Что относится к социальной сфере общества государство финансы семья право этнос

Обновлено: 05.05.2024

Общество состоит из 4 основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи. Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании. Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов. Что такое социальная сфера, каким образом происходит деление общества, почему в социуме часто возникают конфликты – ответы на эти вопросы вы найдете в данном уроке.

План урока:

Составляющими социальной сферы являются многообразные социальные общности, связанные взаимоотношениями между собой. Эти общности представлены группами людей, объединенных единой исторической судьбой, традициями, интересами, имущественным положением.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы:

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей. Она включает в себя:

  • Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);
  • Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);
  • Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);
  • Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);
  • Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);
  • Коммунальное обслуживание - ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции).

Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.

Третье определение универсальное, оно чаще других встречается в учебниках и приходит на ум при упоминании социальной сферы. Социальная сфера общества - это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.

Элементы социальной сферы

Структура социальной сферы представлена различными элементами: нациями, этносами, классами, социальными слоями. Рассмотрим каждую из групп подробнее, определив, что это такое.

Классы – это крупные общественные группы, которые различаются между собой уровнем доступа к власти и материальным благам (собственности, богатству, образованию). Исторические виды социальных классов:

  • Буржуазия (собственники производства) и рабочие;
  • Рабы и рабовладельцы;
  • Крепостные крестьяне и помещики.

В современности существует три основных социальных класса в обществе:

  1. Высший класс – богатейшие и самые влиятельные люди, представители престижных профессий (политики, общественные деятели, управленцы);
  2. Средний класс - люди со средним уровнем дохода, профессиональные работники, зарабатывающие достаточно чтобы позволить себе хорошее жилье, питание, досуг, средства передвижения, мебель и удовлетворение культурных потребностей;
  3. Низший класс - люди с низкими доходами, которых едва хватает на питание и одежду.

Социальные слои - это группы внутри класса, объединенные некоторыми общими признаками.

Пример. Социальные слои в России: бизнесмены, неквалифицированные рабочие, интеллигенция, чиновники, наемные рабочие, высококвалифицированные профессионалы.

Нация - это большая устойчивая социальная общность, сложившаяся в результате исторического развития общества. Особенностями нации являются: единый язык, культура, общие принципы ведения хозяйства. Нации занимают большие территории, живут на землях, которые когда-то принадлежали их историческим предкам.

Примеры разных наций: англичане, русские, евреи, корейцы, вьетнамцы, французы, латыши, таджики, итальянцы, шотландцы, татары и т.д.

Этнос – это большая группа людей, объединенных совместной территорией проживания, религией, традициями, внешним видом, языком, менталитетом [1] , образом жизни. Этнос и нация - практически равнозначные понятия, но нация более широкое обозначение. Этнос определяется в большей степени по единству культуры, общим признакам во внешности, а нация по общему историческому прошлому.

Социальная структура общества

Социальные классы и слои образуют иерархическую систему в обществе, которую можно представить себе как пирамиду, слоеный пирог, состоящий из нескольких прослоек, сменяющие друг друга слои почвы. Такая система называется социальным неравенством, показывает неравное положение различных общественных групп.

Социальная структура современного общества представлена высшим, средним и низшим классом. У представителей разных общественных слоев разные образы жизни, манеры поведения, уровни образования. Высший класс составляет лишь небольшой процент людей, занимающих главенствующее положение в обществе, обычно это миллиардеры, олигархи. Остальное большинство людей относится к среднему либо низшему классу.

Основными критериями социального класса, позволяющими различать классы между собой, являются:

  • Уровень доходов – количество денежных средств, поступающих к человеку за некоторый промежуток времени. Обычно эти денежные средства идут на оплату коммунальных услуг, пропитание, отдых и одежду, а все, что останется после расходов откладывается, превращается в денежные накопления. Чем больше у человека денежных накоплений (неизрасходованных денег), тем более высокое положение он занимает в обществе.Однако не только количество денег определяют статус человека, свою роль играет также его доступ к власти, престиж занимаемой должности.
  • Доступ к власти. В социуме власть между людьми распределена неравномерно. Кто-то стоит во главе государства, другие возглавляют ведомства и министерства, третьи являются начальниками на производстве. Чем большей властью обладает индивид, тем на более высокой социальной ступени он находится.
  • Престиж. Независимо от власти и уровня доходов представители некоторых профессий являются престижными, уважаемыми, к другим относятся с меньшим уважением. Уважением в обществе пользуются профессии: политик, банкир, учитель, военный, врач. Непрестижной считается работа дворника, электрика, сантехника.

Социальная структура общества построена таким образом, что распределение всех благ и ресурсов происходит неравномерно. Но социальное неравенство не представляет серьезной проблемы, пока средний класс общества является самым многочисленным, составляет более 60 % от остальной части населения. Если же в социуме большинство людей принадлежит к низшему классу, то назревает всеобщее недовольство, которое со временем может перерасти в революцию.

Социальная мобильность

Принадлежность людей к тому или иному социальному классу не является пожизненной. В современности люди могут менять свое социальное положение, такое изменение положения в социуме называют социальной мобильностью. Изменение своего места в социуме может происходить преднамеренно, в результате целенаправленных усилий личности, а может быть случайным, произошедшим под влиянием обстоятельств.

Пример 1. Анна Сергеевна в прошлом принадлежала к низшему классу, так как родилась в очень бедной семье. Но, благодаря целеустремленности и упорному труду, Анна Сергеевна стала директором швейной фабрики, ее социальный статус изменился, теперь она уважаемый и богатый человек.

Пример 2. Мария Александровна в прошлом являлась известной певицей, она была богатой и знаменитой. Но со временем ее песни перестали пользоваться популярностью, и сегодня никто не помнит о существовании Марии. Мария вынуждена преподавать в музыкальной школе, чтобы заработать себе на жизнь. В юности ее заработки в месяц были в тысячи раз больше, но теперь ей об этом остается только мечтать.

Принято выделять вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность представляет собой движение вверх или вниз по социальной лестнице, при этом у человека меняется его социальный статус, уровень доходов и образ жизни. В зависимости от того, повышается или понижается социальный статус у человека, выделяют два вида социальной мобильности: восходящую и нисходящую. Восходящая вертикальная социальная мобильность - это возвышение социального положения, а нисходящая наоборот.

Горизонтальная социальная мобильность - это изменение социального статуса индивида в пределах одного класса. При горизонтальной социальной мобильности у человека практически не меняется уровень доходов и образ жизни, но может измениться профессия, место работы или проживания, занимаемая должность.

Пример вертикальной социальной мобильности: Машу Смирнову, которая 7 лет назад была обычным школьным учителем, сегодня назначили директором школы. Ее материальное положение, престиж, образ жизни существенно изменятся, благодаря вступлению в новую должность.

Пример горизонтальной мобильности: Виктор Иванович в прошлом работал учителем математики, но сейчас он преподает совсем другой предмет - физику. Существенных изменений в образе жизни, уровне доходов и престиже профессии Виктор Иванович не заметил, зато ему больше нравится физика, из-за возможности проводить практические занятия, проводить опыты на уроках.

Причины социальных конфликтов

Между отдельными людьми и большими социальными группами могут возникнуть неразрешимые противоречия, которые приводят к социальным конфликтам. Виды социальных конфликтов:

  • Межличностные – участниками конфликта являются несколько личностей, постоянно взаимодействующих друг с другом. К межличностным относят конфликты в семье, школе, на работе.
  • Конфликты локальные – происходят на относительно небольших, ограниченных территориях. К локальным конфликтам 21 века относят Чеченскую войну.
  • Глобальные конфликты - охватывают огромные территории, затрагивают интересы большинства стран мира. Примеры глобальных конфликтов в истории: Первая мировая война, Вторая мировая война.

Причинами конфликтов являются разногласия между людьми по экономическим, политическим, религиозным вопросам. Задача социальной сферы общества - найти пути к предотвращению, прекращению этих конфликтов.

Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

Государство; финансы; семья; право; этнос.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Экономическая сфера жизни общества - это

1) отношения людей, связанные с властью, обеспечивающие совместную безопасность

2) область идеальных, нематериальных образований

3) отношения людей, возникающие в непосредственной человеческой жизни

4) совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ

Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А. Способности человека отражают его индивидуальность.

Б. Способности человека проявляются в деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Под духовной деятельностью понимают

1) активность человека, направленную на преобразование окружающего мира

2) творческий процесс производства и воспроизводства идеальных ценностей

3) специфическую форму, в которой происходит взаимодействие человека с другим человеком

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Появление в обществе морали было связано с возникновением государства.

Б. Государство всегда контролирует мораль граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Олег Григорьевич - активный пользователь Интернета. На своём айфоне он установил приложение мобильного банка и использует его во всех финансовых операциях.

В чём заключаются преимущества использования мобильного банка (назовите одно преимущество)?

Какая опасность, связанная с использованием Интернета, может подстерегать клиента мобильного банка?

Общей и существенной характеристикой всех факторов производства является

Семья Ивановых купила мебель в кредит. При ежемесячной оплате кредита деньги выполняют функцию

1) средства обмена

2) меры стоимости

3) средства образования сокровищ

4) средства платежа

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Государство не вмешивается в развитие современной рыночной экономики.

Б. Рыночная экономика развивается циклически.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Получив высшее образование, слесарь стал мастером производства. Это пример

1) социального неравенства

2) социальной мобильности

3) социального статуса

4) социальной стратификации

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Б. Законы не являются социальными нормами, поскольку устанавливаются государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос об участии граждан в общественной жизни. Был задан вопрос « Лично Вам приходилось за последний год участвовать в общественной жизни? Если да, то в чём Вы участвовали? »

Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме


Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

К числу политических прав человека, установленных Конституцией Российской Федера­ции, относится право на

1) объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов

2) свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства

4) индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием норм, установлен­ных федеральным законом

Верны ли следующие суждения о власти?

А. В первобытном обществе власть старейшины основывалась на авторитете.

Б. Для осуществления власти необходимы по меньшей мере её субъект и объект.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между признаками и факторами производства: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

3) предпринимательские способности

__ факторный доход - процент

__ природные ресурсы, применяемые в процессе производства

__ факторный доход - прибыль

__ факторный доход - рента

__ здания и оборудование

Признаком правонарушения является

1) противоречие нормам морали

3) наличие противоправных мыслей

Задержанному по подозрению в краже шестнадцати летнему гражданину в полиции отказали в праве позвонить родителям. Для восстановления справедливости родители подростка должны обратиться

1) в министерство внутренних дел

2) в мировой суд

4) в прокуратуру

Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность неразрывно связана с государством и нормами права.

Б. Юридическая ответственность выражается в определённых отрицательных последствиях для правонарушителя.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тамара Ивановна преподаёт информатику в школе. Кроме того, она ведёт научное исследование в области использования в обучении компьютерных технологий.

Сравните две сферы деятельности, упомянутые в условии задания: образование и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

1) Черты сходства

2) Черты различия

1. предполагает открытие новых фактов и закономерностей

2 относится к духовной культуре

3. охватывает систему организаций и учреждений

4. передаёт социальный опыт поколений

Заполните пропуск в таблице.

Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за её нарушение. Иной раз правовые предписания реа­лизуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент приме­нить санкции за нарушение правовых норм.

Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разно­плановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-­технических, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — вот главный признак, по­зволяющий отличить право от других социальных норм.

Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значи­тельная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законо­дательства по объёму и соотносится с ним как целое и часть. Другие социальные нормы возни­кают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Почему, по мнению автора, граждане выполняют правовые нормы (укажите две причины)? В каких документах закреплены нормы права? Что является главным отличием норм права от иных видов норм?

В каких формах, по мнению автора, возникают и существуют иные социальные нормы (не право)? Приведите два примера видов социальных норм, не упомянутых в тексте; в каждом случае укажите их особенность.

Автор придерживается мнения, что право может не совпадать с законодательством, закон соотносится с правом, как часть с целым. Используя текст и обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) в поддержку мнения автора, и аргумент (объяснение) в опровержение этого мнения.

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

3) люди с ограниченными возможностями здоровья

4) судебная система

5) рыночные отношения

Человек, в отличие от других живых существ

1) формируется под влиянием общества

2) способен к взаимодействию

3) связан с природой

4) способен издавать различные звуки

В структуру духовной сферы учёные включают

1) природу и общество

2) науку и религию

3) первичные и вторичные потребности

4) мышление и речь

Верны ли следующие суждения о ценностных ориентирах?

А. Ценностные ориентиры являются одним из регуляторов поведения человека.

Б. Ценностные ориентиры присущи человеку как биологическому существу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Какой вид деятельности осуществляют дети?

Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте две функции данного вида деятельности в жизни ребёнка и кратко поясните каждую функцию.

Борис Викторович не смог расплатиться за покупки в супермаркете с помощью одной из своих пластиковых карт: на табло высвечивалась фраза об отказе принимать кредитную карту. Кассир предложила покупателю использовать дебетовую карту, и покупка прошла успешно. Чем отличаются кредитная и дебетовая карты? Укажите два отличия.

Созданные в процессе труда продукты, удовлетворяющие потребности человека, - это

1) ограниченные ресурсы

2) экономические блага

4) факторы производства

Игорь Антонов - частный предприниматель. Предпринимательскую деятельность отличает сочетание таких признаков, как

1) самостоятельность, риск, получение прибыли, соответствие закону

2) доходность, активность, ответственность, коллективность

3) инициативность, самодеятельность, увлечённость, креативность

4) благотворительность, творческий характер, профессионализм, практичность

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. В условиях рыночной экономики люди не всегда могут найти работу.

Б. Рыночная экономика обеспечивает имущественное равенство населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В обществе любого типа основным назначением социальных норм является

1) воспитание в детях уважения к обычаям и традициям

2) регулирование отношений в обществе

3) достижение социальной однородности

4) установление полного контроля над членами общества

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющимся может быть только индивидуальное поведение. Б. К отклоняющемуся поведению относят исключительно нарушение правовых норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 2014-2016 гг. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследование мнения россиян о различных аспектах качества жизни. Результаты опроса (в баллах) представлены в таблице.

Оценит, пожалуйста, важность каждой из следующих характеристик лично для Вас по шкале от "1" до "5", где "5" - "очень важно", "1" - совсем не важно".

Качество и доступность продуктов питания

Экология (качество воды и воздуха)

Развитая коммунальная инфраструктура

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Какой из приведённых примеров иллюстрирует политическую деятельность?

1) Граждане приняли участие в парламентских выборах.

2) Накануне дня города горожане провели субботник.

3) Пассажиры обратились к руководству зарубежной авиакомпании с жалобой на задержку рейса.

4) Студенты участвовали в создании устава университета, используя специальный веб-сайт.

Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?

А. Республиканское государство всегда является демократическим.

Б. Монархическое государство не может быть демократическим.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между ситуациями и функциями, которые выполняют деньги в этих ситуациях: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквами.

1) мера стоимости

2) средство обращения

3) средство платежа

__ Два раза в месяц работодатель обязан выплатить работникам заработную плату.

__ Новое платье Екатерины стоило 2 тысячи рублей.

__ Николай купил молоко, масло и хлеб.

__ Значительная часть населения оплачивает коммунальные услуги онлайн.

__ Автомобиль можно купить в кредит.

Общеобязательность правовых норм подразумевает, что

1) их обязаны соблюдать все юридические и физические лица

2) за их нарушение установлена юридическая ответственность

3) они принимаются государством

4) они закрепляются в нормативно-правовых актах

Гражданка Петрова на личном автомобиле выехала на полосу, выделенную для общественного транспорта. Этот факт является основанием для привлечения её к ответственности

Верны ли следующие суждения о принципах уголовного права?

А. Принцип вины означает, что лицо подлежит уголовной ответственности в любом случае причинения вреда.

Б. Принцип справедливости предполагает, что наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности совершённого преступления и учитывать личность виновного.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Отрасль права регулирует сферу однородных общественных отношений. Сравните административное право и гражданское право. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) субъекты правоотношений всегда равны и свободны в принятии решений

2) стороны имеют субъективные права и юридические обязанности

3) регулирует отношения в сфере управления

4) включается в систему права

__ Черты сходства

__ Черты сходства

__ Черты различия

__ Черты различия

Заполните пропуск в таблице


Запишите ответ: __________________________________________

Сущность социального прогресса состоит в самодвижении общест­ва к более совершенным стадиям развития. Обобщающее понятие об­щественного прогресса включает в себя как составные части экономи­ческий, технический и культурный прогресс.

Важнейшей проблемой теории общественного прогресса является выяснение его критерия. Критерий прогрессивного общественного раз­вития должен носить объективный, а не зависимый от воли исследова­теля характер. Он должен включать показатели, которые рисуют объ­ективную картину общества. Вопрос «как измерять общественный прогресс?» никогда не получал однозначного ответа в обществоведче­ской литературе. Это во многом объясняется сложностью общества, его многоплановостью и многокачественностью.

Предпринимались попытки найти отдельный критерий для каж­дой сферы общественной жизни. Однако общество есть целостная сис­тема, и ей должен соответствовать общий, интегративный критерий со­циального прогресса. Прогрессивный характер общества определяется возможностями развивать производство, содействовать нравственному и эстетическому развитию человека, создавать необходимые условия для реализации творческих способностей людей и удовлетворения их потребностей.

В настоящее время существует методика расчёта индекса разви­тия человеческого потенциала, которая объединяет три показателя: ва­ловой внутренний продукт на душу населения, уровень образования населения и средняя продолжительность жизни. Таким образом, ос­новные показатели жизнедеятельности человека являются определите­лями прогресса. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), дающий совокупную оценку человеческого прогресса, объединяет ма­териально-экономическую и интеллектуальную стороны жизни обще­ства. В основе ИРЧП лежат не субъективные оценки экспертов, а чи­словые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддаётся проверке.

( По А.В . Тиховодовой)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. В чём состоит сущность социального прогресса? Какое требование предъявляет автор текста к критерию прогрессивного обществен­ного развития? Почему вопрос «как измерять общественный про­гресс? » никогда не получал однозначного ответа в обществоведче­ской литературе?

23. Почему, по мнению автора, единый (общий, интегративный) кри­терий социального развития можно считать более подходящим для измерения общественного прогресса? Приведите два примера кри­териев прогресса: а) в экономической сфере и б) в политической сфере. В каждом случае укажите ограниченность использования критерия для характеристики прогресса общества в целом.

24. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) положительные стороны использо­вания индекса развития человеческого потенциала в качестве критерия социального прогресса.

1) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

понятия: молодёжь, люди с ограниченными возможностями здоровья;

смысл понятия, например: молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возраста, особенностей социального положе¬ния и социально-психологических качеств;

люди с ограниченными возможностями здоровья — лица, имеющие отклонения, связанные с состоянием здоровья.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.

2) (1 б.) Верные ответы: 1;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (1 б.) Верные ответы: 1;

7) (1 б.) Верные ответы: 2;

8) (1 б.) Верные ответы: 1;

9) (1 б.) Верные ответы: 1;

10) (1 б.) Верные ответы: 2;

11) (1 б.) Верные ответы: 4;

13) (1 б.) Верные ответы: 1;

14) (1 б.) Верные ответы: 4;

15) (1 б.) Верные ответы:

16) (1 б.) Верные ответы: 1;

17) (1 б.) Верные ответы: 4;

18) (1 б.) Верные ответы: 2;

19) (1 б.) Верные ответы:

20) (1 б.) Верный ответ: "этикет".

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: игра / игровая деятельность:

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изо­бражённого на фотографии.)

2) две Функции с пояснениями, допустим:

— способствует формированию личности (в игре дети выполняют определённые роли, вступают в межличностные взаимодействия и пр.);

— развивает способности ребёнка (в игре можно изучать иностран­ный язык, решать математические задачи, заниматься спортом и пр.).

Могут быть сформулированы другие функции, приведены другие пояс­нения

Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены две функции (всего пять элементов)

Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других эле­мента

Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент

Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) не­зависимо от наличия других элементов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

6. Правильный ответ может содержать ответ на вопрос с указанием ДВУХ ОТЛИЧИЙ. например:

— дебетовая карта предназначена для хранения собственных средств клиента, кредитная карта предполагает использование банковских средств;

— по простой дебетовой карте, в отличие от кредитной, невозможно получить банковский кредит.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формули-ровках.

12. В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны пред-положения:

а) о сходстве, например: опрошенные в 2014 и 2016 гг. поставили на первое ме¬сто такой аспект качества жизни, как здоровье (так как здоровье — наиболее важная жизненная ценность);

б) о различии, например: в 2016 г. опрошенные дали более высокую оценку значению стабильного заработка (так как вследствие замедления темпов рос¬та экономики выросла безработица).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать ОСНОВНУЮ идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Что такое « общественный прогресс » ?

2) Как измерять общественный прогресс?

3) Почему критерий социального прогресса должен быть общим, интегративным?

4) ИРЧП как комплексный, интегративный показатель социального прогресса. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый ВОПРОС: в самодвижении общества к более совершенным стадиям развития;

2) ответ на ВТОРОЙ ВОПРОС: должен носить объективный, а не зависимый от воли исследователя характер / должен включать показатели, которые рисуют объективную картину общества;

3) ответ на третий ВОПРОС: потому что общество — сложное / многоплановое / многокачественное образование.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: обшество есть целостная система, и ей должен со- ответствовать общий, интегративный критерий социального про­гресса;

21 два примера с указанием ограниченности, допустим:

— критерий прогресса экономической сферы — производитель­ность труда (высокий уровень производительности труда может быть в условиях тоталитарного режима);

— критерий прогресса политической сферы — гарантии прав и свобод личности (при этом социально-экономическое развитие общества, качество жизни людей может быть невысоким).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае указана ограниченность (всего пять позиций)

Правильно приведены любые четыре позиции

Правильно приведены любые две-три позиции

Правильно приведена одна любая позиция. ИЛИ Ответ неправильный

24. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения) :

1) объединяет три основных показателя жизнедеятельности человека / даёт со­вокупную оценку человеческого прогресса, объединяет материально­-экономическую и интеллектуальную стороны жизни общества;

2) в основе ИРЧП лежат не субъективные оценки экспертов, а числовые пока­затели, взятые из официальных источников / он относительно объективен и поддаётся проверке.


Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

6 класс, 8 класс, 10 класс

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для элементов сложноорганизованных систем есть специальное понятие — «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Сферы жизни общества

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица элементы сфер общественной жизни + примеры

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

потребности в общении с другими людьми;

потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.

Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы.

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Она включает в себя:

Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);

Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);

Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);

Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);

Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);

Коммунальное обслуживание - ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции);

Пассажирский транспорт, связь.

Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.

Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.

Задачи, цели и основные направления в социальной сфере

Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.

Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии - алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики.

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.

К элементам социальной сферы относятся:

Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;

Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);

Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;

Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;

Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:

учёт численности населения;

процентное соотношение полов;

Назначение социальной сферы

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

в развитии человеческих ресурсов;

обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;

социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.

Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:

здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;

образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;

социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям

культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;

спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.

Существующие проблемы и функции социальной сферы

Существующие проблемы социальной сферы

Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.

С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:

предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.

Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.

Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).

Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.

Функции социальной сферы

Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.

Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.

В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.

Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:

регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;

обеспечение безопасности граждан страны;

предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;

обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Основные статьи расходов в социальной сфере это:

социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

Управление социальной сферой

Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.

Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.

К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:

охрана здоровья и жизни населения страны;

обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;

обеспечение населения страны доступным жильем;

пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;

право на самовыражение и творческое развитие.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. , прямых указаний, применимых к учреждениям социальной сферы, в рекомендациях Роспотребнадзора немного. Однако .

. оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, Закон № 189-ФЗ закрепляет право . (наименование государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, значения нормативных затрат на ее . оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». [4] На момент подготовки статьи . оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – проект постановления, содержащего требования .

. об организации оказания услуг в социальной сфере. Согласно п. 3 – 5 Общих . механизмов организации оказания услуг в социальной сфере; порядок, условия и сроки применения .

. (Environmental, Social, Governance – окружающая среда, социальная сфера, корпоративное управление). Устойчивое развитие определяется . в целом – на окружающую среду, социальную сферу и экономику. Фактически речь идет .

. станут внедрять в традиционных областях социальной сферы (образование, социальное обслуживание, спорт . государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, определенные с учетом количества учреждений . негосударственных поставщиков к услугам в социальной сфере учреждения должны будут обеспечивать . негосударственных поставщиков к услугам в социальной сфере учреждения должны будут обеспечивать . оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». [3] См. проект постановления .

. Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства . совет; ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы; сократить расходы на содержание внебюджетных .

. предпринимательскую деятельность в производственной и социальной сферах, а также в сфере оказания . предпринимательской деятельности в производственной и социальной сферах, а также в сфере оказания .

. 1) медицинские, образовательные организации; 2) социальная сфера (дома престарелых, дома ребенка, дома .

. года. Есть нововведения и в социальной сфере. В материале расскажем о тех . года. Есть нововведения и в социальной сфере. В материале расскажем о тех .

. оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных .

. совет; ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы; сократить расходы на содержание за .

. организаций, связанных с охраной здоровья, социальной сферой, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой, а также .

Как минимизировать риск распространения коронавируса среди сотрудников организации? Какие меры профилактики принять? Как организовать рабочий процесс? В публикации представлены рекомендации Роспотребнадзора, а также прописан механизм перевода сотрудников на удаленную работу. Как минимизировать риск распространения коронавируса среди сотрудников организации? Какие меры профилактики принять? Как организовать рабочий процесс? В публикации представлены рекомендации Роспотребнадзора, а также .

. ВШЭ «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения» [2] (далее .

. следующими сферами деятельности: охрана здоровья; социальная сфера; образование; теплоснабжение; электроэнергетика и энергосбережение .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: