Понимание государства и права как надстроечных явлений классовых по своему характеру принадлежит

Обновлено: 24.04.2024

Специфика марксисткой историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход основывается на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда и соотношения классовых сил в обществе.

Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все те институты, которые ее охраняли.

Ближайшая практическая цель пролетариата – завоевание политической власти.

Маркс и Энгельс были убеждены, что ими создана превосходящая все остальные учения наука об обществе и получено истинное знание капитализма в целой как общественно-экономической формации.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву стоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке – исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на реальный «базис» и в своем бытие зависят от него.

Марксизм утверждает, что базис – первичен и это – закон. Однако даже в границах одной общественно-экономической формации воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах, чем тогда, когда она клонится к закату. Один и тот же экономический базис в ходе исторического развития обнаруживает в своем проявлении бесконечные вариации.

Важнейшим элементом марксистского учения о государстве и праве является тезис об их классовом характере. Этот тезис вытекает из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Классовая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости. В это качество заключено два ряда свойств. Один ряд – общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право. Второй ряд – свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации. В их числе – тип связи законодательной, исолнительной и судебной властей (если они разграничены), принцип построения и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества и т.д.

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных функций, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Все произведения Маркса и Энгельса проникнуты мыслью, что не может быть классово-нейтрального функционирования государства и законодательства.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто в социальной жизни такого общества не может быть объяснено вне контекста классовой борьбы.

Для марксизма характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. Вся совокупность воззрений Маркса и энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «государство – организация для систематического насилия одного класса над другим».

Фундаментальный характер идеи диктатуры пролетариата в общей системе марксистских воззрений на государство и право усматривается прежде всего из такой ее оценки самими создателями этого направления коммунизма. При этом насилие может выражаться как в прямой физической форме, так и в более мягких формах: ограничение свободы, ущемление в правах, идеологический прессинг.

Маркс и Энгельс различали три периода развития коммунистической формации:

1) переход от капитализма к социализму

2) низшую фазу коммунистического общества

3) высшую фазу коммунизма

На первых и второй стадиях государственность сохраняется, меняются только функции публичной власти.

На третьей стадии государство (с исчезновением классов) отмирает, а функции управления берут на себя все свободные и высокоорганизованные производители. Рабочие, кроме своего производительного труда, будут выполнять для себя еще и труд непроизводительный (управленческий).

Маркс и Энгельс осуждали «казарменный коммунизм» М.А. Бакунина, но остается неясным, как они предполагали его избежать.

Несмотря ни на что, марксистское учение в области государства и права составляет солидный пласт в истории политико-юридической мысли, без которого невозможно понять истинную картину политической жизни мира ХIХ и ХХ в.в.

В 1870-е годы стали периодом поистине революционного народничества, поскольку основными действующими лицами в нем стали анархисты. С именем М.А.Бакунина (1814-1876) связано зарождение идей так называемого коллективистского анархизма. Бакунин резко критиковал сторонников некритического восприятия русской общины. Он не был согласен с Герценом в том, что будущее связано с преобразованием общины с помощью «прививки» опыта западной цивилизации. Он видел совсем иное – бунтарский и раскольнический опыт русского крестьянства. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного анархизма не активного восприятия любых форм государственной и политической власти. Все юридические законы, в отличие от законов природы заурядного правила общежития является, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими.

Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным законам. В противопоставлении «человеческого права» и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей.

Среди требований Бакунина – контроль над государственной властью, «эмансипация общества» от государства. Завоевание свободы он связывал с классовой борьбой, однако в будущем социалистическом обществе свобода и право предстают у него уже не атрибутами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам.

Соотношение социализма и свободы он выразил в следующей формуле: «Свобода без социализма – это привилегия, несправедливость; социализм без свободы -–это рабство и скотство».

Последним из плеяды всемирно известных русских анархистов наряду с Бакуниным и А.Толстым) был П.А.Кропоткин. Он стремился соединить учение монархии с результатами современной ему науки о природе и обществе, особенно с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и человеческих сообществах. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который впоследствии этого стал бы господствующим.

Социально заинтересованными в такой организации стали, помимо земледельцев, жрецы, судьи, профессиональные войны. Все они были настроены на захват власти. Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Кропоткин считал, что главная особенность государственно-властной организации – это «правительственная централизация», или «пирамидальная организация».

Сформулированный Кропоткиным «биосоциологический закон взаимной помощи» предполагал необходимость перехода к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производственного распределения. Такой переход, по Кропоткину, был возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей: государственной власти и частной собственности.

Маркс и Энгельс подвергли критике опубликованную в издании общества «Нродная расправа» (рупор М.А.Бакунина) статью «Главные основы будущего общественного строя». В ней говорилось, что при новых порядках производственная, коллективная и личная жизнь людей станет объектом самого тщательного регулирования. При новых порядках «стремлением каждого будет производить для общества как можно более и потреблять как можно меньше». Маркс и Энгельс, критикуя эти представления, находят лаконичное определение, высвечивающее самую суть модели будущего общественного строя, -«казарменный коммунизм». Они осуждают сей порядок, провозглашающий добродетель, жертвенность и аскетизм. Остается, правда, неясным, как удастся избежать "«казарменного коммунизма"» если уничтожить частную собственность, если уничтожить существующий общественный строй.

46. Политология права есть отрасль политологии, которая рассматривает право как:
• фактор политической жизни

47. Понимание государства и права как надстроечных явлений, классовых по своему характеру, принадлежит:
• К. Марксу

48. Понимание истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога обозначается термином
• провиденциализм

49. Представитель философии права русского Просвещения Я.П. Козельский придерживался:
• теории естественного права и договорного происхождения государства

50. Принцип, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, — это:
• теоцентризм

51. Рациональная методологическая модель высокой степени общности, предписывающая разрабатывать конкретные проблемы правовой философии в русле определенных мировоззренческих и познавательных принципов и обладающая императивной силой для многих поколений исследователей, называется:
• философско-правовой парадигмой

52. Религиозное движение XVI века, выступающее против монастырской собственности и ратовавшее за религиозное и духовное обновление, — это:
• нестяжательство

53. Религиозное учение о сотворение мира Богом из ничего называется:
• Креационизмом

54. Римская мысль в области права придала новый смысл понятиям(-ю):
• объективной рациональности и естественного закона

55. Самым фундаментальным принципом образа жизни западного мира является:
• номос

56. Славянофилы на основе соборности создали философию права, которая синтезирует принципы
• обычного права с православной этикой

57. Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, обозначается термином:
• «либерализм»

58. Современная философия является философией права и морали, считают современные западные философы
• Ж. Деррида, Ю. Хабермас, Р. Рорти

59. Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе
• философские знания

60. Способность субъекта правосознания к философскому самоанализу, исследованию своих отношений с социально-правовой реальностью называется:
• философско-правовой рефлексий

481. Под территорией, на которую распространяется действие нормативного акта, понимается .
• земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере

482. Подразделение права на публичное и частное характерно для .
• романо-германской правовой семьи

483. Позитивное право – это:
• право, исходящее от государства
• право, исходящее от государства в виде законов, юридических прецедентов и т.д.

484. Позиции, что право по своему содержанию — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода, придерживаются последователи .
• «широкого» понимания права

485. Познание и осмысление сущности, содержания и форм государства и права, а также других государственно-правовых явлений и процессов — в этом проявляется такая функция теории государства и права, как:
• теоретическая

486. Политическая система общества — это:
• совокупность государственных и общественных институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества

487. Политический режим — это:
• совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти

488. Полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых правовых норм – это:
• пробел в праве

489. Полномочия каждого органа на правотворческую деятельность определяются:
• Конституцией

490. Положение о том, что юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если лицо виновно в нарушении правовой нормы, является сутью принципа:
• ответственности за вину

491. Помимо романо-германской, англосаксонской правовых семей и семьи обычного (традиционного) права, ученые обычно выделяют еще одну правовую семью .
• семью религиозного права

492. Понятие вины относится к .
• субъективной стороне правонарушения

493. Понятие естественного права и понятие права позитивного (производного) введено в юридическую науку последователями:
• теории возрожденного естественного права

494. Понятие основанное, помимо прочего, на принципе целесообразности:
• юридическая ответственность

495. Понятие, допускающее подразделение на виды по отраслям права (административной, уголовной, гражданской и т.д.):
• юридическая ответственность

496. Понятия «правотворчество» и «правообразование» соотносятся следующим образом:
• правообразование шире, чем правотворчество

497. Понятия «юридическая ответственность» и «государственное принуждение» совпадают
• понятие «государственное принуждение» шире, чем понятие «юридическая ответственность»

498. Понятия законности и правопорядка соотносятся друг с другом таким образом, что .
• правопорядок есть результат законности

499. Поправки в действующие нормы толкование .
• не вносит

500. Правила поведения, которые устанавливаются общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций – это . нормы.
• корпоративные

501. Правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемыми в силу внутреннего убеждения, называются:
• нормами морали

502. Правило наиболее целесообразного обращения людей с предметами и явлениями природы, орудиями труда, техническими средствами – это .
• технические нормы

503. Правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку, — это:
• цель толкования

504. Право в качестве средства защиты государственного строя, собственности и т.д. в раннеклассовом обществе, осуществляет такую функцию, как:
• охранительную

505. Право в раннеклассовом обществе, закрепляя представления о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях, выполняет тем самым такую свою функцию, как:
• идеологическую

506. Право в раннеклассовом обществе, смягчая социальное напряжение, противоречия и остроту классовой борьбы путем закрепления компромиссов, выполняет тем самым такую свою функцию, как:
• гуманистическую

507. Право возникло .
• параллельно с государством

508. Право как совокупность прав, которыми обладают все люди от природы и в силу своего рождения, впервые было рассмотрено приверженцами:
• теории естественного права

509. Право как средство достижения социальной гармонии, помогающее устранить возможную социальную напряженность, обеспечить стабильность и устойчивость самой общественной системы, рассматривается в рамках:
• социальной концепции правопонимания

510. Право как явление историческое, возникающее и развивающееся постепенно, незаметно, стихийно, исследуется последователями:
• исторической школы права


Сайты партнеры:

Не торопитесь уходить!

Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.

Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Философия права

Австрийский правовед Г. Кельзен разработал:
нормативную теорию права

Б.Н. Чичерин отстаивал независимость права, несводимость его к:
нравственности

В истории философии права наиболее распространенной является традиция брать в качестве основного признака права:
принуждение

В концепции Г.В.Ф. Гегеля естественное право заменяется идеей:
свободы

В Новое время на развитие философско-правовых учений оказал влияние:
рационализм

В отличие от философии права, для юридической науки право — это, в первую очередь, .
нормативная система, воплощенная в законе

В отличие от философии права, социология права изучает:
функционирование права в социальном контексте, в сочетании с другими способами социальной регуляции

В работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин сформулировал:
три аксиомы правосознания

В своем окончательном развитии термин «номос» приобрел значение:
установленного общественного порядка, включающего права и обязанности личности

В славяно-византийской философско-правовой традиции мы находим обоснование принципа:
симфонии светской и духовной власти

В философии права М.М. Сперанского нравственно-религиозное и политико-правовое начала синтезировались в мировоззрении:
социального христианства

В эпоху Средневековья единственным источником нравственного, мерой и нормой всего справедливого считалась:
божья воля

В.С. Соловьев выступил защитником правовой идеи с целью обнаружить:
силу права против права силы

Видный русский юрист А.П. Куницын рассматривал право как часть
нравственной философии

Впервые ввел понятие суверенитета возрожденческий философ и политический деятель
Жан Боден

Впервые наука права выделилась в самостоятельную отрасль знания в Древнем
Риме

Впервые термин «номос» мы находит у:
Гесиода

Государство рассматривается как орудие Бога, а откровение становится источником и мерилом справедливого в философско-правовой мысли
Средневековья

Границами права являются границы .
свободы

Для философии права значимость права заключается в его:
значении для существования и развития человека

Для философии права источником права является:
субъект

Древнегреческий философ, который истинное счастье человека видел в государстве, поэтому главной задачей гражданина считал достижение власти и влияния в государстве, — это:
Платон

Древнегреческий философ, который считал, что государство есть наивысшая форма общежития, своей целью оно должно иметь совершеннейшее благо; государство есть произведение природы, а человек от природы — существо государственное, — это:
Аристотель

Защитить личность от бездушного правового формализма, от опасности утери правовых гарантий ее существования и произвола исполнительной власти, облекаемого в юридические нормы, пытается:
экзистенциалистская философия права

Значительный вклад в развитие естественного права внес французский философ-просветитель, политический деятель и правовед
Ш.Л. Монтескье

Идеалом западничества было:
гражданское общество политически и экономически свободных личностей, равных перед законом

Идеология «русского византизма» XVI века, вобравшая дух московской централизации, — это:
иосифлянство

Киевский митрополит Иларион изложил свои представления о праве и законе в трактате
«Слово о законе и благодати»

Концепт согласительной формы перехода от «естественного состояния» к цивилизованной государственности называется:
общественным договором

Концепцию английского мыслителя Герберта Харта можно отнести к:
лингвистическому юридическому позитивизму

Концепцию естественного права с исторически меняющимся содержанием развил неокантианец
Р. Штаммлер

Крупнейший представитель патристики, который создает учение, в котором право и нравственность выводятся из разума, закон естественный различается с положительным законом, — это:
Фома Аквинский

Л.И. Петражицкий создал:
психологическую теорию права

Метафизическая традиция определения сущности права исходит из того, что право
не зависит от человека и человечества, имеет объективный статус и обнаруживается людьми

На римских юристов глубокое влияние оказало учение об общем, естественном законе, выработанное:
стоиками

Направление философско-правовой мысли, для которого главным и единственным предметом познания служат феномены положительного права, называется:
юридическим позитивизмом

Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах называется:
суверенитетом

Немецкий правовед Георг Еллинек разработал учение о:
трех статусах

Немецкий юрист, рассматривающий право в категориях общественных целей, — это:
Р. Иеринг

Одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в природе, космосе, обществе и способных быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством, — это:
естественное право

Основателем исторической школы права является немецкий профессор права
Г. Гуго

Основоположником юридического позитивизма был английский правовед
Дж. Остин

П.И. Новгородцев был одним из теоретиков
неолиберализма

Позитивистская традиция определения сущности права заключается в следующем
право есть продукт истории и культуры и не открывается, а создается людьми с учетом конкретных особенностей места и времени

Позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов общественной жизни называется:
этатизмом

Политология права есть отрасль политологии, которая рассматривает право как:
фактор политической жизни

Понимание государства и права как надстроечных явлений, классовых по своему характеру, принадлежит:
К. Марксу

Понимание истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога обозначается термином
провиденциализм

Представитель философии права русского Просвещения Я.П. Козельский придерживался:
теории естественного права и договорного происхождения государства

Принцип, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, — это:
теоцентризм

Рациональная методологическая модель высокой степени общности, предписывающая разрабатывать конкретные проблемы правовой философии в русле определенных мировоззренческих и познавательных принципов и обладающая императивной силой для многих поколений исследователей, называется:
философско-правовой парадигмой

Религиозное движение XVI века, выступающее против монастырской собственности и ратовавшее за религиозное и духовное обновление, — это:
нестяжательство

Религиозное учение о сотворение мира Богом из ничего называется:
Креационизмом

Римская мысль в области права придала новый смысл понятиям(-ю):
объективной рациональности и естественного закона

Самым фундаментальным принципом образа жизни западного мира является:
номос

Славянофилы на основе соборности создали философию права, которая синтезирует принципы
обычного права с православной этикой

Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, обозначается термином:
«либерализм»

Современная философия является философией права и морали, считают современные западные философы
Ж. Деррида, Ю. Хабермас, Р. Рорти

Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе
философские знания

Способность субъекта правосознания к философскому самоанализу, исследованию своих отношений с социально-правовой реальностью называется:
философско-правовой рефлексий

Средневековый патристик Аврелий Августин рассматривал вопросы государства и права в трактате
«О граде Божьем»

Сущность права неразрывно связана с (со):
смыслом права

Термин «философия права» появился в конце XVIII в. благодаря немецкому юристу
Г. Гуго

Термин, появившийся в Древней Греции и означавший действительный порядок вещей, естественную сущность личности или вещи, — это:
фисис

Термин, появившийся в Древней Греции и означавший порядок, право, правосудие, справедливость, — это:
дике

Термин, появившийся в Древней Греции и означавший то, что предписано и установлено:
темис

У И. Канта мы находим концепцию права как концепцию
гармонизации добровольных действий

Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л. Монтескье определил принцип
разделения властей

Философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки системой научных методов. В этом случае она выполняет ____________________ функцию.
методологическую

Философия права занимается:
поисками истины о праве

Философия права и юридическая теория качественно различаются по пониманию
сущности права

Философия права формируется в качестве
дедуктивного знания о праве, выводимого из общих знаний о мироздании

Философско-правовая аксиология есть учение о (об):
смысле права как ценности

Философско-правовая гносеология есть учение о (об):
природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности

Философско-правовая онтология есть учение о (об):
основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности

Формула абсолютного долженствования, разработанная И. Кантом в его труде «Критика практического разума», — это:
категорический императив

Функция философии права, которая нацеливает человека на критическое осознание правовой реальности, на формирование понимания, что оправданное ограничение свободы есть благо для человека, называется:
воспитательной

Функция философии права, которая позволяет ей выработать наиболее общие представления о правовой реальности и месте в ней человека, называется:
мировоззренческой

Функция философии права, связанная с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного, называется:
аксиологической

Характерной чертой эпохи Возрождения является:
апология единства и всевластия монархизма и разрыв с теологией

Центральной идеей концепции Леона Дюги является:
солидаризм

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: