Права и обязанности государства флага в открытом море

Обновлено: 25.04.2024

поня-тие, используемое в основном в международном морском праве для определения национальной принадлежности торговых судов и военных кораблей и отнесения их на этой основе под действие исключительной юрисдикции конкретного государства. Общий порядок в этой области впервые был закреплен Женевской конвенцией об открытом море 1958 г., п. 1 ст. 5 которой установил, что "каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства. под флагом которого они вправе плавать".. . .

Данное положение было подтверждено Конвенцией по морскому праву 1982 г.. где подчеркивается, что судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, "подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море". Конвенция устанавливает также, что во время своего плавания или стоянки в порту судно не может переменить флаг, а значит. и национальность, кроме случаев действительного перехода права собственности на него и (или) изменения его регистрации. Судно, плавающее под флагом двух или более государств, пользуясь ими по своему усмотрению, не вправе требовать признания ни одной из соответствующих-национальностейдругими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Требование к судам иметь определенную национальность и носить флаг только одного государства - основное и важнейшее средство обеспечения международного правопорядка в открытом море, поскольку таким образом может на деле осуществляться контроль за соответствием судов многообразным стандартам, соблюдением ими существующих обычаев, общепризнанных требований, закрепленных в принципах и нормах международного права, в двусторонних и многосторонних соглашениях. Некоторые шаги по закреплению обязанности государств осуществлять над судами их национальности свои юрисдикцию и контроль сделаны в Конвенции 1982 г., ст. 94 которой дает расшифровку мер, направленных на обеспечение данной обязанности.

Дальнейшая детализация обязанностей Г.ф. по отношению к судам его национальности содержится в Конвенции ООН о регистрации судов 1986 г.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВО ФЛАГА" в других словарях:

ГОСУДАРСТВО ФЛАГА — государство, под флагом которого законно плавает данное судно. Г.ф., предоставляя судну свой флаг, тем самым определяет национальность судна. Каждое государство само устанавливает порядок предоставления судам права плавать под его флагом, а также … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВО ФЛАГА — государство, под флагом которого законно ходит к. л. судно. Г. ф., предоставляя судну право ходить под своим флагом, тем самым определяет национальность судна. Каждое государство само устанавливает порядок предоставления судам права ходить под… … Юридическая энциклопедия

Государство Флага — страна, под флагом которой плавает судно. Несет ответственность за выдачу квалификационных свидетельств и гарантирует, что эти свидетельства соответствуют стандартам Международной морской организации (ММО). Г.ф. осуществляет полный контроль и… … Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВО ФЛАГА — государство, под флагом которого законно плавает к. л. судно. Г. ф., предоставляя судну право плавать под своим флагом, тем самым определяет национальность судна. Каждое государство само устанавливает порядок предоставления судам права плавать… … Энциклопедический словарь экономики и права

государство флага — государство, под флагом которого законно плавает данное судно. Г.ф., предоставляя судну свой флаг, тем самым определяет национальность судна. Каждое государство само устанавливает порядок предоставления судам права плавать под его флагом, а также … Большой юридический словарь

Государство Хатай — У этого термина существуют и другие значения, см. Хатай. Государство Хатай тур. Hatay Devleti араб. لواء الإسكندرونة‎‎ … Википедия

История флага России — Флаг Российской Федерации Государственный флаг Российской Федерации её официальный государственный символ (наряду с гербом и гимном). Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней … Википедия

Северокарельское государство — (Временное правительство Карелии) ← … Википедия

Республика медвежьего флага — Калифорнийская Республика California Republic непризнанное государство ← … Википедия

1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство, в частности:

a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и

b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:

a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;

c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:

a) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;

b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;

c) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.

5. Принимая меры, предусмотренные в пунктах 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.

7. Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.

1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство, в частности:

а) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:

а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;

с) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:

а) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;

b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;

с) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.

5. Принимая меры, предусмотренные в пунктах 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.

7. Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Открытым морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции 1982 г.). Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету.

В основе международно-правового режима открытого моря лежит принцип свободы открытого моря(был введен как ответ против притязаний со стороны испании, португалии, австрии в 16 в, они хотели монополизировать живые морские ресурсы и торговые пути в море) , означающий для всех государств свободу судоходства, рыболовства, а также полетов на летательных аппаратах, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободу научных исследований, свободу возводить искусственные острова и другие установки. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.+ еще принципы морск права, относящиеся к открытому морю : принцип использования открытого моря только в мирных целях(запрещение военной деят-ти государств,применение силы и угрозы), принцип свободы морских научных исследований

Согласно ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Открытое море резервируется для мирных целей. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Права и обязанности гос-ва флага

государства, занимающиеся промыслом живых ресурсов в открытом море, должны руководствоваться принципом охраны живых ресурсов моря и непременно выполнять все рыбоохранные мероприятия. Под правовой охраной живых ресурсов понимается совокупность мер, направленных на обеспечение оптимально устойчивой добычи ресурсов. Программы ограничительных мер должны составляться таким образом, чтобы в первую очередь обеспечивать снабжение человека пищей.

В соответствии со ст. 116 Конвенции 1982 г. все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при условии соблюдения ими договорных обязательств, а также прав, обязанностей и интересов прибрежных государств.

В соответствии со ст. Конвенции 1982 г. при определении размера допустимого улова и установления других мер охраны живых ресурсов открытого моря государства принимают научно обоснованные меры в целях поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов на уровне, обеспечивающем максимально устойчивые уловы.

Однако любые меры по сохранению живых ресурсов и осуществление их на практике не должны быть ни по форме, ни по существу дискриминационными в отношении рыбаков любого другого государства.

На практике сложной проблемой в области регулирования рыболовства был поиск сбалансированного режима, при котором сочетался бы принцип свободы открытого моря с теми ограничениями, которые являются необходимыми для сохранения живых ресурсов моря в интересах всех государств- В ст. 118 Конвенции 1982 г. предусмотрена возможность сотрудничества прибрежных государств и компетентных международных организаций в целях сохранения живых морских ресурсов моря. Региональные организации по управлению рыболовством (РФМО) вправе запрещать, ограничивать или регулировать промысел рыб и морских млекопитающих.

Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море. В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут задерживаться и подвергаться осмотру какими-либо судами или военными кораблями, плавающими под флагом другого государства. В случае столкновения или другого происшествия с судном в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность должностного лица, находящегося на судне, уголовное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства, под флагом которого плавает судно, или того государства, гражданином которого является это должностное лицо. Ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследований никем, кроме властей государства флага судна.

Государства вменяют в обязанность капитанам судов оказание помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, обязывают их следовать со всей возможной скоростью на помощь, а также оказывать после столкновения помощь другому судну, его экипажу и пассажирам и, насколько это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.




Конвенция 1982 г. возлагает на каждое государство обязанность издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с судов или из трубопроводов, а также в результате разработки или разведки поверхности морского дна и недр континентального шельфа.

Каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями, а также сотрудничать с другими государствами в международных организациях по предупреждению загрязнения моря или воздушного пространства над ними в результате применения радиоактивных материалов или других вредоносных веществ.

Право преследования по «горячим» следам. Конвенция по морскому праву 1982 г. +конвенция об открытом море (ст 23)

В соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. преследование судна может начаться, если иностранное судно (или одна из его шлюпок) находится во внутренних, территориальных или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается.

Преследование судна может быть начато только после подачи звукового или зрительного сигнала остановиться на дистанции, позволяющей судну-нарушителю его увидеть или услышать.

Судно, отдающее приказ предполагаемому нарушителю остановиться, само может находиться в любом месте, в том числе и в открытом море. Однако преследование судна, находящегося в прилежащей зоне, экономической зоне или на континентальном шельфе, может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлены эти зоны (например, при незаконном лове рыбы иностранным судном в пределах этих зон).

Право преследования по «горячим» следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или какого-либо третьего государства.

Право преследования может осуществляться только военными или иными находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными.

Если судно было остановлено или задержано вне территориального моря без достаточных оснований, ему должны быть возмещены причиненные убытки и ущерб.




Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей - ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях - Преамбула).

3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами - Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).

Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).

4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).

Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований

по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).

5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).

Понятие исключительной юрисдикции государства флага.

Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):

1) ведет регистр судов;

2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;

3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.
Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;




3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:

1) это судно занимается пиратством;

2) это судно занимается работорговлей;

3) это судно занимается несанкционированным вещанием;

4) это судно не имеет национальности;

5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море - осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой
государственной службе.

Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):

1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;

2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);

3) военные корабли пользуются иммунитетом только вусловияхмирного времени;

4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;

5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).

Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры

К внутренним (морским) водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального

ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 - к внутренним морским водам РФ относятся:

1) воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

2) воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ и перечень которых устанавливается правительством РФ.

Исторические воды.

Моря заливного типа или заливы, окруженные берегами одного государства, несмотря на то что они соединяются с океаном и ширина входа в них превышает 24 мили, относятся к внутренним водам государства вследствие их особого экономического или оборонного значения для данной страны либо сложившейся исторической традиции.

Пример: воды Белого моря являются внутренними водами РФ по линии выдающихся в море мысов (Канин Нос - Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 мили (на воды, находящиеся южнее этой линии полностью распространяется законодательство РФ, касающееся мореплавания и ведения морского промысла).

Исторические моря в РФ (Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское - являются историческими водными путями России).

Исторические заливы в РФ (залив Петра Великого, Чесская и Печорская губы и др.) (плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в заливе Петра Великого могут происходить только с разрешения компетентных властей РФ, кроме случаев входа в порт Находка и выхода из него).

Реки, озера и каналы, находящиеся на территории государства, также являются внутренними водами (как правило, закрыты для плавания судов под иностранным флагом).

Внутренние морские воды - часть территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом (в ни х не действует право мирного прохода иностранных судов).

Правовой режим внутренних морских вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.

Иностранные военные корабли во внутренних морских и территориальных водах пользуются экстерриториальностью, и на них не распространяются правила о таможенном досмотре, подсудности за преступления, совершенные на корабле (они обязаны соблюдать местные законы и правила во внутренних водах другого государства - в противном случае местные власти могут указать на допущенные нарушения командиру корабля или сообщить о них правительству государства флага).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: