Работа в суде это госслужба

Обновлено: 28.03.2024

В каких ведомствах, органах и структурах государственной или гражданской службы защитывается юридический стаж?

Во всех, где должность требует наличие юридического образования. В каждой конкретной отрасли будь-то МВД, приставы, судебная система имеются критерии его исчисления, они могут немного отличаться, но основной смысла: должность требует наличие юридического образования.

Вам для каких целей это необходимо? Для устройства на работу в какую-то конкретную должность?

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
ст. 9 п. 3 В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
ст. 8
3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;

Это применительно к вашей ситуации, так как вы работали в должности дознавателя (судя по предыдущим вопросам) — юридический стаж у Вас засчитывался.

Соответственно, аналогичные НПА будут в смежных отраслях как ФСБ, прокуратура, суды и т.п..

Мне интересно, какие конкретно нормативно-правовые акты в смежных отраслях (во всех без исключения).

Законом о прокуратуре определено следующее.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»
Статья 16.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров
3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

Такие требования, например, предусмотрено ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
1. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (далее также — служебные обязанности).
2. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
3. В число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, которые включены в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

Законом о нотариате

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
Статья 2. Нотариус в Российской Федерации
Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:
1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

Законом об адвокатской деятельности

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ
(ред. от 02.06.2016)
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Статья 9. Приобретение статуса адвоката
1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

В законе о статусе судей

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)
«О статусе судей в Российской Федерации»
Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 422-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

В Следственном комитете

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 28.12.2016)
«О Следственном комитете Российской Федерации»
Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет
1. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее — граждане), получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Юридический стаж может быть засчитан при службе на государственных и должностях если для их замещения требуется наличие высшего юридического образования.

По Республике Крым в зависимости от должностей.

Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года №7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым»
Статья 9. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты», относящимся ко всем группам должностей гражданской службы, а также к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящимся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, входит наличие высшего образования.
4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящимся к старшей и младшей группам должностей гражданской службы, входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для гражданских служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей гражданской службы:
1) высшие должности гражданской службы — стаж гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) не менее шести лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее семи лет;
2) главные должности гражданской службы — стаж гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) не менее четырех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет;
3) ведущие должности гражданской службы категории «руководители» — стаж гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) не менее четырех лет или стаж по специальности, направлению подготовки не менее двух лет;
4) ведущие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты», «обеспечивающие специалисты» — стаж гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее одного года.К лицам, успешно прошедшим в установленном порядке стажировку в Администрации Главы Республики Крым, аппаратах Государственного Совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым, в органах исполнительной власти Республики Крым и поступающим по окончании стажировки на гражданскую службу на данные должности гражданской службы, требования к стажу не предъявляются;
5) старшие и младшие должности гражданской службы — требования к стажу не предъявляются.
6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности гражданской службы, устанавливаются актом государственного органа с учетом реализуемых им направлений деятельности, задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент).

Подскажите пожалуйста, меня интересуют судебные органы и Правительство (области), относятся ли они к федеральной государственной гражданской службе?

Добрый день, Андрей!

Отвечая на Ваш вопрос, могу пояснить следующее.

Основы государственной гражданской службы Российской Федерации регулируются главой 2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ. А также более подробно интересующие Вас должности, Вы можете уточнить в Указе Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 08.02.2019) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

Огромное спасибо Вам. Нашёл всё, что нужно.

Была рада Вам помочь!

мой сосед, которому исполняется 52 года не работает, не может трудоустроиться по своей специальности, он юрист по образованию. У него три года службы в ВМФ РФ, семь лет службы в органах внутренних дел и 17 лет стаж государственной гражданской службы. Может ли он получить пенсию?

Как быть если суд в решении суда допустил ошибку в предмете иска ? Доверенное лицо продало на основании доверенности мою квартиру и денежные средства не отдало и в доверенности отсутствует право распоряжаться доверенным лицом данными денежными средства которые оно получит с продажи моей квартиры . По причине этого я ранее обращался в суд о взыскании с доверенного лица суммы неосновательного обогащения и уплате процентов за пользование чужими средствами ,но я истец не явился дважды на судебное заседание и данный иск был оставлен без рассмотрения. Не явился я на судебное заседание по причине того что у меня закрались сомнения что ответчик мог потратить данные денежные средства и впоследствии обанкротить данный долг ,поэтому я обратился в полицию для выяснения обстоятельств и собирается ли доверенное лицо отдавать мне денежные средства которые им были получены с продажи моей квартиры ,но полиция вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела -где было указано что доверенное лицо данные денежные средства потратило на свои нужды .После этого я обратился в суд для взыскании с доверенного лица суммы компенсации имущественного вреда и уплате им упущенной выгоды в виде взыскание с него на основании статьи 395 гк рф процентов ,прежде я написал в суд заявление о зачете госпошлины в новый иск к тому же ответчику ,по тому же основанию ,но о другом предмете по причине вновь открывшихся обстоятельств и суд принял данный иск . После чего в ходе заочного судебного заседания без явки ответчика -судья и я в том числе -вели речь о компенсации ответчиком имущественного вреда и уплате ответчиком упущенной выгоды и спустя несколько часов времени я явился в суд для оглашения судьей резолютивной части решения суда . В оглашении резолютивной части решения суда -судья сказал взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения ,процентов за пользование чужими деньгами ,судебных расходов -то есть он не сказал что отказано во взыскании имущественного вреда и уплате упущенной выгоды - а именно просто он скорей всего нарочно ошибся . Помимо этого в определении о принятии данного искового заявления к производству -было написано также что я обратился за взыскании с ответчика неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими деньгами ,но я сразу же подал заявление в суд чтобы мне выдали правильно определение -при этом приложив к данному заявлению -определение об оставлении старого иска без рассмотрения по причине не явки мной истцом дважды на судебное заседание -но мое заявление было проигнорировано -только лишь с суда позвонили и сказали мол все хорошо и ничего страшного что ошиблись. И как быть после этого -если суд ошибся (возможно нарочно) в решении суда в предмете иска и ошибся (возможно нарочно) в требованиях истца ? Подавать апелляционную жалобу или заявление об исправление описки (ошибки) ? хотя не понятно является ли это опиской или ошибкой ? А также как мне быть и что мне делать -если в мотивированном решении суда будет та же ошибка ?

Студент Федоров обучается на филологическом факультете Ростовского государственного университета по специальности журналистика. В этом году он заканчивает университет и желает попасть в кадровый резерв государственной гражданской службы Ростовской области, не имея опыта работы по специальности.

Я пишу диплом по теме правового статуса работников суда. Подскажите, почему судьи нет в Указе Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 30.07.2020) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" нет судьи в реестре? Является ли судья гос служащим? Напишите пожалуйста с ссылкой на закон.

Добрый день. Я устроилась на Государственную гражданскую службу на временную ставку, сейчас я нахожусь на испытательном сроке. Мне не понравилось, 15.03 я написала заявление по собственному желанию и отнесла на подпись начальнику, она подписала. Позже она подошла и сказала, что нужно написать заявление от 16.03 и с просьбой уволить 21 числом. Я написала. Сегодня пятница, я заполнила обходной лист, она в нем расписалась. 21 числа на последний день отработки я выйти не могу, начальница говорит выйти, но я не могу по семейным обстоятельствам. Что будет с юридической точки зрения, если я не выйду на последний день отработки?

Работу в аппарате суда предлагают выделить в отдельный вид государственной службы

Постановления о внесении в Госдуму законопроекта о государственной судебной службе (далее – законопроект о судебной службе) и двух законопроектов о поправках в ряд федеральных конституционных и федеральных законов в связи с введением такой службы 1 приняты на сегодняшнем заседании Пленума ВС РФ. Так, под государственной судебной службой предлагается понимать вид госслужбы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан РФ в аппаратах ВС РФ, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Сейчас, напомним, сотрудники аппаратов судов являются государственными гражданскими служащими.

"В настоящее время вопрос укомплектования аппаратов судов высокопрофессиональными кадрами стоит особенно остро из-за низкого уровня заработной платы работников судебной системы при стабильно высоком уровне нагрузки. Это приводит к тому, что выпускники вузов, в том числе юридических, предпочитают не идти на работу в сферу правосудия", – отметил представлявший на заседании соответствующие законопроекты первый заместитель Председателя ВС РФ Пётр Серков. Поскольку одна из основных задач аппарата суда заключается в обеспечении своевременного рассмотрения и разрешения дел, от того, насколько квалифицированным является его кадровый состав, зависит качество отправления правосудия. В связи с этим и предлагается определить статус государственного служащего судебной службы РФ (далее – судебный служащий), установить требования к нему и условия прохождения судебной службы.

Согласно законопроекту о судебной службе судебным служащим запрещается быть представителями в суде (за исключением случаев законного представительства), выполнять функции по осуществлению правосудия, совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса, заниматься, помимо судебной службы, какой-либо оплачиваемой деятельностью (исключение – преподавательская, научная или иная творческая деятельность), предпринимательством, покупать некоторые ценные бумаги и т. д.

В то же время перечислены в проекте и социальные гарантии судебных служащих. К ним относятся, в частности:

  • увеличенная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска – 30 календарных дней;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск – от 1 до 10 календарных дней в зависимости от стажа;
  • защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и иных неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей и др.

Предусматривается также введение специальных классных чинов судебной службы. Однако для должностей, квалификационным требованием к которым является наличие юридического образования, сохраняются классные чины юстиции (юрист, советник юстиции, государственный советник юстиции, действительный государственный советник юстиции).

Кроме того, предполагается, что у судебных служащих появится собственная форменная одежда, ношение которой в судебном заседании будет обязательно, а также официальные символы, что позволит идентифицировать их среди участников процесса.

Определенные изменения могут затронуть и структуру аппарата некоторых судов. Так, по аналогии с институтом секретариата председателя суда, который, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту о судебной службе, эффективно функционирует в арбитражных судах, предлагается ввести должности руководителя секретариата председателя суда, его заместителя и советника в областных и равных им по уровню судах, а также окружных (флотских) военных судах.

Также предполагается обеспечить независимость администраторов ряда судов от ВС РФ. Напомним, на администратора возложены обязанности по организации материально-технического и хозяйственного обеспечения судебной деятельности, а также по обеспечению ее безопасности. Согласно действующему законодательству администраторы судов реализуют свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при ВС РФ (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"). Поправками устанавливается, что для осуществления перечисленных функций в областных и равных им по уровню судах, окружных (флотских) военных и арбитражных судах вводится должность руководителя аппарата, который будет подчиняться непосредственно председателю конкретного суда (соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации").

Таким образом, по мнению разработчиков пакета соответствующих законопроектов, установление специального статуса судебного служащего и предоставление ему дополнительных гарантий и мер материального обеспечения позволит поднять престиж судебной службы и привлечь в эту сферу квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, повысит качество отправления правосудия.


В статье проанализированы правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, выявлен ряд особенностей в связи с прохождением гражданской службы в органах судейского сообщества, а также отражены перспективы развития законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: государственная служба, Верховный Суд РФ, законопроект.

Как и любая профессиональная деятельность, имеющая публичный характер, эффективное осуществление государственной гражданской службы в судах Российской Федерации было бы немыслимо без четкой правовой регламентации. Знание системы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с прохождением государственной службы в судах, позволяет государственным служащим ясно понимать стоящие перед ними задачи и находить правильные пути их решения. Кроме того, представление о правовых основах государственной гражданской службы в судах способствует профессиональному росту работников судов, а также глубокому осознанию ими своих прав и обязанностей как в сугубо профессиональном, так и в социальном аспекте.

Система законодательных и подзаконных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с осуществлением гражданами на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, профессиональной деятельности, направленной на обеспечение деятельности и функционирования судебной системы Российской Федерации [1, с. 24] представляет собой правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации.

Вершиной правовой основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации являются принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 указывает, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации» являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и его основных свобод входят в правовую систему нашей страны и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае расхождения норм, регламентирующих однородные общественные отношения.

Нормы Конституции Российской Федерации имеют приоритетный характер в национальной правовой системе. При рассмотрении вышеуказанной тематики особое внимание следует обратить на следующий ряд статей. Прежде всего, ст. 10, устанавливающая, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Иначе говоря — принцип разделения властей — является гарантией предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранения целостности государственного механизма и всего общества в целом.

Следующие положения Конституции позволительно объединить в одну группу и условно обозначить как «гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина», ст. 45–53. Среди них основополагающую роль, в контексте рассматриваемой тематики, приобретают положения о судебной защите прав и свобод человека и гражданина, получении им квалифицированной юридической помощи, недопущении лишении кого-либо права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, установлении принципа презумпции невиновности и др.

Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы в судах Российской Федерации на уровне федерального законодательства является достаточно объемным и подробным. Прежде всего, это федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [2] и его положения, касающиеся обеспечения деятельность судов, аппарате суда и особом органе при Верховном Суде — Судебном департаменте, закрепленные в ст. 30–32. И это также федеральный конституционный закон «О военных судах» [3], положения ст. 33 об аппарате военного суда.

Особое и ключевое значение в законодательном регулировании государственной гражданской службы в судах Российской Федерации имеют Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [4], определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации и имеющий еще большую значимость, федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] (далее — ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»), устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, в частности, принципы, должности, правовой статус государственного гражданского служащего, порядок поступления на гражданскую службу и ряд иных важнейших институтов государственной службы, непосредственно связанных, с рассматриваемой, в рамках данной курсовой работы, тематикой. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в настоящее время является центральным нормативно-правовым актом в вопросах регулирования деятельности государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации.

Замыкающим в актах федерального законодательства, регулирующих государственную гражданскую службу в судах Российской Федерации, является Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде» [6]. Его анализ позволяет сделать ряд выводов о том, какие важные функции выполняет данный орган. Среди них, осуществление организационного, кадрового, материального обеспечения деятельности всех видов судов, в частности, определение потребности судов в кадрах, обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов, разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, присвоение, в пределах своей компетенции, классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов. Судебному департаменту, также предоставлены полномочия, ходатайствовать о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий и др.

Итак, рассмотрев законодательную регламентацию государственной гражданской службы в судах на федеральном уровне Российской Федерации, следует отметить, что регулирование служебной деятельности в судебной системе не осуществляется посредством особых, специфических для данной сферы, специальных нормативно-правовых актов, в целом, деятельность граждан, замещающих должности гражданской службы в судебных органах Российской Федерации регламентируется общими для всех гражданских служащих федеральными законами, актами подзаконного нормотворчества. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что законодательство в данной сфере с течением времени продолжает развиваться и совершенствоваться.

Рассуждая об особенностях государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, стоит сказать, что гражданская служба в конкретном суде это, как правило, осуществление гражданином Российской Федерации деятельности на соответствующей должности государственной гражданской службы в аппарате этого суда. Поскольку именно аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях — осуществлением контроля исполнения решения суда. Профессиональная работа государственных служащих аппарата суда, создавая условия для своевременного рассмотрения и разрешения дел, в значительной мере способствует эффективности и качеству правосудия [7, c.33–35].

Каждый орган государственной власти имеет государственных служащих, специфика деятельности которых органически связана со статусом органа государственной власти. Применительно к органам судебной системы специфика государственной гражданской службы заключается, прежде всего, в том, что государственные служащие не осуществляют функции судебной власти, в частности, главную функцию — правосудие. Деятельность государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации имеет своей целью обеспечить надлежащее обслуживание деятельности судей по осуществлению правосудия — финансовое, материально-техническое обеспечение, решение организационных вопросов, информационное, юридическое обслуживание. В целом — эта деятельность может быть охарактеризована как вспомогательная по отношению к функции правосудия. Вместе с тем, служба в судах, для большинства осуществляющих свою деятельность на соответствующих должностях, обуславливает необходимость высокой квалификации в сфере юриспруденции, как правило, наличие высшего юридического образования, а для отдельных младших должностей — средне-специального юридического образования. К сожалению, законодательство о государственной гражданской службе этой специфики не учитывает. Поскольку большую часть государственных гражданских служащих составляют лица, осуществляющие свою деятельность в органах исполнительной власти, законодатель отдает предпочтение регулированию специфики работы государственной гражданской службы именно в органах исполнительной власти. Это находит проявление как в формировании принципов, прав и обязанностей служащих, так и в решении вопросов о прохождении государственной гражданской службы.

Не менее важным является необходимость учета соотношение статуса судьи как должностного лица Российской Федерации и статуса государственного служащего, призванного обеспечивать реализацию судьей его полномочий по осуществлению правосудия и выполнять лишь вспомогательные функции при строгом соблюдении требовании невмешательства в осуществление правосудия и принципа независимости судей. Иначе говоря, законодатель должен учитывать различные аспекты распределения государственных гражданских служащих аппаратов судов по категориям и классам, имея в виду при этом, особое процессуальное положение, к примеру, секретарей судебных заседаний, а также положение помощников судей, консультантов, администраторов судов и иных работников аппарата, к которым должны предъявляться повышенные дополнительные требования и вместе с тем обеспечиваться надлежащее материальное содержание.

Анализ массива нормативно-правового материала, регламентирующего государственную гражданскую службу в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство на федеральном уровне, ни законодательство субъектов Российской Федерации не учитывает в полной мере особенностей работы государственных гражданских служащих в аппаратах судов и в целом, всей ветви судебной власти.

Интерес представляет краткое рассмотрение ряда вопросов государственной службы в судах Российской Федерации, которые регламентируются во внесенном законопроекте несколько иначе, чем в нынешнем законодательстве о государственной гражданской службе.

Так, в вышеуказанном акте дается достаточно точное и юридически обоснованное определение того, что собой будет являть государственная судебная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях судебной службы в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, направленной на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Помимо этого, в проекте обращено внимание на принципы судебной службы, такие как законность организации и деятельности судебной службы; обеспечение доступа граждан к правосудию; ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; деполитизация судебной службы. Указанные принципы раскрываются в правах, обязанностях служащего судебной службы, особых требованиях и запретах, связанных с прохождением судебной службы. Например, законопроектом предусмотрено, что судебный служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; служащему судебной службы запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы.

Законопроектом вводятся специальные классные чины судебной службы, однако сохраняются классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.

Обосновывая создание государственной судебной службы, стоит отметить, что необходимость в этом диктуется существующей текучкой кадров в рядах помощников и секретарей судей, которая в отдельных регионах достигает 400 %. Краеугольным камнем такого положения вещей является низкий уровень оплаты труда государственных служащих. Учитывая это, также в связи с предъявляемыми повышенными требованиями к служащим судебной службы, рассматриваемым законопроектом предусмотрен ряд гарантий: увеличенные должностной оклад, а также, по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации, продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом; замещение иной должности судебной службы при сокращении должностей судебной службы или упразднении органа прохождения судебной службы. Стоит сказать также, что законопроект оговаривает и внешний вид формы судебных служащих. Их мундир будет иметь официальные символы в виде нашивок, указывающих на принадлежность к службе, а также погоны, соответствующие присвоенным чинам.

Законопроект «О государственной судебной службе», содержит в себе как плюсы и минусы. Так, среди плюсов, определенно, то, что заработная плата лиц, которые будут замещать государственные судебные должности, почти в три раза будет превышать нынешний оклад государственных гражданских служащих в судах. Также увеличится пенсионное обеспечение, которое будет выше, чем у государственных гражданских служащих. Это, разумеется, обусловлено спецификой деятельности, осуществляемой служащими в судебных органах.

Немаловажным достижением будет являться и то, что с принятием данного законопроекта будет урегулирован и систематизирован большой объем правоотношений, связанных с функционированием государственной службы в рамках одной из важнейших ветвей власти — судебной.

Тем не менее, не все вопросы решены. Так, например, остается проблемным аспектом профессиональная подготовка судебных служащих. Если провести аналогию с военнослужащими, которые проходят подготовку в специализированных учебных заведениях, то целесообразно обратить внимание и на вопросы качественной профессиональной подготовки служащих судебных органов в соответствующих учебных заведениях.

Стоит также отметить, что в феврале 2017 года правительственная комиссия по законопроектной деятельности предоставила отрицательный отзыв на рассматриваемый законопроект, обуславливая это тем, что отображенной в проекте специфики государственной службы в судебных органах недостаточно для выделения ее в отдельный вид государственной службы. Кроме того, по мнению Правительства, для реализации положений законопроекта потребуется внушительный объем финансирования.

  1. Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции по обеспечению судебной деятельности: Научно-практическое пособие / Под общ. ред. В. В. Ершова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: РАП. 2011;
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;

3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О военных судах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;

5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;

  1. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 N 7-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
  2. Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33–35;
  3. Проект Федерального закона N 102341–7 «О государственной судебной службе Российской.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, судебная служба, государственная служба, служащий, суд, судебная власть, Верховный Суд, государственная власть, государственная судебная служба.


Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью преодоления негативной ситуации, связанной с формированием профессионального кадрового ядра государственных гражданских служащих судебных органов. Целью работы заключается в выявлении проблем правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в аппарате судов общей юрисдикции и предложении решений по их устранению. Поставленная цель требует решения следующих задач: — характеристика условий профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в аппаратах судов общей юрисдикции; — анализ правовых основ прохождения государственной гражданской службы в судебных органах; — предложение правотворческих решений, направленных на устранение недостатков правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в аппарате судов общей юрисдикции. По итогам работы предложены решения проблем правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в судебных органах.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственная гражданская служба, профессиональная деятельность, аппарат суда.

Отправление правосудия в совокупности с обеспечением судебной деятельности представляет собой сложный механизм. Клеандров М. И. верно отмечает, что «для его качественного функционирования нужны профессиональные специалисты, которым государство должно обеспечить определенные условия для работы» [1, с. 77].

Увеличение служебной нагрузки на судей и аппарат областных и равных им судов, наглядно подтверждают статистические данные. Так, в 2015 году количество гражданских и административных дел, принятых к производству по первой инстанции областными и равными им судами, составило 13 700 дел, в 2016 году — 19 400 дел (+42,2 %), в 2017 году — 24 700 дел (+27 %), в 2018 году — 28 600 дел, в 2019 году -39 200 дел (+37,2 %) [2].

В свою очередь в 2015 году число гражданских и административных дел, поступивших на апелляционное рассмотрение, составило 663 200 дел. В 2016 году — 742 900 дел (+12,0 %), в 2017–724 900 (-2,4 %), в 2018–719 900 (-0,7 %), в 2019–739 000 (+2,7 %) [3].

Таким образом, очевидна тенденция к общему увеличению числа гражданских и административных дел, поступающих на рассмотрение в областные и равные им суды, за пять последних лет, что в основном обусловлено продолжением роста числа принятых к производству административных дел, рассматриваемых в порядке КАС РФ, который вступил в силу в 2015 году.

Следует отметить, что увеличение количества поступающих исковых заявлений, а также гражданских и административных дел, в судебные органы не только отражается на персональной нагрузке каждого судьи, но и всего аппарата судов. Матвеев С. П. выражает сожаление о том, что «в судебной системе до настоящего времени не решен вопрос об оптимизации штатного расписания судей и аппарата судов. Между тем значение аппарата суда в процессе осуществления правосудия вряд ли можно переоценить, поскольку без его деятельности вообще невозможна работа суда» [4, с. 26].

Деятельность государственных гражданских служащих, в своей совокупности составляющих аппарат суда, оказывает непосредственное влияние на эффективность правосудия, соблюдение установленных сроков подготовки важнейших процессуальных документов и т. д. По этой причине выявление проблемных аспектов прохождения государственной гражданской службы служащими суда и их устранение приобретает первостепенное значение. Следует отметить, что данные проблемы наиболее остро сконцентрированы в судебных органах, обслуживающих крупные мегаполисы, где необходимость их решения приобретает особую актуальность.

Так, в Федеральном законе № 79-ФЗ отсутствуют положения, производящие разграничение должностей государственной гражданской службы на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие, не урегулированы основания и порядок перемещения служащего между ними.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» [7] закрепляет в аппаратах Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда следующую иерархию должностей, которая включает в себя следующие должностные категории и группы: — «руководители» (главная и ведущая группа должностей); — «помощники» (главная группа и ведущая группа должностей); — «специалисты» (ведущая и старшая группа должностей); — «обеспечивающие специалисты» (ведущая, старшая и младшая группа должностей).

Анализ указанной иерархии во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 79 показывает, что неурегулированными остаются вопросы соотношения должностей по отношению к друг другу внутри одной должностной группы, так как остается неясным являются ли они равнозначными, вышестоящими или нижестоящими. В свою очередь это негативно сказывается на регулировании отношений перемещения по государственной гражданской службе в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 79-ФЗ. Считаем, что этого явно недостаточно по причине того, что положения Федерального закона № 79-ФЗ не учитывают весь потенциал правоотношений в сфере перемещения государственных гражданских служащих по службе.

Для устранения указанного недостатка, пункт 1 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ необходимо изложить в следующей редакции: «Перевод государственного гражданского служащего в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Должность на гражданской службе считается вышестоящей, если для нее предусмотрен более высокий классный чин, чем классный чин по прежней должности на гражданской службе, а при равенстве классных чинов — более высокий должностной оклад».

Специфическими особенностями организационно-структурного построения федерального суда общей юрисдикции выступает «прикрепление» к конкретному судье помощника и секретаря судебного заседания. В процессе такого взаимодействия судья осуществляет деятельность по отправлению правосудия, а помощник судьи и секретарь судебного заседания исполняют вспомогательные функции. В частности, секретарь является ответственным должностным лицом за ведение протокола судебного заседания, а помощник судьи готовит проекты различных процессуальных документов.

На подзаконном уровне правового регулировании статус помощника судьи конкретизируется в нормах Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.08.2019 № 193 [8], который устанавливает, что в организационном плане помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда.

Необходимо отметить, что в настоящий момент отсутствует аналогичный ведомственный нормативный правовой акт, содержащий типовые положения, которые детализируют правовой статус секретаря судебного заседания. Данный пробел частично восполняется внутренней нормотворческой деятельностью председателей судов общей юрисдикции. В качестве примера можно привести должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Кемеровском районном суде Кемеровской области должность секретаря судебного заседания, утвержденный Приказом председателя Кемеровского районного суда Кемеровской области от 19.02.2018 № 9 [9].

Таким образом, анализ правовых основ прохождения государственной гражданской службы в аппарате суде свидетельствует о наличии пробелов, противоречий, отсутствии логической взаимосвязи между нормативными правовыми актами законодательного и подзаконного уровня.

В целях устранения вышеуказанных недостатков необходимо закрепить в Федеральном законе № 79-ФЗ основания и порядок перевода на вышестоящую, равнозначную и нижестоящую должность государственной гражданской службы. Также на уровне Судебного департамента при Верховном Суде РФ целесообразно разработать и утвердить типовой должностной регламент секретаря судебного заседания.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, судебное заседание, аппарат судов, общая юрисдикция, дело, правовое регулирование прохождения, государственный орган, гражданская служба, профессиональная деятельность, Судебный департамент.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: