Почему евреям в варшаве нельзя было иметь раввинские суды в конце 19 го века

Обновлено: 29.04.2024

Польско-израильские скандалы вокруг того, участвовали ли поляки в Холокосте, становятся почти регулярными. МИД Польши вызвал в пятницу посла Израиля Анну Азари из-за слов «о сотрудничестве поляков с нацистами» (в том, что касалось преследования евреев. – Прим. Царьграда) в годы Второй мировой войны, якобы сказанных израильским премьером Биньямином Нетаньяху в Польше, где он участвовал в эти дни в международной встрече по Ближнему Востоку.

Ведомство хочет получить разъяснения в связи со статьей израильской газеты, касающейся высказывания премьера Израиля,

– сообщил польский МИД. Имелась в виду приписываемая СМИ Нетаньяху фраза:

Поляки сотрудничали с нацистами, и я не знаю никого, кто когда-либо был судим за такие заявления.

Скандал на пустом месте?

Такое разъяснение было оперативно получено. В направленном Азари письме в правительство Польши говорилось, что «опубликованная изданием Jerusalem Post информация о словах премьера неправдива». По словам израильского посла, Нетаньяху не упоминал в таком ключе о польском народе.

«Я присутствовала на брифинге премьера, и он не сказал, что польский народ сотрудничал с нацистами, а только указал, что ни один человек не предстал перед судом за упоминание о тех поляках, которые с ними сотрудничали», – отметила Азари.

Из утверждений израильского посла следует, что скандал возник на пустом месте: журналисты переврали ключевую часть фразы израильского премьера, который на самом деле фактически даже польстил полякам: вроде как молодцы, что отказались от применения скандального закона, который предлагал карать людей не за действия, а за мнения.


И тем не менее Варшава была рассержена и возмущена не на шутку. Польский президент Анджей Дуда заявил о готовности отомстить Израилю за якобы произнесенные Нетаньяху слова о «сотрудничестве поляков с нацистами».

Такая возможность действительно имеется. Дуда угрожал «перенести» встречу стран Вишеградской группы (Венгрии, Польши, Словакии и Чехии), которая должна состояться 19 февраля в Иерусалиме, в замок на Висле.

«Израиль не является хорошим местом для встречи в таком случае, несмотря на прошлые договорённости», – выразил мнение президент Польши. Это произошло после того, как Варшава потребовала извинений от американского телеканала MSNBC, журналистка которого упомянула о «польском и нацистском режиме».

В итоге польские власти были вынуждены удовлетвориться объяснениями израильского посла насчёт того, что скандал вокруг слов Нетаньяху – это журналистская манипуляция.

В заявлении польского МИДа на этот счёт говорится:

Мы принимаем объяснения израильской стороны относительно слов, сказанных премьер-министром Нетаньяху.

И всё же очень неприятный осадок от скандала, несмотря на попытки разъярённой Варшавы его замять, остаётся. Как и проблема, которая его породила.

Почему психуют поляки?

Данные события происходят на фоне того, что в минувшем году в Польше был принят закон, устанавливавший наказание в виде тюремного заключения на срок до трёх лет за утверждения о вине польского народа или государства в Холокосте. Оно распространялось на высказывания о причастности польских граждан и государства к преступлениям Третьего рейха. Поводом для его принятия послужили формулировки вроде «польские концлагеря», что исторически безграмотные люди могли интерпретировать как «концлагеря, созданные поляками». Наличием и постоянным численным увеличением в мире людей, не знающих историю Второй мировой войны, а также стремлением замолчать причастность некоторых поляков к преследованию и уничтожению евреев, и было вызвано стремление Варшавы табуировать эту взрывоопасную тему.

В Израиле, естественно, восприняли этот польский закон как ограничение свободы слова и стремление закрыть дискуссию о преступлениях в отношении евреев во времена нацизма. Израильтян особенно возмутила попытка ввести наказание за показания самих жертв Холокоста, которые также подпадали под действие нового закона. После того как на него ополчились также в США, главном покровителе Польши, где еврейское лобби имеет могущественные позиции, Варшава была вынуждена данный закон отменить.

Однако осознание опасности возможной монетизации этой проблемы в Варшаве от этого не уменьшилось. До начала Второй мировой войны в Польше проживало 3,5 миллиона евреев. Польские власти их жестоко притесняли и пытались всячески ограничить ещё до оккупации, чему имеются многочисленные свидетельства. Однако среди польских евреев оставалось немало богатых людей, имевших собственность. Они потеряли её при нацистах вместе с жизнью, но их родственники вполне могут потребовать за неё компенсацию.

Зачем связались с США?

Нервозность Варшавы вызвана тем фактом, что весной прошлого года президент США Дональд Трамп подписал принятый Конгрессом закон 447, или JUST (Justice for Uncompensated Survivors Today), предусматривающий возвращение имущества жертвам Холокоста или их наследникам. В Польше немедленно подсчитали, что это может ей обойтись в астрономическую сумму – до 300 миллиардов долларов. В настоящее время у Польши нет национальной комплексной программы по реституции имущества жертвам Холокоста или выплаты материальных компенсаций за утраченную частную собственность, хотя она подписала в 2009 году Терезинскую декларацию по вопросам реституции.

А теперь самое главное. Через полтора года после вступления закона JUST в силу госсекретарь США будет обязан отчитаться перед Конгрессом о его исполнении и о том, нет ли нарушений со стороны стран, подписавших Терезинскую декларацию. Для Польши это станет катастрофой. Ведь почти половина жертв Холокоста в Европе – это её еврейские граждане. И хотя Польша, бывшая с осени 1939 года и почти до конца войны оккупированной страной, как государство к Холокосту формально не причастна, следы еврейского имущества на её территории найти ещё можно, а наследники жертв своей выгоды, конечно, не упустят. Так Польша будет разорена и вылетит в трубу. Где она возьмёт 300 миллиардов долларов? Получит в качестве «встречных» репараций с Германии и… освободившей её России?

Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович вспомнил даже о том, что, согласно соглашению от 1960 года с США, Польская Народная Республика, которую экс-глава Минобороны Антоний Мацеревич называл «советской колонией», выделила около 40 миллионов долларов на урегулирование претензий оказавшихся в США польских евреев, потерявших своё имущество в Польше.

В какой степени это правда?

Масло в огонь подливают звучащие в Израиле утверждения, что две трети польских евреев были замучены и уничтожены в годы войны именно руками поляков или при их соучастии – прежде всего в целью завладения еврейским имуществом в условиях широко распространённого в Польше антисемитизма.

Понятно, что эти цифры взяты с потолка. Немало поляков, как и обе повстанческие армии, ориентировавшиеся на Москву и Лондон, помогало евреям, как и насколько могли. Рядовые граждане, прятавшие у себя евреев, знали, что, если это откроется, их ждёт расстрел. Однако также было достаточно поляков, которые увидели во враждебности нацистов к евреям возможность обогатиться, свести старые счёты со своими врагами и конкурентами, завладеть их имуществом.

Одна из причин, почему нацисты разместили именно в оккупированной Польше столько концлагерей и лагерей смерти, в том числе такие совершенно одиозные, как Освенцим, Майданек, Треблинка, Собибор, заключалась в том, что они рассчитывали на спокойное отношение к геноциду евреев со стороны местного населения.


Как это было у других?

Увы, лишь немногие народы выдержали испытания по этой части в годы Второй мировой войны. К числу тех, кто выдержал, следует отнести прежде всего русских и греков. На уровне власти – это датчане, король которых под носом у немцев переправил в нейтральную Швецию датских евреев.

Не выдавали русские и греки нацистам на расправу своих еврейских соседей, не участвовали в их травле и не помогали в этом нацистам, чем грешили, в частности, прибалты – эстонцы, латыши и литовцы. И это несмотря на то, что нацистская пропаганда связывала еврейство с советской властью, от которой многие русские сильно натерпелись и лицом которой действительно очень часто выступали тогда евреи. Наоборот, жесточайшие репрессии нацистов против еврейского населения в захваченных областях сразу же оттолкнули от них и заставили одуматься те категории русского населения, которые поначалу встретили немцев весьма благосклонно, полагая, что хуже сталинской власти ничего нет.

Греки, несмотря на достаточно широко распространенный антисемитизм, тоже сделали всё для того, чтобы спасти своё еврейское население, высокое количество жертв среди которого объясняется прежде всего лояльным отношением руководства самой многочисленной салоникской общины к требованиям нацистов. Местные греки, особенно бывшие беженцы из Турции, тоже не всегда были на высоте. В Афинах и других городах страны всё было иначе.

Греческая полиция выдавала евреям фальшивые паспорта. Прокоммунистические партизаны из EAM-ELAS кормили и прятали их в горах, карая смертью тех, кто пытался воспользоваться трагическим положением евреев, чтобы завладеть их имуществом. Греческие православные семьи брали еврейских детей, чтобы их родителям было легче на время войны замести следы. Элладская православная Церковь официально обратилась к Германии с требованием оставить в покое греческих евреев. Евреям помогали югославские партизаны. Болгарские власти не выдали немцам своих евреев, однако «откупились» греческими, проживавшими в оккупированной болгарами части соседней страны. Итальянские коммунисты и даже фашисты, среди руководства которых были евреи, не позволяли или саботировали «окончательное решение» еврейского вопроса, несмотря на появившийся в Италии в конце 30-х годов официальный показной антисемитизм.

В Италии и на оккупированных итальянскими фашистами территориях Балкан евреи жили спокойно, пока там не появились нацисты.

Франкистская Испания тоже не притесняла своих евреев и даже пыталась вызволять из нацистских застенков сефардов – евреев, бежавших из Средневековой Испании и говоривших с тех пор на кастильском наречии.

А ведь многое могло быть иначе – пример Закинтоса

Весьма показательная – и поучительная для тех же поляков – история произошла на греческом острове Закинтос, который заняли немцы после выхода Италии из войны осенью 1943 года. В Европе гитлеровцы не действовали в отношении евреев столь откровенно жестоко, как, скажем, в России, где немецкие оккупанты ничего не стеснялись. И если бы местные власти в Европе защищали евреев, многое было бы иначе. Это-то и продемонстрировали духовные и светские власти Закинтоса.


В ответ на требование немецкого коменданта предоставить ему – понятно для чего – список проживавших на острове евреев мэр Лукас Каррера и епископ Хризостом стали тянуть резину, спрятав за несколько дней в надёжных местах всех 275 евреев Закинтоса. Одновременно епископ, лично знавший Гитлера с 1924 года, направил в Берлин письмо с просьбой не трогать местных евреев.

Через три дня после ультиматума мэр и епископ представили запрошенный немцами список, в котором фигурировали всего две фамилии – их собственные, с присказкой:

Немецкий комендант потерял дар речи. К этому времени и из Берлина пришёл ответ:

Евреи остаются на острове под личную ответственность епископа и мэра.

В результате Закинтос стал единственным местом в оккупированной нацистами Европе, где никак не пострадал ни один еврей.

Если так немцы отнеслись к просьбе из Греции, насколько же больше шансов было защитить своих евреев у французов, бельгийцев, голландцев, если бы они решительно воспротивились Холокосту. Однако в их «цивилизованных странах» решение судьбы еврейских сограждан наталкивалось на почти полное общественное равнодушие. Французская полиция, например, в отличие от греческой, полностью сотрудничала с нацистами в отправке в лагеря смерти французских евреев. Рискуя жизнями, им помогали русские эмигранты первой волны, пострадавшие на родине от Троцкого и Ко; коммунисты, в меру – Католическая церковь и мало кто ещё.

Британцы и американцы – ещё до войны и даже после её начала – часто отказывали в выдаче виз евреям из Европы. Однажды власти находившейся под контролем США Кубы «завернули» в Германию пытавшийся доставить в Новый Свет еврейских беглецов из рейха целый корабль, пассажиры которого на обратном пути «домой» кончали с собой. А ведь власти США и Британии прекрасно знали, что ожидает евреев, которым откажут в визах. Спастись от смерти с их помощью смогли только самые богатые и знаменитые, которых нацисты до поры до времени выпускали, полностью обобрав. Да и то не всех.

Где место Польши и поляков в этой палитре и какова мера исторической вины последних, судите сами.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Варшава (еврейская община) (Польша)


Варшава (Warszawa, идиш ווארשע) - столица Польши (с 16 в.).

Содержание

Общие сведения о городе

Варшава расположена в восточно-центральной части страны и служит столицей и центром Мазовецкого воеводства. Она стоит на двух берегах реки Вислы. Величина города около 29 км с севера на юг и около 25.5 км с запада на восток.

В 15 веке город стал столицей Мазовецкого герцогства, а Новый город вырос к северу от первоначального зауженного участка, впоследствии известного как Старый город. В 1526 году город и провинция вошли в состав Польского королевства; с 1569 г. в Варшаве собирался сейм, а с 1573 г. там проходили выборы королей.

Первый постоянный мост был построен через реку Висла в 1573 году, а в 1596 году король Сигизмунд III Ваза начал преобразовывать замок в королевскую резиденцию. В 1611 году король и его двор окончательно переехали из Кракова в Варшаву, сделав её столицей Польского государства. Магнаты построили в Варшаве резиденции, а по её периферии возникли автономные поселения.

Этот рост оказался недолгим, так как шведское вторжение (1655–1656 гг.) опустошило процветающий город. Впоследствии война за польское наследство (1733–1738) принесла экономический упадок и эпидемии.

Развитие производства, банков и других предприятий в начале 18 века обеспечило прочную экономическую базу для ряда первых упражнений в городском планировании. Во время правления (1764–1795) короля Станислава II Августа Понятовского Варшава стала центром польского Просвещения. Первая светская школа (Szkoła Rycerska) была открыта в 1765 году, а в 1773 году в городе начал свою деятельность Комитет народного просвещения.

Также процветали польский театр и многочисленные типографии. Варшава сыграла важную роль в стремлении к политическому возрождению Польши (после первого раздела Польши Австрией, Пруссией и Россией в 1772 году), когда 3 мая 1791 года в городе была провозглашена парламентская конституция.

Национальное восстание 1794 года, во главе с Тадеушем Костюшко против русско-прусского второго раздела было жестоко подавлено. Город снова подвергся нападению, русская армия уничтожила население правобережного предместья Праги. Последовавший за этим третий раздел Польши между Россией, Пруссией и Австрией оставил Варшаву провинциальным городом в Южной Пруссии.

За оккупацией Варшавы французской армией в 1806 году последовало создание Наполеоном I Варшавского герцогства, мера, которая восстановила статус города в качестве столицы. Однако падение французского императора привело к оккупации Россией.

При Польском конгрессе (1815–1830 гг.), сформированном Венским конгрессом и управляемом русским царем, реальная национальная независимость оставалась недостижимой целью, и Варшава играла заметную роль в борьбе за свержение иностранного господства. Ноябрьское восстание, вызвавшее русско-польскую войну 1831 года, в которой поляки имели первоначальное преимущество, закончилось штурмом обороны Варшавы и началом тридцатилетнего военного правления.

Но экономический рост продолжался, и к середине 19 века текстильная, металлургическая и кожевенная промышленность были хорошо развиты, и город стал центром железнодорожной сети на всей территории континента. Новый цикл восстания, разразившийся в январе 1863 года, привел к недолгому существованию подпольного национального правительства в Варшаве. Подавление восстания привело в 1864 году к упразднению Польского Конгресса.

Варшава стала провинциальным городом Вислинской земли Российской империи. Начался период русификации, и варшавяне отказались от национальной политики в пользу периода «позитивизма», который стремился любой ценой сохранить польскую культуру. Население резко возросло, достигнув 756,000 к 1903 году, и городские службы претерпели значительные изменения. Несмотря на революционную деятельность между 1905 и 1907 годами, цензура была ослаблена, были созданы польские школы и другие культурные учреждения, а Варшава пережила культурный ренессанс.

После Первой мировой войны город вернул себе статус национальной столицы. В 1925 году население Варшавы перевалило за 1,000,000 человек. Период между мировыми войнами был отмечен дальнейшим прогрессом, несмотря на период инфляции, депрессий и спадов в торговле, а также политическую нестабильность.

Было освоено автомобильное и авиационное производство; дальнейшее расширение городских служб; и превращение Варшавы в европейский культурный центр символизировало начало таких международных конкурсов, как Международный конкурс пианистов имени Шопена (1927) и Международный конкурс скрипачей им. Генрика Венявского (1935).

Во время осады Варшавы нацистами в 1939 году более 10 000 граждан погибли и более 50 000 были ранены, прежде чем из-за отсутствия припасов они были вынуждены сдаться. Последующая нацистская оккупация была направлена ​​на превращение Варшавы в провинциальный город; его культурные ценности систематически грабили, а жителей увозили в немецкие трудовые лагеря или концентрационные лагеря.

Еврейская община Варшавы была уничтожена. На рубеже 20-го века в городе проживала самая большая в мире концентрация евреев. Варшавские евреи были широко представлены в буржуазии и интеллигенции города, особенно в коммерческих и профессиональных кругах. Помимо полной религиозной и политической свободы, варшавские евреи пользовались собственной прессой, собственным еврейским театром и собственными еврейскими школами. Конфликт с остальной частью варшавского общества существовал, но он не вызывал тревогу непосредственно перед войной.

После вступления Германии в Варшаву было создано еврейское гетто, окруженное высокой стеной. Болезни, голод и перенаселенность привели к гибели тысяч людей до того, как в конце 1941 года началась депортация в нацистские лагеря смерти, особенно в Треблинку. Только в 1942 году в газовые камеры было отправлено около 312,000 евреев. Восстание в Варшавском гетто в апреле 1943 года стало последним героическим актом неповиновения перед лицом надвигающегося уничтожения. Снос нацистами Большой синагоги (ныне восстановленной) символизировал конец шести веков еврейской Варшавы (см. ниже).

Ближе к концу войны Варшава стала центром национального сопротивления. Когда советские войска приблизились к городу, варшавская Армия Крайова восстала против ослабленного немецкого гарнизона и была близка к победе, когда прибыло немецкое подкрепление и подавило польское сопротивление. От 150,000 до 180,000 жителей города погибли во время Варшавского восстания 1944 года. После провала Варшавского восстания, по приказу Гитлера город был разрушен.

В целом, по оценкам, от 600,000 до 800,000 варшавян умерло в период с 1939 по 1944 год, а советские войска в 1945 году обнаружили город в состоянии почти полного опустошения. 1 февраля 1945 года польское правительство сделало Варшаву своей столицей, и было создано Управление по реконструкции города. В последующие десятилетия город был восстановлен, и город вырос за пределы своих довоенных размеров как по площади, так и по населению. Многие исторические улицы, здания и церкви полностью восстановлены в первоначальном виде.

После Второй мировой войны в экономике города долгое время доминировали инструментальные, химические, полиграфические, текстильные, швейные и пищевые предприятия, электротехника; металлургия, машиностроение (в том числе автомобилестроение). С 1990-х годов, после краха коммунизма, экономическая структура города быстро изменилась. В частности, выросла роль услуг, особенно банковских и страховых. Также в городе появляется всё больше новых фирм частного сектора и иностранных компаний.

Евреи Польши в составе Российской империи (1795–1918)

Официальная политика России в конечном итоге окажется для евреев значительно более жесткой, чем при независимом польском правлении. Земли, которые когда-то были Польшей, должны были оставаться домом для многих евреев, поскольку в 1772 году Екатерина II , царица России, установила черту оседлости , ограничив евреев западными частями империи, которые в конечном итоге включали в себя много евреев. Польша, хотя из нее исключены некоторые районы, в которых раньше жили евреи. К концу 19 века более четырех миллионов евреев жили в черте черты оседлости.


Изначально политика России по отношению к евреям Польши была запутанной, чередовавшейся между жесткими правилами и несколько более просвещенной политикой. В 1802 году царь учредил Комитет по оздоровлению евреев, пытаясь разработать последовательный подход к новому еврейскому населению Империи. В 1804 году Комитет предложил ряд шагов, направленных на поощрение евреев к ассимиляции, хотя и не заставлял их к этому. В нем предлагалось разрешить евреям посещать школу и даже владеть землей, но он ограничивал им въезд в Россию, запрещал им заниматься пивоваренной промышленностью и включал ряд других запретов. Наиболее просвещенные части этой политики так и не были реализованы в полной мере, и положение евреев из черты оседлости постепенно ухудшалось. В 1820-х годах кантонские законы, принятые царем Николаем, сохранили традиционное двойное налогообложение евреев вместо службы в армии, в то же время фактически требуя, чтобы все еврейские общины рожали мальчиков для службы в армии, где их часто заставляли обращаться. Хотя в результате реформы эмансипации 1861 года евреям было предоставлено немного больше прав , они по-прежнему находились в пределах черты оседлости и подлежали ограничениям на владение и профессию. Однако в 1881 году статус-кво был нарушен убийством царя Александра II, в котором ложно обвиняли евреев.

Погромы

Убийство спровоцировало масштабную волну антиеврейских беспорядков, которые в 1881–1884 годах назывались погромами . Во время вспышки 1881 года погромы произошли и в России: во время беспорядков в Варшаве двенадцать евреев были убиты, многие ранены, женщины были изнасилованы, а имущество на сумму более двух миллионов рублей было уничтожено. Новый царь Александр III обвинил евреев в беспорядках и ввел серию жестких ограничений на еврейские передвижения, но большое количество погромов продолжалось до 1884 года, по крайней мере, с молчаливого одобрения правительства. Погромы стали поворотным моментом в истории евреев в Польше и во всем мире. Они вызвали большой поток еврейской иммиграции в Соединенные Штаты, когда почти два миллиона евреев покинули черту оседлости к концу 1920-х годов, а погромы подготовили почву для сионизма .

Еще более кровавая волна погромов разразилась с 1903 по 1906 год, включая Кишиневский погром (апрель 1903 года), Одесский погром (октябрь 1905 года), Киевский погром (октябрь 1905 года) и Белостокский погром (апрель 1906 года). Сотни евреев были убиты и многие ранены.

Haskalah

Еврейское Просвещение, Хаскала , начало укрепляться в Польше в 19 веке, делая упор на светские идеи и ценности. Защитники Хаскалы, маскилим , настаивали на ассимиляции и интеграции в русскую культуру. В то же время существовала и другая школа еврейской мысли, которая делала упор на традиционное изучение и еврейский ответ на этические проблемы антисемитизма и преследований, одной из форм которых было движение Мусар . Хотя евреи из черты оседлости в целом были беднее и менее образованными, чем в других областях, они по-прежнему участвовали в дебатах о будущем иудаизма в XIX веке.

Политика на территории Польши

К концу 19 века Хаскала и вызванные ею дебаты привели к росту числа политических движений внутри самой еврейской общины, охватывающих широкий спектр взглядов и соперничающих за голоса на местных и региональных выборах. Сионизм стал очень популярен с появлением партии Поале Цион, а также религиозной польской Мизрахи и все более популярными сионистами-генералами . Евреи также взяли курс на социализм , образовав Всеобщий еврейский лейбористский союз и народную партию, которые поддерживали ассимиляцию и права труда .


Неудивительно, учитывая условия , при царской России, евреи участвовали в ряде польских восстаний против русских, в том числе Костюшко восстании (выше), и январь восстании (1863 г.), а также революционное движение 1905 года . Еврейский студент Михал Ланди был убит русскими во время польской демонстрации в Варшаве в 1861 году. Полиция не разрешила христианам участвовать в его похоронах.

Евреи Польши в составе Российской империи (1795–1918)

Официальная политика России в конечном итоге окажется для евреев значительно более жесткой, чем при независимом польском правлении. Земли, которые когда-то были Польшей, должны были оставаться домом для многих евреев, поскольку в 1772 году Екатерина II , царица России, установила черту оседлости , ограничив евреев западными частями империи, которые в конечном итоге включали в себя много евреев. Польша, хотя из нее исключены некоторые районы, в которых раньше жили евреи. К концу 19 века более четырех миллионов евреев жили в черте черты оседлости.


Изначально политика России по отношению к евреям Польши была запутанной, чередовавшейся между жесткими правилами и несколько более просвещенной политикой. В 1802 году царь учредил Комитет по оздоровлению евреев, пытаясь разработать последовательный подход к новому еврейскому населению Империи. В 1804 году Комитет предложил ряд шагов, направленных на поощрение евреев к ассимиляции, хотя и не заставлял их к этому. В нем предлагалось разрешить евреям посещать школу и даже владеть землей, но он ограничивал им въезд в Россию, запрещал им заниматься пивоваренной промышленностью и включал ряд других запретов. Наиболее просвещенные части этой политики так и не были реализованы в полной мере, и положение евреев из черты оседлости постепенно ухудшалось. В 1820-х годах кантонские законы, принятые царем Николаем, сохранили традиционное двойное налогообложение евреев вместо службы в армии, в то же время фактически требуя, чтобы все еврейские общины рожали мальчиков для службы в армии, где их часто заставляли обращаться. Хотя в результате реформы эмансипации 1861 года евреям было предоставлено немного больше прав , они по-прежнему находились в пределах черты оседлости и подлежали ограничениям на владение и профессию. Однако в 1881 году статус-кво был нарушен убийством царя Александра II, в котором ложно обвиняли евреев.

Погромы

Убийство спровоцировало масштабную волну антиеврейских беспорядков, которые в 1881–1884 годах назывались погромами . Во время вспышки 1881 года погромы произошли и в России: во время беспорядков в Варшаве двенадцать евреев были убиты, многие ранены, женщины были изнасилованы, а имущество на сумму более двух миллионов рублей было уничтожено. Новый царь Александр III обвинил евреев в беспорядках и ввел серию жестких ограничений на еврейские передвижения, но большое количество погромов продолжалось до 1884 года, по крайней мере, с молчаливого одобрения правительства. Погромы стали поворотным моментом в истории евреев в Польше и во всем мире. Они вызвали большой поток еврейской иммиграции в Соединенные Штаты, когда почти два миллиона евреев покинули черту оседлости к концу 1920-х годов, а погромы подготовили почву для сионизма .

Еще более кровавая волна погромов разразилась с 1903 по 1906 год, включая Кишиневский погром (апрель 1903 года), Одесский погром (октябрь 1905 года), Киевский погром (октябрь 1905 года) и Белостокский погром (апрель 1906 года). Сотни евреев были убиты и многие ранены.

Haskalah

Еврейское Просвещение, Хаскала , начало укрепляться в Польше в 19 веке, делая упор на светские идеи и ценности. Защитники Хаскалы, маскилим , настаивали на ассимиляции и интеграции в русскую культуру. В то же время существовала и другая школа еврейской мысли, которая делала упор на традиционное изучение и еврейский ответ на этические проблемы антисемитизма и преследований, одной из форм которых было движение Мусар . Хотя евреи из черты оседлости в целом были беднее и менее образованными, чем в других областях, они по-прежнему участвовали в дебатах о будущем иудаизма в XIX веке.

Политика на территории Польши

К концу 19 века Хаскала и вызванные ею дебаты привели к росту числа политических движений внутри самой еврейской общины, охватывающих широкий спектр взглядов и соперничающих за голоса на местных и региональных выборах. Сионизм стал очень популярен с появлением партии Поале Цион, а также религиозной польской Мизрахи и все более популярными сионистами-генералами . Евреи также взяли курс на социализм , образовав Всеобщий еврейский лейбористский союз и народную партию, которые поддерживали ассимиляцию и права труда .


Неудивительно, учитывая условия , при царской России, евреи участвовали в ряде польских восстаний против русских, в том числе Костюшко восстании (выше), и январь восстании (1863 г.), а также революционное движение 1905 года . Еврейский студент Михал Ланди был убит русскими во время польской демонстрации в Варшаве в 1861 году. Полиция не разрешила христианам участвовать в его похоронах.

Недавняя откровенность израильского и. о. министра иностранных дел Исраэля Каца вызвала серьезный международный скандал. Он процитировал покойного премьер-министра Ицхака Шамира: «Поляки всасывают антисемитизм с молоком своих матерей». Нарушение дипломатического этикета вышло особенно резонансным, поскольку буквально за несколько дней до того Варшава принимала международную конференцию по мирному урегулированию на Ближнем Востоке. Нельзя сказать, что эта конференция дала какой-либо позитивный практический результат, но, по сути, была очень антииранской, что Тель-Авиву не могло не понравиться. Так что серьезных претензий к польской стороне у израильтян точно быть не могло. Разве что из-за того, что Варшава твердо уверена: до настоящего мирного урегулирования вопрос о признании Иерусалима столицей еврейского государства преждевременен и переносить туда из Тель-Авива посольство, как это сделали США, не стоит.

Неудачная фраза Каца вновь оживила обсуждение вопроса взаимоотношений двух народов, веками бок о бок живших на территории польского государства. После холокоста, а затем и миграции многих уцелевших евреев в Израиль численность евреев в Польше серьезно сократилась и сейчас составляет менее 10 тысяч человек (хотя по некоторым подсчетам их там до 100 тысяч человек). События XX века привели еще и к тому, что польское еврейское меньшинство во многом лишилось своей религиозной культуры, вступало в смешанные браки, утеряло идиш как язык общения и в целом натурализовалось. Характерным примером здесь может служить польский премьер-министр Матеуш Моравецкий – наполовину еврей, что в свое время было вопросом, очень обсуждаемым в польском обществе. В одной из статей, кстати, вполне хвалебной, представлявшей его публике вскоре после того, как он занял кресло вице-премьера, Моравецкого назвали «банкиром с польской душой». То есть душа, конечно, польская, и это явно большое достоинство для не вполне чистокровного поляка с еврейскими корнями.

Вообще, рассуждать об истоках польского антисемитизма достаточно сложно хотя бы потому, что на протяжении многих веков он не был ярко выражен в сравнении с остальной Европой, а еврейское меньшинство было очень представительным, составляя около десяти процентов населения. Все изменилось в XIX веке, когда волна национализма и зачастую сопутствовавшей ему юдофобии накрыла практически всю Европу. Почти везде антисемитизм был социально приемлемым явлением, но в Восточной Европе он приобрел насильственные формы. Вначале волна погромов прокатилась по Венгрии во время революции 1848 года, а первый еврейский погром в Российской империи произошел в Варшаве в 1865 году, вскоре после подавления польского национально-освободительного восстания. Специфика польской ситуации заключалась не только в отсутствии государственности, но и в том, что это был крупнейший на то время разделенный народ, очень чувствительный к вопросу сохранения собственной идентичности и готовый яростно отрицать чужую. Мир космополитичной аристократии трещал по швам, и на смену ему приходила демократия, идея социальной консолидации и манипуляции общественным мнением.

После обретения Польшей независимости в 1918 году еврейский вопрос занимал особое место в национальной политике II Речи Посполитой. В целом польские политики были склонны мыслить в категориях ассимиляции меньшинств, но евреи отличались от проживавших на восточных окраинах украинцев, белорусов и русинов тем, что пребывали в центре общественной жизни страны, населяли крупные города, все большей популярностью в их среде пользовались идеи сионизма, а в Западной Европе и США у них имелись влиятельные заступники. Польский лидер Юзеф Пилсудский был противником антисемитизма, но доступ евреев к государственной службе все же был закрыт, существовали квоты на ряд специальностей в высших учебных заведениях (как и отдельные лавки для евреев в лекционных залах), а партия эндеков во главе с идеологом польского национализма Романом Дмовским вела успешную антиеврейскую пропаганду. В обществе, включая политические круги, была еще распространена идея «жидокоммунизма», представлявшая коммунизм как некий еврейский план порабощения мира. К концу 1930‑х польские политики уже всерьез рассуждали о переселении евреев на Мадагаскар или в Латинскую Америку. Несомненное влияние на «раскрепощение» юдофобии в Польше оказал и пример нацистской Германии, который воспринимался как дальновидная позиция высококультурной европейской нации. Иными словами, накануне Второй мировой войны антисемитизм в Польше уже был неотъемлемой составляющей общественного дискурса.


К началу Второй мировой войны в Польше жили 3,3 млн евреев. К моменту ее завершения уцелели лишь 380 тыс. человек; 70% из них – те, кто бежал из страны в первые дни оккупации. На фото: немецкие солдаты ведут евреев на принудительные работы, октябрь 1939 года

Berliner Verlag/DPA Picture Alliance/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Нет ничего удивительного в том, что с приходом немецких нацистов в Польшу в 1939 году часть населения позитивно восприняла их логику решения еврейского вопроса. Так называемые шмальцовники (szmalcownik) выдавали оккупантам сограждан – спасаемых и спасавших. За выдачу евреев они получали стандартное вознаграждение, состоявшее из небольшой суммы денег, сахара, табака и ликера. Однако наибольшую опасность представляли для укрывающихся не польские коллаборационисты и даже не немцы, которые поисками евреев не занимались, а украинские националисты.

Существует мнение, что в годы Второй мировой жертв среди евреев было меньше в тех странах, чьи власти занимали насколько можно твердую позицию, защищая своих сограждан. Зачастую в качестве примера приводится Дания – ее монарх Кристиан Х в 1942 году в синагоге произнес речь в защиту евреев, и даже еврейские беженцы из других стран не подвергались в этой стране притеснениям со стороны нацистов. Однако сравнивать Польшу и Данию некорректно, поскольку в Польше не было ни институализированного коллаборационизма, ни государственных структур в период оккупации. Еще один аспект проблемы – именно в Польше помощь евреям каралась наиболее жестко. Но в то же время именно поляки составили четверть всех «праведников народов мира» (это звание присваивается неевреям, спасавшим евреев во время холокоста) – больше, чем представители любой другой страны.

Казалось бы, после окончания войны должны были кануть в прошлое и гонения на евреев в Польше. Но реальность оказалась гораздо печальнее – отдельные нападения и массовые погромы, сотни жертв и призывы «завершить работу Гитлера». Всего в первые послевоенные годы в Польше было до четверти миллиона вернувшихся или выживших евреев, но достаточно быстро они стали покидать страну, переезжая преимущественно в Палестину.

Многие поляки проводили аналогии между воссозданием Израиля и возрождением польской государственности и даже гордились успехами израильской армии. В ходу была шутка: «Опять наши евреи побили советских арабов». Однако линия правительства направлялась совершенно другой логикой, и после Шестидневной войны 1967 года и студенческих волнений в Варшаве 1968‑го последовала антисионистская кампания в прессе, лишение евреев партийных билетов ПОРП (Польская объединенная рабочая партия) и возможности преподавать в школах и университетах. Вскоре за этим последовал очередной массовый исход евреев из Польши. Добровольный выезд из Польши никогда не был таким сложным, как из СССР, поэтому отток еврейского населения и в последующие годы был то большим, то меньшим, но не прерывался никогда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: