Правительство должно стремиться обеспечить профицит государственного бюджета любыми способами

Обновлено: 07.05.2024

ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬЮ БЮДЖЕТА.


Аннотация
Данная статья посвящена такой актуальной проблеме, как сбалансированность бюджета в условиях экономического роста. Каждое государство стремится к экономическому росту, перераспределяя статьи бюджета, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства.

PROBLEM OF BALANCING THE STATE BUDGET. THE RELATIONSHIP BETWEEN ECONOMIC GROWTH AND BALANCE THE BUDGET.


Abstract
This article focuses on such an important issue as a balanced budget in the economic growth. Each state is committed to economic growth by reallocating budget items, as this is an increase in the national income of the state and at the disposal of the state budget there are additional funds.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, что, в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества.

Экономический рост – это увеличение объемных показателей экономической деятельности, в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии. Экономический рост – то состояние экономики, к которому стремится каждое государство, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства [7 с. 7 ].

Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет денежные средства на те статьи бюджета, цели которых – удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества.

Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой арене.

Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год [6 гл. 6 ст.114].

Доходы бюджета поступают в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.

Неналоговые доходы бюджета образуются:
- доходы от государственной собственности;
- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);
- реализации государственных запасов;
- получение процентных платежей по займам, предоставленных государством в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства [1 с. 98].

Государственный бюджет может находиться в следующих состояниях:

1. Сбалансированный бюджет

Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Дефицит бюджета имеет негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны, но и профицит также является источником проблем для государства: проблем рационального использования высвободившихся средств, создания стабилизационного фонда и выработки направлений и целей их дальнейшего использования.

Длительное время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. В настоящее время правительство страны в большей степени придерживается следующей концепции - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. В случае, если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении [13 с 197].

В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе направленные, на совершенствование бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов [9 с. 77].

В наше время наибольшим приоритетом при составлении бюджета РФ пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

После кризисного спада эпохи радикальных экономиче­ских реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2006 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %. А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Однако, необходимо отметить, что экономический рост, наблюдаемый в эти годы являлся восстановительным, во многом вызван реформами после смены общественного строя. Его темпы постепенно начали спадать [2 c. 612].

Рассмотрим итоги исполнения бюджетов в 2006-2011х гг:

В 2005- 2008 гг. бюджет России профицитный, это связано с впечатляющим непрерывным экономическим ростом в 1999—2008 годах, с резким увеличением реальных доходов населения и повышением качества жизни.

В 2009 – 2010 гг. наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009—2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации [10].

Затем состояние экономики стабилизировалось, в 2011 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.

Экономика России в 2012 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:

1.Завершение вступления России в ВТО

2. Невысокие темпы инфляции и стабильный валютный курс
3. Относительно невысокий уровень безработицы

1.Произошло замедление роста экономики практически до нуля

2.Отток капитала за рубеж (более $70 млрд), который наблюдался даже в условиях экономического роста;

3. Сохранение доминирования государства в экономике;

4.Сохранение зависимости от нефтяных цен и отсутствие сдвигов в этой сфере [14].

Однако уже в 2013 году экономический рост в России начал замедляться. Причины такой ситуации глава правительства Дмитрий Медведев видит в снижении промышленного производства, замедлении темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал, а также торговли. Также на российской экономике сказывается неблагоприятная конъюнктура в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.

Можно сделать вывод, что оптимальным состоянием государственного бюджета России является сбалансированный бюджет.

  • развитие экономики
  • инновации
  • выплата государственных трансфертов

И таким образом достигать сбалансированности экономики.

Но и в случае дефицита бюджета существует необходимость и возможность его покрытия и достижения сбалансированности. Сбалансированность при дефиците достигается следующими мерами:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте [12].

Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным Кодексом РФ. Сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для России – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Государственный бюджет – это форма мобилизации и использования денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства по достижению целей и решению задач социально-экономического развития страны.

Общие сведения о государственном бюджете

Государство так же, как и фирмы с домохозяйствами, является участником экономических отношений. Оно в результате своей жизнедеятельности также получает определенные доходы и несет определенные расходы. Данные финансовые потоки нашли оформление в таком финансовом явлении, как бюджет.

Бюджет представляет собой план государства по образованию и расходованию денежных средств в течение определенного периода времени. Как правило, краткосрочный горизонт планирования составляет один календарный год, среднесрочный – три года.

План утверждается в форме специального документа, который имеет на территории страны силу закона. Составлением и исполнением бюджета занимаются исполнительные органы государственной власти (правительство), а его утверждением и контролем за исполнением – законодательные органы (парламент).

Доходы государственного бюджета по большей части формируются за счет введенных на территории страны налогов и иных обязательных платежей. Также государство получает доходы от ведения предпринимательской деятельности, использования имущества и т.д.

Расходы государственного бюджета непосредственно связаны с причинами возникновения и существования государства. В связи с этим бюджетные средства в основном расходуются на обеспечение военной безопасности, удовлетворение социальных нужд, содержание административного аппарата и т.д.

Сущность проблемы сбалансированности государственного бюджета

Государственный бюджет формируется и исполняется исходя из ряда фундаментальных принципов. Одним из таких принципов является принцип сбалансированности бюджета. Он заключается в том, что расходные обязательства бюджета должны находиться в количественном соответствии, в равновесии с источниками финансирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Обеспечение сбалансированности бюджета является актуальной проблемой в сфере государственных финансов. Считается, что, если государственный бюджет сбалансирован, то органы государственного управления и территориальные администрации функционируют на здоровой основе.

На самом деле в настоящее время в большинстве стран мира, на всех уровнях бюджетной системы бюджеты исполняются с превышением расходов над доходами. Подобная ситуация называется бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит (т.е. отсутствие сбалансированности бюджета) имеет большое число причин возникновения. Основными из них принято считать следующие причины:

  • проведение в национальной экономике структурных и иных масштабных реформ, что требует увеличенного государственного финансирования соответствующих мероприятий;
  • возникновение и развитие экономического кризиса, в результате которого происходит сокращение доходов государственного бюджета;
  • наступление форс-мажорных и чрезвычайных обстоятельств (например, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д.), на устранение последствий которых выделяют большие объемы бюджетных средств;
  • низкая эффективность национальной финансовой (в том числе, бюджетно-налоговой) системы, одним из сбоев которой является наличие дефицита государственного бюджета;
  • распространение коррупции и иной экономической преступности в государственном секторе.

Сейчас основным методом покрытия бюджетного дефицита является осуществление государством заимствований на финансовых рынках. Чаще всего, происходит выпуск в обращение государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, чеков и т.п.), которые приобретают правительства других стран, а также иностранные и отечественные организации и граждане.

Также зачатую прибегают к такому методу финансирования, как кредитование. Кредиты могут предоставляться как внутри страны (от вышестоящего бюджета или местного банка), так и из-за рубежа (от правительств иностранных государств и международных финансовых организаций).

Ещё существуют варианты с эмиссионным и налоговым покрытием бюджетного дефицита. Первый вариант заключается в том, что центральный банк страны осуществляет дополнительную, ничем не обусловленную эмиссию денежных средств. Второй вариант предполагает, что недостающий объем доходов бюджета будет компенсирован благодаря поднятию налоговых ставок и введению новых налогов.

Однако эти два варианта предпочитают избегать. Эмиссия, как правило, вызывает резкий рост цен в стране (инфляцию), а увеличение налогового бремени сказывается дестимулирующим образом на деловой активности в стране. Т.е. временная выгода для бюджета окажется несоизмеримо меньшей, чем ущерб, наносимый национальной экономике.

В этих условиях сбалансированность государственного бюджета может быть обеспечена в результате применения следующих методов:

  • установление лимитов на объемы бюджетных расходов с учетом текущего экономического потенциала общества и степени централизации доходов;
  • совершенствование и повышение объективности распределения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы государства;
  • создание в сфере международных бюджетных отношений системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи;
  • планирование бюджетных расходов в увязке с прогнозируемыми бюджетными доходами;
  • применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают реальное поступление денежных средств с финансовых рынков.

Таким образом, решение проблемы сбалансированности государственного бюджета требует от уполномоченных органов государственной власти принятие комплексного подхода, учитывающего текущую экономическую обстановку в стране и в мире.

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически.

Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Составление бюджета с профицитом формально допустимо, однако оно является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики.

В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития.

В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для целей регулирования экономики.

В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как "зло" экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.

Правительства государств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастую случайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит.

екоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экспорт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей.

Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит имеет краткосрочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или сокращению налоговых поступлений.

Если дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись только бюджетно-налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита. Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования.

Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределило широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита. Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными. В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

Таким образом, под сбалансированностью бюджета следует понимать состояние бюджета, при котором объем предусмотренных расходов соответствует либо объему доходов (при равенстве доходов и расходов), либо совокупному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета (при бюджетном дефиците). Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов.

При его составлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней:

· лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, нормативов финансовых затрат;

· создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления;

· изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней; совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней;

· использование эффективных форм бюджетных заимствований.

При формировании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при их поквартальном распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет, используют оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.

При исполнении бюджета основными методами поддержания его сбалансированности являются:

· установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств;

· использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств;

· сокращение расходов бюджета при невыполнении плана доходов;

· блокировка расходов при невыполнении условий, обусловивших включение их в бюджетные назначения;

· использование дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов;

· осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства.

1. Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений. Сбалансированность бюджета это также планирование направлений бюджетных расходов; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, последовательный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств и т.д.

Концепции сбалансированности госбюджета:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, т.к. любое сознательное воздействие правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)

2) концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. В периоды подъема формируется бюджетный резерв. В периоды спада может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)

3) концепция функциональных финансов (главная цель финансов гос-ва – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать эк рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)

Как известно, в целом состояние сбалансированности бюджета зависит от трех основных параметров:

· основных направлений и применяемых инструментов текущей государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета;

· определенной стадии экономического цикла развития экономики страны;

· приоритетов и перспектив на долгосрочный период поступлений в бюджет налоговых и иных обязательных платежей, а также сумм других государственных доходов (в том числе заемных).

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Его результатом является недостаток свободных оборотных средств вэкономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

до 12 августа 2000 г. в бюджетный кодекс входила глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которая была затем исключена (Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

Депутаты Госдумы предлагают вернуть в бюджетное законодательство норму о профиците бюджета. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму (в январе 2014 г).

Предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ порядок использования профицита бюджета. Так, установлено, что бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет) должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета.

При этом в случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета предписывается осуществить сокращение профицита бюджета. Для такого сокращения предусмотрены действия в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если указанные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

В соответствии же с российским законодательством бюджет не должен быть ни дефицитным, ни профицитным. Нормой для экономик большинства стран является именно состояние сбалансированности доходов и расходов. Поэтому не случайно из БК РФ вообще была исключена глава 12.

Центральным направлением расходования профицитных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются эти средства и на увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Правительство одобрило проект профицитного бюджета на 2020–2022 годы, заложив рост расходов после трех лет жесткой консолидации. Но власти продолжают изымать деньги из экономики, в том числе за счет повышения НДС, говорят эксперты

Дмитрий Медведев

Правительство одобрило проект федерального бюджета на 2020–2022 годы с сохранением профицита на протяжении всей трехлетки. «По основным вопросам бюджета решение принято с обязательством доработать в течение десяти дней», — уточнили в пресс-службе правительства.

Проект бюджета несет стимулирующий характер для экономики — расходы по отношению к ВВП растут, утверждают в Минфине. В 2020 году расходы действительно увеличатся на 0,5 п.п. — до 17,3% ВВП, но в дальнейшем прогнозируется снижение расходов федерального бюджета до 16,9% ВВП к 2022 году. Впрочем, до перехода к жесткой бюджетной политике, в 2015–2016 годах, расходы достигали 19% ВВП.

Увеличение бюджетных расходов обеспечено за счет повышения налогов (НДС с 2019 года увеличен до 20%) и роста госзаимствований, поэтому проект нового трехлетнего бюджета пока преждевременно называть бюджетом развития, полагает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. По сути, это результат перераспределения денег в экономике, констатировала экономист.

Де-факто из экономики с помощью повышения НДС изъяли определенную часть денег и государство забрало их себе, говорил в интервью РБК глава «ФК Открытие» Михаил Задорнов. «И пока, об этом и говорит профицит [федерального бюджета], оно не может распорядиться этими деньгами», — отмечал Задорнов.

Три года профицита

«Бюджет на следующие три года будет не просто сбалансированным. Мы исходим из того, что он будет профицитным на протяжении всех трех лет», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства. В 2018 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом впервые с 2011 года.

Положительное сальдо федерального бюджета в 2020 году составит 0,8% ВВП. В дальнейшем оно будет сокращаться: в 2021 году — до 0,5% ВВП, в 2022 году — до 0,2% ВВП, сообщили в Минфине. При этом ожидается, что ненефтегазовый дефицит бюджета (сальдо без учета нефегазовых доходов) будет стабильным на протяжении всей трехлетки и составит 5,8–5,9% ВВП.

  • Согласно одобренному правительством проекту, доходы федерального бюджета составят в 2020 году 20,4 трлн руб. (18% ВВП), уточнили в Минфине.
  • В 2021 году они возрастут до 21,2 трлн руб. (17,7% ВВП) и до 22,1 трлн руб. в 2022 году (17,2% ВВП).
  • Расходы федерального бюджета в 2020 году утверждены в объеме 19,5 трлн руб., или 17,3% ВВП, что на 0,5 п.п. выше, чем в 2019 году.
  • В 2021 году ожидается, что расходы составят 20,6 трлн руб. (17,1% ВВП), в 2022 году — 21,8 трлн руб. (16,9% ВВП).

Внешние займы в евро и юанях

Объем государственного долга сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП), заверили в Минфине. По итогам 2020 года объем госдолга составит 17,1 трлн руб., 2021 года — 19 трлн руб. и 2022 года — 21,1 трлн руб.

В проект бюджета закладывается программа внешних займов на сумму, эквивалентную $3 млрд ежегодно в течение всей трехлетки, отметили в Минфине. При этом во внешних заимствованиях Минфин будет ориентироваться на резервные валюты внедолларовой зоны — на евро и юани. Это результат недавних частичных санкций США против суверенного долга России в долларах.

Чистое привлечение России на внутреннем рынке заимствований в 2020 году составит 1,7 трлн руб., в 2021 году чистые внутренние заимствования ожидаются в объеме 1,55 трлн руб., в 2022 году — 1,8 трлн руб.

Нейтральная консолидация

Несмотря на то что расходы федерального бюджета в 2020 году по отношению к ВВП будут выше на 0,5 п.п., чем в текущем году, они все равно не достигают уровня 2015 и 2016 годов.

Правительство выдерживает достигнутую сбалансированность, а сама бюджетная политика скорее становится нейтральной, полагает директор НИФИ Минфина Владимир Назаров. «Говорить о том, что мы должны возвращаться к параметрам 2015 года или до этого, это значит фактически перечеркнуть всю работу по бюджетной консолидации и снова поставить бюджет в очень сильную зависимость от внешнэкономической конъюнктуры», — сказал РБК Назаров. Расходы государства должны быть предсказуемыми и равномерными, а сам бюджет не может быть источником экономического роста. «Источник экономического роста — это частные инвестиции, и все силы надо бросить на улучшение инвестклимата», — заключил экономист.

МВФ в августовском докладе по российской экономике отмечал, что правительство переходит от жесткой бюджетной политики к нейтральной. Эксперты фонда даже рекомендовали России дополнительные меры по бюджетной консолидации в долгосрочной перспективе с тем, чтобы обеспечить более справедливое распределение ресурсов между нынешними и будущими поколениями. При этом, с точки зрения МВФ, нужно пересмотреть структуру доходов и расходов в сторону «более дружественного к экономическому росту» налогообложения и расходования средств.

За счет механизма бюджетного правила правительство сдерживает расходы и одновременно проводит политику профицитного бюджета, то есть ограничивает расходы доходами казны, сказал РБК главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «Фактически мы имеем дело с по-прежнему достаточно жесткой бюджетной политикой», — уверен он. Власти продолжают политику бюджетной консолидации из-за сохранения угрозы ужесточения санкций и падения цен на нефть, продолжил экономист. «Идет подготовка к жесткому сценарию, когда Россию попытаются изолировать, поэтому активно наращиваются резервы», — считает Тихомиров. Обратная сторона такой политики — низкие темпы роста экономики, добавляет он.

Ликвидный ФНБ достигнет 8,5% ВВП

В 2020 году все нефтегазовые доходы бюджета, полученные от продажи нефти дороже $42,4 за баррель, будут направляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Дополнительные нефтегазовые доходы в следующем году ожидаются в объеме 2,3 трлн руб., уточнили в Минфине. Таким образом, правительство продолжить пополнять национальную «кубышку».

Без учета дополнительных нефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга дефицит бюджета (так называемый первичный структурный) на 2020 год планируется в размере 0,5% ВВП, что соответствует бюджетному правилу.

Власти смогут начать инвестировать накопленные в ФНБ резервные средства, после того как ликвидная часть фонда преодолеет планку в 7% ВВП. Минфин ожидает, что это произойдет в середине 2020 года, после того как в ФНБ будут зачислены нефтяные сверхдоходы за 2019 год. По прогнозам министерства, ликвидная часть ФНБ возрастет в 2020 году до 8,5% ВВП, сообщили в ведомстве. Инвестирование средств ФНБ может начаться со второго полугодия следующего года, уточнил РБК собеседник в аппарате правительства.

Правительство достигло договоренности о принципах инвестирования накопленных в ФНБ нефтегазовых доходов, говорил ранее первый вице-премьер Антон Силуанов. Деньги будут вложены в крупные нефтегазовые проекты внутри страны. Речь, в частности, может идти о газохимическом проекте «Газпрома» и Артема Оболенского, экс-партнера Аркадия Ротенберга, в Усть-Луге и проекте НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2». Кроме того, за счет ФНБ будут предоставлены кредиты зарубежным покупателям российской продукции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: