Особая форма государства при которой власть и собственность неразделимы это

Обновлено: 18.04.2024

содержание курса истории. Содержание материала по истории представлено по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок . Тесты составлены в соответствии с заданиями ЕГЭ.

Инструкция: Общее число заданий в тестах – 50. Это задания с выбором одного верного ответа из трех предложенных. С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, процессов, эти задания оцениваются в один балл. Задания с открытым кратким ответом ( слово, дата, термин). Эти задания позволяют, в дополнение к вышеуказанным элементам, проверить умение извлекать информацию, классифицировать и систематизировать факты, они оцениваются двумя баллами. На выполнение теста отводится 90 минут учебного времени.

1. Результатом освоения учебной дисциплины :

1.2. Умения и знания

1) дат и периодизация истории

2) основных фактов, явлений

3) исторических понятий и терминов

4) соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений

5) группировку исторической информации

А также формирование умений анализировать историческую информацию и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории

критически анализировать источник исторической информации

периодизацию всемирной и отечественно истории

анализировать историческую информацию, представленную в тексте, карте, таблице, схеме и др.

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории

различать факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения

историческую обусловленность современных общественных процессов

устанавливать причинно-следственные связи, пространственные и временные рамки, изучаемых исторических процессов и явлений

особенности исторического пути России и её роль в мировом сообществе

формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии

содержание курса истории «России и мира с древнейших времен до конца XX века». Содержание материала по истории представлено по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок . Тесты составлены в соответствии с заданиями ЕГЭ.

Инструкция: Общее число заданий в тестах – 50. Это задания с выбором одного верного ответа из трех предложенных. С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, процессов, эти задания оцениваются в один балл. Задания с открытым кратким ответом ( слово, дата, термин). Эти задания позволяют, в дополнение к вышеуказанным элементам, проверить умение извлекать информацию, классифицировать и систематизировать факты, они оцениваются двумя баллами. На выполнение теста отводится 90 минут учебного времени.

Результатом освоения учебной дисциплины является проверка знания :

1) дат и периодизация истории

2) основных фактов, явлений

3) исторических понятий и терминов

4) соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений

5) группировку исторической информации

А также формирование умений анализировать историческую информацию и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Инструкция : Тест состоит из 50 заданий. Прежде, чем приступить к его выполнению, подумай, в чем заключается смысл задания. Вспомни значения терминов, понятий, указанных в вопросе. Выполняя задания, необходимо выбрать один правильный ответ, либо дописать пропущенные понятия, термин или дату.

1. Князь, объединивший земли Киева и Новгорода

А) Олег Б) Святослав В) Игорь

  1. Образование Древнерусского государства относится к
    А) Х в. ' Б) XI в. В) IX в.
  2. Система сбора дани в Древнерусском государстве

А) полюдье Б) оброк В) барщина

4. Первым писанным сводом законов на Руси стал(а)

А) Судебник Б) «Русская правда» В) Соборное уложение

5. Победу на Чудском озере над немецкими крестоносцами одержал в 1242г. князь_____________

6. В 1547 г. на царство венчался первый русский царь

А) Иван IV Грозный Б) Василий III В) Иван III

7. Первым сословно-представительным органом России был(а)____________________

8. Особый порядок управления страной, существовавший в России с 1565 по 1572, при которой территория государства была разделена на две части это -

А) опричнина Б) испольщина В) федеральная раздробленность

9. Начало XVII в. в России именуют

А) смутным временем

Б) «просвещенным абсолютизмом»

В) эпохой реформ

10. Первым царем из династии Романовых на престол был избран

А) Петр I Б) Михаил Федорович В) Федор Алексеевич

11. Освоение Сибири в XVII в. связано с именем

А) В.Д. Пояркова Б) Ермака В) Е.П. Хабарова

12. В честь взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен на Красной площади в Москве

А) Храм Василия Блаженного

Б) Храм Покрова на Нерли

В) Успенский собор

13.Вершиной творчества русского художника Рублева является икона______

14. В 1667-1671 гг. обширные территории Дона, Украины, Поволжья охватило народное восстание под предводительством____________________________

15. Первопечатник России- это____________________________

16. Первым Российским императором стал

А) Иван VI Б) Алексей Михайлович В) Петр I

17. Причиной Северной войны стала
А) борьба за выход к Черному морю
Б) борьба за польское наследство

В) борьба за выход к Балтийскому морю

18. Для надзора за деятельностью Правительствующего Сената была введена должность

А) полицмейстера Б) губернатора В) обер-прокурора

19. Историческую эпоху между правлением Петра I и Екатерины II в российской истории называют

А) смутное время

Б) эпоха дворцовых переворотов

В) эпоха просвещения

20. В правление Екатерины II страну потрясло мощное крестьянское восстание под предводительством_________________________

А) ценные бумаги Б) акции В) бумажные деньги

22. В начале 18 века в России стала выходить первая печатная газета

А) «Куранты» Б) «Ведомости» В) «Известия»

23. Ведущим жанром русской живописи 18 века стал

А) портрет Б) пейзаж В) икона

24. Какое событие произошло 14 декабря 1825 года?
А) убийство Александра II народовольцами

Б) восстание декабристов

В) первая стачка рабочих

25. Крупнейшим сражением Отечественной войны 1812 года было ______________________

26. В Х1Хв. Россия по форме правления была
А) самодержавной монархией

Б) феодальной республикой

В) Конституционной монархией

27. Первая российская революция началась с
А) убийства Распутина

Б) Ленского расстрела

В) расстрела демонстрации рабочих к Зимнему дворцу

28. Результатом I мировой войны для России стало
А) сплочение общества

Б) укрепление престижа династии Романовых

В) обострение политической ситуации в стране

29. Временное правительство в 1917г.
А) провозгласило Россию федерацией
Б) передало землю крестьянам

В) ввело политические свободы

30. Событием ускорившим переход к НЭПу считается
А) поражение в войне с Польшей

Б) восстание в Кронштадте

В) дезертирство из Красной Армии

31. Господство однопартийной системы в СССР способствовало установлению:
А) тоталитарного режима

Б) политического равноправия населения

В) демократического режима

32.Укажите дату Великой Отечественной войны____________________

33. Битва на Курской дуге состоялась в .

А) мае-июне 1943г. Ь) июне-июле 1943г. В) августе 1944г

34. Основной результат освоения целины в 1950 гг.
А) временное увеличение сбора зерна

Б) передача земли в собственность крестьянам

В) переход > интенсивным методам ведения сельского хозяйства

35. Реформы 1965г. не дали результатов из-за
А) их неприятия большинством населения

Б) внутренней борьбы КПСС

В) смешивания либеральных и командных методов управления

36. В годы правления Н.С.Хрущева

А) введена плата за обучение в школах и вузах

Б) крестьянам разрешена свободная торговля на рынке

В) развернулось широкое жилищное строительство

37. Противоборство двух сверхдержав СССР и США начавшиеся после окончания II Мировой войны, узловыми моментами которого были гонка вооружений, соперничество в Европе и участие в региональных конфликтах - это ___________________

38. Первым президентом России был___________________

39. Переход от присваивающего хозяйства к производящему это
А) неолитическая революция

Б) демографический взрыв В) промышленный переворот

  1. Ранние цивилизации, возникшие в У-Ш тыс. до н.э. получили название
    А) «морские» Б) «земледельческие» В) «речные»
  2. Особая форма государства, при которой власть и собственность неразделимы, это
    А) демократия Б) деспотия В)республика

42. Власть народа - это

А) олигархия Б) демократия В) теократия

  1. Самым сильным среди варварских государств в V в. на территории Европы было
    А) Франкское королевство *Б) Византия В) Галлия
  2. Возникновение исламской религии относится к

•А) VII в. Б)Ув. В) VIII в.

45. Предприятие, для которого характерно использование ручного труда и разделение труда между работниками это

А) мануфактура Б) мастерская В) завод

46.Форма правления, при которой исполнительная, законодательная и судебная
власть принадлежит одному лицу-монарху – это______________

47. Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике - это
А) неолитическая революция

В) промышленный переворот

48. Наибольшее влияние на рабочий класс и политическую борьбу XIX - XX вв. оказали идеи германских социалистов

А) Маркса и Энгельса Б) Сен-Симона и Фурье В) Прудона

49. Идеология, обосновывающая незыблемость привилегий аристократии и отрицающая принципы конституционализма

А) социализм Б) либерализм В) консерватизм

50. Английский ученый, установивший основные факторы эволюции живого мира и его закономерности

Контрольно-оценочные средства по предмету "История" для текущей аттестации учащихся первого и второго курса учреждений начального профессионального образования.

ВложениеРазмер
tekushchaya_attestaciya.doc 505.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 19»

текущей аттестации по предмету история

Текущий контроль знаний

Текущий контроль знаний проводится в виде тестов. Тесты охватывают содержание курса истории «России и мира с древнейших времен до конца XX века» .Содержание материала по истории представлено по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок . Тесты составлены в соответствии с заданиями ЕГЭ.

Инструкция Общее число заданий в тестах – 12. Часть I – это задания с 1 – 7 с выбором одного верного ответа из трех предложенных. С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, процессов . Часть II – это задания 8 – 10 с открытым кратким ответом ( слово, дата, термин) Эти задания позволяют, в дополнение к вышеуказанным элементам, проверить умение извлекать информацию, классифицировать и систематизировать факты. Задания 11-12 предусматривают представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений, рассмотрение исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, сравнение. Вопросы 1-10 предполагают один правильный ответ и оцениваются в один балл. Вопросы 11-12 оцениваются в три балла, в зависимости от полноты ответа. На выполнение работы отводится 45 минут учебного времени.

Результатом освоения учебной дисциплины является проверка знания :

1) дат и периодизация истории

2) основных фактов, явлений

3) исторических понятий и терминов

4) соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений

5) группировку исторической информации

А также формирование умений анализировать историческую информацию и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Древний мир и раннее Средневековье

1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему это -
А) неолитическая революция

Б) демографический взрыв

В) промышленный переворот

2 Ранние цивилизации, возникшие в У-Ш тыс. до н.э. получили название
А) «морские» Б) «земледельческие» В) «речные»

3. Особая форма государства, при которой власть и собственность неразделимы, это
А) демократия Б) деспотия В) республика

4. Античная цивилизация сформировалась в

А) Египте Б) Средиземноморье В) Европе

5. Города-государства, возникшие на территории Греции - это

А) полисы Б) общины В) комунны

6. Массовое передвижение племен, охватившее огромное пространство Европы и Азии, получило название

А) Великого переселения народов

Б) урбанизации В) колонизация

7. Собственник земли

А) феодал Б) холоп В) вассал

  1. Главным храмом православного мира стал построенный в VI в. в Константинополе
    собор
  1. Рисунок, выполненный красками по сырой штукатурке
  1. Замкнутая экономическая система, в которой продукты производятся не для продажи на рынке, а для внутреннего потребления это
  1. Результатом поступательного развития человеческого общества стало возникновение цивилизации
  1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества.
  1. Чем одна цивилизационная общность отличается от другой.
  1. Для средневековой западноевропейской цивилизации было характерно утверждение феодальных отношений и господство католической церкви. Недолгий период существования централизованных империй сменился временем феодальной раздробленности

1) Назовите основные черты феодализма.

Древний мир и раннее Средневековье

1. «Речные цивилизации» возникли в долинах великих рек

а) Африки и Азии Б) Европы В) Руси

2. Правитель Египта ■

А) вождь Б) князь В) фараон

3. Особая форма государства - деспотия возникла на (в)

А) Востоке Б) Руси В) Греции

4. Священная книга христиан

А) Библия Б) Коран В) Евангелие

5. Европейское феодальное общество было разделено на

А) классы Б) сословия В) группы

6. Прямой наследницей Римской империи была

А) Византия Б) Македония В) Индия

7. Тип правления, при котором высшая государственная власть принадлежит
духовенству; в одном лице происходит сочетание функций главы государства и религиозной организации это

А) демократия Б) теократия В) деспотия

8. Западноевропейский феодал, получавший земельное владение от более крупного феодала-сеньора и обязанный нести за это военную службу – это_____________

9. Основатель ислама (пророк)______________________________________

10. Период в истории средневековой Европы, для которого характерно дробление государств на крупные и мелкие феодальные владения — это

11. Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.

1) Какими были социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?

2) Какое влияние оказала античность на эпоху Средневековья?

12. Арабский халифат послужил колыбелью для формирования мусульманской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за пределы Аравийского государства, вовлекая в свой круг многие народы.

Д еспотия в переводе с греческого означает неограниченную власть. Сегодня под деспотией мы понимаем определенную форму государства, при которой вся власть сосредоточена в руках одного правилетя-властителя, как правило, наследственного монарха, который правит государством по средствам военно-бюрократического аппарата.

Такая форма управления как деспотия была характерна для Древнего Востока, например, для Древнего Египта, Ирана, Индии, Китая.

Деспотическая форма правления

Кстати, отсюда и понятие — восточная деспотия.

Характерные черты деспотической формы власти

  • полный произвол власти;
  • абсолютное бесправие народа.

Основные положения деспотического государства

  • Воля тирана – закон;
  • Личность тирана божественна;
  • Монарх – верховный собственник земли;
  • Власть деспота неограниченна.

Причины появления деспотов

Деспотия

Историки отмечают, что основная причина появления безграничной деспотии заключается в длительном сохранении общинного уклада. Напомним, что при общинном строе все члены сообщества обрабатывают землю сообща или передают наделы во временное пользование семьям. При таком укладе еще нет частной собственности, поэтому государственная власть обычно предстает в такой форме как деспотия.

Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека — так начинается деспотия.

despotiya-3

Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.

Классический пример тирании – Древний Египет. У власти фараон, сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.

Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

Тирания в действии

Верховный правитель через посредников:

  • Организовывал общественные работы;
  • Взимал налоги;
  • Строил ирригационные сооружения — дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
  • Обеспечивал защиту от внешних врагов;
  • Захватывал земли внешних врагов.

Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

despotiya-4

Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

Права человека при тирании

1. Сохранение общинного строя

Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.

2. Закрепление социального неравенства

Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.

3. Религиозные основы

Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.

despotiya-5

4. Устные нормы морали

Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.

5. Закрепление распространенных случаев

В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.

6. Формализм права

Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.

Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:

  • Чрезмерной централизации управления;
  • Архаизма правовых норм;
  • Бесправия народа;
  • Стагнации общественных отношений.

Нельзя сказать, что деспотическая форма правления была результатом алчности одних и глупости других. Формирование такой формы власти обуславливалось и географическими факторами. В частности, земледелие на Востоке было достаточно сложным занятием, требовалось создание запасов на случай различных стихийных бедствий, неурожая; нужно было жесткое управление для объединения общин.

Но с другой стороны деспотия так замедлила развитие стран, что на арену внешнего мира вышла западная цивилизация и заменила на этом поприще восточную.

Государство является особой формой организации общество, которая происходит по ряду определенных причин. Население может координироваться из-за проживания на одной местности, имея одну культуры или какие-то черты. В зависимости от разных факторов выделяется несколько форм государственного устройства.


Что это

Унитарное государство — это одна из ФГУ, особенность которой заключается в том, что каждый субъект страны не является суверенным и подчиняется центральной власти. В каждом районе, регионе, области (или любом другом субъекте) местные власти являются проводниками «воли центра». В большинстве государств именно данная форма применяется для управления обществом. Причина использования понятна – центральная власть может без особых проблем проводить все необходимые манипуляции без выдачи суверенитетов подконтрольным районам.


В Российской Федерации такая форма госустройства невозможна по одной простой причине – каждый из имеющихся субъектов обладает своими особенностями. Среди них могут быть разные культуры, климатические условия, направления экономического развития и так далее. Практически все централизованные государства в Новое время стали крупными колониальными державами. Типичные примеры – Голландия, Франция и Британская империя.

Признаки

Основной признак унитарного государства – деление на административные единицы, подконтрольные центральной власти, у которых отсутствует суверенитет. Также можно отметить следующие характерные особенности:

  • Одно законодательства и общий для всех регионов главный документ – Конституция.
  • Единая судебная система, использующая одинаковые законы.
  • Единая денежная система, бюджета у отдельных регионов определяется общим количеством денег у страны.
  • Одна налоговая система.
  • Единое гражданство для всех жителей страны.

Правительство каждого отдельно взятого региона страны занимается решением только местных вопросов и проблем неполитического характера. В основном это касается сфер торговли, туризма, образования и так далее.


Появление на политической карте мира страны с такой формой госустройства обусловлено следующими причинами:

  • На одной территории проживают люди, относящиеся к одному этносу, общающиеся на одном языке с одной культурой и некоторыми особенностями.
  • Единое прошлое.
  • Определенные причины для сбора населения под одним флагом. Чаще всего этой причиной является появление сильного внешнего противника.
  • В некоторых случаях может быть появление особой культуры благодаря добровольному подчинению элите ради общей пользы. Ярким примером является Япония.

Выделяется несколько основных видов унитарных государств, среди которых выделяются:

  • Простые. Особенность заключается в небольшой площади страны, из-за чего деления на административные единицы не происходит. Примером могут служить Мальта или Науру. Второй вариант – присутствует деление на территориальные единицы, как в Польше или Алжире.
  • Сложные – в состав таких стран может входить несколько автономий, хорошим примером является Китай.
  • Регионалистские – в составе находятся только автономные регионы, которые в совокупности являются федерацией.
  • Национально-территориальные – в стране живут представители одной нации, у которых имеется право самостоятельно создавать органы власти и добавлять свой язык в качестве второго государственного.
  • Экстерриториальные – государственные вопросы могут решать этнические меньшинства, как албанцы в Македонии.

Существует еще несколько видов деления стран с данной ФГУ.


Децентрализованные

Основная особенность в топ, что местная власть формируется отдельно от центральной, в выборах участвуют местные жители. При этом имеется довольно внушительная самостоятельность в решении ряда вопросов.

Выборы местной власти организованы на местах, все лежит на плечах местных жителей. Основное отличие от предыдущего вида – центральная власть контролирует местное самуправление.

Централизованные

Глав административно-территориальных единиц назначает центральная власть.

Особенности

Основные особенности унитарных государств прописаны в законодательстве данных стран. Один из главных законов – единство и неделимость всех территориальных единиц. Жители каждого региона имеет возможность самоопределиться, однако получить суверенитет и выйти из состава страны невозможно. Самоопределение возможно только в том случае, если необходимые процессы проводятся с учетом международно-правовых актов. Еще одной особенностью считается структура представительного органа. Чаще всего он однопалатный.

Один из самых крупных недостатков унитарных государств, в состав которых входит большое число различных национальностей – сепаратизм. В ряде государств некоторое время назад возникали движения, которые высказывали мысли о выходе их территориальной единицы из состава страны. Для предотвращения таких настроений и создаются автономные образования. Их жителям даются дополнительные права, большая часть которых направлено на принятие самостоятельных решений касательно местного самоуправления.

Современные унитарные государства

На данный момент порядка 85% всех стран мира используют унитарную форму управления – 171. Подробнее можно посмотреть в таблице:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: