Что это за средство защиты нарушенного субъективного гражданского права административный иск

Обновлено: 24.04.2024

Миронова Юлия Владимировна, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России.

Хромова Алина Владимировна, курсант юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.

Статья рассматривает проблемы соотношения гражданского и административного иска. Авторы подчеркивают преемственность положений Кодекса административного судопроизводства РФ положениям Гражданского процессуального кодекса РФ, акцентируя внимание на невозможности наименования "административный иск" применительно к заявлению в процессе административного судопроизводства.

Ключевые слова: иск, административный процесс, гражданский процесс, предмет иска, основание иска.

Correlation of Civil and Administrative Claim: Theoretical Aspect

Yu.V. Mironova, A.V. Khromova

Mironova Yulia V., Lecturer of the Department of Civil and Legal Disciplines of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation.

Khromova Alina V., Cadet of the Law Faculty of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation.

The article considers problems of correlation of civil and administrative action. The authors emphasize the continuity of the provisions of the administrative procedure Code of the Russian Federation the provisions of the Civil procedure code, emphasizing the impossibility of the names "administrative action" in reference to the statement in the context of administrative proceedings.

Key words: lawsuit, administrative process, civil process, the subject of the claim, cause of action.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила гарантию на равную судебную защиту прав и свобод для всех граждан Российской Федерации, согласно которой "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". На основании указанного положения любое заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. Одним из наиболее распространенных видов подобного обращения является предъявление иска.

Гражданский иск - достаточно сложная категория, опосредованная природой и диспозитивным характером гражданского и гражданского процессуального права, чем и объясняется актуальность и дискуссионный характер его изучения. Однако наибольший интерес на сегодняшний день представляет исследование нового понятия "административный иск", появившегося в процессуальной науке сравнительно недавно, весной 2015 г.

Так, 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), большая часть норм которого была заимствована из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Впервые упоминание об административном иске встречается в КАС РФ в ст. 4, где указывается право любого лица с обращением в суд за защитой нарушенного права.

Исходя из хронологии появления в процессуальной науке категории иска нельзя не отметить, что изначально она возникла и развивалась в гражданском процессуальном праве и впоследствии была заимствована в административный процесс. Вследствие этого следует предположить, что административный иск должен сохранить в себе основные черты гражданского иска. Представляется интересным проанализировать эти понятия с позиции их сходства и различия.

В теории гражданского процессуального права понятие иска традиционно рассматривается как процессуальное средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса, присущее исковой форме защиты права . При этом нет единого мнения по поводу определения категории "иск". В юридической литературе существуют две точки зрения. Одни ученые считают, что иск необходимо рассматривать как единое понятие, имеющее материально-правовую и процессуальную стороны, другие, в свою очередь, утверждают о двух самостоятельных толкованиях иска: понятии иска в процессуальном и материально-правовом смыслах.

Как считает Г.Л. Осокина, неоднозначность, чрезмерная запутанность в истолковании термина "иск" и сопровождающих его категорий в свою пору вызвали у некоторых исследователей пессимизм во взглядах на проблему иска, отсутствие отчетливой и понятной перспективы в ее разрешении . Как выход из сформировавшегося положения, К.И. Юровой предлагалось в принципе отрешиться от использования термина "иск" и сопровождающей исковой терминологии .

Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М.: Норма, 2008. С. 499 - 500.
Юрова К.И. Проблемы понятия иска в гражданском процессе // Молодой ученый. 2014. N 14. С. 213 - 215.

В свою очередь, административный иск определяется в литературе как право гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его публичного правомочия .

В теории гражданского процессуального права иск состоит из двух элементов: предмета и основания. Один из аргументов мнения о том, что иск не может быть административным, это, собственно, предмет иска - часть иска, составляющая материально-правовое требование истца к ответчику. Для исковой формы защиты характерно наличие спора о субъективном материальном праве, следовательно, двух сторон этого спора с противоположными материально-правовыми интересами - истца и ответчика. Требование о защите нарушенного или оспариваемого субъективного материального права является истинно исковым требованием.

В административном же судопроизводстве исходя из понятия административного иска содержание напрямую зависит от того, какие действия обжалуются. Он может состоять в оспаривании решения органа власти, обжаловании действий должностных лиц или действий судебного пристава исполнителя. В каждом из перечисленных случаев нет ни намека на материально-правовой интерес, т.е. в административном иске нет материально-правового требования истца к ответчику. Следовательно, предмета иска как такового нет.

Кроме того, вводится понятие "коллективный административный иск граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц" , чего нет в гражданском судопроизводстве. Согласно КАС РФ дела данного вида должны рассматриваться в тех случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц посредством подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему . Данную форму защиты прав граждан логичнее было бы назвать коллективной жалобой на действия, решения органов (должностных лиц), чем коллективным административным иском (по основанию, приведенному нами выше).

Вторым элементом иска является его основание, которое, в свою очередь, состоит из следующих фактов: правопроизводящих (из них вытекает требование истца), факты активной (связь материально-правового требования с истцом) и пассивной легитимации (факты-требования, связанные с ответчиком) и факты повода к иску (указывают на связь определенной обязанности с ответчиком). Если в гражданском судопроизводстве понятно, откуда берутся данные факты, то как характеризовать основание административного иска?

Так, правопроизводящими фактами в гражданском судопроизводстве выступают, к примеру, по иску об обращении взыскания на заложенное имущество наличие кредитного обязательства, наличие залогового обязательства, исполнение кредитором своих обязательств перед заемщиком, надлежащее содержание и оформление указанных договоров. Что считать правообразующим фактом в административном иске, если требование истца не основывается на договоре, соглашении или иной форме договоренности, которая бы предусматривала возникновение тех или иных правоотношений? В большинстве случаев требование истца, состоящее в защите его нарушенных прав, образуют его естественные права. Такое же несоответствие возникает в следующих двух фактах.

Факты активной и пассивной легитимации отражают связь истца с ответчиком и обусловливают существование института замены ненадлежащего ответчика. Так, наличие гражданского правоотношения по иску о взыскании долга позволяет с достаточной определенностью установить факты как активной, так и пассивной легитимации . В административном судопроизводстве, как правило, истец подает исковое заявление на должностное лицо (орган, который непосредственно нарушил его права), соответственно, ни о какой замене речи быть не может. Доказательство связи между истцом и ответчиком не требуется.

По основанию единственный схожий элемент доказывания - это факт нарушения права. На основании закона в административном процессе не нужно доказывать то, что гражданину принадлежит право, и не нужно доказывать, что должностное лицо обязано его соблюдать. Данные положения логично вытекают из нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с обжалуемыми действиями.

К фактам повода к иску относятся обстоятельства, которые указывают на то, что субъективное материальное право или охраняемый законом интерес истца утрачивает определенность в силу их нарушения или оспаривания другими лицами, т.е. факты, например, свидетельствующие о наступлении срока исполнения обязательств и неисполнении таковых . Как уже было указано ранее, ни о каком материальном праве в административном производстве речь не идет.

Кроме того, стоит отметить немаловажный факт. В административном процессе отсутствует требование представить суду доказательства, что были исчерпаны все возможности для рассмотрения данного заявления вне суда, что является обязательным в гражданском процессе при рассмотрении иска.

Еще одним сложным понятием является право на иск, имеющее две стороны: материально-правовую и процессуально-правовую.

С нарушением материального субъективного права в публичных правоотношениях у заинтересованного лица появляется право на административный иск как один из правомочий субъективного материального права. Способом реализации этого права является обращение заинтересованного лица с иском в суд, который в установленном порядке рассматривает требование истца и дает ответ в виде судебного решения. Материально-правовая сторона права на иск - это право на его удовлетворение. Административное процессуальное право определяет процессуальную сторону права на иск как право на предъявление иска в отношении публичных правоотношений.

Таким образом, основываясь на аргументах, приведенных нами в данной статье, мы считаем, что формулировка "административный иск" является ошибочной правовой категорией, неразумно введенной законодателем, т.к. сущность и природа иска не предполагают его использование в делах, возникающих из публичных правоотношений. В связи с этим предлагаем заменить формулировку "административный иск" на "административное заявление". При этом указанные изменения логичным образом повлекут за собой и изменения в наименовании сторон с административного истца и административного ответчика на заявителя и заинтересованное лицо.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. 01.04.2015 ООО «Каргосок» заключило с Департаментом природных ресурсов Томской области договор о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий сроком на 5 лет. В июле 2015 года ООО «Каргосок» получило уведомление Департамента о прекращении действия заключенного договора в связи с принятием областного закона «Об охране и использовании охотничьих ресурсов на территории Томской области», которым ранее заключенные договоры признавались недействующими с 01.06. .2014 в случает отказа от переоформления договоров в соответствии с нормами вновь принятого областного закона. ООО «Каргосок» обратилось в суд с административным иском о признании областного закона недействующим в части положения об обязательном переоформлении ранее заключенных договоров.

Какое решение должен принять суд? Что это за средство защиты нарушенного субъективного гражданского права - административный иск?

Ответы на вопрос:

Задачи для студентов решаются на платной основе.

Вы можете обратиться к любому юристу на сайте.

Похожие вопросы

Помогите решить задачу по ГП

№1. 01.04.2015 ООО «Каргасок» заключило с Департаментом природных ресурсов Томской области договор о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий сроком на 5 лет. В июле 2015 года ООО «Каргасок» получило уведомление Департамента о прекращении действия заключенного договора в связи с принятием областного закона «Об охране и использовании охотничьих ресурсов на территории Томской области», которым ранее заключенные договоры признавались недействующими с 01.06.2014 в случает отказа от переоформления договоров в соответствии с нормами вновь принятого областного закона.

ООО «Каргосок» обратилось в суд с административным иском о признании областного закона недействующим в части положения об обязательном переоформлении ранее заключенных договоров.

Какое решение должен принять суд? Что это за средство защиты нарушенного субъективного гражданского права – административный иск? Решая задачу, студент должен четко уяснить, являются ли областные, республиканские (республик, входящих в состав РФ в качестве субъектов РФ) законы источником гражданского права, могут ли нормы областных, республиканских законов регулировать отношения, входящие в предмет гражданского права, и в частности, отношения, связанные с использованием охотничьих угодий?

№1. 01.04.2015 ООО «Каргасок» заключило с Департаментом природных ресурсов Томской области договор о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий сроком на 5 лет. В июле 2015 года ООО «Каргасок» получило уведомление Департамента о прекращении действия заключенного договора в связи с принятием областного закона «Об охране и использовании охотничьих ресурсов на территории Томской области», которым ранее заключенные договоры признавались недействующими с 01.06.2014 в случает отказа от переоформления договоров в соответствии с нормами вновь принятого областного закона.

ООО «Каргосок» обратилось в суд с административным иском о признании областного закона недействующим в части положения об обязательном переоформлении ранее заключенных договоров.

Какое решение должен принять суд? Что это за средство защиты нарушенного субъективного гражданского права – административный иск? Решая задачу, студент должен четко уяснить, являются ли областные, республиканские (республик, входящих в состав РФ в качестве субъектов РФ) законы источником гражданского права, могут ли нормы областных, республиканских законов регулировать отношения, входящие в предмет гражданского права, и в частности, отношения, связанные с использованием охотничьих угодий?

Ответы на вопрос:

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений».

КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции. В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.

Кроме того, на основании ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.

Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Рассматриваются вопросы административного иска как новой процессуальной формы защиты права в публичных правоотношениях. Приводятся основные точки зрения на природу искового производства в гражданском судопроизводстве и возможность их применения в административном процессе. Поднимается вопрос существования и применения административного иска как самостоятельной формы защиты права, рассматриваются материально-правовая и процессуально-правовая стороны административного иска, наличие спора о праве в данном судопроизводстве.

Ключевые слова: иск, административный иск, административное судопроизводство, публичные правоотношения, субъективные права, административный истец.

Yakovleva A.P.

ORCID: 0000-0002-9869-0411, PhD in Jurisprudence, The Volga Institute of management named P. A. Stolypin — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Ranepa) under the President of the Russian Federation in Saratov

TO THE ISSUE OF AN ADMINISTRATIVE CLAIM AS A FORM OF PROTECTION OF THE RIGHT

Abstract

Discusses issues administrative claim as new procedural forms of protection of rights in public legal relations. The main point of view on the nature of action proceedings in civil proceedings and the possibility of their application in the administrative process. It raises the question of the existence and application of administrative action as an independent form of rights protection, considers the substantive and procedural law by administrative action, the existence of a dispute on the law in this proceedings.

Keywords: lawsuit, administrative lawsuit, administrative legal proceedings, public legal relations, subjective rights, administrative plaintiff.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Данное право может быть реализовано путем административного судопроизводства, которое предусмотрено ст. 118 Конституции РФ.

Несмотря на то, что данное судопроизводство нашло конституционное закрепление с 1993 года, говорить о нем в полной мере можно только с принятием и ведением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Публично-правовое производство, которое регламентировалось Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ), устанавливало порядок обжалования решений, действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих. Данный вид гражданского судопроизводства не являлся административным судопроизводством. В литературе высказывались мнения о необходимости становления административной юрисдикции, которая должна включать в себя дела по жалобам на органы государственной власти и местного самоуправления, привлечение в административной ответственности и наложение мер административного принуждения [1, С. 16].

Но законодатель пошел по иному пути. КАС РФ предусматривает спектр дел, которые поделены на две большие группы: а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; б) административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ст. 1 КАС РФ). Таким образом, новым процессуальным кодексом предусмотрены обжалование (в широком смысле этого слова) действия государственных органов и органов местного самоуправления и судебный контроль при реализации публичных и властных полномочий в отношении граждан и юридических лиц.

В этой связи возникает вопрос, в какой форме реализуются данные процессуальные гарантии?

Современное административное судопроизводство соединяет в себе два глобальных процессуальных института, синтез которых до недавнего времени (по крайней мере, законодательно) не допускался. Речь идет о соединении исковой формы защиты с публично-правовым производством. Гражданское процессуальное законодательство разделяло исковое производство, как производство по защите гражданских, семейных, трудовых, жилищных и т.д. прав, и не исковые: публично-правовое и особое производства, которые не являются исковыми. В настоящее же время в соответствии с действующим КАС РФ защита интересов в сфере публичных правоотношений возможна путем предъявления административного иска.

В науке гражданского процессуального права, включая историю ее развития, достаточно распространена точка зрения о том, что посредством иска защищаются только субъективные гражданские права. Например, К.Д. Кавелин говорил в свое время, что формальная сторона исков основывается на гражданском праве, и подразделял иски на вещные, обязательственные и личные [2, С. 420]. С.Н. Абрамов связывал иск с защитой субъективных гражданских прав или законных интересов [3, С. 422]. М.А. Гурвич отмечал, что предъявить иск – значит обратиться в суд за защитой гражданского права или охраняемого законом интереса [4, С. 451].

Так же есть и иная точка зрения, которая основывается на том, что иск является защитой не только субъективного гражданского права, но и также и других субъективных прав, включая административные правоотношения [5, С. 708]. Г.Л. Осокина говорит о том, что защита права или законного интереса против его нарушения – вот то, что позволяет рассматривать гражданский, уголовный (обвинение) и административный иски как одноплановые процессуальные явления, как разновидности единого родового понятия иска, выступающего в качестве универсального правового инструмента по приведению в движение судебной машины с целью защиты нарушенных или оспоренных прав либо законных интересов [6].

Исходя из сущности иска, основанной на том, что иск не возможен без наличия требования к суду о защите нарушенного или оспоренного права, нельзя не отметить, что данное требование и обращения к суду возможно не только при нарушении субъективных гражданских прав в широком смысле. Обращение к суду возможно и при нарушении или угрозе нарушения в сфере публичных правоотношений. Административный истец обращается в суд за защитой не субъективных гражданских прав, а за защитой прав, затрагиваемых в публичных правоотношениях. Поэтому совершенно очевидно, что иск выступает здесь как универсальное средство защиты не только в сфере гражданских, но и публичных интересов.

Еще одна специфика иска заключается в том, что он является многоплановой категорией, которая содержит в себе не только процессуальную (обращение к суду), но и материально-правовую сторону.

Эта многоплановость поднимает вопрос о наличии спора между истцом и ответчиком, и в первую очередь наличие спора в сфере защиты публичных правоотношений. Вопрос о наличии спора о праве давно является дискуссионным. Существует точка зрения о том, что спор о праве является общей чертой, характеризующей дела как искового производства, так и возникающие из публичных правоотношений [7, С. 310].

До принятия и введения в действие КАС РФ в ч. 3 ст. 247 ГПК РФ было четко обозначено, что если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, то заявление должно быть оставлено без движения, а заявителю разъяснялось право обратиться в суд с исковым заявлением. Таким образом, законодатель напрямую связывал понятие спора с исковым производством и отрицал его существование в публичных правоотношениях.

Безусловно, гражданско-правовой спор по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, отсутствует, но все ли бесспорно? Или же мы должны говорить о некоем конфликте интересов, не называя его спором?

В соответствии с Логическим словарем-справочником конфликт – это столкновение противоположных сторон, взглядов, мнений, стремлений, интересов, сил; разногласие, серьезный спор, чреватый далеко идущими осложнениями. Спор согласно тому же источнику – доказательство истинности чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника [8, С. 263, 565]. Таким образом, и конфликт, и спор близки по значению, речь идет о противоположных взглядах, мнениях, отстаивании своей позиции. Мы полагаем, что в административном судопроизводстве имеется конфликт и противоположность интересов сторон, вызывающие спор и обращение в суд. Поэтому можно говорить о специфической черте иска – наличии спора о праве в отношении административного иска, которому присущи те же черты.

Это подтверждается и действующим законодательством, где нет четкого разграничения по признаку наличия спора. В соответствии со ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе в порядке гражданского или уголовного судопроизводства, либо арбитражным судом. Следовательно, в административном исковом заявлении может присутствовать спор, однако он должен подлежать рассмотрению в порядке административного судопроизводства, т.е. затрагивать сферу публичных правоотношений.

Таким образом полагаем, что административный иск является формой защиты права в сфере нарушенных или оспариваемых публичных прав, обладающий отличительными признаками иска как универсального средства защиты права.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Торопов Алексей Владимирович, адвокат, председатель коллегии адвокатов "Линия права".

Авторский подход к административному иску выражается в постановке проблемы административного иска как процессуального средства судебной защиты субъективных публичных прав. В статье рассматриваются особенности исковой формы производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, выделяются основные отличительные признаки административного иска.

Ключевые слова: административный иск, административная юстиция, административное судопроизводство.

Administrative claim as a means of procedure of public protection of subjective rights

Author's approach to the administrative claim is expressed in the statement of the problem as an administrative claim of procedural remedies subjective public rights. The article discusses the features of the statute forms of the cases arising from administrative and other public relations, highlights the main features of the administrative claim.

Key words: administrative action, administrative justice, administrative proceedings.

В настоящее время рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах осуществляется в неисковом производстве на основании заявления заинтересованного лица (ст. 247 ГПК РФ и ст. 189 АПК РФ).

Вместе с тем дискуссия относительно возможности использования иска как средства судебной защиты публичных прав в отечественной юридической науке ведется довольно давно. Еще в начале XX в. рядом ученых высказывались мнения о необходимости защиты субъективных публичных прав посредством иска. В частности, А.М. Кулишер, основываясь на зарубежном опыте, полагал, что полноценная защита этих прав может быть осуществлена только "путем иска о восстановлении нарушенного права, путем возбуждения частным лицом против власти как стороны процесса о праве публичном, осуществляемого в судебно-состязательном либо более или менее близком к нему порядке" .

Кулишер А.М. Защита субъективных публичных прав посредством иска // Юридический вестник. 1913. Кн. IV. С. 3.

Признание правового характера отношений гражданина к государству, - писал А.М. Кулишер, - установление средств защиты субъективных публичных прав и, в частности, средств исковых, расширение этих средств, пока пределы их не совпадут с пределами самих этих прав, пока они не покроют всех возможных случаев правонарушений, - такова не только логика идей, но и логика истории .

Кулишер А.М. Указ. соч. С. 48.

Позднее, в советский период, В.А. Патюлин, рассматривая проблему защиты прав граждан, отмечал, что любая свобода, любое право, провозглашенные в Конституции, могут считаться с юридической точки зрения гарантированными и фактически осуществимыми лишь при условии, если в текущем законодательстве закреплены правовые средства их реализации и если их нарушение дает гражданину право на судебный иск или иные предусмотренные законом пути восстановления нарушенного права .

Патюлин В.А. Охранительный механизм в правовой системе социализма. Красноярск, 1989. С. 43.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации, и их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). В условиях совершенствования правовой системы и развития правового государства субъективные публичные права и публично-правовые интересы требуют новых эффективных процессуальных средств защиты. Административная юстиция, отмечает профессор И.В. Панова, как система разрешения споров между частными и публичными субъектами нуждается в совершенствовании порядка рассмотрения административных дел как в части выработки и соблюдения надлежащих правил рассмотрения различных жалоб, вопросов административными органами, так и в части развития административного судопроизводства . Проект Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) предусматривает введение в российское законодательство и правоприменительную практику исковой формы производства по отдельным категориям дел, возникающим из публичных правоотношений.

Юридическая конструкция иска является универсальным процессуальным средством защиты права в том числе и в сфере публичных правоотношений. Как отмечает Г.Л. Осокина: "Защита права или законного интереса против его нарушения - вот то, что позволяет рассматривать гражданский, уголовный (обвинение) и административный иски как одноплановые процессуальные явления, как разновидности единого родового понятия иска, выступающего в качестве универсального правового инструмента по приведению в действие судебной машины с целью защиты нарушенных или оспоренных прав либо законных интересов" .

Осокина Г.Л. Иск (теория и практика). М.: Городец, 2000. С. 45.

Административному иску, безусловно, присущи общие признаки искового производства, характерные в том числе и для гражданского иска, к которым традиционно относят: наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска; наличие спора о субъективном праве; наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде .

Учебник "Гражданский процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2007 (2-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2003. С. 217.

Однако публичные правоотношения имеют существенные различия с гражданскими (частными) правоотношениями, в связи с чем административный иск несет в себе ряд исключительных, присущих только ему признаков. В первую очередь различие прослеживается в предмете исковой защиты. Предметом административного иска является требование о защите публичных прав. Административный иск возникает из спорных административных либо иных публичных правоотношений и является средством защиты субъективных публичных прав или охраняемых законом интересов субъектов публичных правоотношений. В рамках же гражданского и арбитражного судопроизводств иск является всегда средством защиты частного права.

В административных и иных публичных правоотношениях отсутствует, в силу их "вертикального" построения, присущее гражданско-правовым отношениям равенство его участников. Г.Л. Осокина указывает, что административный иск в отличие от гражданского представляет собой требование о защите субъективных прав и интересов субъектов вертикальных (публично-правовых) отношений. Данное обстоятельство обусловливает процессуальные особенности двух разновидностей искового судопроизводства: административного, т.е. производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений; и гражданского, т.е. производства по делам, возникающим из частноправовых отношений .

Осокина Г.Л. Указ. соч. С. 60.

В то же время выяснение специфики спора о праве административном, в частности определения его границ и юридической природы, применения термина "публично-правовой спор" , имеет непринципиальный характер. Безусловно, в предмет разбирательства в рамках административной юстиции включаются не только споры административно-правовые, но и иные публично-правовые споры . Так, А.Г. Кучерена включает в понятие административного спора споры, возникающие из конституционных, финансовых, налоговых, таможенных и иных публично-правовых отношений . Не стоит искать ответа на эти вопросы, становясь на путь понятийных споров. Ясно, что "административно-правовой спор" чаще используется для обозначения, чем "публично-правовой спор", хотя и подобное понятие встречается не так уж и редко.

См.: Салищева Н.Г. О некоторых теоретических вопросах административного процесса на современном этапе развития российской правовой системы // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти д.ю.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ В.Д. Сорокина (5 марта 2010 г.): В 2 ч. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2010. Ч. 1. С. 28.
Гречкина О.В. Административная юрисдикция в сфере таможенного регулирования: проблемы теории и практики: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 43 - 44.
См.: Кучерена А.Г. Административная юстиция в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. . к.ю.н. М., 1998. С. 23 - 24.

Таким образом, основания возникновения спора - публичные правоотношения определяют способы защиты нарушенных или оспариваемых публичных прав, а также и процессуальные особенности рассмотрения и разрешения административных исков. Это очевидно следует из особого субъектного состава административного искового производства, проявляется в особенностях доказывания по данной категории дел, отражается в специфике судебного решения по существу административного спора.

Судебная защита публичного права связана с разрешением судом публично-правового спора, одной из сторон которого всегда является публичная власть и которая всегда имеет возможность определенным образом воздействовать на участника публичных правоотношений, не наделенного властно-публичной компетенцией (гражданин либо организация). Таким образом, для разрешения публично-правового спора важно, чтобы участники публичных правоотношений, не обладающие властно-публичной компетенцией, выступали равноправной стороной процесса.

Фактическое неравенство субъектов административно-правовых отношений компенсируется в административном судопроизводстве возложением обязанности доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия). Указанные императивные требования не противоречат сути исковой формы, поскольку не исключают состязательность процесса и направлены на реализацию принципа равенства сторон в отношении участников административного судопроизводства, не наделенных властно-публичной компетенцией.

Рассматривая особенности искового производства, А.А. Добровольский связывал суть исковой формы защиты права с предоставлением сторонам процесса процессуальных гарантий, которые обеспечиваются в силу закона при разрешении возникшего спора о праве . Уже отмечалось, что неисковое производство, являясь только средством осуществления судебного контроля за деятельностью органов власти, путем проверки правомерности действий и решений властных органов не достигает цели административного судопроизводства. В этом случае, как отмечает Н.В. Сухарева, "в процессе разбирательства и принятия судебным органом решения по делу выясняется только один вопрос: является рассматриваемое решение органа исполнительной власти законным или незаконным?" . Вместе с тем, как указывал профессор В.А. Рязановский, задачей суда является установить право, в случае надобности охранить от нарушения и осуществить его. Право, которое должен установить суд, может быть различным: субъективное гражданское право, субъективное публичное право, право государства на наказание - вследствие этого в зависимости от содержания и свойства материальных прав должны быть проведены и известные различия в организации процесса, но задача суда во всех указанных случаях остается одной и той же . В этой связи предмет административного иска не может быть органичен требованием к суду только о проверке законности решений, действий (бездействия) органа публичной власти. Для того чтобы субъективное публичное право получило действительно надлежащую защиту, суду недостаточно констатировать незаконность решения либо действия органа публичной власти, требуется восстановить нарушенное публичное право.

Добровольский А.А. Исковая форма защиты права (основные вопросы учения об иске). М., 1965.
Сухарева Н.В. Вопросы развития административно-процессуального законодательства // Административное право и процесс. 2009. N 4. С. 2 - 7.
Рязановский В.А. Единство процесса. М.: Городец, 1996. С. 33.

Предлагаемые проектом Кодекса административного судопроизводства требования к содержанию резолютивной части решения по административным делам об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными полномочиями, в значительной мере отвечают целям административного искового производства и направлены на восстановление нарушенных публичных прав.

Так, помимо указания в резолютивной части решения на признание оспоренных решений, действий (бездействия), не соответствующих нормативным правовым актам и нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца, суд, в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов либо препятствий к их осуществлению, указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенных действий либо необходимость устранения иным способом допущенных нарушений (ст. 229 КАС).

Являясь эффективным средством защиты субъективных публичных прав, процессуальная модель административного иска позволяет сторонам административного искового производства свободно распоряжаться процессуальными правами, включая реализацию права на предъявление административного иска, выбор вида административного иска, отказ от административного иска, изменение оснований или предмета иска; предъявление встречного иска, заключение мирового соглашения, обжалование вынесенного по иску решения. В этом проявляется диспозитивность административного искового производства, характеризующаяся свободой распоряжения участниками административного судопроизводства своими процессуальными правами.

Проводя анализ процессуальной модели административного иска, можно выделить следующие отличительные признаки административного иска:

Во-первых, с помощью административного иска обеспечивается защита субъективных публичных прав и законных интересов участников публичных правоотношений. Из содержания административного иска должно следовать, что существует публично-правовой спор, обращающееся с иском лицо обладает субъективным публичным правом и полагает это право нарушенным.

Во-вторых, целью административного иска является судебная защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права или законного интереса участника публичного правоотношения. Требования, изложенные в административном исковом заявлении, связаны не только с оспариванием законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) властных органов, но и с запрещением определенных действий или возложением обязанности по совершению действий в интересах административного истца.

В-третьих, стороной административного иска всегда является лицо, обладающее властно-публичной компетенцией (орган, организация, должностное лицо). При этом властный субъект может выступать как инициатором возбуждения административного искового производства - административным истцом, так и лицом, к которому предъявлено требование о защите субъективного публичного права либо нарушенного законного интереса - административным ответчиком.

В-четвертых, использование судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении спора, заявленного административным иском, учитывающих фактическое неравенство субъектов административно-правовых отношений и предусматривающих в том числе особенности доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Использование процессуальной модели административного иска позволит создать действенный механизм судебной защиты субъективных публичных прав граждан и организаций и будет способствовать повышению эффективности административного судопроизводства.

Литература

Учебник "Гражданский процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2007 (2-е издание, переработанное и дополненное).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: