Политика воспринимающая население как детей нуждающихся в опеке государства родителя это

Обновлено: 25.04.2024

1 июня 2012 года моя свекровь Светлана взяла к себе домой 6-летнего мальчика из приюта. Она стала его опекуном.

Я узнала у Светланы, как взять ребенка под опеку, что для этого нужно и какие выплаты может получить опекун от государства.

Как Светлана приняла решение

У моей свекрови есть три родных дочери и один сын. Ее дети уже взрослые, и она нечасто с ними видится. С некоторыми из них она встречается всего раз в год.

В 2012 году Светлана осознала, что ее младшая дочь скоро тоже окончит школу и уедет учиться в Сыктывкар. А до него от их села 730 километров.

На тот момент моей свекрови было 50 лет, и она не хотела оставаться с гражданским мужем без детей. Ей казалось, что в большом деревенском доме без них будет пусто и одиноко. Для нее это стало поводом взять под опеку 6-летнего мальчика из приюта. Гражданский муж поддержал ее в этом решении.

Что такое опека

По закону опека — это устройство в семью детей, которые не достигли возраста 14 лет. Опекуны, которых назначили органы опеки и попечительства, считаются законными представителями своих подопечных и действуют от их имени и в их интересах.

Опека — это не усыновление. Они различаются по своей сути, по документам, по форме контроля государством и по размеру выплат.

Усыновление — это принятие ребенка в семью на правах сына или дочери. Оно влечет за собой необратимые правовые последствия. Например, приемный ребенок сразу приравнивается в имущественных правах к родному: после смерти усыновителя приемные дети считаются наследниками первой очереди. У опекаемого ребенка таких прав нет.

Усыновление Светлана не рассматривала, потому что понимала, что отношения с ребенком из приюта могут не сложиться.

Отличия опеки от усыновления

Оформление документов. Для того чтобы взять ребенка под опеку, требуется меньше справок и удостоверений, чем для его усыновления. Для моей свекрови это тоже сыграло важную роль. Она работает специалистом по социальной работе и изначально понимала, что оформить опеку над ребенком легче, чем собрать документы для усыновления.

Форма контроля государством. К опекуну чаще приходят проверки от соцзащиты, чем к усыновителю. У некоторых людей это может вызвать психологический дискомфорт.

Размер выплат. Если человек усыновляет ребенка, ему положена единовременная выплата от государства: 200 тысяч рублей за здорового ребенка и 250 тысяч рублей за ребенка, у которого есть физические отклонения. Эти размеры выплат действуют на территории Республики Коми.

Опекуну не дается таких больших сумм. Он получает выплату в размере 16 759 рублей. Размеры единовременных пособий для опекунов и усыновителей в разных регионах России могут отличаться — они устанавливаются законами каждого конкретного региона.

Школа приемных родителей

Будущий опекун должен подать в органы опеки заявление о том, что он хочет пройти обучение в школе приемных родителей.

Затем необходимо пройти эти курсы и получить документ об их окончании. На учебе будущие приемные родители и опекуны знакомятся с законами в области опеки, а также с размерами выплат и пособий. Специалисты органов опеки психологически готовят людей к чужому ребенку в семье и обсуждают с ними стрессовые ситуации, которые могут возникнуть при воспитании ребенка.

На курсах будущим опекунам выдаются тесты, памятки и информационные листки с советами по воспитанию детей и номерами телефонов доверия — туда опекун может позвонить в экстренных ситуациях.

Органы опеки могут пойти кандидату навстречу и разрешить ему пройти учебу уже после того, как тот возьмет ребенка под опеку. А некоторые опекуны проходят эти курсы по 2—3 раза, чтобы научиться ладить с ребенком.

Документы

Будущему опекуну необходимо подать в отдел опеки по своему месту жительства пакет документов:

  1. Заявление о желании стать опекуном.
  2. Справку с места работы с указанием размера средней зарплаты или справку с места работы супруга или супруги того, кто решил стать опекуном. Можно представить и другой документ, который подтверждает доходы кандидата или его супруга.
  3. Копию свидетельства о браке.
  4. Согласие совершеннолетних членов семьи на принятие ребенка в семью.
  5. Копию свидетельства о прохождении обучения для опекунов.
  6. Автобиографию.
  7. Заключение о результатах медицинского освидетельствования.

Кандидату в опекуны придется проверить, нет ли у него заболеваний, которые могут помешать взять ребенка под опеку. Например, к ним относятся психические расстройства и алкоголизм. Не могут взять ребенка под опеку и люди с инвалидностью первой группы.

Все документы должны быть актуальными. Справка с места работы действует в течение года, справка о состоянии здоровья — в течение 6 месяцев.

Светлана считает, что пройти отбор и стать опекуном ей помогло наличие педагогического образования. О нем она сообщила в автобиографии. Там же она написала, что ее гражданский муж много лет был тренером по лыжным гонкам и работал с детьми.

Органы опеки также запросили у Светланы характеристику с работы, хотя в законе этот документ не указан. Светлане не составило большого труда получить все эти справки, выписки и свидетельства. Вместо копий можно принести в органы опеки оригиналы всех документов. Специалисты сделают копии сами.

Документы можно подать через интернет: на сайте госуслуг или на официальном сайте органов опеки и попечительства вашего региона. Еще можно сделать это в ближайшем МФЦ .

В течение 2 рабочих дней с момента подачи заявления и документов органы опеки проверят информацию о месте жительства и наличии у кандидата в опекуны судимости.

Подготовка жилья

Сдав документы в органы опеки, будущий опекун должен подготовить свое жилье к осмотру специалистами. В течение 3 рабочих дней после того, как органы подтвердят сведения, которые предоставил им кандидат, они проверят его жилищные условия и составят специальный акт обследования.

В доме опекуна должно быть чисто, для ребенка необходимо оборудовать уголок и спальное место, а также купить ему игрушки. Во время визита специалисты из органов опеки будут спрашивать об отношениях между членами семьи.

В некоторых случаях сотрудники органов опеки могут и не осматривать дом кандидата, например, если у человека положительная характеристика с работы.

Когда будет готов акт обследования жилищных условий, органы опеки в течение 10 рабочих дней должны вынести решение по кандидату в опекуны.

Если решение положительное, специалисты выдадут заключение о возможности человека быть опекуном — оно действует 2 года.

Выбор ребенка

Получив заключение, будущий опекун должен выбрать ребенка, которого он хочет взять к себе в семью. Для начала нужно определиться с возрастом и полом, а потом познакомиться с ним, чтобы понять, смогут ли опекун и ребенок жить вместе.

Найти ребенка можно в приюте или на специальных сайтах, например: «Дети-сироты» или «Усыновление в России».

Сайт «Усыновление в России» — это проект Минобразования и один из основных ресурсов для поиска ребенка. Там можно выбрать себе сына или дочку определенного возраста. На этом сайте есть поиск по разным регионам.

Еще информацию о детях, которых можно взять в семью, публикуют фонды и новостные сайты. В каждом регионе есть свои информационные источники, где размещаются данные о детях, оставшихся без попечения родителей.

Светлана познакомилась с ребенком в кабинете органа опеки. Мальчик сразу ей понравился. С согласия специалистов опеки, она взяла его к себе на выходные. С тех пор ребенок стал жить вместе со Светланой, она решила никуда его не отдавать.

Светлана сразу заметила, что мальчик часто бывает перевозбужден. Она посчитала, что такое поведение было связано с его тяжелой судьбой. Еще у этого ребенка были психологические травмы и проблемы со здоровьем — плохое зрение. Это не испугало мою свекровь: у нее уже был опыт воспитания трудных детей.

Взяв мальчика из приюта, Светлана понимала, что ей придется возить его в республиканскую больницу и оплачивать расходы на лечение. Но это выбор моей свекрови — в приютах живут и здоровые дети.

Договор с органами опеки

Такой договор заключают при необходимости, если это в интересах подопечного. Опека над ребенком по умолчанию безвозмездна. Опекун получает только детские выплаты — 10 899 рублей, которые он обязан потратить строго на ребенка. Но опекун или кандидат в опекуны может заключить договор с органами опеки о возмездном исполнении всех обязанностей и получать дополнительные денежные выплаты. Для этого нужно написать специальное заявление.

Если подписать такой договор, опекуну будут платить вознаграждение за то, что он воспитывает ребенка. За эти деньги не нужно отчитываться перед государством. Светлана тоже является опекуном по договору.

После сбора всех документов, подачи заявлений и выбора ребенка специалисты органов опеки составляют акт о назначении человека опекуном.

Затраты на опеку

Деятельность опекуна и качество жизни ребенка постоянно контролируют органы опеки и попечительства. Светлана живет в Усть-Цилемском районе и как опекун прикреплена к местному центру социальной защиты. Раз в полгода к ней приходят проверки из органов опеки. Специалисты смотрят на внешний вид подопечного, есть ли у него одежда и обувь по сезону. Также они спрашивают опекуна о том, как ребенок общается со сверстниками, с членами семьи.

Специалисты контролируют и условия, в которых растет ребенок. Чтобы поддерживать условия его жизни на должном уровне, нужны постоянные затраты на обновление ремонта, покупку книг, игрушек.

Ребенок должен жить с опекуном

По закону опекун и ребенок должны жить вместе. Раздельное проживание допускается, но только когда ребенку исполнится 16 лет. Это возможно лишь с согласия соцработников.

Опекуны должны извещать органы опеки о любой перемене места жительства.

Личное пространство. В квартире или доме для ребенка должны быть отдельное спальное место и уголок для игр. В акте проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, который составляется на каждой проверке, есть даже соответствующая строчка.

Если у ребенка не будет обустроенного личного пространства, опекуна обяжут в скором времени его оборудовать.

Чистота и порядок. Дома должно быть чисто: пол и посуда вымыты, пыль протерта.

На момент проверки на кухне должна быть приготовленная еда, а в холодильнике должны лежать запасы продуктов хотя бы на два дня. Некоторые сотрудники соцзащиты даже заглядывают в кастрюли к проверяемым семьям, чтобы узнать, чем кормят ребенка.

Ремонт. Каждый год Светлана делает косметический ремонт в комнате ребенка. Например, она красит пол и окна, клеит обои. На это уходит 2500—3500 рублей в год.

Делать ежегодный ремонт необходимо, потому что органы опеки тщательно следят за тем, чтобы ребенок жил в чистой и отремонтированной комнате. И если в обычных семьях ремонт в комнате можно сделать тогда, когда родители сами этого захотят, в опекунской семье органы опеки будут следить за тем, чтобы он всегда был свежим.

Суммы, которые Светлана тратит на содержание сына, различаются от месяца к месяцу.

Поначалу у мальчика была одежда, которая осталась еще от жизни в родной семье. Это помогло моей свекрови сэкономить в первые месяцы опекунства. Тогда же специалисты органов опеки посоветовали Светлане не покупать сыну дорогие игрушки, потому что он их быстро ломал. Вместо этого они предложили ей приобрести недорогие конструкторы, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук.

Светлана регулярно дарит сыну что-то, что выходит за рамки бюджета. Например, за последний год она купила ему смартфон, новую одежду для школы, а еще куртку и модные кроссовки.

Теплая одежда и обувь для ребенка — одна из самых значимых статей расходов Светланы. Она живет на севере, поэтому к выбору детской зимней одежды ей приходится относиться ответственно

Патронатное воспитание – это форма устройства (опека и попечительство на возмездной основе) детей, нуждающихся в особой заботе государства.

К детям, нуждающимся в особой заботе государства, относятся дети, лишенные родительского попечения:

в случаях болезни родителей, не позволяющей надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;

длительного отсутствия родителей;

уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

в других случаях родительского попечения, а также в период установления юридического факта признания ребенка сиротой или оставшимся без попечения родителей.

Патронатное воспитание временная форма устройства детей, нуждающихся в особой заботе государства, которая определяется договором о передаче ребенка на патронатное воспитание индивидуально, в зависимости от конкретных потребностей ребенка, до момента установления юридического факта признания ребенка сиротой или оставшимся без попечения родителей либо возврата в кровную семью и не может превышать один год.

В семью патронатного воспитателя может быть передано от одного до трех детей. За оказание услуг по воспитанию детей патронатному воспитателю выплачивается вознаграждение. По отношению к ребенку патронатный воспитатель является опекуном, и выступает в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Патронатное воспитание:

возможно, взять в семью ребенка, не имеющего юридического статуса, оставшегося без попечения родителей, ребенка, изъятого из неблагополучной семьи;

на ребенка выплачивается ежемесячная выплата на его содержание;

отчетность перед органами опеки и попечительства за воспитание и расходование средств;

возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка;

не распространяется право на получение единовременного пособия при принятии ребенка в семью (в случае последующего принятия ребенка под опеку или попечительство на безвозмездной или возмездной основе и заключения договора о приемной семье единовременное пособие будет выплачено на общих основаниях).

Круг лиц, имеющих право быть патронатными воспитателями

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в патронатную семью;

лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6
статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лиц, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

Перечень документов необходимых для создания патронатной семьи:

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в патронатную семью, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть патронатным воспитателем.

К заявлению прилагаются:

справка с места работы, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход лица, выразившего желание стать патронатным воспитателем, или справка с места работы супруга (супруги), с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

справка органов внутренних дел, об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном;

копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);

копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионного обеспечения (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты);

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено);

письменное согласие несовершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать патронатным воспитателем, на прием ребенка (детей) в семью.

По вопросам передачи детей на патронатное воспитание необходимо обращаться в управления (отделы) по вопросам семьи и детства (по месту жительства) или к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края (г. Краснодар, ул. Чапаева, 58, каб. N° 314, тел. 8 (861)259-16-46).

К поправкам к Конституции возникло много вопросов – и у экспертов, и у обычных граждан. Одной из самых резонансных стала поправка, которая касается всех: о детях.

Я вошла в рабочую группу по подготовке поправок в том числе в надежде на что-то повлиять в той сфере, в которой я работаю 15 лет, – сфере защиты семьи и детства. Хотя бы снизить вред. Я, конечно, рада, что дети оказались одной из трех ключевых ценностей, которые постулируются теперь в посвященной им статье Конституции, – но только не в том варианте, который был в итоге принят: если в части поправок про НКО наши предложения услышали, то про детей – нет.

Я говорю о части 4 новой статьи 67.1, которая изначально звучала так: «Дети являются важнейшим достоянием России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Не у меня одной первая фраза вызвала нарекания: не могут быть достоянием дети, ведь достояние – это имущество! И накануне второго чтения законопроекта о поправках эта фраза была, по счастью, изменена. В итоговом, одобренном парламентом варианте она звучит так: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики». Это гораздо лучше – тут понятно, что государство планирует учитывать интересы детей при формировании госполитики (хотя большой вопрос, могут ли быть дети приоритетом политики – лучше было бы написать «Благополучие детей – приоритет государственной политики»).

Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками

Но весь остальной текст этой части не изменился, остался таким же странным. Предложенная формулировка по «духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» сводит все многообразие человеческой личности к трем качествам. И почему забыты другие важные человеческие ценности – милосердие, справедливость, ответственность и т. п.?

Вопросы вызывает и фраза про «уважение к старшим» как цели воспитания. Кто подразумевается под «старшими», насколько старше они должны быть? Почему это ценность или цель исключительно для детей? С одной стороны, очевидно, что нужно уважать старших, с другой – такое утверждение может конфликтовать с необходимостью – в некоторых случаях – защищаться от незаконных действий «старших», например, в случае насилия с их стороны.

Но самое главное – это концовка про государство, принимающее на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Эта формулировка вызывает серьезные опасения не только у меня, но у огромного количества НКО в этой сфере. Мы много лет работаем над тем, чтобы устройство ребенка в детский дом не приравнивалось к устройству в семью. Чтобы всем было очевидно, что детский дом – не аналог семьи, не родитель. А временное и очень неправильное место для пребывания детей, откуда они должны как можно скорее попасть в семью, прежде всего – вернуться в родную. В 2008 г. у нас изменился Семейный кодекс и оттуда наконец исчезла фраза, что ребенок либо устраивается в семью, либо в детский дом как альтернативные и равные виды устройства. Теперь ребенок в детском доме не считается устроенным и главная задача госорганов – вернуть его в кровную семью или устроить в приемную. В 2014 г. было принято постановление правительства о реформировании детских сиротских учреждений, где была усилена идея, что это сугубо временное место, что ребенок в детском доме по определению находится временно.

Теперь и в Конституции у нас появляется формулировка, снова уравнивающая государственную заботу и семью. Государство, согласно этой формулировке, – «такой же» родитель. А ведь когда ребенок остается без родительского попечения, то единственная существующая форма именно государственного попечения – это размещение детей в детские дома, потому что только в такой форме государство может исполнять обязанности родителя. Но это так себе родительство.

Ведь главное – в том, как именно государство будет свои обязанности «родителя» выполнять. Родитель выполняет свои обязанности непосредственно и лично, и главное, что он дает ребенку, – чувство заботы, любви, привязанности. Государство может создать детям условия для обучения и воспитания, временного проживания, может защищать их права. Но удовлетворить эмоциональные, психологические потребности ребенка государство как система не может. Установить с ребенком отношения заботы и привязанности может только человек.

Еще вопрос, что будет с детьми в семьях под опекой. Ведь когда ребенок не усыновлен, а находится под опекой или в приемной семье, у него остается статус оставшегося без попечения родителей – т. е., согласно новой поправке, у него теперь появляется «родитель» в лице государства. А как этот «родитель» будет выполнять свои родительские обязанности в отношении ребенка в семье опекунов, например бабушки? Значит ли это, что теперь государство в лице какого-нибудь специального института «государственного родительства», видимо, тех же органов опеки, будет разделять с ней воспитание и заботу о ребенке на равных, как родитель и должен?

Кроме того, родительские обязанности предполагают ответственность, включая уголовную, за ненадлежащее их исполнение. Понятно, что это невозможно распространить на действия государства, поэтому невозможно говорить об «исполнении обязанности родителей» в юридическом смысле, хотя нарушения прав детей в детских домах, особенно для детей с тяжелыми нарушениями развития, – наша ежедневная реальность. Если государство – родитель, то за такое выполнение своих родительских обязанностей его давно надо было лишить родительских прав. Но боюсь, такого инструмента у нас как раз не появится. А вот риски, что устройство в детский дом снова начнут воспринимать как аналогичное устройству в семью, – вполне.

И даже наличие в поправке оговорки про семейное воспитание (спасибо, конечно, что она хотя бы появилась, хотя и не очень понятно, что за семейное воспитание имеется в виду) не снимает всех рисков. Потому что в такой форме это предложение содержит две противоречащие друг другу идеи: о приоритете семейного воспитания и обязательство о передаче государству обязанностей родителя.

На мой взгляд, эта часть новой статьи Конституции должна была быть сформулирована так: «Государство защищает право каждого ребенка на жизнь, здоровье, развитие, образование, право жить и воспитываться в семье. Государство обеспечивает приоритет семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей». Эту версию мы с коллегами из московских социальных НКО из объединения «Все вместе» направили в Совет по правам человека при президенте и некоторым депутатам Госдумы.

Приоритет в такой формулировке отдается семейному воспитанию, а государство выступает в качестве защитника прав ребенка. В таком изложении было бы сохранено важнейшее право – а на самом деле витальная потребность каждого ребенка – жить и воспитываться в семье, а государство выступает не собственником, а защитником ребенка.

Что будет, если в силу вступит тот вариант, что был одобрен парламентом? Вариантов два. Или эта норма будет «мертвой» и не будет отражена в федеральном законодательстве и реальной госполитике в этой сфере (тогда вопрос: зачем такое писать в Конституции?).

Или мы начнем перестраивать и законодательство, и практику. Как? Прописывая обязанности и права государства-родителя? Разделенную опеку между государством и семьей опекуна? Меняя само понятие родительства? Слишком много вопросов и очень не хотелось бы, чтобы этой возможностью воспользовались люди, которые считают, что у государственного воспитания должен быть приоритет над семейным.

Автор – член рабочей группы по доработке Конституции, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Одним из основных национальных приоритетов России является обеспечение благополучного и защищенного детства. Гарантии государства в отношении детства и материнства, семьи закреплены Конституцией РФ, ее часть 1 статьи 38 гласит: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства". Российское законодательство, в соответствии с международными нормами, гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Основы государственной социальной политики по улучшению положения детей в России были заложены еще в 1990-х гг. 24 июля 1998 г. президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (последние изменения внесены 28 ноября 2015 г.). Утверждались такие программные документы, как Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей; указом президента РФ 14 сентября 1995 г.), План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 гг. (распоряжением правительства РФ от 21 августа 2001 г.), федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 гг. (постановление правительства РФ от 21 марта 2007 г.).

В настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.). Стратегия, в частности, направлена на сокращение числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, за счет их устройства в семьи. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017 г. долю детей-сирот, воспитывающихся в семьях, до 90%. Соответствующие региональные стратегии были приняты и во всех регионах.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

В СССР дети-сироты воспитывались преимущественно в закрытых и полузакрытых интернатах и детских домах.

В 1990-х гг. в России получили развитие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Стали появляться такие альтернативные формы устройства сирот, как детский дом семейного типа (был создан еще в 1988 г. инициативе Советского детского фонда), детская деревня (первая детская деревня-SOS появилась в 1996 г. в подмосковном Томилино). Приемные семьи в России впервые были образованы в 1994 г. в Самаре, в качестве эксперимента.

Выявление и учет несовершеннолетних детей (в возрасте до 18 лет), оставшихся без родителей или их попечения, осуществляет органы опеки и попечительства. Их деятельность регулируется федеральным законом "Об опеке и попечительстве" (от 24 апреля 2008 г.; вступил в силу 1 сентября 2008 г.; последние изменения внесены 28 ноября 2015 г.).

Приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считается усыновление (удочерение).

Согласно федеральному законодательству, одному из усыновителей по заявлению выплачивается единовременное пособие на ребенка. В 2016 г. его размер на ребенка, не являющегося инвалидом, и младше 7 лет составляет 15 512,65 руб. Если ребенок-инвалид или старше 7 лет, а также в случае усыновления братьев и (или) сестер, то выплачивается единовременное пособие в размере 118 529,25 руб.

По желанию, усыновителям предоставляется отпуск: 70 или 110 календарных дней.

Также усыновители могут рассчитывать на получение стандартного материнского капитала, если усыновленный ребенок является не первым в семье. При этом важно, чтобы ребенок был усыновлен не ранее начала 2007 г.

Кроме того, один усыновитель вправе рассчитывать на ежемесячную пособие на ребенка, которое устанавливается региональными властями. Его размер зависит от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, от количества усыновляемых детей. В среднем по России оно составляет от 10 до 30 тыс. руб. Так, в Москве усыновители инвалидов могут рассчитывать на ежемесячную сумму в 27 500 руб. на каждого ребенка-инвалида.

Передача российских детей на усыновление иностранцам возможна только в том случае, если они не могут обрести новую семью среди граждан России или нет возможности быть усыновленными родственниками (независимо от их гражданства и места жительства). В России действует запрет на усыновление детей гражданами США и иностранцами, состоящим в однополом браке.

Другие семейные формы устройства детей-сирот

Помимо усыновления, существуют и другие семейные формы устройства детей-сирот.

  • Опека возможна над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство - от 14 до 18 лет. Основанием для назначения ребенку опекуна (попечителя) служат те показания, что и для усыновления. Также опека возможна над ребенком, рожденным девушкой, не достигшей 16 лет.
  • Патронатная семья - это форма опеки или попечительства над ребенком или детьми, осуществляемая на основании соответствующего договора с органами опеки и попечительства.
  • Приемная семья также действует на основании договора между органом опеки и приемными родителями (или родителем).
  • Кроме того, организации для детей-сирот вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан: например, на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях. Срок такого пребывания ребенка в семьях не может превышать три месяца.
  • Рассматривается и такая форма, как патронатная "профессиональная" семья.

Реформа детских домов

1 сентября 2015 г. вступило в силу новое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (было утверждено постановлением правительства РФ от 24 мая 2014 г.). С этого момента началась реформа образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги, в которые дети помещаются под надзор. Реформа направлена на создание приближенных к семейным условий пребывания детей-сирот в государственных учреждениях - детских домах, домах-интернатах и др.

Согласно документу, дети помещаются в такие организации временно - до их устройства на воспитание в семью (в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя). Воспитательные группы должны формироваться преимущественно по принципу совместного проживания детей разного возраста - прежде всего родных братьев и сестер, а также родственников. За группой закрепляются постоянные воспитатели (наставники), которые должны сопровождать детей и после их выпуска из интерната с целью полной адаптации детей к жизни в обществе. Кроме того, организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться выпускникам (до 23 лет).

Как заявила 20 августа 2016 г. вице-премьер РФ Ольга Голодец, на новые стандарты работы уже перешли 81% таких организаций. В них группы детей были сокращены до восьми человек, большинство воспитанников детских домов посещают обычные средние школы.

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

Органы опеки и попечительства: гражданское право

В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ . Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

Так, согласно ст. 35 ГК РФ , опекунами могут быть:

лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

непосредственно орган опеки и попечительства.

иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: