Исторический опыт реализации принципов правового государства 11 класс

Обновлено: 18.04.2024

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?»

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.

Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегречес-кий философ Платон в диалогах «Государство», «Законы» высказывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона.

Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует «власть закона», утверждал Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.

С такими идеями мыслителей Древней Греции согласуются взгляды на государство древнеримских политических и общественных деятелей. Показательны в этом плане работы римского политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произведениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он обосновал вывод о том, что государство есть «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права» и сформулировал правовой принцип, согласно которому «под действие права должны подпадать все».

Подобные правовые взгляды о торжестве права и закона обосновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукописях того периода времени проводится мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», страна управляется справедливостью, а не силой, насаждающей порядок.

Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыс-лители последующих, особенно ХУШ-ХХ вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескьё, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» проводится мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства — положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш.Л. Монтескьё развил далее, вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах выдающихся немецких философов Г. Гегеля и И. Канта. В знаменитой работе Г. Гегеля «Философия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органически связано с правовым государством. Такое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей, что теснее связывает их с действием права. И. Кант в своих исследованиях отмечает необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать с правом свою деятельность. Он обосновал идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола коллективного целого, т.е. государства. Цель закона — обеспечение торжества права. И. Канта, в связи с обоснованием им названных и других подобных идей, принято считать основоположником учения о правовом государстве. Вместе с тем надо заметить, что сам он понятие «правовое государство» в своих трудах не использует.

Определенный вклад в теорию правового государства внес французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо. В сочинении «Об общественном договоре» он выступал против социального не-равенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности.

В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государстве не рассматривался. Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что К. Маркс и В.И. Ленин обосновывали вывод о неизбежности диктатуры пролетариата. Она приходит на смену буржуазному государству в ходе социалистической революции. Основа диктатуры пролетариата — классовая борьба, подавление путем насилия сопротивления классов и слоев общества, так или иначе препятствующих процессу социальных преобразований.

Такое теоретическое обоснование необходимости диктатуры пролетариата несовместимо с принципами правового государства. Согласно таким принципам, у всех членов общества должны быть равные права и возможности для участия в социальной и политической жизни. Практика социалистического строительства в нашей стране (принудительная коллективизация, сталинский террор и др.) также позволяет понять, почему учение о правовом государстве стало привлекать внимание ученых-юристов и других специалистов только в последнее десятилетие.

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политико-правового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое.

Утверждения типа «Россия есть правовое государство» не следует принимать на веру. В этой связи одна из задач, которую ставит перед собой автор, — рассмотреть исходные тео-ретико-правовые положения, характеризующие правовое государство. Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией Российской Федерации.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Цель урока:
?
познакомить с правовым государством
как основным институтом политической
системы
Задачи урока:
особенности
и
признаки
правового
раскрыть
государства
развивать
умения
осуществлять
сопоставления,
анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи, раскрывать на
примерах важнейшие теоретические положения и понятия
социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии,
работать с документами
формировать отношение к проблемам создания и
построения справедливого общества.


Введение в урок.
Задание: послушайте притчу,
определите, в чем её смысл, какое
отношение притча может иметь к
теме нашего урока.

План урока:
1. Сущность правового государства.
2. Гражданское
общество
и
правовое
государство.
3. Общественный контроль за деятельностью
институтов публичной власти.

Правовое государство - организация
политической власти, которая создает условия
для наиболее полного осуществления прав и
свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права
механизма государства в целях ограждения его
от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Первым
употребил
выражение
«правомерное
государство» И. Кант. Термин
же «правовое государство»
утвердился в XIX в.


Задание:
прокомментируйте
следующий тезис.
Главная цель правового государства –
обеспечить гарантии прав и свобод
граждан во всех сферах.

Сущность
правового
государства
выражается в том, что это тип государства,
деятельность которого реально ограничена
правом, имеют место реальное разделение
властей, гарантии свободы личности и
контроль за властью со стороны общества.
Эта отличительная особенность правового
государства от государства вообще определяет
его признаки.

Признаки правового государства
• верховенство права и закона во всех сферах жизни
общества; деятельность самого государства ограничена
рамками права
• реальное разделение властей
• взаимная ответственность личности и государства
• реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность, признание их высшей
ценностью
• политический и идеологический плюрализм:
существование
различных
партий,
движений
и
организаций, действующих в рамках конституции
разнообразные идеологические концепции и взгляды
• стабильность законности и правопорядка в обществе
• подчинение
национальных
правовых
систем
международному праву

Пути формирования
Превращение закона в решающее средство управления
всеми сторонами общественной жизни
Достижение такого состояния общества, при котором
соблюдение законов выгоднее их нарушения (высокий
уровень правовой культуры)
Превращение правоохранительных органов в рабочий
механизм,
активно
содействующий
становлению
правопорядка
Децентрализация управления, разграничение функций
центральных структур власти и органов местного
самоуправления

Гражданское общество - совокупность
негосударственных
общественных
отношений, выражающих разнообразные
частные интересы и потребности граждан
в различных сферах жизни.
В нем преобладают не вертикальные
(соподчиненные), а горизонтальные
связи и отношения между людьми

Структура
политические партии и лоббистские организации, создаваемые при законодательных и правительственных
органах
общественно-политические организации и движения
(экологические, антивоенные, правозащитные)
союзы предпринимателей, ассоциации потребителей,
благотворительные фонды, кооперативы, акционерные
общества
научные и культурные организации, спортивные
общества
муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы
независимые средства массовой информации
церковь
семья

Основные подходы к гражданскому обществу
Противопоставле
ние дикости
(анархии)
Противоположность церкви
Конкретный феномен западной
цивилизации
Комплекс общественных
отношений, противоположных
государству

Основные черты гражданского общества
Верховенство
закона
Доступность
образования
Создание условий для
развития граждан в сфере
экономики, политики,
культуры
Наличие сильной
системы СМИ
Деятельность политических
организаций во благо всех
членов общества

Рассматривая гражданское общество как систему, его
отношения и институты можно представить в виде
подсистем:
социальной,
экономико-хозяйственной,
духовно-культурной и политической.
Задание: проанализируйте текст учебника с. 193-196 1
абз,
заполните
таблицу
«Типы
подсистем
гражданского общества».
Подсистемы
Социальная
Экономикохозяйственная
Духовнокультурная
Политическая
Характеристика

Подсистемы
Характеристика
Социальная • охватывает совокупность объективно
сформировавшихся общностей людей и их
взаимоотношений:
удовлетворение потребностей граждан в
семейно-родственных
связях,
воспитании
детей, здоровье, общении
удовлетворение
потребностей
граждан,
объединенных в группы по интересам:
совместное проведение свободного времени,
совместное решение определенных проблем,
защита профессиональных, демографических
и иных интересов

Экономико• удовлетворение материальных потребхозяйственная ностей людей
• субъекты – государство, муниципальные,
акционерные, кооперативные, смешанные,
частные предприятия и хозучреждения
• основа - собственность, свободный труд,
конкуренция, частное предпринимательство, государственное регулирование
Духовно• удовлетворение потребностей в образокультурная
вании, духовном самосовершенствовании,
вере, творчестве
• инструменты реализации – образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения
• наличие консолидирующего фактора – исторического опыта, традиций и обычаев
народа, нравственных ценностей

Политическая • основные субъекты – местное самоуправление, политические партии и общественно-политические движения
• функции – связь между гражданским обществом и государством
Государство
В России гражданское
общество находится на
стадии
становления.
Ускорению этого процесса призвано способствовать развитие органов местного самоуправления, которые действуют на двух уровнях.

Органы местного самоуправления
Муниципальное образование (город, район, село)
Население управляет посредством:
• схода (общее собрание жителей)
• референдума
• прямых выборов органов самоуправления
Представительный орган
Выборное собрание
(Дума, комитет и т.д.)
Выборный орган
Глава муниципального
образования – мэр, староста, глава администрации
Назначаемый главой
муниципального
образования аппарат
управления - администрация

Закрепление изученного:
Целью правового государства является
1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию
2) создание вертикали власти
3) формирование правовой культуры общества
4) создание законодательной системы
Ответ: 3
Создание правосознания и правопонимания каждым
гражданином. Это позволит обеспечить гарантии прав
и свобод граждан во всех сферах.

К отличительным признакам правового государства
относится
1) реализуется принцип разделения властей
2) принимаются общеобязательные для населения
решения
3) устанавливаются и взимаются налоги
4) действует принцип верховенства государственной
власти
Ответ: 1
Все остальные присущи всем видам государств, а
принцип разделения властей — неотъемлемое условие
существования правового государства.

К отличительным признакам правового государства
относится
1) суверенитет государственной власти
2) наличие института гражданства (подданства)
3) взаимная ответственность государства и личности
4) установление государственных границ
Ответ: 3
Это является одним из главных признаком правового
государства, так как инициатива должна идти от
народа, перед которым ответственно государство.

Верны ли следующие суждения о гражданском
обществе?
А.Гражданское общество невозможно без самостоятельной деятельности и инициативы граждан и их
объединений.
Б.Для гражданского общества необходим высокий уровень правовой и политической культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: 3
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о гражданском
обществе?
А.Возникновение гражданского общества обусловлено
признанием права индивидуальной, личной свободы
каждого человека.
Б. Гражданское общество сложилось на определённом
этапе развития прежде всего восточной цивилизации.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Ответ: 1

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ
по теме «Гражданское общество и правовое
государство».

1)Гражданское общество и правовое государство как
достижения человеческой цивилизации.
2) Признаки правового государства:
а) верховенство права;
б) защита неотъемлемых прав каждого человека, прав
и свобод человека и гражданина;
в) разделение властей.
3) Гражданское общество - выражение и защита
частных интересов и потребностей с помощью негосударственных общественных отношений и институтов:
а) местное самоуправление;
б)клубы по интересам, защита окружающей среды,
центры дошкольного воспитания, общественные
библиотеки и другие проявления гражданского
общества;
в) гражданское общество и правовое государство взаиморазвитие и взаимопомощь.

Развитое гражданское общество
по своей сути неудобно для
государства, т.к. это контроль
общества
за
деятельностью
институтов публичной власти.
Задание: проанализируйте п. 3
§18, определите и выпишите,
каким образом осуществляется
общественный
контроль
со
стороны гражданского общества
за
деятельностью
публичной
власти. Продумайте собственные
пути контроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества.

Оборудование: схемы, пакет документов, презентация.

Тип уроков: урок-анализ.

I. Организационный момент

(кадр 2) Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почув­ствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое обще­ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом. (кадр 3)

- В чем смысл притчи?

Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся ря­дом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.

Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество». (кадр 1)

План уроков (кадр 4)

Сущность правового государства.

Гражданское общество и правовое государство.

Общественный контроль за деятельностью институтов пуб­личной власти.

II. Изучение нового материала

Мысли мудрых: (кадр 5)

-Согласны или нет? Приведите аргументы. Сделайте вывод.

1. Сущность правового государства

Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство». (кадр 6)

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих. (кадр 7)

Первым употребил выражение «правомерное государ­ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Работа с рабочей схемой, проанализировать ее.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Главная цель Правовое государство – это тип государства,

деятельность которого реально ограничена


правом; имеют место реальное разделение властей,

обеспечить гарантии прав гарантии свободы личности и контроль за властью

и свобод граждан со стороны общества.


во всех сферах

1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том
числе и по отношению к самому государству. Деятельность государства­
ограничена рамками права.

2. Реальное разделение властей.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4.Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и соци­альная
защищенность. Признание их высшей ценностью.

5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в су­ществовании
различных партий, течений, организаций, действующих в рамках
конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

7. Подчинение национальных правовых систем международному праву

Работа с кадрами презентации, разъяснение признаков правового государства.

2. Решение проблемных, логических и творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.

Социологи отмечают, что каждый год на россий­ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между со­бой приведенные факты и современное состояние россий­ского государства ?

В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо­жет поступить президент правового государства? Аргумен­тируйте свой ответ.

В квартире известного театрального деятеля от­ключили в связи с отсутствием своевременной абонентской платы телефон. Правомерно ли это действие? Аргументи­руйте свой ответ.

Приведем исторический факт. Сократу, находивше­муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред­ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от­сюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта­ешься совершить, погубить. Законы и все Государство?» Какие общественные явления могут быть проиллюстри­рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните.

В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

3. Диспут. (отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению)

-Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве?

-Как вы думаете, какой из принципов главный?

В России с 1990-х гг., когда был возрожден суд присяж­ных, не умолкают жаркие дискуссии по вопросу о том, ну­жен ли он в нашей стране. У суда присяжных есть свои сто­ронники и свои противники.

Суд присяжных — это единственный суд, где действует презумпция невиновности. Человек, вина которого не дока­зана, здесь реально может рассчитывать на оправдательный вердикт. По этой причине суд присяжных совершил побед­ное шествие по всем цивилизованным странам. В обычных судах оправдательные приговоры практически не выносят­ся, потому что профессиональный судья, который изо дня в день рассматривает дело за делом, теряет новизну воспри­ятия и в спорных случаях склоняется в сторону обвинения. К тому же суд присяжных — единственная для народа воз­можность поучаствовать в осуществлении судебной власти.

В правовом государстве все вопросы должны решаться по закону. Решения же присяжных заседателей основаны не на законности, а на собственных представлениях о спра­ведливости. Эти представления нередко выходят за рамки здравого смысла, особенно в тех республиках, где сильны клановость и родственные связи. В результате присяжные необоснованно оправдывают даже самых закоренелых пре­ступников. Не случайно в Европе суды присяжных имену­ют судами улицы, уродливым подобием правосудия.

А что вы думаете по этому вопросу? Дайте развернутый ответ.

4. Пути формирования правового государства.

5. Домашнее задание.

Развитие идеи правового государства, как теоретической концепции, имеет длительную историю. Зародившись еще в античные времена, учение о построении общества, основанного на принципах гуманизма и законности, прошло через эпоху Средневековья и Нового времени, достигнув наших дней.

Современное понимание значения политических свобод человека опирается на опыт прошлых веков, выработанный в сфере правовой организации общественной жизни, а также на историческую роль философских трудов, посвященных данной тематике.

Античные мыслители

Идея государственной власти, осуществляющей справедливую и мудрую политику во благо народа, возникла еще в глубокой древности.

В VI-V веках до н.э. о необходимости осуществлять политико-правовое управление на философских основах заявлял Пифагор и его последователи. Затем идею единства государства и закона развивал Гераклит. Он говорил, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Общеизвестное положение софиста Протагора, что мерой всех вещей является человек, означало приоритет интересов конкретной личности над органами власти.

Великий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал концепцию правления разумных законов с точки зрения естественных прав человека. Он считал логичными лишь те формы государственного строя, которые действуют на благо общества в целом, и называл серьезной ошибкой стремление правителей только к личному процветанию. Философ определял государство, как форму общения и взаимодействия свободных людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеальной формой правления Аристотель называл власть среднего класса, означающую умеренность в нравах и достаток, а не богатство. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй», — писал мыслитель. По его мнению, именно представительство среднего класса в органах власти позволяет избежать политических и социальных потрясений. А верховная власть должна принадлежать большинству.

Древнеримский философ и общественный деятель Цицерон развил и углубил правовой подход к осуществлению государственной власти, предложенный греческими мыслителями. Он первым сформулировал важнейший принцип: «Под действие закона должны подпадать все». Правовое равенство граждан возможно только при смешанной форме государства, сочетающей в себе элементы аристократии, царского правления и демократии. Цицерон предупреждал об опасности доминирования какой-либо одной формы правления и ратовал за их равновесие, достижимое с помощью равномерного распределения обязанностей и полномочий.

Философ связывал достижение общественного блага с политической активностью и правовой грамотностью населения. Вообще, именно древнеримские юристы в своей практике разделили право на частное и публичное. Это способствовало пониманию государства как субъекта публичного права.


Средневековые концепции

Средневековая политико-правовая мысль во многом зависела от церковных догматов, но некоторые философы сыграли важную связующую роль между идеями античных авторов и учениями Нового времени.

Известный теолог Фома Аквинский(1225-1274 гг.) переосмыслил политико-правовые постулаты Аристотеля с христианских позиций. Он говорил об уважении к человеку, поскольку он был создан по образу и подобию Творца. Это положение о достоинстве личности было одним из первых заявлений о необходимости соблюдать естественные права человека.

Исходя из этого, Фома Аквинский был уверен, что государство должно обеспечивать людям достойные условия жизни. Мыслитель заявлял о необходимости ограничить абсолютную власть монарха сословно-представительным органом власти.

Философ Марсилий Падуанский (1275-1343 гг.) продвинулся дальше своего коллеги-богослова в определении идеи правового государства. Он говорил о суверенитете народа как источнике и основе всякой власти. Правда, речь шла только о просвещенной части общества.

В труде «Защитник мира» Марсилий Падуанский обосновал концепцию разделения законодательной и исполнительной ветвей власти. Причем, мыслитель считал, что полномочия представительного органа должны превалировать над влиянием административного аппарата. А выдвинутый им принцип выборности всех должностных лиц государства, включая монарха, был революционным для той эпохи.

Новое и Новейшее время

Закат феодализма принес новое понимание идеи правовой государственности. Например, Н. Макиавелли основными задачами любого государства называл обеспечение общественной безопасности и возможности свободного пользования имуществом. Он ратовал за республиканскую форму правления, поскольку она наиболее полно отвечает принципам свободы и равенства граждан.

Во времена буржуазных революций идея правового государства обрела новое значение и актуальность. Прогрессивный мыслитель Б. Спиноза одним из первых теоретически обосновал понятие демократического государства. И заявил, что такая форма организации власти в стране должна обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в рамках действующего законодательства.

Т. Гоббс в своих работах сформулировал принцип равенства всех граждан перед законом, независимо от сословной принадлежности. Он определил свободу человека как право делать все, что прямо не противоречит закону.

Д. Локк отметил, что право граждан на собственность должно охраняться государством и быть незыблемым.

Ш. Монтескье говорил о необходимости разделения власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Причем, они должны взаимно ограничивать и уравновешивать друг друга.

И. Кант разработал теорию правового государства, в котором центральное место занимает конкретная личность. Данная философская концепция значительно повлияла на дальнейшее развитие политико-правовой мысли, выразившись и в практических основах государственного строительства многих европейских стран.

К. Маркс считал, что такие понятия как «государство» и «право» будут упразднены в результате установления диктатуры пролетариата. Основоположник научного коммунизма называл закон продуктом материальных производственных отношений классового общества. По мнению К. Маркса, государственные органы должны не возвышаться над обществом, а служить ему.

В России идея правового государства нашла свое отражение в трудах А.И. Герцена, А.И. Радищева, Н.Г. Чернышевского, П.И. Пестеля, Н.А. Бердяева и других отечественных мыслителей.

1. Введение 3
2. Развитие идеи правового государства с древнейших времён. 4
3. Принципы правового государства. 13
4. Россия – правовое государство: миф или реальность. 17
5. Заключение 23
6. Список литературы 24

Введение

В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ 1993 г. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Юридическая наука всегда выдвигала и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства.

Истоки зарождения этой концепции обнаруживается еще с древнегреческих времен в трудах философов Платона и Аристотеля. И до сих пор тема правового государства является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в юридической науке.

Цель работы – рассмотреть взгляды ученых и философов на идею правового государства в их историческом развитии и определить современное состояние этих идей, их воплощение в нашей стране.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю развития идей правового государства;

- исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия;

- обозначить принципы современного правового государства и охарактеризовать их сущность;

- рассмотреть формирование правового государства в России и состояние его развития на современном этапе.

Развитие идеи правового государства с древнейших времён.

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство" (Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в

России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались очень и очень давно.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально- классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье,

Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений я выделил наиболее важные положения в правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.

Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном:

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но, тем не менее, он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал, как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье обосновывает следующим образом: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем[1]."

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннее буржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США

1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Ш.Монтескье, связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по

Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни".

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.

Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный".

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин,

Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, -отсюда идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола ". а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения".

В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: