Суд это учреждение юстиции

Обновлено: 25.04.2024

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

2. Министерство юстиции Российской Федерации, его органы, учреждения и организации образуют систему Министерства.

3. На Министерство юстиции Российской Федерации возлагаются следующие основные задачи:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации;

организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов;

государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

организация и развитие системы юридических услуг;

обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров;

участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

4. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы юстиции краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями.

5. В своей деятельности Министерство юстиции Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

ГАРАНТ:

См. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

6. Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации возложенных на него задач:

ГАРАНТ:

О дополнительных функциях Минюста РФ см. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 642 и постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 550

координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти;

разрабатывает проекты нормативных актов или участвует в подготовке таких проектов, вносимых Советом Министров - Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

участвует по поручению Президента Российской Федерации в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;

представляет по поручению Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации заключения о соответствии Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации проектов актов, вносимых в установленном порядке на их рассмотрение;

осуществляет работу по систематизации законодательства: ведет банк нормативных актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор по законодательству; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства Российской Федерации;

проводит в целях обмена правовой информацией сравнительно-правовой анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации, государств - участников Содружества Независимых Государств, а также других иностранных государств;

организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, Министерства юстиции Российской Федерации, органов, учреждений и организаций юстиции;

осуществляет государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, а также контролирует своевременность и правильность их официального опубликования;

обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению;

обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов в судьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;

организует работу по ведению судебной статистики;

способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц; осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг;

открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;

сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;

создает, реорганизует и ликвидирует учреждения судебной экспертизы системы Министерства, руководит их деятельностью;

организует работу по обеспечению кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов федеральной исполнительной власти;

взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров;

осуществляет в установленном порядке финансирование органов, учреждений, организаций юстиции и выделяет финансовые средства в распоряжение соответствующих судов, обеспечивает контроль за их расходованием. Организует материально-техническое обеспечение судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства;

организует и финансирует научные исследования в порученной ему сфере деятельности;

участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;

организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации;

представляет в установленном порядке согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет соответствующие переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, а также других международных договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации;

организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами юстиции государств - участников Содружества Независимых Государств;

анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности;

осуществляет другие функции, вытекающие из его компетенции.

7. Министерство юстиции Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе:

запрашивать в порядке, установленном законодательством, у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимые информацию, документы и материалы;

привлекать в установленном порядке для осуществления законопроектных, экспертных и исследовательских работ, консультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, создавать временные творческие коллективы, использовать в этих целях специальные бюджетные и внебюджетные средства;

вносить в установленном порядке предложения об улучшении условий труда, материальном и социально-бытовом обеспечении работников судов и системы Министерства;

создавать в установленном порядке учреждения и организации для материально-технического, научного, финансового и социально-бытового обеспечения деятельности Министерства, его органов, учреждений и организаций;

содействовать распространению правовой информации на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе путем заключения соглашений об издании сборников законодательства с участием Министерства юстиции Российской Федерации.

8. Министерство юстиции Российской Федерации самостоятельно принимает решения по всем вопросам, относящимся к порученной ему сфере деятельности, кроме вопросов, требующих согласования в установленном законодательством Российской Федерации порядке с другими центральными органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Министерства юстиции Российской Федерации, изданные по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата и органов записи актов гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики и другим вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для работников судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства, центральных органов федеральной исполнительной власти, иных органов, должностных лиц и граждан, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Министерство юстиции Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый в порядке, установленном законодательством.

Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

Министр имеет заместителей, назначаемых в установленном порядке. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.

11. Министр юстиции Российской Федерации:

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президенту Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению Министерства юстиции Российской Федерации;

издает на основе и во исполнение актов законодательства в пределах компетенции Министерства юстиции Российской Федерации приказы и распоряжения, дает указания, проверяет их исполнение;

назначает и освобождает в установленном порядке руководителей краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции;

назначает и освобождает работников центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций;

утверждает положения о структурных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации, а также в установленном порядке положения (уставы) о подведомственных Министерству учреждениях и организациях. Положение о подразделении Министерства юстиции Российской Федерации, обеспечивающем деятельность военных судов, утверждается по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации;

утверждает в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, а также в пределах выделенных ассигнований - смету расходов на его содержание;

присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам центрального аппарата, Министерства юстиции Российской Федерации, органов и учреждений юстиции, судов, а также представляет в установленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к государственным наградам и присвоению почетных званий;

подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

осуществляет другие правомочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В Министерстве юстиции Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности и других руководящих работников системы Министерства, а также иных специалистов в области права.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции Российской Федерации.

Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями Министра.

В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров - Правительству Российской Федерации.

13. При Министерстве юстиции Российской Федерации состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, а также Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения и организации системы Министерства информацией о правовых актах.

Центральным научным и учебным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации является Российская правовая академия.

Министерство юстиции Российской Федерации является учредителем, а также участвует в издании журналов и газет специального юридического и общеправового характера.

14. При Министерстве юстиции Российской Федерации образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

15. Финансирование центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации.

Министерство вправе иметь валютный фонд, используемый в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения возложенных на Министерство задач.

16. Министерство юстиции Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках.

Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом.

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию по рассмотр. и разрешению судебных дел в определенных законодательством РФ порядке и очередности.

Суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верхов. Суд РФ.

Суд второй (кассац.) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассац. инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассац. инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный суд-к судам субъектов РФ и приравн-х к ним.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верх. суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения. Мировой судья осуществляет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Верховный суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства.

Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:

- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

- государст. регистрация нормативных актов федер. орга­нов исполнительной власти, юрид. лиц, актов гражданского состоя­ния, прав на недвижимость и сделок с ней.

Мин. юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экспертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Правительства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Мин. юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке.

Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституц.законам, федеральным законам, указам Президента, постановлени­ям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой пра­вовых последствий.

Мин. юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных общественных объединений, религиозных объединений. Государственной регистрации подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.

На Мин. юстиции РФ возлагается функция регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Эта регистрация осуществляется органами юстиции по месту нахождения недвижимости. Мин. юстиции РФ и его органы осуществляют координацию деятельности органов записи гражданского состояния.

Министерство юстиции играет активную роль в сфере развития юридических услуг. В основном эта функция проявляется в лицензировании права осуществлять юрид. услуги, аттестации юридического персонала, контроле за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание населения.

Мин. юстиции участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти. Оно ор­ганизует внедрение программно-аппаратных средств сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов юстиции. Мин. юстиции РФ с помощью различных средств правовой информации осуще­ствляет правовое просвещение граждан с целью воспитания уважения к законам, их неукоснительному соблюдению.

Мин. юстиции РФ представляет согласованные с Министерством иностранных дел предложения о заключении международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным и иным делам, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций.

Мин. юстиции РФ и его органы контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований закона, устанавливают порядок оказания юридической помощи гражданам и организациям, оказывают помощь президиумам коллегий адвокатов по проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов, издают методические указания и рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры.

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» было утверждено новое Положение о Министерстве юстиции.

В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб.

Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Министерство контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы

исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.

Основными задачами Министерства юстиции РФ являются:

• разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

• нормативно-правовое регулирование в установленной сфередеятельности;

• обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Министерство юстиции РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, выполняющих задачи в установленной сфере деятельности. Министерство юстиции РФ осуществляет следующие основные полномочия:

•/ вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы-и прогнозируемые показатели деятельности Министерства;

S обобщает практику законодательства России и разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, участвует в организации работы по систематизации законодательства и подготовке Свода законов РФ;

V осуществляет юридическую экспертизу и государственный учет нормативно-правовых актов субъектов РФ и организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований;

S проводит государственную регистрацию актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан или имеющих межведомственный характер;

S обобщает практику деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб и осуществляет контроль за соответствием принимаемых ими решений законодательству РФ;

S представляет предложения о заключении и выполнении международных договоров РФ и международных соглашений о правовой помощи;

•S организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Министерства юстиции РФ и его территориальных органов. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы. Министерство юстиции РФ осуществляет и иные функции, если они предусмотрены федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации* Министерство юстиции РФ возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет семь заместителей, назначаемых на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В состав центрального аппарата Министерства юстиции РФ включены 11 департаментов по основным направлениям его деятельности и аппарат уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, возглавляемый заместителем министра юстиции РФ. Общая численность сотрудников центрального аппарата 749 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий)1.

Министр юстиции осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства юстиции РФ; распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает Положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата и в установленном порядке руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб руководителей территориальных органов этих служб, если иной порядок не установлен законодательством РФ; согласовывает решения руководителей подведомственных федеральных служб о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия.

1 Указ Президента РФ от 4 марта 2008 с Ms 311 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации* и в Положение, утвержденное этим Указом» // СЗ РФ. 2008. № 10 (ч. 2). Сг. 909.

Система органов Министерства юстиции РФ включает:

1) Министерство юстиции РФ - центральный аппарат;

2) управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам;

3) органы Министерства юстиции РФ в субъектах РФ;

4) федеральные и региональные учреждения юстиции (рис. 10.1).Центральный аппарат Министерства юстиции РФ состоит из

V государственной политики в сфере юстиции;

s экономического законодательства; •S бюджетного законодательства; V гражданского и социального законодательства; ^ управления и государственной службы; v правового регулирования, анализа и контроля деятельности

подведомственных федеральных служб; s организации, координации и контроля; s международного, права и сотрудничества; S ресурсного обеспечения.

В состав каждого департамента входят отделы по конкретным направлениям деятельности соответствующего департамента.

В Министерстве юстиции РФ образуется коллегия в составе председателя - министра юстиции, заместителей министра (по должности),руководителей подведомственных федеральных служб, а также других лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ по представлению Министра юстиции.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются приказами и указаниями министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр реализует свое решение и о возникших разногласиях информирует Президента РФ или Правительство РФ. Такая процедура обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности органов юстиции имеет еще и то значение, что Министерство юстиции РФ вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

При Министерстве юстиции РФ состоит Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, а также образуются научно-консультативные советы, состав которых и положения о них утверж-t даются министром.

Управления Министерства юстиции РФ по федеральному округу являются окружными территориальными органами Министерства юстиции РФ, основные задачи которых включают организацию работы и контроль за деятельностью органов и учреждений юстиции на территории округа ло вопросам1, отнесенным к ведению Министерства юстиции РФ. В их число, в частности, входит исполнение обязательств Министерства по международным договорам о правовой помощи; контроль за выполнением соглашений между Министерством юстиции РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ о взаимодействии в сфере юстиции; оказание содействия в обеспечении деятельности судебно-экспертных учреждений; контроль за исполнением актов по вопросам помилования; контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью территориальных органов юстиции и ряд других.

Положением определены должностные права и обязанности руководителей управления, их участие в работе полномочного представителя Президента РФ в округе. Предусматривается создание

Совета при Управлении - консультативного органа, действующего в рамках упомянутого Положения.

Федеральные территориальные органы Министерства юстиции РФ включают министерства юстиции республик в составе РФ, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, автономных округах и автономной области.

Органы юстиции в субъектах РФ реализуют государственную политику в сфере юстиции, координируют деятельность федеральных специализированных учреждений юстиции на территории соответствующего субъекта РФ, взаимодействуют с органами государственной власти субъекта РФ, которые по соглашению с Министерством юстиции РФ могут передавать им осуществление своих полномочий.

Территориальные органы создаются Министерством юстиции РФ, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности министром юстиции.

Руководители органов юстиции в субъектах РФ Принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции РФ.

Остановимся подробнее на основных функциях Министерства юстиции РФ.'

Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции РФ: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов РФ; учет и систематизацию действующего законодательства.

Министерство юстиции РФ координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных .органов исполнительной власти осуществляется Министерством юстиции РФ в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности'Человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации 'или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством РФ. - '

Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется путем утверждения Министерством юстиции РФ образцов бланков актов и бланков свиде тельств о государственной регистрации. Министерство юстиции РФ закрепляет за субъектами РФ серии бланков свидетельств о государственной регистрации, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и содействует в повышении профессиональной подготовки работников органов ЗАГСов.

Учреждения судебной экспертизы осуществляют экспертную деятельность под организационным и методическим руководством Министерства юстиции РФ в целях обеспечения достоверных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным и гражданским делам, а также административным материалам.

10.3. Федеральные службы юстиции

10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания

Органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, или, как их еще называют, пенитенциарные органы были- переданы в систему Министерства юстиции РФ.

На Министерство юстиции РФ было возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний; содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Система пенитенциарных учреждений возглавлялась соответствующим главным управлением Министерства юстиции РФ, которое обеспечивало выполнение законодательства по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы и вносило руководству Министерства юстиции РФ предложения о создании, ликвидации, реорганизации соответствуюших учреждений и по другим направлениям своей деятельности. В результате проведения административной реформы в системе Министерства юстиции РФ была образована Федеральная служба исполнения наказаний

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» ФСИН России, подведомственная Министерству юстиции РФ, считается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовного наказания в отношении осужденных; содержанию лиц,-подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охрана и конвоирование; контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставляется отсрочка отбывания наказания. Основными задачами ФСИИ России являются:

• исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных и контроль за поведением условноосужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка;

• обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов лиц,содержащихся под стражей;

• обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасностилиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы;

• охрана и конвоирование содержащихся под стражей по установленным маршрутам, а также иностранных граждан и 'лицбез гражданства в случае их экстрадиции;

• создание осужденным и содержащимся под стражей условийсодержания, соответствующих нормам международного права;

• организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

• охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федеральногоагентства по здравоохранению и социальному развитию РФ,обеспечение безопасности находящихся на их территорияхлиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено при-,нудитеяьное лечение в указанных больницах1.

10.3.2. Федеральная служба судебных приставов

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердившим Положение о ней, подведомственная Министерству юстиции РФ Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России) считается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Основными задачами ФССП России являются:

• обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

• организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актовдругих органов, предусмотренных законодательством РФ;

• управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные ей территориальные органы и имеет следующие полномочия:

• применяет меры принудительного исполнения на основаниисоответствующего исполнительного документа в результатепроведенной оценки и учета и арестованного имущества;

• организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества, розыск должника (гражданина или организации), участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов государства в делах о банкротстве, атакже в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

• анализирует деятельность территориальных органов, создаети ведет банки данных о возбуждении исполнительного производства;

• организуетвсоответствиисзаконодательством РФпроизвод-ство дознания по уголовным делам об административных правонарушениях;

• осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов ифункции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы;

• ' разрабатывает меры по кадровому обеспечению, правовой и

социальной защите работников ФССП России;

• участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества.

ФССП России осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством РФ.

ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право: получать от органов государственной власти, местного самоуправления документы и иные материалы, привлекать для выработки решений специалистов и ученых, в том числе и на договорной основе, образовывать совещательные и контрольные органы, заключать гражданско-правовые договоры.

Органы юстиции — совокупное обозначение всех учреждений и ведомств Минюста России. Термин «юстиция» имеет латинское происхождение — в римской мифологии так звали богиню правосудия. Поэтому в правовой доктрине до сих пор под юстицией принято понимать: в организационном смысле — судебное ведомство, систему судебных учреждений; в процессуальном смысле — правосудие, вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Данное обстоятельство, казалось бы, позволяет усомниться в обоснованности использования термина «юстиция» применительно к органам власти исполнительной. Однако уяснение характера деятельности органов юстиции, как представляется, устраняет всякие сомнения. Для этого достаточно обратиться к компетенции Минюста России, возглавляющего систему соответствующих органов.

Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 1 Положения о Минюсте России).

Как видим, деятельность органов юстиции непосредственно направлена на создание условий для осуществления правосудия. Соответственно, отсутствие таковых породило бы неустранимые препятствия в процессе осуществления судопроизводства. Например, уголовный процесс не начнется до появления подсудимого, которого доставят в зал судебных заседаний сотрудники органов юстиции. Соответствующие уполномоченные сотрудники органов юстиции обеспечат безопасность судей и иных участников процесса. Если статус подсудимого трансформируется в статус осужденного, исполнять наказание будут также сотрудники органов юстиции. При этом участие органов юстиции в осуществлении судопроизводства может быть не только прямым, но и косвенным — адвокат обвиняемого в подтверждение своего статуса предъявит удостоверение, выданное опять-таки органом юстиции.

Тот факт, что руководство деятельностью Минюста России осуществляет непосредственно Президент РФ, представляется дополнительным аргументом в пользу того, что сфера деятельности органов юстиции не вписывается исключительно в сферу деятельности исполнительной власти, возглавляемой Правительством РФ. В то же время Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России, правовой статус которых рассмотрен ниже. Кроме того, Минюст России осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Иерархию территориальных органов юстиции возглавляют главные управления Минюста России по субъекту(субъектам)РФ: по Москве; Нижегородской области; Новосибирской области; Ростовской области; Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Свердловской области; по Ставропольскому краю; Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. К числу основных задач главных управлений Минюста России по субъекту (субъектам) РФ относится координация деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России, действующих в пределах федерального округа. В тех субъектах РФ, где не созданы главные управления Минюста России, функционируют управления Минюста России по соответствующему субъекту РФ.

Кроме того, при Минюсте России функционирует целый ряд функциональных учреждений:

— Российская правовая академия Минюста России (РПА);

— Федеральное государственное учреждение «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации» (ФГУ ГРП при Минюсте России);

— Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ);

— Федеральное государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Минюсте России (ФГУ «ФАПРИД»);

— Государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ при Минюсте России).

Российский федеральный центр судебной экспертизы возглавляет систему государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Минюста России, в которую входят также врсемь региональных центров судебной экспертизы (РЦСЭ) и 41 судебно-экспертная лаборатория (ЛСЭ). Основной задачей СЭУ является производство судебных экспертиз по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, таможенных, налоговых органов, иных должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз, а также проведение экспертных исследований по обращениям физических и юридических лиц. Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы курируемых судебно-экспертными лабораториями.


Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Деятельность

Правовые основы деятельности

Информационные и аналитические материалы

Открытое министерство

Историческая справка

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: