Значение теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

Обновлено: 27.03.2024

Основной задачей и функциональной обязанностью сотрудника ОВД является охрана и защита прав и законных интересов граждан. При этом, сотрудник в процессе служебной деятельности должен:

во-первых, иметь четкое представление о том, защита каких именно прав граждан входит в его профессиональную компетенцию.

во-вторых, четко представлять себе какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе правоохранительной деятельности;

в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.

Перечисленные факторы позволяют говорить о том, что любой сотрудник ОВД должен обладать определенным комплексом юридических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки, изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение слов «право», «государство», «правовая норма», «правоспособность», «дееспособность», «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность», «законность», «правопорядок» и т.д.

Кроме того, изучение теории государства и права помогает сотрудникам ОВД уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная правоохранительная деятельность. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и др. видов юридической деятельности, является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед личным составом ОВД.

Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у сотрудников ОВД высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважения прав и свобод граждан, выработке непримиримого отношения к нарушителям законности и правопорядка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности юридической науки?

2. Какова классификация юридических наук?

3. Какие науки принято относить к: а) историко-теоретическим; б) отраслевым; в) прикладным?

4. В чем выражается методологическое значение теории права и государства для отраслевых и прикладных юридических наук?

5. Каковы особенности предмета теории права и государства как науки и как учебной дисциплины?

6. Какие методы принято относить к: а) общенаучным; б) специальным; в) частно-научным?

7. Какие функции присущи теории права и государства?

8.В чем основное значения теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Учебная литература:

1. Теория пава и государства (схемы и комментарии). Учебное пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 11 – 21.

2. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.5 – 11.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х томах. Т.1. М.: Юридическая литература, 1981. С. 9 – 36.

4. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1997. (Разд.1).

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.12 – 16.

Дополнительная литература:

6. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта+, 2000.

7. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

8. Магазинер Я.М. Объект права // Правоведение. 2000 №4.

9. Сурилов А.В. О месте и значении общей теории государства и права в системе юридических наук // Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 41. Киев, 1980.

10. Сырых В.М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. М.,1980.

11. Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001 №1.

ТЕМА 2

ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ

Вопросы:

1. Современные подходы к пониманию феномена «государство».

2. Признаки государства.

3. Социальная сущность и функции государства.

Современные подходы к пониманию

Феномена «государство».

В теории государства и права термин государство понимается в различных смысловых значениях. Как правило выделяют три основных подхода к пониманию государства: географический, социологический, политико-правовой.

В рамках географического подхода государство рассматривается как обособленное территориальное образование – страна.

В рамках социологического подхода государство рассматривается как специфическая социальная организация, членов которой (граждан (подданных) государства) связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти устойчивые связи, обусловливающие их взаимные права и обязанности и непосредственно не зависящие от места нахождения гражданина (подданного).

В рамках политико-правового подхода государство рассматривается как система публичной политической власти, при помощи которой обеспечивается разработка, принятие и реализация общезначимых правил поведения (правовых норм) направленных на регулирование общественных отношений и защиту этих отношений от различного рода посягательств.

Признаки государства.

В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени, характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: территорию, население, аппарат публичной власти, суверенитет.

Государственная территория. Под государственной территорией в юридической науке принято понимать часть земного шара, находящаяся под верховной властью (суверенитетом) определенного государства.

Составными частями государственной территории являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, государственная территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, находящаяся вне пределов государственных границ, но на которую распространяется суверенитет государства. Таким образом, законы государства действуют не только на фактической государственной территории, но и на объектах приравненных к таковой (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, морские и воздушные суда, космические объекты носящие флаг или отличительные знаки государства, телеграфные кабели, трубопроводы находящиеся вне пределов фактической территории и т.д.).

Значение территориального признака заключается в том, что территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений необходимых для существования и нормального функционирования государства.

В научной и учебной литературе иногда встречаются попытки обосновать положение о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией. При этом в качестве примеров приводятся государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д. Однако все приводимые примеры вряд ли можно назвать удачными. Так, например, «государства кочевников», это, по сути, ни что иное, как конгломерат племен, а Организация освобождения Палестины это всего лишь политическая организация, еще только борющаяся за свою государственность.

Население государства.Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В данном случае людей объединяет сам факт их связанности с государством, наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. При этом сам факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.

Аппарат публичной политической власти.Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером. Государственно-властные предписания одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому и общеобязательному правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах.

Государственный суверенитет.Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всеми другими видами власти в обществе (корпоративная власть, религиозная, семейная и т.д.), а с другой – определяющих независимость государства в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Государственный суверенитет как признак государства обладает совокупностью свойств.

Во-первых, государственный суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т.е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.

Во-вторых, государственный суверенитет характеризует верховенство политической власти. Собственно термин «суверенитет» происходит от латинского корня super т.е. верховный.

В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимых друг от друга субъектов социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

В-четвертых, суверенитет характеризуется такими свойствами как единство и неотчуждаемость т.е.как признак государства он не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение:

Государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на определенную территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части.

Основной задачей и функциональной обязанностью сотрудника ОВД является охрана и защита прав и законных интересов граждан. При этом, сотрудник в процессе служебной деятельности должен:

во-первых, иметь четкое представление о том, защита каких именно прав граждан входит в его профессиональную компетенцию.

во-вторых, четко представлять себе какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе правоохранительной деятельности;

в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.

Перечисленные факторы позволяют говорить о том, что любой сотрудник ОВД должен обладать определенным комплексом юридических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки, изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение слов «право», «государство», «правовая норма», «правоспособность», «дееспособность», «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность», «законность», «правопорядок» и т.д.

Кроме того, изучение теории государства и права помогает сотрудникам ОВД уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная правоохранительная деятельность. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и др. видов юридической деятельности, является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед личным составом ОВД.

Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у сотрудников ОВД высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважения прав и свобод граждан, выработке непримиримого отношения к нарушителям законности и правопорядка.

Вопросы для самоконтроля:

Каковы особенности юридической науки?

Какова классификация юридических наук?

Какие науки принято относить к: а) историко-теоретическим; б) отраслевым; в) прикладным?

В чем выражается методологическое значение теории права и государства для отраслевых и прикладных юридических наук?

Каковы особенности предмета теории права и государства как науки и как учебной дисциплины?

Какие методы принято относить к: а) общенаучным; б) специальным; в) частно-научным?

Какие функции присущи теории права и государства?

В чем основное значения теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Учебная литература:

Теория пава и государства (схемы и комментарии). Учебное пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 11 – 21.

Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.5 – 11.

Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х томах. Т.1. М.: Юридическая литература, 1981. С. 9 – 36.

Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1997. (Разд.1).

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.12 – 16.

Дополнительная литература:

Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта+, 2000.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Магазинер Я.М. Объект права // Правоведение. 2000 №4.

Сурилов А.В. О месте и значении общей теории государства и права в системе юридических наук // Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 41. Киев, 1980.

Сырых В.М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. М.,1980.

Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001 №1.

Высшее юридическое образование ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов. Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения различных юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и гражданина. Отсюда ясно значение теории государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Тема № 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика теорий происхождения государства.

Первобытное общество: экономика, структура, власть, управление, социальные регуляторы и формы их выражения.

Общие причины и закономерности возникновения государств.

«Восточный» и «западный» пути возникновения государства.

Основные пути возникновения права; его древние формы (источники). Теории происхождения права.

Общая характеристика теорий происхождения государства. Теории происхождения государства:

Теологическая теория – является одной из самых древних. Ее создатели считали (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кост-Флоре), что государство вечно существует в силу божественной воли; а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.

Патриархальная теория была распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме. У истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно.

Теория договорного происхождения государства – У мыслителей XVII - XVIII вв. Г.Гроций, Б. Спиноза, А Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, например люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, это состояние «войны всех против всех». По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей

Учение о государстве Гегеля – он утверждал, что государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство - есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью.

Теория насилия (завоевания) – возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств).

Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства. Ф. Энгельс работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Эта теория связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Теория гидравлическая (ирригационная) происхождения государства концепция К. Витфогеля – происхождение государств в странах Древнего Востока: Др. Египте, Шумере, Др. Китае и др. странах. Основной причиной возникновения государств является объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений (каналов, домб, водоподъемников).

Органическая теория (Г. Спенсер, Блюнчли, Вормс) Г. Спенсер – предпринял попытку биологизации общества, государства и права – перенесение законов развития животных на общественные явления.

Психологическая теория (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фромм, З. Фрейд) обосновывали происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами.

Теория «инцеста» (Клод Леви-Строс) разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения) являлись исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства.

Доктрина и практика высшего юридического образования ориентируется на подготовку всесторонне образованных юристов, способных к активному, творческому участию в общественно-политических делах Узкопрофессиональная, узкоюридическая подготовка кадров исключается еще и по той причине, что любой правовой вопрос имеет "публичное" значение

Отсюда становится ясным значение общей теории государства и права, которая включает в себя мировоззренческие аспекты государственно-правовой жизни вообще и юридической деятельности в частности А мировоззрение это не замыкает юриста в мире частного и индивидуального или в мире юридических конструкций и фикций Оно выводит его на путь служения общественному идеалу, на путь широкой преобразовательной деятельности во имя общегосударственных, групповых и индивидуальных интересов Последние часто ставятся даже на первое место, поскольку их удовлетворение усиливает позиции правового государства и служит процветанию гражданского общества

Значение общей теории государства и права определяется ее предметом и. соответственно, функциями данной науки

На уровне общих закономерностей теория призвана констатировать, что и как происходит в сфере государства и права, а затем объяснить (интерпретировать). почемe это происходит Это так называемая онтологическая функция, состоящая в раскрытии объективно сушествующей реальности

В той мере, в какой разрабатываемые общей теорией понятия и концепции (государства, права, правового отношения, законности, ответственности и т д.) являются руководством для последующей научной и практической деятельности, можно говорить о методологической функции данной науки

Основное значение общей теории не ограничивается познанием государства и права Соответствующие разделы этой науки излагаются так, чтобы указать средства преобразования и развития социальных связей Из данного обстоятельства вытекают такие функции науки, как политическая, практически-организаторская и идеологическая

Политическая функция предопределена не только тем фактом, что теория поставлена на службу тем или другим общественным интересам, но и особенно тем обстоятельством, что государство и право играют значительную роль в социально-экономической и культурной жизни стран И коль скоро это открыто провозглашается в идеологической полемике и тем самым распространяется соответствующее истолкование государства и права, внедряются новое мировоззрение и новая юридическая культура, можно констатировать явную идеологическую функцию теории государства и права, воздействие последней на волю и сознание граждан Разумеется, во всем должна быть мера Чрезмерное усиление государства ведет к тоталитаризм> и бескрайней идеологизации государственной деятельности и науки о ней

В новых условиях перед учеными вполне определенно ставится задача превратить обществоведение из агитационно-пропагандистского инструмента в подлинную науку, решительно обновить методологию, освободить от догматизма и схоластики, пересмотреть взаимоотношение науки с идеологией и политической практикой, отказаться от бездумного и некритического цитирования и комментирования принимаемых социально-экономических и политических решений

В той части, в какой теория определяет тенденции в развитии государства и права и выдвигает соответствующие гипотезы (например, о неизбежной смене любого государства буржуазного типа социалистическим, о неизбежной гибели социалистического тоталитаризма, об отмирании социалистического государства и права), речь идет о прогностической функции. Прогнозы, разумеется, не всегда оправдываются Человека, который готовит себя к практической деятельности, в большей степени будет интересовать практически-организаторская функция.

Следует иметь в виду, однако, что все функции тесно связаны между собой, а практические рекомендации не могут не базироваться на том, что дают знания, получаемые в ходе реализации онтологической, методологической, политической и идеологической функций теории государства и права. В этом практическое значение теории государства и права для юриста любого направления его деятельности Причем, связь общей теории с практикой является более глубокой, хотя и менее наглядной, чем, например, в отраслевых юридических науках.

Все сказанное относится и к практической работе в органах внутренних дел. Вместе с тем теория государства и права имеет особое значение в деле высокопрофессиональной подготовки сотрудников системы МВД.

Во-первых, она позволяет видеть место органов внутренних дел в механизме государства, а также их роль в выполнении государственных функций.

Во-вторых, теория государства и права, освещая проблему "Государство, право и личность", дает надежный ориентир во взаимоотношениях работников органов внутренних дел с населением.

В-третьих, эта наука дает направление деятельности органов внутренних дел в условиях углубления и расширения демократии, формирования правового государства, развития самоуправленческих начал и гласности в работе государственного аппарата

В-четвертых, она вооружает знаниями о возможностях 'и пределах использования права и иных элементов механизма правового регулирования в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

В-пятых, теория государства и права, освещая проблемы правомерного поведения и правонарушений, правоприменения, юридической ответственности, обеспечения законности и правопорядка в целом как через отраслевые юридические науки, так и непосредственно, дает знания о правовой основе повседневной деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел

Взаимоотношения органов внутренних дел с населением приобретают характер глубокой государственной политики Поэтому так необходим общий кругозор, расширению которого служит теория государства и права

Особое значение имеют теоретические знания для руководителей органов внутренних дел, каждому из которых необходимо

1) понимать объективные закономерности развития общества, государства и права и роли личности государственного деятеля в воздействии на общественные отношения с помощью государственно-правовых средств,

2) знать возможности и пределы инструментальной роли государства и права.

3) иметь четкое представление о возможностях органов внутренних дел в выполнении той или иной функции государства, о силе и значении средств и гарантий обеспечения правомерного поведения, законности, правопорядка.

4) уметь организовывать борьбу с преступностью и охрану общественного порядка и общественной безопасности в русле общей государственной политики, направленной на всемерную демократизацию общества и построение правового государства

Исходя из актуальности вытекает цель исследования теории государства и права как фундаментальной юридической науки и её особенности в ряду других юридических наук.
В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и рассмотреть сущность предмета и объекта в изучении теории государства и права
2. Проанализировать теорию государства как юридическую науку.
3.Определить место теории государства и права в системе юридических наук, а также раскрыть понятие роли теории государства и права в формировании юридического мировоззрения сотрудников полиции с позиции морали.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. …3
1. Предмет и объект изучения теории государства и права…………………. 5
2. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. 9
3.Роль теории государства и права в формировании юридического мировоззрения сотрудников полиции………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных правовых актов и литературы………………………29

Работа состоит из 1 файл

Курсовая работа с Титульным листом.doc

Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Как юридическая наука она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.

Хотелось бы отметить, что Высшая Аттестационная Комиссия России по присуждению научных степеней предусматривает десять разделов по классификации юридических наук. В системе юридических наук теория государства и права занимает базовую позицию. Она формирует систему знаний о государстве и праве, используемую всеми юридическими науками, дает методологическую основу, анализирует и систематизирует достижения прочих наук. Именно в теории государства и права создается энциклопедия права - система терминов и понятий, необходимых любой юридической науке. Юридические науки имеют свою собственную структуру, организованную по предмету изучения. В систему юридических наук входят: общетеоретические и исторические (фундаментальные) науки; отраслевые юридические науки; науки, изучающие международные отношения; науки, изучающие организацию, порядок деятельности государственных органов; прикладные юридические науки 3 .

Теория государства и права – одна из базовых научных дисциплин юридического профиля. Термин «теория» в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных теорий. Эти теории представляют собой конструкции идей, которые опираются на различные данные о государстве и праве. Выбор этих данных и способ их интерпретации составляют важный компонент научного творчества. Именно они определяют оригинальность той или иной теории.

С точки зрения статистики, теория государства и права как форма существования научной мысли – это, прежде всего, систематизированные знания о государстве, о праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами) 4 .

С точки зрения динамики, теория государства и права – это постоянный процесс критики методологических позиций и выводов одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к большей рационализации знаний о государстве и праве и их новой концептуализации.

Теория государства и права изучает государство и право наряду с другими социальными науками, для которых эти объекты исследования не являются основными. Такой интерес со стороны этих наук объясняется тем, что государство и право – это сложные феномены социальной деятельности. Сложность этих явлений заключается в их многогранности, что и предполагает возможность различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук.

Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предполагает тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений. С другой стороны, теория государства и права является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения), что, в свою очередь, предполагает ее тесную связь с отраслевыми, специальными и другими юридическими науками.

Обстоятельством, позволяющим говорить о наиболее тесной связи теории государства и права с историко-теоретическими науками, является то обстоятельство, что все они изучают государство и право как целостные, взаимосвязанные явления. Вместе с тем в отличие от истории государства и права, изучающей особенности становления и развития политико-правовых институтов в конкретных государствах и в конкретные исторические эпохи, а также в отличие от истории политических и правовых учений как науки, исследующей эволюцию представлений о государстве и праве в политико-правовой мысли, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в наиболее общем (абстрактном) виде, безотносительно к конкретной стране, исторической эпохе, тому или иному мыслителю.

Связь теории государства и права с отраслевыми, специальными и другими юридическими науками носит двусторонний, взаимный характер. Из курса теории государства и права отраслевые, специальные науки черпают информацию о сущности и содержании основных юридических терминов (норма права, государственный орган, система законодательства, юридическая ответственность и т. д.). В свою очередь, из отраслевых, специальных, прикладных дисциплин, наук, изучающих зарубежные государственно-правовые системы и международное право, теория государства и права получает эмпирический материал, при помощи которого подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

Теория государства и права - наука, имеющая относительную самостоятельность относительно других юридических наук благодаря непосредственной связи с государственно-правовой действительности. Все отраслевые юридические науки - эмпирические. Это означает, что все они основываются на фактах, т.е. на данных или явлениях, наблюдаемых и поддающихся проверке. Задача теории государства и права состоит в том, чтобы систематизировать, истолковать и обобщить факты государственно-правовой действительности. Она вносит порядок и смысл в набор фактов, налаживает надлежащие взаимосвязи между ними и выводит из них определенные обобщения. Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории - несуразные. Теория государства и права изучает основные общие закономерности государственных и правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной сфере общественной жизни они происходят. Он сам непосредственно, с помощью своих методов и приемов постигает главное и глубинное в государстве и праве, находя его в юридической практике.

Теория государства и права - обобщающая общетеоретическая наука отношении других юридических наук, которая интегрирует их достижения.

Отраслевые юридические науки (наука уголовного права, наука гражданского права, наука административного права и др.) . Изучают определенные государственно-правовые явления (правоотношения, правонарушения и т.п.) с точки зрения характеристик, присущих данному явлений в конкретных сферах правового и государственной жизни.

Каждая из наук, смежных с теорией государства и права, ориентируется только на один из аспектов изучения государства и права. Теорию государства и права отличает обобщающий, объединяющий и целостный подход, учитывающий результаты исследований других наук для выработки наиболее подходящий позиции в изображении, анализе и объяснении «правовых данных».

Теория государства и права не подменяет теорию отраслевых юридических наук и не растворяется в ней. Каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного предмета. Сфера теоретических обобщений в отраслевых юридических науках значительно уже, чем в теории государства и права. Так, теория государства и права изучает не уголовно-правовые преступления (отрасль науки уголовного права), не гражданско-правовые правонарушения (отрасль науки гражданского права) и т.д., а правонарушения в обобщенном виде, учитывает общее и особенное, что присуще всем видам правонарушений.

В рамках теории государства и права происходит суммирование знаний, полученных отраслевыми и специальными юридическими науками, а также общетеоретических данных, полученных при изучении юридической практики. Иными словами, теория государства и права является систематизированный результат знаний, накопленных отдельными юридическими науками и юридической практикой.

Теория государства и права - методологическая, базовая наука отношении отраслевых юридических наук, ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решения специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки руководствуются методологическими положениями теории государства и права. Так, модель правового статуса подозреваемого (отрасль науки уголовного процесса) основывается на общетеоретической модели правового статуса человека.

Теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, использует фактический материал, содержащийся в них, опирается на их достижения. Это обеспечивает целостность научных представлений и единство категориального аппарата во всех юридических науках. Основные государственно-правовые категории понятийного аппарата науки теории государства и права - общие для всей юридической науки.

Во взаимоотношениях теории государства и права и отраслевых юридических наук существует своеобразная равноправие, которая заключается во взаимном обогащении и взаимной помощи в познании системы закономерностей государства и права.

Итак, место теории государства и права в системе юридических наук определяется тем, что она:

1) является общетеоретической, методологической, базовой отношении других юридических наук;

2) объединяет и использует данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических обобщений;

3) исследует (изображает, анализирует, объясняет) основные закономерности развития государства и права в целом;

4) вырабатывает общие понятия, принципы, на которые опираются другие юридические науки.

Следует учесть, что содержание учебной дисциплины определяется содержанием изучаемой науки. Вместе система учебной дисциплины является уменьшенной проекцией системы науки.

Высокий уровень развития науки теории государства и права в состоянии обеспечить качественную систему преподавания с учетом специализации высшего юридического образования 5 .

Таким образом, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы, кроме этого она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут, что составляет ее немаловажную роль в системе юридических наук. Кроме этого теория государства и права является ведущей отраслью знаний в системе юридических наук и базовой учебной дисциплиной, роль которой заключается в том, что все суждения и выводы о праве в деятельности правоохранительных органов находят свои истоки у корней самой теории государства и права. В ней изложены вопросы организации и деятельности суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел, с точки зрения общей теории. Это позволяет сотрудникам полиции увидеть конкретные правовые явления и учесть накопленный юридический опыт.

3. Роль теории государства и права в формировании юридического мировоззрения сотрудников полиции

Современная российская наука теории государства развивается на основе демократических и гуманистических традиций. Она выступает мощным средством формирования нового юридического мировоззрения сотрудников полиции, российского общества в целом, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ. Теория государства и права является ведущей отраслью знаний в системе юридических наук и базовой учебной дисциплиной, важность которой в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции трудно переоценить.

Деятельность сотрудников полиции должна соответствовать принципам правоохранительной системы, что предполагает:

1. наличие четких представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, в частности, сущности государства, функциях государственного аппарата и всех его органов и т.д;

2. правильное применение юридических терминов и юридических норм.

Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство также создает систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений. Чтобы соответствовать постоянно меняющимся условиям современности, сотрудник правоохранительных органов должен постоянно повышать собственную квалификацию, уровень знаний, умений и навыков. Это, в частности, предполагает учебу в высших учебных заведениях юридической направленности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: