Какие чиновники включались в государственный совет по должности

Обновлено: 26.04.2024

Появление в России Государственного Совета связано с либеральными реформами Александра I. 26 марта (7 апреля) 1801 г. император упразднил учреждённый Екатериной II в 1768 г. Совет при высочайшем дворе и указом от 30 марта (11 апреля) 1801 г. создал совещательный орган, названный в указе Советом непременным. Одновременно М. М. Сперанскому было поручено подготовить программу либеральных преобразований всей системы государственных органов.

Согласно проекту Сперанского, «вершину всей государственной организации и её последнее звено» должен был составлять Государственный Совет, «в коем все части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти». В подготовленной Сперанским объяснительной записке отмечалось, что до сих пор «соображения о составлении закона были предметом личного доверия и, переходя из одних рук в другие, никогда не имели ни единства, ни надлежащего уважения». Впоследствии записка «О необходимости учреждения Государственного Совета» легла в основу речи императора, произнесённой при его торжественном открытии.

Отсчёт истории Государственного Совета начался 1 (13) января 1810 г., когда вышел манифест Александра I об организации этого учреждения.

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Он рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Для этих целей при Совете действовали Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарём. Последняя, помимо делопроизводства, занималась редактированием текстов законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты сначала рассматривались в департаментах, а затем выносились на общее собрание Государственного Совета и после утверждения императором получали силу закона. При этом император мог поддержать мнение как большинства, так и меньшинства Совета, а мог отвергнуть и то, и другое.

Государственный совет сыграл важную роль в подготовке и издании первого Полного собрания законов и Свода законов Российской империи, а в царствование императора Александра II принимал участие в разработке законодательной базы реформ 1860-1870-х гг.

Первоначально Государственный Совет состоял из 35 членов, назначавшихся императором. Председателем Государственного совета считался сам император, а в его отсутствие — назначаемый ежегодно императором председатель из числа членов Совета. С 1812 г. по 1865 г. председатель Государственного Совета одновременно являлся председателем Кабинета министров.

После Манифеста 17 (29) октября 1905 г. Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а другая половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также от промышленников и торговцев (частично путём косвенных выборов). Государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором. Поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

После Февральской революции 1917 г. Государственный Совет Российской империи прекратил своё существование в связи с изменением политической системы страны.

5 сентября 1991 г. внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», согласно которому был образован Государственный Совет СССР как межреспубликанский совещательный орган для согласования вопросов внутренней и внешней политики субъектов Союза. В состав совета были включены высшие должностные лица союзных республик, а функции председателя возлагались на президента СССР. Совет прекратил работу в связи с распадом СССР в декабре того же года.

1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет Российской Федерации в качестве совещательного органа при главе государства. Председателем ныне действующего Государственного совета является президент страны.

Государственный Совет Российской Федерации является конституционным государственным органом, формируемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Государственный Совет в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики страны, в формировании государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, способствует согласованному функционированию и взаимодействию органов, входящих в единую систему публичной власти, в целях соблюдения и защиты прав и свобод граждан России.

В состав Государственного Совета входят Председатель Государственного Совета и члены Государственного Совета.

Государственный Совет

Подробнее

Членами Государственного Совета являются по должности Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

По решению Президента в состав Государственного Совета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления. По решению Президента в состав Государственного Совета также могут быть включены иные лица.

Для решения текущих вопросов деятельности Государственного Совета формируется Президиум Государственного Совета.

Комиссии, рабочие группы и иные рабочие органы Государственного Совета

В целях выполнения задач и осуществления функций Государственного Совета создаются комиссии Государственного Совета, а также могут создаваться рабочие группы и иные рабочие органы Государственного Совета.

Указом Президента от 21 декабря 2020 года №800 «Вопросы Государственного Совета Российской Федерации» созданы 18 комиссий Государственного Совета по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации: «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Инвестиции», «Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Молодёжная политика», «Наука», «Образование», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Социальная политика», «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», «Транспорт», «Туризм, физическая культура и спорт», «Экология и природные ресурсы», «Экономика и финансы», «Энергетика».

Этим же Указом утверждено Положение о рабочих органах и Секретаре Государственного Совета.

Государственный совет - в 1906-1917 годах высшее на ряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи.


Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с "Планом государственных преобразований" М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.

Законодательной инициативой Государственный совет не обладал - внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и после утверждения императором получали силу закона.

С 1824 года прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 года в "Учреждении Государственного совета"). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.

В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал также сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.

Первоначально в состав Государственного совета входило 35 человек, к 1890 году — 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812—1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.

Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года.

В феврале — апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832-1862 годах — Департамент Царства Польского (в 1866-1871 годах Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.


Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии - делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.

После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.

Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 году преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882-1893 годы); Комиссия прошений (1810-1835 годы); Особое присутствие для предварительное рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884-1917 годы); Особое присутствие о военной повинности (1874-1881 годы); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861-1882 годы) и др.

В 1906 году с созданием Государственной думы Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).


После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент — рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент — по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).

Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.

Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний — по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ - в 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви — 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской АН и университетов — 6 человек (АН и каждый университет избирали 3 выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.

После Февральской революции 1917 году Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).

Государственный совет — это высший законосовещательный орган при российском императоре в 1810—1917 годах, с 1906 года – это верхняя палата парламента.

Государственный совет в 1810—1906 годах

Об учреждении Государственного совета было объявлено в манифесте Александра I «Образование Государственного совета», изданном 1 января 1810 года.

Создание Государственного совета – один из элементов программы преобразований системы власти, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания Сперанский подробно раскрыл в записке «О необходимости учреждения Государственного совета». По его задумке Государственный совет должен был объединять действия императора с учреждениями, которые представляли все ветви власти, а назначаемые императором члены Государственного совета должны были исполнять роль верхней палаты.

Члены Государственного совета назначались и увольнялись императором вне зависимости от сословия, возраста, чина и образования. Большую часть мест в Госсовете занимали дворяне, в большинстве случаев назначение в Госсовет было пожизненным. Ежегодно императором назначались председатель и вице-председатель Совета. До 1865 года председатель Госсовета был председателем Комитета министров, в состав Госсовета всегда входили члены императорской фамилии, а с 1865 председателями были великие князья. Если на заседании присутствовал император, председательствовал он. В 1810 году членов Государственного совета было 35, в 1890 году — 60, а в начале XX века их число достигало 90. За время существования членами Госсовета побывали 548 человек.

В полномочия совета входило рассмотрение:

  • предложений новых законов или изменений в принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих ограничения, отмены, дополнения или разъяснения законов;
  • вопросов внешней и внутренней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы государственных приходов и расходов;
  • отчетов Государственного контроля по исполнению сметы доходов и расходов;
  • чрезвычайных финансовых мер.

Готовые работы на аналогичную тему

В структуру Государственного совета входили:

  • общее собрание;
  • Государственная канцелярия;
  • Департаменты;
  • Постоянные комиссии;
  • временные особые комитеты, совещания, присутствия и комиссии.

Все дела в Госсовет поступали через Государственную канцелярию. После определения, относятся ли дела к ведению Госсовета, государственный секретарь распределял их в соответствующие отделения канцелярии, которые готовили их к слушанию в соответствующем департаменте. По повелению императора срочные дела могли сразу переходить в общее собрание, однако обычно дело проходило соответствующий департамент, и лишь потом попадало в общее собрание. В соответствии с манифестом 1 января 1810 года через Госсовет были должны проходить все законы, но это правило не всегда соблюдалось. Решение в общем собрании и департаментах принималось большинством голосов, но решающее слово было у императора, который имел право утвердить мнение меньшинства, если оно отвечало его взглядам.

Согласно указу от 5 апреля 1812 года Госсовету на время отсутствия в столице императора подчинялись министерства. В 1832 году полномочия были сокращены: министры перестали делать ежегодные отчеты о деятельности.

15 апреля 1842 года был принят документ, определивший деятельность Совета, заменивший манифест 1810 года: «Учреждение Государственного совета», разработанное под председательством князя И. В. Васильчикова. Положение ограничило сферу деятельности, обозначив направления законодательной деятельности, не подлежащие рассмотрению, и одновременно расширяло её за счет вопросов судопроизводства и административных дел.

Государственный совет в 1906—1917 годах

20 февраля 1906 года манифестом «О переустройстве учреждения Государственного совета» Государственный совет был наделен законодательными полномочиями и фактически превратился в верхнюю палату парламента.

В соответствии с одноименным Указом от 23 апреля 1906 года радикально изменились принципы формирования Госсовета. Половину членов Государственного совета назначал император, другую половину избирали. Выборные члены пользовались депутатской неприкосновенностью, а члены по назначению в первую очередь оставались должностными лицами. Назначенные члены бессрочно определялись по докладу председателя Совета Министров. Списки назначенных превышали количество мест, поэтому ежегодно 1 января 98 человек из списков определяли «к присутствию на один год». Число членов Совета по назначению не могло превышать число выборных членов. Не попавшие «к присутствию» из списка назначенных оставались на службе, получали жалование, но в общем собрании прав и обязанностей не имели.

Избрание проходило по 5 куриям:

  • 6 человек от православного духовенства (Синод избирал по 3 человека от белого и чёрного духовенства по представлению епархиальных архиереев);
  • 18 человек от губернских дворянских обществ (по 2 выборщика от каждой губернии на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета);
  • по одному от каждого от губернских земских собраний (из лиц, владеющих утроенным имущественным или земельным цензом для выборов в Государственную думу; избирались на три года);
  • 6 человек от академии наук и университетов (Академия наук и университеты выбирали из числа ординарных академиков или профессоров трёх выборщиков, на общем собрании избиравших членов Государственного совета);
  • 12 человек от Совета торговли и местных комитетов торговли и мануфактур, купеческих управ и биржевых комитетов;
  • 2 человека от Финляндского сейма.

Выборы были двухступенчатыми или прямыми. Срок избрания составлял 9 лет. В результате ротации каждые 3 года выбывала 1/3 членов Совета в очередном порядке. Избранные от земств члены переизбирались в полном составе каждые три года. Не могли избираться лица моложе 40 лет, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Император ежегодно назначал Председателя Государственного совета и его заместителя из числа назначенных членов Совета.

После 1906 года структура Госсовета существенно изменилась. Помимо Государственной канцелярии и общего собрания в нём осталось лишь два департамента, увеличилось число постоянных комиссий. Заседания общего собрания стали публичными.

Во время Февральской революции 1917 года Николай II издал указ о «перерыве в занятиях» Государственного совета с планируемым сроком возобновления деятельности в апреле 1917 года. Но деятельность Государственный совет так и не возобновил. 1 мая 1917 года Временное правительство упразднило должности назначенных членов Государственного совета. В декабре 1917 года декрет Совета народных комиссаров окончательно упразднил Государственный совет.

«План государственного преобразования» и создание Совета

12 марта 1801 г. на Российский императорский престол взошел Александр I Павлович. Первая половина правления Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ, разработанных в образованном им неофициальном совещательном органе «Негласном комитете». 5 апреля 1801 г. Указом «Наказ Совету» Александр I создает официальный государственный орган Непременный совет, отмечая, что «Совет есть место, учреждаемое при Нас для рассуждения и уважения дел государственных». По смыслу указа Императора Непременный совет был учрежден только для рассмотрения законодательных вопросов.

Распустив Негласный комитет, Александр I отнюдь не собирался прекращать реформы. Александр I поставил перед Сперанским задачу разработки «Плана государственного преобразования», который бы в корне изменил существующую в России систему управления

«План государственного преобразования» достаточно полно отражал основные идеи Александра I. Он одобрил его, однако не спешил претворять в жизнь: из всех предложений реформатора царь осуществил лишь одно, наименее значимое. В 1810 г. был учрежден Государственный совет. В него теперь должны были отправляться все проекты законов для предварительного обсуждения. Государственный Совет был законосовещательным органом, его решения имели рекомендательный характер. Царь мог утвердить и мнение большинства, и мнение меньшинства его членов, мог и полностью отвергнуть предложения Государственного Совета.

Понимая со временем необходимость реформирования Непременного совета, императором Александром I был издан Манифест от 1 января 1810 года, который имел название «Образование Государственного совета»

Деятельность Государственного Совета

По своей структуре текст Манифеста о создании с Совета состоит из преамбулы и двух отделений. Первое отделение именовалось «Коренные законы Государственного совета», которое в точности повторяет главные начала, содержащиеся в преамбуле.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. Первое заседание Государственного совета, на котором Манифест был обнародован, пришлось на 1 января 1810 г. Обнародование Манифеста было поручено М.М. Сперанскому. Также на первом заседании Государственного совета был объявлен список членов Государственного совета, наименование Председателя, Государственного секретаря, Статс-Секретарей и их помощников и расписание дней «Присутствия». В этот же день Император Александр I вручил председателю Государственного совета проект первой части Гражданского уложения и план финансов. Затем были объявлены члены Государственного совета, которые были приведены к присяге. На этом первое заседание Государственного совета было закрыто.

Принципы и структура Совета

В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:

  1. члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
  2. все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
  3. все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
  4. проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
  5. никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».

Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.

Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.

Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:

  1. Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
  2. Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
  3. Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
  4. Департамент государственной экономии.

Учреждение Государственного совета позволило построить последовательный и системный законотворческий процесс, который в сочетании с кодификацией российского законодательства обеспечивал нормальное развитие Российской империи.

Прежде всего, обеспечивался тот необходимый и достаточный уровень унификации и эффективности управления, утрата которого ставила под угрозу распад всех государственных институтов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: