Правовая культура государственного гражданского служащего это

Обновлено: 25.04.2024

Правовая культура, являясь критерием качества правовой жизни, оказывает существенное влияние на происходящие в России социально-политические процессы: правотворчество, реализацию законов, функционирование механизма государства, принципы и методы деятельности органов власти, формирование правосознания.

Правовая культура – это система и результат сложнейших социально-правовых отношений между государством и обществом. Таким образом, актуальнейшей на сегодняшний день задачей является повышение уровня правовой культуры именно государственных структур, учреждений, организаций, государственных служащих.

Правовая культура формируется в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих должностных обязанностей и включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления; профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность.

Низкая правовая культура определяет мотивацию, интересы, поведение властных субъектов. По результатам социологических исследований работа в аппарате органов государственной власти для значительной части чиновников ценна главным образом получением привилегий для удовлетворения личных интересов.

Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов (государства и общества), однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль. Государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своего народа.К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения нравственных качеств субъектов власти.

Вступление в должность, как правило, связано с получением различных материальных и нематериальных благ. Это не может не влиять на личные качества отдельных руководителей, у которых со временем гипертрофируется вкус к власти, и тогда высокая должность может способствовать обратному процессу: государственная воля трансформируется в личную, государственная власть присваивается должностным лицом, используется в собственных интересах. В итоге руководящий работник служит не обществу, а себе, его личная порочная воля, ставшая государственной, задает тон последней, направляет ее по неправомерному или даже преступному пути. Задача институтов, призванных обеспечивать формирование органов власти и должностных лиц и осуществлять контроль за их деятельностью, с точки зрения конституционной аксиологии предельно проста: нужно добиться, чтобы принадлежащую народу власть осуществляли лица, соответствующим образом воспринимающие идеальную ценность эталона власти, и чтобы от власти своевременно удалялись те, кто, добившись успеха, отказывается от необходимого конституционного восприятия ее статуса и роли.


Задача нравственно-правового воспитания - формирование законопослушной и высоконравственной личности, социально активного гражданина, субъекта власти.
Нравственная составляющая властной деятельности определяет уровень социальности и демократичности государства, его авторитет. Особую роль здесь призваны играть этические кодексы.Не стоит игнорировать моральные стимулы - всевозможные поощрения, награды, официальное признание заслуг, популяризация лучшей практики. В любой общественно полезной деятельности мерам поощрительного характера должно уделяться особое внимание. К сожалению, применительно к государственной службе поощрительные нормы практически не исследовались, за некоторым исключением


Сегодня значимость правового воспитания определяется возрастанием позитивной роли права в развитии политических, культурных, духовных и нравственно-правовых качеств личности, ее ценностных ориентаций. Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения признано важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование социально-экономической, политической, культурной сфер жизни граждан и общества. Уровень развития государства напрямую зависит от правовой культуры населения. В связи с этим на государственный аппарат управления возлагается широкий спектр задач, решение которых требует высокого профессионализма, компетентности и организованности в работе государственных служащих. Государственный служащие должны обеспечивать стабильность власти, четкое функционирование государственных органов, соблюдать приоритет прав и свобод человека, повышать собственную правовую культуру и способствовать формированию правовой культуры граждан. Государственная служба в Российской Федерации едина как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации является составным компонентом системы государственной службы Российской Федерации.

Уровень развития демократии предполагает признание властью прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Для их реализации и защиты необходим эффективный государственный механизм. Однако полному осуществлению прав и свобод личности в значительной степени препятствуют деформации и дефекты, которые происходят в конституционном правосознании.

Деформация конституционного правосознания становится причиной сбоев и недоработок в реализации основ Конституции Российской Федерации, и таким образом, не только препятствует обеспечению прав и свобод личности, но и также приводит к трудностям осуществления основных прав: достоинство, личная неприкосновенность, социальное обеспечение, здоровье. Это приводит к возникновению конфликтов между государственными служащими и гражданами с целью удовлетворения своих интересов одного- лица за счет интересов другого лица [5, с. 88].

В юридической литературе выделяют следующие основные виды деформаций правовой культуры: правовой инфантилизм, юридическая индифферентность, правовой нигилизм [6, с. 312].

Инфантильность заключается в том, что личность, не обладая достаточными знаниями, некорректно подходит к решению задач, поставленных государством в соответствии с правовыми нормами и ценностями.

Относительно конституционного правосознания следует отметить, что правовой инфантилизм в данном случае выражается как недостаточное усвоение личностью норм права, ценностей в сфере прав и свобод человека и гражданина, системы органов государственной власти, в ведении которых находится обеспечение прав человека и гражданина, средств и приемов их осуществления. Недостаточное знание правовых положений законодательных актов влечет безразличность к положениям, нормам и ценностям права и способствует возникновению правовой индифферентности. Правовой инфантилизм выражается в незнании принятых правовых актов, поправок в законодательстве, норм, которые регламентируют деятельность органов власти, также правовой инфантилизм выражается в нежелании включаться в жизнь страны, управлять делами, таким образом, личность не проявляет активности в конституционном парвоприменении.

Правовая индифферентность заключается в том, что государственный служащий безразлично относится не только к знанию конституционно-правовых норм, судопроизводства, но и к соблюдению Конституции, реализации прав и свобод человека и гражданина. В данном случае государственный служащий преследует достижение собственных целей, принцип законности и правового порядка отходит на второй план[2, с. 10].

Правовой нигилизм представляет собой полное несоблюдение и осознанное и целенаправленное нарушение правовых норм и предписаний.

При правовом нигилизме государственный служащий отрицает нормы права и, используя служебное положение, регулируют общественные отношения любыми методами по своему усмотрению, не всегда являющимися законными. Выделяют следующие виды правового нигилизма:

1) общегражданский нигилизм (может проявляться у рядового гражданина, не зависит от его должностных обязанностей);

2) статусный нигилизм (обусловлен должностным положением государственного служащего) [7, с. 24].

Следует отметить, что для государственных служащих характерно смешение общегражданского и статусного нигилизма. Статусный правовой нигилизм также разделяется по видам в зависимости от служебного положения и ведомства государственного служащего.

Кроме того, выделяют активные и пассивные формы правового нигилизма. Пассивные формы характеризуются бездействием, игнорированием или неисполнением государственным служащим должностных обязанностей. Пассивность может касаться не только конкретного служащего, но и коллектив. Активные формы правового нигилизма выражаются в том, что гражданский служащий в целях удовлетворения личных интересов осознанно совершает действия, нарушающие установленные законом порядки, и использует при этом служебное положение [3, с. 25].

Одним из оснований для классификации правового нигилизма государственных служащих является также нормативно-правовое законодательство. Соответственно выделяют игнорирование и отрицание:

 Конституции Российской Федерации;

 федерального конституционного законодательства;

 актов органов исполнительной власти России;

 общепризнанных принципов и норм международного права;

 универсальных и локальных международно-правовых актов обязательного и рекомендательного характера и т. д.

Необходимо уточнить, что в данном случае правовой нигилизм может быть:

 выборочным — неуважительная оценка нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой;

 тотальным (анархическим) — государственным служащим отвергается все действующее нормативно-правовое законодательство

 персонифицированным — государственный служащий игнорирует нормативно-правовые акты и положения руководителей государственных органов [4, с. 117].

По форме внешнего проявления существуют открытые и латентные формы проявления правового нигилизма государственных служащих. Открытая форма типична для государственных служащих, обладающих неприкосновенностью. Государственные служащие в данном случае открыто игнорируют законодательство и как следствие становятся негативным примером для подчиненных, отрицательно воздействуя на их представление о праве, законности. Уровень правовой культуры несомненно снижается, вместе с ним ухудшается и качество выполнения должностных обязанностей государственных служащих. Таким образом у подчиненных возникает латентная форма проявления правового нигилизма, которые сознательно игнорируют и нарушают законодательство, но совершают это скрыто, так как в отличие от руководящего лица, они не обладают неприкосновенностью и могут понести наказание за совершенные преступления.

Другим основанием для классификации служит уровень правосознания государственного служащего. Выделяют следующие формы правового нигилизма: обыденные, профессиональные (специальные) и теоретические [1, с. 110].

Обыденные формы характерны для государственных служащих, не имеющих профессионального образования для выполнения задач, соответствующих занимаемой должности. В данном случае служащий принимает решения, руководствуясь в первую очередь собственными привычками, чувствами, а не нормативно-правовыми актами. Таким образом на первый план выходят не профессиональные качества государственного служащего, а его особенности характера, темперамента, национально-культурные традиции.

Профессиональные формы в отличие от обыденных характерны для государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование. Они обладают четкими знаниями действующего законодательства, нормативно правовых актов и процедур при выполнении служебных обязанностей.

Теоретические формы правового нигилизма проявляются в том, что государственный служащий обладая научно-теоритическими знаниями об особенностях социально-правовых отношений и механизме государственного управления, пренебрегает правом в целом, и правами и свободой отдельных личностей и считает, что есть более высокие ценностные ориентиры.

Таким образом, одной из основных профессиональных задач государственных служащих становится соблюдение прав и свобод человека и гражданина, так как это является высшей ценностью демократического государства. Серьезной помехой в реализации правовых концепций Конституции Российской Федерации выступает деформация правовой культуры государственных служащих, которая приводит к искажениям и нарушениям в реализации таких прав человека как государственная охрана достоинства личности, права на свободу и неприкосновенность личности.

Причины деформации правовой культуры государственных служащих заключаются с одной стороны в специфичности их служебного положения, с другой стороны объясняются недостаточностью знаний действующего законодательства, отсутствием чётких правовых установок и ценностей. Корректность, объективность, профессионализм в решении служебных задач, предоставлении государственных услуг гражданам непосредственно зависит от уровня правовой культуры государственного служащего. Низкий ее уровень приводит к нарушению и невозможности полной реализации конституционных прав личности, а также подрывает моральные устои правопорядок в стране в целом и негативно влияет на правовые ценностные ориентиры личности и снижению правовой активности.

  1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. — М., 2002. — С. 110.
  2. Гранат H.JI. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики // Проблемы действия права в новых исторических условиях. — М.: Академия МВД РФ, 1993. — С. 30–44.
  3. Кох И. А. Нравственные аспекты коррупции. // Чиновник. № 7. 2000. — С. 25.
  4. Кураева Е. И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов. Дисс. канд. юрид. наук. — М. 2006. — С. 117.
  5. Петров В. Р. Деформация правового сознания граждан России. Проблемы теории и практики: дис. к. ю. н. — Н. Новгород, 2000. — С. 198.
  6. Потякин A. A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания. Общество и политика // под ред. В. Ю. Большакова. 2008. –С. 312–317.
  7. Сальников В. П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. д. ю. н. — Л., 1990. –24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой нигилизм, служащий, Российская Федерация, правовая культура, свобода человека, правовой инфантилизм, служебное положение, акт, конституционное правосознание, государственная служба.


Построение гражданского общества — это одна из важнейших задач нашего государства, достижение которой в значительной степени зависит от уровня правовой культуры государственных служащих. В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование, совершенствование существующих социально-экономических, политических условий. Данный процесс занимает достаточно длительное время и требует решения большого количества вопросов и устранения пробелов в сфере законодательства и законотворчества.

Гражданское общество — стадия общественного развития, обладающая развитыми политическими, экономическими, правовыми и культурными отношениями между членами общества и государством, позволяющими удовлетворять потребность общества в демократических свободах и безопасности [4, с. 140]. В гражданском обществе любой гражданин обладает широким спектром прав, имеет возможность отстаивать и защищать свои законные интересы, а главное, проявлять активное участие в общественной жизни, где инициатива исходит от самого гражданина, а не под давлением каких-либо внешних факторов.

Государственные служащие — это своеобразный мост между государством и гражданами страны, с помощью которого происходит их взаимодействие. С одной стороны, граждане, защищая свои права, обращаются непосредственно в государственные органы, с другой стороны, государство, обеспечивая права и свободы человека и гражданина, действует также через государственный аппарат.

Государственный служащий — по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ [8].

Именно от компетентного отношения к занимаемой должности и возлагаемым обязанностям зависит и эффективность государственного управления в стране, и уровень правовой культуры государственных служащих одним из основополагающих элементов.

Правовая культура государственного служащего — это знание и уважение требований закона, соблюдение норм Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в своей профессиональной деятельности в целях обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, совершенствования и развития общества и государства на принципах законности, гуманизма, свободы и демократии. В настоящее время необходим новый тип государственного служащего, который способен в рамках закона проявлять самостоятельность, творческий подход и предприимчивость, без колебаний взять на себя ответственность за свои действия и поступки, он должен быть готов дисциплинированным и готовым идти на оправданный риск во благо государственного дела, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, необходима основательная теоретическая проработка модели современного государственного служащего как носителя новой правовой культуры.

Правовая культура государственных служащих отражает определённый уровень их правосознания, на нее возложен ряд значимых социально-управленческих функций:

1) познавательно-преобразовательная — заключается в том, что государственные служащие играют большую роль в формировании и непосредственной реализации принципов правового демократического государства и гражданского общества. Познавательная функция заключается в овладении служащим соответствующих юридических знаний в процессе его образовательно-интеллектуальной и служебно-производственной деятельности. При реализации данной функции, государственные служащие объединяют в одно целое общественные, групповые и индивидуальные интересы людей, человек становится в центре общественного развития в рамках принципов законности, социальной справедливости и правопорядка, приоритетности социально-экономических и политических прав и свобод человека, честности и порядочности. Качество реализации этой функции зависит, главным образом, от юридической подготовки служащего, уровня его правовых знаний как того требуют квалификационные требования, соответствующие занимаемой государственной должности [7, с. 352];

2) оценочная — заключается в том, что государственный служащий должен определять значимость и качество имеющихся у него юридических знаний, уметь анализировать и адекватно оценивать каждую конкретную служебную ситуацию с точки зрения права. Оценочная функция дает возможность служащему четко представлять особенности государственного строя и характер политического режима, полноту и обоснованность законодательства, качество правоприменительной практики, свое собственное служебно-правовое положение. Эти оценки бывают разные: обоснованными и необоснованными, грамотными и неграмотными, они могут соответствовать объективной реальности и быть надуманными;

3) праворегулятивная–представляет собой устойчивость и эффективность функционирования аппарата управления на основе действующего законодательства, утвержденных программ, положений, административных и должностных регламентов. Осуществление данной функции происходит через правовые установки и ценностно-правовые ориентации служащего, которые влияют в свою очередь ту или иную его юридическую активность. Итог — правомерное или противоправное поведение. Все зависит от правовой установки;

4) правовоспитательная — реализация данной функции происходит через личное участие государственных служащих в пропаганде правовых знаний, правовоспитательной работе, оказании правовой помощи гражданам [6, с. 75];

5) коммуникативная — способствует грамотному в правовом отношении и уважительному в человеческом плане общению граждан и чиновников между собой.

6) прогнозирования, т. е. функцию предвидения и определения последствий принятых управленческих решений.

Правовая культура формируется в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих должностных обязанностей и включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления; профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность [1, с. 310].

Правовая культура государственных служащих отображает его поведенческие стереотипы, эффективность работы государственного служащего, ориентацию на активное участие в разрешении управленческих задач с позиции создания в нашей стране правового и социального государства.

В рамках своей повседневной деятельности государственные служащие призваны осуществлять политику государства, выраженную в Конституции Российской Федерации, законах, а также нормативных правовых актах, для чего необходимо систематическое совершенствование правовой культуры.

Правовая культура государственных служащих проявляется в оценке собственных знаний права, в подготовленности служащих к восприятию прогрессивных правовых идей и законов. При этом она выражается в правовых культурных ориентациях, в деятельности по их реализации, а также в результатах осуществления данных ориентаций.

Существуют и особенности правовой культуры служащих, которые обусловливаются непосредственно спецификой власти, различным уровнем и профилем образования, повышенной социальной значимостью их публичной деятельности, а также другими факторами.

Результаты социологических исследований, показывают, что государственные служащие в неполной мере знают основные нормативные правовые акты, устанавливающие их деятельность. В частности, 49 % респондентов из числа служащих высказали то, что не знают Положения о работе с персоналом и 17 % — Положения о государственном органе, в котором работают, 11 % — должностной инструкции, 8 % — Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» [3, с. 81].

Также следует отметить, что важными показателями уровня правовой культуры государственных служащих являются обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также правильное и быстрое реагирование на обращения граждан, на их нужды и запросы.

Таким образом, формирование правовой культуры происходит в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих обязанностей, представленных в должностных регламентах.

Данный процесс включает в себя следующие элементы:

‒ профессионально-этические качества чиновника, служебную дисциплинированность, профессиональную безупречность, честность, добросовестность;

‒ уровень правового мышления, профессиональной подготовки, знание правовых норм;

‒ широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры [1, с. 235].

Деформация правовой культуры государственных служащих является преградой практического воплощения идей Конституции Российской Федерации, не позволяющей на должном уровне реализовать основные права и свободы личности. Причины деформации правовой культуры государственных служащих заключаются в специфике их профессиональной деятельности. Правовая культура представляет собой одним из ведущих компонентов в механизме профессионального поведения, позволяющим должностным лицам принимать конкретные решения. Выделяют следующие разновидности деформации правовой культуры: правовой инфантилизм, юридическая индифферентность, правовой нигилизм [5, с. 318]. Одной из важных проблем следует отметить высокий уровень коррупции среди государственных служащих, борьба с которой ведется веками. В данном случае следует усовершенствовать текущее законодательство относительно коррупционных действий чиновников, ужесточить ответственность и наказание за совершение коррупционных действий.

Приоритетными направлениями в правового воспитания государственных служащих являются: внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих; повышение конкурентоспособности юридического образования; создание системы непрерывного юридического образования государственных служащих; совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров государственной службы.

1. Баранов П. П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности: учебное пособие. — Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003. — С. 235.

2. Бережнов А. Г. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. — М., Проспект, 1999. — С. 310–311.

3. Жулин А. Б. Показатели результативности как основа административной реформы / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. — М., 2004. — С. 81.

4. Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 140.

5. Потякин A. A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания. Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. Спб, 2008. –С. 312–317.

6. Синюков В. Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. –1991. — № 9. — С. 75.

7. Теория государства и права: учебник / под ред. Бабаева В. К. — М., Юристь, 2005. — С. 351–356.

8. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, служащий, Российская Федерация, свобода человека, государственная служба, гражданское общество, знание, активное участие, властная деятельность, общая правовая культура.

Похожие статьи

Российская правовая культура на современном этапе

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир.

Деформация правовой культуры государственных служащих

правовой нигилизм, служащий, Российская Федерация, свобода человека, правовая культура, служебное положение, правовой инфантилизм, конституционное правосознание, акт, государственная служба.

Организационная культура государственных гражданских.

Российская Федерация, служащий, организационная культура, государственная служба, государственный орган, профессиональная деятельность, служебное поведение.

Правовая культура населения | Статья в журнале.

Правовая культура представляет качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества [2, 34].

Особенности этики государственного служащего

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества. Правовой статус государственного служащего Федеральной противопожарной службы. Феномен статусного дуализма государственного служащего на.

Права и свободы граждан как критерий формирования.

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство, высшая ценность.

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

гражданское общество, Российская Федерация, грамотное население, правовая культура, правовое государство, правовое сознание, судебная власть, принцип разделения властей, суд.

Понятие и сущность государственной службы как.

Государственная служба — стержень, поддерживающий как правовое государство (во всей сложности его элементов), так и свободное гражданское общество. В послании Президента Российской Федерации 2005 года говорится: «Мы исходим из того.

Профессиональная правовая культура - состояние правовой.

Ключевые слова: правовая культура, профессионально-правовая культура, общество, личность, группа.

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов

Правовая культура как системообразующий признак базовой культуры человека.


В статье рассмотрена взаимосвязь уровня правосознания и психологических особенности служебной деятельности в сфере гражданской службы.

Ключевые слова : правосознание, государственная гражданская служба, государственная служба, правовая культура, норма, служащий.

В настоящее время проблема правосознания требует особого отношения со стороны научного сообщества по причине нарастания социальной напряженности в современном обществе. Об этом свидетельствует сложившиеся обстоятельства российской действительности: пандемия коронавирусной инфекции, введение экономических санкций, появление новых нормативно-правовых документов, затрагивающих новые аспекты жизни граждан.

Одним из способов реализации норм права является деятельность исполнительной ветви власти, которую формируют государственные гражданские служащие. На успешное выполнение своего служебного долга, государственных служащих оказывают влияние множество факторов. В том числе и уровень их правовых знаний. Другими словами, уровень правосознания государственных служащих связан с их непосредственной деятельностью.

В отечественной психологической науке исследованием правосознания занимались такие ученые как Г. Х. Ефремова, А. Р. Ратинов, Л. А. Ясюкова, К. А. Абульханова, А. Н. Славская, Л. В. Алексеева и др.).

Так, например, В. Л. Васильев говорит о том, что правосознание выступает как одна из форм общественного сознания, которое определяется и формируется под влиянием материальных условий существования общества. Правосознание выражает отношение права и потребностей личности.

В качестве характерных признаков В. Л. Васильев указывает следующие:

– «правосознание является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах, одновременно активно воздействует на социальную действительность;

– правосознание всегда имеет выражение через вторую сигнальную систему — речь выступает как механизм правосознания;

– правосознание неотделимо от носителя и не существует без него» [1].

Кроме того, автор говорит о неразрывной связи правосознания и эмоциональной сферы личности. Через эмоциональное переживание нормы права усваиваются и переходят в глубокие правовые убеждения, которые детерминируют дальнейшее взаимодействие индивида с обществом.

Сложно преувеличить масштабы работы, проведенной А. Р. Ратиновым в изучении правосознания. Определение правосознания, предложенное им, является одним из основных на сегодняшний день. «Правосознание — это сфера сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и умений, оценочных отношений к праву и практике его применения, ценностных ориентаций и правовых установок, регулирующих человеческое поведение» [2].

Автор считает, что право воздействует на сознание личности, выступая в качестве социального контроля. Правосознание А. Р. Ратинов рассматривает через более широкое понятие — правовая культура. Культура, с точки зрения исследователя, понимается как совокупность всех созданных людьми материальных и духовных ценностей, а также символов, норм и образцов поведения, принятых и признанных в определённой общности и передаваемых другим общностям, индивидам и последующим поколениям» [2].

Правовую культуру автор относит к духовной культуре, т. е. к совокупности «духовных ценностей, процесс их производства и потребления».

А. Р. Ратинов считает, что правосознание проявляется в правовой культуре в двух видах: через поведение и как продукт деятельности. Проявление правосознания, опосредованное поведением, представляет собой деятельность, направленную на создание, исполнение и охрану права, правопослушное или делинквентное поведение, научно-правовая деятельность. Как продукт деятельности правосознание проявляется в самих правовых институтах и нормах права, законотворческих актах и документах, в продуктах деятельности человека.

Автор отмечает двойственность правосознания — его проявления не только отражают правовую действительность, но и в то же время изменяют, корректируют, формируют или деформируют правовые установки общности.

Формирование правосознания происходит через процесс правовой социализации личности — через усвоение господствующих норм права и правовых установок в общности. Этот процесс начинается с раннего возраста, когда ребенок начинает усваивать некоторые правила поведения «под влиянием санкционирующего обучения». Далее следует получение первых юридических представлений из сказок, формируется ранняя примитивная картина правовой жизни через участие и усвоение норм ролевых игр. Такой механизм усвоение правовых норм продолжается на протяжении все жизни индивида или общности.

По мнению автора, пережитый индивидуальный опыт, количество и качества усвоенных правовых знаний, наличие примеров и образцов для подражания формируются устойчивые стереотипы поведения, которые уже содержат в себе элементы правосознания. Такие стереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными.

А. Р. Ратинов отвергает мысль о том, что в правосознании решающий голос имеет логическое мышление. Он утверждает, что различные исследования правосознания, что большое значение имеет эмоциональное отношение личности к правовым нормам: «отмечают массовый характер внутренней солидарности граждан с подавляющим большинством правовых норм и практикой их применения».

Говоря об особом отражении действительности в правосознании, автор формирует функциональную структуру правосознания, в которых выделяет познавательную, оценочную и регулятивную функции.

Познавательная функция характеризуется наличием собственного понятийного и категорийного аппарата. Оценочная функция реализуется через формирования отношения личности к праву и его проявлениям. Регулятивная функция реализуется посредством формирования и изменения правовых установок, которые составляют систему ценностных ориентаций.

Кроме того, А. Р. Ратинов и Г. Х. Ефремова, говоря о структуре правосознания, выделяют четыре основные типа оценочных отношений:

– «к праву (нормам, институтам);

– к правовому поведению других людей;

– к правоохранительным органам и их деятельности;

– правовую самооценку (собственное правовое поведение)» [3].

Действительность государственного гражданского служащего в служебной деятельности представляет собой «юридические значимые ситуации». Другими словами, деятельность служащего не только демонстрирует уровень правосознания, но и формирует его.

Деятельность государственного гражданского служащего характеризуется рядом специфических особенностей.

Во-первых, государственную гражданскую службу отличает высокий уровень регламентированности со стороны нормативно-правовых актов. Основные требования, запреты и ограничения содержатся в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Среди них отдельно можно выделить запрет на публичные высказывания, суждения и оценки, в отношении деятельности государства или государственного органа; отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне влечет за собой увольнение со службы.

Другими отличительными характеристиками государственной службы являются особенности порядка поступления на службу, аттестация, сдача справки и доходах и расходах.

При поступлении на службу, а также при переходе на вышестоящую должность, кандидаты проходят так называемое вступительное испытание. Это испытание состоит из 3 этапов — сбор и подача комплекта документов, тестирование и собеседование.

Сбор документов, в рамках всем знакомой отечественной действительности, представляет собой трудоемкий процесс, успешность которого зависит, в частности, от знаний личности о порядке работы некоторых государственных учреждений. Например, при прохождении медицинской комиссии существует возможность получить требуемые справки от медицинских специалистов без уплаты стоимости.

Тестирование, которое проходят кандидаты, представляет собой проверку знаний по 4 направлениям — знание основных законов Российской Федерации, а также законов субъекта, в котором планируется служба; знание основ русского языка; знания в области основ обращения с ПК; знания законодательства в области государственной гражданской службы. Кроме того, в последнее время, некоторые субъекты Российской Федерации, на добровольной основе, внедряют практику психологической диагностики личности кандидатов.

Этап собеседования представляет собой очное присутствие кандидата на беседе с комиссией, в которую входят: руководитель учреждения, непосредственный руководитель подразделения, кадровый работник, представители общественного совета, сотрудник Управления государственной службы. В ходе собеседования кандидат проходит проверку как своих профессиональных знаний, так и знаний норм права.

Процедура аттестации государственного гражданского служащего представляет собой мероприятие, по результатам которого принимается решение о соответствии государственного гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы с учётом результатов его профессиональной деятельности. Проводится с периодичностью один раз в три года, и организуется в виде собеседования с аттестационной комиссией.

Отдельной особенностью следует выделить ежегодную процедуру подачи гражданскими служащими справки о доходах и расходах за предыдущий служебный год. В таком документе в обязательном порядке размещают доходы и расходы служащего, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представленные справки подлежат проверке, по результатам которого может быть назначена служебная проверка в отношении служащего. В крайнем случае, предоставление заведомо ложных сведений может привести к увольнению с государственной службы.

Таким образом, представленные аргументы показывают, что правосознание государственных служащих имеет характерные особенности. Успешное прохождение гражданской службы и построение карьеры находится в прямой зависимости от уровня знаний служащего инструментов и норм права.

  1. Васильев, В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6- е изд. — Спб.: Питер, 2009. — 608 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981. Стр. 201–214.
  3. Ратинов, А. Р. Правовая психология и преступное поведение: теория и методол. исслед. / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремова. Красноярск: Изд‑во Красноярск. 1988.
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 07 июля 2004 г.) // Российская газета. № 46. 10 марта 1994 г.

Основные термины (генерируются автоматически): правосознание, государственная гражданская служба, государственная служба, правовая культура, норма, служащий, гражданская служба, правовая действительность, регулятивная функция, Российская Федерация.

Правовая культура – это не только уровень развития законодательства страны, но также уровень знания законов, своих прав и обязанностей каждым членом общества. Правовая культура особенно важна для государственных и муниципальных служащих, поскольку именно они отвечают за реализацию государственной политики и законов на местах, а, соответственно, являются своеобразными ретрансляторами, задача которых не просто выполнить закон, но и донести его до широких слоев населения.

Повышение квалификации по программе

Правовая культура государственного служащего – это уровень его правового сознания, ценностных ориентаций и практических действий, направленных на выполнение законов. Высокая правовая культура является одним из нравственных критериев для государственного служащего, но от этого он не менее значим, чем любой из квалификационных критериев.

Уровень правовой культуры государственных служащих

Как показывают социологические исследования, уровень правовой культуры среди как государственных, так и муниципальных служащих не высок. В частности, большинство из них говорит о неглубоком знании законов и руководствуется в спорных ситуациях, скорее, собственным мнением о том, как лучше, чем требованиями законодательства. Также согласно исследованиям, низкая правовая культура приводит к такому же незначительному уровню мотивации у служащих, что, в свою очередь, сказывается и на результатах работы. Правовая культура включает в себя несколько аспектов:

уровень профессиональной подготовки, знание основных правовых норм и умение их применять;

разносторонние интересы и широкий кругозор, в том числе политическое и экономическое видение ситуации, которые влияют на правовую культуру;

профессиональные качества служащего, в том числе честность, дисциплинированность, добросовестное выполнение работы.обучение.


Низкий уровень правовой культуры ведет к снижению качества выполнения работы государственными служащими и, в том числе является одним из факторов, способствующих развитию коррупции. Несмотря на то, что правовая культура зависит и от личностных факторов, важную роль в ее развитии играет


Обучение правовой культуры

Правовая культура, обучение которой необходимо проводить периодически, позволяет поднять уровень мотивации и повысить квалификацию служащих. Это очень важно как для выполнения ими своей работы, так и для приведения кадрового состава в соответствие с профессиональными стандартами. Правовая культура, курсы по изучению которой предлагаются для государственных и муниципальных служащих, – это интересная программа по повышению квалификации. Она затрагивает основы правовой культуры, а также новые законодательные акты, основные нормативы, которыми регулируется работа служащего, его обязанности и права.

Если вы прослушали курс «правовая культура», диплом станет подтверждением полученных знаний. Не менее важными являются и получаемые практические рекомендации по формированию правовой культуры, особенностям применения законодательства, этическому кодексу и социальным ценностям.

Повышение правовой культуры муниципальных и государственных служащих – это одно из направлений социальной политики государства, которая призвана стать эффективной альтернативой бюрократии и обеспечить граждан качественными государственными услугами. Курсы по правовой культуре позволяют разобраться в последних изменениях в законодательстве и работать, руководствуясь именно его положениями, а не личными причинами или представлениями, которые могут существенно отличаться от буквы закона.

Внимание!

Размещенные на сайте учебные планы несут ознакомительный характер и могут отличаться от предоставленных вам на период обучения.
Актуальную информацию по выбранному курсу можно получить у наших менеджеров, связавшись с ними по телефону или через форму на сайте.

Наша компания активно участвует в конкурсах и аукционах, размещаемых на основных электронных торговых площадках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация для заказчиков

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: