Досудебное обжалование мчс россии

Обновлено: 03.05.2024

В этой статье мы познакомимся с общими положениями порядка обжалования предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее – предписание).

В случае если вы не согласны с вынесенным надзорным органом предписанием, вы имеете право воспользоваться своим правом на его обжалование в административном (досудебном) и (или) судебном порядке.

1. Административный (досудебный) порядок обжалования предписания. Общие положения.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством РФ (ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ)).

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в предписании надзорного органа, подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физлицо, ИП или организация), в отношении которого приняты или совершены:

решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;

В общем случае жалоба относительно выданного предписания органа государственного пожарного надзора подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием портала Госуслуг.

При этом подача жалобы в бумажном виде допускается только если она содержит охраняемую законом тайну.

Сроки подачи жалобы:

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Срок рассмотрения жалобы составит 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом на двадцать рабочих дней.

Нужно учитывать, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, действие самого предписания на период срока его рассмотрения не приостанавливается, что впоследствии может привести к сокращению срока обжалования предписания в судебном порядке.

Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе также по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

Важно! Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на надзорный орган, решение которого обжалуется.

По итогам рассмотрения жалобы надзорный орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия надзорный орган размещает в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг .

2. Судебный порядок обжалования Предписания. Общие положения

Для обжалования Предписания в судебном порядке юридическое лицо или предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции, либо арбитражный суд.

Административные дела об оспаривании предписаний как ненормативных правовых актов рассматривают Арбитражные суды в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Спецификой и важным условием для оспаривания предписания в Арбитражном суде является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поэтому если требования надзорного органа, изложенные в Предписании, нарушают ваши права в экономической сфере, незаконно возлагают на вас какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то подавать жалобу нужно по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Такая жалоба в арбитражном судопроизводстве называется «Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным».

Срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным – 3 (три) месяца со дня, когда организации или предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Как правило, этой датой является дата вручения надзорным органом Предписания. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если же Предписание не затрагивает права организации и предпринимателя в экономической сфере, не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, необходимо обращаться в суд общей юрисдикции с административным заявлением об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора.

Порядок обжалования предписаний в судах общей юрисдикции определяет глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее — КАС РФ).

Такая жалоба в суд общей юрисдикции называется «Административное заявление об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора».

Срок для обращения в суд общей юрисдикции с административным заявлением об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора – 3 (три) месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 17, ст. 22, ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Административное исковое заявление в порядке КАС следует подавать в суд по месту нахождения административного органа в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда организации, предпринимателю стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Об этом указано в ст. 17, ст. 22, ст. 219 КАС РФ.

Административные дела об оспаривании решений административных органов суд общей юрисдикции рассматривает до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству (ст. 141 КАС РФ).

Нужно отметить, что в настоящее время нет правовой определенности по поводу подсудности дел об оспаривании предписаний государственного пожарного надзора по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Связано это со сложностью определения природы и характера вменяемого правонарушения. При этом ошибка в подсудности может привести к пропуску срока на обжалование Предписания, что само по себе не может являться уважительной причиной для восстановления срока на обжалование ненормативного правового акта в судебном порядке.

Разрешить эту задачу может только ваше неравнодушие к выдаваемым надзорными органами документам по результатам плановой или внеплановой проверки объекта защиты и оперативное обращение к специалистам, компетентным в решении данного вопроса.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо МЧС России от 30 декабря 2020 г. № ИГ-19-781 “О рассмотрении обращения”

Вопрос: Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2020 г. N 1108 (с изменениями от 5 декабря 2020 года) МЧС России является участником эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Прошу пояснить в отношении какого именно вида надзора, осуществляемого МЧС России, проводится данный эксперимент? То есть в рамках какого надзора могут быть обжалованы решения, предписания, включая приостановление действие обжалуемого предписания (согласно п. 8 Положения о проведении эксперимента)?

Ответ: Департамент надзорной деятельности и профилактической работы, рассмотрев обращение от 22 декабря 2020 г., сообщает, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 7 Методических рекомендаций, утвержденных протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц от 16 декабря 2020 г. N 11-24 (далее - Методические рекомендации), эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц проводится в отношении федерального государственного пожарного надзора и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Одновременно сообщается, что Методические рекомендации размещены в разделе "Жалоба на решение контрольных органов" на едином портале государственных и муниципальных услуг в сети Интернет.

Директор департамента
надзорной деятельности
и профилактической работы
Р.Ш. Еникеев

Обзор документа

По 30 июня 2021 г. в России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольных и надзорных органов. В числе участников - МЧС. Министерство указало, что эксперимент проводится в отношении пожарного надзора и надзора в области защиты населения и территорий от природных и техногенных ЧС.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2020 г. N 1108
"О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц"

С изменениями и дополнениями от:

5 декабря 2020 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Провести с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. на территории Российской Федерации эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (далее - эксперимент).

2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

3. Установить, что:

а) участниками эксперимента, уполномоченными на рассмотрение поступающих в рамках эксперимента жалоб, являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральное агентство по туризму;

б) виды федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых осуществляется эксперимент, определяются межведомственной рабочей группой по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится соответствующий вид контроля (надзора).

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

а) в целях координации и методического обеспечения эксперимента создать межведомственную рабочую группу по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц с участием органов, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего постановления, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации";

б) обеспечить проведение оценки результатов эксперимента и представление доклада о ходе эксперимента в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2021 г.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

5. Установить, что межведомственная рабочая группа по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц утверждает методические рекомендации по проведению эксперимента, предусматривающие виды федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется эксперимент, а также порядок распространения эксперимента на территориях субъектов Российской Федерации.

6. Проведение эксперимента осуществляется в пределах установленной штатной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, являющимся участниками эксперимента, в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2020 г. N 1108

Положение
о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

С изменениями и дополнениями от:

5 декабря 2020 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (далее - эксперимент).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц" - процедура разрешения спора с контролируемым лицом, осуществляемая органом, уполномоченным на рассмотрение жалобы контролируемого лица;

"жалоба" - обращение контролируемого лица о восстановлении или защите нарушенных, по его мнению, прав или законных интересов при проведении мероприятия по контролю, сведения о котором подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" (далее - единый реестр проверок), оформленное и поданное с соблюдением установленных настоящим Положением требований;

"контролируемое лицо" - юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, либо гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, в отношении которых контрольным (надзорным) органом в рамках мероприятия по контролю, сведения о котором подлежат внесению в единый реестр проверок, было принято юридически значимое решение, совершено действие (бездействие), при этом, по их мнению, были нарушены права и законные интересы, имеющие право на досудебное обжалование;

"контрольные (надзорные) органы" - федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие государственный контроль (надзор) и являющиеся участниками эксперимента, право на досудебное обжалование решений которых либо действий (бездействия) должностных лиц которых предусмотрено настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

3. Целями эксперимента являются создание и апробация механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

4. Подача жалобы контролируемым лицом осуществляется в добровольном порядке посредством использования личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Рассмотрение жалобы осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по аккредитации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной службой судебных приставов, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Федеральным агентством по туризму (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб) с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" или с использованием ведомственных информационных систем органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, посредством интеграции с государственной информационной системой "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

5. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок, имеют право на досудебное обжалование:

а) решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки;

б) предписания об устранении выявленных нарушений, выданных контролируемому лицу;

в) меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

г) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

6. Жалоба должна содержать:

наименование контрольного (надзорного) органа, решение которого обжалуется;

фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии);

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, желаемый способ получения решения по жалобе;

сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подающего жалобу;

основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного (надзорного) органа, действием (бездействием) его должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

требования контролируемого лица, подавшего жалобу;

указание на учетный номер мероприятия по контролю, в рамках которого подается жалоба.

7. Жалоба гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;

об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8 1 с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

8 1 . Жалоба может содержать ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.

Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, принимает решение:

о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.

9. По итогам рассмотрения жалобы орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, принимает одно из следующих решений:

оставляет жалобу без удовлетворения;

отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 10 с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

10. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы, посредством способа, определенного в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящего Положения. Неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 11 с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

11. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12 с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

12. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в рассмотрении жалобы по следующим основаниям:

а) жалоба подана по истечении 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением случаев, когда нормативным правовым актом о виде федерального государственного контроля (надзора) установлен иной срок подачи жалобы), и не содержит ходатайства о восстановлении указанного срока;

б) принято решение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

в) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

г) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

д) ранее в орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

е) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица контрольного (надзорного) органа, а также членов его семьи;

ж) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение данного контролируемого лица с жалобой, при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства;

з) жалоба подана в орган, не уполномоченный на ее рассмотрение;

и) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 13 с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 5 декабря 2020 г. N 2029

13. Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение контролируемого лица с жалобой по тому же предмету (за исключением отказа на основании подпунктов "е" и "з" пункта 12 настоящего Положения при условии устранения причин, послуживших основанием для такого отказа).

С 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. в России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольных и надзорных органов. В нем участвуют МЧС, Росздравнадзор и Ростехнадзор.

Предприниматели смогут обжаловать в досудебном порядке дистанционно через Единый портал госуслуг решения и предписания контрольных органов в сфере пожарной, промышленной, энергетической безопасности, надёжности гидротехнических сооружений, обращения лекарств и медизделий, качества медицинской помощи. Например, в электронном виде можно будет оспорить назначение плановой или внеплановой проверки, действия должностных лиц.

Жалоба от ИП подписывается простой либо усиленной квалифицированной электронной подписью. Организации требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

На принятие решения по обращению отводится 2 рабочих дня.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2020 г. N 1108 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц"

Контрольно-надзорные органы МЧС России приняли участие в эксперименте по досудебному порядку рассмотрения жалоб на решения государственных контролирующих органов. Он инициирован Правительством РФ в рамках рассмотрения соответствующего проекта постановления, утверждающего перечень видов контроля (надзора), в отношении которых планируется применять обязательное досудебное обжалование. Участниками стали 19 федеральных контролеров по 63 видам контроля, в том числе пожарному надзору.

Положения Федерального закона № 248, согласно которым судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа возможно только после досудебного обжалования по всем видам контроля (надзора), вступают в силу с 1 января 2023 года. Минэкономразвития в соответствии с поручениями Правительства РФ проработан вопрос введения обязательного досудебного обжалования для отдельных сфер с 1 июля 2021 года. Для запуска этой процедуры и было принято решение включить в специальное постановление Правительства виды контроля, которые приняли участие в эксперименте.

Ранее если гражданин или предприниматель хотели обжаловать решение контрольного органа или действия проверяющего, то они могли обратиться либо в сам орган, который проводил проверку, либо в суд. Однако, единообразного подхода к решению споров с контрольными органами не было - сроки и процедуры рассмотрения жалоб ведомства устанавливали самостоятельно. Такой механизм нагружал все элементы этой системы - суды, контролирующие органы, а также граждан и бизнес.

В 2020 году после принятия закона о госконтроле была введена новая процедура - обязательное досудебное обжалование решений надзорных ведомств или действий проверяющих. Закон четко регламентирует процедуру рассмотрения жалоб: на ответ заявителю дается 20 рабочих дней. Кроме того, обращение гражданина, в том числе имеющего статус индивидуального предпринимателя, подписывается простой либо усиленной электронной подписью. Для организации требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

«Настоящий механизм досудебного обжалования позволит внести прозрачность в процесс рассмотрения жалоб, сделать его более объективным и современным. Он значительно упрощает взаимодействие между органами власти и гражданами, сокращая временные и финансовые издержки», - отметили в МЧС России.

C 17 августа 2020 по 30 июня 2021 года пройдет эксперимент по досудебному обжалованию бизнесом решений надзорных органов России — МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзор а.

Эксперимент пройдет согласно Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2020 г. №1108 “О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц”.

Данный эксперимент позволит обжаловать решения или предписания контрольных органов в том числе в области пожарной и промышленной безопасности. Кроме этого, дистанционно можно будет оспорить и назначение плановой или внеплановой проверки. На принятие решения по обращению госоргану отведут два дня. По истечении этого срока он должен будет либо приостановить исполнение обжалуемого решения, либо отказать в этом.

Подавать жалобы бизнес может через личный кабинет в информационной системе Госуслуги. Индивидуальным предпринимателям для оформления обращения потребуется простая или усиленная электронная подпись, предприятиям — усиленная квалифицированная электронная подпись.

Оценка бизнес-объединений

Эксперимент по досудебному обжалованию решений надзорных органов будет иметь позитивный эффект, считают представители крупнейших российских деловых объединений.

«Такой механизм имеет особое значение в сегодняшних условиях, когда предпринимателям важно восстанавливать и развивать свой бизнес, который у многих пострадал от действовавших во время пандемии необходимых ограничений, ускорить процедуру и при этом не увеличивать нагрузку на суды», — сказала ТАСС руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.

По ее словам, эффективность механизма будет зависеть от «критичности оценки деятельности контролирующих органов органами надзора, а также справедливой оценки доводов».

«Также важно для оценки результата, насколько аргументированными и обоснованными будут сами жалобы предпринимателей. Если предприниматели научаться правильно, без злоупотреблений использовать этот эксперимент, а органы надзора будут давать справедливую оценку доводам жалобы, то этот инструмент может стать востребованным и способствовать улучшению делового климата, снижая административное давление на предпринимателей», — считает Авдеева.

Она полагает, что такой механизм следует распространить на все контролирующие органы. Эксперт предлагает его дополнить, если речь идет о жалобе физического или юридического лица на действия компании.

«Можно было предусмотреть механизм, согласно которому контролирующий орган давал бы компании срок урегулировать вопрос, послуживший основой для жалобы, самостоятельно в определенный срок, если, конечно, вопрос жалобы не связан с рисками для жизни и здоровья одного или нескольких лиц. Такой механизм в еще большей мере снизил бы нагрузку и оптимизировал бы работу в том числе контролирующих органов и органов, осуществляющих надзор за контролирующими», — отметила руководитель экспертного центра.

Первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян уверена, что возможность досудебного обжалования результата или факта проверок «очень важна».

«Потому что предприниматели теряют много времени в судах, а на это уходят деньги и ресурсы. Досудебное обжалование — более экономичный и достаточно эффективный способ, многие вещи могут решаться на досудебном уровне. Поэтому это большое подспорье для предпринимателей. Мы не будем годами сидеть в судах, судебная система разгрузится», — пояснила она.

Марина Блудян добавила, что портал «Госуслуг», через который бизнес может подавать жалобы, «прозрачен и для органов прокуратуры, и для вышестоящих организаций».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: