Аудит в судебном порядке

Обновлено: 18.04.2024

В соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (приложение N 1 к приказу Минфина России от 01.09.2021 N 120н) приказываю:

1. Внести в Порядок осуществления внутреннего финансового аудита Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а также подведомственными ему получателями средств федерального бюджета, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.04.2021 N 67 (далее - Порядок), следующие изменения:

1.1. Пункт 1.2 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2021 N 120н.".

1.2. Абзац третий пункта 3.11 изложить в следующей редакции:

"разработку плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита, принявшего полномочия, а также за осуществление контроля выполнения указанного плана;".

1.3. Пункт 4.4 дополнить следующими подпунктами:

"4.4.1. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий:

а) проведение одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности;

б) проведение не менее двух аудиторских мероприятий, целью первого из которых является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год, а целью другого (других) является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год.

4.4.2. В случае если планируется проведение одного аудиторского мероприятия, то оно должно быть завершено до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:

а) до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;

б) до подписания годовой бюджетной отчетности руководителем субъекта бюджетной отчетности.

4.4.3. В случае если планируется проведение не менее двух аудиторских мероприятий, то сроки проведения первого аудиторского мероприятия определяются исходя из положений пункта 4.4.2 настоящего Порядка, а сроки проведения второго (а равно последующих) аудиторского мероприятия определяются исходя из положений пунктов 4.4.4 и 4.4.5 настоящего Порядка.

4.4.4. Сроки проведения второго (а равно последующих) аудиторского мероприятия определяются исходя из необходимости достижения цели аудиторского мероприятия, а именно подтверждения соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение финансового года, и исходя из перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а именно изучения бюджетных процедур по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (далее - бюджетные процедуры учета и отчетности) и (или) изучения промежуточной бюджетной отчетности, составленной в течение текущего финансового года.

Промежуточная бюджетная отчетность определена пунктом 3 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, и включает в себя месячную отчетность (отчетность, составленную на первое число месяца, следующего за отчетным), квартальную отчетность (отчетность, составленную по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также отчетность, сформированную за последний отчетный год (последнюю бюджетную отчетность).

4.4.5. При определении сроков проведения второго (а равно последующих) аудиторского мероприятия учитывается необходимость выполнения следующей совокупности профессиональных действий членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица, которые направлены на изучение бюджетных процедур учета и отчетности и (или) промежуточной бюджетной отчетности:

а) сбор и анализ информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур учета и отчетности;

б) выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности, а также оценка этих рисков;

в) оценка надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;

г) выявление искажений показателей бюджетной отчетности на дату составления промежуточной отчетности, в том числе выявление фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета;

д) подготовки уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента и позволяющих предупредить (не допустить) ошибки в бюджетной отчетности (ошибка в отчетности определена пунктом 27 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н), нарушения и (или) недостатки при составлении годовой бюджетной отчетности.".

1.4. Раздел V "Проведение внутреннего финансового аудита. Сроки проведения аудиторских мероприятий, основания для их приостановления и продления" дополнить пунктом 5.11 следующего содержания:

"5.11. Проведение аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, осуществляется в порядке, установленном федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденным приказом Минфина России от 01.09.2021 N 120н.".

подпункт "в" после слов "а также" дополнить словами "значимых бюджетных";

абзац третий подпункта "г" изложить в следующей редакции:

"о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);".

1.6. В подпункте "н" пункта 7.14 слова "перечня (плана)" заменить словом "плана".

1.7. В пункте 7.16 слова "перечня (плана)" заменить словом "плана".

1.8. В подпункте "д" пункта 7.21 после слов "владельцы бюджетного риска" дополнить словами "и (или) структурные подразделения (подразделения в составе этих структурных подразделений) главного администратора (администратора) бюджетных средств, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск;".

1.9. В подпункте "г" пункта 7.25 слова "осуществляется одним должностным лицом" заменить словами "возложена на одно должностное лицо".

абзац первый изложить в следующей редакции:

"9.7. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, включающий следующие процедуры:";

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"подготовку и представление доклада о результатах мониторинга плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры: в федеральном суде - председателю этого суда; в Судебном департаменте - Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации либо его заместителю; в управлении Судебного департамента - начальнику управления Судебного департамента.".

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"при принятии председателем федерального суда, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальником управления Судебного департамента решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций разработать план мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры по форме согласно приложению N 11 к настоящему Порядку и осуществлять контроль за его выполнением;";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"представлять субъекту аудита информацию о выполнении плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры в установленные сроки.".

2. Приложения N 1, 2, 3, 4, 8, 9 и 10 к Порядку изложить в редакциях согласно приложениям к настоящему приказу:

приложение N 1 к Порядку - согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

приложение N 2 к Порядку - согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

приложение N 3 к Порядку - согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

приложение N 4 к Порядку - согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

приложение N 8 к Порядку - согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

приложение N 9 к Порядку - согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

приложение N 10 к Порядку - согласно приложению N 7 к настоящему приказу.

3. Дополнить Порядок приложением N 11 в соответствии с приложением N 8 к настоящему приказу.

4. Председателям кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов, руководителям органов Судебного департамента при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита учесть изменения, внесенные в Порядок.

к приказу Судебного департамента

при Верховном Суде Российской Федерации

от 30 декабря 2021 г. N 256

к Порядку осуществления внутреннего

финансового аудита Судебным

департаментом при Верховном Суде

Российской Федерации, а также

подведомственными ему получателями

средств федерального бюджета

Наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры

Оценка бюджетного риска

Владельцы бюджетного риска (должность)

Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска

Предложения по мерам минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля


Авдеев и компания


Какой вес аудиторского заключения в суде? Имеет ли оно доказательную силу? Печальные выводы из судебной практики.

Судья оглядел непонимающим взглядом листы дела с аудиторским заключением, перевернул и больше к ним не возвращался. Аудиторское заключение в решении суда не упоминалось и правовой оценки как доказательства по делу не получило, спорные показатели бухгалтерской отчетности были признаны судом недостоверными по формальным основаниям.

Такую картину я недавно наблюдал в арбитражном суде и неожиданно поймал себя на мысли, что не могу припомнить ни одного решения суда, в котором бы аудиторское заключение было признано доказательством в пользу достоверности бухгалтерской отчетности. Проанализировав десятки судебных актов, я нашел лишь несколько решений судов в которых аудиторское заключение было признано надлежащим доказательством, при этом в большинстве случаев они служили дополнительными доказательствами.

В судебных актах часто фигурирует такая формулировка: в соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащее выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, то есть предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, является мнением аудитора, которое не имеет самостоятельного доказательственного значения. Согласно пункту 5 статьи 1 указанного закона аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Вот вам и суть аудиторского заключения - является мнением аудитора, которое не имеет самостоятельного доказательственного значения. То бишь организации, в силу закона, должны платить немалые деньги за аудит исключительно ради любопытства.

В нашем примере вполне объяснимо возмущение и недоумение пострадавшей организации, так и не понявшей, с какой целью государство заставило выложить круглую сумму за документ, неспособный защитить права заказчика даже в части прямого назначения этого «официального» документа. Почему его назвали тогда «официальным»? Ведь официальность выражается во включении документа в официальный документооборот уполномоченным субъектом – аудитором. Одним из признаков официальности является способность документа к предоставлению прав или освобождения от обязанностей как лица, использующего официальный документ, так и третьих лиц.

Так какие же права удостоверяет аудиторское заключение? Как мы выяснили, данный документ не свидетельствует о достоверности отчетности, а лишь выражает субъективное мнение частного лица по этому поводу. Заметьте - не официальное, а субъективное, и не организации, а частного лица, поскольку у юридического лица не может быть мнения по определению. Поэтому, наверное, до сих пор и не могут определиться, кто же должен подписывать аудиторское заключение – директор, руководитель проверки или аудитор.

Очевидно, по той же причине и деятельность аудитора не является профессиональной, поскольку в таком понимании специалист должен отвечать за свое заключение, а не выдавать прогнозы, как в гороскопе. Вполне объяснимо, что таким «специалистам» не требуется и аттестат государственного образца, достаточно отдать деньги какой-то сомнительной комиссии и получить цветную бумагу от негосударственной организации - СРО, которой завтра уже может и не существовать. Что, в общем-то, и не имеет значения, поскольку никакая иная организация аттестат аудитора не примет в качестве документа. «Официальность» аттестата аудитора ничем не отличается от «официальности» аудиторского заключения.

Неудивительно, что суды не обращают внимание на аудиторские заключения, банки и другие пользователи содержат свои дублирующие службы или предпочитают получать информацию о финансовом состоянии клиентов из иных более надежных источников, а немотивированных предпринимателей приходится чуть ли не силой заставлять проводить аудит.

За пределы существующего порочного круга аудиторам не выйти, если не будут внесены в закон об аудиторской деятельности или в закон о бухгалтерском учете нормы, согласно которым бухгалтерская отчетность считается соответствующей аудиторскому заключению, пока выданное заключение не будет признано недействительным в установленном порядке. Хотите оспорить отчетность или ее отдельные показатели - будьте добры, оспорьте сначала аудиторское заключение.

При таком подходе аудитор вынужден будет отстаивать свое заключение в суде или в СРО и, как следствие, будет более осмотрителен при выдаче заключения, ведь появится и совершенно иная ответственность. После посещения суда у аудиторов появится живой интерес к подготовке рабочих документов. СРО же должны не столько надзирать, сколько оказывать помощь своим членам в этом вопросе. Наверное, тогда и появится мотивированный заказчик, а государство перестанет проявлять безразличие к подготовке и полномочиям аудиторов, поскольку само же и будет нести убытки от неквалифицированных заключений. И никакими пряниками и кнутами государство не изменит отношение к аудиту, пока не придаст аудиторскому заключению действительный юридический статус.

Может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации? Есть ли срок давности по проведению аудита?

В Федеральном законе от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части прав и обязанностей участников договора на проведение аудита, используется общий термин - «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг».

Под аудируемым лицом понимается компания или индивидуальный предприниматель, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному либо инициативному аудиту.

При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  • требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
  • получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.1 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Заключив договор Заказчик обязан:

  • содействовать в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • своевременно оплачивать услуги аудита;
  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Кроме того, аудиторское заключение (конечный результат проведенного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Важно!

Таким образом, в Законе № 307-ФЗ не содержится запрета заказать аудит любому собственнику компании, даже владеющему минимальной долей в уставном капитале ООО или 1 акцией АО.

Аудиторская проверка компании может быть проведена по требованию любого участника (акционера), выбранным им профессиональным аудитором.

Один в поле не воин?

По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Закона № 14-ФЗ, решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Важно!

Отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона №14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

Аудитора не допускают к проведению аудита

Несмотря на решение высших судей, на практике некоторые участники сопротивляются в проведении аудита по инициативе одного из участников Общества. Суды отмечают, что если аудит проводится по требованию участника ООО, то решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется. Общее собрание в данном случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 27.02.2014 г. № А23-536/2013).

Кроме того, исходя из анализа положений Закона №14-ФЗ, Общество по требованию его участника обязано предоставить профессиональному аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией.

Если профессионального аудитора не допускают к проведению аудита, то участник Общества в целях защиты нарушенных гражданских прав вправе обратиться в суд (ст.11 и ст.12 ГК РФ) и представить доказательства безрезультатного обращения участника ООО к исполнительным органам общества с требованием предоставить необходимую информацию (Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2014 г. № А36-5813/2013).

Например, в одной из судебных баталий, участник Общества инициировал аудит, однако исполняющий обязанности директор Общества, не представил документы, необходимые для проведения аудиторской проверки.

Суд вынес решение в пользу участника, отметив, что поскольку документально подтверждены статус участника Общества, а неисполнение его требования о предоставлении запрошенных документов, входящих в перечень, определенный п.1 ст.50 Закона №14-ФЗ, нарушает его права как участника Общества.

Важно!

Таким образом, участник Общества вправе инициировать проведение аудита отчетности ООО профессиональным аудитором, а Общество обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.04.2018 г. № А32-28095/2017).

Проведение аудиторской проверки по инициативе и за счет участника общества является реализацией права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. № 17869/07).

Может ли учредитель (участник, акционер) заказать проверку за «старые» периоды?

А может ли один из учредителей ООО или акционеров АО требовать проведения аудиторской проверки предприятия в 2019 году, например, за 2015 год? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Право требования имеющихся у Общества документов, связанных с его деятельностью, закреплено в п. 1 ст. 8Закона №14-ФЗ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144).

Как мы уже отмечали, Общество по требованию своего участника обязано предоставить аудитору, привлеченному таким участником, все необходимые для проверки документы. Но если срок хранения документов истек, то соответственно, Общество ничего не предоставит аудитору.

Напомним, что сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст.29 Закона №402-ФЗ: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения типовых управленческих документов содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

Важно!

Это означает, что учредитель может требовать проведения такой аудиторской проверки, а сроки давности ограничиваются сроками хранения бухгалтерских документов.

Аудиторское заключение — не просто обязательное приложение к отчетности для ряда налогоплательщиков. Это универсальный документ, который может стать ценным доказательством для суда, поводом для серьезного разговора с главбухом, своевременным сигналом о том, что «что-то идет не так» и подсказкой для изменения рабочих процессов.

Причем стоимость квалифицированного аудита несопоставима с последствиями, которые могут наступить, если его не проводить.

Кому аудит необходим?

Акционерные общества должны проходить обязательный аудит вне зависимости от размера выручки и величины активов ( ст. 67.1 ГК ). Что до ООО , то в общем порядке аудит отчетности необходимо проводить в двух случаях ( ст. 5 закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ):

  • Сумма активов на 31 декабря года, непосредственно предшествующего отчетному, превышает 400 млн руб . ( стр. 1600 баланса ).
  • Доходы за год, непосредственно предшествующий отчетному, превышают 800 млн руб . ( стр. 010 стр. 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль ).

Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, достаточно объемный и включает в себя различные отрасли бизнеса:

  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  • Негосударственные пенсионные и другие фонды ( исключая, в частности, Государственные, международные и т. п. ).
  • Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, ПИФов.
  • Жилищные накопительные кооперативы.
  • Застройщики.
  • Клиринговые организации.
  • Кредитные организации.
  • Кредитные потребкооперативы, микрофинансовые компании.
  • Предприятия, имущество которых передается в ипотеку.
  • СРО и проч.

По отчетности за 2021 аудиторское заключение следует представить не позднее 31 декабря 2022, за 2022 — не позднее 31 декабря 2023 года.

Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности ( в случае, если аудит обязателен ) — это грубое нарушение требований к бухучету и отчетности, совершение которого влечет за собой наложение штрафов в сумме 5–10 тыс. руб. на должностных лиц. При повторном нарушении — до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок до двух лет, ст. 15.11 КоАП.

Обязательный и инициативный аудит от компании IAS позволит убедиться в корректности ведения учета и отчетности, а при необходимости — встретить налоговую проверку во всеоружии.

Зачем нужен аудит всем остальным?

Мысль законодателя, который обязал субъектов бизнес-деятельности проводить аудит, ясна: инвесторы, кредиторы, контрагенты должны видеть, что отчетность достоверна и корректно отражает факты хозяйственной деятельности.

В силу специфики деятельности этих лиц велик риск того, что финансы организаций будут расходоваться, скажем так, произвольно и не по назначению. Вы спросите: при чем тут моя фирма? Вот как минимум три резона.

Взгляд со стороны

Аудиторское заключение — это документ, который позволяет, прежде всего, взглянуть на свой учет со стороны. Это мотивированное мнение, высказанное экспертом (группой таковых) с самой высокой квалификацией.

За свои ошибки аудиторы отвечают не просто репутацией, хотя на этом рынке репутация — основной и самый ценный актив, но и финансами ( в т. ч. за счет обязательного страхования ответственности ).

Своевременный сигнал

Причины могут быть разными: банальная невнимательность, неверное понимание законодательства и прочее. Систематизировать список бухгалтерских «грехов» вряд ли получится, но любые из них, в т. ч.:

  • несписание дебиторки и кредиторки с истекшим сроком исковой давности;
  • неначисление обязательных резервов, например, по сомнительным долгам;
  • неотражение в составе доходов присужденных судом штрафов и неустоек,

влекут за собой вполне обоснованные претензии налоговиков с последующим и практически неизбежным доначислением налогов, штрафов, пеней.

Подробно об ошибках, которые чаще всего находят аудиторы, читайте в этой статье.

Добровольный аудит от компании IAS проводят незаинтересованные, объективные специалисты, которые, в отличие от тех же налоговиков, всегда на вашей стороне.

Повод для серьезного разговора

Всю ответственность за финансовые результаты и налоговые долги фирмы несет ее руководитель (собственник). Не говоря уже о субсидиарной ответственности при банкротстве — которая рано или поздно обязательно наступит, если пустить учет на самотек.

Аудиторское заключение — это документальное подтверждение недобросовестности штатного сотрудника . Не секрет, что руководители часто грешат чрезмерным доверием к «своему» сотруднику, особенно главбуху. Однако, во-первых, всем свойственно ошибаться, во-вторых, не исключено, что ценности сотрудника давно изменились и он уже не так лоялен к вам и фирме. Кроме того, не всегда заявленная и реальная квалификация бухгалтера могут соответствовать друг другу.

Возможность взыскать ущерб, причиненный недоброкачественной работой того же главбуха, весьма условная. Ответственность штатного сотрудника ограничена процентом от его заработка, а при увольнении остается лишь возможность инициировать судебное разбирательство в рамках ГК, а сколько оно продлится и сколько в итоге вы получите — непрогнозируемо.

Между тем аудиторское заключение, направленное на:

  • подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • проверку корректности уплаты обязательных платежей;
  • проверку правильности расчетов (налогооблагаемой базы, базы по страховым взносам);
  • анализ скрытых налоговых рисков и поиск финансовых резервов;
  • проверки правильности составления и заполнения первички, деклараций и т. п.

дает основания (и повод) для серьезного разговора с самым искушенным в учете сотрудником.

Практика показывает, что нередко и сами главбухи прибегают к инициативному аудиту , что позволяет не просто поддержать свое реноме и удержать доверие руководства, но и получить не менее ценные блага:

  • Избежать штрафов и доначислений.
  • Фирма становится «невидимой» для ИФНС с точки зрения критериев для выездных проверок и т. п.

Также инициативный аудит помогает сформировать прочный фундамент, на основе которого можно выстроить учет, гарантирующий финансовую безопасность фирмы и ее неизменную привлекательность для партнеров, инвесторов и кредиторов.

Не рискуйте стабильностью фирмы и собственным финансовым благополучием — закажите аудит прямо сейчас. Объем проверки и стоимость определяете вы: от быстрого чек-апа до полноценного анализа состояния учета.

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: