Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права

Обновлено: 29.04.2024

Около двенадцати тысяч лет назад на Земле начался процесс «неолитической революции», суть которой заключалась в переходе от присваивающей экономики, основанной на использовании природных ресурсов (рыболовство, охота, собирательство), к производящей экономике (скотоводство, земледелие). Это способствовало росту производительности труда и появлению определенного избытка продукта, что в дальнейшем вело к накоплению богатства. Постепенно как особый род деятельности появилось ремесло. В результате выделились слои населения, непосредственно не участвующие в производственном процессе, — торговцы и профессиональные управленцы. Следствием этих процессов было имущественное расслоение населения и появление социального неравенства.

Таким образом, рост производительности труда способствовал появлению частной собственности, которая, в свою очередь, приводила к материальной самостоятельности и обособленности отдельных членов рода (семей). Экономической самостоятельности семьи способствовал и постепенный переход от группового брака к моногамному. Муж, глава семьи, стремился закрепить богатство за собой и своими детьми. Таким образом, имущественная обособленность сосредоточивалась в рамках отдельной семьи.

В этих условиях первобытная организация власти, которая основывалась на общем авторитете, уже не была способна обеспечивать управление процессами, происходящими внутри рода и племени. В период разложения родового строя индивидуальные и общие интересы уже не совпадали. Органы первобытного строя постепенно перерождались в органы «военной демократии», приспособленные для ведения войн с соседними племенами и навязывания воли богатых членов рода своим сородичам.

Первым признаком, по которому можно судить о государственно-организованном обществе, является возникновение власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. Для этой власти характерны следующие признаки:

- она защищает интересы меньшинства;

- не сливается с обществом, а отделена от него, точнее, стоит над обществом;

- обладает признаком публичности (не совпадая с интересами общества, она, тем не менее, выступает от его имени);

- имеет особый аппарат осуществления публичной власти (аппарат управления и аппарат принуждения и защиты общества);

- регулирует общественные отношения при помощи правовых предписаний.

С возникновением государства расширяется диапазон социальных регуляторов. Появляется специфический регулятор, который не был присущ первобытному обществу, — право. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть, а также обеспечивает реализацию принятых решений.

С разложением первобытного общества возникло социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Передача общего достояния общины в руки отдельных ее членов не могла быть справедливой для большинства людей. Формирующийся аппарат новой государственной власти стал в качестве общеобязательных регуляторов использовать отдельные обычаи, обеспечивая их выполнение принудительной силой. Так возник правовой обычай — переходная форма к правовым регуляторам. Но потребность в более совершенных источниках права, которые могли бы успеть за темпами развития общества, в конце концов, привела к таким формам закрепления норм, как закон, юридический прецедент, нормативный договор.

Классовая (формационная) теория и теория насилия о происхождении государства и права.

Классовая (марксистская) теория создана К.Марксом и Ф.Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и государства"), поддерживалась и развивалась В.И.Лениным. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход, она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом, за основу классовой теории взята экономическая теория. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12 тыс. лет назад и продолжался - у разных народов - несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала "мягкие" цветные металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации[99].

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Они последовательно обобщены в книге Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров[100].

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV- III тысячелетии до н.э. земледелия, позволяющего собирать невероятно высокие урожаи зерновых в районах Ближнего Востока и Древнего Египта. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. - I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры[101].

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, способствовавший накоплению новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых"[102].

Здесь, однако, следует уточнить, что далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов- государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен[103]. Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом[104]. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства - скота, орудий земледелия и продуктов нового производства - становится основной работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей)[105]. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровнородственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Г орном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь, вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего "идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

40. Появление политической сыскной полиции

40. Появление политической сыскной полиции Попытка организовать политический сыск была предпринята Петром Первым: он использовал в качестве органа политической полиции Преображенский приказ, расположенный в Москве, и Тайную канцелярию в Петербурге.При наследниках

§ 1.1 Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества

§ 1.1 Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства Родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом X УК РФ, следует считать совокупность (систему) общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной

101. Преступления против конституционного строя и безопасности государства

101. Преступления против конституционного строя и безопасности государства Преступления против конституционного строя и безопасности государства – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 29 УК РФ, причиняющие существенный вред основам

Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации

Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации

Тема 16 Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Тема 16 Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 1. Государственная измена Объект преступления — внешняя безопасность государства, то есть защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на

Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства СТАТЬЯ 275. Государственная изменаГосударственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо

29. Появление понятия юридического лица

29. Появление понятия юридического лица В римском праве формально не существовало понятия «юридическое лицо», которое как особый субъект противопоставляется лицу физическому. В Законах XII таблиц упоминаются корпорации ремесленников, религиозные корпорации, фактически

25. Неожиданное появление инспектора

25. Неожиданное появление инспектора Я в душу вам?! Но я же не доплюну!… ВишневскийИнспектора любят прятаться. Не даром место их дислокации называют не иначе как «засада».Вы едите, ни о чем не подозреваете, ничего не нарушаете, и вдруг взмах жезла, это вам приказ

К главе 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»

К главе 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 декабря 1988 г. № 17 «О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного

Разложение абсолютной монархии

Разложение абсолютной монархии К началу XX в. Китай сохранил практически неизменным сложившийся в XVII — начале XVIII в., после маньчжурского завоевания, государственный и социально-правовой строй. Империя Цин (по имени правящей с 1644 г. маньчжурской династии) была

П. Происхождение древнерусского общинного землевладения

П. Происхождение древнерусского общинного землевладения Существование общинного землевладения в Московской Руси XIV–XVII вв. не подвергается сомнению никем (или почти никем).Почти единогласное мнение господствует и по вопросам о древнейшем доисторическом бытии общин

Появление миллионера

Появление миллионера В АЖУР они позвонили на следующий день после совещания в прокуратуре. Преступник был ошарашен, что трубку взял не Константинов, а неизвестный человек. На то и был расчет. К тому же у Лебедева был опыт ведения переговоров (хоть и иного плана). Он хотел

Около двенадцати тысяч лет назад на Земле начался процесс «неолитической революции», суть которой заключалась в переходе от присваивающей экономики, основанной на использовании природных ресурсов (рыболовство, охота, собирательство), к производящей экономике (скотоводство, земледелие). Это способствовало росту производительности труда и появлению определенного избытка продукта, что в дальнейшем вело к накоплению богатства. Постепенно как особый род деятельности появилось ремесло. В результате выделились слои населения, непосредственно не участвующие в производственном'процессе, — торговцы и профессиональные управленцы. Следствием этих процессов было имущественное расслоение населения и появление социального неравенства.

Таким образом, рост производительности труда способствовал появлению частной собственности, которая, в свою очередь, приводила к материальной самостоятельности и обособленности отдельных членов рода (семей). Экономической самостоятельности семьи способствовал и постепенный переход от группового брака к моногамному. Муж, глава семьи, стремился закрепить богатство за собой и своими детьми. Таким образом, имущественная обособленность сосредоточивалась в рамках отдельной семьи.

В этих условиях первобытная организация власти, которая основывалась на общем авторитете, уже не была способна обеспечивать управление процессами, происходящими внутри рода и племени. В период разложения родового строя индивидуальные и общие интересы уже не совпадали. Органы первобытного строя постепенно перерождались в органы «военной демократии», приспособленные для ведения войн с соседними племенами и навязывания воли богатых членов рода своим сородичам.

Первым признаком, по которому можно судить о государственно-организованном обществе, является возникновение власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. Для этой власти характерны следующие признаки:
- она защищает интересы меньшинства;
- не сливается с обществом, а отделена от него, точнее, стоит над обществом;
- обладает признаком публичности (не совпадая с интересами общества, она, тем не менее, выступает от его имени);
- имеет особый аппарат осуществления публичной власти (аппарат управления и аппарат принуждения и защиты общества);
- регулирует общественные отношения при помощи правовых предписаний.

С возникновением государства расширяется диапазон социальных регуляторов. Появляется специфический регулятор, который не был присущ первобытному обществу, — право. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть, а также обеспечивает реализацию принятых решений.

С разложением первобытного общества возникло социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Передача общего достояния общины в руки отдельных ее членов не могла быть справедливой для большинства людей. Формирующийся аппарат новой государственной власти стал в качестве общеобязательных регуляторов использовать отдельные обычаи, обеспечивая их выполнение принудительной силой. Так возник правовой обычай — переходная форма к правовым регуляторам. Но потребность в более совершенных источниках права, которые могли бы успеть за темпами развития общества, в конце концов, привела к таким формам закрепления норм, как закон, юридический прецедент, нормативный договор.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Возникновение государственности в Европе (Афины, Рим, государственность германцев и славян). Общие закономерности и особенности.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на: скот, рабов. Древние Афины. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников.

Трения между наследственной аристократией и массами, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано.

Афинское государство возникало непосредственно и, прежде всего, из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая част собственность стала фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. Это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности.

В Древней Спарте особенности возникновения государства- спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами-илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя.

В Риме процесс формирования классов и гос-ва в силу ряда причин тормозился и переходный к гос-ву период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип - всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. В результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. Необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

Процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.

Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа — Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению количественной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Завоевание франками значительных территорий Римской империи со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование гос-ва раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи.

Особенности возникновения государства у славян: переход от первобытнообщинного строя к феодализму, а не к рабовладению. Развитие производительных сил достигло ступени, когда возможно существование рабов и рабовладельцев, а усовершенствованные орудия труда уже не допускали применения труда рабов, так как раб не заинтересован в своем труде, а крестьянин заинтересован. Сначала рабовладение у славян было еще невозможно, а потом уже невозможно.

Гос-во возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Происходит совершенствование экономики, укрупнение организационных структур общества, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.

Пути возникновения государства зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном счете приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Основные причины появления гос-ва, необходимость:

-совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением (с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами.

-организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей.

-подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.

-поддержания в обществе порядка, социальную устойчивость общества.

-ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость подавления эксплуатируемых классов.

Ответ на вопрос № 6

Древние Афины. Это классическая, или чистая, форма возникновения государства, являвшаяся в значительной мере типичным примером образования государства вообще. Государство здесь возникает вследствие внутренних противоречий, зародившихся внутри родового строя, без влияния каких-либо внешних факторов. Три обстоятельства повлияли при этом на окончательное разложение родового строя. Во-первых, это реформы Драконта, направленные на: а) ограничение самоуправства правящей знати; б) урегулирование личных распрей и ограничение в связи с этим древнего права кровной мести и в) защиту утверждающейся частной собственности. Во-вторых, реформы Солона, важнейшей из которых явилось разделение всего населения в зависимости от имущественного положения на три разряда. Тем самым сделана была серьезная попытка подорвать самые основы родового строя. В-третьих, реформы Клисфена (509 г. до н.э.), учредившие взамен родоплеменного деления населения территориальное устройство (раздел всей Аттики на 10 территориальных племен-фил), и последовавшие за этим политические преобразования, которые довершили создание афинского государства.

Древний Рим. На образование государства в Древнем Риме существенное влияние оказала ожесточенная борьба между римской родовой знатью (патрициями) и плебеями (лично свободными людьми, стоящими вне римских родов). Борьба между ними в конечном счете взорвала родовой строй, и на его развалинах возникает уникальное в своем роде государство. До середины VI в. до н.э. плебеи считались чужеродным элементом и, по существу, не обладали политической правоспособностью, а вследствие этого не могли приобрести право собственности на землю. Борьба патрициев и плебеев занимает весь догосударственный период истории Рима. Важным событием в этой связи была реформа Сервия Туллия, шестого римского царя. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ (трибу). Учреждено было 4 городских и 17 сельских триб, состоящих из гентильных и соседских общин, в которых жили как плебеи, так и патриции. Таким образом, Сервий, Туллий перемешал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен. Впоследствии законодательство Рима последовательно закрепляет усиливавшиеся притязания плебеев. В законах XII таблиц закрепляется их правовое положение. Далее римское законодательство признает законность браков плебеев с патрициями (444 г. до н. э.); допускает выбор плебеев в состав жреческих коллегий (300 г. до н.э.) и т.д. Удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества: сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает, и в начале III в. до н.э. Рим предстает сильным и монолитным государством. Таким образом, для античных государств характерно то, что их становление происходило через последовательное разложение родового строя в процессе перехода от коллективной к частной собственности на землю.

Германия. Государства Западной и Восточной Европы возникают в процессе разложения первобытной родовой реорганизации власти как государства феодального типа. Государства этой группы относят к так называемым вторичным государствам: унаследовав черты первичных государств, в частности Римской империи, они в то же время несли на себе печать собственного уклада в науке, культуре и т.д. Франкское государство. Возникновение государства у франков происходило иначе, чем это было характерно для античных и восточных государств. Существенное значение здесь имел фактор завоевания и подчинения варварскими племенами обширной территории Римской империи. Завоевание ускорило, стимулировало государствообразующие процессы, способствовало возникновению государства. Образование государства у франков - восточно-германских племен, среди которых более всего выделялись салические франки, совпадает с распадом родоплеменного строя и зарождением феодальных отношений. Этот фактор, а также потребность держать в повиновении население огромных территорий Галлии обусловили то, что на смену учреждениям родоплеменного строя приходят новые институты власти. Военный вождь уступает место королю и лично преданной ему дружине. Формируется новая публичная власть, возникает государство. Охватывавшее территорию почти всей Западной Европы, Франкское государство к середине IX в. распадается на три королевства - западно-франкское (Франция), восточно-франкское (Германия) и срединное (Италия).

Государство у славянских народов. Процесс образования государства у славян связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений. Образование государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического развития славянских народов. Б VI-VIII вв. в экономической жизни славян наступают значительные изменения. Наряду с подсечным земледелием развивалось пашенное. Первое было связано с коллективным трудом, общественной собственностью на средства производства. Пашенное земледелие велось с применением более совершенных орудий труда, вследствие чего появилась возможность вести хозяйство отдельными семьями, а это, в свою очередь, привело к тому, что родовая община уступила место общине соседской. Начался процесс общественного расслоения, накопления богатств родовыми вождями, старейшинами. Важнейшей особенностью, характеризующей возникновение славянской государственности, специалисты считают фактор постоянной внешней угрозы. Так, известно, что в VII и даже в VIII вв. хазары брали дань с полян, радимичей, вятичей. Фактор германской экспансии на Восток крайне отрицательно сказался на судьбах всего западного славянства. Угрозу с Севера, со стороны норманнов, постоянно испытывали восточные славяне. В летописях упоминается факт, что с 859 по 861 г. северные племена кривичей, славян ильменских, а также финские племена чуди и мери платили дань варягам. Угроза порабощения, таким образом, служила непосредственным государствообразующим фактором для всех славянских народов. Значительными особенностями характеризовалось возникновение Российского государства. Историки считают, что славянское общество неоднократно приступало к стадии формирования государственности: в VI -IV вв. до н.э. и в III-IV вв. н.э. Лишь третья попытка увенчалась успехом - в IX в. образовалась Киевская Русь.

7 Сущность и социальное назначение государства. Его классовый и общесоциальный аспекты.(Воробьева Е.В.)


Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Сущность государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

— резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

— переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

— неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

— рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

— необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

Закономерности и формы возникновения государства

Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

Основные теории происхождения государства

Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: