Как вернуть землю государству приватизированную

Обновлено: 27.03.2024

В Управление Росреестра по Тверской области обратилась Светлана Г. с вопросом, связанным с возвратом в собственность земельного участка, от права на который она отказалась 15 лет назад. «В 2005 году я отказалась от собственности на земельный участок,- пишет заявительница. - В ноябре 2005 года (по истечении менее одного года) участок перешел в собственность муниципального образования и остается в собственности по настоящее время. Имею ли я право принять объект вновь во владение, пользование, распоряжение?»

Управление Росреестра по Тверской области информирует граждан, что обратной силы решение отказаться от права собственности на земельный участок не имеет. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок Управлением одновременно осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будет отнесён этот земельный участок. При этом государственная регистрация прав осуществляется без заявления представителя публичных собственников (субъекта или муниципального образования).

В дальнейшем орган местного самоуправления уже решает, как ему распорядиться данным земельным участком. Так, на основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти и органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Таким образом, приобрести права на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, Вы можете в соответствии с вышеуказанными положениями ЗК РФ.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова : « В Управление регулярно поступают обращения граждан по вопросу отказа от права собственности на земельный участок. По ряду объективных и субъективных причин заявители не могут или не желают пользоваться имеющейся в их собственности землёй. Граждане интересуются, куда необходимо подавать соответствующее заявление и необходимые документы и каким образом в налоговой службе появится информация о том, что они больше не владеют земельным участком ».

Возможность отказаться от права на земельный участок установлена ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Процедура отказа от права собственности на земельный участок довольно проста: собственнику земельного участка достаточно подать заявление об отказе от права собственности на земельный участок. Такое заявление может быть представлено в орган регистрации прав через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением или в электронном виде с использованием сети «Интернет» путём заполнения специальной формы .

В рамках межведомственного взаимодействия информация о переходе права собственности на земельный участок направляется в Управление Федеральной налоговой службы России по Тверской области в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Можно ли вернуть государству земельный участок, принадлежащий мне по праву собственности. Каким образом?


Добрый день, Аноним!

Порядок добровольного отказа от осуществления права собственности на земельный участок урегулирован ст. 225 и 236 Гражданского кодекса РФ. Если гражданином подается заявление об отказе от осуществления принадлежащего ему права собственности на земельный участок, то такой участок принимается на учет регистрационной палатой Минюста России и по истечении 1 года со дня постановки земельного участка на учет орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. Для подачи вышеуказанного заявления обратитесь в МФЦ Вашего города.


Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Если Ваш участок не подлежит под данную статью, то возвратить государству Вы имеете право.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна


Граждане - собственники земельных участков, вправе добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Для прекращения права собственности на земельный участок при добровольном отказе, собственник земельного участка, согласно статьи 236 Гражданского кодека Российской Федерации, должен в любой доступной форме объявить о своем намерении добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Следует иметь ввиду, что отказ от права собственности на земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении земельного участка и собственник несет бремя его содержания, а также уплаты земельного налога, до приобретения права собственности на этот земельный участок другим лицом.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ в случаях, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект. Иными словами отсутствие илинезавершенность работ по кадастровому учету земельного участка не является основанием для органа местного самоуправления в отказе в принятии заявления и дальнейшей постановке земельного участка органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на учет, какбесхозяйного.

В случае принятия от гражданина заявления об отказе от прав собственности на земельный участок и приложенных к нему документов, орган местного самоуправления уже сам подает в учреждение юстиции по регистрации прав (регистрационную палату) заявление о принятии на учетбесхозяйного земельного участка в порядке установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580. Принятие на учет земельного участка осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

Далее, в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок осуществляется по истечении не менее года со дня принятия земельного участка на учет и только на основании вступившего в силу решения суда.

После проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок гражданину, отказавшемуся от права собственности на него, регистрационная палата направляет письменно уведомление о снятии земельного участка с учета в качестве бесхозяйного. В уведомлении указывается, что право собственности гражданина прекращено и соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Соседи приватизировали наш земельный участок, увеличив свой на 773 кв. м. Судебная экспертиза показала, что наша земля в состав их земли не входит, суд отказал в изменении границы, сказав, что администрация должна изъять у них часть земли. Прошли уже через три суда. Что можно еще сделать, чтобы вернуть себе земельный участок?

Следует иметь в виду, что если право на земельный участок не оформлено вами надлежащим образом, а также если участок является неосвоенным, то, соответственно, имелись все предпосылки для передачи земельного участка третьим лицам и оформлению ими права собственности (приватизации).

Если же приватизация соседями произведена на земельный участок с постройками, то это является незаконным, поскольку это было возможно осуществить только через суд.

Если сосед произвел захват части земли с установленными по межеванию границами, алгоритм будет следующим.

1. Установите на участке поворотные точки в соответствии с данными из Реестра. Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру.

2. Попробуйте договориться с соседями, оперируя данными межевания.

3. Если соседи отказываются покидать захваченный земельный участок, необходимо обратиться в суд и требовать восстановления пределов земли по п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ (на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств)).

В таком случае в суд предоставляются документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, кадастровый паспорт и все документы, связанные с межеванием спорной территории.

Если соседи захватили земельный участок, а четко установленных границ нет, необходимо провести процедуру межевания. Далее можно также попробовать договориться с соседями мирным путем. Если переговоры результатов не принесли – обращайтесь в суд.

Согласно ст. 60 ЗК РФ, если произошел незаконный захват земельного участка, находящегося в собственности у гражданина или организации, нарушитель обязан восстановить права юридического владельца за свой счет.

В случае если, как указано в вопросе, суд обязал администрацию изъять часть земли, но это совершено не было, необходимо обращаться в суд с иском к на администрации в связи с неисполнением ею требований суда и нарушения в связи с этим закона. В таком случае к администрации будут применены соответствующие санкции и меры воздействия.

Необходимо тщательно ознакомиться с документами и решениями судов, чтобы понять, на основании чего вы решили, что ваш земельный участок был приватизирован соседями и почему в таком случае суд и экспертиза проигнорировали ваши правоустанавливающие документы (в том числе кадастровый паспорт и проч.).

Восстановить границы земельного участка можно путем обращения в организацию, наделенную правом проведения процедуры по установлению и восстановлению границ земельных участков. После указанной процедуры вы будете знать, в каких размерах фактические границы вашего земельного участка не соответствуют юридическим.

В вашем случае можно требовать устранения препятствий в осуществлении вашего права на земельный участок. Однако в ходе рассмотрения дела могут выясниться обстоятельства, которые будут говорить в пользу ваших соседей, подтверждая неправильность установления вашей границы.

Очень полезное для многих дачников и садоводов разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. Спор, который изучала высокая судебная инстанция, касался весьма болезненного и непростого вопроса - оформления наследства на дачные сотки. Причем речь про те земельные участки, которые считаются "старыми", полученными много лет назад, и у которых есть проблема с документами.

Владимир Смирнов/ТАСС

Суть проблемы в следующем. В нашей стране огромное количество земельных участков, которые во времена Советского Союза давали своим работникам фабрики, заводы и другие самые разные предприятия и организации. На часть таких участков документов либо совсем нет, либо пожелтевшие бумажки давно и безнадежно устарели.

Многие предприятия, что выделяли своим сотрудникам сотки под огороды, давно прекратили свое существование. Уничтожены и их архивы.

Безусловно, с таких участков граждан никто не выгоняет, но и ничего сделать с подобными сотками люди не могут - ни продать, ни подарить, ни завещать. Более того, если по градостроительным планам сотки отходят местной власти под новые объекты, выкупают землю лишь у тех, у кого сотки законные.

Отсутствие положенных документов у владельцев таких соток постоянно рождают проблемы. Главная - как зарегистрировать право собственности на такой участок.

Наша история началась в Ленинградской области, где некий гражданин получил в 1991 году от исполкома сельсовета народных депутатов Приозерского района участок площадью 6 соток под огород. Земля была предоставлена без права возведения каких-либо строений.

В 2015 году собственник шести соток скончался. Но за год до этого садовод завещал все свое имущество дочери. Когда же наследница пришла к нотариусу, тот отказал в оформлении наследственных прав на землю. Причина - отсутствие правоустанавливающих документов. Тогда наследница пошла в суд. Она подала на администрацию муниципального образования Приозерского района иск о признании права собственности на земельный участок "в порядке наследования".

Но в суде наследнице не повезло. Приозерский городской суд Ленинградской области отказал ей в иске. Отказ женщина оспорила. Но ей снова не повезло - Ленинградский областной суд согласился с первой инстанцией.

Местные суды дружно решили, что участок предоставлен был отцу истицы во временное пользование, а право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения у наследодателя не возникло. Суды сделали вывод, что нет оснований для признания за гражданкой права собственности в порядке наследования на спорный земельный участок.

Пришлось наследнице идти дальше. И она обратилась в Верховный суд. Там материалы спора внимательно изучили и с аргументами заявительницы согласились.

Верховный суд РФ обратил внимание, что решение исполнительного комитета о предоставлении участка не содержит каких-либо сведений о виде права, на котором он предоставлен. При этом в абзаце 1 пункта 9.1 статьи 3 закона о введении в действие Земельного кодекса сказано следующее: если земля предоставлена до 25 октября 2001 года для ведения огородничества или садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, можно зарегистрировать право собственности на нее.

Исключение составляют случаи, когда в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность. Значит, отметил Верховный суд, местному суду для правильного разрешения спора следовало установить, имеются или нет предусмотренные федеральным законом ограничения для предоставления земли в частную собственность.

А этого вопроса городской суд не задавал. А поскольку этого не было сделано, то Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила все принятые решения нижестоящих судов. Дело о споре за шесть соток Верховный суд отправил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Эксперты считают, что решений, аналогичных принятому Приозерским горсудом, у нас возникает немало. Поэтому разъяснение Верховного суда особенно важно. Ведь подобными решениями местные суды нарушают материальный закон и приходят к ошибочному выводу: поскольку участок находился во временном пользовании, у наследодателя не возникло право собственности на него.

Верховный суд специально для подобных случаев подчеркнул: при отсутствии информации о праве, на котором гражданин владеет участком, и запрета предоставления его в частную собственность спорный земельный участок должен считаться предоставленным человеку на праве собственности.

1. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

выписка из Единого государственного реестра недвижимости (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке);

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(п. 6 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: