Правосудие как принцип конституционных прав и гарантии их реализации

Обновлено: 06.05.2024

1. Понятие правосудие и его отличительные признаки.

2. Конституционные принципы правосудия.

1.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции, которые предопределяются характером и содержанием функций государства. В целях эффективного распределения полномочий по решению внутренних задач государства каждый государственный орган выполняет специфическую, только ему присущую функцию и для этого наделяется определенной компетенцией.

В ч.1ст.7 КоСиСС сказано, что суды осуществляют правосудие (Конституция ст.110).

Правосудие – это вид государственной деятельности, который осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел в целях укрепления законности и правопорядка охраны прав граждан и организаций.

Являясь одной из государственных функций, правосудие обладает рядом специфических признаков, которые в юридической литературе предложено объединить в 3 группы:

1. Организационно-правовые – относятся положения, в соответствии с которыми правосудие осуществляется специально созданными органами, судами (ст.112Конституции);

2. Правоприменительные - относятся конституционная норма о том, что правосудие осуществляется на основании Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112 Конституции,ст.7 КоСиСС);

3. Процессуальные - осуществление правосудия в рамках установленной законом процедуры указанными в законе способами, а в предусмотренных законом случаях – с участием представителей общественности.(ст.113-115 Конституции,ст.11-12КоСиСС).

Правосудие – это есть форма осуществления судебной власти, что определяется ст.112 Конституции и ст.7 КоСиСС.

В настоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти в форме правосудия, которые принято называть видами судопроизводства. Данное положение находит отражение в КоСиСС, где в ст.2 указывается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Судебная власть не сводится лишь к полномочию осуществления правосудия, т.к. эта власть включает и ряд других полномочий, которые имеют большое значение:

Судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц (реализация Конституционным Судом РБ в процессе своей деятельности либо общими и хозяйственными судами в форме принесения частных определений на выявленные нарушения законности отдельными должностными лицами, либо существенные недостатки или нарушения в деятельности юридических лиц).

Обеспечение исполнения постановлений судов (приговор, решения, определения) и решений некоторых других органов.

Разъяснение действий законодательства на основе анализа судебной практики. Реализация указанных полномочий тесно связана с правосудием и содействием его осуществлению.

2.

Современное общество в рамках процесса обеспечения демократического устройства судебной системы выработала определенные принципы способные исключить или свести к минимуму какое-либо давление на судебную власть.

Принципы правосудия– основные правовые положения выражающие природу и сущность правосудия, сформированные в НПА в виде норм, принципов или вытекающие из системы конкретных правовых норм.

Принципы правосудия сформированы в Конституции РБ и КиСиСС. Кроме того ряд принципов отражается в соответственных процессуальных кодексах. В силу этого принципы судопроизводства можно классифицировать на группы в зависимости от источников изложения.

Система принципов правосудия:

1. Конституционные принципы, ряд основополагающих принципов судопроизводства, являющихся по существу демократическими гарантиями для граждан. Данные принципы определяют общие положения построения и реализации судебной власти в форме правосудия и закреплены в гл.6 Конституции Республики Беларусь.

2. Общеправовые принципы закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Часть из закрепленных в данном нормативном акте принципов имеет статус конституционных, поскольку первоначально они получили свое отражение в Конституции РБ. В то, же время ряд принципов, вытекающих из общих положений Конституции, сформулирован именно в вышеназванном кодексе.

3. Отраслевые принципы присущи определенному виду правосудия. При этом ряд принципов сформулирован на основе положений Конституций РБ. Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей, некоторые же из принципов касаются непосредственно определенного вида процессуальной деятельности, регламентированной соответствующим кодексом – Гражданском процессуальным, Уголовно – процессуальным, Хозяйственным Процессуальным, Кодексом РБ об административных правонарушениях, а также Законом «О Конституционном Суде РБ» и Регламентом Пленума Конституционного Суда.

Это ряд основополагающих принципов судопроизводства является по существу демократическими гарантиями для граждан. Данные принципы определяют общие положения построения и реализации судебной власти в форме правосудия и закреплены гл.6 Конституции РБ.

Принципы:

1. Осуществление судебной власти только судами,

2. Независимость судей и подчинение их только закону,

3. Осуществление правосудия на основе Конституции, Законов и принимается в соответствии с ними НПА,

4. Открытое разбирательство дел во всех судах,

5. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов),

6. Право граждан на судебную защиту,

7. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде,

8. Состязательность и равенство сторон в процессе,

9. Принцип презумпции невиновности,

10. Выборность и назначение судей,

11. Право граждан на юридическую и адвокатскую помощь.

Общеправовые принципы – закреплены в КоСиСС. Часть этих принципов имеет и конституционный статус, т.к. находит свое отражение и в Конституции РБ:

1.Принцип государственного языка судопроизводства (ст. 13 КосиСС, Закон РБ «О языках РБ»),

2.Принцип обязательности судебных постановлений и требований судьи (ст.14 КоСиСС).

Отраслевые принципы – присущи определенному виду правосудия, ряд таких принципов сформированы на основе Положения Конституции РБ КоСиСС РБ, некоторые из принципов касаются непосредственно определенного вида процессуальной деятельности, которая регламентируется в соответственном кодексе ГПК, УПК, ХПК, КоАП, Закон РБ «О Конституционном Суде РБ», Регламентом Пленума Конституционного Суда.

ХПК:

Ст.13 «Процессуальная экономия»,

Ст.16 «Разъяснительный процесс прав и обязанностей»,

Ст.17 «уважение достоинства личности»,

Ст.28 «Судебный надзор»,

Ст.24. «Непосредственность судебного разбирательства»,

Ст.26 «Применение норм иностранного права и (или) обычаев, используемых в международной торговле»,

Ст.10. «Обеспечение защиты прав и свобод граждан»,

Ст.11 «Неприкосновенность личности»,

Ст.12 «Уважение чести и достоинства личности»,

Ст.13. «Охрана личной жизни»,

Ст.14 « Неприкосновенность жилища и иных законных владений»,

Ст.15 «Публичность уголовного процесса»,

Ст.18 «Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела»,

Ст.19 «Оценка документов по внутреннему убеждению»,

Ст.25 «Прокурорский надзор в уголовном процессе».

ГПК:

Ст.13 «Уважение достоинства личности»,

Ст.15 «Разъяснение судом участникам гражданского судопроизводства их прав и обязанностей»,

Ст.20 «Выяснение судом действительных обстоятельств дела»,

Ст.22. «надзор вышестоящих судов за судебную деятельность»,

Ст.23 «Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве».

КоАП:

Ст.4.2 - неотвратимая ответственность;

Закон « О Конституционном Суде РБ»: ст.2 5 «Устность».

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определение понятия «правосудие». Назовите его отличительные признаки.

Конституционные гарантии правосудия представляют собой гарантии свободы личности, которые направлены на исключение произвола со стороны государственных органов в уголовном процессе. Выделяют следующие конституционные гарантии правосудия:

  • Гарантия подсудности. Основывается на статье 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде тем судьей, к подсудности которого рассмотрения данного дела отнесено законом. То есть любое дело должно быть направлено в суд той судебный инстанции, в ведении которой находится его рассмотрение.
  • Право на квалифицированную юридическую помощь. На основании статьи 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в отдельных в случаях, оговоренных законом, она должна оказываться бесплатно. Кроме того, каждый заключенный под стражу человек, обвиняемый в совершении преступного деяния, задержанный, подозреваемый имеет право на помощь адвоката либо защитника непосредственно с момента его задержания, заключения его под стражу или предъявления ему обвинения. Данная гарантия важна для тех лиц, которые не обладают самостоятельными познаниями в области юриспруденции и не могут квалифицированно отстаивать свои права.
  • Презумпция невиновности. На основании статьи 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления является невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и определена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Кроме того, если имеются какие-то неустранимые сомнения в виновности лица, все они должны толковаться в пользу обвиняемого.
  • Не допускается повторное осуждение лица за одно и тоже преступление. Данный запрет регламентирован ч. 1 статьи 50 Конституции РФ.
  • Незаконно полученные доказательства недействительны. На основании ч. 2 статьи 50 Конституции РФ не допускается использование доказательств, которые получены с нарушением норм действующего законодательства, в частности УПК РФ. Так, недопустимо использование доказательств, которые получены в результате пыток, незаконного проникновения в жилище или иное помещение, незаконного прослушивания переговоров и т.д. Данный запрет защищает граждан от произвола правоохранительных органов, которые для достижения своих цели могут нарушать права и свободы человека и гражданина. Если доказательства получены с нарушением, суд не примет их.
  • Право на пересмотр приговора. Ч. 3 статьи 50 Конституции РФ устанавливает, что каждый осужденный имеет право на пересмотр его приговора вышестоящей инстанцией в порядке, который установлен нормами действующего законодательства. Каждый осужденный имеет право просить помиловать все его или смягчить наказание. Кроме того, пересмотр приговора – это гарантия выявление судебных ошибок.
  • Права потерпевших защищаются от злоупотребления властью на основании статьи 52 Конституции РФ. Государство должно обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба.
  • Запрет обратной силы закона. Закон обратной силы не имеет, особенно устанавливающий или отягчающий ответственность. Лицо также не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавались правонарушением.

Рисунок 1. Конституционные гарантии правосудия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Назначение конституционных гарантий правосудия

Гарантии правосудия представляют собой правовые средства, которые реализуют те или иные права и свободы человека и гражданина. Права могут быть реализованы только тогда, когда им соответствует чья-то обязанность их обеспечить. Поэтому гарантии – это обязанности некоторых государственных органов, а применительно к конституционным правам и свободам – это обязанность государства обеспечить гражданам реализацию их прав и свобод.

Конституция РФ содержит специальные статьи, которые устанавливают гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Условно гарантии делятся на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охрана его прав, выступают в качестве принципов правового статуса человека и гражданина.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфические способы реализации конституционных гарантий правосудия

В последние годы в качестве специфической конституционной гарантии правосудия выделяют право на международную защиту. Так, на основании ст. 46 конституции РФ каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в меж государственные организации по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Например, граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека, защищая нарушенные права.

Защита прав и свобод человека и гражданина в ходе реализации правосудия в таком случае регламентируется не только нормами Конституции, но также и международными договорами, общепринятыми принципами и нормами международного права. Следует учитывать, что международный договор действует на территории Российской Федерации только в том случае, когда был ратифицирован в форме соответствующего федерального закона.

Ст. 53 Конституции РФ также выделяет специфические конституционные гарантии реализации правосудия, как право на возмещение вреда, который был причинен преступлением или правонарушением. В том числе, подлежит возмещению вреда, который был причинен незаконными действиями или бездействия органов государственной власти или их должностных лиц, органами местного самоуправления.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только нормами федерального закона и только в той степени, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества, обороны страны и безопасности государства.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.06.2021

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Под конституционно-правовыми принципами осуществления судебной власти следует понимать концептуальные идеи, на основе и с учетом которых принимаются нормативные правовые акты об организации и функционировании судебной системы, выносятся решения органов судебной власти, осуществляется весь процесс судопроизводства. Конституционно-правовые принципы осуществления судебной власти определяются в Конституции РФ и федеральных конституционных и федеральных законах в сфере устройства и функционирования судебной системы, организации и деятельности судов, развиваются в решениях Конституционного Суда РФ. К этим законам прежде всего относятся Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Одним из конституционно-правовых принципов в рассматриваемой сфере является принцип осуществления судебной власти посредством одного из установленных видов судопроизводств и недопустимости создания чрезвычайных судов. Суды вершат правосудие в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Арбитражное судопроизводство не названо в Конституции РФ в качестве самостоятельного вида судопроизводства. Арбитражный процесс по природе похож на гражданский процесс и может рассматриваться в качестве разновидности последнего. Недопустимость создания чрезвычайных судов не исключает возможность образования судов специализированных по рассмотрению гражданских и административных дел. Речь, например, идет о перспективах формирования административной юстиции. В отличие от чрезвычайных судов специализированные суды образуются не для разрешения какого-то конкретного дела, а действуют на постоянной основе, рассматривают любые подведомственные им споры определенной категории профессиональным составом специалистов.

Важным конституционно-правовым принципом осуществления судебной власти является принцип независимости судьей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону. При разрешении и рассмотрении дела на судью не может оказываться воздействие или давление в какой-либо форме со стороны граждан, их объединений, органов публичной власти и других субъектов. Функциональная и организационная самостоятельность и независимость судов являются гарантиями от воздействия или давления на судей.

Независимость судьи обеспечивается также специальным порядком прекращения и приостановления полномочий судьи, его правом на отставку, неприкосновенностью судьи, системой органов судейского сообщества, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, возможными мерами его правовой защиты.

Одним из конституционно-правовых принципов осуществления судебной власти является принцип несменяемости судей. Несменяемость означает, что после своего назначения судья не может быть произвольно смещен с судейского поста, он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком и могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Для некоторых категорий судей относительно срока их полномочий и предельного возраста пребывания в должности законом могут устанавливаться определенные исключения. Например, мировой судья может быть назначен на должность на срок не более чем 5 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов РФ.

Важным конституционно-правовым принципом осуществления судебной власти является принцип неприкосновенности судей. Неприкосновенность судей направлена на охрану личности судьи от необоснованных преследований заинтересованных в определенном исходе судебного дела субъектов, а также на создание надлежащих условий для его беспрепятственной деятельности. Судья, в том числе прекративший полномочия, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение, и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Неприкосновенность судьи означает невозможность его привлечения к уголовной или административной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Данный порядок допускает случаи привлечения любого судьи к названным видам ответственности только на основании решений органов высокого ранга – Генерального прокурора РФ, специально образуемой коллегии из трех судей.

Одним из конституционно-правовых принципов осуществления судебной власти является принцип открытого разбирательства дел во всех судах, а также допустимости проведения закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Названный принцип еще можно охарактеризовать как гласность судопроизводства.

Важным конституционно-правовым принципом осуществления судебной власти является также принцип обеспечения состязательности и равноправия сторон в ходе судопроизводства.

Одним из конституционно-правовых принципов осуществления судебной власти является принцип обеспечения обвиняемым рассмотрения их дел с участием присяжных заседателей. Обвиняемому, совершившему особо тяжкие преступления против жизни, за которые в качестве исключительной меры наказания устанавливается смертная казнь, должно обеспечиваться специальное судопроизводство – судопроизводство с участием присяжных заседателей.

Помимо конституционно-правовых принципов осуществления судебной власти, специально обозначенных в Конституции РФ, в текущем, преимущественно отраслевом законодательстве содержатся и другие принципы, пронизывающие систему судопроизводства. Такие принципы не являются универсальными для всех видов судопроизводств и судов. Они могут быть актуальными в зависимости от специфики судопроизводства и(или) организации и деятельности суда, рассматривающего дело. Примерами данных принципов осуществления судебной власти, прямо в Конституции РФ не названных, но вытекающих из ее буквы и духа, являются: 1) непрерывность судебного заседания; 2) устность судебного заседания; 3) рассмотрение дел в единоличном или коллегиальном составе суда; 4) доступность судебного заседания лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводства.

Конституционные гарантии правосудия. Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью. Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.

Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных.Конституция гарантирует обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на юридическую помощь. В уголовном процессе адвокат выступает защитником подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного, а в гражданском - представляет интересы истца, ответчика, третьего лица. Юридическая помощь может оказываться также лицам, привлекаемым к административной ответственности. Конституция устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Право на защиту относится к числу абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступлении. Такая природа этого права была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

Презумпция невиновности.Данная гарантия запрещает, кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, как с преступником, до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах и т. д. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Презумпция невиновности имеет еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

В ст. 50 Конституции РФ содержится важная гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.

На всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные в нарушение закона. Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания. Пересмотр приговора - необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом.

Гарантия от самообвинения.Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. УПК включает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. Следовательно, человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близких родственников в совершении преступления, т. е. могут быть использованы против его интересов.

Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба. Соответствующий гражданский иск рассматривается вместе с уголовным делом.

Конституция РФ (ст. 54) закрепляет общеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же принимается закон, отменяющий или смягчающий ответственность, то по принципу гуманизмаобратная сила закона как раз признается. Конституционная гарантия в этом случае устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.


Известно, что понятие принцип происходит от лат. термина «principium», означающего «начало», «основа». В теории государства и права под правовыми принципами понимаются основные, исходные положения, начала, руководящие идеи, которые определяют характер правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Будучи закрепленными в законодательстве, принципы приобретают общеобязательный характер. В современном правовом пространстве принципы становятся важными предпосылками дальнейшего совершенствования и развития законодательства в направлении, обеспечивающем полное удовлетворение потребностей общества.

Правовые принципы всегда находят конкретное закрепление в нормах права, или они должны быть логически выведены из норм действующего права, ибо правовая идея, концепция, не закрепленная в нормах права, остается существовать только в области правового учения, доктрины [4, с. 53].

В принципах права концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание отношений. Принципы права должны быть подкреплены соответствующими гарантиями их реализации. Без гарантирующих норм принципы превращаются в призывы.

Значение принципов проявляется в том, что они являются «каркасом» отрасли права и законодательства, другие нормы права «заполняют» отрасль конкретным содержанием; «по каналам» принципов происходит дальнейшее совершенствование институтов и норм отрасли; играют определяющую роль в реализации норм права. Это проявляется как в их влиянии на правосознание участников правоотношений, так и в непосредственном применении принципов через применение норм, в которых они закреплены [8, С. 124–127].

Принципы как научная категория могут многое рассказать о наиболее существенных сторонах правовой материи, изучая принципы, мы можем узнать об особенностях отрасли законодательства [7].

В зависимости от характера нормативных актов, в которых они закреплены, принципы разделяются на конституционные и прочие [9, с. 533]. Но при этом, как правило, принималась точка зрения о том, что значение как конституционных, так и иных (неконституционных) принципов судопроизводства одинаково, т. к. «практически деление принципов процесса на конституционные и неконституционные неоправданно потому, что может неправильно ориентировать органы следствия, прокуратуры и суда, создавая у них ошибочное представление о существенности нарушений только положений, закрепленных в Конституции» [6, с. 65–77].

Конституционные принципы организации и деятельности судебной власти выполняют важную роль для обеспечения стабильности российского общества. На уровне конституционного регулирования закрепление правосудия в качестве специфической разновидности судебной деятельности и направления государственной деятельности реализовано в гл. 7 «Судебная власть. Прокуратура» Конституции РФ. Носителями судебной власти, следовательно, уполномоченными законом на отправление правосудия являются только судьи, а также присяжные и народные заседатели в случаях, установленных законом.

Статья 118 Конституции РФ [1] предусматривать, что реализовывать правосудие вправе исключительно суд, а потому запрещаются какие-либо формы и способы передачи данной функции какому-либо несудебному органу государства, даже прокуратуре, объединенной с судами под одним конституционным блоком норм. Только суд может реализовывать такую деятельность, в том числе, в связи с тем, что лишь у него сформированы организационные, материальные и иные условия для того, чтобы обеспечить соблюдение предусмотренного законодательством порядка осуществления такой деятельности, что служит гарантом прав и свобод россиян [5].

Обращает на себя внимание то, что названный принцип не ограничивается лишь реализацией на стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции, им в той или иной мере пронизана вся процедура отправления правосудия на абсолютном большинстве ее стадий. В каждой из таковых судебной деятельности присущи определенные формы ее реализации, где ей отводится либо доминирующая, либо контролирующая роль. Причем в рамках данного принципа также утверждается такое требование к данной деятельности, что принимаемые в рамках нее решения не подлежат изменению, отмене или иной корректировке со стороны иных органов публичной государственной власти. Напротив, для них для всех принимаемые судебной властью судебные документы являются обязательными для исполнения, если они являются участниками соответствующих правоотношений [5].

На этот счет Конституционным Судом РФ в одном из своих документов еще раз подчеркивалась конституционная значимость права на судебную защиту. Анализируя содержание запроса, данный суд отметил, что иные акты, кроме законов, подлежат обжалованию в других судах в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ и законами. Из этого исходит ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ [2]. Проверка по жалобам граждан нормативных и ненормативных актов федеральных органов государственной власти отнесена преимущественно к компетенции Верховного Суда РФ. Остальные же обжалуются положениями данного Кодекса. Указанные правовые предписания в их совокупности обеспечивают вытекающее из ст. 46 Конституции РФ право гражданина обжаловать в суд любой — как ненормативный, так и нормативный — правовой акт (Определение Конституционного Суда РФ от 19 марта 1997 г. № 56-О) [3].

По конституционному статусу судебная власть отличается от других властей по своим сущностным и функциональным характеристикам и выражена в том, что судебная власть не сконцентрирована в одном органе, а возлагается на совокупность судебных органов. При этом каждый из этих судебных органов разрешает конкретные дела самостоятельно, руководствуясь законом и правосознанием. Лишь закон, а не иные соображения — основа судебной деятельности, тогда как в деятельности других властей могут превалировать и другие мотивы.

Судьи, будучи не связаны друг с другом узами иерархической соподчиненности, основывают свои решения, руководствуясь исключительно принципом законности и внутренним судейским убеждением. На деле это означает, что они суверенно оценивают представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимают соответствующие решения, тогда как представители законодательной и исполнительной власти находятся в орбите функциональной иерархической зависимости [9].

В интересах объективности в принятии решений судебная деятельность подчинена более строгим правилам, чем законодательная и тем более исполнительно-распорядительная деятельность Правительства. Так, правила судебной деятельности имеют общеправовое значение; они выражаются следованием таким принципам, как равенство граждан перед судом и законом, презумпция невиновности, право на защиту, устность, гласность и состязательность процесса. Стоит признать, что таковыми должны в обязательном порядке ссоблюдаться во всех видах судопроизводства — от конституционного до административного.

Итак, можно прийти к выводу, что значение конституционных принципов организации и деятельности судебной власти для обеспечения стабильности российского общества сложно переоценить. Как основополагающие начала эти принципы выстраивают правовой и организационный каркас судебной власти, в рамках которого она осуществляет свою деятельность в стране.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СЗ РФ. 2015. № 10. ст. 1391
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.1997 № 56-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грищенко Адели Викторовны как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 16.06.1997. № 24. ст. 2803.
  4. Банников И. А. Принцип осуществления правосудия только судом: историко-правовой аспект // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 2. С. 52–57.
  5. Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 224 с.
  6. Гриценко Е. В. Защита субъективных публичных прав в России: универсальные стандарты доступа к правосудию // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 6. С. 65–77.
  7. Ермошин Г. Т. Развитие конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей на современном этапе судебной реформы // СПС КонсультантПлюс.
  8. Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18–19 ноября 2016 г.): сборник научных статей / В. В. Акинфиева, Л. А. Аксенчук, А. А. Ананьева и др.; отв. ред. В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. М.: Статут, 2017. 592 с.
  9. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, принцип, судебная деятельность, суд, деятельность, конституционный принцип организации, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, обеспечение стабильности, российское общество.


Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с сущностью конституционных принципов правосудия, их ролью и признаками. В статье акцент сделан на актуальность анализа современного понимания понятия принципов правосудия и соотношение данного понятия с понятием принципов судебной власти. Также освещены вопросы реализации принципов правосудия.

Ключевые слова: правосудие, конституционные принципы правосудия, классификация принципов правосудия, принципы судебной власти.

Принципы правосудия являются основными началами организации и функционирования органов судебной власти, закрепленными в Конституции Российской Федерации и международно-правовых документах.

В. И. Анишина, давая определение демократическим принципам правосудия, отмечает, что ими являются исходные положения, которые определяют наиболее существенные стороны государственной деятельности. При этом отмечается, что основная цель принципов правосудия — это обеспечение в первую очередь справедливого и законного разрешения судебных дел с целью защиты человека и гражданина, населения, а также иных субъектов правоотношений, нуждающихся в судебной охране их интересов [1, с. 38].

Важнейшие правовые положения, которые характеризуют правосудие, отражены в главе 7 разд. 1 Конституции Российской Федерации. Так как эти положения закреплены в Основном законе Российской Федерации, они составляют конституционные принципы правосудия и являются правовыми гарантиями демократизма.

Сущность данных принципов заключается в следующих аспектах [2, с. 86]:

1) это идейные основы права и правосудия, которые обусловлены характером самого общества.;

2) это руководящие нормы права, то есть общеобязательные правила, они направляют развитие права государства и сами непосредственно регулируют общественные отношения;

3) это политические основы правосудия, в связи с тем, что право само является политической категорией, так как охватывает интересы значительного числа людей;

4) в отличие от исполнительной и законодательной власти они выражают специфику судебной власти, а также национальных особенностей российской судебной и правовой систем;

5) принципы правосудия выражают демократизм права и суда в правовом государстве, как идейно-политические основы права, в связи с чем, и называются они демократическими основами суда.

Роль принципов правосудия очень важна при обеспечении защиты прав человека и осуществлении законности, а также в развитии законодательства о суде.

Конституционные принципы правосудия являются еще и правовыми нормами, которые регулируют организацию и деятельность суда. Данные нормы признаны обязательными для исполнения всеми, кого они касаются, в первую очередь, конечно же, для судей и других участников судебного процесса. При нарушении конституционных принципов выносятся неправосудные судебные акты, подлежащие безусловной отмене вышестоящим судом.

Конституционные принципы правосудия воплотились и в содержании отраслей права, регулирующих деятельность и построение суда — в судоустройстве, арбитражном процессуальном, гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, а именно в федеральных законах о судебной системе и о судах. Некоторые принципы осуществления правосудия закреплены в Конституции Российской Федерации.

Конституционные принципы, которые сформулированы в соответствии с общественными представлениями о наиболее справедливой форме осуществления правосудия, в своей взаимосвязи образуют систему, в которой каждое звено характеризует отдельную сторону правосудия, или его грань. При рассмотрении всех звеньев этой системы в единстве можно в целом понять сущность правосудия в России.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данного положения следуют такие конституционные установления, как: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство и право существуют, прежде всего, для человека, защищают и оберегают потребности членов общества. В принципах правосудия эти положения также нашли воплощение.

Судопроизводство в правовом демократическом государстве должно строиться на таких принципах, в которых отражаются взгляды, политические и правовые идеи народа, как носителя власти и суверенитета на такую социальную ценность, как право. Демократичность закрепленных в нормах права принципов правосудия выражается в обеспечении равенства граждан перед законом и судом, коллегиальности рассмотрения дел, независимости и подчинении судей только закону, осуществления правосудия только судом, гласности судебного процесса, а также полной фиксации судебного процесса техническими средствами, государственного языка судопроизводства

Именно конституционные принципы защищают от судебного произвола и несправедливости правосудия, при осуществлении правосудия гарантируют защиту прав и свобод личности, а также обеспечивают легитимный характер деятельности правосудия в правовом государстве, так как законная судебная власть — одна из основ конституционной государственности.

Все принципы правосудия взаимодействуют в общем составляют единую систему принципов. У каждого принципа присутствует самостоятельная роль, каждый принцип в целом характеризует отрасли законодательства, но между ними существуют взаимодействие и взаимосвязь [3, с. 45].

Выделяют следующие признаки принципов правосудия:

‒ объективный характер (принципы правосудия отражают закономерности организации судебных органов, а также воплощают правовые и этические идеи, которые господствуют в обществе);

‒ общий характер (закрепление принципами правосудия наиболее общих подходов в организации деятельности судов);

‒ принципы правосудия являются руководящими положениями;

‒ принципы правосудия закреплены в законе. Тем самым они точны в формулировании и общеобязательны в соблюдении. Их несоблюдение является правонарушением, которое влечет соответствующую ответственность [4, с. 12].

Рассмотрим такой вопрос, как классификация конституционных принципов осуществления правосудия в Российской Федерации. Необходимо отметить, что данная классификация проводится по разным основаниям. Довольно часто принципы правосудия подразделяют на конституционные (принципы, которые сформулированы в Конституции Российской Федерации), и не закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы, но вытекающие из законодательных положений. К последним можно отнести такие принципы, как принцип непосредственности, объективной истины, непрерывности, устности процесса. Данная классификация не свидетельствует о том, что принципы правосудия делятся на главные и второстепенные. По своей значимости, характеру и назначению все принципы играют важную роль в раскрытии специфики правосудия и его демократической сущности.

Следует заметить то, что учитывая нормы международного права (такие как Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека, Европейская хартия о законодательном регулировании статуса судей, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод) [5, с. 163], действующая в Российской Федерации Конституция закрепила принципы судопроизводства и придала данным принципам значение конституционных.

Помимо вышеуказанного подразделения принципов правосудия на конституционные и иные принципы, можно также классифицировать принципы по отраслевой принадлежности на принципы судопроизводства и судоустройства (уголовного, арбитражного и гражданского процессов) в зависимости от того, в нормах какой отрасли права они закреплены и находят свое отражение [6, с. 131].

Обратим внимание на соотношении принципов судебной власти и принципов правосудия.

В источниках юридической литературы принципы судебной власти и общие принципы правосудия (судопроизводства), довольно часто не разграничивают. Как форма государственной деятельности, правосудие считается главной функцией судебной власти. Правосудие осуществляется на основе принципов, которые отражают сущность судебной власти [7, с. 46]. Данное положение дает возможность рассматривать одновременно принципы судебной власти в качестве общих принципов правосудия.

С другой стороны, представляется неправильным приобщать межотраслевые или общие принципы правосудия к принципам судебной власти. Данный подход не позволит раскрыть всю сферу реализации судебной власти в полном объеме [8, с. 395].

Понятия, которые мы рассматриваем, нельзя отождествлять. «Правосудие» является понятием судопроизводственным, тогда как «судебная власть» — общегосударственным понятием.

Основные начала построения и деятельности судебной власти выражаются в принципах судебной власти, которые едины для всей судебной системы Российской Федерации.

Принципы судебной власти — это основополагающие, исходные положения, которые отражены в Конституции Российской Федерации. Они определяют суть и характер государственно-правового воздействия судебной власти на общественные отношения. Правильно разграничить принципы правосудия и судебной власти можно благодаря определению системы принципов судебной власти, которые характеризуют ее именно в качестве полноценного и самостоятельного вида государственной власти.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что конституционные принципы правосудия следует рассматривать как основополагающие правовые идеи, которые закреплены Конституцией Российской Федерации или вытекают из ее норм. Данные правовые идеи определяют организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть, а также определяют построение судов, их демократизм.

  1. Анишина В. И. Система основополагающих принципов правосудия в российском праве // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В. В. Ершова. М., 2006. С. 38.
  2. Першин А. В., Горина С. А. Общественный мониторинг судебных актов как способ укрепления правосудия // Современное право. 2016. — № 2. — С. 86.
  3. Агутин А. В., Саакян А. Г., Рязапов Д. Т. К вопросу о понятии организационно-правового механизма использования результатов оперативно-розыскной деятельности в отечественном досудебном производстве // Современное право. 2010. No 4 (1). С. 45.
  4. Ларин А. Ю., Кузьмин Д. И. Судебная власть и правоохранительные органы. — М.: РГИИС, 2005. C. 12.
  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS No 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. С. 163.
  6. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. — М.: Юристъ, 1998. С.131.
  7. Капикранян А. А. Конституционные принципы судебной власти в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 46.
  8. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / под ред. В. Е. Чиркина. М., 2002. С. 395.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, принцип правосудия, Российская Федерация, конституционный принцип правосудия, принцип, Конституция, общий принцип правосудия, положение, судебный процесс, государственная деятельность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: