Методы государственной власти 1 балл принуждения правовой убеждения неправовой принуждения убеждения

Обновлено: 27.04.2024

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове. » Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами».

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

1.Укажите представителей теологической теории возникновения государства:
а) Августин, Фома Аквинский
b) Гумплович, Каутский
c) Аристотель, Филмер, Михайловский
d) Маркс, Энгельс, Ленин
e) Гуго Гроций, Дж. Локк
2. Укажите определение, соответствующее понятию государство:

a) союз людей, определяемый политической свободой и объединение социальных групп, характеризуемое соответствующими интересами и потребностями;

b) политическая организация общества в пределах одной территории, в которой для поддержания своей власти общество создает органы принуждения;
c) граждане, защищающие трудовые интересы, отстаивающие социальные, экономические права в связи с этим создание добровольных объединений для защиты данных потребностей;
d) объединение людей, характеризуемое кровно - родственными и имущественно- трудовыми взаимоотношениями;
e) политическая власть, выражающая экономические интересы правящей группы.
3. Укажите представителей патриархальной теории возникновения государства:
a) Жан-Жак Руссо, А. Радищев

b) Аристотель, Филмер, Михайловский
c) Августин, Фома Аквинский
d) З. Фрейд, Г. Тард
e) Спенсер, Вормс, Прейс
4. Укажите представителей теории общественного договора форм государства:
а) Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, А. Радищев
b) З.Фрейд, Г. Тард
c) Спенсер, Вормс, Прейс
d) Гумплович, Каутский
e) Аристотель, Филмер, Михайловский
5. Укажите представителей теории органической форм государства:
а) Августин, Фома Аквинский
b) Дюринг, Гумплович, Каутский
c) Спенсер, Вормс, Прейс
d) Маркс, Энгельс, Ленин
e) З. Фрейд, Г. Тард
6. Укажите представителей психологической теории формирования государства:
а) Гумплович, Каутский
b) Жан-Жак Руссо, А. Радищев
c) З. Фрейд, Г. Тард, Петражинский
d) Августин, Фома Аквинский
e) Аристотель, Филмер, Михайловски
7. Укажите представителей теории насилия как фактора возникновения государства:
а) Дюринг, Гумплович, Каутский
b) Маркс, Энгельс, Ленин
c) Жан-Жак Руссо, А. Радищев
d) Спенсер, Вормс, Прей
e) Августин, Фома Аквинский
8. Теологическая теория происхождения государства:
а) государство возникло естественным путем;
b) государство образовалось в результате порабощения одних племен другими;
c) государство - это продукт социальной эволюции, уравнивается с биологическим организмом;
d) государство - это продукт божественной воли
e) нет правильного ответа
9.В чем заключается основная идея материалистической теории возникновения государства?
а) государство возникает по воле бога;

b) для консолидации и защиты люди приходят к обоюдному согласию;
c) результатом возникновения государства послужило захват одного племени другим.
d) возникновение государства сравнимо с развитием биологического организма;
e) причиной возникновения государства является непримиримость в обществе противоборствующих классов
10. В чем заключается основная идея договорной теории возникновения государства
a) Государство возникает по воле бога

b) для консолидации и защиты люди приходят к обоюдному согласию
c) причиной возникновения государства является непримиримость в обществе противоборствующих классов.
d) результатом форм государства послужила особенность человеческой психики;
e) результатом возникновения государства послужило захват одного племени другим.
11. Теория, изучающая принципы наследственной власти и создание аристократической семьи именуется как
а) патриархальная
b) теологическая
c) марксистская
d) договорная
e) насилия
12. Методы государственной власти
а) принуждения, убеждения
b) принуждения,
c) правовой
d) убеждения
e) неправовой
13. Демократия:
а) форма государственного устройства, территориальная организация государственной власти;
b) форма правления, состав, компетенция, порядок организации и деятельности органов;
c) признание народа источником государственной власти, признание его права на участие

d) форма политического режима, одна из видов авторитарного государства;
e) собрание депутатов государственных органов.
14. Власть:

а) государственное руководство обществом со стороны эксплуатируемого класса;
b) одно из основных направлений деятельности политической партии, которая подчиняет единой воле с помощью убеждения или принуждения;
c) организация государственной власти в обществе;
d) одна из основных функций социальной организации общества, авторитетная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей
e) множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство.
15. Общество:

а) форма общественной власти.
b) единая политическая организация общества;
c) объединение лиц по их национальному признаку;
d) система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний закона.
e) совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер;
16. Основные признаки государства:
а) наличие территории, населения, публичной власти, гоcyдарственного суверенитета, законов и налогов;
b) национальная валюта, банки;
c) существование городов, сел, районов
d) столица, флаг, герб, гимн;
e) обязательное наличие различных политических партий и общественных организаций.
17. Форма государственного устройства это . .
a) системой организации высших органов государственной власти и режимом их взаимодействия
b) национальное и административное устройство, характеризующее взаимодействием центральными, региональными, местными органами государственной власти и союзными субъектами

c) способы и методы реализации государственной власти
d) взаимодействие государственной власти и общества
e) временный легальный союз государств для решения некоторых задач
18. Унитарное государство это . . .
a) единое, целостное государство, в котором функционирует централизованная власть единая по всем регионам
b) временный союз представляющий интересы суверенных государств
c) сложноорганизованное государство, определяемое степенью взаимодействия государственной структуры и независимостью государственной власти.
d) союз автономных субъектов
e) империя
19. Федеративное государство это…
a) сложное союзное государство, в котором функционируют государства относительно независимых субъектов
b) временный союз представляющий интересы суверенных государств
c) союз автономных субъектов
d) государство, в котором союзная власть имеет правовой статус
e) государство, в котором функционирует централизованная власть единая по всем регионам
20. Конфедерация это. ..
a) государство, в котором функционирует централизованная власть единая по всем регионам
b) сложное союзное государство, в котором функционируют государства относительно независимых субъектов
c временный союз представляющий интересы и цели суверенных государств

d) союз автономных субъектов
e) государство, в котором союзная власть имеет правовой статус
21. Политический режим это . . .
a) форма правления, форма государственного устройства.
b) взаимодействие государственной власти и народа
c) способы и методы осуществления государственной власти

d) системой организации высших органов государственной власти и режимом их взаимодействия
e) система организации государственных субъектов
22. Что определяет политико-правовое взаимодействие государства и личности?
a) виновность
b) правовой статус
c) законность
d) гражданство
e) ответственность
23. Система организации высших органов государственной власти и режим их взаимодействия и их формирования это . . .
a) правовая система
b) форма государственного устройства
c) форма государственного режима
d) административно-региональное устройство
e) форма правления
24. Государство, в котором правительство формирует глава государства, а не парламент – это:
a) президентская республика
b) парламентская республика
c) конституционная монархия
d) дуалистическая монархия
e) абсолютная монархия
25. Налоги, сборы, различные обложения как признак государства необходимы в первую очередь для:

а) обеспечения интересов вождя
b) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть (армия, тюрьмы и т.д.)
c) обеспечения господства Бога и религии в обществе;
d) обеспечения интересов монарха и его окружения;
e)обеспечения целостности территории.
26. Республика Казахстан состоит из:
a) штатов
b) автономных областей
c) областей
d) провинций
e) кантонов
27. Как называется форма правления, с системой права наследования государственной власти?
a) парламентская республика
b) президентская республика
c) монархия
d) деспотия

e) социалистическая республика
28. Республиканская форма правления - это:
a) режим формирования высших органов государственной власти и определение сроков их полномочий
b) использование неограниченной власти
c) отсутствие института легальной ответственности главы государства
d) режим наследственной власти
e) формирование правительства не входит в обязанность парламента
29. Из скольких разделов состоит Конституция РК?
a) 9
b) 7
c) 4
d) 11
e) 15
30. Укажите какое из определений является ошибочным ?
a) Казахстан – правовое государство
b) Казахстан – светское государство
c) Казахстан – социальное государство
d) Казахстан – неделимое государство
e) Казахстан – социалистическое государство
31. Собственностью государства является:
a) объекты культуры и здравоохранения, леса
b) исторические и культурные памятники
c) земельные недра, фабрики и заводы
d) земельные недра, растительность и животный мир, другие природные ресурсы
e) территория и воздушное пространство
32. Кто имеет право на ведение власти от имени народа?
a) Президент РК
b) суды РК
c) Конституционный совет РК
d) Верховный совет РК
e) Правительство РК
33. Государственный суверенитет — это:
а) самостоятельность и независимость государственной власти при решении внутренней и внешней политики;
b) наличие особой публично-политической организации в обществе, обладающей властными полномочиями;
c) наличие территории и народа;
d) наличие герба, гимна и флага;
e) наличие налогов и налоговой системы.
34. Из скольких статей состоит Конституция РК?
a) 98
b) 72
c) 86
d) 36
e) 113
35. Кто является источником государственной власти РК:
a) народ РК
b) президент РК
c) парламент РК
d) правительство РК
e) казахский народ
36. Укажите государственные символы РК:
a) орден «Парасат»

b) Знамя Президента
c) флаг, герб, гимн
d) столица республики
e) резиденция Президента РК
37. Когда был провозглашена независимость РК?
a)25 октября 1990 г
b). 16 декабря 1991г
c) 16 декабря 1990 г.
d) 24 апреля 1990 г.
e) 30 августа 1995 г.
38. Укажите признанные формы собственности РК:
a) государственная и частная
b) частная и кооперативная
c) государственная
d) муниципальная и частная
e) государственная, частная и кооперативная
39. Статус русского языка по Конституции РК определяется как:
a) статус официальный, наряду с казахским, для управления государственных и местных органов власти
b) язык межнационального общения
c) для индивидуального общения
d) статус официальный, наряду с казахским языком
e) используется как официальный в государственных органах и учреждениях
40.Административное право – это:
a) совокупность нормативных законов, регулирующих сферу управления
b) совокупность нормативных законов, регулирующие общественные отношения
c) совокупность нормативных законов, регулирующих определенные взаимоотношения
d) совокупность управленческих отношений
e) совокупность силовых нормативных законов
4 1.Кто относится к субъектам административного права?

a )предприятия, министерства, агентства, политики
b) ) граждане, иностранные граждане, политические партии, учреждения
c) президент, парламент, правительство
d) лица без гражданства, общественные организации
e) лица, не достигшие 16-летнего возраста
4 2. К обязанностям граждан относятся:
a) получения высшего образования

b) участие в избирательной системе
c) выплата налогов в РК, бережливое отношение к культурным и историческим памятникам
d) выплата налогов в РК, защита прав и свобод граждан РК
e) выплате, установленных законом налогов, участие в управлении государством
43. Кто не относится к госслужащим?
a )наемные служащие государственных органов
b) Представитель местных органов самоуправления
c) лицо, выполняющее официальные государственные функции от лица государственного органа
d) ) исполнительное лицо, отвечающее за техническое обеспечение аппарата администрации и других государственных органов
e) госслужащий, принесший присягу Премьер-министру
4 4. Президент РК – это:
a) лицо, определяющее внутреннюю и внешнюю политику, представитель правительства РК
b) руководитель исполнительной власти, высшее должностное лицо, определяет внутреннюю и международную политику
c) председатель законодательного органа, определяет внутреннюю и внешнюю политику, основные направления развития государства, высшее должностное лицо
d) высшее должностное лицо, избирается депутатами Парламента, формирует депутатский состав
e) глава государства, высшее должностное лицо, определяет положение Казахстана на политической арене; лицо которое определяет внутреннюю и внешнюю политику, а также международные взаимоотношения

45. Кем избирается Президент РК:
a) комиссией избирателей на 6 лет
b) свободным голосованием граждан
c) гражданами на 4 года
d) по утверждению Парламента, гражданами на 5 лет
e) Парламентом РК на 5 лет

Государственная власть имеет свою определённую специфику. Специфика её заключается в масштабах её распространения. Она распространяется на всё общество в целом.

Убеждение – это метод осуществления государственной власти, который заключается в активном воздействии на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования взглядов и представлений, которые необходимы государственной власти.

Знание
Действие
Убеждение

Особую роль в реализации и эффективности метода убеждения играют СМИ и пропаганда. Метод убеждения основан на авторитете.

Авторитет– это добровольное подчинение людей на основе наделения какого-либо субъекта особыми качествами (авторитет основан на убеждении)

Господство– это подчинение с помощью силы.

Государственная власть использует и авторитет и силу, которая как раз выражается в государственном принуждении.

Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое воздействие государственных органов и должностных лиц с целью заставить человека действовать в соответствии с интересами государства. Принуждение основано на организованной силе, оно ограничивает свободу человека и ставит его в такое положение, когда нет выбора варианта действия. Государственное убеждение может быть правовым и неправовым.

Правовое принуждение – это государственно принуждение, вид и мера которого строго определены в правовых нормах и которое применяется в определённых процессуальных формах.

Неправовое принуждение= государственный произвол.

Легитимность власти– это принятие (признание) власти обществом, признание её права управлять и готовность ей подчиняться. Одним из основных учёных, который ввёл это понятие, разработал теорию легитимности был Макс Вебер.

Власть может быть легальной, но не легитимной; и на оборот.

Типы легитимности по Максу Веберу:

1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, традициям, т.е. благодаря привычке подчиняться власти и вере в установленный политический порядок. Отличается высокой стабильностью, носит персональный характер, поскольку происходит подчинение конкретному человеку (такой тип легитимности характерен для монархии)

2. Рациональная (рационально-легальная) легитимность. Подчинение происходит на основе рационального понимания, необходимости подчиняться законно сформированной власти. Такая легитимность институциональная, т.е. происходит подчинение неконкретному человеку, а институту, структуре, должности (власть президента в демократии)

3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества(харизму) политического лидера, который часто обожествляется и создаётся культ его личности.

Принцип разделения властей

Принцип разделения властей– это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, которое предусматривает разделение на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) и взаимный контроль органов высшей власти как частей единой системы через систему сдержек и противовесов (о разделении властей писали многие учёные, но первым из них был Д. Локк. Он разделил власть на законодательную и исполнительную, на три ветви разделили Ш.Л. Монтескье в 18 веке).

У принципа разделения властей есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные. Государственная власть не может быть сосредоточена в одном органе, который будет обладать бесконтрольными полномочиями и приведёт общество к тирании.

Отрицательные. На практике, между ветвями власти возникают серьёзные конфликты, которые иногда приводят к вооружённым столкновениям (1993 год, конфликт с Верховным советом, Россия). Концентрация власти в одном органе позволяет более оперативно решать серьёзные актуальные проблемы общества.

В современном мире государство использует два метода власти, которые, несмотря на противоположный характер, дополняют друг друга:

  • Первым и главным методом является принуждение.
  • Вторым (щадящим) методом является убеждение.

Рассмотрим их особенности.

Принуждение как метод государственной власти

Государственное принуждение проявляется не только в физическом воздействии на индивида или общества, оно влияет также на материальное или психологическое состояние принуждаемого. Уполномоченные органы и должностные лица принуждают лицо производить действия только по воле государственной власти. В этом смысле речь идет об интересах государства как гаранта соблюдения прав и свобод личности. При физическом, материальном или психологическом ограничении у принуждаемого не возникает иных вариантов, кроме тех, которые продиктованы властью в конкретном случае проявлении общественных отношений.

Главной целью принуждения является пресечение антисоциального поведения и снятия противоборств между общей и индивидуальной волей. Несмотря на жесткий характер принуждения, оно стимулирует возникновение положительного поведения в обществе.

Встречаются случаи неправового принуждения, которое выражается в произволе органов и институтов государственной власти, ограничивая защищенность личности и общества в правовых рамках. Неправовое принуждение характеризирует тоталитарный режим власти (ранее проявлялся в тиранических, фашистских и деспотических режимах).

Для того, чтобы принуждение было признано правовым необходимо не только прописанное в нормативных правовых актов четкое описание неправомерного поведения, но и наличие процессуально установленных форм по претворению в жизнь мер принудительного порядка.

Даже при наличии столь жесткого ограничительного регламента, принуждение в правовом поле поддается контроля. Государство устанавливает возможность по обжалованию предписания на принуждение посредством обращения в судебные инстанции, которые по своей природе являются независимыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитость государственной власти, а значит и государственного принуждения проявляются в:

  • Принуждение всегда подчиняется общим принципам правовой системы государства;
  • Принуждение в равной мере распространяет своей действие на всю территорию государства;
  • Принуждение как правовая категория имеет четко определенное содержание, пределы, условия применения;
  • Принуждение основано на поддержании баланса прав и обязанностей каждого члена общества;
  • Принуждение сопровождается на четко определенных процессуальных формах.

Убеждение как метод государственной власти

Государственное убеждение проявляется в активном воздействии на волю и сознание члена общества, призывая к идейно-нравственным средствам. Такие средства формируют в личности взгляды и представления о положительных качествах власти, о целях ее создания и взаимосвязи с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Если принуждение воздействует на физическое и материальное состояние принуждаемого, то целью убеждения является воздействие на идеологические и социально-психологические корни убеждаемого.

Убеждение возможно путем воздействия как на индивидуальное, так и на групповое создание. Убеждение основано на социальных ценностях.

Отличие данных методов государственной власти одного от другого – разные источники воздействия. Общность – направленность на защиту прав общества и индивида.

Второстепенные методы государственной власти

Также выделяют прочие (второстепенные) методы:

  1. Стимулирование проявляется в проведении морального и материального поощрения;
  2. Нормативный метод проявляется в наличии системы правовых актов по той либо иной сфере общественных отношений;
  3. Информационный метод основывается на государственном механизме дозирования информации и пресечения получения дезинформации.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 02.10.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Власть –это определяющее влияние субъекта на объект.

Субъект
Объект

Процесс осуществления власти

Государственная власть является одним из проявлений власти в обществе.

Государственная власть - это концентрированное выражение воли, силы и мощи государства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает граждан от внутренних и внешних конфликтов.

В классовом и демократическом обществе субъект и объект власти различны. В классовом обществе субъектом является господствующий класс, а объектом – все остальные члены общества. В демократическом обществе субъект и объект государственной власти сближаются – это народ.

Существует несколько основных теорий, кому может принадлежать государственная власть:

1. Теория элит. Теория возникла в начале 20 века. Развивали её итальянские учёные В. Паретто, Г. Моска и другие. Суть – общество делится на элиту и массу. Масса не способна управлять, она способна только подчиняться. Государственная власть принадлежит верхушке общества, то есть элите, до тех пор, пока одну элиту не сменит другая.

2. Технократическая теория. Середина 20 века. Управлять государством должны профессионалы, менеджеры, которые способны чётко оценить потребности общества и выработать наиболее оптимальные пути его развития.

3. Демократическая теория. Государственная власть должна осуществляться народом. Народ является источником власти и он же её реализует. Прямая демократия – власть осуществляется непосредственно народом. Представительная демократия (репрезентативная) – через определённых представителей, выбранных народом.

4. Марксистская теория. Государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. С помощью государства экономически господствующий класс приобретает и политическое господство.

Методы осуществления власти:

Государственная власть имеет свою определённую специфику. Специфика её заключается в масштабах её распространения. Она распространяется на всё общество в целом.

Убеждение – это метод осуществления государственной власти, который заключается в активном воздействии на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования взглядов и представлений, которые необходимы государственной власти.

Знание
Действие
Убеждение

Особую роль в реализации и эффективности метода убеждения играют СМИ и пропаганда. Метод убеждения основан на авторитете.

Авторитет– это добровольное подчинение людей на основе наделения какого-либо субъекта особыми качествами (авторитет основан на убеждении)

Господство– это подчинение с помощью силы.

Государственная власть использует и авторитет и силу, которая как раз выражается в государственном принуждении.

Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое воздействие государственных органов и должностных лиц с целью заставить человека действовать в соответствии с интересами государства. Принуждение основано на организованной силе, оно ограничивает свободу человека и ставит его в такое положение, когда нет выбора варианта действия. Государственное убеждение может быть правовым и неправовым.

Правовое принуждение – это государственно принуждение, вид и мера которого строго определены в правовых нормах и которое применяется в определённых процессуальных формах.

Неправовое принуждение= государственный произвол.

Легитимность власти– это принятие (признание) власти обществом, признание её права управлять и готовность ей подчиняться. Одним из основных учёных, который ввёл это понятие, разработал теорию легитимности был Макс Вебер.

Власть может быть легальной, но не легитимной; и на оборот.

Типы легитимности по Максу Веберу:

1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, традициям, т.е. благодаря привычке подчиняться власти и вере в установленный политический порядок. Отличается высокой стабильностью, носит персональный характер, поскольку происходит подчинение конкретному человеку (такой тип легитимности характерен для монархии)

2. Рациональная (рационально-легальная) легитимность. Подчинение происходит на основе рационального понимания, необходимости подчиняться законно сформированной власти. Такая легитимность институциональная, т.е. происходит подчинение неконкретному человеку, а институту, структуре, должности (власть президента в демократии)

3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества(харизму) политического лидера, который часто обожествляется и создаётся культ его личности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: