Почему коррупция наносит большой вред государству и обществу

Обновлено: 26.04.2024


Коррупцию в наше время в Российской Федерации можно обозначить как одну из основополагающих проблем, разрушающих в корне социум, экономику, общественное благосостояние и ставящей страну на первые позиции в международных списках наиболее коррумпированных стран. В России издаются законодательные проекты, направленные на снижение коррупции, искоренение. Однако, проблема остается сложно решаемой в силу того, что охватывает и исходит от обеих сторон, граждан и государственных чиновников. Взяточничество является процессом, которое воспринимается большей частью общества как норма.

Ключевые слова: коррупция, экономика, общество, государство

Corruption nowadays in the Russian Federation can be described as one of the underlying problems that Deplete at the root of society, the economy, social welfare and putting the country on the first position in the international list of most corrupt countries. In Russia published draft legislation aimed at reducing corruption eradication. However, the problem remains intractable due to the fact that covers and comes from both sides, citizens and state officials. Bribery is a process that is perceived by most of society as the norm.

Keywords: corruption, economy, society and the state.

Коррупция представляет собой масштабное социальное явление, отражающее такие процессы в государстве, как разложение власти, использование государственными представителями служебного положения в целях личного индивидуального или группового, материального финансового обогащения.

С психологической точки зрения человек необъективно воспринимает понятие справедливости. В случае, если кто — то смог добиться собственных целей при помощи взяточничества, данный факт считается несправедливостью. Но если бы он той же цели добился при содействии того же коррупционного инструмента, то данный факт определялся как справедливый. То есть коррупция является выгодным мероприятием для каждого субъекта рассматриваемого вопроса.

Явление коррупции сопровождает российскую историю на протяжении всего ее существования и становления. Любой закон, направленный на снижение коррупции встречается противодействием со стороны общества, поскольку эта черта является национальных характером, а само взяточничество частью российского менталитета.

Социологи считают, что коррупция в сознании российского населения воспринимается на легитимном уровне и не ассоциируется с чем-то аморальным и незаконным [2].

Основные проблемы, к которым приводит коррупция, заключаются в торможении экономических и социальных преобразований, расширении сектора теневой экономики, сокращении налоговых размеров в казну, нерациональное непродуктивное распределение государственными средствами.

Также коррупция приводит к формированию негативного образа страны, что приводит, в свою очередь, к ухудшению инвестиционного климата в государстве. Более того, коррупция является прочной платформой для развития в стране преступности, террористических и экстремистских проявлений. Коррупция является изнаночной стороной общества, характеризуя и усугубляя его моральный упадок и деградацию [1].

Необходимо обозначить далее причины и основные факторы коррупции:

  1. стремительный непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне мировой глобализации;
  2. необоснованная приватизация, проведенная со огромным количеством правонарушений, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
  3. низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);
  4. изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  5. отсутствие элементарной правовой грамотности, знаний законов со стороны общества;
  6. кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  7. отсутствие развитых институтов гражданского общества [3].

Основополагающим средством для подавления коррупционных схем и мероприятий служит правовая система, которая является неким барьером к осуществлению коррупционных сделок между государственными работниками и населением страны.

Данная правовая система базируется на проведении независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, задача которой заключается в выявлении наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте принимаемых законов, содержащих четкие юридические дефиниции, исключающих неоднозначные формулировки, обладающих понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы, не содержащих коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам противодействия коррупции недопустимо [5].

Однако, данная экспертиза не является достаточной мерой для снижения уровня коррупции в России. Основной посыл и толчок к развитию коррупции производится в силу избыточного администрирования со стороны государства, что в свою очередь, тормозит процессы социального становления и повышения эффективности национальной экономики.

Коррупция как детерминированное явление со стороны государственных органов создает определенный высокий градус тревоги и недоверия ко власти со стороны общества, формируя негативный имидж страны на международном пространстве.

Парадокс в срезе данной тематики заключается в том, что коррупция не будет искоренена, если сами граждане государства не будут ей противоборствовать, и порождать, становится ее источником. Те меры, которые сегодня направлены со стороны государства на борьбу с коррупцией — антикоррупционные комитеты, национальные проекты, продолжат оставаться мало эффективными на фоне латентного положительного отношения ко взяточничеству со стороны общества.

На сегодняшний день статистика показывает, что областью, наиболее подверженной коррупции, является здравоохранение и образовательная система. Таким образом, наиболее уязвимыми сферами оказались те, которые прямым образом отвечают за здоровье и жизнь человека, и его становление как личности [4].

Коррупция процветает в тех областях, где происходит наибольший контакт между людьми, каждый человек обращается в поликлиники и больницы, с раннего возраста студенты приучаются к тому, что можно решить вопрос путем дачи взятки. Данное явление детерминирует собой еще одну острую проблему — отсутствие грамотных специалистов и профессионалов.

Со стороны государственных чиновников коррупционные сделки детерминируются в силу маленьких зарплат, часто отсутствия социального пакета, неэквивалентности оплаты труда. То есть, взяточничество является способом дополнительного заработка и достойного существования, удовлетворения социальных, материальных потребностей.

Коррупция искоренима только при условии всеобщей консолидации, взаимодействия всех сторон, включая государственные институты, самих граждан.

В числе основных стратегий противодействия коррупции должна выступать стратегия устранения условий коррупции, которая в целом замыкается не на коррупционере, а ориентирована на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений.

  1. Архипов Д. К. Коррупция как проблема государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. — № 2. — С.200–213.
  2. Бакаев В. К. Вопросы противодействия коррупции в рамках национальной безопасности // Безопасность бизнеса, 2015. — № 3. — С. 123–150.
  3. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность, 2015. — № 4. — С. 205–214.
  4. Аникин А. Противодействие коррупции // Законность, 2006. — № 5. — С. 170–176.
  5. Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007. — № 7. — С. 290–300.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, сторона общества, правовая система, Россия, снижение коррупции, сторона, сторона государства.

В книге «Мир трех нулей», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», бангладешский банкир, лауреат Нобелевской премии в области экономики Муххамед Юнус рассказывает о кризисе, который переживает мир, его причинах и способах решения. «Сноб» публикует главу, посвященную коррупции


Фото: Library of Congress

Следующая огромная проблема, подрывающая основы эффективного управления, — это коррупция. Иногда люди относятся к ней недостаточно серьезно, говоря: «Коррупция существует во всех странах, включая самые богатые — от нее не застрахован никто. Так зачем поднимать шум?» Некоторые даже приводят примеры стран, которые якобы процветают благодаря коррупции, считая ее способом «смазать колеса» общества и сделать так, чтобы они вращались более мягко.

Коррупция на личном уровне существует в каждом обществе. Периодически скандалы, связанные с нечестностью политиков или представителей бизнеса, возникают даже в странах с развитой и относительно прозрачной экономикой. Но во многих развивающихся странах коррупция распространена повсеместно; она настолько проникла во все сферы, что люди даже перестали протестовать и воспринимают ее как неотъемлемую часть жизни.

В таких государствах коррупция является основным препятствием для эффективного управления. Можно привести шокирующие данные о бюджетных средствах, ежегодно направляемых на коррупционные цели. Но это только одна сторона. Гораздо страшнее, что коррупция разрушает всю систему управления, ликвидирует возможность верховенства закона. Ведь если кто-то может купить любое решение правительства, вердикт суда или повлиять на политику, то законодательство перестает действовать. Когда политическая власть открывает дорогу к капиталам, люди идут на любые преступления, чтобы завладеть таким мощным инструментом. Именно поэтому предвыборные кампании во многих странах так часто сопровождаются насилием.

Обидно наблюдать, насколько изощренной становится политическая коррупция в последние годы. Продажные главы правительств и их политические партнеры научились использовать сложные пиар-технологии для оправдания своих преступлений с помощью ложных сведений — сейчас это принято называть «альтернативными фактами». Через подконтрольные СМИ и своих союзников среди интеллектуальной элиты они внушают обществу, что каждый, кто выступает против них, — предатель и должен предстать перед судом. Таким образом они укрепляют власть и делают практически невозможной борьбу с коррупцией.

Как только коррупция пускает корни в стране, она сразу начинает распространяться на всех уровнях. Человек, работающий в государственных структурах, ожидает взятку за каждую услугу — получается своего рода «персональная надбавка» к регулярному жалованию. Чтобы оправдать эту надбавку и добиться получения дополнительных денег, этот чиновник выстраивает различные барьеры для обращающихся к нему людей. Цена выдачи простого удостоверения личности или приема заполненного формуляра может быть совсем небольшой, поэтому для увеличения своих доходов государственный служащий максимально затрудняет жизнь просителям.

Некоторые чиновники дают понять, что могут предложить клиенту очень дорогие услуги, ясно намекая: для них нет преград в виде законов. Лицензии на ведение коммерческой деятельности, привлекательные правительственные заказы, налоговые послабления, мягкие судебные приговоры — продается и покупается все что угодно. Если же вы жалуетесь на высокую цену, то у вашего партнера из мира бюрократии есть готовый ответ: «Я знаю, что это дорого, но дешевле никак нельзя. Деньги нужно делить между всеми, кто стоит выше в иерархии, вплоть до министра!» При совершении наиболее крупных сделок министр сам ведет переговоры с «клиентом».

Помимо таких переговоров в рамках правительства, в политической коррупции часто задействованы бесчисленные агенты со стороны. Эти люди называют себя консультантами, советниками, агентами, лоббистами, представителями, поставщиками управленческих услуг и т. д. «Ближнее окружение» — друзья, родственники или финансовые партнеры влиятельных политиков — получает самые прибыльные инфраструктурные и другие контракты. На этот «коррупционный сектор» приходится огромная доля национального дохода. Стоимость каждого государственного контракта или проекта увеличивается на сумму, равную размерам «откатов» и других неправомерно потраченных денег. В результате население имеет некачественную инфраструктуру, государственные услуги и продукты, создающие вред здоровью или даже опасные для жизни.

Существует простое правило: чем слабее власть закона, тем выше масштаб коррупции — и наоборот. Самая большая опасность автократии заключается в том, что она приводит к безграничной коррупции в ближайшем окружении руководителя страны. Когда глава правительства становится коррупционером, болезнь превращается в разрушающую основы общества эпидемию, которую невозможно остановить. Перестают функционировать все базовые институты государства, от судебной власти и полиции до вооруженных сил и финансовой системы. Зачастую они превращаются в инструменты подавления акций протеста и становятся гарантией того, что власти предержащие продолжат получать неправедные доходы.

Борьба с государственной коррупцией и «капитализмом для своих» — очень непростая задача. История свидетельствует: там, где происходит сращение денег и власти, люди обычно становятся коррупционерами. Национальные и международные законы и соглашения, запрещающие коррупцию в бизнесе, своих целей не достигли. Многие компании по-прежнему нарушают юридические и этические стандарты; продолжают успешно применяться такие методы, как отмывание денег и вывод в офшоры наличности.

Периодические скандалы в Соединенных Штатах и других развитых странах показывают, что систем, полностью защищенных от коррупции, не существует. Именно поэтому очень важно, чтобы в законе были четко прописаны меры по противодействию злоупотреблению служебным положением, конфликтам интересов и семейственности, и эти меры осуществлялись строго и честно. Те государства, в которых законодательно закреплены и соблюдаются эти меры, имеют лучшие достижения в области борьбы с коррупцией по сравнению с другими.

Чтобы честное правительство во всех странах мира стало нормой, а не исключением, необходимы сознательность населения и подконтрольные органы власти. Отметим важность существования автономных центров силы в государстве — например, независимых судов, которые могут привлечь к ответственности нарушающих закон чиновников. Сильные негосударственные инструменты гражданского общества: независимые СМИ, негосударственные контрольные комиссии, общественные организации, авторитетные колледжи и университеты, — также могут сыграть важную роль в обличении коррупции и потребовать принять меры по ее устранению. Конечно, и сами руководители должны быть примерами бескорыстия и патриотизма, работая на благо страны, а не приходя во власть для того, чтобы разбогатеть самим или дать такую возможность своим друзьям.

Международные организации по противодействию коррупции, в частности Transparency International, достойны уважения за то, что они привлекают внимание общественности к коррупции в разных странах. Особенно мне нравится ежегодно публикуемый этой организацией Индекс восприятия коррупции по странам (Corruption Perceptions Index). Я бы хотел, чтобы эксперты Transparency International к этому индексу добавили еще один — Индекс восприятия выборов. Изучая два этих индекса вместе, люди в любой момент увидят взаимосвязь между ними и в случае необходимости смогут предпринять необходимые меры для устранения имеющихся нарушений. Они поймут, что улучшение ситуации в одной области приведет к улучшению и в другой. Надеюсь, Transparency International обдумает мое предложение.

Мир должен настаивать на принятии энергичных мер по противодействию коррупции в повседневной работе правительств. В противном случае мы будем продолжать дорого платить за то, что наши усилия по строительству общества с эффективным управлением закончились провалом.

Проблема не в правительстве

Надеюсь, мои рассуждения не сформировали у вас впечатления, что «правительство — это проблема», и решение состоит в том, чтобы «было меньше правительства», или даже «чтобы правительства вообще не было». Народ — это правительство, а правительство — это народ. Без эффективного руководства не может существовать ни одна страна, оно является гарантом экономического и социального развития. Роль правительства в жизни общества очень важна. Мы хотим, чтобы оно было хорошим, идеальным, совершенным — и чем ближе оно к совершенству, тем незаметнее его присутствие в жизни каждого человека и общества в целом.

Конечно, правительство не может занять место индивидуальных предпринимателей. Но эффективно работающее правительство помогает предпринимателям полнее раскрыть их творческий потенциал. Страны, добивающиеся больших успехов в борьбе с нищетой и бедностью, в повышении уровня жизни, защите окружающей среды и стимулировании личностного роста рядовых граждан обычно имеют сильные, стабильные, честные и эффективные правительства.

Именно такая модель сложилась в некоторых государствах Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. В этих странах население в основном доверяет своему руководству, несмотря на существование серьезных противоречий. Обычно люди здесь могут обратиться за помощью, чтобы разрешить эти противоречия. Неужели правительства этих государств никогда не нарушали обязательства вести себя честно и справедливо? Конечно, нарушали. Допускали ошибки, которые приводили к замедлению экономического роста, сохранению бедности, относились с пониманием к неравенству? Опять-таки да. Но некоторые из базовых характеристик работы этих правительств, в том числе уважение к закону, поддержка экономических свобод, быстрое реагирование на нужды граждан, находящихся на любых ступенях социальной лестницы, оказались важными составляющими их социального и экономического успеха.

На этом фоне некоторые государства третьего мира, где уважение к правам и свободам человека намного слабее, проигрывают и в экономическом развитии. Разница очевидна, и она лишний раз подчеркивает важность эффективного управления — но не как замены индивидуальной инициативы, а как необходимого средства ее поддержки.


Коррупция в России является одной из главных проблем страны наряду с низким уровнем доходов граждан и недостаточным развитием инфраструктуры. Особенно большой вред акты коррупции наносят государству и обществу, будучи совершёнными в государственных органах или органах местного самоуправления. Коррупция в таком случае не только нарушает права граждан, но и ухудшает статус власти в целом [1, с. 76].

Центральное звено коррупции — взяточничество, которое является одним из опаснейших видов должностных преступлений против государственной власти. Взяточничество — обычай брать взятки, караемые законом; систематическое пользование взятками [2, с. 82].

Взятка, в свою очередь, — плата или подарок должностному лицу за совершение каких-нибудь незаконных действий по должности в интересах дающего.

В настоящее время принято считать, что коррупция — преступление, несущее вред обществу и нарушающее права человека и гражданина. Но так считалось не во все времена.

М. Вебер считал, что в том случае, если коррупция усиливает позиции элиты, которая выступает гарантом ускорения общественных изменений, коррупция является приемлемой для общества. Его сторонники считают, что коррупция, выполнив свои экономические (стимулирование инвестирования и предпринимательства за счёт ускорения прохождения бюрократических преград) и политические функции, исчезает.

Сторонники институционального подхода (например, С. Хантингтон) утверждал, что коррупция — единственно возможное средство постепенного создания демократических политических институтов. Тот факт, что индустриализация формирует новые постоянно меняющиеся источники власти и богатства, новые требования к социуму и политике, не позволяют формировать политическую институционализацию [3, с. 40].

В качестве способа выявления коррупционных правонарушений может выступать общественное мнение [4, с. 150]. Во многих европейских странах (например, в Дании), общество пристально следит за деятельность бюрократического аппарата, особенно руководящих постов, и подозрения общественности в совершение акта коррупции может послужить сигналом для правоохранительных органов к проведению проверок.

Способом предупреждения коррупции должно выступать формирование в обществе негативного образа коррупции.

Воспитание в обществе нетерпимости к взяткам — не единственный способ борьбы с коррупцией. Как рассматривалось ранее, к коррупционерам также применяются меры, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации [5, с. 24].

В России за 2016 год за совершение коррупционных преступлений были осуждены свыше 13 тыс. человек, по данным Генеральной прокуратуры России.

Всего в истекшем году за совершение коррупционных преступлений осуждено 13 183 человека.

Всего в 2016 году было выявлено более 300 тыс. нарушений коррупционной направленности. По результатам их рассмотрения 72,6 тыс. лиц были наказаны в дисциплинарном порядке, в том числе 383 лица были уволены в связи с утратой доверия. По материалам прокуроров следственные органы возбудили 3,7 тыс. уголовных дел [6, с. 17].

В истекшем году прокурорами инициировано более 360 процедур контроля за расходами чиновников, в суды направлено 29 исков об обращении в казну государства имущества, приобретенного на сокрытые доходы. Общая его стоимость превысила 350 млн руб.

По исполненным решениям суда в доход государства были обращены 12 объектов, стоимость которых составила более 34 млн рублей.

Стоит отметить, что по данным Судебного департамента при Верховном суде, число лиц, которым суды выносят приговоры за коррупцию в России, ежегодно в среднем увеличивается на 1,5 тысяч человек. Если в 2012 году за коррупционные преступления в России было осуждено 6 тысяч человек, в 2013–8,5 тысяч, в 2014 году — 10,7 тыс., в 2015 году — уже 11,5 тыс. человек.

При этом больше всего осуждается за дачу взяток. Если в 2012 году за такие преступления были осуждены 2 тысяч человек, то в 2015 году суды вынесли приговоры в отношении 5,2 тыс. взяткодателей [6, с. 14].

Размер материального ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, в 2016 году составил 43,8 млрд руб. Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупции составляет примерно 10 % от общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по России.

Что касается мер по компенсации нанесенного вреда, то за последние полтора года суды удовлетворили гражданские иски прокуроров и потерпевших более чем на 11 миллиардов рублей. Коррупционеры добровольно погасили ущерб на 6,8 миллиарда рублей. Кроме того, у них изъяли деньги и ценности почти на 10 миллиардов рублей и арестовали имущество на 34,6 миллиарда.

В этом году осуждено 9932 лица за совершение коррупционных преступлений, из которых 984 должностных лица правоохранительных органов, то есть около 10 %. За коррупцию осуждены 629 сотрудников органов внутренних дел, 134 сотрудника Федеральной службы судебных приставов, 45 сотрудников наркоконтроля, 38 — Таможенной службы, 18 — Следственного комитета [6, с. 15].

Стоит отметить, что кривая коррупции пошла вверх не из-за ее естественного роста, а как следствие повышенного внимания к проблеме со стороны правоохранительных структур, в частности — Генпрокуратуры. Например, фактов взяточничества было выявлено почти на пять процентов больше, чем годом ранее.

Такое внимание к данному вопросу неслучайно: анализ показал, что доля коррупционных преступлений в общей массе — всего 1,5 процента, но материальный урон от них составляет седьмую часть общего ущерба, причиненного криминалом (по данным за 2016 год).

Сегодня усилия правоохранителей сосредоточены не только на сомнительных доходах чиновников, но и на благосостоянии их ближнего круга. За последние три года прокуроры предъявили более 40 исков на 2,4 миллиарда рублей. Суды удовлетворили 20 из них на общую сумму свыше двух миллиардов рублей. Важно, что эта методика применяется все чаще и из разовых акций превращается в устойчивый механизм.

Примечательно, что в РФ самым распространенным наказанием за коррупцию являются штрафы. Именно к ним приговариваются более половины осужденных коррупционеров. Вторым по частоте является условное лишение свободы. К реальному лишению свободы приговаривается примерно каждый восьмой коррупционер.

Например, в Орле суд удовлетворил исковое заявление прокурора об обращении в доход государства имущества местного депутата, приобретенного на неподтвержденные доходы. У него изъяли помещения хозяйственного назначения стоимостью 28 миллионов рублей, приобретенные в 2013 году, когда официальный доход депутата составлял 5,4 миллиона [7, с. 90].

В минувшем году в поле зрения прокурорских работников находились не только действующие, но и бывшие чиновники. Антикоррупционное законодательство предусматривает еще один способ пресечения коррупционных связей, которым раньше широко пользовались нечестные чиновники.

Несмотря на то, что ежегодно тысячи чиновников и рядовых граждан осуждаются за совершённые акты коррупции, её уровень по-прежнему остаётся высоким.

Таким образом, коррупция является одной из основных проблем современной России, волнующих население. Но примерно 40 % общества смирилось с тем, что коррупция — нормальное явление, которое было, есть и будет. Таким образом, общественное мнение как способ выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в Российской Федерации является малоэффективным как на федеральном уровне, так и на уровне муниципальных образований [8, с. 74].

Ежегодно за коррупционные преступления к ответственности привлекаются 10–15 тысяч человек. К уголовным наказаниям, в том числе к тюремному заключению, приговариваются как рядовые служащие на местах, так и высокопоставленные чиновники. Часть из них заслуживают общественного порицания, другие же находят поддержку даже после миллионных взяток и хищений. Привлечение к ответственности как способ борьбы с коррупцией является относительно эффективным в России, поскольку темпы расследования коррупционных преступлений весьма низкие, раскрывается лишь малая доля правонарушений [9, с. 151].

Высокий уровень коррупции в России известен и в мировом масштабе. В 2013 году Россия заняла 127 место в рейтинге коррупционной восприимчивости. Демократические способы борьбы с коррупцией как в Дании, либеральные как в Новой Зеландии или авторитарные как в Китайской Народной Республике не гарантируют низкого уровня коррупции. Меры, необходимые для борьбы с коррупцией, для каждой страны сугубо индивидуальны и зависят от таких факторов, как менталитет населения, историческое развитие, культурные ценности и другие.

  1. Лысков А. Г. Меры по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты // Российский юридический журнал. — 2016. — № 4. — С. 75–80.
  2. Астанин В. В. Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском законодательстве // Российский юридический журнал. — 2016. — № 4.- С. 81–83.
  3. Киселев И. А. Актуальные вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства в Российской Федерации // Следователь. — 2016. — № 2. — С. 37–42.
  4. Дупленко Н. Г., Дрок Т. Е. Влияние экономических санкций на предпринимательскую активность в приграничном регионе на Примере Калининградской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — Т. 5. — № 4 (17). — С. 148–151.
  5. Актуальные экономические исследования калининградских вузов: Сборник научных трудов / Союз землячеств приморских регионов; Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт экономики и менеджмента. Казань, 2017. Том Выпуск 1.
  6. Гуреев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросы экономики. — 2017. — № 1. — С. 11–18.
  7. Егорова Н. О национальном плане противодействия коррупции / Наталья Егорова // Уголовное право. — 2016. — № 6. — С. 88–93.
  8. Дупленко Н. Г. Проблемы оценки потенциала развития предпринимательства в муниципальных образованиях региона // В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития экономики Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2014. С. 71–75.
  9. Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право: Учебное пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2015. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, коррупция, преступление, взяток, Дания, коррупционная направленность, лицо были, материальный ущерб, общественное мнение, Российская Федерация.

Похожие статьи

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции.

Россия, коррупция, преступление, Российская Федерация, общественное мнение, материальный ущерб, лицо были, коррупционная направленность, Дания, взяток.

Основные направления осуществления антикоррупционной.

Россия, коррупция, преступление, Российская Федерация, общественное мнение, материальный ущерб, лицо были, коррупционная направленность, Дания, взяток.

Проблема коррупции и методы борьбы с ней в современной.

Россия, коррупция, преступление, Российская Федерация, общественное мнение, материальный ущерб, лицо были, коррупционная направленность, Дания, взяток. Антикоррупционная политика: проблемы формирования.

Коррупционное преступление | Статья в журнале.

Ключевые слова: получение взятки, коррупция, преступления коррупционной направленности, 290 УК РФ

УК РФ, должностное лицо, преступление, дача взятки, взяточничество, получение взятки, Россия, общий показатель преступности, уголовная.

Взяточничество как наиболее характерная и распространенная.

Ключевые слова: получение взятки, коррупция, преступления коррупционной направленности, 290 УК РФ, взяточничество, мздоимство, лихоимство.

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния.

Коррупция: практика борьбы в России и в Чеченской Республике.

Россия, коррупция, преступление, Российская Федерация, общественное мнение, материальный ущерб, лицо были, коррупционная направленность, Дания, взяток.

Криминологическая характеристика коррупции | Статья в журнале.

Причины и условия совершения коррупционных преступлений. коррупционная преступность, Россия, коррупция, служащий, Российская Федерация, причина, причина преступности, получение взяток, дача взятки, III.

Некоторые подходы к определению признаков и понятия.

УК РФ, коррупционное преступление, преступление, коррупционная направленность, дача взятки, имущественная выгода, коррупционная сделка, передача взятки, получение взятки.

Коррупционные преступления в Российской Федерации имеют глубокие исторические корни.

Анализ коррупционных проявлений в России | Статья в журнале.

Ключевые слова: получение взятки, коррупция, преступления коррупционной направленности, 290 УК РФ, взяточничество, мздоимство.

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции. УК РФ, Россия, коррупция, общественный контроль, лицо.


В данной статье описываются понятия коррупции и антикоррупционной деятельности, рассматриваются проблемы данного проявления, а также предложения по повышению эффективности борьбы с ней.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная деятельность, взятка, борьба с коррупцией.

В настоящее время коррупция является губительной силой для всего человечества в целом. По словам Хабриевой: «общепризнанным является тот факт, что коррупция представляет собой сложное, многоаспектное, системно организованное социальное явление, объединяющее в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, политическую и даже этическую составляющие» [5, с. 24].

Не зря говорят, что коррупция — это своего рода феномен, так как до сих пор нет целостного понимая сути интересующего нас социального явления. В словарях, научной литературе содержится множество дефиниций коррупции, часть из которых выработана наукой (доктринальные определения), а другие заимствованы из действующих нормативных актов (легальные определения).

Рассмотрим одно из доктринальных определений коррупции. Так, по мнению Н. Яковлевой, «коррупция — это противоправное, устойчивое антигосударственное аморальное социальное явление, порождающее непримиримый конфликт интересов между общенациональными (государственными) и частными интересами, между общественным долгом и личной (групповой, корпоративной) выгодой, между конституционными интересами демократического правового социального государства и реальной практикой распределения и потребления общественного достояния» [6, с. 211].

В качестве примера легального определения интересующего нас термина можно привести ту его дефиницию, которая содержится в Федеральном законе РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» она определена следующим образом: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» [1].

Следует заметить, что в последнем из всех приведённых определений необходимо внести небольшие корректировки, т. к. о коррупции невозможно говорить только с получением материальной выгоды. Ведь в теориях международного сообщества имеются основания полагать, что коррупция может быть и нематериальной и т. д.

Переходя к рассмотрению определения антикоррупционной деятельности нужно не забывать, что его нет ни в одном из законов, касающихся коррупции. Данное определение имеет свою определённую специфику, поэтому у каждого исследователя есть свой взгляд при его написании.

По мнению А. П. Писаренко, понятие «антикоррупционная деятельность» можно определить следующим образом: «это деятельность государства, подотчетных ему органов и должностных лиц, институтов гражданского общества, бизнеса и отдельных индивидов, направленная на противодействие коррупции и её проявлениям, выражающаяся в её предупреждении, нейтрализации и ликвидации» [3, с. 72]. Из этого определения можно сделать вывод о том, что несмотря на более качественное антикоррупционное законодательство в России, поистине говоря выдающихся результатов так и не достигнуто.

В начале 2021 года Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 год. К сожалению, Россия до сих пор показывает не лучшие результаты. В этот раз набрала 30 баллов из 100 и заняла 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали.

Следует ещё упомянуть, что анализируя наши законы, которые касаются антикоррупционной деятельности, также имеют далеко не показательный результат. Хотя надо признать, что при условии действия всех нормативных актов борьбы с коррупцией в совокупности реально (а не номинально), тогда это могло бы принести позитивный результат [4, с. 173].

Необходимо учитывать тот факт, что одним из наиболее эффективных способов борьбы с коррупцией не только во всем мире, но и в России является общественная неприязнь к ней. Все мы прекрасно знаем тот факт, что дерево гниёт с корня, так и тут. Всё начинается с бытового уровня. При помощи соцопросов можно понять, что граждане нашей страны порой положительно смотрят на то, чтобы решить свои бытовые проблемы с помощью взяток.

Как уже было упомянуто выше, что в России отсутствует общественная неприязнь к коррупционным деяниям. Безусловно, негативное мнение присутствует, но если взглянуть на статистику, то можно сразу определить, что люди не совсем готовы отказаться от решения своих проблем при помощи коррупции. И ведь совершенно зря. Во многих других странах, позиции которых находятся в первой десятке ежегодного индекса восприятия коррупции, данный критерий позволил снизить уровень коррупции до минимума. Рассмотрим, как данный критерий помогает снизить коррупционные деяния в Швеции. В данной стране очень хорошо налажена работа у СМИ с правоохранительными органами. Если в СМИ попадает коррупционная огласка, сотрудники полиции тут же начинают своё расследование, а не пускают всё на самотек. Сами же шведы предпочитают сразу сообщать о фактах коррупции, видя работу двух органов со стороны. В этой ситуации сразу понятно, что у людей просыпается желание помочь в раскрытии коррупционных деяний [3, с. 73]. Один из немало важных моментов является то, что над вопросами общественного сознания работает общественная организация.

Имеются и положительные сдвиги антикоррупционной деятельности. В России имеется рост увеличение раскрытия уголовных дел по «верхушечной» коррупции. Данное суждение можно подтвердить следующими фактами: дело бывшего вице-губернатора Владимирской области Дмитрия Хвостова, дело совладельца компании «Росгосстраха» Данила Хачатурова, дело А. Улюкаева, преследование Д. Захарченко и т. д. Сейчас уже можно говорить, что и раскрытие уголовных дел «низовой» коррупции за последние несколько лет также начали набирать оборот.

Одним из значимых событий уходящего 2021 года, безусловно, стало утверждение главой государства В. В. Путиным нового Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы. Данный документ учитывает всю приоритетную деятельность по стратегическому планированию. Хотелось бы подчеркнуть, что в выполнении Национального плана будут задействованы многие государственные органы, но Генпрокуратуре для этого выделана основная роль. В основе главной задачи лежит укрепление приоритетной площадки по трансграничному сотрудничеству в сфере антикоррупционной деятельности.

Основные приоритеты антикоррупционной деятельности за последнее время в основном не менялись. Генпрокуратура будет прилагать усилия, чтобы как можно больше снизить уровень коррупции, дабы не препятствовать гражданам их реализации прав и развитию общества.

Имеются некоторые рекомендации, которые, возможно, смогут положительно повлиять на реализацию антикоррупционной деятельности в Российской Федерации. Из них можно выделить следующие:

  1. Повысить уровень юридической грамотности населения, а также культурного и образовательного.
  2. Улучшить трактовку в законах, в том числе устранить возможность толкование норм права в произвольной форме.
  3. Необходимо принимать меры защиты лиц, которые сообщают о коррупционном деянии.
  4. Поставить запрет на приобретение имущества должностным лицам за рубежом.
  5. Улучшить систему контроля над должностными лицами, а также усилить прозрачность их деятельности.
  6. Расширения перечня имущества, стоимость которого не соответствует законным доходам чиновников, для дальнейшего изъятия его во благо государства.

После всего сказанного, следует сделать вывод о том, что нельзя не согласиться со словами В. В. Путина: «Коррупция в нашей стране уже давно стала одной из самых главных проблем, решение которой требует серьезного подхода». Если говорить об антикоррупционной деятельности, то в нашей стране это является одним из слабых звеном. Соответственно, одной из приоритетных задач российского современного государства является минимизация коррупционных деяний.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная деятельность, Коррупция, Россия, млрд рублей, раз, CPI, взяток, общественная неприязнь, помощь взяток, уровень коррупции.

Негативные последствия коррупции в государстве

Коррупция – это социальное зло, которое заключается в том, что государственные чиновники и другие высокопоставленные лица используют деньги народа (налоги) на достижение своих целей. В результате, население не получает качественной медицины, нормальной работы правоохранительных систем, социальных служб.

Коррупция есть во всех странах, но у некоторых она обретает характер политической системы, когда злоупотребление положением становится нормой.

Общая информация

Коррупция существует же давно, хотя о ней говорят сравнительно небольшой промежуток времени. Пока есть люди, которые могут принимать решения (а такие будут всегда), найдутся те, кто хочет повлиять на них.

В широком понимании этого термина коррупция являет собой злоупотребление властью с целью получения дохода или получения иной выгоды: захвата власти, лоббирования интересов определенных групп, поддержка своего бизнеса и так далее.

Фактически коррупция – это форма мошенничества. Государство присваивает себе не свои деньги. Толкований этого понятия много, но все они видят коррупцию, как уголовно преследуемую деятельность.

Коррупция – явление многоплановое, и она бывает одного из таких видов:

  1. Экономическая. Непосредственно получение денежной выгоды вследствие незаконных действий. Сюда относится подкуп, взяточничество. Также сюда относится лоббизм в негативном понимании этого термина. То есть, преследуются интересы конкретных лиц, а не категорий населения. Когда, например, общественные организации лоббируют интересы групп, которых они защищают (например, права студентов, детей или малообеспеченных), такое лоббирование является положительным. А вот защита интересов чиновников, крупных предпринимателей (более известных, как олигархат) – это коррупция.
  2. Политическая. Сюда входят действия, направленные на узурпацию власти. В качестве примеров можно привести незаконное финансирование партий, подавление прав и свобод граждан, массовые фальсификации на выборах, недопуск независимых кандидатов, ограничение возможностей для рекламы определенным партиям и политикам.
  3. Криминальная. Когда государственные чиновники непосредственно погрязают в криминальных схемах.

Коррупция

Коррупция может затрагивать абсолютно все сферы жизни общества, не только государственное управление. На территории постсоветского пространства она широко распространена в бизнесе, полиции, образовании, религии. Причем часто интересы каждой из этих сфер пересекаются. Например, государство может влиять на религию, чтобы удержать президента на своем посту или же подчинить большую часть общества своей воле.

Вмешательство в религию на государственном уровне практикуется сразу несколькими странами постсоветского пространства.

Последствия

Последствия коррупции обширны:

  • Если государство вмешивается в религиозные дела, это вредит самой религии. Например, во времена раннего СССР батюшки массово докладывали в спецслужбы о грехах своих прихожан. Следовательно, люди не хотели каяться в своих грехах, боясь получить наказание, зачастую несправедливое (поскольку государственная система тоже была погрязшей в коррупции).
  • Некачественное здравоохранение. Поскольку деньги, выделенные на медицину, оседают в карманах чиновников и государственных деятелей разных уровней, на лекарства, научные исследования и обслуживание пациентов остается очень мало денег. Это стимулирует коррупцию в сфере здравоохранения, поскольку взятка для врача остается единственным способом выжить. Поскольку медицина лишается такого мощного источника финансирования, прекращаются исследования в области разработки инновационных методов лечения. Здравоохранение стагнирует, а потом и вовсе деградирует.
  • Плохое образование. Коррумпированное государство выделяет на образование очень небольшие деньги, чем убивает двух зайцев. Во-первых, оно может присвоить деньги себе. Во-вторых, необразованное население не будет критически оценивать действия чиновников и задавать неудобных вопросов. А интеллигенцию нужно подавлять. Это приводит к оттоку мозгов (самого ценного ресурса в 21 веке) за границу. Как следствие, инновации начинают внедряться в других странах. Но коррумпированное правительство интересует только собственная нажива.
  • Разложение правоохранительной системы. Вместо того, чтобы защищать права граждан, полиция начинает оберегать права властимущих, разгоняя митинги, устраивая репрессии. Поэтому настоящие преступники оказываются пойманными. Просто полицейского ресурса на них не хватает, они заняты более «важными» вещами, чем поимка воров и убийц – поддержка политического режима.
  • Упадок предпринимательства. Как-то вести бизнес можно лишь через откаты всем возможным инстанциям. Как следствие, у предпринимателя почти ничего не остается, особенно если бизнес мелкий. В это же время в коррумпированном государстве олигархат только расцветает.
  • Отсутствие открытых социальных лифтов.
  • Деградация экономики. Не развиваются многие отрасли, чудовищная инфляция, недиверсифицированность экономики – это все следствия коррупции. Типичный пример – некоторые страны постсоветского пространства. Тех немногих отраслей, которые в ней действительно расцвели, вполне достаточно для обогащения верхушки. Зачем еще что-то развивать?
  • Развал армии. В конечном итоге, падение экономики приведет к отсутствию денежных поступлений в армию. В коррумпированном государстве финансирование этой сферы останавливается в последнюю очередь, но из-за проблем с экономикой и здесь начинается бедность. Как следствие – вооруженный мятеж.

Коррупционер

Вывод

Таким образом, коррупция вредна не только для населения, но и для власти в долгосрочной перспективе. Это подтверждается множеством исторических примеров, начиная падением Римской империи (которое началось именно после роста уровня коррупции) и заканчивая недавним падением некоторых империй мирового масштаба. Коррумпированная власть рано или поздно плохо кончает. Но желание сиюминутной выгоды затмевает все.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: