Нормы накопления сточных вод на судах

Обновлено: 27.04.2024

На судах с количеством людей на борту более 10 человек, не оборудованных станциями ООСВ, сточные воды должны накапливаться в сборной цистерне и периодически сдаваться для очистки и обеззараживания на внесудовые водоохранные технические средства. На этих судах запорная арматура должна быть опломбирована согласно требованиям, приведенным в подразделе 2.2. Допускается незалповый выпуск за борт необработанных сточных вод вне зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения:

-с судов, с количеством людей на борту не более 10 человек, при скорости движения судна не менее 7 км/ч;

-с судов с динамическим принципом поддержания (СДПП) и скоростных водоизмещающих судов (СВС) с суточным накоплением сточных вод до 1м 3 при скорости движения не менее 25 км/ч.

На судах с количеством людей на борту не более 10 человек на СДПП и СВС запорная арматура на трубопроводах, через которые осуществляется выпуск сточных вод, не пломбируется, а ответственность за соблюдение перечисленных выше условий выпуска возлагается на капитана судна,

Примечание. Государственные региональные Центры Госсанэпиднадзора Минздрава России и территориальные органы Госкомэкологии России в случае ухудшения экологической ситуации на контролируемых ими ВВП могут уменьшить разрешенное количество людей на борту судов, которым разрешен выпуск неочищенных сточных вод, а при наличии эпидемической опасности - полностью запретить выпуск неочищенных сточных вод.

Для каждого судна с количеством людей на борту более 10 человек судовладелец, в соответствии ПЭБ РРР должен выполнить расчет автономности плавания (АП) по сточным водам по Методике, приведенной в Приложении 2 к ПЭБ РРР. Расчетное значение АПсв сопоставляется с ЭХВП - экологической характеристикой водного пути.

Значение АПсв должно быть больше или равно ЭХВП.

В отдельных случаях, когда АПсв, рассчитанная на осно­вании удельных значений накопления сточных вод, приведенных в Приложении 2 к ПЭБ РР, не удовлетворяет условию АПсв > ЭХВП, до­пускается разработать мероприятия по сокращению расходов воды на судне (сокращенные расходы питьевой воды должны быть не менее минимальных норм водопотребления, указанных в СанПиН 2.5.2- 703-98) и рассчитать АПсв с учетом уменьшения удельных значений накопления сточных вод.

Разработанные мероприятия по сокращению расхода воды на судне должны быть указаны в расчете АПсв.

На суда, оборудованные в соответствии с ПЭБ РРР и имеющие расчеты АПсв Российским Речным Регистром, выдается (подтверждается) «Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором» - формы РР-1.8 или РР-1.9.

Заявка на передачу сточных вод в приемном пункте, швартовка судна к причалу, специализированному очистному судну или судну-сборщику и операции со шлангами должны производиться в соответствии с требованиями разд.

Передача сточных вод на суда-сборщики или специализированные очистные суда должна производиться по специально предназначенным для этой цели трубопроводам и шлангам. Использовать трубопроводы и шланги, предназначенные для нефтесодержащих вод, запрещается.

Все операции по передаче сточных вод в пунктах приема загрязнений должны быть зафиксированы согласно

Судну, сдавшему сточные воды на внесудовое водоохранное техническое средство, последним выдается справка. В справке указывается дата, время передачи и количество переданных сточных вод. Справка о сдаче сточных вод хранится на судне до следующей навигации и предъявляется органам государственного надзора по их требованию.

Суда, оборудованные установками по очистке и обеззараживанию сточных вод (станциями ООСВ)

Выпуск очищенных и обеззараженных сточных вод на ВВП допускается, если станция ООСВ обеспечивает глубину очистки и обеззараживания, соответствующую нормативным значениям

На судах должно быть «Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором» РРР - форма РР-1.8. На судах смешанного (река-море) плавания, совершающих рейсы в международных водах с заходом в иностранные порты, установка очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ) должна также иметь «Свидетельство о типовом испытании (одобрении)» Рос­сийского Морского Регистра Судоходства.

За работой станции ООСВ осуществляется контроль ответственным лицом из числа комсостава, назначенным распоряжением капитана. Ответственное лицо должно ежедневно проверять технические параметры работы станции ООСВ по штатным приборам.

Таблица Нормативные значения очистки и обеззараживания сточных вод, которые должны быть обеспечены на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания, работающих на ВВП

Нормируемые показатели Станции ООСВ на судах пассажирского, транспортного и технического флота Станции ООСВ на специализированных очистных судах
Станции ООСВ, установленные до 30.06.97 г. Станций ООСВ, установленные после 01.07 .97 г. Станции ООСВ, установленные до 30.06.97 г. Станции ООСВ, установленные после 01.07.97 г.
Взвешенные вещества, мг/Л не более 50 не более 40 не более 40 не более 30
БПК5, мг/л не более 50 не более 40 не более 40 не более 30
Коли-индекс не более 1000 не более 1000 не более 1000 не более 1000
Остаточный хлор (при обеззараживании хлором) 1,5-3,0 1,5-3,0 1,5-3,0 1,5-3,0

При обнаружении отклонения технических параметров от паспортных значений или других неисправностей станция ООСВ должна быть остановлена и приняты оперативные меры по ее наладке или ремонту. В течение времени наладки или ремонта сточная вода должна накапливаться в сборной цистерне. Для этого случая следует при необходимости сократить водопотребление на судне, за­крыв временно души, бани, прачечные.

На судне должны быть в достаточном количестве химические реактивы, необходимые для работы станции ООСВ, комплект запасных частей и расходные материалы.

Шлам, образующийся в процессе очистки сточных вод (если его образование предусмотрено технологией очистки сточных йод), должен накапливаться в специальной цистерне и периодически сдаваться в приемных пунктах или сжигаться в печи-инсинераторе.

В порядке государственного планового надзора на судах, работающих на ВВП и оборудованных станциями ООСВ, должны отбираться и анализироваться в аттестованной лаборатории пробы очищенной и обеззараженной воды:

на пассажирских судах с пассажировместимостью более 250 чел, - 2 пробы за навигацию (год);

на остальных судах-1 проба за навигацию (год).

Если отобранная при плановом надзоре проба дает неудовлетворительный результат, экипаж проводит дополнительные наладочные работы и вновь сдает пробу на анализ, которая также является плановой. В случае повторного неудовлетворительного результата региональный Центр Санэпиднадзора может запретить работу станции ООСВ. Судно в этом случае должно сдавать сточные воды на внесудовые водоохранные технические средства, с выполнением требований раздела

При стоянке судов в акватории порта выпуск очищенных сточных вод после станции ООСВ должен быть, по возможности, ограничен, а при ухудшении экологического состояния водного объекта, по требованию территориальных органов государственного надзора, выпуск может быть запрещен.

Правила предотвращения загрязнения сточными водами судов предусматривают запрет сброса в море сточных вод, кроме ситуа­ций, связанных с обеспечением безопасности судна или спасени­ ем человеческой жизни, а также особо оговоренных случаев, на­пример, при наличии на борту судна установки для обработку сточных вод и т. д.

Суда должны проходить периодическое освидетельствование), по результатам которого судну выдается Международное свиде/- тельство о предотвращении загрязнения сточными водами. Слив сточных вод с судов ведется в приемные сооружения портов и тер­миналов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ СТОЧНЫЕ СУДОВЫЕ

Ship sewage systems. Design rules

Дата введения 2020-11-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (НИИ "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

- ИСО 15749-1-2004* "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 1. Проектирование санитарных сточных систем" (ISO 15749-1:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 1: Sanitary drainage-system design", NEQ,);

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

- ИСО 15749-2-2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 2. Санитарные сточные системы; трубопроводы систем гравитационного типа" (ISO 15749-2:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 2: Sanitary drainage, drain piping for gravity systems", NEQ,);

- ИСО 15749-3:2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 3. Санитарные сточные системы, трубопроводы систем вакуумного типа" (ISO 15749-3:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 3: Sanitary drainage, drain piping for vacuum systems", NEQ);

- ИСО 15749-4:2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 4. Санитарные сточные и осушительные системы, трубопроводы откачки сточных вод" (ISO 15749-4:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 4: Sanitary drainage, sewage disposal pipes", NEQ);

- ИСО 15749-5:2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 5. Осушение палуб, грузовых помещений и плавательных бассейнов" (ISO 15749-5:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 5: Drainage of decks, cargo spaces and swimming pools", NEQ)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на сточные системы морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания и морских/речных сооружений (далее - суда).

Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования сточных судовых систем, предназначенных для удаления сточных и хозяйственно-бытовых вод из судовых помещений, а также загрязненных вод с открытых палуб, из грузовых трюмов и плавательных бассейнов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.005 Единая система защиты от коррозии и старения. Металлы, сплавы, металлические и неметаллические неорганические покрытия. Допустимые и недопустимые контакты с металлами и неметаллами

ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 5632-2014 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 5648 Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков

ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 9940 Трубы бесшовные горячедеформированные из коррозионно-стойкой стали. Технические условия

ГОСТ 9941 Трубы бесшовные холодно- и теплодеформированные из коррозионно-стойкой стали. Технические условия

ГОСТ 17217 Трубы из медно-никелевого сплава марки МНЖ5-1. Технические условия

ГОСТ Р 58881 Обозначения условные графические в схемах судовых систем и систем энергетических установок

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 гравитационная сточная система: Сточная система, перемещение загрязненной воды в которой по трубопроводам от сливного устройства к сборной цистерне или установке для обработки сточных вод происходит за счет силы тяжести.

Примечание - К сливным устройствам, например относятся унитазы, писсуары, биде, умывальники, шпигаты, мойки, картофелечистки, стиральные машины.

3.2 вакуумная сточная система: Сточная система, перемещение загрязненной воды в которой от сливного устройства в накопительную вакуумируемую емкость осуществляется в виде "пробки" за счет разности давлений в трубопроводе до и после "пробки".

Примечание - В качестве накопительной вакуумируемой емкости может использоваться коллектор или сборная цистерна, в которых поддерживается вакуум.

3.3 загрязненная вода: Удаляемая с судна вода, которая претерпела изменения вследствие попадания в нее различного рода загрязнений от жизнедеятельности людей и перевозимых животных, из медицинских и санитарно-гигиенических помещений, атмосферных осадков и морской воды с верхних палуб, конденсата и т.п.

3.4 сточная вода: Загрязненная вода из унитазов, писсуаров, биде, а также из раковин, ванн и шпигатов, расположенных в медицинских помещениях (амбулатории, лазареты, и т.п.); из помещений, в которых содержатся животные, а также загрязненная вода другого происхождения, смешанная с поступающей водой из перечисленных источников.

3.5 хозяйственно-бытовая вода: Загрязненная вода из умывальников, душевых, бань, ванн, прачечных, камбуза и других помещений пищеблока.

3.6 установка для обработки сточных вод: Установка, предназначенная для очистки и обеззараживания сточных вод.

3.7 сливной трубопровод: Любой трубопровод сточной системы, по которому загрязненная вода сливается в сборную цистерну или установку для обработки сточных вод.

3.8 соединительный трубопровод вакуумной сточной системы: Короткий трубопровод, соединяющий сливное отверстие санитарно-технического оборудования с вакуумным клапаном.

3.9 одиночное ответвление трубопровода гравитационной сточной системы: Часть сливного трубопровода, который, например соединяет водяной затвор санитарно-технического оборудования с групповым ответвлением.

3.10 одиночное ответвление трубопровода вакуумной сточной системы: Часть сливного трубопровода, который соединяет санитарно-техническое оборудование со встроенным вакуумным механизмом или вакуумный клапан с трубопроводом, подсоединенным к групповому ответвлению.

Примечание - Примером оборудования со встроенным вакуумным механизмом является вакуумный унитаз.

3.11 групповое ответвление трубопровода: Ответвление, объединяющее загрязненные воды от нескольких одиночных ответвлений, подсоединенное к стояку, магистрали или коллектору.

3.12 восходящее ответвление трубопровода вакуумной сточной системы: Одиночное или групповое ответвление, по которому загрязненная вода подается вертикально вверх.

3.13 стояк: Вертикальный трубопровод гравитационной сточной системы, проходящий через одну или несколько палуб, подающий загрязненную воду в магистраль или в сборную цистерну.

3.14 магистраль: Трубопровод гравитационной сточной системы, к которому подсоединяют стояки, подающий загрязненную воду в сборную цистерну или в установку для обработки сточных вод.

3.15 коллектор, коллекторный трубопровод: Трубопровод вакуумной сточной системы, к которому подсоединяют групповые ответвления, подающий загрязненную воду в главный коллектор или в вакуумную цистерну.

3.16 главный коллектор: Короткий трубопровод вакуумной сточной системы, в который поступает загрязненная вода из коллекторов и затем откачивается в сборную цистерну.

3.17 промежуточная цистерна: Цистерна, предназначенная для сбора загрязненных вод в отдельных районах судна, из которой вода затем перекачивается в сборную цистерну.

3.18 сборная цистерна: Цистерна, предназначенная для временного хранения неочищенных сточных и хозяйственно-бытовых вод.

3.19 шламовая цистерна: Цистерна, предназначенная для временного хранения шлама, поступающего из установки для обработки сточных вод, который в дальнейшем откачивается за борт или на берег.

3.20 вакуумный клапан: Клапан, предназначенный для накопления загрязненной воды, поступающей в него от санитарно-технического оборудования, не имеющего в своей конструкции вакуумных механизмов, и последующего слива этой воды в находящиеся под вакуумом трубопроводы сточной системы.

3.21 вакуумный механизм: Механизм, встроенный в вакуумный унитаз (клапан) и обеспечивающий открытие и закрытие выпускного клапана этого оборудования в течение заданного промежутка времени для слива в вакуумную сточную систему загрязненной воды из чаши унитаза или полости вакуумного клапана.

3.22 классификационное общество: Организация, которая осуществляет классификацию и освидетельствование судов, устанавливает и контролирует соблюдение нормативно-технических требований при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации судов и морских/речных сооружений.

4 Общие правила проектирования

4.1 Удаляемая загрязненная вода

Сточные системы предназначены для удаления загрязненной воды. Конструкция сточной системы должна исключать возможность слива через нее воды, загрязненной другими веществами.

4.2 Количество сточных и хозяйственно-бытовых вод

При проектировании сточных систем минимальное количество сточных и хозяйственно-бытовых вод на одного человека в сутки для морских судов следует принимать в соответствии с нормами, установленными [1] и [2], для судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в соответствии с нормами, установленными [3] и [4].

4.3 Шум и запах

4.3.1 Уровень шума сточной системы не должен вызывать превышение допустимого уровня шума в судовых помещениях, установленных [1], [2], [3].

4.3.2 Уровень шума оборудования и трубопроводов сточной системы должен быть минимальным и не передаваться на подвески и опоры трубопроводов, что должно быть обеспечено соответствующей звуковой изоляцией.

Сточные трубопроводы не должны проходить через жилые и общественные помещения, а также радиорубки. При технической необходимости прокладки сточных труб через указанные помещения трубы должны иметь соответствующую звуковую изоляцию.

4.3.3 Оборудование и трубопроводы сточной системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы в судовые помещения не проникало неприятных запахов.

4.4 Гигиенические требования

4.4.1 Исходя из гигиенических норм слив сточных и хозяйственно-бытовых вод рекомендуется предусматривать по отдельным трубопроводам.

Во избежание проникновения запахов в судовые помещения санитарно-техническое оборудование и трубопроводы сточных и хозяйственно-бытовых вод должны иметь гидравлические затворы.

4.4.2 Непосредственно перед сборной цистерной трубопроводы сточных и хозяйственно-бытовых вод могут быть соединены в общий трубопровод загрязненной воды. При этом на трубопроводе хозяйственно-бытовой воды перед его присоединением к трубопроводу сточной воды следует предусмотреть гидравлический затвор.

4.4.3 При устройстве трубопроводов для слива загрязненной воды в установки для обработки сточных вод следует руководствоваться требованиями предприятия - изготовителя (разработчика) установки.

Для исключения возможности переполнения установки для обработки сточных вод загрязненными водами рекомендуется подавать воду в установку через сборную цистерну.

4.5 Материалы и защита от коррозии

4.5.1 Материалы труб и оборудования сточных систем должны обладать достаточной для обеспечения заданного срока службы коррозионной стойкостью к агрессивному воздействию сточных вод и моющих средств.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

1. РАЗРАБОТАНЫ Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им.Мечникова И.И. (Шляхецкий Н.С., Акметшин Р.Х., Козодой В.М., Кадыскина Е.Н., Кордюков Н.М., Чечура А.Н.) и Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций (Барац В.А.).

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 года N 16.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.

На проектируемые и строящиеся суда требования СанПиН распространяются с 1.01.99 г. Суда, построенные до введения настоящих СанПиН, должны быть приведены судовладельцами в соответствие с ними (при технической возможности) в сроки, согласованные органами Госсанэпиднадзора.

На частные спортивные, прогулочные суда, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не использующие наемный экипаж, а также на суда, плавающие под военно-морским флагом, настоящие СанПиН распространяются только в части, касающейся предотвращения загрязнения водной среды. На иностранные суда, периодически работающие на внутренних водных путях России, настоящие СанПиН распространяются в части предотвращения загрязнения водной среды и санитарной охраны территории России от заноса и распространения карантинных и других инфекций.

1.1.2. СанПиН устанавливают гигиенические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы:

1) при проектировании судовых помещений и их оборудования на новых и переоборудуемых судах;

2) при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;

3) к содержанию судовых помещений и их оборудованию в период эксплуатации судна;

4) к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;

5) к перевозке отдельных видов грузов;

6) к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.

1.1.3. СанПиН являются обязательными для:

1) проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты новых и переоборудуемых судов;

2) предприятий, строящих, переоборудующих, ремонтирующих и обслуживающих суда;

3) судовладельцев и судовой администрации (комсостава), осуществляющих эксплуатацию судов;

4) центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов;

5) организаций, проводящих аттестацию рабочих мест на судах, сертификацию и лицензирование.

1.1.4. Допускается, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора, отступление от требований СанПиН для судов, имеющих одну из следующих характеристик:

1) длина менее 25 м,

2) осадка менее 1 м,

3) мощность главных двигателей менее 220 кВт,

4) дедвейт менее 320 т,

5) с динамическими принципами поддержания (СДПП),

6) скоростных водоизмещающих судов с проектной скоростью 30 км/ч и более.

1.1.5. Приведенные в настоящих СанПиН требования к перечню, размерам и оборудованию судовых помещений, а также к системам, устройствам и оборудованию, обеспечивающим обитаемость, защиту от вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения окружающей среды, являются минимально необходимыми и обеспечивают допустимые по Р.2.2.013-94 (п.1.4.9) условия труда и проживания на судне.

1.1.6. Лица, виновные в нарушении требований настоящих СанПиН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об охране окружающей природной среды" (п.п.1.4.1 и 1.4.2).

1.1.7. Судовладельцы должны обеспечить наличие настоящих СанПиН на каждом судне, кроме эксплуатирующихся без экипажа.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Судно - плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.

1.2.2. Грузовое судно - судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.).

1.2.3. Наливное судно - грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.

1.2.4. Сухогрузное судно - грузовое судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза и т.д.), кроме жидких грузов наливом.

1.2.5. Буксир-толкач - судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.

1.2.6. Пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.

1.2.7. Разъездное судно - судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.

1.2.8. Вспомогательное судно - судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).

1.2.9. Паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.

1.2.10. Судно технического флота - судно, предназначенное для дноуглубительных и других работ по поддержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей, а также добычи нерудных строительных материалов, перегрузочных работ (черпаковые земснаряды, землесосы, грунтовые шаланды, обстановочные суда, перегружатели, плавкраны).

1.2.11. Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

1.2.12. Специализированное очистное судно - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки.

1.2.13. Судно с динамическим принципом поддержания (СДПП) - судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, экраноплан, с закритическими скоростями хода с воздушной каверной.

1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно - судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.

1.2.15. Стоечное судно - судно, постоянно эксплуатирующееся у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, общежития, плавучие ремонтные мастерские) или предназначенные для выполнения специальных работ на рейдах (бункеровочные станции и т.п.).

1.2.16. Судно внутреннего плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях.

1.2.17. Судно смешанного (река-море) плавания, судно смешанного плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах, имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.

1.2.18. Новое судно - судно, проект которого представлен на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.

1.2.19. Переоборудуемое судно - эксплуатируемое судно, которое в результате переоборудования изменяет частично или полностью свои характеристики (назначение, группу по п.1.3., район плавания и т.п.) и его проект представляется на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.

1.2.20. Судовладелец - владелец судна или любое другое юридическое или физическое лицо, представляющее интересы владельца судна во взаимоотношениях с органами Госсанэпиднадзора.

1.2.21. Экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

1.2.22. Командный состав - администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах).

1.2.23. Рядовой состав - члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.

1.2.24. Пассажир - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа и других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этого судна (специальный персонал).

1.2.25. Пассажировместимость - количество пассажиров, определяемое по числу спальных мест (каютные пассажиры) и числу постоянных мест для сидения (внекаютные пассажиры).

1.2.26. Жилые помещения - каюты экипажа и пассажиров.

1.2.27. Общественные помещения - столовые, кают-компании, рестораны, буфеты, бары, салоны для отдыха, пассажирские салоны.

1.2.28. Помещения медицинского назначения - медицинская каюта, изолятор, амбулатория.

1.2.29. Дежурные помещения - помещения на судах 3-й группы, предназначенные для отдыха экипажа, в которых созданы условия для подогрева и приема пищи.

1.2.30. Служебные помещения - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контроля за работой механизмов.

1.2.31. Машинные помещения - помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, оборудование для вентиляции и кондиционирования воздуха, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения, а также шахты этих помещений.

1.2.32. Центральный пост управления энергетической установкой (ЦПУ) - помещение, в котором расположены органы дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, движителями, контрольно-измерительные приборы, приборы аварийно-предупредительной сигнализации и средства связи.

1.2.33. Постоянная вахта - режим труда, при котором персонал осуществляет техническое обслуживание судовой техники, находясь в машинных помещениях в течение всего вахтенного времени.

1.2.34. Периодически безвахтенное обслуживание - режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при периодическом техническом обслуживании судовой техники на ходу и во время стоянки судна.

1.2.35. Безвахтенное обслуживание - режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при техническом обслуживании судовой техники только во время стоянки судна.

1.2.36. Санитарный узел (санузел) - санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз и умывальник.

1.2.37. Санитарный блок (санблок) - санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз, умывальник и душ.

1.2.38. Спецодежда - рабочая одежда экипажа для выполнения судовых работ, связанных с загрязнением и неблагоприятными метеорологическими условиями.

1.2.39. Санодежда - одежда работников пищеблока для работы с пищевыми продуктами.

1.2.40. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбуза.

1.2.41. Нефтесодержащие воды - воды, скапливающиеся под настилом машинных и котельных отделений, и другие воды, содержащие нефтепродукты.

1.2.42. Мусор - все виды бытовых, пищевых и эксплуатационных отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности людей и технической эксплуатации судна.

1.2.43. Судовые установки для приготовления питьевой воды из забортной (станции ППВ) - судовое оборудование, предназначенное для очистки и обеззараживания забортной воды и приготовления из нее воды питьевого качества, соответствующей требованиям ГОСТ 29183-91 (п.1.4.18).

1.2.44. Судовые водоохранные технические средства:

1) установки очистки и обеззараживания сточных вод (станции ООСВ) - судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;

2) установки очистки нефтесодержащих вод (станции ОНВ) - судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;

3) установки для утилизации мусора (печи-инсинераторы) - судовое оборудование для сжигания мусора;

4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод - судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей их обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи их на внесудовые водоохранные технические средства;

5) устройства для сбора мусора - емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора.

ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ С СУДОВ

Глава 1 - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правило 1

Для целей настоящего Приложения:

1 Новое судно означает судно:

.1 контракт на постройку которого заключен, или, при отсутствии контракта на его постройку, киль которого заложен, или которое находится в подобной стадии постройки на день вступления в силу настоящего Приложения или позже; или

.2 поставка которого осуществляется через три года или более после дня вступления в силу настоящего Приложения.

2 Существующее судно означает судно, не являющееся новым судном.

3 Сточные воды означают:

.1 стоки и прочие отходы из всех типов туалетов и писсуаров;

.2 стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов и т.п.) через расположенные в таких помещениях раковины, ванны и шпигаты;

.3 стоки из помещений, в которых содержатся живые животные; или

.4 прочие сточные воды, если они смешаны с перечисленными выше стоками.

4 Сборный танк означает танк, используемый для сбора и хранения сточных вод.

5 Ближайший берег. Выражение "от ближайшего берега" означает от исходной линии, от которой, согласно международному праву, отсчитываются территориальные воды соответствующей территории, за исключением того, что для целей настоящей Конвенции выражение "от ближайшего берега" у северо-восточного побережья Австралии следует понимать как от линии, проведенной от точки на побережье Австралии

с координатами 11°00' южной широты и 142°08' восточной долготы,

к точке 10°35' южной широты и 141°55' восточной долготы,

затем к точке 10°00' южной широты и 142°00' восточной долготы,

затем к точке 9°10' южной широты и 143°52' восточной долготы,

затем к точке 9°00' южной широты и 144°30' восточной долготы,

затем к точке 10°41' южной широты и 145°00' восточной долготы,

затем к точке 13°00' южной широты и 145°00' восточной долготы,

затем к точке 15°00' южной широты и 146°00' восточной долготы,

затем к точке 17°30' южной широты и 147°00' восточной долготы,

затем к точке 21°00' южной широты и 152°55' восточной долготы,

затем к точке 24°30' южной широты и 154°00' восточной долготы

и далее к точке на побережье Австралии с координатами 24°42' южной широты и 153°15' восточной долготы.

5bis Особый район означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства, по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря сточными водами.

Особыми районами являются:

.1 район Балтийского моря, как он определен в правиле 1.11.2 Приложения I; и

.2 любой другой морской район, назначенный Организацией в соответствии с критериями и процедурами назначения особых районов в отношении предотвращения загрязнения сточными водами с судов*.

* См. резолюцию А.927(22) Ассамблеи: Руководство по назначению особых районов согласно МАРПОЛ 73/78 и руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов.

6 Международный рейс означает рейс, выполняемый из страны, к которой применяется настоящая Конвенция, в порт, находящийся за пределами такой страны, и наоборот.

7 Лицо означает члена экипажа и пассажира.

7bis Пассажир - всякое лицо, за исключением:

.1 капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих либо выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна; и

.2 ребенка не старше одного года.

7ter Пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров.

Для применения правила 11.3 "новое пассажирское судно" является пассажирским судном:

.1 контракт на постройку которого заключен или, при отсутствии контракта на постройку, киль которого заложен, или которое находится в подобной стадии постройки 1 января 2016 года или после этой даты; или

.2 поставка которого осуществляется через два года или более после 1 января 2016 года.

Существующее пассажирское судно означает пассажирское судно, не являющееся новым судном.

8 Ежегодная дата означает число и месяц каждого года, которые соответствуют дате истечения срока действия Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами.

Правило 2

1 Положения настоящего Приложения применяются к следующим судам, занятым в международных рейсах:

.1 к новым судам валовой вместимостью 400 рег.т и более; и

.2 к новым судам валовой вместимостью менее 400 рег.т, которым разрешается нести на борту более 15 человек; и

.3 к существующим судам валовой вместимостью 400 рег.т и более через пять лет после вступления в силу настоящего Приложения; и

.4 к существующим судам валовой вместимостью менее 400 рег.т, которым разрешается нести на борту более 15 человек, через 5 лет после вступления в силу настоящего Приложения;

2 Администрация обеспечивает, чтобы существующие суда в соответствии с подпунктами 1.3 и 1.4 настоящего правила, кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки до 2 октября 1983 года, оборудовались, насколько это практически осуществимо, для сброса сточных вод в соответствии с требованиями правила 11 Приложения.

Правило 3

.1 к сбросу сточных вод с судна в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море; или

.2 к сбросу сточных вод в результате повреждения судна или его оборудования при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такого сброса.

Глава 2 - ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВ

Правило 4

1 Каждое судно, от которого в соответствии с правилом 2 требуется выполнение положений настоящего Приложения, подлежит установленным ниже освидетельствованиям:

.1 Первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Свидетельства, требуемого правилом 5 настоящего Приложения, которое включает полное освидетельствование его конструкции, оборудования, систем, устройств, приспособлений и материалов в той степени, в какой судно охвачено настоящим Приложением. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям настоящего Приложения.

.2 Освидетельствованию для возобновления свидетельства через интервалы, установленные Администрацией, но не превышающие пяти лет, за исключением случаев, в которых применяется правило 8.2, 8.5, 8.6 или 8.7 настоящего Приложения. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям настоящего Приложения.

.3 Дополнительное освидетельствование, общее или частичное, в зависимости от обстоятельств, проводится после ремонта, являющегося результатом обследования, предписанного в пункте 4 настоящего правила, или во всех иных случаях после проведения любого значительного ремонта или восстановительных работ. Освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что необходимые ремонт или восстановительные работы были проведены качественно, что материалы и качество такого ремонта или восстановительных работ во всех отношениях удовлетворительны и что судно во всех отношениях отвечает требованиям настоящего Приложения.

2 Администрация принимает надлежащие меры для обеспечения выполнения применимых положений настоящего Приложения на судах, к которым положения пункта 1 настоящего правила не применяются.

3 Освидетельствования судна во исполнение положений настоящего Приложения осуществляются должностными лицами Администрации. Однако Администрация может поручить проведение освидетельствования назначенным для этой цели инспекторам или признанным ею организациям.

4 Администрация, назначающая инспекторов или признающая организации для проведения освидетельствования, как это предусмотрено в пункте 3 настоящего правила, уполномочивает назначенного инспектора или признанную организацию, как минимум:

.1 требовать ремонта судна; и

.2 проводить освидетельствования по просьбе компетентных властей государства порта.

Администрация уведомляет Организацию о конкретных обязанностях и условиях полномочий, предоставленных назначенным инспекторам или признанным организациям, для рассылки Сторонам настоящей Конвенции с целью информирования их должностных лиц.

5 Если назначенный инспектор или признанная организация устанавливает, что состояние судна или его оборудования существенно не соответствует данным Свидетельства или что их состояние таково, что судно не подготовлено к выходу в море, не представляя чрезмерной угрозы морской среде, то такой инспектор или такая организация немедленно обеспечивает принятие мер по устранению недостатков и должным образом уведомляет об этом Администрацию. Если меры по устранению недостатков не выполняются, то Свидетельство изымается и Администрация немедленно уведомляется об этом. Если же судно находится в порту другой Стороны, то об этом немедленно уведомляются также компетентные власти государства порта. Если должностное лицо Администрации, назначенный инспектор или признанная организация уведомили компетентные власти государства порта, то правительство соответствующего государства порта оказывает такому должностному лицу, инспектору или организации любую необходимую помощь в выполнении их обязанностей в соответствии с настоящим правилом. В необходимых случаях правительство государства порта принимает меры, обеспечивающие, чтобы судно не уходило до тех пор, пока оно не сможет выйти в море или покинуть порт для следования на ближайшую подходящую судоремонтную верфь, не представляя чрезмерной угрозы морской среде.

6 В каждом случае соответствующая Администрация полностью гарантирует полноту и тщательность освидетельствования и обеспечивает принятие необходимых мер для выполнения этого обязательства.

7 Состояние судна и его оборудования должно поддерживаться в соответствии с положениями настоящей Конвенции для обеспечения того, чтобы судно оставалось во всех отношениях подготовленным к выходу в море, не представляя чрезмерной угрозы морской среде.

8 После проведения любого освидетельствования судна в соответствии с пунктом 1 настоящего правила без санкции Администрации не допускается производить никаких изменений в конструкции, оборудовании, системах, устройствах, приспособлениях или материалах, подвергшихся освидетельствованию, за исключением замены этого оборудования или устройств на такие же.

Правило 5

Выдача или подтверждение Свидетельства

1 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами выдается каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон Конвенции, после первоначального освидетельствования или освидетельствования для возобновления свидетельства в соответствии с положениями правила 4 настоящего Приложения.

2 Такое свидетельство выдается или подтверждается Администрацией либо лицом или организацией*, должным образом ею уполномоченными. В каждом случае Администрация несет полную ответственность за свидетельство.

* См. Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации, принятое Организацией резолюцией А.739(18), и Спецификации функций признанных организаций, действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств, принятые Организацией резолюцией А.789(19).

Правило 6

Выдача или подтверждение Свидетельства другим правительством

1 Правительство Стороны Конвенции может по просьбе Администрации принять к освидетельствованию судно и, убедившись, что на судне выполнены все положения настоящего Приложения, выдает или поручает выдать судну Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами, и, где это уместно, подтверждает или поручает подтверждение судну этого свидетельства в соответствии с настоящим Приложением.

2 Копия свидетельства и копия акта об освидетельствовании передаются в возможно короткий срок Администрации, по просьбе которой осуществляется освидетельствование.

к Правилам холодного водоснабжения

МАКСИМАЛЬНЫХ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ОБЩИХ СВОЙСТВ СТОЧНЫХ ВОД И КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫХ ВОДАХ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ЦЕЛЯХ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАБОТУ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134,

Наименование вещества (показателя)

Максимальное допустимое значение показателя и (или) концентрации (по валовому содержанию в натуральной пробе сточных вод)

Коэффициент воздействия загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод на централизованные системы водоотведения

Отношение ФКi к ДКi или значение показателя, при котором превышение является грубым

I. Максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения)

Хлор и хлорамины

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

Водородный показатель (pH)

значения показателя менее 5 и более 11

значение показателя +60 и более

Летучие органические соединения (ЛОС) (толуол, бензол, ацетон, метанол, этанол, бутанол-1, бутанол-2, пропанол-1, пропанол-2 - по сумме ЛОС)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исключен. - Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 728

(см. текст в предыдущей редакции)

II. Максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных ливневых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в ливневые системы водоотведения)

Водородный показатель (pH)

значения показателя менее 5 и более 11

значение показателя +60 и более

ФКi - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, указанные абонентом в декларации либо установленные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/куб. дм). При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, для которых абонентом было указано в декларации либо установлено в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышение максимальных допустимых значений.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

ДКi - максимально допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод, предусмотренные настоящим приложением (мг/куб. дм).

Требования, установленные для сброса в централизованную общесплавную систему водоотведения.

Показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 500 мг/дм 3 . Для сбросов в общесплавную централизованную систему водоотведения показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 700 мг/дм 3 .

Требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети.

При применении организацией, осуществляющей водоотведение, термических методов обезвреживания осадка сточных вод.

Применяется до 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г. применяется коэффициент воздействия 0,9, с 1 января 2019 г. - 1,2.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: