Права и обязанности государств по управлению и сохранению морских природных ресурсов

Обновлено: 27.04.2024

Продолжаем серию интервью с исследователями МГИМО, занимающимися общественно значимыми проблемами. Использование природных ресурсов, на которые претендует сразу два, а то и больше государств — это повод для разногласий, а иногда и серьезных конфликтов. Как и зачем надо странам договариваться об использовании трансграничных природных ресурсов? Как решает эти спорные вопросы международное право? С этими и другими вопросами мы обратились к заведующему кафедрой международного права МГИМО, доктору юридических наук, профессору Александру Николаевичу Вылегжанину.

— Александр Николаевич, Вы автор нескольких монографий о международно-правовых основах управления природными ресурсами, в т.ч. трансграничными. Наиболее известная — «Морские природные ресурсы (международно-правовой режим)», изданная Советом при Президиуме РАН, которая с 2001 года свободно «гуляет» в Интернете. Изданы словари, справочники под Вашей редакцией о правовом режиме минеральных ресурсов. Первый вопрос: а какое отношение к природным ресурсам имеет международное право? Чья территория — тому государству природные ресурсы принадлежат. Значит, национальное право того государства и определяет порядок использования нефти, газа, иных природных ресурсов. Разве не так?

— Не так. Во-первых, нефтегазовые и иные неживые природные ресурсы залегают не только в пределах государственной территории, а и за ее пределами — например, в недрах континентального шельфа, недрах морского дна за пределами шельфа и т. д. А правовой режим таких пространств определяется, прежде всего, международным правом. Во-вторых, нормы международного экологического права исполняются и на государственной территории. В-третьих, имеются трансграничные месторождения — залегающие на территории соседних государств. Порядок их эксплуатации, точнее управления — можно определить только на основе международной договоренности заинтересованных государств.

— Что за странное словосочетание — «управление природными ресурсами»? Управлять можно государством, министерством, машиной, наконец, людьми.

— Ответ на этот вопрос предполагает, как минимум, пояснение: что в юридическом смысле означают слова «природные ресурсы» и «управление».

Правовые энциклопедии, при некоторых отличиях, характеризуют первое слово как означающее часть природы, а не нечто, созданное человеком; причем ту часть природы, которая социально востребована. Но излишняя теоретизация здесь ведет к схоластике. Юридическая практика государств идет по пути конкретизации природных ресурсов как объекта правового регулирования: например, правовой режим нефтегазовых ресурсов суши отличен от правового положения морских живых ресурсов.

А что касается словосочетания «управление природными ресурсами» … Да, режет слух — и журналистам тоже. Но юристы используют термины, зафиксированные в источниках права. Последние меняются. Например, в четырех Женевских морских конвенциях 1958 года нет положений о правах и обязательствах государств по управлению морскими природными ресурсами. А в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. — есть.

Повторю: сегодня — юридические установления об обязанности государства управлять природными ресурсами — это реальность.

— Но как можно, посредством правовых норм, управлять, например, стадами морских тюленей или рыб? Или запасами нефти? Даже теми, которые пересекают государственную границу? Право — это юридическая команда, ее ведь природные ресурсы не услышат.

— Да, это предписание, в виде согласованных норм договора или акта национального права, — не рыбам и нефти, а людям, конечно. Но именно на основе правовых норм люди воздействуют на природные ресурсы. Трансграничное нефтегазовое месторождение может на 10% своей площади залегать в недрах территории государства, А, а на 90% — на территории государства Б. Если нет применимой нормы международного договора об ином, компания государства, А может «опустошить» все запасы месторождения, несмотря на это процентное меньшинство.

Не меньше возможностей для несправедливых сценариев межгосударственной экономической состязательности и в случае с трансграничными месторождениями рыбных ресурсов, «сидячих» (крабов) и т. д. А если есть договорно-согласованный механизм управления такими биоресурсами — их можно рационально эксплуатировать «вечно». Государства договариваются о правовых предписаниях промысла биоресурсов (сезон, район, объем вылова, размер ячеи трала и т. д.). Биологи подсказывают, применительно к конкретным видам и популяциям, оптимальные величины изъятия — от этого темп естественного прироста популяции — максимальный. То есть и государства получают в море экономические блага, и размер популяции не уменьшается. Разумеется, эта схема управления биоресурсами успешна, если выполняются и иные нормы международного права, прежде всего, о защите морской среды.

— Когда впервые возникла необходимость урегулирования на международном уровне споров и конфликтов, связанных с использованием трансграничных природных ресурсов?

— В истории международного права прецедентным считается решение по спору между США и Канадой, возникшем в связи сооружением Канадой на своей территории в 1903 году — без согласия США — плотины на реке Святого Лаврентия. Это повлекло повышение уровня воды в трансграничном озере — Онтарио — и для США. Наводнения, подмыв и разрушение берегов, иные неблагоприятные последствия для США были учтены международным арбитражем, рассматривавшим этот спор — кстати, уже после того, как Канада разрушила свою плотину. Арбитраж подтвердил — недопустимо причинение ущерба другому государству деятельностью на своей территории, в том числе и при эксплуатации трансграничных водных ресурсов.

В 2002 году, уже с учетом имеющейся договорной практики государств, Комиссия международного права ООН включила в свою программу работы тему «Разделяемые природные ресурсы», впоследствии обозначив как приоритетные их конкретные виды: трансграничные подземные воды; трансграничные ресурсы нефти и газа.

— Эксплуатация каких трансграничных природных ресурсов, в разработке которых сейчас принимает участие Российская Федерация, требует дополнительного урегулирования на международном уровне?

— Скорее, не дополнительного, а более совершенного. В праве главный вопрос — не в количестве правовых актов, а в их качестве.

Прежде всего, это — водные трансграничные ресурсы. Много рек, иных водоемов на территории России имеет трансграничный характер, и целесообразно умно управлять такими ресурсами, используя соответствующий лучший национальный и мировой опыт.

И, конечно же, актуален вопрос о правовом режиме управления трансграничными минеральными ресурсами, особенно, залегающими в недрах континентального шельфа.

— Можно привести какой-то конкретный пример — как международный договор предусматривает управление трансграничными природными ресурсами, например, нефтегазовыми?

— Классический успешный пример — договоренности между Великобританией и Норвегией об эксплуатации месторождения Фриг и о транспортировке из него газа в Великобританию. Есть межгосударственный уровень взаимодействия: англо-норвежское Соглашение 1976 г. об эксплуатации месторождения Фриг и транспортировке из него газа в Великобританию (оно изменено Соглашением 1998 г.). Суть: трансграничное месторождение Фриг рассматривается для целей эксплуатации как единое целое, независимо от того, какая его часть находится на шельфе каждого из двух государств. Два государства- участника Соглашения согласованно определяют запасы месторождения, порядок выдачи лицензий на их использование, включая вопрос о долях. Это межгосударственное соглашение предусматривает и рамки взаимодействия сторон на частно-правовом уровне — между соответствующими компаниями (лицензиатами). Им предписывается «вступить в договоренности между собой» с тем, что трансграничное месторождение использовалось только в соответствии с Соглашением. Строятся трубопроводы для транспортировки газа от месторождения (на шельфе) к потребителю (суша, Великобритания). По договоренности между компаниями, но с одобрения обоих правительств назначается единый оператор (управленец трансграничного проекта).

— А успешный пример с участием России? Есть ли Соглашение о трансграничных месторождениях Каспия? С Азербайджаном, например?

— Да, российско-азербайджанское Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря заключено в 2002 г. Еще ранее — Соглашение с Казахстаном о таком разграничении (в 1998 г.). Оба соглашения предусматривают механизмы управления трансграничными углеводородными месторождениями.

Но воздержусь от похвал — результаты исполнения этих международных договоров не уберегли Каспий от ухудшения состояния окружающей среды. Как, впрочем, и Рамочная конвенция о защите морской среды Каспия.

— А Российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане — он предусматривает совместное управление трансграничными нефтегазовыми ресурсами?

— Да. Исполнение Россией Договора и, особенно, Приложения II к нему — о трансграничных месторождениях углеводородов — несомненно требует квалифицированного международно-правового сопровождения. Именно квалифицированного. В ином случае и российские ведомства, и компании, работающие в соответствующем районе, могут «дров наломать».

— Что подразумевается под вашими словами — «наломать дров»?

— Главная беда нашей государственности — это, как сказал в свое время Дмитрий Анатольевич Медведев, еще не будучи Президентом страны, случаи «слияния в экстазе» бизнесменов и чиновников. Сейчас предпринимаются заметные меры к улучшению ситуации. Но она остается пока далекой от той же норвежской или английской модели государственности. Ведь власть должна защищать интересы общества в целом, в том числе природоохранные, а бизнес, понятно, свои — побольше и быстрее добыть и продать. Руководители, собственники наших компаний ТЭК по большей части не готовы, к сожалению, к международным стандартам цивилизованного управления трансграничными месторождениями — ни с точки зрения их квалификации, ни на уровне их правосознания. Это печальная реальность, хотя и объяснимая в контексте резкого расслоения в 90-е годы ранее однородного общества страны на супербогатых и бедных. В «лихие 90-е», да и в последующие годы суперэлита привыкла все решать не по праву, а «по понятиям», с конкретным должностным лицом, в том числе в Правительстве.

А в случае с имеющейся договорно-правовой основой эксплуатации трансграничного месторождения эти «накатанные» методы не сработают. Потому что нарушение компанией соответствующих договорно-правовых предписаний (например, экологических) нельзя «замять» с конкретным чиновником из нашего правительства. Это нарушение влечет ответственность российского государства — в данном случае, перед Норвегией или перед сообществом государств в целом (концепция нарушения обязательства erga omnes).

— А чтобы не «ломать дров», что надо в первую делать руководству Роснефти или Газпрома для грамотного начала работы по освоению трансграничного арктического месторождения? Достаточно ли сейчас подготовлены, на Ваш взгляд, юристы-международники, работающие в этих компаниях?

— Там немало и наших выпускников, так что думаю — достаточно. По крайней мере, для того, чтобы предупредить руководителя компании о соответствующих рисках, об их правовой характеристике. Далее — дело за выбором управленческого решения. Если оно не учитывает имеющийся лучший — да и печальный — соответствующий правовой опыт — есть большой риск того, что вопрос о международно-правовой ответственности (не компании, а России) скоро возникнет. Вообще, учитывая масштабность и сложность вопросов, касающихся международно-правового сопровождения разработки и эксплуатации трансграничных природных ресурсов, соответствующий научно-правовой потенциал и консалтинговый опыт МГИМО, я бы настоятельно рекомендовал заинтересованной компании-инвестору заключить с нашим Университетом договор о международно-правовом сопровождении проектов освоения трансграничных месторождений в Арктике. А ведомствам — Минприроды, прежде всего — думается, есть смысл организовать НИР по правовому обеспечению исполнения приложения 2 к российско-норвежскому Договору от 15.09.2010 г. Думаю, это эффективнее — и, как показывает опыт, результативнее, чем организация программ повышения квалификации для юристов крупных компаний по теме трансграничных месторождений. У меня были на этот счет предметные разговоры в университетах Канады, Норвегии, Великобритании.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.

17.69. Объем годового улова в Мировом океане составляет 80–90 млн. тонн рыбы, моллюсков и ракообразных, 95 процентов из этого количества приходится на воды, находящиеся под национальной юрисдикцией. За последние четыре десятилетия объемы лова выросли почти в пять раз. Положения Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, касающиеся живых морских ресурсов исключительных экономических зон и других районов, находящихся под национальной юрисдикцией, определяют права и обязанности государств в отношении сохранения и использования этих ресурсов.

17.70. Живые морские ресурсы являются важным источников белка для многих стран, и их использование зачастую имеет большое значение для местных общин и коренного населения. Такие ресурсы обеспечивают продуктами питания и средствами к существованию миллионы людей и в случае устойчивого использования открывают широкие возможности для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также социальных нужд, особенно в развивающихся странах. Для реализации этого потенциала необходимы углубленные знания о запасах живых морских ресурсов и их идентификация, особенно в отношении недостаточно полно используемых и неиспользуемых запасов и видов, применение новых технологий, наличие усовершенствованных обрабатывающих и перерабатывающих мощностей, обеспечивающих безотходное производство, и повышение мастерства и профессиональной квалификации персонала в целях эффективного управления и сохранения живых морских ресурсов исключительных экономических зон и других районов, находящихся под национальной юрисдикцией. Следует также делать упор на комплексном управлении запасами и других подходах, обеспечивающих учет взаимоотношений между видами.

17.71. Рыболовецкие хозяйства во многих районах, находящихся под национальной юрисдикцией, сталкиваются со все более серьезными проблемами, к которым, в частности, относятся перелов рыбы при локальном промысле, несанкционированные заходы в зону промысла иностранных судов, деградация экосистем, чрезмерная капитализация и чересчур большие размеры промыслового флота, предоставление заниженных данных об улове, использование недостаточно избирательных орудий лова, ненадежность баз данных и рост конкуренции между непромышленным и промышленным рыболовством и между рыболовством и другими видами деятельности.

17.72. Проблемы не ограничиваются сферой рыболовства. Коралловые рифы и другие морские и прибрежные места обитания, такие, как мангровые заросли и эстуарии, относятся к числу наиболее разнообразных, комплексных и продуктивных экосистем Земли. Нередко они выполняют весьма важные экологические функции, обеспечивают защиту побережья и имеют важнейшее значение как база продовольственных и энергетических ресурсов, туризма и экономического развития. Во многих частях мира такие морские и прибрежные системы испытывают стрессовые перегрузки или находятся под угрозой как антропогенного, так и природного воздействия.

Цели

17.73. Прибрежные государства, особенно развивающиеся страны и государства, состояние экономики которых зависит в первую очередь от эксплуатации живых морских ресурсов их исключительных экономических зон, должны получать все социальные и экономические выгоды от рационального использования живых морских ресурсов в их исключительных экономических зонах и других районах, находящихся под национальной юрисдикцией.

17.74. Государства обязуются охранять и рационально использовать живые морские ресурсы, находящиеся под их национальной юрисдикцией. В этих целях необходимо:

a) осваивать и умножать запасы морских живых ресурсов для удовлетворения потребностей в продуктах питания, а также для достижения социально-экономических целей и целей в области развития;

b) учитывать в рамках программ в области развития и управления традиционные знания и интересы местных общин, лиц, занимающихся мелким индивидуальным рыбным промыслом, и коренного населения;

c) поддерживать или восстанавливать популяции морских видов на уровнях или до уровней, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый на основе соответствующих экологических и экономических факторов и с учетом взаимосвязи видов;

d) содействовать разработке и применению избирательных орудий и методов лова, позволяющих сократить до минимума потери улова видов, являющихся объектами промысла, а также прилова видов, не являющихся объектами лова;

e) охранять и восстанавливать популяции морских видов, находящихся под угрозой исчезновения;

f) охранять редкие или легко уязвимые экосистемы, а также места обитания и другие экологически уязвимые районы.

17.75. Ничто в пункте 17.75 выше не ограничивает право прибрежного государства или компетенцию международной организации, при необходимости, запрещать, ограничивать или регулировать промысел морских млекопитающих более строго, чем предусмотрено в этом пункте. Государства должны развивать сотрудничество в целях сохранения морских млекопитающих и в случае китообразных должны, в частности, сотрудничать с соответствующими международными организациями в целях их сохранения, рационального использования и изучения.

17.76. Способность развивающихся стран обеспечивать осуществление вышеуказанных целей зависит от их возможностей, в том числе от имеющихся в их распоряжении финансовых, научных и технических средств. Для оказания поддержки принимаемым ими мерам по достижению указанных целей необходимо обеспечить надлежащую финансовую помощь и помощь в научной и технической областях.

Деятельность

а) Вопросы управления

17.77. Государствам следует обеспечить охрану и использование живых морских ресурсов исключительной экономической зоны и других районов под национальной юрисдикцией в соответствии с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

17.78. Государствам при осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву следует рассмотреть вопросы, связанные с использованием запасов видов рыб, выходящих за пределы экономической зоны и возвращающихся в нее, и мигрирующих видов, и, всесторонне учитывая цель, установленную в пункте 17.74, вопрос, связанный с допустимым уровнем улова.

17.79. Прибрежным государствам, самостоятельно или в рамках двустороннего и/или многостороннего сотрудничества и при поддержке, в надлежащих случаях, со стороны международных организаций, будь то субрегиональных, региональных или глобальных, следует, в частности:

a) провести оценку запасов живых морских ресурсов, включая недоиспользуемые или неиспользуемые запасы и виды, посредством подготовки, по мере необходимости, перечней для их охраны и рационального использования;

b) осуществлять стратегии рационального использования живых морских ресурсов с учетом особых потребностей и интересов лиц, занимающихся мелким индивидуальным рыбным промыслом, местных общин и коренного населения для удовлетворения потребностей в продуктах питания и других потребностей в области развития;

c) внедрить, особенно в развивающихся странах, механизмы развития марикультуры, аквакультуры и мелкопромыслового, глубоководного и океанического рыболовства в тех районах под национальной юрисдикцией, в которых, согласно оценкам, имеются запасы живых морских ресурсов;

d) укрепить, в надлежащих случаях, свои правовые и регулирующие рамки, включая потенциал в области управления, обеспечения соблюдения норм и надзора, для регулирования деятельности, связанной с вышеупомянутыми стратегиями;

e) принять меры в целях увеличения объема живых морских ресурсов для удовлетворения продовольственных потребностей путем сокращения отходов, послепромысловых потерь и брака и совершенствования методов переработки, распределения и транспортировки;

f) разрабатывать экологически чистые технологии и стимулировать их использование в соответствии с критериями, отвечающими целям рационального использования живых морских ресурсов, включая оценку экологического воздействия основных новых методов рыбного промысла;

g) повысить продуктивность живых морских ресурсов и шире использовать их для производства продуктов питания и получения доходов.

17.80. Прибрежным государствам следует изучить возможности расширения деятельности, связанной с организацией отдыха и туризмом и имеющей отношение к живым морским ресурсам, в том числе для обеспечения альтернативных источников дохода. Такая деятельность должна соответствовать политике и планам в области охраны природы и устойчивого развития.

17.81. Прибрежным государствам следует поддерживать устойчивость мелкого непромыслового рыболовства. В этих целях им следует, в надлежащих случаях:

a) обеспечивать развитие мелкого непромыслового рыболовства в рамках планирования деятельности в морских и прибрежных районах, учитывая интересы рыбаков, лиц, занимающихся мелким рыбным промыслом, женщин, местных общин и коренного населения и, в надлежащих случаях, стимулируя их участие в работе соответствующих органов;

b) признать права лиц, занимающихся мелким рыбным промыслом, и особое положение коренного населения и местных общин, включая их права на использование и защиту своей среды обитания на устойчивой основе;

c) разработать системы для пополнения и учета традиционных знаний о живых морских ресурсах и морской среде и содействовать интеграции таких знаний в рамках систем управления.

17.82. При подготовке и в процессе выполнения международных соглашений в отношении освоения или охраны живых морских ресурсов прибрежным государствам следует обеспечивать учет интересов местных общин и коренного населения, в частности их право на ресурсы, обеспечивающие им средства к существованию.

17.83. Прибрежным государствам, при поддержке, в надлежащих случаях, со стороны международных организаций, следует проводить анализ возможностей развития аквакультуры в морских и прибрежных районах под национальной юрисдикцией и применять надлежащие гарантии в том, что касается интродукции новых видов.

17.84. Государствам следует запретить промысел рыбы с использованием динамита и отравляющих веществ и другие сопоставимые с этими хищнические методы лова рыбы.

17.85. Государствам следует определить морские экосистемы с высокой степенью разнообразия биологических видов и продуктивности и другие важнейшие районы обитания и обеспечить необходимые ограничения на использование морских ресурсов в этих районах за счет, в частности, объявления отдельных районов охраняемыми. Приоритетное внимание, в зависимости от обстоятельств, следует уделять:

a) экосистемам коралловых рифов;

b) эстуариям;

c) водно-болотистым угодьям умеренных и тропических зон, включая мангровые заросли;

d) покрытым водорослями отмелям;

e) другим районам нереста и нагула.

b) Данные и информация

17.86. Государствам в индивидуальном порядке или посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества и при поддержке при необходимости международных организаций как субрегиональных или региональных, так и всемирных, следует:

a) содействовать расширению сбора данных и обмена данными, необходимыми для обеспечения сохранения и рационального использования живых морских ресурсов, подпадающих под национальную юрисдикцию;

b) на регулярной основе обмениваться последними данными и информацией, необходимыми для оценки рыбного промысла;

c) разрабатывать и совместно использовать такие инструменты анализа и прогнозирования, как оценка запасов и биоэкономические модели;

d) создавать или расширять соответствующие программы по контролю и оценке;

e) завершить/обновить описание морских биологических видов во всем их многообразии, живых морских ресурсов и важнейших мест обитания, относящихся к исключительным экономическим зонам и другим районам, подпадающим под национальную юрисдикцию, принимая во внимание изменения в окружающей среде, вызванные естественными причинами и деятельностью человека.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

17.87. Государствам посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества и при поддержке соответствующих организаций системы Организации Объединенных Наций и других международных организаций следует сотрудничать в целях:

a) развития финансового и технического сотрудничества, направленного на укрепление потенциала развивающихся стран в области мелкомасштабного и океанического рыбного промысла, а также прибрежной аквакультуры и марикультуры;

b) содействия обеспечению использования живых морских ресурсов для решения проблемы недоедания и достижения самообеспеченности продовольствием развивающихся стран, в частности путем сведения к минимуму потерь после улова и регулирования запасов для обеспечения устойчивой добычи;

c) разработки согласованных критериев использования орудий лова рыбы избирательного действия и методов лова избирательного характера, с тем чтобы свести к минимуму потери улова вида, являющегося объектом промысла, и прилова видов, не являющихся объектом промысла;

d) повышения качества продуктов моря, в том числе путем создания национальных систем гарантии качества продуктов моря, с тем чтобы содействовать обеспечению доступа на рынки, укрепить доверие потребителей и обеспечить максимальную экономическую отдачу.

17.88. Государствам следует, по мере необходимости, обеспечивать надлежащую координацию и сотрудничество в замкнутых и полузамкнутых морях и между субрегиональными, региональными и глобальными межправительственными органами по рыболовству.

17.89. Государства отмечают:

a) ответственность Международной китобойной комиссии за сохранение и рациональное использование поголовья китов и регулирование китобойного промысла в соответствии с Международной конвенцией 1946 года по регулированию китобойного промысла;

b) деятельность Научного комитета Международной китобойной комиссии по изучению, в частности, синих китов, а также других китообразных;

c) деятельность других организаций, таких, как Межамериканская комиссия по тропическому тунцу и Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей в рамках Боннской конвенции, по сохранению, рациональному использованию и изучению китообразных и других морских млекопитающих.

17.90. Государства должны сотрудничать в деле сохранения, рационального использования и изучения китообразных.

Средства осуществления

a) Финансирование и оценка расходов

17.91. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 6 млрд. долл. США, в том числе порядка 60 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

17.92. Государствам при поддержке, по мере необходимости, соответствующих межправительственных организаций следует:

a) обеспечивать передачу экологически безопасных технологий в целях развития рыболовства, аквакультуры и марикультуры, особенно в развивающиеся страны;

b) обращать особое внимание на механизмы передачи на местном уровне информации о ресурсах и усовершенствованных технологиях в области рыбного промысла и аквакультуры общинам, занимающимся рыболовством;

c) содействовать изучению, проведению научной оценки и использованию соответствующих традиционных систем управления;

d) рассмотреть вопрос о соблюдении в надлежащих случаях Кодекса практических правил рассмотрения вопросов передачи и интродукции морских и пресноводных организмов ФАО/МСИМ;

e) содействовать проведению научных исследований морских районов, имеющих особо важное значение с точки зрения живых морских ресурсов, в частности районов с большим разнообразием видов, высокой степенью эндемизма и высокой продуктивностью и мест остановок мигрирующих видов.

с) Развитие людских ресурсов

17.93. Государствам в индивидуальном порядке или посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества и при поддержке по мере необходимости соответствующих международных организаций, как субрегиональных или региональных, так и всемирных, следует поощрять и оказывать поддержку развивающимся странам, в частности в целях:

a) расширения многопрофильного образования, профессиональной подготовки и исследований по вопросам живых морских ресурсов, особенно в области социальных и экономических наук;

b) создания возможностей для подготовки кадров на национальном и региональном уровнях, с тем чтобы содействовать мелкому и индивидуальному рыболовству (включая рыболовство для удовлетворения собственных потребностей), развивать мелкомасштабное использование живых морских ресурсов и содействовать обеспечению равноправного участия в соответствующей деятельности местных общин, рыбаков, занимающихся мелким промыслом, женщин и коренных народов;

c) включения в учебные программы на всех уровнях тем, способствующих пониманию важного значения живых морских ресурсов.

d) Создание потенциала

17.94. Прибрежным государствам при поддержке, когда это целесообразно, соответствующих субрегиональных, региональных и всемирных учреждений следует:

a) развивать исследовательский потенциал для оценки популяций живых морских ресурсов и контроля за ними;

b) оказывать поддержку местным общинам, занимающимся рыболовством, в частности тем общинам, для которых рыболовство является средством к существованию, коренным народам и женщинам, включая по мере необходимости техническую и финансовую помощь в систематизации, сохранении и совершенствовании традиционных знаний о живых морских ресурсах и методах рыбной ловли и обмене ими, а также повышении знаний о морских экосистемах;

c) разрабатывать стратегии устойчивого развития аквакультуры, включая меры по охране и рациональному использованию окружающей среды в поддержку сельских общин, занимающихся рыболовством;

d) развивать и укреплять там, где в этом может возникнуть необходимость, учреждения, способные обеспечивать достижение целей и осуществлять деятельность, связанных с сохранением и рациональным использованием живых морских ресурсов.

17.95. В целях обеспечения возможности принимать эффективное участие в деятельности по сохранению и рациональному использованию живых морских ресурсов, подпадающих под национальную юрисдикцию, потребуется оказание специальной поддержки, включая сотрудничество между государствами, в целях расширения возможностей развивающихся стран в области данных и информации, научных и технических средств и развития людских ресурсов.

Статья 20. Использование природных ресурсов, охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, осуществление иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях, сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 364-ФЗ, от 11.06.2021 N 193-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц иностранных государств и международные организации могут осуществлять использование природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другую деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на участках недр внутренних морских вод и территориального моря могут осуществляться лицами, отвечающими требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о недрах.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

2.2. Лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части наряду с требованиями к содержанию лицензий, установленными законодательством Российской Федерации о недрах, должны содержать сведения о мерах, предусматривающих применение технологий и методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море в ледовых условиях.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 287-ФЗ)

3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам использования природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, деятельности на особо охраняемых природных территориях, а также сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, охраны памятников природы определяются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ, от 11.06.2021 N 193-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в соответствии с положениями главы IY настоящего Федерального закона.

Статья 20. Использование природных ресурсов, охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, осуществление иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 193-ФЗ

1. Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях, сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц иностранных государств и международные организации могут осуществлять использование природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другую деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации.

2.1. Региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на участках недр внутренних морских вод и территориального моря могут осуществляться лицами, отвечающими требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о недрах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 287-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.2, вступающим в силу с 1 июля 2013 г.

2.2. Лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части наряду с требованиями к содержанию лицензий, установленными законодательством Российской Федерации о недрах, должны содержать сведения о мерах, предусматривающих применение технологий и методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море в ледовых условиях.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 193-ФЗ

3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам использования природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, деятельности на особо охраняемых природных территориях, а также сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, охраны памятников природы определяются федеральными законами.

4. Проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в соответствии с положениями главы IV настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 27 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это морской район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. ИЭЗ простирается за пределы территориального моря на расстояние, не превышающее 200 морских миль, отмеряемых от исходных линий территориального моря. Права, обязанности и юрисдикция прибрежных государств в их исключительной экономической зоне, а также права, обязанности и свободы других государств в данной зоне, регулируются положениями Части V Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), подписанной 10 декабря 1982 года в Монтего-Бей (Ямайка).

Формирование и развитие концепции исключительной экономической зоны.

Первые упоминания о концепции исключительной экономической зоны можно встретить в претензиях на осуществление национальной юрисдикции и контроле над природными ресурсами в морских районах за пределами территориального моря, которые были представлены некоторыми прибрежными государствами, участвующими в Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 года.

В 1945 году президент США Г. Трумэн издал прокламацию № 2667, в которой заявлялось, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа открытого моря, примыкающего к побережью США, правительство США считает подпадающими под их юрисдикцию и контроль. В прокламации подчеркивалось, что «характер вод над континентальным шельфом как открытого моря и право на свободное и беспрепятственное судоходство никоим образом не затрагиваются» .

В 1952 году на первой конференции по эксплуатации и сохранению морских богатств Южной части Тихого океана Чили, Эквадор и Перу подписали Декларацию о морской зоне. В Декларации, в частности, провозглашалось, что каждая из республик рассматривает в качестве нормы международной морской политики право обладания исключительным суверенитетом и юрисдикцией над районом моря, прилегающим к побережью их страны, и шириной не менее 200 морских миль от побережья.

В ходе дискуссий в рамках первой Конференции ООН по морскому праву, был признан «особый интерес» прибрежных государств в поддержании производительности живых ресурсов в любом районе открытого моря, примыкающим к их территориальному морю. Впоследствии новая морская зона за пределами территориального моря, соответствующая исключительной рыболовной зоне (ИРЗ), постепенно утверждалась на основе национальной и международной практики на протяжении 1960-х и 1970-х годов, став предметом широкого обсуждения на третьей Конференции ООН по морскому праву.

Режим исключительной экономической зоны, кодифицированный в Конвенции 1982 г., стал результатом обобщения концепции ИРЗ и концепции «патримониального моря», продвигаемой в 1970-х годах новыми независимыми и развивающимися государствами.

Введенный в международное морское право режим ИЭЗ, интегрировавший в единой многофункциональной зоне режимы вод, покрывающих морское дно, морского дна и его недр, обеспечивал эффективный компромисс между запросами прибрежных государств и интересами международного судоходства.

Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Ключевым положением, касающимся суверенных прав, обязанностей и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, является статья 56 Конвенции 1982 г. В первом пункте статьи 56 предусматривается, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

Важно отметить, что суверенные права прибрежного государства в эксклюзивной экономической зоне ориентированы преимущественно на обеспечение условий для ведения хозяйственной деятельности, такой как разведка и эксплуатация морских ресурсов (ограничение ratione materiae). В данном отношении понятие суверенных прав следует отличать от территориального суверенитета, подразумевающего полную самостоятельность, независимость и верховенство власти, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Концепцию суверенных прав можно также встретить в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Статья 2, п. 2 Женевской конвенции предусматривает, что:

права, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведки континентального шельфа или не разрабатывает его естественных богатств, никто другой не может делать этого или иметь притязания на его континентальный шельф без его прямого согласия.

Хотя в Части V Конвенции 1982 г. не содержится аналогичного положения, можно утверждать, что суверенные права в ИЭЗ имеют по существу исключительный характер в том плане, что никто не вправе проводить исследования или эксплуатацию ресурсов в данной зоне без непосредственного согласия прибрежного государства.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает как законодательной, так и исполнительной юрисдикцией. В этом отношении ключевым положением является статья 73, п.1:

прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с настоящей Конвенцией.

Морские научные исследования в исключительной экономической зоне

Несмотря на то, что указанное положение предусматривает исполнительную юрисдикцию прибрежного государства, ссылка на «законы и правила, принятые им» дает понять, что государство обладает также законодательной юрисдикцией.

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

  1. создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
  2. морских научных исследований;
  3. защиты и сохранения морской среды.

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

  1. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
    1. искусственных островов;
    2. установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей;
    3. установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.

    В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)

    Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

    Морские научные исследования.

    Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

    прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.

    В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования», тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.

    Защита и сохранение морской среды.

    В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

    Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

    Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. 5). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п. 4).

    Прокладка подводного трубопровода в исключительной экономической зоне

    Другие права и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

    Конвенция 1982 г. не содержит положений, касающихся юрисдикции прибрежного государства над археологическими и историческими объектами, находящимися в ИЭЗ за пределами прилежащей зоны. В этой связи 2 ноября 2001 года ЮНЕСКО с целью обеспечения и укрепления охраны такого наследия приняла Конвенцию об охране подводного культурного наследия (Конвенция ЮНЕСКО).

    Статья 9 Конвенции ЮНЕСКО возлагает на государства-участников ответственность за охрану подводного культурного наследия, расположенного в их исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 10. п. 2 государство-участник, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе которого находится подводное культурное наследие, имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на такое наследие, для предотвращения нарушения его суверенных прав или юрисдикции, установленных международным правом». Статья 10, п. 4 позволяет прибрежному государству как «координирующему государству» принимать все практически осуществимые меры для предотвращения любой непосредственной опасности для подводного культурного наследия.

    Права, обязанности и свободы других государств.

    Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

    в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в статье 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции.

    Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).

    Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права» . Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.

    Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.

    Похожие записи

    Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

    Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: