной ответчиком с должника, но не перечисленной взыскателю.
Таким образом, если у вас имеются доказательства начисления, но не выплаты вам заработной платы и удержания из нее алиментов, вы вправе представить данные доказательства приставу. Он соответственно, должен их проверить и разъяснить взыскателю его право, предусмотренное ст.118 ФЗИП. Если пристав действует незаконно или бездействует, вы вправе обратиться с иском в суд.
В письме ФССП России от 04.03.2016 N 00011/16/19313-АП "О расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации в случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам.
При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом.
Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.
Из данных норм права следует, что пристав обязан рассчитать задолженность по алиментам, исходя из средней заработной платы, если вы не можете представить документы, подтверждающие ваш заработок или иной доход за спорный период. При предоставлении таких документов, оснований для подобного метода расчета задолженности не имеется.
В ситуации, когда алименты могут не выплачиваться в срок и по вине третьих лиц, например работодателя, удержавшего алименты с обязанного лица, но не перечислившего их получателю, Пленум ВС РФ (Пункт 25 Постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9) разъяснил, что ответственность, предусмотренная ст. 115 СК РФ в виде неустойки в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, "не может быть возложена на плательщика, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, задержкой или неправильным перечислением алиментных сумм банками и т.п." В этом случае ответственность за задержку в выплате алиментов должна быть возложена на работодателя. В данном случае возможно и предъявление иска о неосновательном обогащении с начислением процентов, предусмотренном ст. 395 ГК РФ, что и может сделать взыскатель алиментов.

Не бросайте ситуацию
на самотек, задайте свой вопрос прямо сейчас!

Бесплатная письменная онлайн консультация

Три года назад мы с мужем взяли под опеку ребенка (опека на мне), сейчас родился еще один (1 год). Решила подать на алименты, будет ли муж платить алименты на ребенка под опекой?

Уважаемая Марина!
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним.

Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение размера удержаний из пенсии по исполнительному производству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Снижение размера удержаний из пенсии по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 98 "Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования административного истца, руководствуясь положениями статей 4, 68, 98, 99 Закона N 229-ФЗ, исходил из того, что сохранение ежемесячных удержаний из пенсии Г.Ф. в размере 50% ухудшает материальное положение должника, не обеспечивает поддержание достойных условий его жизни, поскольку оставшаяся после удержаний часть пенсии меньше величины прожиточного минимума. При этом суд, принимая во внимание материальное положение должника Г.Ф., его состояние здоровья, законные интересы взыскателя А., в том числе его имущественное положение и состояние здоровья, пришел к выводу о снижении размер ежемесячных удержаний по исполнительному производству N 371649/18/66043-ИП из пенсии должника с 50% до 30%, поскольку такой размер удержания будет соответствовать принципу неприкосновенности минимума имущества."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.07.2020 N 88а-4569/2020
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования должника: О признании незаконным постановления пристава-исполнителя.
Обстоятельства: Истец указал, что по исполнительному производству производятся удержания из его единственного источника дохода - пенсии по старости, размер которой меньше величины прожиточного минимума, он направил ходатайство о прекращении удержаний из пенсии, которое постановлением судебного пристава-исполнителя удовлетворено частично, процент удержания из пенсии снижен, считает, что действия по неполному удовлетворению ходатайства незаконны.
Решение: Отказано. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемые исполнительные действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о снижении размера удержаний из пенсии должника до 15% соответствуют требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве", является необходимой и обоснованной мерой в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа. Оспариваемое постановление вынесено с учетом баланса интересов взыскателя и должника, при этом низкий размер пенсии заявителя не исключает возможность обращения на нее взыскания и не освобождает должника от исполнения судебного решения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Снижение размера удержаний из пенсии по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Какой порядок действий должника для уменьшения размера удержания по исполнительному листу?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) 1) подготовить документы, подтверждающие обстоятельства, на основании которых размер производимых из его заработной платы или иного дохода удержаний подлежит уменьшению (справка от работодателя или иной организации, выплачивающей доходы, о размере заработной платы, пенсии, иного дохода должника, справка о составе семьи должника (членах семьи, находящихся на иждивении должника));

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Гражданско-правовая ответственность в исполнительном производстве
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2018, N 3) Выше мы анализировали право взыскателя на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, повлекшими утрату или снижение стоимости имущества должника в исполнительном производстве. Конкурирует ли такое право на возмещение вреда с правом самого должника на возмещение вреда, причиненного утратой или порчей его имущества в исполнительном производстве? Исходя из положений ст. 118 Закона об исполнительном производстве взыскатель может осуществить защиту своих имущественных прав только в одном случае - предъявив лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.

Нормативные акты: Снижение размера удержаний из пенсии по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N АПЛ17-312
При этом, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (пункт 57), правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные указанной выше статьей Федерального закона "Об исполнительном производстве", распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного выше закона).

Зачастую граждане и юридические лица сталкиваются с тем, что судебным приставом-исполнителем производятся незаконные действия, задевающие их права и интересы. Иногда эти действия наносят материальный ущерб. В этих случаях законодательством предусмотрена возможность взыскания вреда, причиненного государственным органом или должностным лицом.

Общие положения

В соответствии с п. 2 ст. 119 ФЗ «Об исполнительном производстве» заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения. В ред, причиненный судебным приставом-исполнителем возмещается в порядке установленном гражданским законодательством РФ.

При взыскании вреда необходимо руководствоваться нормами ГК РФ, а именно ст. ст. 16, 125, 1069, 1071.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из содержания главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что общими условиями деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда; размер причиненного вреда.

Все эти элементы должны быть доказаны истцом в суде, в противном случае иск удовлетворению не подлежит.

Некоторые процессуальные вопросы

Подведомственность исков о взыскании вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем, определяется субъектным составом: если в числе лиц, участвующих в деле, присутствует гражданин – дело подведомственно суду общей юрисдикции, в других случаях – арбитражному суду.

Необходимо учитывать, что при обращении взыскания на имущество должника в некоторых случаях судебным приставом-исполнителем может быть произведен арест имущества третьих лиц.

В этих случаях законодательством предусмотрен особый порядок освобождения имущества от ареста. Даже если имущество было реализовано, изначально, в этой ситуации, в суд заявляется иск об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.

Ответчик

Как показывает практика, зачастую истец по данной категории исков не правильно определяет ответчика, что приводит к отказу в удовлетворении исковых требований. Приведу пример из своей практики: судебный пристав-исполнитель наложил арест на пиво, действия его обжаловались в суде и были признаны законными. Исполнительное производство на время обжалования, которое длилось около полугода, судом не приостанавливалось. За это время срок годности пива истек, его реализация была невозможна, что вызвало обращение в суд с иском о взыскании вреда взыскателя. В удовлетворении иска было отказано в связи с тем, что в исковом заявлении указан ненадлежащий ответчик.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О судебных приставах» финансовое обеспечение деятельности службы судебных приставов является расходным обязательством Российской Федерации. Вред, причиненный действиями судебного пристава-исполнителя, возмещается Российской Федерацией.

Исходя из ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ, вред, причиненный незаконными действиями судебных приставов-исполнителей, возмещается за счет средств казны РФ. От имени казны РФ в судебных органах выступают соответствующие финансовые органы.

До вступления в действие Бюджетного кодекса РФ, в качестве ответчиков в суде по данной категории дел выступало Министерство финансов РФ. Сейчас мнения разделились: в качестве ответчика суд назначает МФ РФ или ФССП России. Соответчиком выступает территориальное Управление службы судебных приставов.

В соответствии с п. 10 ст. 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, или должностных лиц этих органов выступает главный распорядитель бюджетных средств.

В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента от 13.10.2004 N 1316, Федеральная служба судебных приставов является юридическим лицом и осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на службу функций.

Т.е. по искам о взыскании вреда, причиненного незаконными действиями судебных приставов-исполнителей, ответчиком является Федеральная служба судебных приставов.

Однако на практике суды общей юрисдикции в качестве ответчика по такого рода искам указывают Министерство финансов РФ. У арбитражного суда практика различна.

Незаконность действий

Как следует из ст. 1069 ГК РФ взысканию подлежит вред, причиненный незаконными действиями судебных приставов-исполнителей. Признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными производится в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве». Обязательно ли для удачного разрешения спора истцу заручиться решением суда по жалобе, признающим действия судебного пристава-исполнителя незаконными?

По этому вопросу существует различная судебная практика.

Обратимся к приложению к письму Министерства финансов РФ от 19 апреля 2000 г. N 19-03-14/2616 «Об обзоре практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов РФ по защите интересов казны РФ и Правительства РФ за 1999 год". В нем приведено два примера судебных решений по указанному вопросу.

В первом из приведенных в Обзоре примеров, довод о том, что акты судебного пристава - исполнителя не обжаловались, был отклонен судом. Такая позиция обосновывалась тем, что признак противоправности деяния лицом, причинившим вред, входит в предмет доказывания и устанавливается судом в каждом конкретном случае при рассмотрении иска, а закон не устанавливает обязательности наличия преюдициального судебного акта, устанавливающего противоправность действий лица, причинившего вред.

Во втором примере суд отклонил иск о взыскании вреда, мотивировав свое решение тем, что на момент рассмотрения иска отсутствовало решение суда, признающее действия судебного пристава-исполнителя незаконными.

Вторая позиция представляется более верной, т.к. признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными – особая категория дел. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя может быть подведомственна суду общей юрисдикции, а иск о взыскании вреда – арбитражному суду. При рассмотрении жалобы состав лиц, участвующих в деле, может отличаться от состава лиц, участвующих при рассмотрении иска о взыскании вреда. В рамках иска о взыскании вреда вопрос противоправности действий судебного пристава-исполнителя может быть оценен с нарушением 10-дневного срока обжалования, установленного законом.

Срок исковой давности

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. В отношении указанной категории исков законодательством не установлены специальные сроки. Следовательно, по искам о взыскании вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, срок исковой давности составляет три года.

В суд могут быть заявлены иски о взыскании морального вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, в случае если им затронуты нематериальные блага. В этом случае необходимо учитывать, что ст. 208 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

Причины обращения в суд

Поводы для обращения в суд с исками о взыскании вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, различны: продажа в процессе исполнительного производства изъятого имущества по ценам, значительно заниженным относительно рыночных, нарушение сроков исполнительного производства, осуществление исполнительных действий после приостановления исполнительного производства и др.

Как показывает практика, наиболее часто в суд обращаются с исками о взыскании вреда в связи с неисполнением требований исполнительных документов. Т.е. истцами в таких случаях выступают взыскатели, чьи исполнительные документы длительное время находятся на исполнении в службе судебных приставов, либо возвращены судебными приставами-исполнителями по причинам невозможности взыскания.

В большинстве случаев, такого рода иски не удовлетворяются судом, а причины, по которым взыскание по исполнительным документам не осуществляется – это отсутствие у должника денежных средств и имущества.

Пожалуй, неплатежеспособность должников, для России - основная причина неисполнения решений судов. Что говорить о частных структурах, если и государственные организации не погашают задолженность длительное время. Уже и Европейский суд по правам человека неоднократно удовлетворял жалобы российских граждан и принимал решения о взыскании денежных сумм с Российской Федерации в связи с неисполнением решений судов бюджетными организациями, и все равно проблема эта остается актуальной.

Время создания/изменения документа: 16 октября 2012 15:37 / 16 октября 2012 15:43

В соответствии со статьей 118 вышеназванного Закона взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.

Указанная правовая норма закона закрепляет право взыскателя обратиться в суд с иском о взыскании денежной суммы, уже удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю.

2. Субъектом ответственности по статье 118 ФЗ "Об исполнительном производстве" выступает, как правило, юридическое лицо либо ИП, которые обязаны осуществлять удержание с должника денежных сумм в рамках исполнительного производства

Исходя из буквального толкования данной нормы права, субъектом ответственности по статье 118 Закона об исполнительном производстве выступает, как правило, юридическое лицо либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые обязаны осуществлять удержание с должника денежных сумм в рамках исполнительного производства, то есть, ответчиками в данном случае выступят лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи.

3. Применение статьи 118 ФЗ "Об исполнительном производстве" к руководителю либо работникам ликвидируемой организации, являющейся должником по исполнительному производству, исключается

Применение названной статьи [ст. 118 ФЗ "Об исполнительном производстве"] к руководителю либо работникам ликвидируемой организации, являющейся должником по исполнительному производству, исключается.

4. ФЗ "Об исполнительном производстве" не ограничивает прав взыскателя при недобросовестности дебитора должника

По мнению заявителя, оспариваемые им положения статьи 76 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с положениями ст. 118 данного Федерального закона противоречат статьям 15 (ч.ч. 1, 2 и 4), 17 (ч.1), 18, 19 (ч.ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 45, 46 (ч. 1) и 55 (ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют взыскателю в исполнительном производстве защищать в арбитражном суде свои права, нарушенные недобросовестным дебитором должника.

Поскольку основной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, вынесенных по спору о материальных правах и обязанностях сторон правоотношения (истца и ответчика), постольку взыскатель в ходе исполнительного производства по исполнению конкретного судебного постановления вправе требовать от судебного пристава-исполнителя обращения взыскания только на такое имущество, которое принадлежит должнику. Предоставление взыскателю права требовать в судебном порядке от дебитора, не являющегося стороной спорного материального правоотношения, бывшего предметом рассмотрения в судебном порядке, надлежащего исполнения своих гражданско-правовых обязанностей по отношению к должнику указанным задачам исполнительного производства не соответствует и не может быть признано допустимым.

Между тем, оспариваемые законоположения не препятствуют обеспечению прав взыскателя при невнесении (неперечислении) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов в случае, если эта обязанность установлена соответствующим постановлением судебного пристава-исполнителя, - такая задолженность подлежит продаже с торгов в общем порядке (п. 2 ч. 2 ст. 76 Закона об исполнительном производстве).

5. Кредитная организация, через которую осуществляются платежи в рамках исполнительного производства, сама по себе не может считаться плательщиком

В исковом заявлении в обоснование требований истец ссылался на положения ст. 118 Закона об исполнительном производстве, согласно которой взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.

Суд отклонил довод истца о применении к сложившимся правоотношениям ст. 118 Закона об исполнительном производстве, указав, что банк не является лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи.

6. Не может быть отказано в принятии иска о взыскании удержанной с должника, но не перечисленной суммы, по причине неподведомственности дела суду

Сославшись на положения п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, суд отказал в принятии заявления, посчитав, указав, что суд не занимается непосредственным исполнением решения суда, с вопросом о привлечении виновных лиц к уголовной или административной ответственности необходимо обратиться в соответствующие компетентные органы.

В силу ч. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

В соответствии со статьей 118 указанного Федерального закона взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В. Лоренцем, Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: