Какие качества личности необходимы по вашему мнению чтобы успешно выполнять обязанности судьи

Обновлено: 27.03.2024

Рецензируемая статья является научной работой и рекомендуется к прочтению. Я решил немного злоупотребить вниманием читателей и написать классическую рецензию – такую, где автор рецензии гундит «в этой главе написано то-то, в следующей главе написано то-то» и т.д. Сделал я это по одной простой причине – не каждый сможет или захочет тратить время и усилия для нахождения и прочтения этой работы, однако мысли, высказанные автором, я считаю достойными внимания, плюс ко всему в отечественной юридической литературе подобных исследований мне не встречалось. Выбранный формат позволит русскоязычным коллегам ознакомиться с разрабатываемой автором статьи «психолого-правовой теорией темперамента судьи», не затрачивая при этом особых усилий (хотя текст рецензии всё же прочитать придётся).

В статье много терминов из психологии, и я как мог советовался с психологами, чтобы перевести их корректно, но кое-где получилось всё равно криво, читатель, прости…

Там, где я сильно отхожу от подстрочника или у слова есть принципиальная многозначность, как это и принято, привожу авторский текст.

Итак, о чём статья, если перевести её на русский (в прямом смысле слова)?

Рецензируемая статья носит название «(О чём мы говорим, когда мы говорим про) Темперамент судьи». Суть статьи состоит в том, что в ней выдвигается и обосновывается «психолого-правовая концепция темперамента судьи» (the Psycolegal theory of judicial temperament).

Структурно статья состоит из четырёх разделов, введения и заключения.

Первый раздел (а также часть третьего) посвящены вопросу о том, что такое «темперамент судьи». Автор утверждает, что сама по себе структура темперамента судьи – очень неопределённое понятие, но при этом его границы, всё же, можно очертить. В частности, можно точно сказать, что не должно относится к темпераменту – например, честность и профессиональная компетентность – качества, критически важные для судьи, но не имеющие никакого отношения к темпераменту. Также не включаются и такие пограничные вещи, как непредвзятость (freedom from bias) и приверженность равноправию при отправлении правосудия (commitment to equal justice under the law).

По мнению автора, темперамент судьи - это глубоко укоренившийся, относительно стабильный набор конкретных личностных черт, отделимых от интеллекта, обучения и идеологии, которые в диалектике с юридической средой и предсказуемыми требованиями правосудия стимулируют поведение, которое мы можем считать желательным или нежелательным в соответствии с принятыми правилами современного общества (according to the dominant normative expectations of our era).

Второй раздел статьи посвящён собственно психолого-правовой концепции темперамента судьи. Автор излагает основы темперамента и место темперамента в структуре личности судьи. Но нас больше интересует тот подраздел, который называется «Сущностные элементы темперамента» (Substantive Elements of Temperament).

Автор выделяет три таких элемента.

Первый из них это «поведенческие паттерны эмоционального опыта» (habitual patterns of emotional experience). Этот элемент, в свою очередь, включает в себя три составляющие:

1) негативная эмоциональность (Dispositional negativity), которая проявляется двумя итерациями – устойчивой тенденцией к гневу и устойчивой тенденцией к страху.

Гнев, раздражение, разочарование, презрение – это признаки плохого темперамента судьи. При этом сам по себе гнев это не проблема (судья может и должен иногда злиться). Проблемой является частый, неадекватный и яростный гнев. Человек, подверженный такому чувству, испытывает эмоции неуважения, презрения (contempt), что в совокупностью с наличием власти превращается в оскорбления, насмешки и ритуальные унижения.

Подобный темперамент приводит к ошибкам в принятии решения, поскольку сокращает время на обдумывание и повышает «карательность» принятых решений (anger and its close cousins curtail deliberation and increase punitivity).

Страх и беспокойство – вторая итерация, которая не так заметна внешне. Она оказывает негативное воздействие на деятельность судьи тем, что приводит к боязни иметь врагов (особенно облачённых властью), мотивирует избегание и отстранение. Но главное, что страх не совместим с таким важным для судьи качеством как смелость. По мнению автора смелость – крайне недооценённое качество судейского характера, поскольку великих судей обычно хвалят именно за это.

Страх и тревога имеют функциональную полезность и отрицательными чертами являются их переизбыток или недостаток (недостаток в таком случае приводит к излишней самоуверенности при принятии решений).

2) позитивная эмоциональность (Positive emotionality ), включает в себя две модели поведения: склонность к спокойному удовлетворению (a propensity for calm satisfaction) и склонность к максимализму, взволнованности, радости и поиску новых ощущений (exuberance, excitement, joy, and sensation-seeking). Позитивно настроенный судья не будет чувствовать себя счастливым и довольным всегда. Но такой тип людей лучше сопротивляется негативу, продуктивно взаимодействует с другими участниками процесса и тратит меньше усилий на восприятие новых идей (maintain an open mind with less effort). Такие люди склонны быть непредубеждёнными, реже проявляют агрессию и находят удовольствие в маленьких, тихих и частых личных победах на судейском поприще (the small, quiet, often privet victories of judging). Даже буйный позитивно настроенный судья, говорит автор, всё же лучше негативного…

3) доброжелательность (kindness) – если позитивная эмоциональность направлена, так сказать, на самого себя, то доброжелательность – это качество, направленное на других.

Эмпатия, - склонность понимать и заботиться о чувствах других, - является ядром доброжелательности. Но излишняя эмпатия может привести к эмоциональному истощению и принятию неправосудных решений. Поэтому добросовестный судья должен быть этичным, компетентным, подчиняться закону и действовать настолько просоциально, насколько позволяет закон, но не более.

Второй сущностный элемент темперамента – саморегуляция (habitual patterns of self-regulation).

В отличие от эмоциональности саморегуляция выступает тормозом поведения. Эта способность считается отличительной чертой эмоционального интеллекта и может нивелировать проявления негативной эмоциональности и поддерживать позитивную.

Судьи с высокой степенью саморегуляции способны принимать более корректные решения по делу. Саморегуляция – это ещё один элемент, который должен быть признан частью хорошего темперамента судьи.

Третий элемент темперамента – это модель сочетания эмоций и регуляции у конкретного судьи (emotion/regulation wheelhouses).

В этом смысле, пишет автор, существуют определённые тенденции. Например, человек с высоким уровнем гнева имеет сниженные способности к саморегуляции и наоборот. Таким образом, отрицательные черты имеют свойство поддерживать другие отрицательные черты, то же происходит и с положительными чертами темперамента. «Если посмотреть внимательно, - пишет автор, - то перед нами появятся святые и дьяволы. При этом мы должны хорошо понимать, что дьявол никогда не станет святым, так же, как и наоборот» (Saints and devils, it appears, will make themselves known if we look through the proper lens. Where we see them, we should pay heed: the odds of a devil becoming a saint are just as low as the opposite.)

Таким образом, когда мы видим внешние проявления той или иной черты темперамента, то можем сделать вывод и о наличии другой, связанной с ней. Однако такие предположения всегда должны проверяться.

В третьем разделе автор предостерегает от карикатурности и «неуклюжести» (clumsiness) при практическом использовании своей теории. Основными опасностями автор считает чрезмерный детерминизм и упрощение при переходе от теории к практике. Например, нельзя рассматривать страх как безусловно дисквалифицирующий признак. В качестве примера «неуклюжего» применения теории исследовательница приводит случаи из корпоративной практики в виде повального тестирования кандидатов на должность на основе критериев «большой пятёрки» - подход, который хорошо работает при профориентации школьников, но плохо подходит для найма сотрудников.

В целом психолого-правовая теория темперамента судьи даёт хорошую альтернативу «здравому смыслу» (common sense), который обычно используют те, кто участвует в назначении судей.

Теория, по мнению автора, может быть отправной точкой для дальнейших исследований и может оказать существенную помощь в отборе и передвижении судей. При этом автор предостерегает от излишне поспешного применения своей теории на практике.

Четвёртая часть статьи посвящена мысленному эксперименту – как разработанная автором психолого-правовая теория могла бы быть применена при назначении в 2018 году судьи Верховного суда США Бретта Кавано (рассмотрение кандидатуры Кавано в Конгрессе США вылилось в бурное обсуждение его скверного характера – прим. DBPR)

В заключении автор указывает следующее.

Паттерны поведения крайне важны – именно они управляют поведением в стрессовых ситуациях, а стресс – это неотъемлемая часть работы судьи.

«Поведение, которое мы больше всего хотим от наших судей, - пишет исследовательница, - основано на склонности чувствовать положительные эмоции, такие как удовлетворение и радость; сильной склонности к сочувствию, состраданию и просоциальным действиям; способности формировать эти эмоции и ставить их на службу непосредственным или отдаленным целям правосудия. Поведение, которое мы меньше всего хотим от наших судей, это склонность чувствовать негативные эмоции, такие как гнев и страх; низкий уровень доброжелательности; наличие жесткого, ограниченного набора решений, которые может принять судья (a rigid, constrained regulatory repertoire).»

Психолого-правовая теория также призывает к тому, чтобы мужество было признано в качестве аспекта судебного темперамента, а обязательства в отношении равенства и разнообразия вместо этого были признаны в качестве аспекта идеологии.

Таковы основные положения рецензируемой статьи.

У меня при прочтении возник только один вопрос – возможно ли вообще применение этой теории на практике? Я, по примеру автора, провёл мысленный эксперимент, и у меня возникло только три варианта.

Во-первых, это «дивный новый мир», где отбирают судей на работу на стадии эмбрионов… Продолжать не буду, мы всё это читали у Хаксли.

Во-вторых – некая разработанная психологами методика, на основе опросника, цветовых кругов и записей с камер наблюдения о том, как человек ведёт себя в той или иной ситуации. Но здесь противится сама автор статьи – как мы уже видели, она считает такие прямолинейные вещи недостаточными для принятия категоричных решений о возможности/невозможности быть судьёй (и я здесь полностью солидарен, хотя и не имею образования в области психологии).

Ну, и последний вариант – это использование разработанной психолого-правовой теории в качестве доктринального подспорья при назначении судей, то есть это что-то вроде дополнительного материала к общей характеристике. Лично мне это кажется наиболее вероятным вариантом, но у меня сложилось впечатление, что автор не так видит реализацию своей теории. Во-первых, разработанная теория в таком случае не сможет заменить «здравый смысл», как хотела бы автор. Во-вторых, это означает, что работа завершена и дополнительных исследований, вопреки предложениям автора, не требуется, то есть теория готова к применению. В-третьих, как следует из самого исследования, нечто подобное уже применяется при назначении судей США: в сносках на странице 4 статьи есть цитата из «мануала» по назначению судей штата Юты, в котором темперамент судьи характеризуется следующими чертами: здравый смысл, сочувствие, решительность, твёрдость, скромность, открытость, терпение, такт и понимание (Utah State Courts, Manual of Procedures for Justice Court Nominating Commissions defining judicial temperament as “common sense, compassion, decisiveness, firmness, humility, open-mindedness, patience, tact and understanding”).

Как бы то ни было, исследование очень интересное и информативное, и лично я хотел бы поблагодарить автора за эту работу.

Бонус

Может быть кто-то из коллег знаком с особенностями шведского правосудия, но для меня это было открытием: оказывается, когда шведский судья хочет выразить свой гнев или раздражение по отношению к многословному адвокату, он (внимание!) тихо кладёт на стол ручку, которой делал заметки…

Я вспомнил один случай в процессе, в котором я участвовал. Как известно наши процессуальные кодексы не делят ходатайства и заявления, которые нужно подавать в начале процесса – которые влияют на возможность проведения заседания и те, которые подаются в ходе процесса (по сути), а судьи делят. И коллега, выступавшая на «противной стороне» заявила «не то» ходатайство в начале процесса… Судья орала так, что у неё аж очки искрили. Как сказала бы автор рецензируемой статьи, «не тот культурный контекст»…

«Attorneys whose marginally-competent verbosity is holding up a proceeding» - «адвокаты, чья минимально компетентная многословность затягивает процесс», это надо запомнить)))) наверняка у каждого в практике встречался такой коллега, слушая которого, хотелось повторить за Козьмой Прутковым: «если у тебя есть фонтан – заткни его; дай отдохнуть и фонтану»…

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершил правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами .

Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность – важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности – ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на службе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи – повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи – справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, – не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы. В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о статусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содержалось. Судья торжественно клялся " быть всегда справедливым и гуманным".

Онлайн-интервью с ректором Российской академии правосудия Валентином Валентиновичем Ершовым

КонсультантПлюс: Профессия судьи во многих странах, в том числе и в России, считается престижной и очень ответственной. Неудивительно, что значительная часть студентов юридических факультетов мечтает о карьере судьи. Российская академия правосудия известна как кузница кадров судебной системы, значит ли это, что выпускникам академии открыта дорога к судейской мантии?

Ершов В.В.: Конечно, мы хотели бы, чтобы большинство выпускников нашей академии работали в судебной системе. За период с 2002 по 2013 гг. 15 579 выпускников академии получили диплом о высшем юридическом образовании, 3 326 - о среднем специальном юридическом образовании, т.е. всего 18 905 человек получили дипломы академии. Из них свыше 30% работают в судебной системе в качестве работников аппаратов судов, мировых и федеральных судей. В настоящее время в академии обучаются свыше 18 000 студентов. Многие из них мечтают работать в судебной системе. С одной стороны, наши выпускники, как и выпускники других вузов, имеют равное право для получения судейской мантии. С другой стороны, обучение в Российской академии правосудия является специализированным, прежде всего, для работы в судебной системе. Это выражается в дополнительном и более углубленном изучении материального и процессуального права, применяемого в судах, прохождении длительной практики в судах, регулярном профессиональном общении студентов с действующими судьями.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как строится обучение будущих судей в РАП? С какого года начинается специализация? Где проходит практика?

Ершов В.В.: К проведению учебных занятий в академии широко привлекаются бывшие и действующие судьи. Студенты имеют возможность принимать участие в семинарах, конференциях, деловых играх и других занятиях, в том числе проходящих в академии в рамках повышения квалификации судей и работников аппаратов судов. Все это обеспечивает необходимое качество специализированного обучения.

По направлению подготовки "бакалавриат" в академии разработаны 4 профиля. Международно-правовой профиль реализуется с первого курса. Государственно-правовой, гражданско-правовой и уголовно-правовой профили - со второго курса.

Еще одна сильная сторона учебного процесса в академии - это специализированная практика. Она проходит, как правило, в судах общей и арбитражной юрисдикции. Студенты избавлены от необходимости самим искать место прохождения практики, договариваться о ее содержании. Это открывает перед выпускниками академии большие перспективы в дальнейшем: они поступают на работу как в государственные органы - суды, прокуратуру, следственные органы, так и в крупные юридические компании.

КонсультантПлюс: Существует ли сегодня в Российской академии правосудия распределение выпускников на работу в судебной системе?

Ершов В.В.: С одной стороны, в России в соответствии с Конституцией РФ отменена система обязательного распределения выпускников во всех вузах, поскольку запрещен принудительный труд. С другой стороны, наша академия, безусловно, способствует трудоустройству выпускников с их добровольного согласия. С 2008 г. в академии действует система содействия трудоустройству выпускников, которая позволяет найти им работу по специальности в интересующих их органах и организациях. В рамках содействия трудоустройству выпускников проводятся различные мероприятия: собеседования с представителями кадровых служб судов, "Дни юридической карьеры", "круглые столы" с представителями судов, прокуратуры, адвокатуры, других органов и организаций по вопросам профессиональной деятельности. Академия активно взаимодействует с Департаментом семейной и молодежной политики в рамках "Содействия вузовских структур в трудоустройстве студентов и молодых специалистов".

Формой общения будущих работодателей и выпускников академии являются также презентации различных органов и учреждений, которые проводятся на базе академии. Так, совместно с представителями отделов кадров и государственной службы Московского областного суда, Федерального арбитражного суда Московского округа, Арбитражного суда г. Москвы и Московского гарнизонного военного суда проводятся "круглые столы" на тему "Особенности трудоустройства выпускников в судебные органы".

КонсультантПлюс: Чем отличается процесс подготовки юриста для судебной системы от обучения в других юридических вузах? Нужно ли выпускнику другого вуза (не РАП) проходить дополнительную подготовку, чтобы стать судьей?

Ершов В.В.: Российская академия правосудия является единственным учебным заведением, предназначенным для специализированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников судебной системы. Обучение студентов в академии осуществляется по специализированным учебным планам и программам, предусматривающим не только углубленную теоретическую подготовку в сфере организации и осуществления правосудия, но и приобретение практических навыков судебной работы. Все это позволяет нам готовить специалистов, ориентированных для работы именно в судебной системе.

При этом выпускнику академии, равно как и выпускникам других юридических вузов, желающим стать судьей, необходимо соответствовать требованиям, которым должен отвечать кандидат в судьи, в том числе сдать квалификационный экзамен на должность судьи. Для этого, конечно же, необходима серьезная дополнительная (в том числе и самостоятельная) подготовка, связанная с углубленным изучением международного и национального права, судебной практики и специальной литературы.

КонсультантПлюс: Есть ли разница в подготовке судей для мировых, арбитражных судов, судов общей юрисдикции? В чем она состоит?

Ершов В.В.: Разница, безусловно, есть. Она связана, прежде всего, с различными категориями споров, которые рассматривают данные суды. В этой связи обучение судей производится по отдельным учебным планам и программам и в раздельных группах. Это относится и к обучению студентов.

КонсультантПлюс: Какой профессиональный путь, на Ваш взгляд, должен пройти юрист, чтобы стать судьей? Какими знаниями, навыками, человеческими качествами должен обладать судья? Каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный судья?

Ершов В.В.: Думаю, настоящий судья, как правило, должен пройти все ступени служебной карьеры: работник аппарата суда, судья первой инстанции, судья апелляционного суда, судья кассационного суда, судья Верховного Суда РФ. Судья должен быть объективным, терпеливым, организованным, дисциплинированным, глубоко нравственным человеком и высоко профессиональным специалистом. Идеальный судья, на мой взгляд, должен в совокупности обладать всеми вышеназванными необходимыми человеческими и профессиональными качествами.

КонсультантПлюс: Вы являетесь председателем Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Расскажите, пожалуйста, в чем состоит квалификационный экзамен для судей? Как он проходит? Какие трудности возникают у будущих судей на экзамене? На каких вопросах или заданиях чаще всего случаются провалы?

Ершов В.В.: Экзамен состоит из трех теоретических вопросов и двух задач. Кроме того, кандидат в судьи должен подготовить один процессуальный документ (судебное решение или определение). Экзамен проводится один раз в месяц. На подготовку ответа отводится 3 часа, затем кандидат в судьи готовится к ответу и сдает экзамен экзаменационной комиссии.

Как правило, трудности у кандидатов в судьи вызывают вопросы, связанные с проблемами правового регулирования и судебной практики, соотношением международного и национального права, прямого применения Конституции РФ. Также многие испытывают трудности в процессе решения задач и написания процессуальных документов.

КонсультантПлюс: В Вашей академии работает факультет повышения квалификации судей. Как часто судьям надо проходить обучение и подтверждать свою профпригодность?

Ершов В.В.: По закону федеральные судьи обязаны проходить повышение квалификации 1 раз в 3 года в вышестоящих судах и Академии. План повышения квалификации утвержден председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым. Обучение проводится по специализированным программам. У нас предусмотрены разные программы для судей, рассматривающих уголовные и гражданские дела, председателей районных и областных судов и т.д.

КонсультантПлюс: Вы работали на протяжении 11 лет в судебной системе: судьей, а затем председателем Железнодорожного районного народного суда г. Москвы. Как получилось, что Вы оставили судебную карьеру и занялись преподавательской деятельностью и научной работой? Ректор и судья - есть ли в этих профессиях схожее?

Ершов В.В.: По существу всю свою профессиональную жизнь я работаю в единой судебной системе - судья, председатель суда, преподаватель образовательного учреждения для судей, ректор Российской академии правосудия - многопрофильной организации для судей. Все эти должности непосредственно связанны с практическими и теоретическими проблемами правосудия. Поэтому в этих профессиях больше схожего, нежели отличного. Думаю, что такой путь становления профессионала является наиболее предпочтительным и результативным. От разрешения индивидуальных конкретных практических вопросов к теоретическому анализу общих проблем, сущности и перспектив развития правосудия. На мой взгляд, это закономерный и логичный путь становления и развития любого специалиста.

КонсультантПлюс: Отслеживаете ли Вы судьбы Ваших выпускников? Многие ли из них работают в судах и судьями? Можете привести примеры успешной карьеры Ваших выпускников?

Ершов В.В.: Мероприятия по трудоустройству выпускников, которые проводит наша академия, дают свои результаты. По результатам анкетирования, более 90% выпускников академии работают по специальности, из них свыше 30% в судебной системе России.

По нашим данным, только за последнее время федеральными судьями стали более десяти выпускников РАП (например, Архипов А.А. - Арбитражный суд г. Москвы; Ершов В.В - Пресненский районный суд г. Москвы).

Большое количество выпускников академии работают секретарями, помощниками, советниками в Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других федеральных и мировых судах, в органах прокуратуры, Следственном комитете, аппарате Государственной Думы, крупных международных юридических компаниях. Многие выпускники связали свою карьеру с научной деятельностью, окончили аспирантуру, остались преподавать в стенах родного вуза.

КонсультантПлюс: В этом году академии исполнилось 15 лет. За это время в ней сформировались свои образовательные и культурные традиции, позволяющие готовить высококлассных специалистов, входящих в элиту судебной системы страны. Какие Вы видите в следующие 15 лет приоритетные направления в образовательной и научной деятельности академии?

Ершов В.В.: Первые 15 лет академии - это был период её первоначального становления, которое, думаю, успешно состоялось. Следующие 15 лет - это период её дальнейшего качественного развития. Во-первых, мы должны полностью завершить создание материально-технической базы академии, включая её 10 филиалов. Во-вторых, необходимо детально отработать все элементы единой системы образования и науки академии - школу, колледж, вуз, послевузовское обучение, переподготовку и повышение квалификации работников судебной системы. В-третьих, следует качественно переработать фундаментальные теоретические вопросы правопонимания, правотворчества и правоприменения.

КонсультантПлюс: Что бы Вы посоветовали нашим читателям, студентам юридических факультетов, в таком нелегком деле, как выбор профессионального пути? Как добиться успеха тем, кто решил стать судьей?

Ершов В.В.: Думаю, необходимо, во-первых, не жалеть себя и не "растворяться" в "мелочах". Во-вторых, всю жизнь регулярно повышать свои профессиональные знания. В-третьих, видеть не только свои права, но и обязанности. А главное - права и боль других людей. В результате такого жизненного подхода Ваши проблемы, поверьте, покажутся не такими значительными и станут вполне разрешимыми.

Zakon.kz

Zakon.kz

К личным качествам, необходимым судье, следует отнести скромность, рассудительность, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность.

Суд это основной правовой механизм реализации прав и свобод человека и поэтому вопросы совершенствования деятельности судебной системы и статуса судей вызывают в обществе постоянный интерес. В связи с чем усилия судейского сообщества и его органов должны быть направлены на то, чтобы каждый судья понимал, что исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является его основной и первостепенной обязанностью; на повышение роли судейского сообщества в вопросах предупреждения коррупции, укрепления правопорядка и дисциплины.

В осуществлении правосудия большая роль принадлежит личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному мастерству. К личным качествам, необходимым судье, следует отнести скромность, рассудительность, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность.

Все эти качества способствуют успешному осуществлению судейских обязанностей и разрешению каждого судебного дела в соответствии с законом. Судебное рассмотрение дела - это не только профессиональный навык, но и искусство. Такой профессионализм должны приобрести молодые судьи. Поэтому институт наставничества, направленный на повышение профессионализма впервые назначенных судей, должен способствовать процессу становления начинающего судьи, как квалифицированного, всесторонне развитого юриста.

Наставничество дополняет другие мероприятия и образовательные программы для вновь назначенных судей, направленных на развитие знаний права и процесса и навыков применения законодательных норм и ведения процесса. Наставничество наряду с профессиональными навыками должно решать вопросы, связанные с судейской культурой, судейскими ценностями, судейской этикой и развитием личности.

Наставничество - это отношения между опытным и неопытным судьей, в которых опытный судья делится своими профессиональными знаниями и судейским опытом с молодым судьей с целью: помочь ему успешно адаптироваться к судебной системе, судейской культуре и роли судьи; понять и управлять личным развитием, включая психологические и нравственные аспекты становления судьи; справляться с изменениями в личной жизни и последствиями, связанными с изменением социальной роли; и развивать навыки в искусстве и ремесле суждения.

Наставничество преследует следующие цели и задачи: оказание молодым судьям поддержки в достижении высоких стандартов в профессиональной деятельности; содействие в адаптации вновь назначенных судей к судебной роли; поощрение достижения высоких судебных стандартов; воспитание чувства гордости за исполнение роли судьи среди судей; укрепление судейского сообщества и привлечение судей в развитие профессии; определение учебных потребностей и разработка соответствующего учебного плана.

Наставник и самое главное вновь назначенный судья должны понимать, что в его обязанности не входит принятие решений за него, решение его проблем или исправление ошибок. Иными словами, наставник не должен никоим образом воздействовать на процесс принятия решений молодым судьей; в его задачу входит разъяснение вопросов, представляющих для молодого судьи трудность, а также поощрение процесса обсуждения вопросов путем передачи личного опыта.

Многие молодые судьи нуждаются в помощи при применении норм закона, написании судебных решений и выполнении других процедурных задач. Однако, даже те вновь назначенные судьи, которые имеют большой юридический опыт и отлично знают закон, зачастую приходят к| выводу о том, что они не готовы к роли судьи и нуждаются в совете и помощи в затруднительных обстоятельствах, с которыми они сталкиваются (например, ответственность за принятие решений, влияющих на судьбу граждан; сложные этические дилеммы; взаимодействие с участниками в зале суда; а также совершенно новый тип поведения, ожидаемый от судьи, как в зале, так и вне стен суда).

Сильной независимой судебной системе требуются профессиональные судьи с превосходным знанием закона и умением его применять. Исключительная степень ответственности судебной системы за решение судеб граждан требует, чтобы судьи применяли закон, полагаясь на свои знания, навыки и здравый смысл. Чтобы обеспечить высокую квалификацию судей, необходимую для выполнения своих обязанностей, судебная система, как правило, предоставляет судьям разнообразные возможности для развития своих знаний до и после назначения на должность судьи.

Подготовительные программы, такие, как например, программы по магистратуре, дают будущим судьям юридические знания и практические навыки, необходимые, чтобы начать работу в качестве судьи.

Судейские ориентационные программы и программы наставничества помогают судьям изучить конкретные области материального и процессуального права, а также научиться составлять судебные акты и рассматривать дела под руководством более опытных коллег. Формы непрерывного образования, такие как семинары, курсы, самоучители и практические руководства позволяют судьям не только регулярно приобретать новые знания, но и обновлять имеющиеся знания и навыки.

Одним словом, разнообразные и последовательные программы судебного образования являются гарантией того, что судьи владеют всеми необходимыми интеллектуальными инструментами для принятия справедливых и оправданных в глазах граждан и общества решений.

В отличие от юридических знаний невозможно научить ценностям, поведению и способности противостоять внешнему давлению. Молодые судьи могут развить устойчивые ценности и уверенность только в благоприятном окружении, а также посредством собственной мотивации и усилий по совершенствованию своих личностных качеств и поведения.

Наставничество - это неотъемлемый компонент профессионального развития судей и интегральной частью индивидуальных усилий судей совершенствовать свою способность исполнять роль судьи. Наставничество расширяет доступ к более опытным коллегам, а также обеспечивает более регулярную обратную связь и поддержку для тех судей, которые этого хотят. Наставничество - это двусторонние взаимоотношения, так как оно полезно и для наставника, который получает возможность обменяться идеями с представителем «нового поколения», поделиться и поразмышлять над своим опытом. В ходе работы нам необходимо развивать судейское сообщество и прививать «корпоративную культуру» взаимопомощи, соблюдая судебную независимость.

В связи с тем, что за последний год в районные суды города Астаны в течение последних полутора лет назначено около одной трети судей, не имеющих ранее опыт работы в качестве судьи, судом города Астаны уделяется большое внимание вопросу наставничества и адаптации судей к профессии.

Только на сегодняшний день из действующих судей районных судов столицы Астаны 26% составляют вновь назначенные. Так, в гражданских и экономическом судах из 70 действующих судей – 22 вновь назначенные судьи, это практически каждый третий судья. Более 60% вновь назначенных судей рекомендованы из судебной системы. При этом хотелось обратить внимание, что основная часть выходцы из аппарата Верховного Суда, и как показывает анализ, качество осуществления правосудия этими судьями в основном, находится на должном уровне.

Вместе с тем, показатели качества вновь назначенных судей, имевших ранее лишь юридические специальности, желают лучшего. Конечно же, нами проводится работа с ними, это беспрерывное обучение, стажировки, наставничество, обмен судебной практикой, о чем сказано выше.

В суде города Астаны в соответствии с положением действует Совет наставников. В функции Совета входят работа с наставниками и вновь назначенными судьями по совершенствованию профессиональной деятельности, выявления проблемных вопросов взаимоотношения, обсуждение деятельности вновь назначенных судей, внесение рекомендаций по совершенствованию деятельности наставничества, действует беспрерывное обучение.

В настоящее время Совет по наставничеству работает над усилением и активизации имеющихся форм и методов наставничества.

Во-первых, Советом внесено предложение в отношении вновь назначенных судей определять в автоматическом распределении не сложные категории дел в течение 6 месяцев начала их работы. Проводится непрерывное обучение всех вновь назначенных судей, в том числе путем прохождения стажировки в суде города Астаны. Выработаны и внедряются совместные мероприятия Совета наставников и вновь созданного Совета молодых судей. Действенную меру Совет видит в привлечении судей в отставке, путем закрепления отставников за конкретными судьями, для оказания им практической помощи. Усилена роль индивидуальных бесед с вновь назначенными судьями и их наставниками по возникающим проблемам. Внедрены и проводятся открытые практические тренинги на тему «Наставник – вновь назначенный судья» с обсуждением конкретных профессиональных ситуаций.

В Плане нации особое внимание уделено продолжению развития судебной системы. В этом видится постоянное внимание Президента к нам судьям, ведь без самостоятельной, развитой судебной власти наше государство не станет полноценным государством.

Судейский корпус столицы с воодушевлением воспринял четкие задачи, поставленные перед судебной системой в Плане по реализации пяти реформ, ведь из 100 конкретных шагов именно 11 направлений, касается дальнейшего развития судебного судопроизводства и судоустройства.

Особенно нас затронули вопросы, касающиеся кадровой политики в судебной системе, в частности, в подборе вновь назначенных судей.

Во-первых, ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. В нашей работе мы столкнулись с тем, что при нынешнем механизме подбора кадров не всегда вновь назначенные судьи имеют достаточный опыт работы в судебной системе.

Вопрос подбора кадров на должность судьи является важным.В плане нации определен четкий критерий для кандидата в судьи. Обязательная норма - пять лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений.

До официального введения этих положений руководством суда города уже предпринимались меры к выявлению подготовленности специалистов к деятельности в качестве судьи и обучению специалистов из числа работающих в судах.

Специально созданной Комиссией проведены мероприятия по установлению таких специалистов, имеющих стаж работы в суде 5 лет. На первом этапе за счет имеющихся вакансий и высвобождения специалистов в результате внедрения информационных технологий – часть специалистов закреплена в качестве помощников вновь назначенных судей, разработано Положение. Они уже приступили к работе, с ними проводятся семинарские занятия, разрабатываются ситуационные тесты.

Необходимо подчеркнуть, что поставленные задачи и проводимые мероприятия Верховным Судом в этом направлении воодушевили специалистов на улучшение работы, у них появились перспективы, а у нас, судей, возможность их обучать, как будущих коллег, больше с них требовать.

Значительным вкладом будет внедрение института стажеров с освобождением их от основной работы и выплатой стипендии. Поскольку именно бесперебойное участие специалиста с отрывом от основной работы, в каждодневном процессе осуществления правосудия судьей может дать серьезные и глубокие знания.

Назначение испытательного срока явится окончательным экзаменом для будущего судьи, который может за годичный период, кроме профессиональных знаний, приобрести практический опыт в проведении процесса, приобрести судейские навыки.

Во-вторых, передача Института правосудия из структуры академии государственного управления в структуру Верховного Суда. Мы, судьи, давно ратовали за это. Сделано это в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики.

На практике поступившие в Институт магистранты приходят из различных отраслей правоохранительных органов и не все с целью стать судьей. Между тем объединение усилий судебного корпуса и научного центра подготовки судей, позволит выявить и обучить именно тех специалистов, которые по своим способностям, моральным и деловым качествам смогут стать судьями. В связи с этим, мы считаем, что областные суды должны непосредственно рекомендовать специалистов судов для поступления на обучение в Институт и им должно быть отдано предпочтение.

Во всем мире считается, что судьи это наиболее грамотные юристы, а, следовательно, люди имеющие наиболее высокое содержание правосознания, то есть наше правосознание должно быть профессиональным, а это значит, что наше правосознание обязано быть выше, чем у обычного гражданина.

По большому счету судейский корпус должен стать юридической элитой как с точки зрения знания законодательства и его применения, так и с морально-нравственной. В этом направлении наставничество должно быть направлено на оказание молодым судьям поддержки в достижении высоких стандартов в профессиональной деятельности.

Рецензируемая статья является научной работой и рекомендуется к прочтению. Я решил немного злоупотребить вниманием читателей и написать классическую рецензию – такую, где автор рецензии гундит «в этой главе написано то-то, в следующей главе написано то-то» и т.д. Сделал я это по одной простой причине – не каждый сможет или захочет тратить время и усилия для нахождения и прочтения этой работы, однако мысли, высказанные автором, я считаю достойными внимания, плюс ко всему в отечественной юридической литературе подобных исследований мне не встречалось. Выбранный формат позволит русскоязычным коллегам ознакомиться с разрабатываемой автором статьи «психолого-правовой теорией темперамента судьи», не затрачивая при этом особых усилий (хотя текст рецензии всё же прочитать придётся).

В статье много терминов из психологии, и я как мог советовался с психологами, чтобы перевести их корректно, но кое-где получилось всё равно криво, читатель, прости…

Там, где я сильно отхожу от подстрочника или у слова есть принципиальная многозначность, как это и принято, привожу авторский текст.

Итак, о чём статья, если перевести её на русский (в прямом смысле слова)?

Рецензируемая статья носит название «(О чём мы говорим, когда мы говорим про) Темперамент судьи». Суть статьи состоит в том, что в ней выдвигается и обосновывается «психолого-правовая концепция темперамента судьи» (the Psycolegal theory of judicial temperament).

Структурно статья состоит из четырёх разделов, введения и заключения.

Первый раздел (а также часть третьего) посвящены вопросу о том, что такое «темперамент судьи». Автор утверждает, что сама по себе структура темперамента судьи – очень неопределённое понятие, но при этом его границы, всё же, можно очертить. В частности, можно точно сказать, что не должно относится к темпераменту – например, честность и профессиональная компетентность – качества, критически важные для судьи, но не имеющие никакого отношения к темпераменту. Также не включаются и такие пограничные вещи, как непредвзятость (freedom from bias) и приверженность равноправию при отправлении правосудия (commitment to equal justice under the law).

По мнению автора, темперамент судьи - это глубоко укоренившийся, относительно стабильный набор конкретных личностных черт, отделимых от интеллекта, обучения и идеологии, которые в диалектике с юридической средой и предсказуемыми требованиями правосудия стимулируют поведение, которое мы можем считать желательным или нежелательным в соответствии с принятыми правилами современного общества (according to the dominant normative expectations of our era).

Второй раздел статьи посвящён собственно психолого-правовой концепции темперамента судьи. Автор излагает основы темперамента и место темперамента в структуре личности судьи. Но нас больше интересует тот подраздел, который называется «Сущностные элементы темперамента» (Substantive Elements of Temperament).

Автор выделяет три таких элемента.

Первый из них это «поведенческие паттерны эмоционального опыта» (habitual patterns of emotional experience). Этот элемент, в свою очередь, включает в себя три составляющие:

1) негативная эмоциональность (Dispositional negativity), которая проявляется двумя итерациями – устойчивой тенденцией к гневу и устойчивой тенденцией к страху.

Гнев, раздражение, разочарование, презрение – это признаки плохого темперамента судьи. При этом сам по себе гнев это не проблема (судья может и должен иногда злиться). Проблемой является частый, неадекватный и яростный гнев. Человек, подверженный такому чувству, испытывает эмоции неуважения, презрения (contempt), что в совокупностью с наличием власти превращается в оскорбления, насмешки и ритуальные унижения.

Подобный темперамент приводит к ошибкам в принятии решения, поскольку сокращает время на обдумывание и повышает «карательность» принятых решений (anger and its close cousins curtail deliberation and increase punitivity).

Страх и беспокойство – вторая итерация, которая не так заметна внешне. Она оказывает негативное воздействие на деятельность судьи тем, что приводит к боязни иметь врагов (особенно облачённых властью), мотивирует избегание и отстранение. Но главное, что страх не совместим с таким важным для судьи качеством как смелость. По мнению автора смелость – крайне недооценённое качество судейского характера, поскольку великих судей обычно хвалят именно за это.

Страх и тревога имеют функциональную полезность и отрицательными чертами являются их переизбыток или недостаток (недостаток в таком случае приводит к излишней самоуверенности при принятии решений).

2) позитивная эмоциональность (Positive emotionality ), включает в себя две модели поведения: склонность к спокойному удовлетворению (a propensity for calm satisfaction) и склонность к максимализму, взволнованности, радости и поиску новых ощущений (exuberance, excitement, joy, and sensation-seeking). Позитивно настроенный судья не будет чувствовать себя счастливым и довольным всегда. Но такой тип людей лучше сопротивляется негативу, продуктивно взаимодействует с другими участниками процесса и тратит меньше усилий на восприятие новых идей (maintain an open mind with less effort). Такие люди склонны быть непредубеждёнными, реже проявляют агрессию и находят удовольствие в маленьких, тихих и частых личных победах на судейском поприще (the small, quiet, often privet victories of judging). Даже буйный позитивно настроенный судья, говорит автор, всё же лучше негативного…

3) доброжелательность (kindness) – если позитивная эмоциональность направлена, так сказать, на самого себя, то доброжелательность – это качество, направленное на других.

Эмпатия, - склонность понимать и заботиться о чувствах других, - является ядром доброжелательности. Но излишняя эмпатия может привести к эмоциональному истощению и принятию неправосудных решений. Поэтому добросовестный судья должен быть этичным, компетентным, подчиняться закону и действовать настолько просоциально, насколько позволяет закон, но не более.

Второй сущностный элемент темперамента – саморегуляция (habitual patterns of self-regulation).

В отличие от эмоциональности саморегуляция выступает тормозом поведения. Эта способность считается отличительной чертой эмоционального интеллекта и может нивелировать проявления негативной эмоциональности и поддерживать позитивную.

Судьи с высокой степенью саморегуляции способны принимать более корректные решения по делу. Саморегуляция – это ещё один элемент, который должен быть признан частью хорошего темперамента судьи.

Третий элемент темперамента – это модель сочетания эмоций и регуляции у конкретного судьи (emotion/regulation wheelhouses).

В этом смысле, пишет автор, существуют определённые тенденции. Например, человек с высоким уровнем гнева имеет сниженные способности к саморегуляции и наоборот. Таким образом, отрицательные черты имеют свойство поддерживать другие отрицательные черты, то же происходит и с положительными чертами темперамента. «Если посмотреть внимательно, - пишет автор, - то перед нами появятся святые и дьяволы. При этом мы должны хорошо понимать, что дьявол никогда не станет святым, так же, как и наоборот» (Saints and devils, it appears, will make themselves known if we look through the proper lens. Where we see them, we should pay heed: the odds of a devil becoming a saint are just as low as the opposite.)

Таким образом, когда мы видим внешние проявления той или иной черты темперамента, то можем сделать вывод и о наличии другой, связанной с ней. Однако такие предположения всегда должны проверяться.

В третьем разделе автор предостерегает от карикатурности и «неуклюжести» (clumsiness) при практическом использовании своей теории. Основными опасностями автор считает чрезмерный детерминизм и упрощение при переходе от теории к практике. Например, нельзя рассматривать страх как безусловно дисквалифицирующий признак. В качестве примера «неуклюжего» применения теории исследовательница приводит случаи из корпоративной практики в виде повального тестирования кандидатов на должность на основе критериев «большой пятёрки» - подход, который хорошо работает при профориентации школьников, но плохо подходит для найма сотрудников.

В целом психолого-правовая теория темперамента судьи даёт хорошую альтернативу «здравому смыслу» (common sense), который обычно используют те, кто участвует в назначении судей.

Теория, по мнению автора, может быть отправной точкой для дальнейших исследований и может оказать существенную помощь в отборе и передвижении судей. При этом автор предостерегает от излишне поспешного применения своей теории на практике.

Четвёртая часть статьи посвящена мысленному эксперименту – как разработанная автором психолого-правовая теория могла бы быть применена при назначении в 2018 году судьи Верховного суда США Бретта Кавано (рассмотрение кандидатуры Кавано в Конгрессе США вылилось в бурное обсуждение его скверного характера – прим. DBPR)

В заключении автор указывает следующее.

Паттерны поведения крайне важны – именно они управляют поведением в стрессовых ситуациях, а стресс – это неотъемлемая часть работы судьи.

«Поведение, которое мы больше всего хотим от наших судей, - пишет исследовательница, - основано на склонности чувствовать положительные эмоции, такие как удовлетворение и радость; сильной склонности к сочувствию, состраданию и просоциальным действиям; способности формировать эти эмоции и ставить их на службу непосредственным или отдаленным целям правосудия. Поведение, которое мы меньше всего хотим от наших судей, это склонность чувствовать негативные эмоции, такие как гнев и страх; низкий уровень доброжелательности; наличие жесткого, ограниченного набора решений, которые может принять судья (a rigid, constrained regulatory repertoire).»

Психолого-правовая теория также призывает к тому, чтобы мужество было признано в качестве аспекта судебного темперамента, а обязательства в отношении равенства и разнообразия вместо этого были признаны в качестве аспекта идеологии.

Таковы основные положения рецензируемой статьи.

У меня при прочтении возник только один вопрос – возможно ли вообще применение этой теории на практике? Я, по примеру автора, провёл мысленный эксперимент, и у меня возникло только три варианта.

Во-первых, это «дивный новый мир», где отбирают судей на работу на стадии эмбрионов… Продолжать не буду, мы всё это читали у Хаксли.

Во-вторых – некая разработанная психологами методика, на основе опросника, цветовых кругов и записей с камер наблюдения о том, как человек ведёт себя в той или иной ситуации. Но здесь противится сама автор статьи – как мы уже видели, она считает такие прямолинейные вещи недостаточными для принятия категоричных решений о возможности/невозможности быть судьёй (и я здесь полностью солидарен, хотя и не имею образования в области психологии).

Ну, и последний вариант – это использование разработанной психолого-правовой теории в качестве доктринального подспорья при назначении судей, то есть это что-то вроде дополнительного материала к общей характеристике. Лично мне это кажется наиболее вероятным вариантом, но у меня сложилось впечатление, что автор не так видит реализацию своей теории. Во-первых, разработанная теория в таком случае не сможет заменить «здравый смысл», как хотела бы автор. Во-вторых, это означает, что работа завершена и дополнительных исследований, вопреки предложениям автора, не требуется, то есть теория готова к применению. В-третьих, как следует из самого исследования, нечто подобное уже применяется при назначении судей США: в сносках на странице 4 статьи есть цитата из «мануала» по назначению судей штата Юты, в котором темперамент судьи характеризуется следующими чертами: здравый смысл, сочувствие, решительность, твёрдость, скромность, открытость, терпение, такт и понимание (Utah State Courts, Manual of Procedures for Justice Court Nominating Commissions defining judicial temperament as “common sense, compassion, decisiveness, firmness, humility, open-mindedness, patience, tact and understanding”).

Как бы то ни было, исследование очень интересное и информативное, и лично я хотел бы поблагодарить автора за эту работу.

Бонус

Может быть кто-то из коллег знаком с особенностями шведского правосудия, но для меня это было открытием: оказывается, когда шведский судья хочет выразить свой гнев или раздражение по отношению к многословному адвокату, он (внимание!) тихо кладёт на стол ручку, которой делал заметки…

Я вспомнил один случай в процессе, в котором я участвовал. Как известно наши процессуальные кодексы не делят ходатайства и заявления, которые нужно подавать в начале процесса – которые влияют на возможность проведения заседания и те, которые подаются в ходе процесса (по сути), а судьи делят. И коллега, выступавшая на «противной стороне» заявила «не то» ходатайство в начале процесса… Судья орала так, что у неё аж очки искрили. Как сказала бы автор рецензируемой статьи, «не тот культурный контекст»…

«Attorneys whose marginally-competent verbosity is holding up a proceeding» - «адвокаты, чья минимально компетентная многословность затягивает процесс», это надо запомнить)))) наверняка у каждого в практике встречался такой коллега, слушая которого, хотелось повторить за Козьмой Прутковым: «если у тебя есть фонтан – заткни его; дай отдохнуть и фонтану»…

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: