Почему казахстан провозглашает себя демократическим светским правовым и социальным государством

Обновлено: 01.05.2024

Управление общественного развития города Алматы и политолог – о свободе вероисповедания и о том, почему в Казахстане государство отделено от религии.

Согласно исследованиям Gallup International, свыше 60% людей, населяющих нашу планету, считают себя верующими и живут в светских государствах. Но только 25% стран последовательно придерживается светских принципов. Остальные в той или иной мере допускают религиозную "примесь" в общественной жизни и государственных делах. Что представляет собой сегодня светское государство? На каких столпах оно покоится? С этими вопросами мы обратились к казахстанскому политологу Замиру Каражанову.

Конституция РК. Статья 1:

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

– Прежде всего хотелось бы уточнить, что входит в понятие "светское государство"?

– На данный вопрос трудно дать однозначный и исчерпывающий ответ. Суть идеи состоит в отделении церкви от государства. Но это только суть. Мы прекрасно понимаем, что фраза "Богу – богово, кесарю – кесарево" появилась не в наши дни, а более трёх тысяч лет назад. Реализовать же её на практике, да ещё и в полном объёме, оказалось непростой задачей.

В академических кругах по вопросу светского государства, а точнее, его признаков, ведётся дискуссия. Чаще всего говорят о невмешательстве духовенства в дела государства. Называют и другие критерии: отсутствие официальной религии, добровольное (непринудительное. – Ред.) вероисповедание, невмешательство государства в частную жизнь – человек сам волен выбирать свою веру, религиозные догматы не могут выступать источником права. Другие ссылаются на запрет государственного финансирования религиозных объединений.

В Казахстане мы видим ограничения на создание политических партий по религиозному признаку, нет официальной религии, практикуется невмешательство религиозных объединений в государственные дела. Поскольку у нас нет официальной религии, источником права не могут выступать религиозные каноны.

Справка. Закон РК "О политических партиях"

Ст. 5: "Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности граждан, а также создание в государственных органах и органах местного самоуправления первичных партийных организаций политических партий".

Ст. 7: "В наименовании политической партии не допускаются указание на национальные, этнические, религиозные, региональные, общинные и гендерные признаки, использование имён и фамилий её лидера, исторических личностей".

При этом мы видим, как президент РК поздравляет с религиозными праздниками мусульман и православных. Но связано это с тем, что речь идёт о двух крупных конфессиях Казахстана. У нас есть религиозные праздники, которые объявлены выходными днями. Но это не значит, что у нас есть официальная религия. Делается это с одной целью – пойти навстречу верующим.

Вообще, в мире существует много стран, в конституциях которых декларируется светское государство. Если разобраться, они имеют свои специфические особенности.

К примеру, в одних странах говорят, что религиозные объединения не имеют право вмешиваться в дела государства, в других – государство не должно вмешиваться в жизнь церкви. Казалось бы, разница небольшая, но существенная. Или другой пример, в Германии правительство возглавляет Христианско-демократический союз Германии (ХДС), но от этого государство не перестаёт быть светским. Одним словом, универсального лекала нет.

– Как вы считаете, быть светским государством – для Казахстана оправданный выбор?

– Думаю, этот выбор вполне оправдан. В стране, где существует несколько конфессий, при этом нет явного доминирования одной из них, светское государство не имело альтернативы. Но в качестве критерия оценки всё-таки следует рассматривать эффективность: способность поддерживать стабильность, избегать эскалации насилия на религиозной почве, обеспечивать устойчивое развитие экономики, общества, страны.

– На ваш взгляд, с какими вызовами сегодня сталкивается светское государство в мире?

– Вызовы есть, так как мы живём в непростое время. Сегодня влияние конфессий в обществе усиливается. Сама по себе данная тенденция не опасна. Угрозу представляет радикализация на религиозной основе. Причём приходится говорить не только о фанатиках, но и о фобиях. Если в мире одни люди от имени Всевышнего участвуют в терактах, то другие – расстреливают прихожан. В обоих случаях это неприемлемое поведение.

В будущем такие тенденции могут усилиться. Со второй половины ХХ века мы наблюдаем рост мигрантов в мире, следует принимать во внимание и демографические процессы. Прирост населения в бедных странах выше, чем в богатых, и социально-экономических проблем там больше. Увеличивается не только численность их граждан, но и верующих той или иной конфессии.

В этих странах мы видим большую долю мусульман, при этом удалось не только сохранить светский характер государства, но даже провести модернизацию экономики. Во всех этих странах действуют свои правовые рамки, определяется роль конфессии в жизни общества.

Главный критерий: какая бы ни была модель государства, она должна быть стабильной, обеспечивать устойчивое развитие экономики, общества и при этом не ограничивать права граждан на вероисповедание.

– Можно ли толерантность рассматривать как элемент светского государства?

– Толерантность не является определяющим признаком светского государства. Но факт остаётся фактом, стабильность светского государства невозможно обеспечить без толерантности, поскольку речь идёт о культуре общества и его индивидов. Естественно, если население толерантно, то в такой среде трудно разжигать вражду или ненависть на религиозной почве. А значит, снижаются риски для светского государства. Но если общество чувствительно реагирует на вопросы веры, то и светским принципам покоя не будет.

– Когда говорят о светском государстве, также упоминают о секуляризме. Насколько этот принцип реализуем в современном мире, где часто приходится сталкиваться с эскалацией насилия на религиозной почве?

– Вообще-то секуляризм – это концепция, учение, мировоззрение. Понимание того, что государство и конфессии должны быть отделены друг от друга. Это идеал, к нему стремятся. Сторонники этой идеи в своё время были инициаторами построения светских государств. Другое дело, что секуляризм, как учение, может сталкиваться с кризисом. Проще говоря, его постулаты перестают отвечать действительности.

Такие случаи имеют место в практике. В своё время в Германии на политическом уровне признали, что мультикультурализм не работает. А ведь тоже речь шла об идее о том, что в обществе могут спокойно уживаться представители разных культур, верований, наций. Любая идея рано или поздно может столкнуться с суровой реальностью, так как реальность не стоит на месте.

Что такое секуляризм?

От англ. secular (светский), – это концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий.

В этом нет ничего страшного, мир меняется, идеи эволюционируют. В отличие от мультикультуризма секуляризм не сталкивается с серьёзными вызовами. Причина эскалации насилия на религиозной почве заключается не в отделении конфессии от государства, а в социально-экономических процессах, накопившихся проблемах, в том числе в духовной сфере общества.

– Должно ли государство если не вмешиваться, то по крайней мере контролировать духовную сферу общества?

– Государство – это инструмент. В какие сферы общества имеет право вмешиваться правительство, должно определять само общество. Поэтому вопрос "границ и рамок" – это политическое решение. В мире много разных стран, где правительства имеют разные полномочия в духовно-религиозной сфере.

Границы государства в духовной сфере проводятся не произвольно. Учитывается много факторов, в том числе оценка ситуации в религиозной сфере. Границы могут быть пластичными.

В Японии в послевоенный период действовало либеральное законодательство. В стране не требовали даже регистрации религиозных объединений. После газовой атаки секты Аум Синрекё в 1995 году правительство получило право приостанавливать их деятельность, если те нарушают законы. Религиозные организации также должны были раскрывать свои активы.

Что касается Казахстана, то у нас более сложная ситуация. Рядом с нами есть горячие точки Среднего и Ближнего Востока. Наши граждане были среди боевиков в Сирии, да и о терактах мы знаем не понаслышке. Подобные обстоятельства, конечно же, заставляют более пристально следить за конфессиями и духовной сферой общества.

Свобода вероисповедания – это конституционное право наших граждан, но не стоит забывать о том, что в Конституции РК есть и другие права, в том числе право на безопасность.

F7A5D29

Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РК, фоно запись гимна.

Используемая литература.

1. "Конституция Республики Казахстан"

3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.

I . Организационный момент.

Настрой на занятие

II . Проверка пройденного материала

1. Индивидуальный опрос 10 мин

2. Тесты 15 мин

III Объяснение новый темы 25 мин

- Понятие Конституций РК

IV . Закрепление темы: 15 мин

Соревнование между между командами:

1."Публичная лекция"

2."Президент в жизни народа"

3.игра "Да и нет"

4.Игра "Продолжи фразу"

5. «Кто быстрее?»

6. Открытая кафедра

7. Блиц-турнир

V . Подведение итогов 3 мин

VI . Домашнее задание 2 мин

Организационный момент: Определение новый темы, цели урока, план урока.

II . Проверка пройденного материала

1. Индивидуальный опрос по теме «Местные государственные управление и самоуправление»

1. На какой срок избирается Президент РК, согласно Конституции страны?

2. Когда в РК был принят новый текст Гимна Республики?

А. сентябрь 1993г.

В. декабрь 1992г.

3. Какое количество областей насчитывается в РК на современном этапе?

4. Каким государством по форме государственного устройства было СССР?

5. Кто по Конституции РК является главой государства?

6. Какие государственные органы формируются путём выборов?

D. министерства и ведомства

Е. Комитет Национальной Безопасности

7. Кто возглавляет местный исполнительный орган в РК?

С. Председатель Совета

D. депутат парламента

8. Что означает понятие « тоталитаризм» от лат.« totalis »?

А. весь, полный, целый.

9. Единственным источником государственной власти в Казахстане является:

Е. Верховный суд

10. Кто, согласно Конституции РК, имеет право выступать от имени народа в РК?

А. акимат и парламент

В. Мажилис и акимат

С. президент и парламент

D. Мажилис и Президент

Е. нет верного ответа

11. Что, согласно Конституции РК, является священным долгом и обязанностью каждого её гражданина?

А. защита символов

D. защита памятников

Е. все перечисленное

12. Когда появилось понятие «государство»?
13. Кто ввёл в оборот понятие «государство»?

14. Что такое государство?

А. коллектив индивидов, объединившихся в определённых интересах

В. политическая система, которая управляет социальными, экономическими, политическими отношениями между индивидами.

С. норма поведения, регулирующая общественные, социальные, экономические интересы

D . определенная система всех правовых норм

Е . все перечисленное

15. Государство, рассматривающее интересы народа:

А. деспотичное государство

В. авторитарное государство

С. демократическое государство

D . тоталитарное государство

Е. нет верного ответа

2- Вариант

1. День независимости Республики Казахстан

2. Республика Казахстан утверждает себя:

А. демократическим государством

В. тоталитарным государством

С. авторитарным государством

D . универсальным государством

Е. либеральным государством.

3. Высшими ценностями Республики Казахстан являются:

А. демократические основы государства

B. правовые основы государства

D. человек, его жизнь, права и свободы

E. недра и нефть.

4. Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан являются:

А. общественное согласие

B. политическая стабильность

C. экономическое развитие на благо всего народа

D. казахстанский патриотизм

E. все выше изложенное

5. Гражданин Республики Казахстан:

А. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст.165 УК РК «Государственная измена»

В. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст. 160 УК РК «Геноцид»

C. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст. 156 УК РК «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»

D. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст. 164 УК РК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды»

Е. ни при каких условиях может быть лишен гражданства.

6. Имеют право состоять в политических партиях:

C. работники органов национальной безопасности

Е. сотрудники правоохранительных органов.

7. Президент РК является

А. главой исполнительной власти

В. главой Правительства

C . ответственное должностное лицо

D. главой государства

Е. глава законодательной власти.

8. Президентом РК может быть избран гражданин не моложе:

9. Президентом РК может быть избран гражданин по рождению проживающий в Казахстане не менее:

10. Парламент состоит из:

11. Кому принадлежит заслуга введения в оборот понятия «государство»?

12. Основным назначением данной функции государства является отражение вооруженной агрессии, защита территориальной целостности?

А. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности

В. Функция интеграции в мировую экономику

С. Функция налогообложения

D . Функция обороны

Е. Экономическая функция

13. Выделите государство, по форме правления являющееся президентской республикой:

14. Выделите государство, по форме правления являющееся парламентской республикой:

15. Выделите государство, по форме правления являющееся республикой смешанного типа:

III Объяснение новый темы 25 мин

- Понятие Конституций РК

Конституция Республики Казахстан

Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.

Принятая на общенациональном референдуме 30 мая 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями от 1998 и 2007 гг.), Конституция РК состоит из 98 статей, объединенных в 9 разделов. Конституция как основной закон страны отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны “в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы” (Н. Назарбаев). Современная, вобравшая идеи и концепции конституций развитых демократий мира, Конституция Республики Казахстан закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности.

Cтатьей 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Статья 3 устанавливает, что единственным источником государственной власти является народ.

Статья 6 провозглашает, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

Статья 7 устанавливает, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык, но в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Статья 12 провозглашает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.

Статья 13 провозглашает, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

Статья 14 устанавливает, что все равны перед законом и судом.

Статья 15 провозглашает, что каждый имеет право на жизнь.

Статья 20 гарантирует свободу слова и творчества и запрещает цензуру.

Статья 22 провозглашает, что каждый имеет право на свободу совести.

Статья 25 провозглашает неприкосновенность жилища.

Статьями Конституции также закрепляются право каждого на свободу труда, право на отдых, охрану здоровья, бесплатное среднее образование.

Статья 77 гарантирует независимость судебного корпуса Республики и верховенство судебных решений

По словам Президента Республики Казахстан, “Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость… Мы учимся жить в демократическом обществе – а значит, ежедневно сами создаем демократию. …Наша Конституция дала нам главное – право выбора, ибо творить свою жизнь самим – ценнее любых сокровищ”.

Конституция Республики Казахстан

В Конституции Казахстана установлено, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, и каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и свобод в любых судебных инстанциях, а перед законом и судом все предстают на равных условиях. Согласно Конституции, каждый гражданин Казахстана имеет право на жизнь, свободу слова, свободу творчества, а также на свободу вероисповедания, на труд и отдых, охрану здоровья, на бесплатное среднее образование и неприкосновенность жилища. Конституция Республики Казахстан гарантирует независимость судебных органов и главенство их решений.

По признанию Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Конституция страны есть основание свободы, ведь она дала народу Республики самое главное – право выбора.

Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции.

Особенности Конституции Республики Казахстан:
1) По способу принятия и изменения является жесткой
2) По юридической форме - писанная
3) По времени действия - постоянная.

Конституция состоит из 9 разделов:

1. Общие положения (ст.1-9)

2. Человек и гражданин (ст. 10-39)

3. Президент (ст. 40-48)

4. Парламент (ст. 49-63)

5. Правительство (ст. 64-70)

6. Конституционный совет (ст. 71-74)

7. Суд и правосудие (ст. 75-84)

8. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)

9. Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)


Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов.
Раздел 1. «Общие положения» посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства.
Ст.1. Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством.
Ст.2. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
Ст.3. Единственный источник государственной власти - народ; закреплен принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Ст.4. Дается определение действующего права в Республике Казахстан и за Конституцией признается высшая юридическая сила.
Ст.5. Отражается принцип политического и идеологического плюрализма, также регламентируется деятельность общественных объединений.
Ст.6. Признается и защищается государственная и частная собственность.
Ст.7,8. Государственный язык - казахский язык и на основе принципов международного права Республика Казахстан проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами.
Раздел 2. «Человек и гражданин» посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства.
Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.
Раздел 4. «Парламент» определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов.
Раздел 5. «Правительство» посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер-министра.
Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции.
Раздел 7. «Суды и правосудие» посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры.
Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправление» согласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения.
Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

А сейчас по разделу II Конституции РК "Человек и гражданин" Итак, игра "Публичная лекция". Пока звучит музыка, вы должны подготовить публичную лекцию "Я - гражданин РК, мои права и обязанности", затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.

А сейчас по разделу III "Президент". И вновь игра - турнир ораторов - конкурс капитанов "Президент в жизни народа" 1 мин.

И сейчас игра "Да и нет" (каждый команде по вопросу, отвечать надо "да" и "нет")

Вопросы 1 команде:

1. Парламент является высшим представительным органом РК (+)

2. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)

3. Парламент состоит из 3-х палат (-)

4. Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет (+)

5. Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)

Вопросы 2 команде:

1. Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)

2. Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)

3. Срок полномочий депутатов Сената - 9 лет (-) 6.

4. Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.

5. Компитенцию правительства указывает Президент (-) Парламент

Игра "Продолжи фразу"

1. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед :. (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом )

2. Члены Правительства приносят присягу : (народу и Президенту Казахстана)

3. Премьер-министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу. (по всей территории Республики).

По раздел 6 "Конституционный Совет" проводим игру «Кто быстрее?»

Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.

Чем может заниматься член Конституционного Совета?

http://festival.1september.ru/articles/575534/img1.jpg

Раздел VII "Суд и правосудие"

Правосудие в РК осуществляется только судом.

Раздел VIII "Местное государственное управление и самоуправление.". Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).

Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего города, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем городе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой-либо проблеме нашего города.

Раздел 9 и игра "Пирамида". В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.

А теперь блиц- турнир "Мы знаем общие положения Конституции РК"

1. Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое)

2. Кто является единственным источником государственной власти? (народ)

3. На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)

4. Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)

5. В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)

6. Какой язык является государственным в РК? (казахский)

7. Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)

8. Назовите авторов гимна РК.(Ж. Нажимеденов, Н. Назарбаев, Ш.Калдаяков)

9. Назовите авторов герба РК. (.Ж.Малибеков, Ш. Валиханов)

10. Назовите авторов флага РК. (Ш.Ниязбеков)

Подведение итогов

- В каком разделе больше всего статей? Почему?

/Во 2 ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека -гражданина РК, регламентирует его обязанности./

- Проведение итогов игры

- Что узнали нового?

-Что не понравилось?

Домашнее задание

- Прочитать "Конституция Республики Казахстан" страница 6-13 (статьи 10-39)

- творческое задание: Составить памятку: «Как научить молодежь уважать Конституцию РК »

Используемая литература.

1. "Конституция Республики Казахстан"

3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.

4. Калинкина Е.Г., Калинкина Н.Н. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии// Интеллектуальная собственность и форы ее реализации. Материалы международной научной конференции. - Нижний Новгород, 1998.

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.

Что делает учитель?

Что делают ученики?

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Оценивание для обучения

1. Фронтальный опрос.

1) Права учащихся в школе

2) О бязанности учащихся в школе.

3) Ограничение прав школьников.

4) О бязанности учителя в школе.

5) Определить разделение прав и свобод человека и гражданина на три группы: личные (гражданские), политические; социально-экономические и культурные.

(проверка домашней работы).

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – По учебнику: Основы конституционного строя (§ 4, стр. 22-26) .

1. Работа с текстом (чтение).

Основы конституционного строя Казахстана - это четыре группы основных конституционных идей и принципов, связанных со статусом человека, со всеми его правами и свободами, с гражданским обществом, со статусом народа как единственного источника государственной власти и организацией государства. Конституционное закрепление основ жизнедеятельности, этих четырех компонентов, составляющих несущую конструкцию современного общества, и составляют основы конституционного строя. Это имеет огромное значение для придания устойчивости Конституции, конституционному строю, определения основных направлений их развития в русле мирового процесса демократизации общественной и государственной жизни, укрепления общечеловеческих идеалов, упрочения статуса человека и народа.

Основы конституционного строя закреплены в Конституции в разделе I. Являясь основами нашей государственности, закладывая общие принципы построения государства и общества, основы правопорядка в стране, они служат фундаментом для конституционно-правового закрепления, обеспечения, содействия в пользовании и защите прав и свобод граждан. Основы конституционного строя все в совокупности и каждая в отдельности вносят свою лепту в решение проблем прав человека и гражданина.

Конституция 1995 г. в статье 1 закрепляет, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Демократическое государство - понятие, определяющее Казахстан, прежде всего, как республику, государство с республиканским строем, в котором обеспечивается народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление. В государстве с республиканским строем народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечению срока полномочий. Республиканский строй (независимо от формы правления, президентской, парламентской или смешанной), предоставляет оптимальные возможности для реального выявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государства. В то же время демократическое государство создает возможность для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, от других особенностей, предоставляя им в соответствии с Конституцией РК свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединение, на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и др.

Правовое государство - качество, к которому стремится Казахстан и начало которого заложено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты.

Социальное государство - это государство, главной задачей которого является служение обществу и стремление исключить социальные различия, ориентация Конституции на общечеловеческие ценности, выраженные в общепризнанных нормах международного права.

Светское государство - государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут влиять на его политику в какой-либо сфере, не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов, систему образования и т.д.

В таком государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, ни одного гражданина такого государства нельзя заставить исповедать ту или иную религию.

Согласно п.1 ст.2 Конституции, Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Работа в парах.

Ч тение и анализ текста. Отвечают на вопросы:

1. Раскройте понятие «конституционное право».

2. Раскройте понятие «конституционный строй».

3. Раскройте основы конституционного строя Республики Казахстан.

4. Что значит суверенное государство ?

5. Что значит права и свободы человека?

6. Раскройте понятие «республика».

7. Что значит политический плюрализм ?

8. Что такое референдум?

Групповая работа.

Задание: Заполнить таблицу « Основы конституционного строя Казахстана ».

1) Республика Казахстан - п равовое государство

2) Республика Казахстан - д емократическое государство

3) Республика Казахстан - социальное государство

4) Республика Казахстан - светск ое государство

5) Республика Казахстан - унитарн ое государство

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов. Демократизм может быть формальным, т. е. закрепленным в правовых нормах. Демократизм может быть не только формальным, но и реальным, т. е. обеспеченным всевозможными гарантиями.

Содержание

* Казахстан - демократическое государство
* Демократизм государства Казахстан
* Политический режим
* Правовое государство
* Признакисуверенитета
* Казахстан - унитарное государство

Работа содержит 1 файл

Казахстанско.doc

Казахстанско-Российский медицинский университет

Тема: Республика Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство

Выполнил: Азизов Расул

108 Б Общая медицина

Проверил: Джилысбаев Ж.Д

Алматы 2010

Содержание:

  • Казахстан - демократическое государство
  • Демократизм государства Казахстан
  • Политический режим
  • Правовое государство
  • Признакисуверенитета
  • Казахстан - унитарное государство

"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".

Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов. Демократизм может быть формальным, т. е. закрепленным в правовых нормах. Демократизм может быть не только формальным, но и реальным, т. е. обеспеченным всевозможными гарантиями. Демократический характер государства Казахстана определяется в конституционных принципах. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность главы государства, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом деятельности государства является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Сюда относятся, в частности, проведение референдума, процедура голосования в парламенте.

Демократичность государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, и желающих, и способных отстаивать интересы народа в целом, интересы социального и национального меньшинства, законные интересы отдельных граждан.

Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума, который основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На референдум могут быть вынесены вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

Демократизм государства Казахстан выражается и в возможности оказывать гражданами, их объединениями влияния на содержание управленческих решений государственных органов и процессов их реализации в своих интересах. Для этого Конституция предусматривает определенные условия. Важнейшим из них является демократический политический режим.

Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм осуществления политической власти в обществе. Политический режим характеризует сущность, формы государства, его отношения с обществом, с отдельным человеком, урегулированные, в первую очередь, нормами конституционного права. Политический режим ярко показывает степень реального функционирования конституционных норм. Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Дело, разумеется, не только в юридическом закреплении этих институтов, но и в том, чтобы они могли действовать с целью обеспечения участия граждан в формировании государственных органов, в определении политики государства, все реализации. Во-вторых, демократический политический режим выражается в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечивании гарантии их реализации. Например, Конституция не только предусматривает свободу предпринимательской деятельности, но и создает, с одной стороны, правовую основу для нее, а, с другой стороны - защищает предпринимателя от незаконных действий должностных лиц. То же самое можно сказать 6 других гражданских правах, свободах. В-третьих, Конституция открывает дорогу для формирования независимых средств массовой информации. Политическая цензура (запрет, контроль), являвшаяся мощным средством тоталитарного режима, ушла в прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. Обеспечение независимости средств массовой информации позволяет высвечивать недостатки в работе государственных органов, нарушения закона должностными лицами и укрепляет законность. В-четвертых, политический плюрализм, многообразие политических движений, признанные Конституцией Республики Казахстан, позволяют формированию различных организаций, в том числе оппозиционных, критикующих действия государственных органов. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.

Одним из важнейших принципов демократической организаций государства является принцип разделения властей. Конституция Республики Казахстан установила, что государственная власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы органы государства, реализуя свои полномочия, не могли рассчитывать на безнаказанность за их нарушение, за узурпацию полномочий других органов.

Проявлением демократизма государства является утверждение национального и народного суверенитета. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сфере. В условиях современного Казахстана национальный суверенитет имеет свои особенности. Дело в том, что в Казахстане имеется одна единственная нация - нация казахов, которая столетиями проживает на своей территории, и здесь она сформировалась как нация. Нигде в мире больше нет казахской нации, хотя казахи проживают во многих странах, и их насчитывается несколько миллионов человек. Новая Конституция Республики Казахстан 1995 г. признала и закрепила этот исторический факт, указав, что "создается государственность на исконной казахской земле" (преамбула). Из этого естественно вытекает, что казахская нация имеет право самоопределяться в государственной сфере, т. е. создавать свою национальную государственность. И признание этого было провозглашено как в законе Республики Казахстан о государственной независимости, так и в Конституции 1993 г. Однако в Казахстане живут представители многих других национальностей в количестве, превышающем половину населения страны. Несмотря на значительное количество, у них отсутствуют признаки нации. Например, в Казахстане живут в большом количестве русские, украинцы, узбеки, корейцы, уйгуры, и т. д. У каждой этой этнической группы есть исконная родина, где живут соответствующие нации, но поскольку они являются гражданами Республики Казахстан, то они имеют право на самоопределение в государственной сфере. Но не будучи нациями на территории Казахстана, они находятся в политико-правовой связи с государством как часть населения, народа страны. В силу этого в условиях Казахстана следует говорить о самоопределении в государственной сфере не одной только казахской нации, а всего народа Казахстана. В политическом отношении национальный суверенитет сливается с народным суверенитетом и как таковой является источником государственной власти, государственного суверенитета. Этим самым снят опасный источник напряженности в межнациональных отношениях. Особое значение имеет национальный суверенитет в духовной сфере. Национальный суверенитет в условиях многонационального Казахстана реализуется путем предоставления права казахской нации, всем национальным группам возможности реализации их этнической, культурной, языковой самобытности, путем содействия их активному участию во всех сферах общественной и государственной жизни. Т

Идея поддержки национальной самобытности проживающих в Казахстане национальных групп была заложена в Декларации о государственном суверенитете Казахстана, принятой 25 октября 1990 г.

"Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР".

Чрезвычайно важным в условиях современного Казахстана оказался вопрос о языках. Хотя казахский язык в период Советской власти наряду с русским признавался государственным языком, фактически сфера применения казахского языка сузилась до опасных пределов. Из употребления в государственной сфере он почти был вытеснен. В силу необходимости поднятия его значения, казахский язык был объявлен государственным. Однако в стенах Парламента, а также в средствах массовой информации вопрос о придании русскому языку также значения государственного превратился в острейшую проблему. Новая Конституция 1995 г. в этом вопросе пошла на существенный компромисс, установив, что русский язык употребляется официально в государственных органах и организациях и в органах самоуправления "наравне с казахским". Этот вопрос всесторонне отрегулирован в новом законе о языках.

Существенным признаком суверенитета государства является верховенство государственной власти. Верховенство позволяет создавать самостоятельную систему национального права, которая регулирует важнейшие стороны общественных отношений, устанавливает единый на всей территории правовой порядок, определяет правовой статус государственных органов, права, свободы и обязанности граждан. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве на территории Казахстана Конституции Республики, затем законов и других нормативных правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти.

Другим признаком суверенитета является единство государственной власти. В Конституции Республики Казахстан отмечается, что "государственная власть в Республике едина" (статья 3, п. 4). Единство государственной власти выражается в существовании системы органов, объединенных в высшую государственную власть. Она разделяется на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделяясь, эти ветви единой государственной власти в рамках своих полномочий выполняют функции всего государства.

Наделение Парламента, правительства и судебных органов самостоятельными полномочиями не означает, что они абсолютно независимы друг от друга. Они являются органами одного государства. К тому же они оказывают влияние друг от друга. Например, Парламент может выразить недоверие правительству и т. д.

Становление правового государства в Казахстане. Правовое государство создается в процессе длительного исторического развития. Поэтому в Конституции Республики Казахстана записано, что страна встала на путь формирования правового государства.

Первым показателем правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наиболее важные стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов, Конституция ориентирует законодательный орган на это обстоятельство. В соответствии с Конституцией Парламент Республики Казахстан "вправе издавать законы, которые регулируют важнейший общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы" и т. д. Президенту могут быть переданы законодательные полномочия, и он может издавать указы, имеющие силу законов. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства является обязательность для всех государственных органов, должностных лиц требований законов. Законы исходят главным образом от государства, его органов. Следовательно, в первую очередь, само государство берет на себя обязательство соблюдать требования законов. Во всех случаях реализация восходит к государству, его органам. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей и т. д. Следовательно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за всем ходом выполнения положении законов всеми субъектами. В число субъектов относятся государственные органы, служащие всех рангов и положений. Притом выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства. "Правовое государство" - это не только государство где формируется право, принимается множество законов. "Правовое государство" вместе с тем такое государство, где деятельность государственных органов и учреждений основана исключительно на принятых законах. Нарушение положений действующих законов должностными лицами, государственными органами, тем более государством в целом ведет к тяжелым последствиям для самого государства. Даже при наличии большого числа хороших законов нарушение их государственными органами, с одной стороны отодвигает процесс формирования правового государства, а с другой стороны, порождает недоверие населения к нему. Нарушения законов государственными органами и должностными лицами всегда были и долго еще будут. Таковые имеют место даже в самых развитых государствах, которые можно считать правовыми. Но речь идет, во-первых, о масштабах нарушений, а во-вторых, о решимости государства постоянно к неуклонно бороться с ними. Если нарушения приобретают массовые масштабы и государство либо бессильно, либо не замечает их, тогда трудно вести речь о формировании правового государства. Особенно масштабными могут быть эти нарушения в переходные и кризисные периоды. Нарушения могут проявляться в злоупотреблениях служебным положением, в принятии незаконных решений исполнительными органами, в коррупции, во взяточничестве, в хищениях и т. д.

Данная работа, «Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство», актуальна для рассмотрения с теоретической стороны для разъяснения понятий демократического, светского, правового и социального государства и рассмотрения практического воплощения указанных понятий в нашей республике.
Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя в Конституции демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

Содержание

Введение
1 Образование Республики Казахстан как суверенного и независимого государства, признаки суверенитета
2 Республика Казахстан – демократическое государство
3 Республика Казахстан - светское государство
4 Республика Казахстан – правовое государство
5 Республика Казахстан - социальное государство
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из 1 файл

Думан реферат Основы право.doc

Новый парламент проработал менее года. В марте 1995 года в политической жизни Казахстана разразился новый политический кризис.

С марта по декабрь 1995 года в Казахстане отсутствовала законно избранная законодательная власть. В стране был установлен режим личной власти Президента.

В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового парламента, Н.Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана. На сегодняшний день действует Конституция принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.

Правовая система страны получила дальнейшее поступательное развитие в соответствии с Конституцией, которая превратилась в надежную правовую гарантию стабильности политического и общественного строя.

В различных публикациях можно встретить утверждение о том, что единой государственной идеологии быть не должно, это будет возвратом в советское прошлое. Представляется, что данное утверждение требует уточнения.

Признание в статье 5 Конституции идеологического и политического многообразия предполагает свободу выбора и исповедования гражданами тех или иных ценностей, но в то же время не препятствует их добровольному объединению на основе общности взглядов и идей. А польза от этого увеличивается многократно, если они составляют большинство в стране, которое может, в том числе через своих представителей в органах государственной власти, влиять на решение животрепещущих проблем. Полагаю, мы можем с определенной долей условности говорить о необходимости государственной идеологии или национальной идеи, которая отражает интересы подавляющего большинства граждан. А центральным звеном, аккумулирующим в себе все составляющие национальной идеи, идеологии и прочие, является Конституция республики, в поддержку которой 13 лет назад высказались свыше семи миллионов граждан (или 89,14 процента). Ведь именно она определяет основные направления движения общества и государства, позволяющие ответить на вопросы: «Куда мы идем? Какова наша конечная цель? И как мы можем ее достигнуть?» Думаю, в ответе на данный вопрос сосредоточены чаяния большинства населения страны. Роль Конституции в их реализации трудно переоценить.

Во-первых, Основной закон определяет принципы, на которых строится нация. С учетом общепризнанных человеческих ценностей и требований основополагающих международных документов Конституция предусмотрела такие фундаментальные начала, как высшая ценность человеческой личности, равноправие людей, запрет на дискриминацию кого-либо по любым мотивам, неприкосновенность собственности, плюрализм мнений, неотчуждаемость естественных прав и свобод человека, суверенитет народа и другие.

В правовом государстве эти постулаты обращены в первую очередь к государственным органам. Господство права, верховенство Конституции, власть закона, причем эффективного закона, — это на сегодняшний день первостепенный вопрос успешного развития Казахстана и его достойного позиционирования в современном глобальном мире.

Во-вторых, в Конституции четко прописаны цели, к которым движется нация. В пункте 1 статьи 1 действующей Конституции закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает безусловное намерение Казахстана развиваться как государство, которое берет на себя обязательство эволюционировать в указанных направлениях адекватно его возможностям и указывает на непрерывность этого процесса. Сегодня очевидно, что некоторые цели уже достигнуты, например, страна однозначно стоит на позициях светского государства. Религия в Казахстане отделена от государства, несмотря на то что в регулировании общественных отношений религиозные принципы и нормы, наряду с национальным законодательством, моралью и обычаями, выполняют важную роль.

В нашей стране в мире и согласии живут и трудятся представители свыше ста тридцати народностей, действуют более сорока конфессий. Как отмечает Президент республики, «именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем».

Религия (независимо от различий между конфессиями), являясь системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, должна стать сохраняющим единство нации фактором, сберегать общее культурное наследие. Если еще в XIX веке единство нации неразрывно связывалось с единством религии (в России — православие, в Италии — католицизм), то сегодня в Казахстане поликонфессиональность, наоборот, способствует сплочению общества.

В-третьих, Конституция определяет способы достижения высоких целей. На них прямо указывают закрепленные в пункте 2 статьи 1 Конституции основополагающие принципы деятельности республики, в соответствии с которыми строится и осуществляется государственная политика и формируются магистральные направления функционирования суверенного Казахстана: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

2 Республика Казахстан – демократическое государство

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства ), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Казахстане представительная демократия обеспечивается выборностью Президента Республики, конституционно обусловленным формированием Парламента, а также законодательных и представительных учреждений и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Республику Казахстан.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

Государство Казахстан образовалось на исконной казахской земле. Следовательно казахи, как издревле существовавший на этой территории этнос естественно и закономерно дали свое историческое название государству. Так же объяснимо признание казахского языка государственным. Русский язык официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления.

Согласно Конституции Республики Казахстан всем предоставлены равные права, создана юридическая основа для совместного, мирного проживания людей разных национальностей. Поэтому Республика Казахстан – это государство всего народа. Это положение закрепляется записанными в Конституции принципами деятельности государства, его органов.

Во-первых, государство, его органы в своей деятельности постоянно должны стремиться к обеспечению общественного согласия и политической стабильности. Общественное согласие является залогом стабильности общества, уверенности всех и каждого в том, что можно спокойно учиться, трудиться и жить.

Во-вторых, государство должно свою внутреннюю и внешнюю политику проводить таким образом, чтобы обеспечить экономическое развитие общества, причем такое развитие должно быть направлено на удовлетворение материальных потребностей всего народа Казахстана.

В-третьих, государственные органы должны решать все наиболее важные вопросы государственной жизни демократическими методами. Это означает, в частности, что такой важный вопрос, как изменение Конституции, народ может решать на референдумах. Порядок проведения референдума предусматривается специальным законом.

Республика Казахстан ставит перед собой цель – построение демократического государства. Главным условием его построения является объединение всех граждан на равноправной основе, независимо от национальности. Исходя из этой интернациональной идеи, в Конституции употреблено понятие «народ». Согласно Конституции единственным источником власти является народ.

Например, в соответствии с Конституцией и Указом Президента о выборах в Республике Казахстан граждане, политические партии, др. общественные объединения свободно могут выдвигать кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики. Они могут всесторонне обсуждать их, проводить агитацию «за» и «против». Граждане сами, по своему усмотрению, могут поддержать ту или иную политическую партию или не поддерживать никакую, поддерживать выдвигаемых ими кандидатов в депутаты или не поддерживать. Это позволяет выяснить мнение всего народа. Граждане сами, без принуждения, добровольно могут решать, за кого отдавать свой голос во время выбора депутатов в Мажилис.

Проявлением демократии является так же запрещение незаконного вмешательства государственных органов в дела общественных объединений граждан. Общественные объединения создаются гражданами для удовлетворения культурных, языковых, религиозных и др. потребностей. Разумеется, общественные объединения должны соблюдать Конституцию и законы. Они не должны разжигать социальную, национальную, религиозную рознь. Их работа не должна быть направлена на подрыв безопасности государства, на насильственное изменение конституционного строя, на нарушение территориальной целостности Казахстана.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: