Как стать судебным экспертом автотехником

Обновлено: 24.04.2024

Программа профессиональной переподготовки "Судебная автотехническая экспертиза". Программа разработана на основании ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.05.03 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Требования к слушателям: наличие высшего или средне-специального образования в любой области.

1. Программа обучения продолжительностью 308 часов

Срок обучения: 2-3 месяца

Стоимость обучения: 19 000 рублей

Форма обучения: заочная (дистанционная). Начать обучение Вы сможете сразу после заключения договора и оплаты.

По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности.

2. Программа обучения продолжительностью 600 часов

Срок обучения: 4-5 месяцев

Форма обучения: 1) очная (вечерняя, занятия пн-пт с 19 до 22 часов), стоимость обучения 73 000 руб (возможна рассрочка)

2) заочная (дистанционная), стоимость обучения : 38 000 рублей (оплата может быть в 2 этапа 10 т.р. после заключения договора, 28 т.р. в течение 3х месяцев с начала обучения).

По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности.


Приглашаем на очную практику: 3 дня, 2 часа в день, 13500 руб. Практика индивидуальная. Стоимость актуальна только для выпускников нашего университета.

3. Программа обучения продолжительностью 808 часов

Срок обучения: 6 месяцев

Стоимость обучения: 47800 рублей (рассрочка 10 т.р. после заключения договора +37.8 т.р. в течение 4х месяцев с начала обучения)

Форма обучения: заочная (дистанционная). Начать обучение Вы сможете сразу после заключения договора и оплаты.

По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности.

ПРИСВАИВАЕТСЯ КВАЛИФИКАЦИЯ - СУДЕБНЫЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ.

В ЧЕМ НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО:

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ОБУЧЕНИЕ+ВСТУПЛЕНИЕ В ЧЛЕНЫ Некоммерческого партнерства Национальная Коллегия Судебных Экспертов без вступительного взноса и для физического лица и для юридического, выдается свидетельство о членстве+СЕРТИФИКАЦИЯ со скидкой от 50% до 100% для физического лица и для юридического лица, выдается сертификат+ПРАКТИКА с судебным экспертом.

Два самых распространенных вопроса:

1. Является ли диплом о профессиональной переподготовке достаточным для осуществления нового вида профессиональной деятельности?

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 76. Дополнительное профессиональное образование. Пункт 5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

2. Могу ли я проходить обучение, если образование у меня в другой области?

Да, можете. Проходя профессиональную переподготовку Вы получаете новую профессию. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 76. Дополнительное профессиональное образование. Пункт 3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности.

13.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
13.2. Исследование технического состояния транспортных средств
13.3. Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)
13.4. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта, в том числе с целью проведения их оценки
13.5. Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия

Стоимость сертификации для наших выпускников 10 т.р. по каждому направлению.

ПРИГЛАШАЕМ НА ПРАКТИКУ! ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Стоимость практики 14500 рублей 2 часа 3 дня. Количество учебных часов может быть изменено по договоренности.

Первый месяц обучения

Теория эксплуатационных свойств автомобиля

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Дорожные условия и безопасность дорожного движения

Биомеханика дорожно-транспортных происшествий

Составные элементы дорожно-транспортных происшествий

Методические основы и положения по установлению наличия и характера технических повреждений транспортного средства

Методические основы и положения по установлению причин возникновения технических повреждений транспортного средства

Методические основы и положения по установлению методов, технологий, объема и стоимости ремонта транспортного средства с учетом наличия и характера его технических повреждений

Четвертый месяц обучения

Методические основы и положения идентификации транспортного средства как объекта независимой технической экспертизы

Пятый месяц обучения

Подготовка выпускной аттестационной работы

Законом Российской Федерации о безопасности движения дорожно-транспортное происшествие определено как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспорта и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен материальный ущерб».

Во всех странах мира необходимость сокращения ДТП рассматривается как национальная проблема. В России эта проблема особенно актуальна. По статистике последних десяти лет на дороге ежедневно погибает более 100 человек и свыше 600 человек получают ранения. За год погибает более 34 тыс. человек, а 20 тыс. водителей погибают, получают ранения или оказываются на скамье подсудимых. Общий ущерб в год из-за ДТП превышает 300 млрд руб. Ежегодный рост числа ДТП и ущерба составляет 5-7%.
Экспертиза дорожно-транспортных происшествий проводится с целью установления объективных причин и обстоятельств каждого конкретного ДТП для создания технической основы к правовому решению.
ДТП является сложным событием, происходящим за короткое время, и при его расследовании требуется помощь специалистов по технике транспорта, строительству и эксплуатации дорог, организации и безопасности дорожного движения, медицине и автотранспортной психологии. Эти специалисты привлекаются на стадии разбирательства в ГИБДД, на стадии предварительного следствия и в суде, чтобы принималось всесторонне обоснованное решение по административной, гражданской и уголовной ответственности участников ДТП и должностных лиц.

Основные задачи обучения по программе "Судебная автотехническая экспертиза":

1) освоить организацию производства экспертизы, права и обязанности экспертов, составление документации по ДТП;

2) освоить современные методики экспертных исследований распространенных ДТП и получить практические навыки по подготовке заключений эксперта;

3) получить основу для выявления причинно-следственных связей и применения экспертного подхода к решению задач обеспечения безопасности в дорожно-транспортном комплексе.

Особенно востребованы такие услуги в автомобильной сфере. Здесь регулярно случаются аварии, спорные ситуации на дорогах. Кроме того, адекватная оценка нужна при купле-продаже автомобиля. Поэтому сейчас так популярны услуги автоэкспертов.

Чем занимается автоэксперт

Официальное наименование профессии звучит как «Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)».

Автотехническая экспертиза (АТЭ) включает в себя определенную процедуру. Чаще всего она производится в случае спорной ситуации при ДТП или имущественном ущербе для транспорта. Кроме того, с помощью АТЭ можно отследить происхождение автомобиля или обстоятельства преступления с его участием. АТЭ может назначать суд, органы следствия, либо же владелец машины в инициативном порядке.

Цель такой экспертизы – установить виновника ДТП, причины повреждений, а заодно оценить ущерб для автомобиля.

Эксперту, который ей занимается, требуется установить определенные характерные признаки:

техническое состояние машины на момент ДТП или преступления;

·характер ДТП (повреждения, тормозной след, погодные условия и т.д.);

действия участников в аварийной обстановке.

Конечная цель таких действий – это воссоздать как можно более полную картину ДТП или преступления.

Требования к квалификации эксперта-автотехника

Чтобы адекватно изучить состояние транспорта, автоэксперт должен владеть множеством специфических знаний и навыков:

Методика расчета повреждений по математическим моделям;

Познания в конструкции автомашин различных видов и марок;

Возможные поломки и причины их возникновения в ходе эксплуатации;

Причины возникновения ДТП;

Трасология и криминалистика;

Нормативно-правовые акты и требования к оформлению документов по АТЭ;

Методы оценки повреждений;

Порядок оформления документов и заключения договоров купли-продажи.

Эксперт-автотехник по долгу службы также много общается с людьми, в отдельных случаях ему приходится проводить самостоятельные расследования. От хорошего специалиста требуются отличный глазомер, наблюдательность и внимательность, скрупулезность, независимость в принятии решений, адекватность и объективный подход.

При этом, надо заметить, что автоэксперт несет личную ответственность за результаты экспертизы. В случае ошибки или намеренного искажения фактов он может попасть под уголовное преследование.

Где работают автоэксперты

Наиболее распространенное место работы для автоэксперта – это судебные лаборатории автотехнической экспертизы. Это, как правило, филиалы государственного учреждения РФЦСЭ, которые есть в каждом крупном городе.

Альтернативное место работы – многочисленные независимые оценочные фирмы, либо же страховые компании. Однако они, как правило, занимаются не столько выяснением обстоятельств ДТП, сколько оценкой стоимости автомобиля. Автомобильные оценщики – это несколько иная профессия.

Независимые фирмы могут привлекаться и в случае спорных судебных моментов, если одна из сторон не согласна с выводами государственных экспертов.

Где можно выучиться на автоэксперта (эксперта-автотехника)?

Специалисту с такой квалификацией требуется высшее техническое образование, связанное с автомобильным транспортом. Наиболее предпочтительные направления – «Эксплуатация транспортных средств» и «Наземные транспортные системы».

Экспертов в области АТЭ готовят вузы в системе МВД, а также транспортные университеты и институты. Прочие варианты получения образования (курсы переподготовки) практически недоступны, учитывая высокие требования к знаниям автоэкспертов и уровню их квалификации.

Вакансии для экспертов-автотехников на рынке труда, средняя зарплата

Большая часть вакансий на рынке труда касается профессии автоэксперта-оценщика. Это наиболее выгодное предложение для специалиста с коммерческой точки зрения. Работая по найму, автоэксперт вполне способен зарабатывать до 70 тысяч рублей в месяц. Хотя, разумеется, все зависит от количества сделок и заказов.

В компаниях, занимающихся страхованием автогражданской ответственности, зарплаты чуть пониже – порядка 40 – 50 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии автоэксперта

Возможность карьерного роста;

Возможность оказывать услуги частным порядком или организовать бизнес

Трудности в освоении специальности;

Высокая степень ответственности;

Невысокая заработная плата.

Руководитель центра

Тарасов Евгений Александрович

Юридический адрес

394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 14

Электронная почта

Почтовый адрес

394006, г. Воронеж, 20-летия Октября, д. 84, ауд. 3114

Электронная почта

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
“АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА” (НТЦ “АВТОТЕХ”)

Работаем в городах

Руководство:

© 2022. При использовании материалов портала активная ссылка на источник обязательна.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. № 277 “Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования”


Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. № 277 “Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования”

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 43, ст. 5901) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.

Министр М.Ю. Соколов

Требования
к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. № 277)

1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»*(1) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»*(2).

2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.

4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.

5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

6. Эксперт-техник должен знать:

федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:

методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;

методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;

основы технической эксплуатации транспортных средств;

виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;

основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;

технологию восстановительного ремонта транспортных средств;

номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;

методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;

методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;

методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;

методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;

методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.

7. Эксперт-техник должен уметь:

использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;

проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;

фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;

проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;

оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы.

8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:

иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей «Техника и технология наземного транспорта»*(3) и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;

иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);

копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;

копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;

копию трудовой книжки (при наличии);

две фотографии размером 4x6 см;

опись представляемых документов.

Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации.

Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.

10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:

фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);

адрес места жительства;

данные документа, удостоверяющего личность;

адрес электронной почты;

согласие кандидата на обработку персональных данных;

дата составления заявления.

Заявление подписывается кандидатом.

11. В день поступления заявления ФБУ «Росавтотранс» регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.

12. По истечении трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ «Росавтотранс» направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.

13. Контрольное задание должно включать условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, M, N), установленных приложением № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»*(4), фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике, а также контрольные вопросы.

14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.

15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.

16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ «Росавтотранс» направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.

17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ «Росавтотранс» кандидатом выполненного контрольного задания.

18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России № 8. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.

19. Кандидат при голосовании не присутствует.

20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:

несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;

отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;

невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.

Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.

21. МАК принимает решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника по следующим основаниям:

установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;

смерть эксперта-техника, а также признание эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, объявление умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики;

представление экспертом-техником заявления об аннулировании его профессиональной аттестации.

22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ «Росавтотранс» в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 21 настоящих Требований, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ «Росавтотранс» не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.

24. Кандидат (эксперт-техник) имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации (об аннулировании профессиональной аттестации) в течение двух месяцев с даты принятия соответствующего решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышавший девяносто календарных дней, с личным участием кандидата (эксперта-техника).

25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее - протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 1, ст. 25; № 30, ст. 3114; 2006, № 48, ст. 4942; 2007, № 1, ст. 29; № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 9, ст. 1045; № 52, ст. 6420, 6438; 2010, № 6, ст. 565; № 17, ст. 1988; 2011, № 1, ст. 4; № 7, ст. 901; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7040; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4319, 4320; 2013, № 19, ст. 2331; № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4224; № 45, ст. 6154; 2015, № 48 (ч. 1), ст. 6715.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 43, ст. 5901.

Приложение
к Требованиям к экспертам-техникам,
осуществляющих независимую техническую
экспертизу транспортных средств, в том числе
требованиям к их профессиональной аттестации,
оснований ее аннулирования

кандидата в эксперты-техники, осуществляющего

независимую техническую экспертизу

1. Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)

2. Пол _________________________________________________________________

3. Дата рождения _______________________________________________________

4. Гражданство _________________________________________________________

5. Место фактического проживания _______________________________________

6. Адрес регистрации по месту жительства _______________________________

7. Адрес электронной почты (при наличии) _______________________________

8. Место работы (при наличии):

8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке

8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке

8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица

8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)

9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:

9.1. Полное наименование образовательной организации

9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации,

подтверждающих получение высшего образования

10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное

профессиональное образование по программе профессиональной

переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных

средств (при наличии):

10.1. Полное наименование образовательной организации

10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего

получение дополнительного профессионального образования по программе

профессиональной переподготовки в области независимой технической

экспертизы транспортных средств

11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное

профессиональное образование по программе повышения квалификации в

области независимой технической экспертизы транспортных средств (при

11.1. Полное наименование образовательной организации

11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего

получение дополнительного профессионального образования по программе

повышения квалификации в области независимой технической экспертизы

Достоверность сообщенных сведений подтверждаю

Личная подпись ____________________

Дата заполнения "__" __________ 20__ г.".

Обзор документа

Утверждены требования к экспертам-техникам, проводящим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в т. ч. требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.

В частности, определены требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников. Так, эксперт-техник должен уметь использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств; проводить фото- и видеосъемку транспортных средств; фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства и т.д.

Профессиональная аттестация экспертов-техников проводится Межведомственной аттестационной комиссией (МАК). Ее состав утверждается Министром транспорта России.

Кандидат для прохождения аттестации направляет в ФБУ "Росавтотранс" (или его филиалы) соответствующее заявление в произвольной форме с приложением необходимых документов (копий). Определен их перечень.

ФБУ "Росавтотранс" регистрирует поступившее заявление и проверяет наличие необходимых документов. По истечении 3 рабочих дней со дня проверки кандидату направляется контрольное задание. Выполненное задание должно быть предоставлено по месту подачи заявления в срок, не превышающий 21 календарного дня с даты его получения.

МАК рассматривает документы и принимает решение о профаттестации либо о ее непрохождении. Решения оформляются протоколом. Копии последних размещаются на официальных сайтах Минтранса России и ФБУ "Росавтотранс".

Приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня официального опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автоэксперт

Автоэксперт (эксперт-автотехник) – специалист, участвующий в установлении обстоятельств и причин ДТП. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует физика, ОБЖ и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Автоэксперта часто путают с оценщиком (экспертом по оценке автомобиля). Между этими двумя специалистами есть одно общее – автомобиль как предмет исследования. При этом различаются задачи проводимых ими экспертиз.

Экспертиза автоэксперта может помочь в денежной оценке ущерба. Однако исследование, которое он проводит, значительно шире. Например, исследование обстоятельств ДТП, а также криминальная экспертиза автомобиля (изучение следов, обстановки).

Автоэксперт изучает техническое состояние и определение технологии восстановительного ремонта транспортных средств, механизма ДТП, дорожной обстановки и действий участников, обстоятельств, способствовавших возникновению происшествий.

Это требует глубоких знаний в области конструкций транспортных средств, методов и технологии ремонтных (восстановительных) работ, причин возникновения ДТП, знаний в области трасологии, криминалистики и др.

Место работы

Эксперты-автотехники работают в лабораториях судебной автотехнической экспертизы, а также в негосударственных экспертных учреждениях.

Важные качества

Для успешной работы необходима отличная память; наблюдательность; логическое и аналитическое мышление; умение распределять и концентрировать внимание; математические способности; умение прогнозировать события; ответственность; критичность; честность; настойчивость; общительность; чувство справедливости; аккуратность; независимость; требовательность.



Оплата труда

Зарплата автоэксперта (эксперта-автотехника) на июль 2022

Знания и навыки

О том, кто может быть автоэкспертом, говорится в квалификационных требованиях по должности "специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)", которые утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 января 2000 г., № 7.

В соответствии с этим постановлением существуют три должности: эксперт-автотехник I, II и III категорий. Но стать автоэкспертом может далеко не всякий.

Для того чтобы иметь низшую из этих квалификаций – эксперта-автотехника III категории и работать в этой должности, необходимо:

  • иметь высшее техническое образование по направлениям «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» (специальности «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»);
  • пройти дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям);
  • иметь стаж работы по специальности не менее 1 года.

Требования к специалистам двух других категорий еще серьезнее: автоэксперт II категории должен проработать автоэкспертом III категории не менее 3 лет, автоэксперт I категории должен проработать автоэкспертом II категории не менее 5 лет; при этом в обоих случаях необходимо пройти так же дополнительную подготовку, соответствующую выбранной категории.

Судебный эксперт

Судебный эксперт – специалист, выполняющий экспертизу, результаты которой в последствии используются во время судебного процесса. Заключение эксперта помогает суду принять взвешенное и объективное решение. Профессия понравится людям, которые из всех школьных предметов выделяют обществознание, историю, математику. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Судебная экспертиза – ответственный процесс, который оказывает косвенное или прямое влияние на принятие решения о виновности/невиновности подсудимого. Существуют 12 классов судебных экспертиз: биологическая, криминалистическая, инженерно-техническая, искусствоведческая, сельскохозяйственная, экологическая и другие. В работе судебные эксперты используют разнообразное оборудование, базы данных, программное обеспечение – инструменты, позволяющие достичь максимальной точности.


Особенности профессии

Судебные эксперты востребованы в разных сферах: МВД, прокуратура, страховые компании, таможня и другие. Специалист может провести экспертизу подлинности подписи, исследование вещественных доказательств, например, аудио- или видеозаписи, огнестрельного оружия и т. д. Обязанности судебного эксперта следующие:

Судебные эксперты не имеют права вступать в контакт с подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими и другими участниками процесса. Они чаще всего специализируются на одном или нескольких видах экспертиз, имеют отличную юридическую подготовку.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа интересная, она не связана с опасностями, ведь судебный эксперт не контактирует с участниками процесса.
  2. Можно работать в частном или государственном секторе.
  3. Судебные эксперты обладают специфическими знаниями, поэтому могут реализоваться в других сферах. Например, они могут работать юристами, графологами, дознавателями или консультантами.
  4. Профессия очень ответственная и важная.
  5. Карьерный рост.

Минусы

  1. График может быть ненормированным, ведь в некоторых случаях необходимо выполнять экспертизу в сжатые сроки.
  2. Сложные бюрократические процедуры.
  3. Недостаток финансирования. Нередко эксперты не располагают финансовыми или техническими средствами для проведения анализа, исследования. Все это накладывает ограничения на их деятельность, усложняет процесс выполнения экспертизы.


Важные личные качества

Судебный эксперт – внимательный человек, который педантично относится к рабочим вопросам. В его характере преобладают профессиональное чутье, аналитические способности, нестандартное мышление. Он отличается повышенной концентрацией внимания, склонностью к однообразной работе, умением подмечать мелкие детали. Важны честность, непредвзятость, нетерпимость к правонарушениям, высокие моральные принципы.


Обучение на судебного эксперта

Получить знания, необходимые для работы в рассматриваемой сфере, можно в вузе. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Судебная экспертиза» (код: 40.05.03). Для поступления нужно сдать следующие предметы в рамках ЕГЭ:

  • профильный ЕГЭ по обществознанию;
  • экзамены на выбор вуза: история, математика, информатика или иностранный язык.

Направление подготовки имеет 5 профилей, связанных с разными видами экспертиз:

  • инженерно-технические,
  • криминалистические,
  • речеведческие,
  • веществ, материалов и изделий,
  • экономические.

Подготовка судебных экспертов ведется исключительно в очной форме, срок обучения составляет 5 лет.

Лучшие вузы для судебного эксперта

  1. РГУП.
  2. МГТУ им. Н. Э. Баумана.
  3. МосУ МВД РФ им. В. Я. Кикотя.
  4. МГЮА.
  5. РУТ (МИИТ).
  6. СПбУ МВД РФ.
  7. СПбУ ГПС МЧС России
  8. ННГУ.
  9. ДГУ.
  10. ЮУрГУ (НИУ).


Курсы

МАЭО

В МАЭО открыта программа профессиональной переподготовки в сфере судебной экспертизы. На обучение приглашаются люди, имеющие диплом о высшем образовании. Длительность курса составляет 6 месяцев, форма обучения – дистанционная.


Место работы

Судебные эксперты могут получить работу в экспертно-криминалистическом центре, а также в страховых компаниях, налоговой полиции, на таможне. В них заинтересованы частные детективные агентства, независимые лаборатории, патентные и строительно-ремонтные компании, иные организации. Выбор вакансий огромный, поэтому многие специалисты трудоустраиваются сразу же после окончания вуза, но в первое время они занимают не слишком престижную должность, что связано с необходимостью получения опыта работы.

Заработная плата

Деятельность судебных экспертов оплачивается неплохо. Уровень зарплаты может зависеть от класса осуществляемых экспертиз, места работы (коммерческий или государственный сектор), региона. Самый высокий оклад получают эксперты, работающие в частных сыскных агентствах и других профильных компаниях, базирующихся в крупных городах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: