Какая программа у судебных приставов

Обновлено: 27.03.2024

Раньше Федеральная налоговая служба отказывала всем желающим вернуть НДФЛ с покупки дачи, так как дома на садовых участках не признавались жилыми строениями несмотря на огромный размер отдельных построек, а значит, не подходили под условия имущественного вычета за приобретения жилья. Но с 7 сентября 2020 года Минфин опубликовал новые правила, согласно которым все, кто оформил дом на участке в 2019 году или позже, смогут сделать налоговый вычет.

Служба судебных приставов — подчиненный Министерству юстиции орган исполнительной власти, который обладает широким спектром полномочий. По действующему законодательству РФ, судебный пристав осуществляет исполнительное производство и обеспечивает установленный порядок работы судов. В права и обязанности судебных приставов входит принудительное взыскание долгов, арест имущества и лицевых счетов, а также обработка личных данных должника и взаимодействие с ним по вопросам погашения задолженности. Рассмотрим подробнее права и обязанности судебного пристава в разных ситуациях.

1 января 2020 года вступил в силу закон, согласно которому, судебным приставам разрешено оповещать должников, направлять им документы при помощи SMS и портала госуслуг.

​Минюст представил новый законопроект, который регламентирует применение роботов-коллекторов, порядок обращения в суд для взыскания просроченных долгов и устанавливает требования к взыскателям

Кто сможет претендовать на дополнительные алиментные выплаты? Необходимые условия для увеличения суммы алиментов.

Из-за чего происходят ошибочные аресты банковских счетов и вкладов? Когда такие ошибки перестанут возникать?

Министерство юстиции начало разрабатывать законопроект в отношении злостных неплательщиков алиментов. Цели нового законопроекта: ужесточение требований по регулярности выплат и исключение уклонения от уголовной ответственности.

В России претерпит изменения система взыскания долгов с граждан в 2020 году. Какие нововведения произойдут с принятием нового закона "О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц"?

В октябре 2019 года будет запущен суперсервис для получения комплекса услуг, связанных с исполнительными производствами ФССП.

Просроченная задолженность у судебных приставов неизбежно приводит к проблемам: блокировке банковских карт и счетов, списанию денежных средств, запрету выезда за границу, аресту имущества.

Проверка задолженности у судебных приставов

Информация о задолженностях перед ФССП публикуется в открытом доступе. Можно проверить не только свои долги, но и чужие. Это полезно сделать, если вы сомневаетесь в бизнес-партнерах, а также при покупке автомобиля или недвижимости.

На сайте проверки и оплаты задолженностей ФССП России вы можете быстро узнать, есть ли долг перед судебными приставами. Проверка бесплатная. На нашем сайте есть несколько способов поиска:

  1. Для физических лиц. Достаточно ввести минимум данных: фамилию, имя, отчество, дату рождения и выбрать регион, в котором нужно провести поиск задолженностей (один человек может иметь задолженности в нескольких регионах России).
  2. Для юридических лиц. Необходимо указать наименование, адрес предприятия и регион для проверки.
  3. По номеру исполнительного производства (ИП). Удобно, если вы уже знаете о задолженности и вам необходимо оплатить ее онлайн.
  4. По номеру исполнительного документа (ИД). Необходимые данные: номер и тип ИД, наименование органа, от которого получен документ, регион.
  5. Поиск проводится в официальной базе ФССП – найдутся все имеющиеся долги как у физлиц, так и юрлиц. В отличие от других сервисов здесь не нужна регистрация. Проверка займет всего несколько минут.

Помимо онлайн сервиса существует и мобильное приложение. Оно позволяет всегда быть в курсе новых судебных задолженностей и дает возможность удобно оплачивать их прямо со смартфона.

Как оплатить задолженность судебным приставам

Все долги перед Федеральной службой судебных приставов можно моментально погасить на нашем портале.
После оплаты вы получите квитанцию. Один экземпляр придет на вашу электронную почту, второй сохранится в системе и вы в любой момент сможете скачать копию на портале. Если долгов несколько, их можно оплатить частично или одной операцией.

Мы заботимся о безопасности и гарантируем оплату:

  1. задолженность исчезает из базы ФССП в срок от 1 дня (в среднем - 3-5 дней);
  2. обмен данными зашифрован по протоколу SSL;
  3. платежная форма сертифицирована международным стандартом PCI DSS;
  4. служба поддержки оперативно отвечает на любые вопросы пользователей, в том числе связанные с действиями и решениями службы судебных приставов;
  5. если банк задерживает проведение платежа, мы быстро решаем эту проблему.

Наш сервис сотрудничает с крупнейшими операторами по переводу денежных средств: НКО «Монета», ПАО «Промсвязьбанк» и ПАО «МТС Банк». Это позволяет гарантировать проведение оплаты, высокий уровень безопасности и надежности.

Через какое время приставы закрывают исполнительное производство

Исчезновение задолженности из базы ФССП занимает от 1 до 14 дней. Если по истечении этого срока долг висит, необходимо обратиться к судебному приставу, у которого находится исполнительный лист.
Наша служба поддержки стоит на страже интересов клиентов. Если погашение долга задерживается по вине банка или ФССП, мы сами связываемся с ответственными организациями, добиваемся аннулирования долга или возвращаем деньги.

Уведомления о появлении новых задолженностей

Чтобы вовремя узнавать о возникновении новых долгов, подпишитесь на уведомления сайта или активируйте эту функцию в мобильном приложении. Как только в базе появится новый долг, информация о нем придет на вашу электронную почту или отобразится на экране смартфона.

Статьи о работе ФССП

Что такое мораторий на банкротство и как повлияет его введение на должников в 2022 году? Можно ли отказаться от моратория - его плюсы и минусы.

Изменения в в законе «Об исполнительном производстве» с июня 2022 года. Новые полномочия судебных приставов. Как нововведения повлияют на должников?

Льготная программа ипотечного кредитования с процентной ставкой от 7%. Кто попадает под льготную ипотеку и как ее получить?

Существует ли возможность возврата средств после погашения кредитного договора? Все нюансы, связанные с вопросом по возврату средств за страховку.

Возможно ли отказаться от страховки при оформлении кредита? Инструкция, как это сделать и подробный расчет переплат по кредиту с оформленной страховкой.

Судебный приказ может стать основанием для ареста счетов, запрета на выезд за границу, визита пристава, изъятия имущества и других неприятностей. В такие моменты важно не опускать руки и вспомнить, что судебный приказ можно отменить самостоятельно.


Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

АИС ФССП России - Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов России

АИС ФССП России является комплексной территориально-распределённой информационной системой, разработанной на основе свободного программного обеспечения, и в настоящее время функционирует в более чем 2 800 отделах судебных приставов. На территориальном и федеральном уровне внедрены центральные базы данных, на основе которых выполняется контроль за ходом ведомственных процессов ФССП России.

В центральном аппарате ФССП России развернуты подсистемы, обеспечивающие документооборот в части ведения нормативно-справочной информации, обеспечения межведомственного взаимодействия, работы внутреннего портала.

В федеральной центральной базе данных имеются сведения о более чем 198 миллионах исполнительных производств и более чем 5,2 млрд карточек документов.

Ежедневно системой АИС ФССП России пользуются более 80 000 сотрудников и более 100 контрагентов (администраторы доходов бюджета, ОГВ субъектов РФ, кредитные организации, операторы связи и др.).

Центральный сервер межведомственного электронного взаимодействия ФССП России обеспечивает в периоды пиковой нагрузки выполнение более 130 млн операций в сутки.

АИС ФССП России в части программного обеспечения имеет высокую степень технологической независимости с заданным уровнем обеспечения безопасности:

  • операционная система – GosLinux;
  • система программирования – GCC, OpenJDK, IntelliJIDEA;
  • СУБД – Ред База Данных 2.5;
  • сервер приложений – Ред Платформа;
  • комплекс библиотек программ – адаптированные библиотеки программ с открытым кодом.

АИС ФССП России включает в себя следующие компоненты:

  • Подсистема централизованного ведения и распространения нормативно-справочной информации (Подсистема НСИ) АИС ФССП России;
  • Подсистема технологического мониторинга и администрирования (Подсистема ТМА) АИС ФССП России;
  • Подсистема гарантированной доставки (Подсистема ГД) АИС ФССП России;
  • Программный комплекс отдела судебных приставов (ПК ОСП) АИС ФССП России;
  • Подсистема ведомственного статистического учета (Подсистема ВС) АИС ФССП России;
  • Подсистема оперативного мониторинга и анализа информации (Подсистема ВА) АИС ФССП России на базе центральной и региональных баз данных;
  • Подсистема межведомственного взаимодействия (Подсистема МВВ) АИС ФССП России;
  • Ведомственная система электронной почты АИС ФССП России;
  • Подсистема электронного документооборота (Подсистема ЭД) АИС ФССП России;
  • Ведомственный служебный портал АИС ФССП России.

Подсистема ГД, Подсистема ТМА, ПК ОСП, Подсистема ВС, Подсистема ВА, Подсистема МВВ, Подсистема НСИ, Подсистема ЭД, Ведомственный служебный портал являются различными конфигурациями единой технологической платформы подсистем АИС ФССП России.

Еще в 2019 году – 11 июля – президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил концепцию суперсервиса "Цифровое исполнительное производство", разработанного ФССП России совместно с Минцифры России в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика". Согласно концепции реализованный на портале госуслуг суперсервис должен позволять гражданам и организациям, которые являются сторонами исполнительного производства и, соответственно, пользователями портала, получать сведения о ходе исполнительного производства в электронном виде: в автоматическом режиме – в течение 30 секунд с момента запроса, взаимодействовать с приставами: подавать заявления, ходатайства, получать уведомления, погашать задолженность до возбуждения исполнительного производства, а также отслеживать стадии процесса снятия ограничения на выезд из России.

Запланированная цифровая трансформация исполнительного производства обусловлена не только закреплением ее в программных документах в качестве одной из составляющих процесса перехода к цифровому государственному управлению, но и объективной необходимостью – количество поступающих в ФССП России документов ежегодно растет: в 2020 году, по данным ведомства, на принудительном исполнении находилось более 110 млн документов (на 8 млн больше, чем в 2019 году). Таким образом, применение цифровых технологий и автоматизация процессов, связанных с исполнительным производством, позволит решить две задачи: сделать эти процессы более удобными для сторон производства и оптимизировать деятельность судебных приставов. Текущее состояние цифровой трансформации данной сферы стало предметом обсуждения на одной из тематических сессий Петербургского международного юридического форума 9 3/4 , информационным партнером которого является компания "Гарант". Опираясь на обнародованные представителями органов, ведущих эту работу, сведения, попробуем оценить, как скоро исполнительное производство перейдет на новый уровень эффективности.

Что уже сделано?

Позиции высших судов по вопросам, касающимся реализации прав взыскателя и должника в исполнительном производстве, – в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В 2020 году была реализована задача по интеграции информационных систем ФССП России – напомним, на сайте ведомства функционирует сервис "Банк данных исполнительных производств" – и портала госуслуг, что позволило реализовать на портале несколько цифровых сервисов. Во-первых, начиная с октября прошлого года должники и взыскатели могут получать через портал подробную информацию по исполнительным производствам – в ответе на соответствующий запрос содержатся данные об основании возбуждения производства, размере задолженности на данный момент, всех действиях судебного пристава, наложенных ограничениях (при наличии), а также указание на то, какие действия необходимо предпринять, и контактные данные судебного пристава. Если запрос направляется непосредственно должником или взыскателем, в нем нужно указать только номер исполнительного производства, если представителем стороны – законным или по доверенности, – то еще информацию о данном лице и документах, подтверждающих его полномочия. Ответ на запрос формируется автоматически – в течение примерно 30 секунд с момента отправки заявления. По данным Минцифры России, сейчас сервис обрабатывает более 30 тыс. запросов о получении информации об исполнительном производстве в сутки.

Второй сервис, реализованный на портале госуслуг ФССП России совместно с Минцифры России в ноябре прошлого года, – подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству. Для удобства возможные обращения сгруппированы по конкретным жизненным ситуациям – с указанием вида заявления, условий, при которых оно может быть подано, и срока рассмотрения.

Взыскателями через портал госуслуг могут направляться следующие обращения.

Должники через портал госуслуг могут направлять следующие обращения.

На данный момент, по сведениям ФССП России, сервисом подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству на портале госуслуг воспользовались более 1 млн человек.

Кроме того, в прошлом году была реализована возможность уведомления сторон через личные кабинеты на портале госуслуг о юридически значимых действиях судебных приставов. "На сегодня сервис реализован во всех субъектах РФ. Количество пользователей портала госуслуг, которые подписались на получение юридически значимых уведомлений или извещений, составляет порядка 80 млн, большая часть из них – физические лица. Посредством этого сервиса направлено уже более 13 млн извещений", – рассказала первый заместитель директора ФССП России Ольга Помигалова.

Помимо этого, в настоящее время ведется работа по обеспечению максимально удобной навигации по электронным госуслугам: разработан и уже тестируется на бета-версии портала госуслуг (gosuslugi.ru/new) цифровой ассистент, выдающий ссылку на конкретный раздел портала после ввода названия услуги или жизненной ситуации в поисковой строке. А по некоторым жизненным ситуациям, например по алиментным отношениям, робот предлагает не только ссылки на нужные услуги, но и своего рода мини-консультации с описанием условий и порядка получения услуги. "ФССП России стала первым ведомством, которое интегрируется с данным цифровым ассистентом. В будущем его развитие приведет к тому, что люди смогут обращаться на портале госуслуг напрямую к этому роботу, который в режиме, близком к человеческому общению, сможет консультировать их по разным жизненным ситуациям. Это будет прорыв в деле цифровизации нашей страны. Надеемся, что в этом году этот прецедент будет создан на больших числах, на больших объемах данных, и в следующем году мы будем тиражировать эту практику на другие ведомства", – отметил заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Огуряев.

Что будет дальше?

Нет никаких сомнений в том, что востребованность обозначенных цифровых сервисов будет расти – они удобны для сторон исполнительного производства, так как упрощают процесс подачи обращений в ФССП России (не нужно отправлять или подавать лично письменные заявления) и позволяют оперативно отслеживать все действия по конкретному исполнительному производству, – поэтому их функционал планируется расширять. Так, в качестве задач на ближайшую перспективу ФССП России определено обеспечение возможности отслеживания на портале госуслуг стадий снятия ограничения права выезда должника из России и внедрение механизма идентификации представителей сторон исполнительного производства при подаче ходатайств и обращений (очевидно, это избавит их от необходимости каждый раз указывать сведения, подтверждающие их полномочия).

Следующий этап цифровой трансформации сферы исполнительного производства – автоматизация деловых процессов непосредственно ФССП России. "Это позволит нам принимать некоторые решения приставов в автоматическом режиме. Например, при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, когда документ, поступивший к нам на исполнение, соответствует всем требованиям, которые предъявляются к исполнительному листу с точки зрения закона, и в нем будут указаны данные, позволяющие нам однозначно идентифицировать лицо как должника, чтобы мы могли в отношении него принимать меры принудительного исполнения. Следующее действие, которое может выполняться в автоматическом режиме, – вынесение решения о прекращении исполнительного производства в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность, и эта информация была направлена нам через государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Таким же образом может быть реализовано автоматическое снятие наложенных ограничений в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность или исполнил иное судебное решение неимущественного характера", – пояснила Ольга Помигалова.

Для запуска такого механизма автоматического принятия ряда решений необходимо обеспечить 100%-ную идентификацию сторон исполнительного производства. На решение этой задачи – путем введения требования об указании в исполнительных документах определенного перечня идентификаторов должника и взыскателя, и на законодательное закрепление возможности принятия решений по ряду вопросов исполнительного производства в автоматическом режиме направлен разработанный Минюстом России законопроект № 1144920-7, принятый Госдумой в первом чтении 12 мая.

Также министерство, по словам заместителя Министра юстиции РФ Евгения Забарчука, совместно с заинтересованными органами власти готовит законопроект, предполагающий отказ от электронного документооборота исполнительных документов и переход к так называемой реестровой модели на базе ГИС ГМП. "Создание такого реестра исполнительных документов, содержащего информацию об исполнительных документах и ходе их исполнения, позволит решить ряд существенных проблем в сфере принудительного исполнения, связанных с подделкой исполнительных документов, их реквизитов, отметки об остатке задолженности и ряда других", – подчеркнул замминистра.

Соответствующий реестр должен стать источником достоверных и актуальных сведений об исполнительных документах – тех, которые содержат денежные требования: взыскатели, должники, банки, работодатели смогут в любой момент времени проверить действительность исполнительного документа и актуальный размер остатка задолженности, что исключит неправомерное списание денег с должников, добавил в свою очередь руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин (казначейство, напомним, является оператором ГИС ГМП).

Еще одно крайне важное направление цифровизации – электронное взаимодействие ФССП России с государственными и иными органами, кредитными организациями, от которых ведомство получает информацию об имущественном положении должников, и, конечно, судами – более 50% исполнительных документов поступает к приставам именно из судов. В настоящее время, по словам Ольги Помигаловой, с 63 субъектами РФ заключены двусторонние соглашения об электронном взаимодействии с мировыми судьями, судебные участки которых расположены на территории данных регионов. При участии Судебного департамента при Верховном Суде РФ ведется работа по организации электронного взаимодействия с федеральными судами общей юрисдикции: пока документы в электронном виде поступают в ФССП России от 12 СОЮ. "Надеюсь, совместными усилиями службы, Минюста России, Минцифры России, ВС РФ и Судебного департамента удастся до конца 2021 года наладить электронное взаимодействие с максимально возможным количеством судов, чтобы мы могли у себя всю свою внутреннюю работу, все свои деловые процессы перевести на рельсы цифровизации", – заключила первый заместитель директора ФССП России.

Есть основания полагать, что запущенный процесс цифровизации в конечном итоге приведет к повышению эффективности исполнительного производства и, соответственно, качества исполнения судебных решений. "Вопросы эффективности исполнительного производства всегда подвергались жесткой критике со стороны бизнес-сообщества. Все отмечали, что взаимодействие с судебными приставами практически невозможно: дозвониться нереально, получить информацию о движении дела очень сложно. Мы понимали, что в этой сфере нужны системные изменения. Работа, которая начата, вселяет в нас оптимизм. Надеемся, что через год-два оценки бизнеса по качеству исполнения судебных решений кардинально поменяются", – отметил вице-президент по правовому регулированию и правоприменению РСПП Александр Варварин.

При этом у профессионального сообщества есть свои предложения по ключевым моментам, которые обязательно нужно учесть при формировании системы цифрового исполнительного производства. В частности, о четкой регламентации сроков размещения исполнительных документов в информационных системах (чтобы исключить задержки) и стимулировании должников – организаций к добровольному исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Реализованная сейчас возможность уведомления должников через портал госуслуг затрагивает в первую очередь граждан – многие организации не имеют аккаунтов на портале. Направление уведомлений по электронной почте тоже не всегда возможно, так как в ЕГРЮЛ содержатся электронные адреса не всех организаций. В связи с этим РСПП предлагает подумать, например, о том, чтобы сделать указание электронного адреса в направляемых для регистрации юридического лица документах обязательным требованием.

10 октября 2014 г., 27 декабря 2017 г., 2 декабря 2019 г., 29 марта 2022 г.

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок распространяется на процедуры создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов (далее - банк данных), содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

1.2. Создание и ведение банка данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 23, ст. 2761; N 29, ст. 3642; N 39, ст. 4539, 4540; N 51, ст. 6162; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 17, ст. 2312; N 29, ст. 4287; N 30, ст. 4574; N 49, ст. 7014, 7041, 7061, 7067; N 50, ст. 7343, 7352) (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701) (далее - Федеральный закон "О персональных данных"), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527; 2006, N 8, ст. 895; 2008, N 17, ст. 1815; 2008, N 43, ст. 4921; 2009, N 6, ст. 718; 2009, N 31, ст. 3928; 2010, N 19, ст. 2300; 2011, N 18, ст. 2597; N 37, ст. 5198; N 39, ст. 5458).

1.3. Создание и ведение банка данных осуществляется в электронном виде средствами государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов" (далее - АИС ФССП России). Оператором банка данных является Федеральная служба судебных приставов.

1.4. Целью создания и ведения банка данных является обеспечение деятельности Федеральной службы судебных приставов по исполнению функции принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

1.5. Задачами, решаемыми при использовании банка данных, являются:

учет сведений (документов), получаемых Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, связанной с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

учет документов, формируемых Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, связанной с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

хранение электронных документов, получаемых Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, связанной с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

хранение юридически значимых документов, вынесенных Федеральной службой судебных приставов, в виде электронного документа;

обеспечение работников Федеральной службы судебных приставов сведениями, необходимыми для принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

обеспечение органов государственной власти, имеющих необходимые полномочия, сведениями из банка данных;

обеспечение сторон исполнительного производства актуальной информацией о ходе исполнительного производства;

разграничение доступа к информации ограниченного распространения, содержащейся в банке данных;

обеспечение прав граждан на доступ к информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов;

обеспечение информационной безопасности банка данных.

1.6. Основными принципами создания банка данных являются:

стандартизация документированной информации (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления указанной информации) в целях создания единой среды интеграции региональных банков данных и федерального банка данных;

использование сведений (документов) из банка данных исключительно для целей создания и ведения банка данных;

полнота и достоверность сведений (документов) банка данных;

защита сведений (документов) банка данных от утечки, хищения, утраты, подделки, искажения и несанкционированного доступа к ним.

II. Иерархическая структура банка данных

2.1. Создание и ведение банка данных осуществляется путем внесения в банк данных сведений (документов) с использованием подсистем АИС ФССП России.

2.2. Создание и ведение банка данных осуществляется на всех уровнях организации ФССП России: в центральном аппарате ФССП России (федеральный уровень, федеральный банк данных), в аппарате управления территориального органа ФССП России (региональный уровень, региональный банк данных), в структурных подразделениях территориального органа ФССП России (местный уровень, банк данных отдела судебных приставов).

2.3. Сведения (документы), введенные в региональные и местные банки данных, передаются соответственно в федеральный и региональные банки данных. Передача сведений производится автоматически по защищенным каналам ведомственной сети передачи данных средствами АИС ФССП России с обеспечением гарантированной доставки, целостности и конфиденциальности передаваемой информации. При отсутствии технической возможности автоматической передачи передача производится с использованием отчуждаемых носителей, доставляемых фельдъегерской связью или должностным лицом ФССП России, с пометкой "для служебного пользования".

2.4. Периодичность передачи информации в федеральный и региональные банки данных: ежедневно по рабочим дням.

2.5. Ответственность за полноту и своевременность передачи информации в федеральный и региональные банки данных возлагается на должностное лицо Федеральной службы судебных приставов в соответствии с организационно-распорядительным документом или его должностным регламентом. В аппарате управления территориального органа ФССП России ответственность за получение и передачу информации возлагается на структурные подразделения по информатизации. В центральном аппарате ФССП России ответственность за получение информации возлагается на Управление информационных технологий ФССП России.

III. Внесение сведений (документов) в банк данных

3.1. Сведения (документы), получаемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их получения. Сведения (документы), формируемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования. Должна обеспечиваться идентичность введенных в банк данных сведений (документов) и состава номенклатурных дел, за исключением документов, вынесенных в электронном виде.

3.2. Сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течение одного дня с момента их поступления (формирования).

3.3. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность ввода в банк данных информации возлагается:

для сведений, поступивших в Федеральную службу судебных приставов (за исключением сведений, поступающих средствами гарантированной доставки АИС ФССП России), - на работника, отвечающего за формирование соответствующего номенклатурного дела;

для документов, созданных на бумажном носителе с использованием прикладных подсистем АИС ФССП России, - на автора документа;

для документов, созданных на бумажном носителе без использования прикладных подсистем АИС ФССП России, - на автора документа или лицо, ответственное за ведение соответствующего номенклатурного дела;

для документов, созданных в электронном виде с использованием электронной подписи, - на автора документа;

для проектов электронных документов, подготовленных для наложения электронной подписи, - на автора проекта документа;

для журналов (книг) регистрации документов - на работника, ответственного за ведение соответствующего регистрационного учета.

IV. Хранение сведений (документов) в банке данных

4.1. Срок хранения сведений (документов) в банке данных определяется в соответствии с установленным сроком хранения соответствующих бумажных документов (или номенклатурных дел).

4.2. Уничтожение сведений (документов) в банке данных производится с составлением соответствующего акта. Для уничтожения применяются штатные средства АИС ФССП России. Уничтожение сведений (документов) производится в федеральном, региональном и местном банках данных.

4.3. Уничтожение сведений (документов) не производится в отношении информации резервных копий банка данных, используемых для его восстановления в случае технического сбоя в подсистемах АИС ФССП России. Резервные копии, используемые для восстановления банка данных, не должны использоваться для целей восстановления уничтоженной в соответствии с п. 4.2 информации.

4.4. В территориальном органе ФССП России ответственность за уничтожение в банке данных сведений (документов) с истекшим сроком хранения возлагается на структурные подразделения по информатизации. В центральном аппарате ФССП России ответственность за уничтожение в банке данных сведений (документов) с истекшим сроком хранения возлагается на Управление информационных технологий.

4.5. В соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" допускается обезличивание сведений (документов) с истекшим сроком хранения вместо их уничтожения для использования в аналитической деятельности.

V. Перечень сведений (документов) банка данных

5.1. Внесению в банк данных подлежат следующие документы (сведения о них):

обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве;

почтовые реестры отправляемой корреспонденции;

постановления судебного пристава, дознавателя;

акты судебного пристава, дознавателя;

запросы судебного пристава, дознавателя и ответы на них;

судебные акты, акты других органов и должностных лиц, направленные (предъявленные) к исполнению в подразделение ФССП России;

первичные документы по учету средств, поступающих во временное распоряжение отдела судебных приставов;

документы по учету администрируемых ФССП России доходов бюджета;

документы, подтверждающие погашение задолженности по исполнительному производству;

документы по организации осуществления государственных функций ФССП России;

статистические отчеты, регламентированные нормативными правовыми актами.

VI. Электронные номенклатурные дела

6.1. Банк данных является местом хранения юридически значимых электронных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации (вынесенных и поступивших).

6.2. Для хранения указанных электронных документов в банке данных заводятся электронные номенклатурные дела (в виде объектов информационной базы данных), аналогичные создаваемым для документов на бумажном носителе.

6.3. При хранении указанных электронных документов в электронном номенклатурном деле в опись соответствующего ему обычного номенклатурного дела (при его наличии) вносится запись об электронном документе. Для процессуальных документов, вынесенных на бумажном носителе, в электронном номенклатурном деле создается регистрационная карточка, содержащая информацию о данном документе.

6.4. Хранение в обычном номенклатурном деле бумажных копий электронного документа в случае его хранения в электронном номенклатурном деле не является обязательным.

VII. Общедоступные сведения банка данных

Информация об изменениях:

Пункт 7.1 изменен с 20 июня 2022 г. - Приказ ФССП России от 29 марта 2022 г. N 143

7.1. Общедоступными сведениями банка данных являются 1 :

дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

дата возбуждения исполнительного производства;

номер исполнительного производства;

сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций - наименование и адрес, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес, идентификационный номер налогоплательщика;

требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и данных о взыскателе;

сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;

наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6, 7 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

идентификационный номер налогоплательщика взыскателя-организации.

1 В соответствии с ч. 3 ст. 6.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7.2. Отнесение исполнительного документа к исполнительным документам, выданным на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети Интернет, производится судебным приставом-исполнителем при возбуждении исполнительного производства (если соответствующая отметка отсутствует в самом исполнительном документе).

Информация об изменениях:

Пункт 7.3 изменен с 20 июня 2022 г. - Приказ ФССП России от 29 марта 2022 г. N 143

7.3. Сведения, указанные в пункте 7.1 настоящего Порядка, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений, указанных в пункте 8 части 3 статьи 6.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам, а также сведений по исполнительным производствам, оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", или оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 6, 7 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которые являются общедоступными до исполнения требований исполнительного документа, но не более трех лет со дня окончания исполнительного производства 2 .

2 Часть 4 статьи 6.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Информация об изменениях:

Пункт 7.4 изменен с 23 января 2018 г. - Приказ ФССП России от 27 декабря 2017 г. N 676

7.4. Общедоступные сведения банка данных публикуются на официальном интернет-сайте ФССП России. Доступ к ним может осуществляться путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства, а также посредством интерфейса программирования приложений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Общедоступные сведения банка данных, не относящиеся к персональным данным субъектов персональных данных, могут размещаться в форме открытых данных.

VIII. Защита информации в банке данных

8.1. При защите общедоступных сведений банка данных, размещаемых на официальном сайте ФССП России, должны выполняться требования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования.

Информация об изменениях:

Пункт 8.2 изменен с 23 января 2018 г. - Приказ ФССП России от 27 декабря 2017 г. N 676

8.2. Угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, определяются Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О персональных данных".

8.3. Выбор методов и способов защиты информации в банке данных осуществляется подразделением, ответственным за обеспечение информационной безопасности в центральном аппарате ФССП России.

Реализация методов и способов защиты информации в банке данных на региональном и местном уровнях осуществляется подразделением, ответственным за обеспечение информационной безопасности территориального органа ФССП России. Реализация методов и способов защиты информации в банке данных федерального уровня, в том числе в отношении общедоступных сведений банка данных, размещаемых на официальном сайте ФССП России, осуществляется Управлением информационных технологий.

Средства защиты информации, применяемые для реализации выбранных методов и способов защиты информации, в установленном законодательством о техническом регулировании порядке, проходят процедуру оценки соответствия.

8.4. Подразделение, ответственное за обеспечение информационной безопасности в центральном аппарате ФССП России (в территориальном органе ФССП России), осуществляет выявление и учет фактов несанкционированного доступа к банку данных, а также принятие мер по проверке и расследованию инцидентов безопасности информации, в том числе с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств.


Часто в рамках аудиторских проверок возникает задача получения данных об исполнительном производстве (ИП) в отношении физических лиц с сайта ФССП. В принципе на сайте ФССП возможность получения такой информации есть – мы можем выгрузить сведения об ИП по нескольким реквизитам. А именно, по номеру исполнительного производства, по номеру исполнительного документа, по реквизитам физического лица и, в случае, если это юридическое лицо – по наименованию и адресу организации. Интерфейс поисковой формы интуитивно понятен, подробно ознакомиться с возможностями электронного банка данных ФССП можно в этой Памятке.


Поиск сведений об ИП через сайт ФССП удобен в случае разовых обращений к базе данных ФССП, но, если надо получить информацию о нескольких тысячах дел, то ручной ввод реквизитов для поиска и система подтверждения запросов («капча»), делают выполнение этой задачи крайне утомительным и протяженным во времени.

Столкнувшись с подобной задачей, я начал поиск информации о возможностях автоматизации получения данных с сайта ФССП. Мне удалось выяснить, что для получения автоматизированного доступа к открытой части банка данных исполнительных производств, ФССП России предоставляет интерфейс программирования приложений (API). И в этой статье я расскажу о моем опыте использования API сайта ФССП.

Возможности API сайта ФССП

ФССП официально предоставляет программный интерфейс для доступа к банку данных. Для получения доступа к этому интерфейсу необходимо пройти процедуру регистрации и получить ключ доступа (токен), который представляет собой численно-буквенное выражение длиною 12 символов. Срок действия ключа — 1 год.

API сайта ФССП позволяет выполнить три вида запросов:

Запрос информации об ИП в отношении ФЛ по реквизитам

Запрос информации об ИП в отношении ЮЛ по реквизитам

Запрос информации об ИП по его номеру

Возможности выгрузки сведений по номеру исполнительного документа в настоящий момент отсутствует. Но в то же время API предоставляет возможность выполнения групповых запросов. Это позволило мне написать скрипт для автоматизации процесса получения сведений об исполнительных производствах по их номерам. Поскольку я начинающий программист, в качестве языка программирования мною был выбран Python, как наиболее простой и интуитивно понятный в освоении. Далее в статье будут рассмотрены наиболее важные, на мой взгляд, детали, которые необходимо знать для написания скрипта автоматизированной выгрузки информации об ИП из банка данных ФССП.

Основные принципы работы с API сайта ФССП с использованием Python

Как было сказано ранее, API сайта ФССП предоставляет возможность формирования группового запроса. Групповой запрос может содержать одиночные запросы всех трех типов (по реквизитам ФЛ, по реквизитам ЮЛ, по номеру ИП), но их количество не должно превышать 50 штук. Ограничение по количеству групповых запросов в сутки — не более 5000. Также существуют ограничения по количеству одиночных запросов, с этой информацией вы можете ознакомиться на сайте ФССП. Ниже представлен фрагмент кода по формированию группового запроса:

Интерфейс программирования приложений (API) работает в асинхронном режиме, это значит, что в ответ на запрос пользователь получает идентификатор задачи, состояние которой необходимо проверять специальным видом запроса. Пример запроса статуса задачи выглядит следующим образом:

Существует четыре статуса задачи:

«0» — обработка завершена, с помощью метода /result можно получить результаты;

«1» — обработка начата, с помощью метода /result можно получить частичные результаты группового запроса;

«2» — обработка не начиналась, запрос находится в очереди;

«3» — обработка завершена, имели место ошибки, с помощью метода /result можно получить частичные результаты.

После получения статуса «0» мы можем получить результаты сделанного нами запроса:

После этого остается только сохранить полученные результаты в удобном для работы формате.

Перечисленные запросы могут возвращать различные виды ошибок, которые могут быть связаны с неправильным форматом или неверной кодировкой входных данных, с истекшим сроком действия ключа доступа к API и т.д. Подробно с информацией об возможных ошибках можно ознакомиться на сайте ФССП.

Написание скрипта для работы с API сайта ФССП

Итак, передо мной стояла задача по написанию скрипта для выполнения групповых запросов к API сайта ФССП и для этого я использовал язык программирования Python 3.8.8 и набор стандартных библиотек:

В первую очередь мне надо было считать входные данные и обработать их партиями по 50 строк. Для удобства использования скрипта, я воспользовался GUI фреймворком Tkinter, при помощи которого был реализован выбор файла с входными данными и целевого каталога, куда впоследствии сохранялись результаты работы скрипта. Для работы с входными данными были использованы возможности библиотеки pandas. Я сформировал датафрейм из входного массива данных, после чего добавил поле с меткой, которое разбило весь датафрейм на части по 50 строк в каждой:

В дальнейшем это позволило мне в цикле по метке брать фрагменты данных по 50 строки формировать JSON объекты с определенной структурой данных для каждого типа запросов.

После формирования JSON объекта, он передается в качестве параметра в групповом запросе к API сайта ФССП. Запрос не будет принят до тех пор, пока не завершится выполнение предыдущего запроса, это занимает некоторое время, поэтому я применил функцию time. sleep() для задержки исполнения кода и добавил проверку выполнения предыдущего запроса:

Так как API работает асинхронно, вслед за отправкой запроса и получения идентификатора задачи мне надо было отслеживать статус выполнения задачи, что было выполнено при помощи стандартного запроса:

Как только API возвращает код успешного завершения задачи, необходимо получить результаты выполнения запроса и сохранить их:

Код для сохранения результатов работы запроса вынесен в отдельную функцию и включает в себя обработку следующих событий:

Элемент входных данных не найден в банке данных сайта ФССП;

Элемент входных данных имеет неправильный формат

Элемент входных данных успешно найден и получены данные из банка данных сайта ФССП;

Элементу входных данных соответствует несколько уникальных записей в банке данных сайта ФССП.

Таким образом, функция обрабатывает результаты выполнения запроса и возвращает датафрейм, который в цикле добавляется к результирующему датафрейму. После полной отработки скрипта данные из результирующего датафрейма экспортируются в целевой каталог в виде файла в формате *.xlsx. При желании данные полученные после каждого цикла можно дописывать в файл в формате *.csv.

Заключение

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: