Почему именно государству люди стали доверять применение мер принуждения к правонарушителям

Обновлено: 25.04.2024

Еще до появления и развития государства человеческому обществу было знакомо принуждение. Так, в первобытно-родовой общине за разные провинности, нарушения принятого порядка жизнедеятельности человека основным и самым серьезным на тот момент наказанием было отлучение из рода (это означало неминуемую гибель, поскольку считали, что человек не смог бы в одиночку бороться с силами природы; некоторые ученые теоретики ссылаются также на невозможность одному человеку в одиночку бороться с другими племенами, однако такой факт по меньшей мере невозможен, так как в борьбе одного человека - целому племени, во-первых не было смысла, а во-вторых, для какого-либо племени изгнанника попросту не существовало и степень исходящей от него угрозы была равна нулю). Самыми ужасными видами наказаний за проступки в первобытном обществе являлись также смерть, телесные повреждения или прямое принуждение к совершению конкретных действий – возложению на виновника дополнительных обязанностей. На лицо принуждение в явном виде, хоть и банально.[7]

С момента становления государства разрешенное принуждение, как один из многих методов управления обществом сохранило свою оригинальную важность и приобрело обще-официальный характер, прописанный в законе. Прежде всего, как метод обеспечения стабильной жизнедеятельности данного народа, общества, безопасности государственного строя. Для справедливости надо выделить случаи, когда меры принуждения в данной политической и экономической нестабильности были применены в качестве средства подавления народного недовольства. Данные образцы террора невозможно определять, как обычные приемы использования механизма принуждения, но следует запомнить, что превышения роли принуждения, которые сочетаются с неграмотным его использованием, образует за собой очень нехорошие последствия.

Гражданин, который получает ряд прав, соответственно, наделяется конкретными обязанностями, вступая при этом в правоотношение с государством, которое должно обеспечивать права и свободы граждан. Таковы основные принципы использования принуждения в государствах, которые хотят быть и стремятся к статусу правовых и социальных.

Имеющий власть субъект при необходимости может поставить подвластного в худшую ситуацию, а именно принуждения, то есть в такое положение, когда подчиненный субъект подвергается одной из самых худших последствий своих будущих действий. Принуждение используется теми людьми, кто создает для других лиц ситуацию принуждения, а так же угрожает применением еще более страшного зла, чтобы склонить подвластного к определенному стилю поведения. Государственная власть поддерживает и опирается на правовое, обоснованное законом, принуждение, которое делается уполномоченными на то органами (или его должностными лицами).[8] Современное правовое государство применяет далеко не все виды принуждения, которые в состоянии подчинить подвластные субъекты к беспрекословному исполнению воли государства либо органа, представляющего его в той или иной отрасли общественной жизни. Такое принуждение уже не только государственное, но и правовое. Потому как используют механизмы такого принуждения в рамках правового поля.

В различных ситуациях правового принуждения, в которых есть риск оказаться субъекту в случае, когда нарушаются разные правовые предписаний, также контролируются нормами права. Эти ситуации общие, они применимы для любого подвластного субъекта ситуации. Они могут быть вполне реальные, вследствие действий самого субъекта или любого стечения обстоятельств.

Государственная власть пользуется не только разными путями принятия правовых решений нормативного и индивидуального характера, опирающихся на принуждение, но и более деликатными способами, например путем давания советов, рекомендаций, призывов.

Если власть законна и справедливо действует (законна и справедливой она может быть экономически, социально, юридически, нравственно), утверждает и охраняет ценности, принятые в обществе, она преобразуется в глазах общества и отдельно взятых его участников в непоколебимый авторитет, которому надо подчиняться и соблюдать все нормы морали. Авторитет власти облегчает ее действие, пытаясь свести к минимуму необходимость государственного принуждения, успокаивает общество, способствует достижению его целей.[9]

Данное мнение отрицает выводы тех ученых, которые непоколебимо верят в то, что принуждение - это незаменимый рычаг воздействия государственной власти, а его не быстрое применение – беспрекословным, хоть и не всегда хорошим воздействием. Ведь при наличии перечисленных выше фактов власти и при высоком уровне эффективности государственного управления рано или поздно государство постепенно избавится от принуждения (по крайней мере, выраженного в применении физических мер). Эта теория ученых имеет право быть хотя бы потому, что на сегодняшний день невозможно доказать или опровергнуть непосредственно ее ничтожность. А множество выводов, очень многих ученых, относительно утопии имеют место быть и довольно много лишь потому, что до сегодня никто и не думал о таком результате совершенствования структуры общества и государства. Если сказать по другому, государство может (в данный момент, правда, исключительно теоретически) иметь место быть и без принуждения своего народа, если принять такую теорию эволюции как один из возможных вариантов и именно к такому результату и стремиться.

Принуждение возникло и существует для того, чтобы сохранить мир в государстве, пресечь хаос и анархию, защитить своих сограждан. Не дать обществу (государству) потерять свой моральный облик. Для всего этого власти и используют принуждение. Принуждение необходимо. Ведь гражданин четко должен знать, что у него есть не только права, но и обязанности, которые он должен соблюдать и при не соблюдении своих обязанностей гражданину грозит наказание.

Государство выполняет, как мы уже знаем, множество функ­ций. Вот почему государственный аппарат по своему строению очень сложен и состоит из большого ко­личества государственных органов, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

Понятие государственного органа.Государственный орган имеет властные полномочия, т. е. право давать указания, имеющие обязательный характер. Указания бывают конкретными (или индиви­дуальными), обращенными к от­дельным гражданам, а также норма­тивными, которые касаются сразу многих граждан, организаций. Так, например, если гражданин С. полу­чает распоряжение управы соответ­ствующего муниципального округа Москвы убрать свою «ракушку» (легкий гараж для автомобиля), то это указание следует признать ин­дивидуальным. Однако введение московским правительством платы за пользование землей, занятой «ра­кушками», относится уже к разря­ду нормативных.

За нарушение распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санк­ции, т. е. возлагаться неблагопри­ятные последствия (штрафы, ли­шение свободы и др.).

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, которые должны дей­ствовать только в пределах сво­ей компетенции.

Классификация государствен­ных органов.Государственные органы многообразны. По характе­ру выполняемых задач их можно разделить на три группы: законо­дательные, исполнительные и пра­воохранительные органы. Коорди­нацию их работы и обеспечение слаженности их действий осуще­ствляет президент — глава госу­дарства.

Законодательные органы. Они формируются путем выборов. Именно на основе всеобщих, пря­мых, равных выборов, осуществля­емых путем тайного голосования, народ дает депутатам право пред­ставлять свои интересы и осуще­ствлять государственную власть. Создание парламентов таким пу­тем имеет место только в развитых государствах. В остальных странах законодательную власть осуществ­ляет глава государства (монарх, президент, председатель правящей партии и др.), хотя формально и там могут создаваться парламенты.

В России парламент называет­ся Федеральным собранием.

В краях, областях, республиках также имеются законодательные органы, которые могут называться по-разному. Чаще всего использу­ются такие названия, как «дума» и « законодательное собрание ».

Главная задача законодатель­ных органов состоит в том, чтобы разрабатывать и принимать за­коны, регулирующие основные сто­роны жизни общества (например, в 1996 г. был принят новый Уго­ловный кодекс).

Исполнительные органы со­ставляют в государстве наиболее многочисленную и разветвленную систему. Все действия соответству­ющих органов должны быть осно­ваны на законе и направлены на исполнение законов. Отсюда их название — исполнительные.

Носителем высшей исполни­тельной власти во многих странах является президент. Он же одно­временно является главой госу­дарства. Ему подчинено прави­тельство, которое осуществляет управление страной во главе с председателем правительства. Су­ществует также целая система ми­нистерств и других государствен­ных органов, отвечающих за свой участок работы. В субъектах Феде­рации повседневную жизнь людей организуют администрации обла­стей, краев (в республикахпра­вительства).

Исполнительные органы нахо­дятся непосредственно в гуще лю­дей, повседневно решают их насущ­ные задачи. Они должны хорошо знать потребности и настроение граждан и поэтому могут высказы­вать свои предложения по урегули­рованию тех или иных социальных вопросов.

Правоохранительные орга­ны. Особую группу в системе пра­воохранительных органов состав­ляют судебные органы. К ним относятся Конституционный суд РФ, общие суды и арбитражные суды. Суды выполняют правоохра­нительные функции только в тех случаях, когда они защищают права человека от противоправ­ных посягательств. Вообще задачи судов намного шире: они рассматривают любые споры о пра­ве и выступают органами правосу­дия.

К правоохранительным орга­нам, обеспечивающим защиту граждан и организации от противоправ­ных действий, относятся также следующие органы.

Прокуратура — орган, кото­рый ведет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, за испол­нением законов со стороны органи­заций. Помимо этого, прокурату­ра представляет и отстаивает в суде государственные интересы (не слу­чайно ее называют «оком государевым»). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государствен­ного обвинителя. И, наконец, про­куратура ведет расследование наи­более опасных преступлений.

Милиция — это орган, который призван охранять законность и об­щественный порядок. На милицию возлагается обязанность по пресече­нию и предупреждению преступле нии, розыск скрывшихся лиц, а так­же расследование преступлений.

Органы государственной безо­пасности стоят на страже нацио­нальных интересов страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй.

Нотариат — это система ор­ганов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок (купли-продажи домов, квар­тир, земельных участков и др.), оформление наследственных прав и т. д.

Адвокатура — это доброволь­ное объединение лиц, занимаю­щихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаг­раждение. Задача адвокатов — ока­зание юридической помощи граж­данам и организациям. Они дают юридические консультации, состав­ляют заявления, жалобы и другие документы правового характера, защищают интересы граждан по уголовным и гражданским делам.

Структура государственного аппарата представлена ниже в таблице.

Государственный аппарат в РФ
Президент
Законодательные органы Исполнительные органы Правоохранительные органы
Федеральное собрание Правительство Конституционный суд
Совет Федерации Государ­ственная дума Министерства Общие суды
Губернаторы (Президенты республик) Арбитражные суды
Думы субъектов Федерации Прокуратура
Администрации края, области (правительства республик) Милиция
Органы государственной безопасности
Нотариат

Это надо запомнить

1. Назначение государства в обществе состоит в:

а) решении общих дел;

б) разрешении социальных споров;

в) урегулировании отношений с другими странами;

г) установлении правопорядка и обеспечении его, в том числе с помощью принуждения.

2. Функции государства — это основные направления его деятельности.

3. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

4. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению жизнью страны. К ним относятся полити­ческая, экономическая, правоохранительная, социальная, экологиче­ская, транспортная, информационная и другие функции.

5. Внешние функции — это основные направления деятельности государства на международной арене. Среди них выделяются функция обороны, дипломатическая функция, функция поддержания мирового правопорядка, внешнеэкономическая функция, социальная, экологическая, функция культурного сотрудничества.

6. Государственный аппарат — это система государственных органов, осуществляющих управление обществом.

7. Государственный орган — это часть государственного аппарата, служащие которой в пределах своей компетенции имеют властные полномочия и за их нарушение могут применять санкции.

8. Государственные органы делятся на три группы: законодательные. исполнительные и правоохранительные.

9. Президент является главой государства.

10. Главной задачей законодательных органов является создание за­конов.

11. Исполнительные органы призваны претворять законы в жизнь.

12. Правоохранительные органы создаются для защиты граждан и организаций от противоправных действий. К ним относятся суды, проку­ратура, милиция, органы государственной безопасности, нотариат и др.

Вопросы для контроля

1. Сравните по продолжительности периоды развития человече­ства до возникновения государства и после.

2. Что означает фраза: «Государство решает общие дела»? Какие у людей есть общие дела, общие интересы?

3. Почему количество общих для общества дел неуклонно возра­стает с его развитием?

4. Что означает слово «арбитр»? Какие споры между людьми воз­никают наиболее часто и кто их разрешает?

5. Какие отношения могут возникнуть между государствами? Все­гда ли они носят бесконфликтный характер?

6. Какими способами можно разрешить споры между государ­ствами?

7. Почему именно государству люди стали доверять применение мер принуждения к правонарушителям?

8. Какие меры принуждения может применять государство?

9. Что такое функции государства и какие их виды вы знаете?

10. В чем проявляется политическая функция государства и что оз­начает слово «политика»?

11. В чем заключается экономическая функция государства? Разве люди сами не могут решить, что им производить и что покупать?

12. Что такое социальная функция государства и почему ранее (до XIX в.) ни одно государство мира ее не выполняло?

13. Чем отличается правоохранительная функция государства от деятельности по охране обычаев в первобытном обществе?

14. В чем заключается экологическая функция государства и поче­му она появилась только в середине XX в.?

15. Приведите пример того, как наше государство реализует функ­цию борьбы с последствиями стихийных бедствий.

16. В чем заключается функция обороны и как, на ваш взгляд, наше государство ее выполняет?

17. Зачем нужно осуществлять дипломатическую функцию богато­му и процветающему государству, которое может себя всем обеспечить и отразить любую агрессию?

19. Зачем России участвовать в международной торговле, если у нее есть все природные ресурсы, из которых при желании мож­но произвести практически все необходимое народу?

20. Зачем мы приглашаем зарубежных артистов и платим за их выступления большие деньги, если наши артисты уезжают ра­ботать за рубеж? Не лучше ли повысить оплату их труда?

21. Что такое государственный аппарат и на какие три части он де­лится?

22. Каковы отличительные признаки государственного органа?

23. Для чего нужны законодательные органы?

24. Какие законодательные органы вы знаете?

25. В чем состоит назначение исполнительных органов?

26. Какие исполнительные органы вы знаете?

27. Чем занимаются правоохранительные органы?

28. Назовите правоохранительные органы.

Вопросы для обсуждения (темы диспутов)

Тема : Какой государственный аппарат нужен нашей стране?

Первая точка зрения. Нашей стране нужен мощный государствен­ный аппарат, потому что она многонаселенная, многонациональная, имеет большую территорию. Да и вообще, чем больше государствен­ных органов, тем больше порядка.

Вторая точка зрения. Государственные органы только и знают, что выдают «ценные указания», т. е. распоряжения (нормативные или индивидуальные), и этим ограничивают свободу людей, которые сами знают, что им делать. Чем больше государственных органов, тем меньше свободы у граждан. Кроме того, на содержание государствен­ных служащих тратится много средств.

Задачи и задания

1. Представьте, что вы — член правительства, которое обсуждает воп­рос о том, где взять деньги для повышения пенсий и пособий многодет­ным семьям. Предлагается много вариантов:

— подпечатать немного денег и раздать их этим категориям граждан;

— повысить квартирную плату;

— перевести здравоохранение полностью на платную основу;

— ввести плату за обучение в вузах;

— ввести частичную плату за обучение в 10-11 классах;

— повысить оплату в общественном транспорте;

— повысить ставку дорожного налога, который выплачивают владель­цы автомобилей;

Меры защиты предполагает, во-первых, субъективных прав, меры процессуального пресечения, санитарно-медицинские меры.

Меры юридической ответственности связаны с правонарушением.

Кроме юридической ответственности, которая выступает важным видом государственного принуждения, существуют и иные меры государственного принуждения: меры предупреждения, меры пресечения, правовосстановительные меры.

Меры предупреждения подразделяются на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений, к примеру, проверка документов, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др., и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии и др.) такие меры носят превентивный, профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что они осуществляются без согласия лиц, обязанных подчинится предписанным действиям, либо воздержаться от каких-либо действий и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются государственными органами и должностными лицами, уполномоченными государством.

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода. Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов. Меры пресечения преследуют единственную цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых правонарушений. Они должны быть оперативными и осуществляются в интересах общества, государства или в интересах самого правонарушителя. К примеру, помещение пьяного правонарушителя в медицинский вытрезвителей, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Правовосстановительные меры. Применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности или за деяния, незначительно отклоненные от нормального правопорядка, не приобретшее характер правонарушения. К примеру, восстановление на работе незаконно уволенного работника, взыскание ошибочно выплаченных работнику суммы денег и т.д.

Такое разграничение юридической ответственности и иных видов государственного принуждения важно, так как позволяет выбрать наиболее целесообразное и эффективное средство государственного регулирования для защиты интересов личности, государства, общества.

Понятие государства и принуждения, их взаимосвязь и причины допустимости принуждения исключительно государством. Законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие этот процесс. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.12.2011
Размер файла 52,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Когда определяют способы исполнения обязательств правонарушителем, то, прежде всего, учитывают возможность наиболее полного удовлетворения интересов управомоченных лиц в максимально короткие сроки и надлежащим образом и права этих управомоченных лиц. Так или иначе, но положение правонарушителя не должно улучшаться вследствие несоответствующего или несвоевременного исполнения каких-либо своих обязательств. Однако только некоторый вред, причиненный правонарушениями, можно покрыть или компенсировать. И, несмотря на это, правовосстановительная функция дополняет действие других функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.

Применение санкций к правонарушителю конкретной нормы - суть частнопревентивной функции ответственности. Частнопревентивная функция не должна заключаться в неоправданной жестокости наказания. Государство одними лишь репрессиями никогда не могло достичь тотального и беспрекословного послушания закону. Правоохранительное отношение, возникающие между органом государства и правонарушителем, приводят к принятию решения о том, какую именно меру необходимо применить к правонарушителю. Правоприменитель в настоящее время должен учитывать и личность правонарушителя, и тяжесть совершенного правонарушения, и форму его вины, о процессуальной обоснованности и доказанности вины уже говорилось выше. Сначала устанавливается личность и степень её вины, после этого устанавливается вид ответственности, к которому привлекается правонарушитель, а затем определяются меры государственного принуждения. Задержание лица по подозрению, избрание меры пресечения, принудительное лечение и т.д. - вот примеры тех ситуаций, когда меры государственного принуждения не зависят от юридической ответственности .

Многие авторы подчеркивают тесную взаимозависимость санкции правовой нормы и юридической ответственности. В литературе также существует и тенденция разделения этих понятий. Принято считать, что санкция является элементом правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для правонарушителя. Санкция находится в правовой норме как возможность, которая становится реальностью лишь при возникновении правонарушения. Таким образом, правовая ответственность наступает лишь при реальном нарушении нормы, в то время как санкция правовой нормы существует всегда.

Цель регулирования общественных отношений - вызвать положительные тенденции развития общества, а не применить наказание за неисполнение норм права. В этом заключается также и смысл государственно-правового воздействия при установлении юридической ответственности. Социальное назначение юридической ответственности не только в том, чтобы вызывать положительные, созидательные для развития общества поступки. Основное - это профилактическое, предупредительное применение. Юридическая ответственность соотносится с разнообразными формами государственно-правового влияния на участников правоотношений

Юридически значимый поступок оценивается в зависимости от его качественных характеристик. Только после этого наступают определенные последствия. Внешнее проявление ответственности имеет место быть до наступления вредных последствий.

юридический ответственность государственный принуждение

Заключение

В данной работе сделана попытка раскрыть понятия государства и принуждения их соотнесенность и зависимость друг от друга, проанализирована взаимосвязь государственного принуждения и юридической ответственности, рассмотрено соотношение социальной и юридической ответственности, раскрыто понятие юридической ответственности и определены ее признаки, отличающие и роднящие ее с другими видами социальной ответственности. Рассмотрен вопрос о соотношении государства и принуждения, определены признаки, характерные для государственного принуждения. Проанализировано соотношение различных видов государственного принуждения.

Понятия государственного принуждения и юридической ответственности несколько отличаются, отождествлять их нельзя. Наряду с этим раздельное их существование не представляется возможным. Юридическую ответственность можно рассматривать как вид государственного принуждения, а принуждение, как средство достижения целей юридической ответственности. Принуждение и наступающая ответственность за нарушение правовых предписаний - исключительная компетенция государства.

Для каждого общества, для его нормальной жизни, требуется определенный порядок. Это достигается с помощью правовых норм, устанавливающих правила поведения людей. И только когда эти нормы выполнимы - они действуют, необходимый порядок обеспечивается. Существование государственного принуждения обусловлено тем, что каждый член общества должен согласовать свои поступки с установленными в этом обществе правилами поведения, а также осмыслить возможности наступления неблагоприятных последствий, если нормы будут нарушены.

Принуждение - важная и неотъемлемая часть государства, обеспечивающая порядок в обществе, правомерное поведение всех его членов, выполнение ими возложенных на них правовых обязательств и соблюдения прав окружающих.

Необходимо отметить, что только государство, устанавливая модели поведения в обществе и являясь гарантом их воплощения в реальность вправе осуществлять принуждение. Даже в теории не все так просто, поэтому и в правоприменительной практике часто допускаются ошибки. Таких ошибок государство допускать не должно. Ответственность, возлагаемая государством на человека, принуждение его к совершению определенных действий, к переживанию определенных лишений должны во всех случаях назначаться исключительно на основании закона и при условии, что в виновности подозреваемого нет никаких сомнений. До тех пор, пока такие сомнения не будут устранены, неукоснительно должны применяться презумпции (невиновности, освобождения и др.) как общепринятые гарантии законности при осуществлении правосудия. Это не только моя, частная проблема. Вряд ли учеными-юристами часто поднимается данная тема, ей не уделяется достаточного внимания, а все дискуссии заканчиваются теоретическими заключениями и статистикой. Для практического воплощения их в жизнь необходимо признавать совершенные ошибки и даже преступления, для чего нужна смелость и решительность. Обнаружив свои промахи, на практике чиновники сразу же их скрывают или стараются придать им максимально «невинный» вид. Проблема является действительной, заслуживающей внимания, изучения и разрешения, поскольку реально принудительным образом исполняется наказание, при условии, что я не совершал преступлений, с 20 лет лишен свободы. Проблема объективна. Я полагаю, что затронув её я не вышел за рамки учебного процесса, она имеет прямое отношение и к теме работы.

Тема 5.3 ежегодно вызывает затруднения у выпускников , что подтверждают эксперты в своих аналитических отчётах:

Рисунок 1. Лискова Т.Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Рисунок 1. Лискова Т.Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Что такое юридическая ответственность?

Ответ на этот вопрос Вы найдёте в статье " Как выполнять задание №18 на ЕГЭ 2022 года ". Там на рисунках 5 и 6 представлены примеры составления определения "юридической ответственности" по алгоритму, который предлагают эксперты ЕГЭ.

Какие виды юридической ответственности спрашивают на экзамене?

На рисунках 1-5 представлены все виды юридической ответственности, которые необходимо выучить до ЕГЭ.

Почему к правонарушителям применяются различные меры государственного принуждения?

Меры государственного принуждения :

Основаниями для юридической ответственности являются:

Юридическая ответственность наступит только в том случае, если имеются оба основания и они совпадают.

Если отсутствует хотя бы одно из этих оснований, то юридическая ответственность исключена, например:

Как объяснять тему?

На канале я подробно рассказывала об эффективных способах и приёмах изучения этой темы.

В публикации " Что осталось за страницами учебника и как это выучить? " я предложила выпускникам использовать сравнительную таблицу, которая облегчит усвоение и запоминание этой темы. Для её заполнения можно использовать рисунки 1-5 (см. выше).

Что может пригодиться для составления развёрнутого плана по теме?

Для составления развёрнутого плана могут пригодиться принципы юридической ответственности:

В плане важно указать и функции юридической ответственности:

Напоминаю, что для получения максимального балла за план на ЕГЭ не обязательно указывать все принципы и функции. Выберите (из представленного на рисунках 1 и 2 списка) три специфические позиции (характерные только для юридической ответственности) и выучите их.

Надеюсь, что статья была для Вас полезна.

Если нужно более детальное изложение каждого вида юридической ответственности, напишите в комментариях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: