При планировании государственного бюджета на будущий год предложено отменить ряд применявшихся налог

Обновлено: 16.04.2024

Государственный бюджет — концентрированное выражение экономической политики, он должен дать ответы на вызовы, стоящие перед обществом и государством. Это тем более важно сейчас, когда мир столкнулся с тяжелым и беспрецедентным за последние сто лет кризисом, имеющим в основе неэкономические предпосылки. На его фоне быстро формируются контуры и механизмы будущего общества и будущей экономики.

Бюджетная задача

Представленный правительством проект федерального бюджета на 2021–2023 годы готовился в уникальных условиях внешних шоков с неопределенными кратко- и среднесрочными последствиями, причем не только для нашей страны. И уже это делает работу над бюджетом исключительно трудной, требуя от его разработчиков сочетания одновременно твердости и гибкости. Сразу скажу, что, по моему мнению, правительство с этим вызовом в целом справилось.

Следует отметить, что проект имеет очевидные признаки бюджета развития, то есть он нацелен на решение как антикризисных задач, так и на реализацию долгосрочных национальных приоритетов, определенных указом президента России от 21 июля 2020 года. Активная бюджетная политика, нацеленная на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации, при этом предполагает и меры бюджетной консолидации на фоне падения доходов, что позволит жестко контролировать расходы и не допустить бюджетного кризиса.

В российских условиях бюджет является важнейшим способом смягчить удар кризиса для людей и предприятий. Уже в 2020 году антикризисные меры (прямые расходы, снижение налогов и отсрочки уплаты налогов) составили порядка 3,5–3,8% ВВП, что позволило существенно ограничить глубину экономического спада, который ожидается на уровне 4% ВВП (весной ожидания были гораздо более драматическими). Можно утверждать, что в России меры бюджетной поддержки оказались одними из наиболее эффективных: в Германии аналогичная поддержка составляла 4,8% ВВП при спаде 6%, в США — 11 и 4,2%, во Франции — 5,1 и 9,8% соответственно. И в дальнейшем предполагается достаточно осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов, с учетом того, что важен не только объем, но прежде всего эффективность.

Бюджет предполагает превышение расходов над доходами, что вполне естественно в условиях кризиса. В течение всего трехлетнего периода прогнозируется дефицит с трендом на сокращение. Образующийся разрыв должен покрываться за счет повышения налогов (в меньшей мере) и бюджетных заимствований (основной источник покрытия дефицита).

Правительство демонстрирует гибкость в налоговой сфере. С одной стороны, поднимается налогообложение крупного бизнеса и физических лиц с высоким уровнем доходов. С другой стороны, снижаются налоги для некоторых категорий налогоплательщиков, прежде всего представителей малого и среднего бизнеса и ИТ-компаний.

В ближайшие три года можно ожидать достаточно стабильного поступления доходов бюджета — их динамика укладывается в 16–17% ВВП. Ежегодный прирост доходов в номинальном выражении составит: в 2021 году 5,1%, в 2022 году 10,0%, в 2023 году 7,9%, что выше уровня прогнозируемой инфляции.

Дефицит бюджета будет покрываться почти исключительно за счет нетто-заимствований на внутреннем рынке — на 2–2,5% ВВП в год. Ожидается заметный рост объема госдолга — с 12,3% ВВП на начало 2020 года до 21,4% ВВП к концу 2023-го, а также расходов на его обслуживание при сохранении резервов ФНБ (более 10% ВВП). В 2022–2023 годах тенденция на сокращение бюджетных расходов сохраняется. Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних заимствований не противоречит требованиям бюджетной и долговой стабильности. Долг остается низким по международным сравнениям.

Смягчение и консолидация

Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.

Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.

Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.

Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.

Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.

Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.

Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).

По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Минфин предложил снять более 500 млрд руб. расходов бюджета с госпрограмм и непрограммных направлений в следующем году. План оптимизации для «обеспечения сбалансированности» казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на следующие три года («Ведомости» ознакомились с материалами). Расходы планируется сокращать на аналогичную в целом величину также в 2024 и 2025 гг.

По сравнению с утвержденными на 2022–2024 гг. планами в следующем году траты могут уменьшить на 557 млрд руб., в 2024 г. – на 539 млрд руб. На 2025 г. конкретных проектировок в действующем законе о бюджете нет, но на следующий после текущей трехлетки период Минфин закладывает расходы, исходя из долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего различные коэффициенты индексации. Относительно такого инерционного сценария в 2025 г. ведомство предлагает отказаться еще от 534 млрд руб. Секвестр коснется практически всех блоков: оптимизация для обеспечения сбалансированности бюджета затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.

Как объясняет оптимизацию Минфин

Представитель Минфина сообщил, что «недоведение бюджетных ассигнований» (отказ от части расходов. – «Ведомости») – дополнительный фактор, который был учтен в ходе проектировок для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Величина «недоведения» рассчитана исходя из структуры расходов на каждую госпрограмму, при этом таких трат, как исполнение социальных обязательств, оплата труда или денежное довольствие, сокращение не коснется.

Куратор госпрограммы сам должен будет определить, от каких расходов отказаться, исходя из общей суммы снятых расходов, подчеркнул представитель Минфина. Решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях, резюмировал собеседник «Ведомостей».

При этом «недоведение ассигнований» – дополнительный к иным факторам, определяющим расходы бюджета. Итоговая сумма по каждой из государственных программ является результатом совокупности всех задействованных факторов, включая, например, индексацию социальных обязательств.

В последний раз Минфин проводил оптимизацию расходов для сбалансированности трехлетнего бюджета в пандемийном 2020 году. Тогда министерство сокращало расходы по «незащищенным» статьям на 10%, госпрограмму вооружений – на 5%, а также отказалось от индексации зарплат чиновников, в результате чего в 2021 г. было сэкономлено 927 млрд руб., в 2022 г. – 970 млрд, в 2023 г. – около 900 млрд. «Без этих оптимизаций, без сокращения, мы бы не вышли на общие принципы, сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 г.», – пояснял министр финансов Антон Силуанов.

И снимут, и добавят

Больше всего расходов планируется снять с госпрограмм «Развитие транспортной системы» (390 млрд руб. в сумме за 2023–2025 гг., примерно по 130 млрд ежегодно), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд за весь период), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд за следующие три года). Отказ от части расходов по тем или иным направлениям в составе специального плана оптимизации не всегда совпадает с абсолютным изменением трат. По ряду направлений одновременно с секвестром по одним подразделам может производиться как уменьшение, так и увеличение финансирования по другим. Например, по госпрограмме «Обеспечение обороноспособности страны» планом секвестра предполагается снять 42 млрд руб. расходов в 2023 г. Но из-за роста трат, связанных с индексацией выплат военнослужащим, незапланированных ранее закупок общая стоимость госпрограммы даже увеличивается – на 27 млрд до 1,89 трлн руб.

А стоимость госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в общей сложности сокращается на 200 млрд руб. в 2023 г., тогда как планом оптимизации предлагается снять с нее лишь 14 млрд. Снижение связано прежде всего с сокращением особых доходов, которые собираются на специальные цели, на 186 млрд руб., поясняется в материалах Минфина.

Больше всего расходы планируется нарастить по госпрограмме «Социальная поддержка граждан»: в 2023 г. на 936,4 млрд руб. до 3,4 трлн руб., в 2024 г. на 1 трлн до 3,6 трлн, в 2025 г. на 1,2 трлн до 3,9 трлн.

Согласно действующему закону о бюджете Минфин планировал доходы в 2022 г. на уровне 25 трлн руб., в 2023 г. – 25,5 трлн, в 2024 г. – 25,8 трлн, а расходы – 23,7 трлн, 25,2 трлн и 26,4 трлн руб. соответственно. Таким образом, в 2022 г. ожидался профицит бюджета в 1,3 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. – 299 млрд (0,2% ВВП), в 2024 г. – дефицит на уровне 523 млрд руб. (0,3% ВВП).

Теперь министерство прогнозирует исполнение федерального бюджета в 2022 г. с дефицитом на уровне 1,7 трлн руб. (1,2% ВВП): доходы должны составить 25,5 трлн руб., расходы – 27,2 трлн руб., следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»). Минфин закладывает бюджетный дефицит и на следующую трехлетку: в 2023 г. на уровне 1,6 трлн руб., или 1,1% ВВП (доходы – 24,8 трлн, расходы – 26,4 трлн), в 2024 г. – 1,4 трлн руб., или 0,9% ВВП (доходы – 25,4 трлн, расходы – 26,8 трлн), в 2025 г. – 1,4 трлн руб., или 0,8% ВВП (доходы – 25,7 трлн руб., расходы – 27,1 трлн). Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму не позднее 15 сентября.

Для чего нужна оптимизация

Бюджетные ассигнования, которые Минфин предлагает сократить (около 550 млрд руб. в год), небольшие относительно всей расходной части федерального бюджета (около 27 трлн руб. в год), отметил профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. Речь здесь идет о сбалансированности бюджета, сокращении расходов по тем контрактам госпрограмм и нацпроектов, которые не были востребованы бюджетополучателями, а также повышении финансовой дисциплины органов власти, считает он. Например, по итогам 2021 г. объем неиспользованных бюджетных средств составил 635 млрд руб., большая часть из них, согласно отчетам Федерального казначейства и Счетной палаты, приходилась на четыре раздела классификации расходов: «Общегосударственные расходы», «Национальная оборона», «Здравоохранение» и «Национальная экономика», добавил эксперт.

Грядущая оптимизация бюджетных расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств нацпроектов, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Хотя они и важны для развития экономики, но их исполнение сопряжено не только с рядом объективных трудностей, но и с административной рассогласованностью, отметила она. Например, по ее словам, рост цен на стройматериалы обострил проблему строительства школ в рамках нацпроекта «Образование».

О новых приоритетных направлениях расходов говорить пока сложно, поскольку бюджетная политика является следствием того, как правительство оценивает и прогнозирует макроэкономическую ситуацию на трехлетний период, отметил Афанасьев. Монетарные власти еще не определились с тем, в какой макроэкономической среде сейчас оказалась российская экономика: например, Минэкономразвития полагает, что экономика входит в дефляционную спираль, а Банк России не видит оснований для этого, напомнил он. А это принципиально разные типы бюджетной политики, заметил эксперт.

Последствия беспрецедентных изменений макроэкономической ситуации, как внутренней, так и внешней, полностью себя еще не проявили, добавил он. По мере их проявления будут вноситься изменения в федеральный бюджет, насколько они будут значительными, зависит от выбранной правительством экономической стратегии, указал эксперт.

Минфин подготовил предложения по новым бюджетным правилам, сообщил министр финансов Антон Силуанов на брифинге в среду. В текущих условиях старые правила не могут реализовываться, напомнил он.

Минфин по бюджетному правилу на дополнительные доходы от высокой цены нефти (в 2022 г. планка отсечения находится на уровне $44,2/барр.) покупает для Фонда национального благосостояния иностранную валюту и золото. В начале марта министерство сообщило о приостановке действия правила на 2022 г. До этого западные страны в рамках санкций заморозили около $300 млрд золотовалютных резервов РФ, включая средства ФНБ.

«Мы как Минфин заинтересованы в том, чтобы бюджет формировался из понятных для всех принципов и правил. В нынешних условиях старые правила, безусловно, не могут реализоваться. У Минфина есть предложения по новым бюджетным правилам», – сказал Силуанов.

Правительство обсудило параметры обновленного макропрогноза

По оценкам Минэка, спад ВВП России в этом году составит 8,8%, уже в 2023 г. показатель выйдет на рост в 1,3%

Он отметил, что в ближайшее время расходы будут финансироваться не только за счет доходов, но и средств ФНБ. Для того чтобы фонд не был исчерпан, необходимо иметь ограничения и по объему расходов, указал министр.

Силуанов пояснил, что принцип заключается в том, чтобы нефтегазовые доходы были составлены исходя из уровня, который бы минимально реагировал на изменения объемов добычи, цен и так далее. Например, можно было бы взять средний объем нефтегазовых доходов за последние три года, считает Силуанов: «Здесь можно или идти по старой логике – некий базовый уровень отсечки брать – $44-45 или просто зафиксировать некую сумму прогноза нефтегаза, которая была бы сформирована исходя из данных за последние три года».

«Сейчас будет новый бюджетный цикл, и при подготовке к нему будем предлагать готовить бюджет уже по уточненным принципам. Нам важно, чтобы объем наших обязательств соответствовал объему наших возможностей», – подчеркнул глава Минфина.

Он добавил, что новые бюджетные правила не будут направлены на то, чтобы копить ФНБ в иностранной валюте. По его словам, ФНБ либо будут меньше тратить, либо пополнять его в рублевом эквиваленте.

В S&P заявили о восстановлении экономики России за десять лет

В настоящее время правительство обсуждает параметры нового макропрогноза, который подготовило Минэкономразвития. По словам источника «Ведомостей», Минфин предложил скорректировать ряд параметров. Основной причиной расхождения оценок Минэка и Минфина, по его словам, стали параметры цены на нефть Urals и курс рубля. По словам собеседника, Минфин посчитал цифры Минэка по нефти и курсу рубля, которые составляют основу прогнозирования доходов бюджета, излишне оптимистичными.

Среднегодовая цена на нефть в проекте прогноза заложена на уровне $82,6/барр. в 2022 г. и $75,2/барр. в 2023 г., а затем ожидается ее дальнейшее снижение – до $67,7/барр. и $61,2/барр. в 2024–2025 гг. соответственно. Курс доллара, согласно документу, ожидается стабильным, т. е. без резких колебаний в сторону ослабления и укрепления, на уровне 81,4 руб./$ в среднем за 2022 г. и 83 руб./$ в 2023 г. Затем Минэк прогнозирует ослабление национальной валюты до 85,2 руб./$ и 86,9 руб./$ в 2024–2025 гг.

Материал скорректирован по просьбе Минфина, который после публикации уточнил, что предложения прорабатываются, но еще не обсуждаются на уровне правительства.

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Устойчивость экономики страны, которой удалось добиться правительству, позволяет ему гарантировать исполнение всех социальных обязательств, уверен премьер-министр Михаил Мишустин. Но в трудные для экономики времена в этом должны поучаствовать все, поэтому в налоговую политику предложен ряд изменений. В целом следующий год для федерального бюджета будет переходным после пандемии, а в привычное русло бюджетная политика войдет в 2022 году.

Александр Астафьев/Pool/ТАСС

Правительство на заседании в среду одобрило бюджетный пакет законопроектов, включая параметры главного финансового документа страны на 2021-2023 годы. До 1 октября он должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму.

Подготовка бюджета велась в условиях серьезных финансовых вызовов, напомнил глава правительства: к действующим санкциям и низким нефтяным ценам добавились эпидемиологические риски. Но негативного сценария развития удалось избежать.

"В итоге нам удалось пройти по острию, по очень тонкой грани - когда надо было балансировать, решая одновременно важнейшие задачи безусловного выполнения всех социальных обязательств государства и выведения экономики на темпы роста и развития страны", - заявил премьер.

Так, проект федерального бюджета верстался исходя из базового прогноза развития экономической ситуации, следует из пояснительной записки к документу (есть у "РГ"). Этот сценарий подразумевает, что не будет второй волны пандемии коронавируса, восстановление мировой экономики будет затяжным, а все антироссийские санкции сохранятся.

"Теперь мы должны перейти к решению новых задач, и во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми", - подчеркнул Мишустин. По его словам, та устойчивость экономики, которой удалось добиться, гарантирует выполнение всех социальных обязательств.

Основные идеи бюджета на следующую трехлетку - это качество жизни людей и конкурентоспособность страны. "Нельзя разрывать качество жизни, социальные обязательства, уровень жизни людей с возможностями страны и экономики в конкурентном мире", - указал глава кабмина.

В пакет законопроектов также вошли проекты бюджетов внебюджетных фондов, в которых заложено решение важнейших вопросов жизни людей. В частности, подчеркнул Мишустин, предусмотрены деньги на выплату и индексацию материнского капитала, обеспечение техническими средствами людей с ограниченными возможностями, сохранение льгот по уплате страховых взносов для ИП и компаний, где трудятся инвалиды.

- Важно помнить, что бюджет - это финансовый документ. Но это документ не о цифрах, он о людях, - обратил внимание премьер-министр. - Это документ, направленный на решение конкретных проблем жизни людей в нашей стране.

Он заметил, что некоторые крупные компании считают, что государство забирает деньги только у нефтяных компаний. "Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика", - заявил Мишустин. Так, правительство предложило несколько увеличить налогообложение ряда доходных отраслей. Для этого модифицируют параметры режима налога на дополнительный доход при добыче углеводородов, пересмотрят параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысят плату за пользование природными ресурсами, индексируют ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции. Дополнительные доходы принесет пересмотр соглашений об исключении двойного налогообложения с рядом стран. При этом, как уточнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, окончательных решений по поводу акцизов пока не принималось. Позднее министр финансов Антон Силуанов подтвердил журналистам планы минфина по увеличению акциза на табачную продукцию на 20%. В ведомстве при этом рассчитывают и на улучшение взимания акцизов в целом.

Также по инициативе президента до 15% будет повышена ставка НДФЛ на доходы выше 5 млн рублей в год. Все средства, которые бюджет получит от этого, напомнил премьер, пойдут на лечение детей с тяжелыми редкими заболеваниями.

В целом размер расходов трехлетнего бюджета будет увеличен по сравнению с тем, что планировалось до кризиса, заявил на заседании правительства Антон Силуанов. Так, расходы на финансирование национальных проектов к 2023 году вырастут по сравнению с 2020 годом примерно на 40%, оценил он. Кроме того, особый акцент будет сделан на мерах по снижению бедности, подчеркнул министр. "Предусмотрено практически двукратное увеличение бюджетных ассигнований на финансирование пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет", - сказал он. Предполагается, что существенно вырастут расходы на нацпроекты "Демография", "Образование", "Цифровая экономика", стимулирование экспорта. "Все то, что должно внести свой вклад в социальную поддержку граждан и стимулировать экономическое развитие", - подытожил Силуанов.

Повысившиеся расходы бюджета при сократившейся доходной базе сделали его дефицитным - такое положение сохранится на всю ближайшую трехлетку. При этом выпадающие доходы планируется финансировать в основном за счет наращивания заимствований - это увеличит госдолг до 20% ВВП. Как уже говорил Силуанов, в целом это безопасный уровень, но переступать за указанную черту было бы уже нецелесообразно. По словам министра финансов, в этом году дефицит бюджета составит 4,4% ВВП. Дальше он должен сокращаться - до 2,4% ВВП в 2021 году и составить около 1% ВВП с 2022 года. Также с 2022 года снова полностью начнет соблюдаться бюджетное правило, от которого пришлось отступить из-за наращивания расходов.

В итоге главную оценку бюджетной политике, по словам Михаила Мишустина, дадут люди. И вместе с финансированием важнейших проблем жизни населения кабмину требуется решить вопрос с эффективностью их использования. Ряд выделявшихся средств расходовались неэффективно. "Или вообще не расходовались - лежали мертвым грузом на бюджетных счетах", - заметил премьер. В кризис их перенаправили на решение приоритетов.

- Сегодня у нас стоит задача при формировании следующей трехлетки не допустить, чтобы средства расходовались неэффективно, а значит, нужна дополнительная гибкость, дополнительная возможность для правительства реагировать на те вызовы, которые будут появляться во время исполнения бюджета, - сказал Мишустин.


Сигарету бросили на доходы

Расходы бюджета на борьбу с COVID-19 правительство собирается покрыть в числе прочих источников за счет резкого роста акциза на сигареты - сразу на 20%. По расчетам игроков рынка, в рознице пачка сигарет станет в среднем на 20 рублей дороже. Речь идет о подготовленном минфином проекте поправок в Налоговый кодекс. В пояснительной записке (есть у "РГ") говорится, что "с целью дополнительной мобилизации… доходов федерального бюджета в 2021 году предусмотрена ускоренная индексация (на 20%) ставок акцизов на сигареты и папиросы, как основной (специфической), так и минимальной составляющей".

Акцизные ставки на табак повышают почти ежегодно уже более 10 лет - эта мера воздействия на курящих отражена в нацпроектах "Демография" и "Здравоохранение". Но до сих пор акцизы повышали плавно. По текущей версии Налогового кодекса в 2021 году ставки акцизов на сигареты и никотинсодержащую продукцию (включая электронные сигареты) должны вырасти на 4%. Акцизная "атака" не нравится производителям и продавцам табака, поскольку акциз напрямую влияет на цену пачки сигарет. По оценкам рынка, средняя стоимость пачки легальных сигарет может подрасти до 140 рублей. В результате, считают участники рынка, увеличится приток нелегальной продукции.

Минздрав всегда заявлял о том, что акцизы на табак и алкоголь должны быть высокими. Два года назад тогдашний министр здравоохранения Вероника Скворцова критиковала низкие, по ее мнению, акцизные ставки и предлагала ввести ежегодную индексацию акцизов на крепкий алкоголь на 10%, а на табак - на 20%. Тогда темпы роста акцизов правительство решило не увеличивать. А сейчас "помогла" эпидемия. Так что в минздраве предложение минфина будет поддержано. По оценкам экспертов, повышение акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию приведет к сокращению потребления табака и связанной с ним заболеваемости и смертности. "Ежегодно около 300 тысяч смертей в России связаны с курением. При этом результаты многочисленных исследований показывают, что повышение акцизов и последующий рост розничных цен на сигареты и другую табачную продукцию приводит к заметному снижению потребления табака, - сообщил "РГ" замминистра здравоохранения Олег Салагай. - Это в первую очередь касается особенно женщин и подростков. В нашей стране, где акцизы на табак постепенно повышают уже в течение 10 лет, распространенность потребления табака сократилась с 39% в 2009 году до 28% в 2019-м. Что касается поступлений в государственный бюджет, то даже с учетом сокращения потребления табака доходы бюджета от акцизов, по данным экспертов, выросли за те же годы с 78,8 до 580 млрд рублей".

В минздраве считают, что акцизы на табак и другие средства курения - нагревательные системы, электронные сигареты и т.д, должны быть сопоставимыми. "Что касается прогнозов о том, что рост розничных цен на табачную продукцию из-за увеличения акцизных ставок приведет к росту нелегальных продаж табака, этому будет противодействовать вводимая в России государственная система маркировки. Она должна предотвратить риски незаконной торговли табаком", - заключил Салагай.

В России упростят порядок оформления обыкновенных частных виз и пребывания в стране близких родственников граждан РФ, которые имеют другое гражданство. "Такие родственники смогут оформить долгосрочные частные визы сроком действия до одного года, и сделать это можно будет на основании простого письменного заявления нашего гражданина", - сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. В среду кабмин рассмотрел изменения в Закон "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". Также будет исключена норма, из-за которой каждые три месяца гостям приходилось выезжать за пределы России, чтобы сохранить право на получение визы. Это позволит создать более комфортные условия для семей, живущих по разные стороны границы.

При написании статьи использовался теоретический материал из следующих источников:

  • Клепцова О.Ю. «Бюджетирование в «1С: Предприятие 8». Информационные технологии бюджетного управления»;
  • Шевченко Ю.А. «Бюджетирование и управленческая отчетность в 1С:Предприятии 8»

Многие собственники не готовы к делегированию финансовых полномочий подчиненным, точно так же, как и работники к принятию финансовой ответственности. Именно это - основное препятствие на пути внедрения бюджетирования.

Бюджетирование или бюджетное управление - один из способов финансового управления предприятием.

Бюджетирование (бюджетное управление) – это делегирование финансовой ответственности с помощью системы бюджетов.

Например, если на предприятии внедрена подсистема «Бюджетирование», но фактически делегирование финансовой ответственности отсутствует, то предприятие применяет бюджетное планирование, а не бюджетирование.

Бюджет – это план, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов или других финансово-экономических показателей.

Структура практически любого бюджета может быть схематично представлена в виде:

Статьи бюджетов – составные части бюджетов, являющиеся единицей планирования и учета хозяйственных операций одного типа.

У любого бюджета есть период (бюджетный период), который зависит от размера и специфики предприятия. При определении бюджетного периода нужно помнить о принципе приоритета стратегических целей предприятия над его текущей деятельностью.

Недостаточно планировать финансовую эффективность только в краткосрочной перспективе (1-3 месяца), необходимо еще и долгосрочное планирование (1-3 года). Наиболее оптимально использовать несколько планов одновременно, которые имеют разный бюджетный период (горизонт планирования), например, месячный, квартальный, годовой и т.д.

Бюджетным циклом называют период времени от начала первой стадии бюджетного процесса (составления бюджетов) до окончания третьей (план-факт анализа исполнения бюджетов)

Полноценное внедрение бюджетирования на предприятии - сложная задача. Система бюджетов предприятия должна не только быть пригодна для делегирования ответственности, но и отражать последовательность формирования финансовых результатов.

Важным этапом внедрения бюджетирования на предприятии является формирование финансовой структуры предприятия. Здесь основополагающее понятие – центр финансовой ответственности (ЦФО).

ЦФО – сегмент внутри предприятия (структурное подразделение, группа подразделений или бизнес), отвечающий за достижение определенных финансовых показателей, которые подчинены финансовым целям предприятия. Руководитель ЦФО наделен обязанностями, полномочиями и ресурсами для достижения показателей ЦФО.

При внедрении бюджетирования необходимо определить состав и иерархию центров финансовой ответственности (ЦФО). Для этого существует несколько способов, сравнительная характеристика которых представлена в таблице:

Существует деление центров финансовой ответственности по видам:

В 1С:УПП 1.3 финансовая структура компании находится в справочнике «Подразделения»:

От выбранной финансовой структуры предприятия зависит, какие виды бюджетов будут использоваться, регламент их подготовки, утверждения, исполнения и контроля.

При постановке бюджетного управления предприятию необходимо:

  • сформулировать главные финансовые и не финансовые цели предприятия;
  • выбрать из них те, которые могут быть решены с помощью бюджетирования;
  • выявить, с помощью каких финансовых показателей можно контролировать достижение этих целей;
  • разработать оптимальную структуру бюджетов.
  • «Частичная система бюджетов». Подход заключается в том, что бюджетная модель покрывает не все области деятельности. О полноценном бюджетном планировании тут говорить сложно, цель - решение локальных задач;
  • Полная (комплексная) система бюджетов.
  • Мастер-бюджет предприятия (встречаются названия «основной бюджет», «генеральный бюджет», «сводный бюджет»):
  • Финансовые бюджеты:
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • Бюджет доходов и расходов (БДР);
  • Бюджет по балансовому листу (ББЛ);
  • Инвестиционный бюджет (бюджет капитала).
  • Функциональные бюджеты:
  • Бюджет продаж;
  • Бюджет производства;
  • Бюджет закупок;
  • Бюджет прямых материальных затрат;
  • Бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • Бюджет общепроизводственных расходов;
  • Бюджет коммерческих расходов;
  • Бюджет управленческих расходов и т.д.
  • Бюджеты операционной деятельности подразделений:
  • Бюджет отдела сбыта;
  • Бюджет производственного отдела;
  • Бюджет транспортного цеха;
  • Бюджет службы персонала;
  • Бюджет отдела снабжения и т.д.
  • Бюджеты проектов

Считается, что универсальная модель бюджетирования может быть применена на любом предприятии, однако это не совсем так, данную модель необходимо адаптировать под специфику предприятия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: