Твиндечные суда что это

Обновлено: 25.04.2024

Есть много различных документов, регламентирующих разделение судов по типам, категориям, видам перевозимого груза, способов погрузки-выгрузки и прочему.

Никоим образом не хочу обидеть Википедию и многочисленные сайты с подобной тематикой, но все же предлагаю придерживаться документов Российского Морского Регистра судоходства (РМРС), как основного классификационного судового общества в России. Итак типы судов согласно РМРС:

  • пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
  • грузовое судно (любое судно, не являющееся пассажирским)

Предлагаю остановиться на этой градации и раскрыть тему немного глубже.

Пассажирские суда

Напомню, что это суда, перевозящие более 12 пассажиров. Самые распространенные – это круизные суда. Сегодня самые большие круизные суда перевозят до шести с лишним тысяч пассажиров.

В эту же категорию входят и пассажирские накатные суда (пассажирское судно «ро-ро» от англ. roll on – roll off- вкатывать-выкатывать). Это пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки для заезда колесной техники. Как правило, это автопассажирские паромы.

Грузовые суда

У этих судов линейка гораздо шире. Грузовые суда делятся на типы в зависимости от видов перевозимого груза и способов погрузки/выгрузки: горизонтальный, вертикальный, комбинированный.

Самая большая категория судов – это сухогрузные суда , предназначенные для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, металлопроката, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом.

К ним относятся:

Балкеры (навалочные суда) -этот тип судов тоже пользуется популярностью в морских перевозках. Название говорит само за себя: to bulk (англ) насыпать. Т.е. это суда, предназначенные главным образом для перевозки сухих грузов навалом, включая такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда для перевозки насыпных грузов. Это зерно, уголь, руда, щебень, удобрения.

Контейнеровозы - в связи с почти глобальной контейнеризацией грузов, этот тип судов очень востребован. Немного позже расскажу о том, как появился такой универсальный модуль, как контейнер. В основном, суда-контейнеровозы не оборудованы никакими судовыми грузовыми механизмами. Контейнеры грузятся по направляющим в трюмы и на палубу в несколько ярусов. Современные контейнеровозы могут брать на борт до 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров. Более подробно о различных типах судов-контейнеровозов расскажу в отдельной статье.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Лесовозы. С этим типом судов все понятно: основной груз - это лес.

Рефрижераторные суда . И здесь не открою Америку. В название уже отражена способность перевозить температурные грузы, требующие поддержания определенной температуры при перевозке. Температурная «вилка» примерно такая: от + 14 до – 30 градусов Цельсия. Обычно это фрукты, в частности, бананы, киви, яблоки, мясо, мороженная рыба и морепродукты. В общем все, что может испортиться за долгий морской переход.

Ролкеры (накатные суда)-тоже очень востребованный тип судов. Суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, (от англ. ro-ro (roll on-roll off) закатывать и выкатывать). Они перевозят колесную технику и железнодорожные вагоны. Эти суда хороши тем, что для них не нужно специально оборудованных грузоподъемным оборудованием причалов. Достаточно стандартного или прямоугольного причала, куда суда кладут так называемую рампу (аппарель), по которой колесная техника заезжает на судно. Еще есть суда, сочетающие горизонтальный и вертикальный способы погрузки/выгрузки, это уже ло-ро, (от англ. lift on-roll on).

К сухогрузным судам также можно отнести так называемые Heavy lift vessel - суда с кранами большой грузоподъемности для работы с тяжелыми грузами от 100 до 1000 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Танкеры (наливные суда) - предназначенные для перевозки жидких грузов наливом, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов.

Суда специального назначения (special purpose ship):

К таким судам относятся:

научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, а также спасательные суда и суда для укладки кабеля.

Занятно, что ледоколы и буксиры относят к грузовым судам. Здесь я бы сделал ремарку: в моем понимании, грузовое судно, это то, которое перевозит грузы на постоянной коммерческой основе.

Понятно, что и ледокол, и судно-спасатель и судно-снабженец могут взять на борт какое-то количество коммерческого груза, но это делается на нерегулярной основе. Основное их предназначение, это все-таки: проводка и буксировка судов, обеспечение ледовой навигации, снабжение морских буровых установок и платформ, спасение судов.

Поэтому я ставлю эти суда в категорию:

Вспомогательные и служебно-вспомогательные суда

Сразу предвижу вопросы, поскольку повторюсь, есть множество руководящих документов по типам и предназначению судов, но в полемике, как известно, истина и рождается…

Снабженцы -это многофункциональные суда, как правило с хорошим ледовым классом. Обеспечивают морские буровые платформы.

  • Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.

Иногда твиндеком называют грузовое или производственное помещение на судне, расположенное между двумя палубами и предназначенное для определённых целей, — например, рефрижераторный твиндек.

Связанные понятия

Ходовая рубка — специальное помещение, размещающееся в корабельной рубке или в надстройке, из которого осуществляется управление кораблём на ходу. Оборудование ходовой рубки состоит из приборов и устройств, необходимых для управления рулём, энергетическими установками, контроля за скоростью, курсом, пройденным расстоянием и глубиной под килем, связи с командным пунктом и боевыми постами корабля, наблюдения за окружающей обстановкой с помощью радиолокационных и гидроакустических средств и применения.

Корпус судна — основная часть судна в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных судов) или цилиндрической (для подводных лодок) формы.

Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе.

Пиллерс (от англ. pillar — колонна или столб) — несущий элемент судового набора на который укладываются палубные бимсы. Представляет из себя одиночную вертикальную опорную стойку, которая служит опорой для корабельной палубы принимая на себя её вес, а также вес палубного груза и оборудования.

Надстро́йка судова́я — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна.

Упоминания в литературе

Распределение помещений на нефах было таким. Всего метрах в четырех выше киля (т. е. в двух метрах ниже ватерлинии) располагался твиндек – палуба для размещения простолюдинов. Над твиндеком по всей длине судна проходила сплошная главная палуба, а выше ее – полупалуба-помост.

Связанные понятия (продолжение)

Ру́бка (от нидерл. roef — каюта) — закрытое сооружение специального назначения на палубе надводного судна, корабля или на палубе надстройки.

Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.

Спардек — разновидность облегченной верхней палубы, предназначенной для защиты перевозимого груза от действия морских волн. Как правило, спардеком оснащались только гражданские трёхпалубные суда, на которых спардек размещался над главной палубой и из-за чего они часто назывались спардечными. Опыт эксплуатации таких плавсредств показал, что их строительство не является целесоообразным, так как спардек не принимает участия в усилении общей продольной прочности судовых конструкций.

Кильблок — элемент опорного устройства, часто используемый с клеткой и предназначенный для установки судна в безводном положении.

Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.

Противоторпе́дный буль, бортово́й буль или противоми́нная наде́лка) (англ. anti-torpedo bulge, иногда anti-torpedo blister «противоторпедный блистер») — форма пассивной защиты надводных боевых кораблей от торпед в виде продольной подводной полости корпуса судна. Противоторпедные були (по одному булю на каждый борт) использовались в конструкциях крупных надводных боевых кораблей — авианосцев, линкоров и крейсеров) в период Первой и Второй мировых войн.

Каю́та (нидерл. kajuit, нем. Kajüte) — помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей, а также различных служебных целей (буфет, кают-компания и проч.). В русском языке термин появился в начале XVII века.

Ахтерштевень (нидерл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк) — задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль.

Диффере́нт — морской термин, разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин тангаж.

твиндек
Межпалубное пространство на судне. На однопалубных судах могут размещаться в удлиненных надстройках (баке, юте) или между главной палубой и платформами.


твиндек
междупалубное пространство на судне, где располагаются грузовые помещения, пассажирские каюты и т.д.
[Военно-морской исторический справочник]

4561


Общее устройство. Сухогрузное судно
General arrangement. Dry cargo vessel

7

твиндек

tweendeck

палуба ходового мостика

navigating bridge deck

настил рулевой рубки

wheel house top

cargo handling gear

танк двойного дна

double bottom tank

дна double bottom plating

туннель гребного вала

отделение рулевой машины

steering gear compartment

tiller room, tiller compartm

[ Яковлев А. А., Яковлев В.А. "Основы морской технической терминологии" (Bases of maritime technical terminology). Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М., ЦРИА "Морфлот", 1978, 132 с. ]

Тематики

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Полезное

Смотреть что такое "твиндек" в других словарях:

Твиндек — (англ. tween deck) междупалубное пространство внутри корпуса судна между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб верхний твиндек,… … Википедия

ТВИНДЕК — (Tween decks) междупалубное пространство на судах, имеющих несколько палуб. На Черном море Т. называются кубриками. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Твиндек межпалубное… … Морской словарь

твиндек — сущ., кол во синонимов: 1 • помещение (177) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ТВИНДЕК — Происхождение: от английского tween – сокращенное от between между и deck палуба пространство внутри корпуса судна между 2 палубами или между палубой и платформой. При наличии 3 палуб различают верхний и нижний твиндек, при большем количестве… … Морской энциклопедический справочник

твиндек — (англ. tween deck between между + deck палуба) мор. помещение между двумя палубами для экипажа, пассажиров, груза на судах, имеющих несколько палуб. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. твиндек [англ. tween deck] – мор.… … Словарь иностранных слов русского языка

Твиндек — (английский tween deck, от between между и deck палуба) межпалубное пространство на судне. На однопалубных судах могут размещаться в удлиненных надстройках (Баке, Юте) или между главной палубой и платформами, делящими некоторые из трюмов… … Большая советская энциклопедия

Твиндек — м. Межпалубное пространство на судне, где располагаютя каюты для пассажиров и команды и грузовые помещения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

твиндек — твиндек, твиндеки, твиндека, твиндеков, твиндеку, твиндекам, твиндек, твиндеки, твиндеком, твиндеками, твиндеке, твиндеках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ТВИНДЕК — (англ. tween deck, от between между и deck палуба) межпалубное пространство на судне. В Т. располагают грузовые помещения, пасс. каюты и т. д … Большой энциклопедический политехнический словарь

твиндек
Межпалубное пространство на судне. На однопалубных судах могут размещаться в удлиненных надстройках (баке, юте) или между главной палубой и платформами.

[БСЭ, 1969-1978]
твиндек
междупалубное пространство на судне, где располагаются грузовые помещения, пассажирские каюты и т.д.
[Военно-морской исторический справочник]

4561


Общее устройство. Сухогрузное судно
General arrangement. Dry cargo vessel

7

твиндек

tweendeck

палуба ходового мостика

navigating bridge deck

настил рулевой рубки

wheel house top

cargo handling gear

танк двойного дна

double bottom tank

дна double bottom plating

туннель гребного вала

отделение рулевой машины

steering gear compartment

tiller room, tiller compartm

[ Яковлев А. А., Яковлев В.А. "Основы морской технической терминологии" (Bases of maritime technical terminology). Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М., ЦРИА "Морфлот", 1978, 132 с. ]

Тематики

Полезное

Смотреть что такое "твиндек" в других словарях:

Твиндек — (англ. tween deck) междупалубное пространство внутри корпуса судна между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб верхний твиндек,… … Википедия

твиндек — Межпалубное пространство на судне. На однопалубных судах могут размещаться в удлиненных надстройках (баке, юте) или между главной палубой и платформами. [БСЭ, 1969 1978] твиндек междупалубное пространство на судне, где располагаются грузовые… … Справочник технического переводчика

ТВИНДЕК — (Tween decks) междупалубное пространство на судах, имеющих несколько палуб. На Черном море Т. называются кубриками. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Твиндек межпалубное… … Морской словарь

твиндек — сущ., кол во синонимов: 1 • помещение (177) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ТВИНДЕК — Происхождение: от английского tween – сокращенное от between между и deck палуба пространство внутри корпуса судна между 2 палубами или между палубой и платформой. При наличии 3 палуб различают верхний и нижний твиндек, при большем количестве… … Морской энциклопедический справочник

твиндек — (англ. tween deck between между + deck палуба) мор. помещение между двумя палубами для экипажа, пассажиров, груза на судах, имеющих несколько палуб. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. твиндек [англ. tween deck] – мор.… … Словарь иностранных слов русского языка

Твиндек — (английский tween deck, от between между и deck палуба) межпалубное пространство на судне. На однопалубных судах могут размещаться в удлиненных надстройках (Баке, Юте) или между главной палубой и платформами, делящими некоторые из трюмов… … Большая советская энциклопедия

Твиндек — м. Межпалубное пространство на судне, где располагаютя каюты для пассажиров и команды и грузовые помещения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

твиндек — твиндек, твиндеки, твиндека, твиндеков, твиндеку, твиндекам, твиндек, твиндеки, твиндеком, твиндеками, твиндеке, твиндеках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ТВИНДЕК — (англ. tween deck, от between между и deck палуба) межпалубное пространство на судне. В Т. располагают грузовые помещения, пасс. каюты и т. д … Большой энциклопедический политехнический словарь

Уже замечено, сколько бы раз не обсуждали тему, не объясняли что-то непонятное, то всё равно, рано, или поздно эта тема снова всплывает в обсуждениях. Снова и снова задаются вопросы. и, пони бегает по кругу.

Давайте, теперь и я попробую объяснить, что такое водоизмещение, что такое дедвейт, и, самое главное, что же всё таки это такое - регистровый тоннаж, или гросс-тоннаж.

Объяснить попробую в самой простой форме, максимально понятной для тех, кто совсем не в теме. Поэтому никаких формул, ни к чему они тут.

Запутанность в понятиях имеет место быть. Чаще всего из-за того, что эти понятия как-то вольно истолковывают люди, которые далеки от темы. Например, журналисты в погоне за новостями. Нет, есть журналисты, профессионалы в этой теме, которые ляпов не допускают. Беда в том, что эти профи чаще всего пишут на специализированных ресурсах, а туда простой читатель не часто заглядывает. Ну, а другие журналисты, те. как-то не особо заморачиваются понятиями и терминами, гвоздят в погоне за сенсацией.

Могу привести пример. Когда произошёл аварийный случай с круизным лайнером VIKING SKY у берегов Норвегии в 2019 году, то многие новостные ресурсы, описывая лайнер, заявляли, что водоизмещение у этого судна аж 47 842 тонны. Много это, или мало? Ну, вот, авианосец KARL WINSON, у него водоизмещение - 97 000 тонн. Вот такой круизный лайнер, вполовину водоизмещения авианосца.

Разгадка таких цифр в описании круизника проста, журналисты побежали добывать информацию в Википедии. И в характеристиках сразу же наткнулись на слово tonnage. В чём выражается водоизмещение? В тоннах. Вот и всё, берём первую цифру с тоннами, вот вам и водоизмещение. А GT, это уже не важно, у них там в морях всё не по людски, какие то кабельтовы, мили, палубы, трапы. вот и gross tonnage из той же серии. Скромные тонны дедвейта, упомянутые там же, в Вики, всего 4 826 тонн, никак не смутили журналистов. Так и пошло-поехало. Одни взяли цифры из Вики, другие перепечатали у других. Ну, а люди то читают, и пошло-поехало дальше.

Так, что. приступим.

Я специально даю английский вариант терминов, чтобы было проще потом разобраться. ну, если где вдруг встретится, или нужно поискать какую-либо информацию самому, в том числе и на забугорных сайтах.

Важная характеристика судна. Что это такое, водоизмещение, в общих чертах знают многие. И водоизмещение равно весу вытесненной воды. Но иногда возникает вопрос, когда рассказывается о каком-либо судне - а какое у него водоизмещение? И тут можно задать встречный вопрос - а какое именно водоизмещении интересует?

1. Водоизмещение порожнем или Lightweight tonnage (может встретиться такое - Light Displacemen Tonnage - LDT)

Когда судно после постройки только поставили на воду, ещё нет никаких запасов топлива, масел, воды. Нет никаких запчастей в кладовках. Нет экипажа, нет его вещей, нет провизии для экипажа - на воде стоит просто, грубо говоря, железная коробка. Эта коробка тоже вытесняет воду, и это водоизмещение, в таком состоянии судна, это и есть водоизмещение порожнем. И вытесненная вода по весу, равна весу самого судна.

Танкер ALMI TITAN. Танкер в Ю.Корее на достройке. Примерно так выглядит танкер такого класса при водоизмещении порожнем. Дедвейт - 315 299 тонн. Фото из открытых источников.

Танкер ALMI TITAN. Танкер в Ю.Корее на достройке. Примерно так выглядит танкер такого класса при водоизмещении порожнем. Дедвейт - 315 299 тонн. Фото из открытых источников.

Когда судно заканчивает свой жизненный путь, его продают на разделочные пляжи, где судно разберут и пустят переплавку. Как же оценить судно, которое идёт на разделку? По длине? Ширине? Осадке? Нет, судно продают на вес. И именно по водоизмещению порожнем. Записано в документах LDT - 3 000 тонн. Цена лома на момент продажи - 100 долларов. 3 000 х 100 = 300 000 долларов. Вот столько и дадут за это судно. Цифры, приведённые выше, конечно же, условны. Актуальные цифры, это на момент продажи судна. Плюс там есть некоторые повышающие и понижающие коэффициенты для торгов, но сам смысл таков - судно оценивают по водоизмещению порожнем.

2. Стандартное водоизмещение или Standart Displacement Tonnage (SDT).

Ну, вот вы на построенное судно, загрузили необходимые запчасти, припасы, загрузили туда же экипаж с чемоданами, но не залили танки запаса топливом, маслом и водой. Это и есть стандартное водоизмещение.

3. Полное водоизмещение или Full Load Displacement Tonnage/

А это, когда уже вы полностью загрузили нужные припасы, загнали на борт экипаж, топливные танки залили топливом, масляные цистерны - маслом, а танки запаса воды - водой, грузовые трюмы или грузовые танки приняли положенное количество груза, это и будет полное водоизмещение судна.

И вот тут есть нюанс. Зачастую в перечислении характеристик какого-либо судна напрочь отсутствует это самое водоизмещение. Ни водоизмещения порожнем, ни полного водоизмещения. Зато есть какой-то дедвейт, который тоже выражен в тоннах.

Так, вот. самая главная характеристика грузового судна, предназначенного для коммерческих (да и некоммерческих тоже) перевозок груза, это то, сколько груза может перевезти это судно. Именно эта характеристика больше всего интересует потенциального грузоотправителя или фрахтователя.

На житейско-бытовом примере. Вам надо перевезти тонну песка или щебня. Вы же будете искать грузовик с определённой грузоподъёмности, а не спрашивать какая максимальная масса снаряжённого грузовика. И, конечно же, можно и десятитонный самосвал зафрахтовать ради тонны песка, но там и оплата будет несколько другая. Поэтому вы и будете искать самый оптимальный вариант для перевозки вашего груза. Самосвал на тонну-полторы.

Вот поэтому характеристики грузового судна выглядят так : длина-ширина-осадка-дедвейт. Если уж нужны полные характеристики, что ж, для этого есть специализированные сайты, вот там уже расписано.

Военный корабль грузов не перевозит, поэтому там и указывают только водоизмещение, обычно полное, если не указано другое.

Так, вот, к дедвейту.

4. Дедвейт или Deadweight (DWT).

Ну, здесь тоже всё не слава Босху. Казалось бы, ну, примите одно понятие и пользуйтесь. Нет же, и тут накрутили.

Дедвейт, это вес всего, что есть на борту, все запасы-припасы, весь груз. От полного водоизмещения вычитаем водоизмещение порожнем, получаем дедвейт судна.

Но в коммерческом судоходстве есть и такое, как чистая грузоподъёмность ( DeadWeight Cargo Capacity, DWCC). Это максимальное количество груза, которое можно принять на борт по грузовую марку. Величина изменяемая - меньше взяли топлива, ещё чего то там, больше взяли груза.

А вот постоянная величина, это полный дедвейт ( DeadWeigt All Tonnage - DWAT) - здесь уже учитывается всё, и полный груз, и экипаж по весу, и прочие запасы в максимальном варианте.

Чаще всего указывают просто дедвейт, если уж кому надо, то он найдёт полную информацию по интересующему его судну.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: