Кто мог быть избран на должность судьи в древнем риме

Обновлено: 24.04.2024

Рассмотрим состав, процедуру работы и правомочия Сената.

В составе системы управления Римской республики имелось три органа власти: сенат, магистратура, народные собрания.

Ведущей ролью обладал сенат, который выступал опорой для знати. Сенат был не выборным органом, а его члены назначались поначалу консулами, а впоследствии – цензорами.

В состав Сената включались те, кто ранее занимал высшую государственную должность (консула, претора, цензора). Запрещалось становиться сенаторами вольноотпущенникам и их сыновьям, а также лицам, которые занимались недостойными для римского гражданина занятиями (например, мелкой торговлей).

Закон Овиния 312 года до н. э. рекомендовал выбирать сенаторов из числа лучших людей. По факту, списки сенаторов, которые составлялись каждые пять лет, не имели между собой заметных отличий. Состав сената представлял собой своеобразную пожизненную самопополняющуюся коллегию. Изначально состав сената был исключительно патрицианским. Однако впоследствии плебеи также были допущены в сенат.

До Суллы (82-79 годы до н. э.) в составе сената было триста человек. Сулла повелел увеличить его состав до шестисот человек. Цезарь (49-44 годы до н. э.) решил довести состав сената до девятисот человек.

Процедуру работы сената можно охарактеризовать следующим образом. Как правило, сенат созывался консулом (либо диктатором), который выступал его председателем. Претор также имел право на созыв сената, однако только по делам меньшего значения. В заседании сената могли принимать участие и магистраты, которые на тот момент были при должности. Они имели возможность выступать, но не голосовать.

По общему правилу, заседания сената проходили в публичной форме, но могли происходить и в закрытом формате. В последнем случае решения сената назывались SENATUS CONSULTUM TACITUM (молчаливыми). Магистрат, который созвал сенат, объяснял существо дела, по которому он обращался к сенату (RELATIO), после чего начиналось обсуждение. Председательствующий согласно списку приглашал сенаторов для высказывания их позиции.

Голосование было либо поимённым, либо способом расхождения, (присутствующие сенаторы расходились в разные стороны – «голосование ногами»). Решения сената назывались SENATUS CONSULTA и получали своё название согласно имени консула, который председательствовал в собрании сената.

Как правило, постановления сената оформлялись в письменной форме. Они заносились в специальную книгу и передавались в храм Цереры на хранение плебейским эдилам. Впоследствии постановления отдавали в архивы государственного казначейства (AERARIUM) при храме Сатурна.

Набор правомочий сената в области управления отличался большим разнообразием и широтой. Сенату принадлежала административная власть во времена так называемых «междуцарствий». Если по определенной причине с выбором консула возникала проблема, то сенат назначал из своего состава междуцаря (INTERREX) на срок до пяти дней. Через каждые пять дней назначался новый междуцарь до тех пор, пока не выбирался новый консул.

В случае войны или внутренних волнений от сената зависело назначение диктатора. Сенат составлял и утверждал бюджет расходов и доходов, осуществлял управление государственным имуществом, распоряжаясь отобранными у других народов землями.

Сенат заведовал и вопросами культа, устанавливая новые религиозные игры и празднества. Он руководил иностранными делами и политикой. Сенату принадлежала ведущая роль в решении вопросов объявления войны и заключения мира. Он производил ратификацию мирных договоров.

В рамках системы управления вооружёнными силами государства сенат:

– принимал решение о начале набора и условиях его проведения;

– распределял театры военных действий между отдельными полководцами;

– производил финансирование армии в периоды войн;

– контролировал ход военных операций, выдавая полководцам указания об определенном использовании войска;

– разрешал полководцу остаться на должности сверх установленного срока;

– присуждал полководцу триумф;

– разрешал вопрос о выплате выкупа за военнопленных.

Сенат представлял собой своеобразный перманентно действующий генеральный штаб римского военизированного государства. На время войны практически все государственные дела и нужды населения сенат подчинял текущим военным запросам.

Сенаторы обладали почётными правами: носили золотое кольцо, красные сапоги и тогу с большой пурпурной каймой. При появлении сенаторов на улицах и площадях Рима перед ними все расступались.

После свержения монархии в 509 г. до н.э. и образования республики высшей и наиболее влиятельной фигурой в Древнем Риме после сената становится консул. Консул обладал огромными полномочиями и избирался ежегодно. Дабы консул не дай бог не стал деспотом, в Риме избирали двух консулов. Частенько случалось, что оба консула враждовали друг с другом. С 367 года на должность консула могла претендовать не только патриции, но и плебеи.

Полномочия консула:

  • Консул является высшим судьей. С 367 года до н.э. право вести судебные процессы по гражданским делам перешло в руки преторов - представителей судебной власти. Но в случае серьезного или важного процесса слово консула могло быть решающим.
  • Консул представлял интересы граждан Рима в сенате. Он мог созывать сенат и комиции(народные собрания).
  • Во время войны консул назначался главнокомандующим без ограничения в полномочиях на весь срок военных действий. Также он набирал легионы и возглавлял их.
  • После завершения срока консульства бывший консул по жребию получал в управление одну из провинций и звание проконсула.
  • Консул имел право наложить вето на инициативу своего коллеги, если его что-то не устраивало.

Но так ли легко было стать консулом на самом деле? Отнюдь. Чтобы получить долгожданное консульство римский гражданин должен был пройти долгий путь. Начать с того, что минимальный возрастной ценз для консульства был 41 год для патриция и 42 года для плебея, не раньше. Правда, как всегда, встречались исключения из правил: так Гней Помпей Великий стал консулом в 27 лет, а Октавиан (неслыханно!) в 19 лет.

Римлянин, который решил для себя стать консулом должен был быть хорошо образован. Ему необходимо было не только обладать эрудицией, но и красноречием. Поэтому многие учились искусству риторики.

Союз с богатой и влиятельной семьей в Риме имел первостепенное значение. Потому что без денег и поддержки влиятельных людей нельзя было рассчитывать на успех в политической карьере. Поэтому часто прибегали к браку по расчету.

Часто будущие консулы окружали себя большим количеством людей из самых разных сословий. Ради консульства не гнушались ничем. В ход шел и шантаж сенаторов. Нанимали ликторов, которые могли подстеречь соперника в темном переулке и немного поколотить его.

В предвыборной гонке часто покупались голоса избирателей. Особенно в эпоху поздней республики, когда при помощи взятки можно было получить “правильный” исход голосования. И конечно ничто так не радовало избирателей как бесплатные пиры и гладиаторские игры. Особенно в этом преуспел Гай Юлий Цезарь, который залез в долги ради организации незабываемых зрелищ.

После оглашения результатов выборов консулы приступали к своим обязанностям. Консулы носили тогу с широкой пурпурной каймой и сопровождали их 12 ликторов с фасциями, в которые за чертой города вкладывались топоры.

Правда в эпоху империи консулы утратили свою власть, должность превратилась в почетный титул, который назначался императором.

Очень подробно политическая жизнь в Древнем Риме описывается в серии книг "Владыки мира" К.Маккалоу состоящая из семи книг.

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Должность интеррекса (буквальный перевод этого слова — «между царями») одна из древнейших экстраординарных магистратур. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула и с тех пор неизменно избирался между всеми правлениями — сперва царей, а потом консулов. Причём на эту должность избирали не голосованием, а жребием, который тянули десять старших сенаторов. Обязанностью интеррекса было за пять дней созвать комиции (народные собрания) для избрания нового правителя. Если он не успевал, то слагал с себя полномочия, и опять жребием выбирался следующий интеррекс. В республиканский период жеребьёвку отменили и интеррекса стали выбирать сенаторы-патриции.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Консулы судили после царей, а преторы — после консулов. Сервий Туллий сложил с себя обязанность творить суд по делам гражданским; консулы тоже не решали этих дел, за исключением очень редких случаев, которые поэтому получили название чрезвычайных. Они довольствовались тем, что назначали судей и формировали трибуналы, которые должны были судить. Судя по речи Аппия Клавдия, переданной Дионисием Галикарнасским, начиная с 259 года от основания Рима в этом видели установившийся обычай; и мы не зайдем слишком далеко, если отнесем установление этого обычая к Сервию Туллию.

Претор каждый год составлял список, или табель, лиц. которых он избирал для выполнения обязанности судей в продолжение года отправления им своей должности. Для каждого дела привлекали достаточное для его рассмотрения количество судей. Почти то же самое практикуется в Англии. Особенно благоприятно для свободы было тут то, что претор назначал судей с согласия сторон. Значительное количество отводов, которое допускается теперь делать в Англии, очень близко подходит к этому обычаю.

Эти судьи должны были только устанавливать факты, например, была или нет уплачена такая-то сумма, было или не было совершено такое-то действие. Что же касается вопросов о праве, решение которых требует некоторых специальных способностей, то .они выносились на обсуждение трибунала центумвиров.

Цари сохранили за собой право суда по делам уголовным; от них это право перешло к консулам. В силу этой-то судебной власти консул Брут и предал смерти своих детей и всех участников заговора в пользу Тарквиниев. Эта власть была чрезмерна. Консулы уже обладали военной властью, теперь они стали применять эту власть и к гражданским делам, и их судебные решения, не стесняемые никакими формами судопроизводства, были скорее актами насилия, чем суда.

Этим было вызвано издание закона Валерия, дозволявшего апеллировать к народу по поводу всякого распоряжения консулов, угрожавшего жизни гражданина. Консулы уже не могли вынести смертного приговора римскому гражданину иначе, как по воле народа.

Мы видим, что во время первого заговора в пользу возвращения Тарквиниев виновных судит консул Брут, во время второго — для суда над виновными созывают сенат и комиции.

Законы, названные священными, дали народу трибунов, которые образовали корпорацию, заявившую вначале безмерные притязания. Трудно сказать, что было сильнее: дерзкая требовательность плебеев или робкая уступчивость сенаторов. Закон Валерия дозволил апеллировать к народу, т. е. к народу, состоящему из сенаторов, патрициев и плебеев; но плебеи постановили, что апелляции следует обращать только к ним одним. Вскоре был поднят вопрос ,о том, могут ли плебеи судить патриция, что стало предметом распри, порожденной делом Кориолана и вместе с этим делом окончившейся. Кориолан, обвиненный трибунами перед народом, утверждал вопреки духу закона Валерия, что его как патриция могут судить только консулы. Плебеи также вопреки духу закона решили, что его должны судить только одни плебеи, и действительно судили его.

Законы двенадцати таблиц все это изменили. Они постановили, что вопрос о жизни и смерти гражданина должен решаться лишь большими народными собраниями. Таким образом, плебеи, или, что то же самое, комиции по трибам, стали судить только преступления, наказуемые денежным штрафом. Для вынесения смертного приговора нужен был закон; для присуждения к денежному штрафу достаточно было плебисцита.

Это определение законов двенадцати таблиц было очень благоразумно. Благодаря ему плебеи и сенаторы стали действовать с удивительным согласием: так как компетенция тех и других была поставлена в зависимость от строгости наказания .и природы преступления, то им было невозможно обойтись без взаимного соглашения.

Закон Валерия лишил государственный строй Рима всего, что у него еще оставалось общего с правлением греческих царей героической эпохи. Консулы уже не имели власти карать за преступления. Хотя все преступления имеют публичный характер, тем не менее надо отличать те из них, которые касаются взаимных отношений граждан, от тех, которые, скорее, касаются отношений государства к гражданам. Первые называются преступлениями частными, а вторые — публичными. Публичные преступления судил сам народ. Что касается частных, то он поручал специальной комиссии назначать квестора для суда над каждым преступлением этого разряда. В квесторы народ часто избирал должностное лицо, но иногда и частное. Их называли квесторами отцеубийства. О них упоминается в законах двенадцати таблиц.

Квесторы назначали так называемого судью данного дела, который избирал по жребию судей, составлял суд и председательствовал в нем.

Следует обратить внимание на участие, которое принимал сенат в назначении квестора, для того чтобы уяснить себе, каким образом были в этом отношении уравновешены власти. Иногда сенат заставлял избрать диктатора для отправления должности квестора; иногда он приказывал, чтобы избрание квестора было поручено народному собранию, созванному трибуном; наконец, случалось, что народ давал поручение избранному им для этого должностному лицу сообщить сенату о каком-нибудь преступлении и просить его назначить квестора, как это видно из суда над Луцием Сципионом, о котором говорит Тит Ливии.

В 604 году от основания Рима некоторые из этих временных комиссий были обращены в постоянные. Мало-помалу материал преступлений был разделен по вопросам, которые составили предмет постоянных судов. Каждый из этих судов был поручен ведению особого претора. Власть преторов судить эти преступления была ограничена годичным сроком, по истечении которого они отправлялись управлять своими провинциями.

В Карфагене совет ста состоял из пожизненных судей. Но в Риме преторы назначались на один год, а судьи — даже на более короткий срок, потому что они назначались для каждого дела особо. Мы уже сказали в VI главе этой книги, насколько такой порядок был в некоторых государствах благоприятен для свободы.

До Гракхов судей избирали из сословия сенаторов. Тиберий Гракх заставил избирать их из сословия всадников; эта перемена была настолько важной, что сам трибун считал, что он одной этой мерой подорвал силу сословия сенаторов.

Надо заметить, что распределение трех властей может быть очень благоприятно для свободы конституции, хотя менее благоприятно для свободы гражданина. В Риме могущество народа, обладавшего законодательной властью и частью власти исполнительной и судебной, было так велико, что оно нуждалось в противовесе со стороны другой власти. Хотя сенат и обладал частью исполнительной власти и некоторыми отраслями законодательной, но этого было мало для противовеса народу. Нужно было, чтобы он пользовался частью судебной власти, и он пользовался ею, когда судей выбирали из сенаторов. Но после того как Гракхи лишили сенаторов участия в суде, сенат уже не мог противостоять народу. Таким образом, Гракхи поколебали свободу строя ради усиления свободы народа, но последняя погибла вместе с первой.

Отсюда произошли бесконечные бедствия. Государственный строй был изменен в такое время, когда в пылу гражданской борьбы основные законы уже почти не существовали. Всадники перестали быть тем средним сословием, которое соединяло народ с сенатом, и узы единения в государственном строе были порваны.

Существовали и частные причины, в силу которых не следовало поручать судебную власть всадникам. Государственный строй Рима был основан на том принципе, что войско его должно было состоять из лиц, достаточно состоятельных, чтобы отвечать перед республикой за свое поведение своим имуществом. Всадники, как люди самые богатые, составляли кавалерию легионов. Но после своего возвышения они уже не захотели служить в этом войске. Надо было образовать новую кавалерию: Марий стал набирать в свои легионы всякий сброд, и республика погибла.

Кроме того, всадники брали на откуп доходы республики; они были жадны, они сеяли одно общественное бедствие за другим, одну нужду за другой. Таких людей не только не следовало делать судьями, но и самих их надо было бы постоянно держать под надзором судей. К чести наших старинных французских законов надо сказать, что при заключении договоров с деловыми людьми они относились к ним с недоверием, которое, естественно, внушает неприятель. Когда в Риме судебная власть была передана откупщикам, не стало ни добродетели, ни порядка, ни законов, ни судов, ни судей.

В некоторых отрывках из Диодора Сицилийского[77] и Диона встречается довольно наивное изображение такого положения дел. «Муций Сцевола, — говорит Диодор, — захотел воскресить нравы старицы, жить честно и воздержанно, только на средства от своего собственного имущества. Предшественники его, вступив в сообщничество с откупщиками, которые были в это время судьями в Риме, наводнили провинцию всякого рода преступлениями. Но Сцевола покарал ростовщиков и посадил в тюрьмы тех, которые сажали туда других».

Дион рассказывает, что наместник Сцеволы Публий Рутилий — человек, не менее Сцеволы ненавистный всадникам, был обвинен по своем возвращении из провинции в том, что он получил подарки и присужден к денежному штрафу. Он тотчас же заявил об уступке своего имущества. Он доказал свои права на владение им, и его невинность обнаружилась в том, что ценность его имущества оказалась гораздо меньше ценности того, в похищении чего его обвиняли. Он не захотел более жить в одном городе с такими людьми.

Диодор говорит еще, что итальянцы закупали в Сицилии партии рабов для возделывания своих полей и ухода за своими стадами и не кормили их, вследствие чего эти несчастные, одетые в шкуры животных, вооруженные копьями и дубинами и окруженные стаями больших собак, были вынуждены грабить по большим дорогам. Они опустошали всю провинцию, так что жители ее могли считать своим только то имущество, которое находилось под охраной городских стен. И ни один проконсул, ни один претор не мог или не хотел воспротивиться этим беспорядкам, не смел наказать этих рабов, потому что они принадлежали всадникам, которые обладали судебной властью в Риме. Это было, однако, одной из причин восстания рабов. Скажу только одно: людям, занимавшимся профессией, единственная цель которой — нажива, профессией, которая всегда всего требовала, но от которой никто ничего не требовал, профессией, неумолимой и глухой ко всему на свете, — этим людям, которые не только расхищали богатства, но разоряли и самую бедность, не следовало вручать судебную власть в Риме.

В Древнем Риме не существовало системы судебных органов. В различные периоды времени их число, структура и компетенция существенно изменялись. Все органы и должностные лица, выполнявшие судебные функции, помимо этого, занимались также политической, финансовой деятельностью, административным управлением и т. д.

I.В Царский период (VIII–VI в. до н. э.) в Римском государстве органами управления являлись:

- совет старейшин (Сенат);

- царская власть (Rex).

II. В республиканский период судебные функции выполнялись магистратами:

- провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов.

III.В период принципата фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора – принцепса.[13]

Возник и особый порядок разрешения частноправовых споров в суде в форме гражданского процесса.

Юрисдикция – право государственных судебных магистратов организовывать для разрешения каждого отдельного спора судебное разбирательство присяжных судей, рассматривающих дело по существу.

Применялись правила специальной подсудности: по роду дел, по месту исполнения (в исках из договора), по месту совершения деяния (в исках из недозволенных действий), т. е. правила о подсудности не носили строгого характера.

Соглашение сторон могло сделать магистрата уполномоченным на рассмотрение спора, превышающего его компетенцию.

Основные признаки (презумпции) гражданского процесса Древнего Рима:

1. подсудность: дела между гражданами могли разбираться городскими магистратами Рима или того города, в котором лицо имело право гражданства и место жительства. Римские граждане, проживавшие в провинциях, могли требовать перенесения их судебного спора в Рим; ответчик, временно проживавший в Риме, мог просить о переносе процесса в свое место жительства;

2. истец и ответчик обязательно должны были принимать участие в судебном процессе лично. В ходе развития судебных процедур в процесс стали допускаться представители из числа юристов;

3. обеспечение явки ответчика возлагалось на истца, так как представители власти не могли принудительно воздействовать на ответчика. Истец обладал правом задержать ответчика и силой доставить его в суд;

4. строгий формализм гражданского процесса на первоначальных стадиях его развития (формулярный процесс). В дальнейшем происходило упрощение судебной процедуры;

5. однажды поданный иск не мог быть повторен тем же истцом к тому же ответчику;

6. принцип авторитета судьи: вынося решение, судья не обязан был давать объяснения и, тем более, доказывать, почему он избрал тот или другой вариант исхода дела;

7. спор должен был находиться в русле права, подчиняться требованию реальности;

8. судебное рассмотрение и решение должно быть справедливым в отношении людей, т.е. граждан. Все сомнения, неясности должны истолковываться в пользу обвиняемого;

9. судебная роль судьи должна быть ограничена содержанием требования, содержащегося в иске. Т.е. в задачи судьи не входит выяснение облика, личной жизни истца или ответчика;

10. судебное решение, вынесенное в итоге судоговорения, следовало принимать за истину.

Стадии гражданского процесса:

– ius (производство in iure) – проводилась перед консулом, затем перед претором, сначала только городским, потом – претором перегринов; эта стадия проводилась также курульными эдилами. На этой стадии проходила подготовка к вынесению решения. Если на этой стадии ответчик признавал претензии истца или если магистрат находил требования истца необоснованными, то дальнейшее производство прекращалось и судья выносил окончательное решение;

– iudicium (производство in iudicio) – основная стадия гражданского процесса. На этой стадии осуществлялась проверка всех обстоятельств дела и выносилось судебное решение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: