Правовое государство история и современность принципы правового государства

Обновлено: 24.04.2024

Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека».

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831).

И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник — категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.

Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов — Г. Ф. Шершеневича (1863–1912), П. И. Новгородцева (1866–1924), В. М. Гессена (1868–1920), С. А. Котляревского (1873–1940), Н. М. Коркунова (1853–1904) и др. В частности, Г. Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С. А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.

В Конституции РФ 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков Земельные участки в дореволюционной России традиционно относились к недвижимому имуществу. Кроме того, регулирование наследственных отношений в течение долгого времени

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства Колониальное управление Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв. было частью Португальской колониальной империи. Португальские мореплаватели появились на побережье Южной

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

8. Развитие политике-правовых идей нестяжательской ориентации

8. Развитие политике-правовых идей нестяжательской ориентации Нестяжательские мотивы получили дальнейшее развитие в трех произведениях — «Валаамской беседе», «Ином сказании» и «Извете», авторство которых приписывается некоему анониму, выступившему под псевдонимом

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства Крах фашистского режима. Образование республики и Конституция 1947 г. Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками,

31.2 Признаки правового государства

31.2 Признаки правового государства Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия,

Идея единения государства и права в античности была направлена против представления о том, что сила порождает право. Эта идея развивалась Платоном и Аристотелем. Цицерон рассматривал государство как определенное правовое образование, как некий правопорядок. Он сформулировал основополагающее требование такого государства: под действие закона должны подпадать все.

Философское обоснование идее И. Кант, утверждавший, что правовое государства – это часовой, обязанности которого охранять права индивида от посягательств на них.

Русские юристы В.М. Гессен, С.А. Котляревский, Н.И. Полиенко и другие связывали сущность правового государства с гарантированностью прав личности, соединяли естественные права человека с государством как гарантом этих прав.

Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Содержание правового государства включило в себя ряд концепций:

- народного суверенитета, в соответствии с которым народ – источник всей той власти, которой располагает государство. Суверенитет народа составляет основу государственного суверенитета;

- разделения властей в качестве гарантии безопасности населения от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было;

- обеспечение приоритета права, ставшая выражением юридической связанности государства правом.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающихв качестве самостоятельных признаков правового государства :

1. Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обставляется системой «сдержек и противовесов», устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной властью и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовое начало государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет (в конечном счете) правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлении со стороны как законодательных, так и исполнительных органов власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

2. Верховенства правового закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти). В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

Верховенство закона основывается на верховенствующей роли законодательной власти, придающей закону высшую юридическую силу. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных контролирующих органов государства.

3. Взаимной ответственности государства и личности. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций.

Принцип взаимной ответственности предполагает, что между личностью и государством устанавливается и поддерживается правовой характер их общения (взаимодействия). С точки зрения правового государства каждый из участников этого общения юридически равноправная сторона, имеет как права, так и обязанности и равно несет взаимную ответственность. В условиях правового государства деятельность граждан регулируется на основе общедозволительного принципа правового регулирования: «Разрешено все, что не запрещено законом». Деятельность властных структур регулируется в соответствии с принципом: «Разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление.

В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, отражены важнейшие принципы судопроизводства. В частности, закреплена презумпция невиновности. Гарантиями прав и свобод личности являются положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

4. Господство права, когда государство, подчинившись юридическим нормам, превращается в один из субъектов права. Закон есть лишь одна из форм выражения права, хотя и наиболее важная. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т.е. те, которые согласуются с принципами, природой права. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому лишь тот закон выступает мерой свободы и справедливости, который отражает согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового.

5. Высокий уровень правосознания и правовой культуры.

6. Приоритет международного права над внутренним правом страны, особенно по вопросу прав и свобод человека и гражданина

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. Таким образом, гражданское общество – необходимая основа правового государства.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.

Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой взаимоотношения общества и государства строятся на основе права; гос. власть осуществляется на основе принципа разделения властей, при котором обеспечивается верховенство закона и гарантируются права и свободы личности.

основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Основные признаки правового государства:

- верховенство и господство права (в широком смысле) и закона;

- принцип разделения властей;

- реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития;

- четкое разграничение функций общества и государства;

- взаимная ответственность личности и государства;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нор­мам и принципам международного права.

Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в бо­лее узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдаю­щее законы. Это общество и государство, признающие право как историче­ски развивающиеся в общественном сознании, расширяющуюся меру свобо­ды и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хо­зяйства и т.п.

В законах государство устанавливает общеобязательные правила по­ведения, которые должны максимально учитывать объективные потребно­сти общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой.

Основной закон правового государства — Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель обще­ства, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Ни­какой другой правовой акт государства не может противоречить конститу­ции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Идея господства права выражается в Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обес­печиваются правосудием.

Принцип разделения властей определяет, с одной стороны, верхо­венство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполни­тельной и судебной властей. Разграничение единой государственной вла­сти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития: приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость.

Четкое разграничение функций общества и государства. Государст­во проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обя­занностей, установленных законом, но и само несет ответственность пе­ред личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в конституциях прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нор­мам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Под общепризнанными принципа­ми и нормами следует понимать принципы или нормы общего международ­ного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязатель­ными и Россией. Без такого признания они не могут стать частью ее пра­вовой системы.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечиваются верховенство закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Иными словами, правовое государство невозможно без гражданского общества. Перечислим принципы правового государства:

? верховенство закона. Все в государстве должно соответствовать закону, но и закон не должен противоречить естественным правам человека, данным ему от рождения;

? разделение властей (данный вопрос был уже освещен выше);

? взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами;

? гарантированность прав и свобод граждан. Здесь велика роль судов и правоохранных органов, таких как прокуратура, МВД, уполномоченные по правам человека и т. д.;

? соответствие национального законодательства общепринятым международным нормам. Это не означает, что законы государства должны копировать международное законодательство. У национальных и международных правовых актов разное предназначение. Необходимо другое: чтобы законы государства не противоречили нормам международного права. Если же такое случается, приоритет должны иметь последние. Естественно, данный принцип действует лишь тогда, когда государство подписывает международные акты и тем самым берет на себя соответствующие международные обязательства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

55. Воззрения Дж. Лильберна на правовое государство

55. Воззрения Дж. Лильберна на правовое государство Дж. Лильберн выступал за уничтожение палаты лордов, реорганизацию палаты общин на демократических началах. Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту. В основе государственной власти, по мнению Дж.

§ 4.1. Правовое государство и его признаки

§ 4.1. Правовое государство и его признаки Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его

34. Правовое государство

34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

1.6. Гражданское общество и правовое государство

1.6. Гражданское общество и правовое государство Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных),

Понятие и принципы гражданства в РФ

Понятие и принципы гражданства в РФ Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод

23. Законность, правопорядок и правовое государство

23. Законность, правопорядок и правовое государство Законность – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Горизонты государства и права. Характеристика и понятие гражданского общества. Право и гражданское общество. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Государство

10.1. Понятие и принципы

10.1. Понятие и принципы Авторское право и смежные права представляют собой правовые институты, выделяемые в рамках подотрасли российского гражданского права, именуемой правом интеллектуальной собственности. Предметом этой подотрасли являются личные неимущественные и

Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Власть – способность и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно и на авторитете, и на

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: