Почему калашников не осужден народным судом

Обновлено: 01.05.2024

В данной статье представлена система уроков по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающая комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.

В нашем опыте работы дидактический материал для самостоятельной деятельности был представлен на учебном сайте. На уроках использовалась презентация, позволяющая сделать акцент на выводы по изученному материалу.

В Приложениях к данной статье представлена часть дидактического материала.

Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. История создания поэмы. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция.

Цели по содержанию занятия:

Образовательная – способствовать формированию понятий “художественный мир произведения”, “сюжет произведения”.

Развивающая – формирование умения акцентного вычитывания произведения, выделения ключевых эпизодов произведения.

Воспитательная – воспитание уважительного отношение к произведениям русской классике.

Метод обучения: метод творческого чтения.

План урока.

I. Постановка целей урока.

II. Изучение нового материала. Информация об истории создания поэмы. Чтение учителем поэмы.

По ходу чтения учителем делается небольшой комментарий по содержанию и композиции произведения, обращается внимание на запев, припевы, концовку, напоминающие произведения устного народного творчества, выполняется словарная работа.

III. Осмысление нового материала. Определение составляющих художественного мира произведения и элементов сюжета.

1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Определите художественное время, художественное пространство поэмы, назовите главных героев произведения.

Задание 2. Определите эпизоды, соответствующие основным элементам сюжета.

Примечание. На данном этапе уроке по ходу выполнения заданий идет повторение теоретических понятий: “поэма”, “художественный мир произведения”, “художественное пространство”, “художественное время”, “сюжет”, “композиция”, “конфликт”.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Отзыв о произведении по первым впечатлениям.

Примечание. Отзывы показывают, что произведение не оставляет никого равнодушным к судьбе героев. Ученики понимают несправедливость царя, одобряют поведение Калашникова и осуждают Кирибеевича. В отзывах встречаются удачные рассуждения по поводу силы характера и героев. Некоторые ученики отмечают художественные особенности поэмы. Поражает искренность и непосредственность учеников, что намного реже встречается в сочинениях после изучения произведений. Например: "Надо песню продолжить, чтобы, как в былине, герой жив остался". "Они как могли боролись за любовь, вот бы в наше время так!" "А мне жалко и Кирибеевича. Может, он бы и одумался". "Винить царя легко, но Калашников ведь ему не рассказал всей правды”. "Калашников – герой, но оставлять жену и детей тоже нельзя".

В отзывах ученики фиксируют и непонятные для них вопросы: "Непонятно, почему царь казнил Калашникова, а казнь назвал милостью? Почему Калашников сам сказал царю, что убил опричника намеренно? Почему произведение называется песня? Почему Алена Дмитриевна очень сильно боится мужа?

Отзывы показывают непонимание учениками мотивов поведения героев, жанровых особенностей данной поэмы, что и становится предметом пристального изучения и обсуждения на следующих уроках.

Вариант записи в ученической тетради. 1 урок.

Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция поэмы.

Цель: научиться определять составляющие художественного мира произведения М.Ю. Лермонтова.

Дата написания произведения – 1837 год. Была напечатана в 1838 году.

Национально-историческая поэма. Почему?

Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572).

Художественное пространство – Москва (царский дворец, торговые ряды, дом купца, площадь, где произошел кулачный бой).

Иван Грозный – историческая личность.

Герои произведения: царь Иван Грозный, купец Калашников, его жена Алена Дмитриевна, опричник Кирибеевич, московский люд.

Сюжет: экспозиция – пир у царя; завязка – встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем; кульминация – кулачный бой; развязка – победа Калашникова и его смерть.

Рассказчики – гусляры, ведут повествование – “песню”. Особенности: запев, припев, концовка. Тонический стих.

Тема занятия. Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательная – способствовать формированию понятий, “художественный образ”, “героический характер”.

2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения анализировать образную систему произведения.

3. Воспитательная – помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

План урока.

I. Постановка целей урока.

Зачитывает верные характеристики героев, просит подтвердить их цитатами из текста.

Акцентно вычитывают поэму, характеризуют героев, записывают характеристики в тетрадь.

III. Работа с теоретическими понятиями “художественный образ”, “героический характер”.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: найти исторические детали в поэме, выразительно читать эпизоды произведения.

Вариант записи в ученической тетради. 2 урок.

Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про … купца Калашникова”. Система образов произведения.

Цель: научиться характеризовать героев произведения М.Ю. Лермонтова.

Иван Грозный – царь, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца.

Милостив или жесток?

Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину “удалой боец”, убит на кулачном бою Калашниковым.

Презрительно относится к людям, совершает бесчестный поступок. Почему?

Калашников Степан Парамонович – купец, русский богатырь, “статный молодец”, удалой боец”, честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.

Не говорит все правды царю. Почему?

Алена Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит мужа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.

Почему очень боится мужа?

Тема занятия. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов поэмы.

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательная – способствовать формированию понятий “историческая поэма”, “художественное время произведения”, “художественный образ”, “героический характер”.

2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации.

3. Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников уважительного отношения к истории.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

2. Компьютерные прикладные программы: презентация, учебный сайт с материалами о жизни, нравах, обычаях Руси 16 века.

План урока.

I. Постановка целей урока.

Учитель обращает внимание учеников на проблемные вопросы, возникшие в ходе чтения и анализа поэмы, сосредотачивает внимание на теме урока и основополагающем вопросе: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?

II. Работа с понятием “историческая поэма”.

Ученики зачитывают цитаты из произведения о жизни купечества, обычаях и нравах, описание пира у царя, кулачного боя, описание казни и т.д.

III. Углубление знаний о героях произведения. Выявление мотивов их поступков.

Работа над проблемными вопросами. Изучение исторических материалов, статей о жизни, и нравах и обычаях Руси 16 века. (Приложение 1)

1. Самостоятельная работа в группах с дополнительной информацией (Приложение 1).

Проблемные вопросы. Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнен? Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?

Тема мини-исследования. Положение царского опричника.

Статьи. “Опричнина и земщина”, “Из “Истории государства Российского”, “Кулачный бой”.

Проблемные вопросы. Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему боится она мужа, в чем виновата?

Тема мини-исследования. Положение женщины в семье

Статьи. “Доля женщины в Древней Руси”, “Из наставлений Домостроя”.

Проблемные вопросы. Милостив или жесток царь?

Тема мини-исследования. Царь Иван Грозный.

Статьи. “Историк Карамзин о личности царя”, “Исторические песни о царе”.

Примечание. Работая с дополнительной информацией о личности царя, ученики знакомятся с теми материалами, которые изучал Лермонтов при написании своего произведения, а именно с историческими песнями и с трудом Карамзина “История государства Российского”. Учащиеся должны сравнить образ царя в народных песнях и историческом труде и соотнести с образом поэмы. Интересным представляется и сравнение данного героя с образом царя в фильме режиссера С.Эйзенштейна “Иван Грозный”, где данный персонаж предстает положительным героем. Выводы, к которым ученики должны прийти в результате работы над образом Ивана Грозного, зафиксированы на слайдах презентации, ее можно также использовать на данном уроке. (Приложение 3)

3. Работа над образом купца Калашникова. Решение проблемной задачи “Почему Калашников не сказал всей правды царю?”

Ученики, обращаясь к тексту произведения (диалогу Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет “по закону христианскому”.

4. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы в тетради.

Ученики пишут ответы на проблемные вопросы и проверяют себя по листу самоконтроля.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы, ее финал; заполнить таблицу “Фольклорные художественно-выразительные средства” (Приложение 2).

Вариант записи в ученической тетради. 3 урок.

Тема. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов произведения.

Основной вопрос: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?

Цель: узнать об эпохе Ивана Грозного, установить причины поступков героев.

Историческая поэма. Произведение об историческом прошлом Руси. Историческая личность – царь Иван Грозный.

Исторические детали: пир у царя Ивана Грозного, положение опричника, жизнь купечества, обычаи и нравы, семейные отношения, кулачные бои, описание казни, религиозные обряды, одежда.

Опричник находился под особой защитой царя. Ему было позволено все.

Тема занятия. Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Осмысление настоящего через изображение прошлого.

Цели по содержанию занятия:

Образовательная – способствовать формированию понятия “художественное время произведения”, “героический характер”, “идея произведения”; выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 19 века и с мировосприятием автора.

Развивающая – формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах.

Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.

1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

2. Таблицы: “Былина как жанр”, “Фольклорные художественно-выразительные средства”.

3. Компьютерные прикладные программы: учебный сайт с материалами о мировосприятии эпохе Лермонтова, слайды презентации “Век XVI”, “Век XIX”.

План урока.

I. Постановка целей урока. Основополагающие вопросы урока:

Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней?

II. Актуализация знаний. Повторение материала прошлого урока.

1. Работа с понятием “Историческая поэма”.

Вопросы для повторения:

Почему ученые называют произведение Лермонтова исторической поэмой?

Какой представлена эпоха 16 века в произведении Лермонтова?

2. Самостоятельная работа на повторение основных понятий (поэма, былина, историческая песня, героический характер). Проверка выполнения задания по листу самоконтроля.

III. Изучение нового материала.

Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторский замысел. Идея произведения. Фольклорные мотивы

1. Определение авторского замысла.

Проблемный вопрос: Почему поэт обратился к изображению прошлого?

Ученики знакомятся с материалами об эпохе Лермонтова и мировосприятии поэта. Статьи И. Андронникова, В.Г. Белинского, стихотворения поэта о своем поколении (Приложение 1) сопоставляют данные статей, формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетради.

2. Определение идеи произведения. Образ гусляров.

Проблемный вопрос: почему повествование в поэме ведут гусляры?

Идея произведения. “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.

Предлагает прочитать и прокомментировать заключительные строчки поэмы.

Организует обсуждение проблемного вопроса.

Помогает сделать вывод о народности поэмы.

Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка купца Калашникова народом.

Обсуждают вопрос о роли образа гусляров в произведении.

Делают вывод о народной оценке событий в поэме. Записывают выводы в тетрадь.

3. Жанровое своеобразие произведения. Фольклорные мотивы.

Проблемный вопрос: “Почему поэт назвал свое произведение песней?”

Ученики зачитывают цитаты, дополняют записи, Делают вывод о значении фольклорных художественно-выразительных средств для создания образности изображения прошлого, придания поэме лиризма. Записывают выводы в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала.

Сравнение произведения М.Ю.Лермонтова с жанровыми особенностями былины.

1. Самостоятельная работа.

Задание. Пользуясь таблицей “Былина как жанр” (Приложение 2), найдите сходства произведения Лермонтова с былиной.

Вывод о воплощении в произведении Лермонтова героической идеи былины ученики записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке? Наизусть отрывок из поэмы (начало кулачного боя).

Вариант записи в ученической тетради. 4 урок.

Тема. Идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова. Осмысление настоящего через изображение прошлого.

Основные вопросы: Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему назвал поэму песней?

Цель: определить идею, художественные особенности произведения, установить причины обращения автора к изображению прошлого.

1. Поэт обратился к изображению прошлого, чтобы показать народного героя, борьбу правды со злом власти, справедливый суд народа, что, к сожалению, было не свойственно поколению 19 века.

2. Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение и одобрение народа. Гусляры песенники не только ведут повествование, под “гуслярный звон” “причитывают и присказывают”, но и дают народную оценку событиям и героям.

3. Идея произведения: пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе, несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.

4. Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню.

5. В произведении Лермонтова воплотилась героическая идея былины. Герой народен, народ героичен.

Пантера Искусственный Интеллект (124025) Я помочь могу только одним способом: разжевать тебе и в рот положить. Но разве это помощь? Вот я тебе и помогаю: предлагаю подумать - какие в то время были нравы, какое законодательство (ты вспомни - какой век был), что такое для мужчины была честь жены, честь семьи. А ты хочешь не помощи, ты хочешь, чтобы за тебя кто-то другой думал и твою работу делал. Это нарушение Кодекса и Пользовательского соглашения.

Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем.
Кулачный бой в XVI веке на Руси был состязанием, испытанием силы и удали русских богатырей без ненависти и желания смерти друг другу. Победа в таком бою доказывала лишь превосходство одного из соперников, торжество справедливости. Предвестием предстоящего поединка становятся слова царя Ивана Васильевича, обращенные к своему опричнику: «…или с ног тебя сбил на кулачном бою / На Москве-реке, сын купеческий» . Царское предсказание не тревожит уверенного в своей правоте Кирибеевича. В бою ему нет равного, для победы над ним нужна «рука заколдованная» , то есть сила нематериальная. С этой уверенностью в себе он выходит на бой, не подозревая, что будет играть по иным правилам. «Не шутку шутить, не людей смешить… вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок. Судебник (документ XIV века) устанавливал, что если все возможности разрешения конфликта уже исчерпаны, то в поединке должна победить не сила, а правда, правота одного из соперников, которому Бог дарует победу как доказательство высшей справедливости. Судный поединок – это бой между истцом и ответчиком, оскорбленным и оскорбившим.
Калашников убивает царского опричника, не раскрывая позорной тайны своего поступка, не признавая за царем права узнать ее, о ней он готов поведать только «Богу единому» . Кирибеевич наносит первый удар по кресту, по святым мощам, значит, бьется он не с купцом, а с самим Богом, который защищает Калашникова. Безусловно, конфликт Кирибеевича и Калашника не исчерпывается поединком, в него вступает царь. На гневный вопрос царя Ивана Грозного купец отвечает «по правде и по совести» , что волей вольною убил он царского опричника. Но царь не волен над душой Калашникова, поэтому он проявляет свою власть над телом: казнит купца. Пострадав «за правду до последнева» , Калашников сам просит «милости» - смерти, становится преступником, «душой грешной» , как бы присвоив себе право высшего Судьи - карать неправого. На могиле Калашникова – кленовый крест – символ убийцы (так хоронили самоубийц и государственных преступников) . И здесь – проявление сложности и противоречивости образа: православный купец похоронен «про меж трех дорог» , а могила заступника за поруганную честь становится безымянной (об этом же говорит и фольклорная традиция) . О могиле Кирибеевича не упоминается вообще, как будто он совсем исчез из русской жизни. Калашников же, похороненный вне церковной ограды, оказывается вновь победителем даже в смерти своей.
Конечно, и образ царя достаточно сложен в поэме: с одной стороны, он жесток, похороненный купец «про меж трех дорог» - его напоминание другим о том, что ожидает непокорных царской воле, своеобразный урок своим подданным и их потомкам, с другой стороны, проявляет милость к семье Калашникова. Несмотря на то, что мы переносимся в эпоху царя Ивана Грозного, автор указывает на актуальность проблемы отношений между властью и человеком в свое время.

Смотрите есть такая сказка Песнь о Купце Калашникове автор Лермонтов.
Помогите пожалуйста ответить на вопрос?

По мнению ученых-историков образ Грозного сложен.Царь казнит Калашникова после того как тот убивает Кирибеевича
не зная причины этого убийства - оскорбление жены купеческой.Он обещяет позаботиться о семье Калашникова
но в тоже время его слова пронизаны жесткостью у осужденном:
Я топор велю наточить-навострить.
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.

Таким образом царский суд расходится с судом народа который поет славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?

Да, согласен. Царский суд действительно расходится с судом народным, и Лермонтов на стороне народа. Не зря в начале звучит заздравная песня: "Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич! ", а в конце такая же заздравная: "Гей вы, ребята удалые, гусляры молодые, голоса заливные! " То есть в конце Лермонтов славит уже не царя, а народ.

Образ царя Ивана Грозного отражает народное восприятие его личности.
Царь казнит купца Калашникова потому, что тот убил «вольной волею» (то есть преднамеренно) его любимого опричника. Он не знает истинной причины поступка Калашникова, народ тоже не знает, потому что Калашников открыл семейную тайну только братьям. Но можно предположить, что молва распространила истинные факты и народ жалеет купца Калашникова:
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.
Царь судит по закону, а народ - по-человечески. В этом и заключается главное расхождение.

Царь Иван Грозный-это и в истории очень сложный характер. Царь не мог заботиться о каждом человеке, поэтому в суждениях о купце он не вдавался в подробности. Ему достаточно, что Калашников признал убийство, а причину выяснять-не царское дело. Наточить топор -это не признак жестокости, острый топор моментально убивает, отрубая голову без мучений. В это фразе снисхождение Ивана Грозного, он желает купцу смерти быстрой и без мучений. Жаль, что царь не узнал причины, по которой Калашников убил его любимца. Если бы Иван Грозный разобрался в проблеме, то он стал б больше доверять людям, а купцу сохранил бы жизнь, ведь он не убил, а победил Кирибеевича в честном поединке.

Носитель чести в «Песне. » — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память:

Пройдёт стар человек — перекрестится,
Пройдёт девица — пригорюнится.
А пройдут гусляры — споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.

Форма урока: урок-суд над главными героями поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”.

Цель урока для учителя: создать условия, способствующие формированию коммуникативной культуры учащихся.

ТДЦ:1)Образовательная: продолжить формирование умения давать всестороннюю характеристику литературному герою.

2)Развивающая: развивать речевые навыки в условиях деловой игры, требующей соблюдения определённых процессуальных формальностей и использования лексики официально-делового стиля, применяемой в уголовном процессе.

3)Воспитывающая: формировать ценностное отношение к литературному герою, воспитывать культуру ведения дискуссии, толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.

Оборудование: текст “Песни…”, “Библия”, “История государства Российского” Н.М. Карамзина, иллюстрации В.М. Васнецова и И.Я Билибина.

Структура урока суда

  1. Выступление 1 группы: “Обвиняем Калашникова Степана Парамоновича в совершении убийства” (слово прокурора, просмотр “видеоролика” – сцены оскорбления чести Алёны Дмитриевны и всего рода Калашниковых, выступление свидетелей, заключительное слово прокурора).
  2. Выступление 2 группы: “Защищаем купца Калашникова. Действия подзащитного были вынужденными” (речь адвоката, защитное слово свидетелей, заключительное слово адвоката).

2.3Выступление 2 группы: “Обвиняем опричника Кирибеевича в оскорблении чести семьи Калашниковых” (слово прокурора, просмотр “видеоролика”– сцены кулачного боя, обвинительное слово свидетелей, заключительное слово прокурора).

Предварительная подготовка учащихся

На предыдущих уроках учащихся были ознакомлены с правилами проведения судебного процесса, повторили лексику официально-делового стиля, применяемую в уголовном процессе.

После чтения поэмы учащиеся были поделены на 2 группы. Первая группа подбирала аргументы для доказательства вины Калашникова и доводы, позволяющие в какой-то мере оправдать поступок Кирибеевича. Вторая группа, напротив, готовила обвинительную речь опричнику Кирибеевичу и защитную – удалому купцу Калашникову. Каждая группа готовила “видеоролик”, доказывающий вину героя поэмы. Были распределены роли участников судебного процесса. Каждая сторона имела прокурора, адвоката, свидетелей, экспертов.
Учащимся было предложено обратиться к Библии, “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина, “Домострою”, отражающему нравы того времени. В данной литературе содержится фактический материал, необходимый для построения защиты или обвинения.

Ход урока

– Мы прочитали удивительное произведение М.Ю.Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова”. Эпическая поэма переносит нас в далёкий XVI век, в старую “златоглавую и белокаменную” Москву, где происходят драматические события. Любовь опричника к красавице – замужней женщине и решение её мужа отомстить обидчику ведут к трагическому разрешению этого конфликта.

– Почему такой драматичной оказывается их судьба? Почему погибают главные герои поэмы? Кто виновен в их гибели? Именно так звучит тема сегодняшнего урока. Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в конце сегодняшнего урока, который пройдёт в форме деловой игры “Урок-суд над главными героями поэмы: опричником Кирибеевичем и удалым купцом Калашниковым ”. Читая текст “Песни…”, мы пришли к выводу, что поступки главных героев, даже Степана Калашникова, которому гусляры поют славу, нельзя оценить однозначно.

Герои поэмы могут быть одновременно и осуждены, и оправданы. Поэтому мы сегодня проводим урок-суд. Форма такого урока позволит оценить поступки героев с разных точек зрения, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.

На сегодняшнем судебном процессе присутствуют следующие участники: судья,2стороны(2группы). Первая группа обвиняет купца Калашникова и защищает опричника Кирибеевича. Вторая сторона, напротив, будет доказывать виновность опричника и невиновность удалого купца Калашникова.

Несмотря на то, что в ходе судебного процесса вы будете занимать позицию одной из сторон, ваше мнение к концу урока может измениться. Перед вынесением общего решения каждому из вас предстоит ответить на вопрос, поставленный в начале урока: “Кто виновен в гибели главных героев поэмы?”

– Итак, начинаем заседание суда.

II. Заседание суда.

Секретарь: Суд идет! Прошу всех встать!

Судья: Уважаемый суд! Прошу всех садиться. Сегодня проводится открытое судебное разбирательство. В суд поступил иск от читателей по поводу обвинения опричника Кирибеевича и купца Степана Парамоновича Калашникова.

Наша задача: вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновности подсудимых и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.

Основным правилом для судебного разбирательства станут слова афинского архонта (должностное лицо в Афинах) Солона: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.

Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Сейчас мы выслушаем сторону, обвиняющую опричника Кирибеевича. Предоставляем слово прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня вынести своё решение о виновности опричника Кирибеевича. Обвинение намерено доказать вам, что любимый опричник царя преступил нравственную черту, которую никому не позволено преступать. Он оскорбил жену купеческую Алёну Дмитриевну и должен понести наказание.

Судья: Уважаемая сторона обвинения! Располагаете ли вы вескими доказательствами вины подсудимого?

Прокурор: Мы готовы доказать вину подсудимого. В своём обвинении мы будем опираться на главный документ-текст “Песни…”. Но сначала позвольте представить видеоматериал. Он является главным доказательством вины подсудимого. Сейчас вы узнаете правду о том, как всё было на самом деле.

Инсценируется сцена оскорбления чести купеческой жены Алёны Дмитриевны.

Прокурор: Уважаемый суд! Вы были свидетелями ужасной сцены: опричник Кирибеевич оскорбил честь жены купеческой Алёны Дмитриевны

Судья: Слово свидетелям-читателям поэмы.

1 свидетель: Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Вина Кирибеевича уже в том, что он не думает о последствиях своего поступка. На глазах соседей он стал “целовать-ласкать Алёну” Дмитриевну. “А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали”,– так об этом она рассказывает мужу Степану Парамоновичу.

2 свидетель: Мы считаем, что любовь опричника эгоистическая. Он не думает о счастье любимой женщины. Обещая ей наряды дорогие, Кирибеевич думает только о своих страданиях:

Лишь не дай мне умереть смертью грешною.
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание.

3 свидетель: Уважаемый суд! Опричник оскорбил не только Алёну Дмитриевну, но и весь род Калашниковых. Степан Парамонович обращается к братьям с просьбой “постоять за святую правду-матушку”: “Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич”.

4 свидетель: Уважаемый суд! Кирибеевич виновен также в том, что нарушил закон “Домостроя”: “Царя бойся и служи ему верою и всегда о нём моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним, но с покорением истину отвещай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Прокурор: Уважаемый судья! Мы привели веские, на наш взгляд, доказательства вины опричника Кирибеевича. Просим учесть их при вынесении общего решения суда.

Судья: Итак, мы выслушали сторону обвинения. Предоставляем слово защите.

Адвокат: Уважаемый суд! Представители обвинения привели аргументы, доказывающие вину нашего подзащитного. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем, что поступок Кирибеевича – это проявление любви, страсти натуры сильной, души могучей.

Судья: Господин прокурор! Располагаете ли вы вескими доказательствами невиновности вашего подзащитного?

Прокурор: Главное доказательство-текст “Песни…”Обратите внимание, насколько сильно чувство Кирибеевича. Невесел он на пиру сидит:

В золотом ковше не мочил усов,
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь

Не замечает он даже гнева царского.

Сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную-не запотчевать.

Так говорит Кирибеевич о своём чувстве. “Это страсть, – писал В.Г.Белинский.

Есть ли вина Кирибеевича в том, что полюбилась ему замужняя женщина? Разве сердцу прикажешь?

Судья: Слово свидетелям-читателям поэмы. Располагаете ли вы аргументами, смягчающими вину подзащитного?

1 свидетель-читатель поэмы: Уважаемый суд! Наш подзащитный искренне любит Алёну Дмитриевну. Сколько любви, нежности в его словах:

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Молвит слово – соловей поёт…

2свидетель: О глубине чувства Кирибеевича говорит его готовность умереть в “степях приволжских от копья басурманского”.

Мои очи слёзные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется.

Чувство Кирибеевича безответно, а жить ему без любви тяжело.

3свидетель: Сторона защиты просит обратить внимание на то, что и гусляры, и автор сожалеют о ранней гибели опричника Кирибеевича:

Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

Кирибеевич не просит пощады. Он принимает смерть как должное.

Прокурор: Ваша честь! При вынесении общего приговора просим принять во внимание обстоятельства дела, смягчающие вину подзащитного.

Судья: Итак, мы выслушали разные точки зрения по поводу дела опричника Кирибеевича.

А сейчас мы переходим ко 2 части судебного процесса.

К нам на заседание поступил также иск от читателей, обвиняющих купца Степана Парамоновича в совершении смертного греха – убийстве опричника Кирибеевича.

Предоставляем слово стороне обвинения.

Прокурор: Уважаемый суд! Обвинение намерено доказать вам виновность купца Калашникова. Он нарушил христианскую заповедь не убивать, не мстить.

Ведь сказано в Библии: “Не убий! Сохрани Бог убивать”.

Ваша честь! Мы располагаем видеоматериалом. Он является прямым доказательством вины подсудимого.

Инсценируется эпизод кулачного боя.

Судья: Есть ли у стороны обвинения другие доказательства вины подсудимого? 1обвинитель: Есть, ваша честь. Калашников не искал правды у царя. Он устроил самосуд. Никто, кроме Бога, не вправе отнимать жизнь у человека .

2обвинитель: Сторона обвинения считает также, что Калашников не любил свою жену. Вспомните, с какой любовью говорит о ней Кирибеевич, и как – Калашников:

Уж ты где жена, жена, шаталася?
На каком подворье, на площади…
Как запру я тебя за железный замок,
За дубовую дверь окованную,
Чтобы свету божьего ты не видела,
Моё имя честное не порочила.

3 обвинитель: Обратите внимание! Даже автор осуждает купца Калашникова:

И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.

Судья: Прокурор, есть ли у вас другие доказательства вины купца Калашникова?

Прокурор: Ваша честь! Просим учесть всё вышесказанное при вынесении приговора обвиняемому.

Судья: Уважаемый суд! Прозвучала обвинительная речь прокурора и его свидетелей в адрес купца Степана Парамоновича Калашникова. Предоставляем слово защите.

Прокурор: Уважаемый суд!

Сейчас перед вами выступили представители обвинения. Они доказывали вину нашего подзащитного. Мы, напротив, готовы доказать, что действия купца Калашникова, были вынужденными. В своей защитной речи мы также будем ссылаться на текст “Песни…”:

Судья: Слово свидетелям-читателям поэмы.

1 свидетель: Сторона обвинения считает, что Калашников не любил свою жену – Алёну Дмитриевну. Мы же считаем, что в семье Калашниковых было счастье до тех пор, пока опричник Кирибеевич не разрушил его, оскорбив Алёну Дмитриевну.

Не случайно она обращается именно к мужу с просьбой защитить её.

На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка.

Муж для неё “красно солнышко”, его немилости она боится больше, чем “смерти лютой”.

2 свидетель: Уважаемый судья, господа присяжные!

Нашему подзащитному было предъявлено обвинение в том, что он сурово разговаривает с женой. Но давайте вспомним законы того времени: жена должна бала беспрекословно подчиняться мужу. Доказательством того является книга “Домострой”.Послушайте “Поучение мужа жене”:“Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием, жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покоряться и что муж накажет, то с любовью примати и со страхом внимати, и творити по его наказанию.А коли ослушается жена мужа, тот может побить её плёткою”.

3 свидетель: Уважаемый суд! Нужно принять во внимание и то, что раньше брак заключался в церкви, считалось, что муж с женой должны быть верны друг другу до гробовой доски. Не случайно Калашников так строго разговаривает с Алёной Дмитриевной.

Не на то пред святыми иконами
Мы с тобою жена обручалися,
Золотыми кольцами менялися.

4 свидетель: Уважаемый суд! Сторона обвинения считает, что Калашников должен был искать правды у царя. Но был ли смысл в этом? Всё равно любимый опричник царя был бы оправдан.Как мы видим, не было у Калашникова выбора. Ему оставалось одно: выйти на опричника в кулачном бою, биться насмерть, “до последних сил…за святую правду-матушку”.

5 свидетель: Уважаемый суд! Сторона обвинения купца Калашникова считает, что он совершает преступление. Сторона защиты же считает, что, подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг.

Своей смертью он доказал, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв. Лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

Не случайно простой народ помнит его:

И проходят мимо люди добрые:
Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.

Прокурор: Уважаемый судья! Просим учесть все доводы в пользу нашего подзащитного при вынесении окончательного решения суда.

Судья: Следствие закончено. Приступаем к прениям сторон.

Прокурор: Уважаемый суд! Учитывая обстоятельства дела, прошу вынести опричнику Кирибеевичу обвинительный приговор. Он виновник бесчестья, опричник оскорбил, опозорил жену купеческую Алёну Дмитриевну, чувство его эгоистично.Ослеплённый страстью, Кирибеевич меньше всего думает о любимой женщине, не считается опричник Кирибеевич с благополучием и счастьем другого человека.

Разве сердцу прикажешь? Разве виноват Кирибеевич в своём чувстве?

Ведь не даром он просит царя отпустить его в “степи приволжские, на житьё на вольное, на казацкое”.

Прокурор: Сторона обвинения требует наказать купца Калашникова. Он преступает закон божий, тем самым совершает тяжкий грех.

Адвокат: Уважаемый суд! При вынесении окончательного решения просим учесть то, что не было у купца Калашникова выбора. Убив вольной волею опричника, Калашников выступает против справедливости и совершает подвиг.

Не мог Степан Парамонович восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди.

Судья: Уважаемый суд! Мы выслушали разные точки зрения по делу купца Калашникова и опричника Кирибеевича, явились свидетелями того, что погибают герои поэмы, в разной степени вызывающие и осуждение, и сочувствие.

– Итак, кто же главный виновник их смерти? Слово экспертам.

Эксперт: Мы, группа экспертов, обратились к научному наследию русского писателя и историка Н.М.Карамзина, к “Истории государства Российского” и пришли к выводу, что царь Иван Грозный создал в стране атмосферу неправды и произвола. Он дал опричникам безграничную власть.

В “Истории государства Российского” Н.М.Карамзин пишет о том, что Иван Грозный собирает дружину опричников (или кромешников), взяв с них присягу “служить ему верой и правдою, доносить на изменщиков, не дружиться с земскими (т. е. со всеми, не записанными в дружину), не водить с ними хлеба-соли, не знать ни матери, ни отца, знать единственно государя. Скоро все увидели, что Иоанн предаёт всю Россию в жертву своим опричникам: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни у правы: ибо сказать неучтивое слово кромешнику – значило оскорбить самого царя… Одним словом, люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных”.

Потому так безнаказанно чувствует себя любимый опричник царя – Кирибеевич. Он не привык отвечать за свои поступки.

Данный документ подтверждает мысль о том, что произвол Кирибеевича обусловлен властью, которую ему дал царь.

Судья: Суд благодарит экспертов за внесение ясности в суть дела.

– Итак, мы выслушали всех участников судебного процесса. Суд должен вынести общее решение. А сейчас вы все выступите в роли присяжных заседателей.

– Кто же виноват в смерти главных героев поэмы? Изложите своё мнение в виде эссе (прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции, выражающего индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу).

Учащиеся пишут сочинение – эссе.

Учащиеся излагают своё мнение по теме урока.

Судья: Итак, прозвучали разные мнения по рассмотренному делу. Учитывая вышесказанное, я объявляю главным виновником смерти главных героев царя.

Царь создал в стране атмосферу неправды и произвола. Он дал опричникам безграничную власть. Близость к царю, избалованность властью исказили добрые начала характера опричника Кирибеевича, привели к печальным последствиям.

Жестоким был царь, жестоким было время, жестоки были и нравы того времени, когда позор можно было смыть только смертью. Мы убедились, что власть царя, казнящего и милующего своих подданных безо всякой опоры на законы, по одному лишь своему душевному движению, безгранична и неправедна.

– На этом слушание по делу объявляется закрытым.

III. Итоги урока.

В группах учащиеся оценивают работу каждого.

– А сейчас каждая сторона (группа) оценит работу каждого участника судебного процесса. Учитывая ваше мнение, я поставлю отметки и оглашу их на следующем уроке.

IV. Домашнее задание.

Выпустить газету о судебном заседании (1группа), подготовить статью о результатах заседания (2 группа).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: