По внешней форме выражения и закрепления норм права исходящие от государства федеративный договор

Обновлено: 25.04.2024

Договор
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик
в составе Российской Федерации

Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов суверенных республик в составе Российской Федерации,

проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству народов Российской Федерации,

признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, в целостности составляющих ее республик и территории,

ставя своей целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение,

стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления,

исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти республик в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Статья I

1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Российской Федерации;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

2. Органы власти республик в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации.

Статья II

1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) разграничение государственной собственности;

г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

з) установление общих принципов налогообложения и сборов;

и) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

к) судоустройство; адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных органов;

л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

м) установление общих принципов организации местного самоуправления.

2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации.

Статья III

1. Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

2. Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации.

3. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов.

4. В случае, если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья VI

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти республик в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий.

2. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы власти республики в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Юридические документы, выданные органами власти Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы.

2. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации, конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

3. Споры по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со статьей II настоящего Договора, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья VII

Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

Статья VIII

Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов Российской Федерации он становится составной частью (самостоятельным разделом) Конституции Российской Федерации. Изменения и дополнения в этот раздел Конституции Российской Федерации вносятся с согласия республик в составе Российской Федерации, подписавших настоящий Договор.

Каждая республика в составе Российской Федерации сохраняет за собой право как подписать настоящий Договор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией этой республики в составе Российской Федерации.

Статья I. 1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Российской Федерации;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

2. Органы власти республик в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации.

Кодекс (напр. Уголовный, Трудовой, Об административных правонарушениях) – нормативно-правовой акт, регулирующий определенный важный вид общественных отношений. Обычно является основным источником права, соответствующий отрасли права. В РФ имеет статус Федерального закона.

Конвенция – от лат. conventioдоговор, соглашение, вид международного договора, как правило подписывающийся большим количеством государств и регулирующий важную для международных отношений проблему (например, Конвенция о правах ребенка 1989 г.).

Конвенция о правах ребенка – основной международно-правовой документ, принятый в 1989 году Организацией Объединенных Наций и регулирующий вопросы правового статуса несовершеннолетних (детей).

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права в странах с конституционным устройством, например в Российской Федерации.

Конституционный суд РФ — высший орган судебной власти в Российской Федерации, определяющий по обращению компетентных органов государственной власти и граждан соответствие принимаемых нормативно-правовых актов Конституции. Резиденция суда — Санкт-Петербург.

Конституция – основной закон государства высшей юридической силы.

Конституция РФ – основной закон Российской Федерации, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года, закрепляющий правовой демократический республиканский федеративный характер государства, его социальную и светскую направленность.

Коран – основной религиозный текст в исламе, источник шариатского права.

Коррупция – взяточничество, решение возникающих перед индивидом и группой проблем с помощью материальных благ (денег), предоставляющихся органам власти (начальнику, чиновнику), от которого решение этого вопроса может зависеть.

Корпоративные (групповые) нормы – правила, регулирующие поведение членов определенной группы, и распространяющихся только на них (например, распорядок рабочего дня или корпоративный дресс-код трудового коллектива).

Материальная ответственность– вид юридической ответственности, который наступает за причинение ущерба имуществу работодателя (в российском праве, таки образом, термин связан, прежде всего, с трудовыми правоотношениями).

Материальное право– группа отраслей права, регулирующая разные виды общественных отношений (в том числе, материальные).

Международное гуманитарное право (МГП) – отрасль международного права, определяющая недопустимые методы и средства ведения войны и защищающая жертв войны.

Международное право – совокупность норм, регулирующих отношения государств и субъектов права из разных стран.

Мораль– исторически сложившаяся система норм, обычаев, ценностей, регулирующих общественные отношения и закрепленная силой общественного мнения.

Мораль- правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Моральные категории– наиболее общие понятия, с помощью которых оценивается поведение человека другими людьми и им самим (любовь, добро, зло, долг, добродетель, совесть, честь, достоинство, справедливость, благородство, счастье).

Негативные санкции – вид социальных санкций, выражающих отрицательное отношение общества к поведению индивида.

Нигилизм правовой– отношение индивидов к праву, заключающееся в не готовности исполнять законы, возникает на основе низкого уровня правовой культуры.

Норма (социальная) – это особый регулятор социального поведения (правило), установленное обществом в целях контроля за поведением индивидов и групп.

Норма права – мельчайшая структурная единица системы права, выраженная в виде конкретного закона.

Нормативно-правовой акт – источник права, опирающийся на закон, установленный государством. Основной вид источника права для российской правовой системы, например, Конституция РФ, кодексы.

Обычай – старейший исторически вид социальной нормы, закрепленный силой многократного применения.

Обычай - Пра­ви­ла по­ве­де­ния, сло­жив­ши­е­ся вслед­ствие их при­ме­не­ния в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни и яв­ля­ю­щи­е­ся при­выч­ны­ми для чле­нов об­ще­ства.

Обязанность – необходимость человека (гражданина) исполнять установленные законами нормы.

Ответственность – 1) близкое к сознанию качество личности, обязанность отвечать за действия, их результаты и последствия 2) предусмотренная законодательством обязанность отвечать за правонарушения. См. Юридическая ответственность.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым нормам данного общества. Бывает позитивным и негативным.

Отрасль права – большая группа норм, регулирующая важный вид общественных отношений.

Плебисцит (референдум) — всенародный опрос по вопросу государственной важности. Решение плебисцита становится законом.

Позитивные санкции – вид социальных санкций, выражающих положительное отношение общества к поведению индивида.

Полиция – правоохранительный орган, главной целью деятельности которого является защита прав и свобод граждан в рамках закона.

Правительство РФ – высший орган исполнительной власти в Российской Федерации.

Права – установленная законом и гарантированная государством возможность человека (гражданина) пользоваться свободами.

Право – система общеобязательных правил,закреплённых силой государственного принуждения Правовое государство – государство, ставящее своей основной задачей защиту гарантированных им прав и свобод человека. Основные признаки: верховенство правового закона, незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Правовой обычай – исторически первый источник права, закрепляющийся силой постоянного многократного применения.

Правоотношения (правовые отношения) – вид общественных отношений, основанный на нормах права (законах), официальные отношения.

Правоохранительные органы – система государственных и негосударственных органов, защищающих права и свободы человека и осуществляющие деятельность по охране закона и правопорядка.

Преамбула – короткая вводная статья юридического документа, определяющая принципы его применения, например, Конституции или Федерального закона (ФЗ).

Презумпция невиновности – юридический принцип, означающий, что обвиняемый не может считаться виновным иначе, как только в результате судебного решения.

Преступление— серьезный вид правонарушения, приносящий вред жизни, здоровью или серьезный ущерб имуществу и влекущий за собой уголовную ответственность.

Процессуальное право – особый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений.

Проступок-виновное противоправное деяние, представляющее меньшую опасность, чем преступление

Публичное право– совокупность отраслей права, защищающих интересы общества в целом (например, конституционное, уголовное, административное).

Религиозный текст – источник права, опирающийся на священные для данной религии установления (например, Библию, Коран, Тору). Применяется, как правило, в не светских государствах. Например, шариатское право в исламских государствах.

Санкции– реакция общества на поведение индивида, часть механизма социального контроля. Выделяют позитивные, негативные, формальные и неформальные санкции.

Светское государство– не церковное государство, в котором церковь отделена от образования, отсутствует официальная государственная религия. РФ согласно Конституции (ст.13) — светское государство.

Сдельнаязарплата — форма оплаты труда, зависящая от выполнения работником нормы выработки продукции, установленной трудовым договором.

Семейное право – отрасль частного права, регулирующая общественные отношения между супругами в браке, а также вопросы, связанные с воспитанием детей.

Семейное кодекс – основной источник семейного права в РФ, регулирующий общественные отношения между супругами в браке, а также вопросы, связанные с воспитанием детей.

Суд– орган государственной власти, часть правоохранительной системы страны, в компетенцию которого входит осуществление правосудия и защита права.

Судопроизводство– процесс принятия судебных решений судебными органами государственной власти.

Суверенитет (независимость) – основной признак государства, монопольное право государства издавать законы на своей территории и представлять интересы населения страны за рубежом.

Судья– компетентный вести судопроизводство и принимать судебные решения представитель органов государственной власти.

Трудовой договор — в трудовом праве соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности.

Трудовой кодекс (ТК РФ) — основной источник трудового права в Российской Федерации, принятый в 2001 году и регулирующий трудовые правоотношения в стране.

Трудовое право – отрасль частного права, регулирующая общественные отношения между работником и работодателем.

Трудовые правоотношения – урегулированная трудовым договором и законодательством о труде система взаимоотношений работника и работодателя, включающая взаимные права и обязанности.

Уголовная ответственность– вид юридической ответственности, который наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь.

Уголовное право – отрасль публичного права, регулирующая общественные отношения, возникающие в результате совершения преступления.

Указ– нормативно-правовой (подзаконный) акт, принимающийся Президентом РФ.

Федеративный договор – совокупность нормативных договоров между субъектами РФ, которые являются одними из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений. Подписан 31 марта 1992 года.

Физическое лицо – гражданин, обладающий правами и обязанностями, определенными законом.

Формальные санкции – вид социальных санкций, выражающихся в официальной форме.

Частное право– совокупность отраслей права, защищающих личные интересы отдельного гражданина и его семьи (например, семейное, гражданское, трудовое).

Шариатское право – система норм права, основанная на Коране и принятая как источник права в исламских государствах.

Штраф– установленное законами государства обязательное взыскание с правонарушителя в пользу государства, взимающееся в денежной форме.

Юридическая ответственность – предусмотренная законодательством обязанность отвечать за правонарушения. Различают уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность.

Юридические отношения – общественные отношения, отрегулированные с помощью права государством. Например, любовь — не юридическое отношение!

Юридический прецедент – источник права, закрепляющийся силой решения судьи по конкретному делу и становящийся образцом для принятия решения по всем аналогичным делам (право судей). Характерен для англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США).

Юридическая сила – первоочередность и соподчинение юридических (правовых) норм между собой в системе права конкретного государства. Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция.

Юрист – профессионал, работающий в юридической сфере, судья, адвокат, нотариус, правовед.

Юстиция – общее название органов государственной власти, отвечающих за регулирование правовых отношений в определенной сфере или правосудие: 1) общее название судебных органов. 2) синоним органов исполнительной власти, подконтрольных министерству юстиции, в компетенции которых находятся исполнение наказаний, регистрация разных типов организаций, надзорные функции.


Его полное название звучит так: нормативный правовой акт государственных органов. Для краткости обычно употребляют термин нормативный акт.


Нормативный правовой акт - это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Нормативный правовой акт характеризуется следующими основными признаками:

- издается компетентными органами государства;

- обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

- имеет вид письменного документа;

- носит легитимный (от лат. legitimus - законный) характер;

- содержит нормы права;

- характеризуется неконкретностью адресата, т.е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.

Правовой обычай – общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты. Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше

писаных источников права. Первые изданные законы представляли собой

санкционированные государством обычаи. Правовые обычаи не потеряли

своего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается

определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не

предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано

ли оно в каком-либо документе.

Судебный прецедент – решение судебных органов по конкретному

делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при

рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение суда

начинает играть роль модели для последующих решений, т. е. играет роль

Отечественная правовая система официально не признает прецедент

в качестве источника права. Согласно ст. 120 Конституции РФ, судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В силу этого суд должен выступать правоприменителем, а не творить, не создавать право.

Акты органов судебной власти. В последние годы в России меняется отношение к прецеденту. Ученые и практики все больше склоняются

к необходимости признания некоторых прецедентов в качестве источников права. В частности, предлагается придать форму прецедента постановлениям пленумов Верховного суда Российской Федерации. Все большую роль в правовой системе нашей страны играет судебная практика,

которая все больше утверждается в качестве источников права. В актах

органов судебной власти:

1) восполняются пробелы в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполняют работу

2) осуществляется функция нормоконтроля, т. е. контроля за содержанием федеральных законов на их соответствие Конституции РФ, а иных

нормативных правовых актов – Конституции РФ и федеральным законам;

3) вырабатываются Верховным Судом РФ правоположения, которые

имеют нормативное содержание и выступают общеобязательными регуляторами общественных отношений. В них обобщается опыт применения конкретных норм права. В результате решения Верховного Суда РФ служат образцом правильного разрешения дел для нижестоящих судов.

Книги Священного Писания играют важнейшую роль как источники права в странах религиозной правовой семьи: Иране, Судане, Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали и некоторых других странах. Принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Например, в мусульманских странах важнейшими источниками права считаются: Коран – священная книга мусульман, служащая основой

мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского;

Сунна – сборник преданий о жизни пророка Мухаммеда, его образе мыслей и действий.

Правовая доктрина – руководящее теоретическое положение, выраженное в трудах выдающегося ученого-юриста и используемое в качестве

источника права. Правовая доктрина признается источником права во

многих правовых системах. В качестве источника права правовая доктрина известна уже в Древнем Риме. В 426 г. н. э. в Риме был принят специальный закон, согласно которому положения работ корифеев римского

права – Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина – признавались

обязательными для судей. Это означало, что решение по делу судья мог

выносить не только на основании действовавших в то время законов, но и

ссылаясь на высказывания указанных юристов. Правовая доктрина применяется и в настоящее время. В частности, действующий гражданский

кодекс Швейцарии содержит норму, предоставляющую правоприменительным органам право в случаях пробела в законодательстве решать рассматриваемый спор, основываясь на положениях работ наиболее известных специалистов в области гражданского права. В английских судах при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных

юристов, например Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765),

Коука («Правовые институты Англии», 1628), Фостера («Решения коро-

левских судов», 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля,

Э. Берка, А. Дайси.

Нормативные правовые акты – главный источник права в нашей стране, в странах романо-германской правовой семьи.

Нормативно-правовой акт – правовой акт, состоящий из норм права, принятый правотворческим органом в установленном порядке, имеющий определенную письменную форму и находящийся в иерархическом отношении с другими актами. Совокупность нормативно-правовых актов образует систему законодательства государства. Законодательство обычно определяют как структурно упорядоченную совокупность (систему) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенных устойчивых отношениях, форму выражения объективного права (М. Ю. Тихомиров). Законодательство строится как пирамида по юридической силе нормативных актов. Конституция страны обладает высшей юридической силой и располагается в вершине пирамиды, а

14. Как можно определить санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определённых действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма?

1. правовой обычай

2. правовой прецедент

3. нормативно-правовой акт

4. договор нормативного содержания

15. Укажите исторически первый источник (форму) права

1. правовые принципы

2. правовой обычай

3. правовой прецедент

4. нормативно- правовой акт

5. договор нормативного характера

16. Правовой обычай – это

1. правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения определённых фактических отношений

2. правило поведения, применяемое в рамках сравнительно небольших групп людей

3. определённое правило поведения, соблюдение которого носит непрерывный характер

4. способ создания новых юридических обязательных правил поведения в государстве

5. санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определённых действий

17. Укажите признак правового обычая

1. носит локальный характер

2. содержит волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей

3. создаётся судебными (иногда и административными) органами

4. обладает юридической силой

5. создаёт понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган

18. Какой признак не характерен для правовых обычаев?

1. применяются в рамках небольших общественных групп людей

2. отличаются определённостью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения

4. часто связаны с религией

5. создаются государственными органами

19. Правовой прецедент – это

1. судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придаёт общеобязательное значение

2. обычай, санкционированный путём восприятия его судебной практикой

3. правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения определённых фактических отношений

4. совокупность правил поведения, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве средства решения юридических дел

5. форма выражения государственной воли, направленной на признание существующего права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения

20. Укажите признак правового прецедента

1. носит локальный характер

2. содержит волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей

3. создаётся судебными (иногда и административными) органами

4. обладает юридической силой

5. создаёт понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган

21.Какой признак не характерен для правового прецедента?

5. тесная связь с религией

22. Укажите виды правового прецедента

1. нормативный и индивидуальный

2. судебный и административный

3. общий и локальный

4. постоянный и временный

5. основной и не основной

23. Как можно определить судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придаёт общеобязательное значение?

1. правовой обычай

2. правовой прецедент

3. нормативный договор

4. нормативно-правовой акт

5. правовая доктрина

24. Какой источник права формируется в результате практики разрешения аналогичных юридических дел?

1. правовой обычай

2. правовая доктрина

3. правовой прецедент

4. нормативный договор

5. нормативно-правовой акт

25. В настоящее время правовой прецедент является одним из основных источников права

1. в странах англосаксонской правовой семьи

2. в странах романо-германской правовой семьи

3. в странах мусульманской правовой семьи

4. в странах дальневосточной правовой семьи

5. в странах латиноамериканской правовой семьи

26. Правовая доктрина – это

1. акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права

2. признаваемое государством правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени

3. мнения авторитетных ученых по вопросам права

4. решения государственных органов по конкретному делу, которое принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел

5. соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права

27. Правовая доктрина признается в качестве важнейшего источника права

2. в странах романо-германской правовой семьи

3. в станах латиноамериканской правовой семьи

4. в странах мусульманской правовой семьи

5. в международном праве

28. Нормативный договор – это

1. акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права

2. признаваемое государством правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени

3. мнения авторитетных ученых по вопросам права

4. решения государственных органов по конкретному делу, которое принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел

5. соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права

29. Укажите признак договора нормативного содержания

1. носит локальный характер

2. содержит волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей

3. создаётся судебными (иногда и административными) органами

4. обладает юридической силой

5. создаёт понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган

30. Какие договоры выступают в качестве источника права?

1. коллективные договоры и соглашения

2. индивидуальные трудовые договоры (контракты)

3. брачные контракты

4. гражданско-правовые договоры

5. все указанные выше

31. Какие договоры выступают в качестве источника права?

1. международные договоры

2. федеративные договоры

3. договоры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами

4. коллективные договоры и соглашения

5. все указанные выше

32. Религиозные тексты как источники права наиболее характерны

1. для романо-германской правовой системы

2. для российской правовой системы

3. для мусульманского права

4. для социалистического права

5. для скандинавской правовой системы

33. Нормативно-правовой акт – это:

1. правило поведения, исходящее от государства или поддерживаемое им в качестве средства решения юридических дел

2. государственно-властное веление, получающее логически завершенное формально определённое закрепление в официальном тексте

3. акт правотворчества, содержащий правила поведения, которые сложились в результате длительного повторения людьми определённых действий

4. правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения определённых фактических отношений

5. акт правотворчества, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права

34. Какой признак не характерен для нормативно-правового акта?

1. издаётся компетентным государственным органом

2. издаётся в определённом процедурном порядке

3. носит государственно-властный характер

4. применяется в рамках небольших общественных групп людей

5. обладает юридической силой

35. Укажите признак нормативно-правового акта

1. носит локальный характер

2. содержит волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей

3. создаётся судебными (иногда и административными) органами

4. обладает юридической силой

5. создаёт понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган

36. Какой источник права является основным в странах англосаксонской системы права?

1. правовой обычай

2. правовой прецедент

3. нормативный договор

4. нормативно-правовой акт

5. юридическая наука

37. Какой источник права является основным в странах романо-германской системы права?

1. правовой обычай

2. правовой прецедент

3. нормативный договор

4. нормативно-правовой акт

5. юридическая наука

38. Что не является источником права?

1. правовая доктрина

2. судебный прецедент

3. принципы права

4. религиозные тексты

5. функции права

39. Какой источник права является результатом правотворчества?

1. правовой обычай

2. правовой прецедент

3. нормативно-правовой акт

4. нормативный договор

5. правовая доктрина

40. Как можно определить форму деятельности компетентных органов, в ходе которой устанавливаются правовые нормы?

3. законодательная инициатива

4. издание нормативно-правового акта

5. опубликование нормативно-правового акта

41.Укажите основной источник права в РФ

1. правовой обычай

2. судебная практика

3. правовая доктрина

4. нормативно-правовой акт

5. принципы права

42. Как можно определить изданный в установленном порядке уполномоченным государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права?

1. правовой обычай

2. правовой прецедент

3. источник права

4. нормативно-правовой акт

43. На какие виды делятся нормативно-правовые акты по юридической силе?

1. акты внешнего и внутреннего действия

2. законы и подзаконные акты

3. центральные и местные

4. неопределенно-длительные и временные

5. общие и специальные

44. На какие виды делятся нормативные акты по сфере действия?

1. акты внешнего и внутреннего действия

2. законы и подзаконные акты

3. центральные и местные

4. неопределенно-длительные и временные

5. общие и специальные

45. На какие виды делятся нормативно-правовые акты по территории действия?

1. акты внешнего и внутреннего действия

2. законы и подзаконные акты

3. общие и местные

4. неопределенно-длительные и временные

5. общие и специальные

46. Что понимается под юридической силой нормативно-правовых актов?

1. свойство нормативно-правовых актов реально действовать, порождать юридически значимые последствия

2. свойство нормативно-правовых актов регулировать наиболее важные, основополагающие отношения

3. содержание нормативно-правовыми актами норм первичного, исходного характера

4. принятие нормативно-правовых актов парламентом или непосредственно народом в ходе референдума

5. принятие нормативно-правовых актов в особом процедурном порядке

1. форма выражения государственной воли, направленной на признание существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определённого содержания

2. основополагающий нормативный правовой акт, регулирующий вопросы общественного и государственного устройства

3. принимаемый в особом порядке нормативный правовой акт, выражающий волю народа и носящий исполнительный характер

4. принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по всем вопросам регулирования общественной и государственной жизни

5. нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке представительным законодательным органом (в случае референдума – народом) по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни

48. Законы принимаются

1. высшими органами государственной власти и государственного управления

2. народом в ходе референдума, парламентом, президентом

3. президентом, парламентом

4. народом в ходе референдума, высшими органами государственной власти и государственного управления

5. народом в ходе референдума, парламентом

49. На какие виды делятся законы по юридической силе?

1. текущие, кодифицированные

2. общие и особенные

3. общие, особенные и подзаконные

4. основные, конституционные, обыкновенные

5. общие, местные

50. Какое свойство нормативно- правового акта определяет его место и роль в системе законодательства?

1. юридическая сила

2. порядок издания

4. обязательные атрибуты

51. От чего зависит юридическая сила нормативно-правового акта?

1. от времени издания

2. от положения и полномочий органа, издавшего акт

3. от вида регулируемых общественных отношений

4. от структуры акта

5. от сферы действия акта

52. Какой нормативный акт имеет высшую юридическую силу?

53. Какой нормативно-правовой акт регулирует наиболее важные общественные отношения?

2. указ президента

3. постановление правительства

4. распоряжение министра

54. К основным законам относятся

1. конституции, закрепляющие основы общественного и государственного строя и служащие основой для текущего законодательства

2. законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию

3. законы, конкретизирующие содержание конституции

4. законы, принимаемые на основе конституции и конституционных законов и составляющие текущее законодательство

5. законы, принимаемые на основе конституции и регулирующие различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны

55. К конституционным законам относятся

1. конституции, закрепляющие основы общественного и государственного строя и служащие основой для текущего законодательства

2. законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию и конкретизирующие ее содержание

3. законы, принимаемые на основе конституции и составляющие текущее законодательство

4. законы, принимаемые на основе конституции и регулирующие различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны

5. все указанные выше

56. К обыкновенным законам относятся

1. законы, закрепляющие основы общественного и государственного строя

2. законы, служащие основой для текущего законодательства

3. законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию и конституционные законы

4. законы, конкретизирующие содержание конституции

5. законы, принимаемые на основе конституции и конституционных законов и регулирующие различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны

57. Кодифицированные законы – это

1. законы, закрепляющие основы общественного и государственного строя и служащие основой для текущего законодательства

2. законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию и конкретизирующие ее содержание

3. законы, принимаемые на основе конституции, регулирующие различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны и составляющие текущее законодательство

4. цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни

5. законы, принимаемые при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, социальными и другими причинами

58. Какой из перечисленных актов обладает высшей юридической силой и верховенством?

1. правовой прецедент

3. постановление правительства

5. указ президента

59. Укажите нормативно- правовой акт, который является ядром системы права, базой для текущего законодательства?

1. указ президента

2. международный договор

60. Укажите конституционный закон

1. уголовный кодекс

2. закон «О защите прав потребителей»

3. закон «О гражданстве»

4. гражданский кодекс

5. закон «О залоге»

61. Укажите обыкновенный закон

2. закон «О гражданстве»

3. кодекс об административных правонарушениях

4. закон «Об общественных объединениях»

5. закон «О Правительстве»

62. Какой нормативно-правовой акт принимается в особом законодательном порядке?

3. подзаконный нормативно-правовой акт

4. указ президента

63. Какой нормативный акт принимается по ключевым, наиболее важным сторонам общественной жизни?

1. указ президента

2. постановление правительства

4. источник права

64. Какой закон имеет основополагающий характер?

1. уголовный кодекс

2. гражданский кодекс

5. декларация «О государственном суверенитете»

65. Какой нормативный акт определяет характер текущего законодательства?

1. указ президента

2. постановление правительства

4. уголовный кодекс

66. Какой нормативный акт призван конкретизировать закон применительно к определённым общественным отношениям?

1. подзаконный акт

2. индивидуально-правовой акт

3. обыкновенный закон

4. текущий закон

5. правовой прецедент

67. Какой акт обладает высшей юридической силой в системе подзаконных актов?

1. решение Верховного суда

2. постановление правительства

3. постановление Пленума Верховного суда

4. указ Президента

68. Укажите нормативный акт, основанный на законе и не противоречащий ему

3. указ Президента

4. федеративный договор

5. правовой прецедент

69. Укажите общий подзаконный нормативно-правовой акт

1. постановление Правительства

2. постановление районного собрания

3. постановление министерства юстиции

70. Укажите ведомственный подзаконный нормативно-правовойакт

1. указ Президента

2. постановление Правительства

3. решение городского собрания

4. постановление министерства образования

5. устав общественной организации

71. Укажите местный подзаконный нормативно-правовой акт

1. постановление Правительства

2. указ Президента

3. постановление районного собрания

4. постановление министерства внутренних дел

5. устав Дагестанского госуниверситета

72. Укажите правовой акт, который не является подзаконным нормативно- правовым актом

1. Указ Президента России

2. Постановление Правительства России

3. Постановление Правительства Москвы

4. приказ директора предприятия

5. устав Дагестанского госуниверситета

73. Укажите локальный подзаконный нормативно-правовой акт

2. указ президента

3. постановление правительства

4. устав государственного учреждения

74. Какой источник права выступает в качестве основного в международном праве?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: