По какому принципу государство оказывает гражданину супер сервис по месту постоянной регистрации

Обновлено: 26.04.2024

В открытом доступе появились прототипы пяти суперсервисов по оказанию государственных услуг. Их журналистам представили вице-премьер Максим Акимов и замглавы минкомсвязи Максим Паршин. "Поскольку суперсервисы создаются для удобства людей, было решено показать их прототипы будущим пользователям до официального запуска - для получения обратной связи", - уточнил Акимов.

Суперсервисы - комплексные госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Их граждане смогут получать в автоматическом режиме. Это новый формат предоставления услуг без бумажных документов и визитов в госорганы. К запуску готовятся 25 приоритетных суперсервисов. Список был утвержден на заседании президиума правкомиссии по цифровому развитию.

Пять прототипов суперсервисов, которые упростят гражданам получение госуслуг при рождении ребенка, поступлении в вуз онлайн, переезде в другой регион, оформлении легких ДТП по европротоколу и услуг, связанных с исполнительным производством, разместили на портале госуслуг - они доступны на главной странице ресурса и все могут с ним ознакомиться, рассказал Паршин.

Например, сервис "Рождение ребенка" позволяет родителям получить все необходимые документы и выплаты, не выходя из дома. В цифровом профиле будущей мамы на портале госуслуг появляется электронный родовой сертификат и больничный. Суперсервис сам сообщает о положенных пособиях и помогает быстро их оформить. Заявление на получение выплат заполняется автоматически. Остается лишь проверить данные и указать реквизиты банковского счета.

За несколько месяцев до родов сервис позволяет записаться в роддом. Когда малыш появится на свет, справка о рождении также появится в профиле мамы, после чего сервис предложит родителям заказать комплект документов для малыша: свидетельство о рождении, СНИЛС, медицинский полис, ИНН, справку о регистрации. Маме нужно будет внести информацию об имени малыша, месте планируемой регистрации и выбрать страховую компанию. Заявление на оформление детских документов согласовывается с отцом ребенка. Уведомление об их готовности родители также получают в электронном виде. Цифровые документы сохраняются в их профилях на портале госуслуг.

Для получения федеральных и региональных пособий, положенных в связи с рождением ребенка, маме потребуется лишь проверить данные в заявлении и подтвердить его отправку. Через некоторое время деньги поступят на карту. Далее сервис предложит прикрепить ребенка к поликлинике и записать его в детсад. Это также можно будет сделать онлайн.

По словам Акимова, поход за госуслугами в России до сих пор часто начинается "в цифровом виде", а заканчивается в бумажном. "Мы посчитали, что сейчас нужно не меньше трех раз посетить многофункциональный центр или, если делать это без МФЦ, побывать в 13 ведомствах и заполнить 12 анкет, потратив на ожидание в очередях более трех часов, - рассказал вице-премьер. - При поступлении в вуз на сбор и подачу документов уходит как минимум четыре дня. Оформление ДТП в среднем занимает 43 минуты. Создаются многокилометровые пробки, людям приходится тратить в ожидании свои нервы и время, сгорают тысячи тонн горючего, нанося вред окружающей среде".

Изменить ситуацию рассчитывают с помощью суперсервисов. "Мы хотим, чтобы большинство госуслуг можно было получить, не вставая с дивана, в доверенной защищенной среде, не перескакивая с сайта одного ведомства на сайт другого", - пояснил Акимов. В течение месяца минкомсвязь будет собирать отзывы и предложения пользователей по доработке суперсервисов, после чего проанализирует и передаст в работу. "Все пожелания и замечания будут учтены", - пообещал Паршин.

Как ранее уточняли в минкомсвязи, до конца года в пилотном формате будут запущены два суперсервиса: оформление европротокола онлайн и сервис, позволяющий гражданам оперативно получить комплекс услуг, связанных с исполнительным производством. Для тестирования первого выбраны Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Второй заработает в Карелии.

В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг.

Цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг будет базироваться на следующих принципах:

  • в государстве нет физических документов кроме удостоверения личности гражданина;
  • запрет на запрос у граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, все необходимые документы запрашиваются из электронных реестров органов власти;
  • принцип комплексного подхода к решению жизненных ситуаций заявителей посредством суперсервисов;
  • минимизация участия чиновников в принятии решений по оказанию услуг, перевод услуг в режим online;
  • омниканальность взаимодействия с использованием любых удобных пользователю инструментов обращения за услугами (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, email);
  • проактивное предоставление услуг на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах;
  • исключение бумажных носителей в процессах оказания услуг, межведомственного взаимодействия и документооборота между органами власти.

Оптимизация государственных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – Суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы).

Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланировано следующее мероприятие:

- задача 06.01.001 «Разработаны и утверждены требования к целевому состоянию и определено целевое состояние цифровой трансформации приоритетных массовых социально значимых, в том числе разрешительных государственных и муниципальных услуг, в том числе сгруппированных по жизненным ситуациям, в соответствии с утвержденным перечнем услуг и сервисов».

С целью реализации вышеуказанного мероприятия, на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г. были одобрены и утверждены:

- положение о рабочих группах подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов);

- типовой план деятельности рабочих групп при подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов).

- перечень суперсервисов, ответственные ведомства и руководители рабочих групп по реализации суперсервисов;

- перечень государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году;

- матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг;

- типовая форма дорожной карты оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий;

- типовые целевые показатели оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий.

На 2019 год планируются следующие мероприятия.

- До июля 2019 года планируется разработать и утвердить на Президиуме правительственной комиссии целевые состояния и дорожные карты оптимизации и цифровой трансформации приоритетных услуг и суперсервисов.

- Обеспечить проектирование ведомственных и государственных информационных систем и подготовить изменения в нормативные правовые акты, позволяющие достичь целевое состояние оптимизации и цифровой трансформации государственных услуг в 2020 году.

Ответственные департаменты

Материалы

Прототипы суперсервисов, одобренные на совещании у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю.Носкова 04.06.2019г.

Переезд в другой регион

Поступление в ВУЗ онлайн

Рождение ребенка

Утрата близкого человека

Цифровое исполнительное производство

Перечень документов, утвержденный на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г.

Моносервисы — наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги, которые подверглись цифровой трансформации и предоставляются на качественно новом уровне в составе суперсервисов или независимо от них.

Востребованность определяется количеством заявлений. Если мы получаем более 100 тысяч заявлений в год — значит услуга востребована.

34 государственные услуги федерального уровня должны стать моносервисами в первую очередь согласно решению президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию от 28 марта 2019 года.

Выберите организацию, чтобы увидеть, какие услуги должны предоставляться в формате моносервиса в ближайшее время.

Оформление и выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства

Выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений

Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования

Выдача заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растения, судимости

Предоставление в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр

Государственная регистрация продукции

Выдача, приостановление действия и аннулирование разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесение в них изменений

Получение разрешения на использование радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения

Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)

Всего к формату моносервисов должны быть приведены 203 муниципальные и государственные услуги регионального уровня. Для достижения этой цели важно понимать, каким требованиям они должны соответствовать:

Подача заявления на оказание услуги в электронном виде на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) без обязательного личного посещения органа власти или многофункционального центра (МФЦ) для предъявления оригиналов документов.

Услуга предоставляется заявителю вне зависимости от места его регистрации и/или жительства (пребывания) и места подачи заявления.

Получение результата оказания услуги в личном кабинете заявителя на ЕПГУ в виде электронного документа.

Проактивное информирование заявителя через ЕПГУ о возможности получить услугу при наступлении соответствующей жизненной ситуации.

Возможность записаться на прием для получения результата оказания услуги в виде выписки из электронного реестра при необходимости.

Не все девять требований обязательны: подход к предоставлению каждой конкретной услуги осуществляется с учетом ее специфики, однако соблюдение именно этих требований позволяет трансформировать госуслугу в формат моносервиса.

Цифровая зрелость — степень готовности услуги стать моносервисом. Оценить ее можно, руководствуясь специальной матрицей.

В матрице проработаны расшифровки стадий зрелости, условия доступности, условия принятия решения по предоставлению услуги, количественные критерии.

Мы предлагаем вам ознакомиться с ней самостоятельно.

После определения уровня цифровой зрелости услуги формирование моносервиса происходит по плану.

Этот план в виде дорожной карты оптимизации услуг также был утвержден Правительственной комиссией.

Вы также можете ознакомиться с ней самостоятельно, а мы расскажем, как выглядит типовая дорожная карта.

Подготовка задания на доработку ведомственной системы и финансово-экономического обоснования бюджетных расходов, необходимых для ее модернизации и развития.

Суперсервисы — комплексные государственные и муниципальные услуги, сгруппированные по основным жизненным ситуациям и предоставляемые в автоматическом режиме.

Сервис распознает, что нужно человеку в жизненной ситуации, подбирает услуги, напоминает о положенных выплатах и присылает уведомление, когда все готово. Без бумажных документов и очередей, вовремя.

Граждане и специалисты экономят время, промежуточные запросы и обращения хранятся в системе распределенного реестра, а возможность предоставления услуги не зависит от местонахождения человека.

Работа над внедрением 25 суперсервисов портала Госуслуг ведется децентрализованно, одновременно разными ведомствами. Над каждым суперсервисом трудится рабочая группа, возглавляемая профильным министерством. А для оптимизации работы используется гибкий подход к управлению проектами — аджайл (agile).

Создание целевого процесса оказания сервиса и проектирование требований к информационным системам для поддержки нового процесса.

Эти принципы были определены Министерством цифрового развития. Они справедливы для любого суперсервиса.

А еще для любого суперсервиса зафиксирована целевая модель. Она показывает, чего необходимо добиться в процессе реализации, какие задачи должны быть решены и что должно получиться в результате.

Реализацию каждого суперсервиса курирует профильное федеральное министерство, федеральное ведомство или служба. На нижнем уровне структуры по разработке суперсервисов — 25 самостоятельных рабочих групп.

Также к работе подключена рабочая группа АНО «Цифровая экономика» по федеральному проекту «Цифровое государственное управление». Перед тем как вынести суперсервис на рассмотрение президиума, его рассматривают и согласовывают на заседании рабочей группы. Данное согласование необходимо, чтобы получить обратную связь от бизнеса, представители которого входят в состав рабочей группы.

Обратиться за пособием по уходу за ребенком или, например, встать на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя россияне теперь могут по месту нахождения, а не только по месту официальной прописки. Это стало возможным благодаря переходу Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на предоставление услуг по экстерриториальному принципу.

Pixabay

Экстерриториальность - это возможность обратиться за государственной услугой независимо от места жительства или места пребывания. Как отмечают в Фонде, новый принцип позволяет минимизировать материальные и временные затраты граждан и юридических лиц при получении государственных услуг. Экстерриториальность направлена, прежде всего, на повышение доступности этих услуг и качества их оказания.

Перечень государственных услуг, предоставляемых по экстерриториальному принципу, определен распоряжением Правительства РФ от 23.08.2018 № 1745-р.

Переход на предоставление услуг по экстерриториальному принципу начался с 1 января 2018 года и проходил в несколько этапов. Сначала в новом формате стали доступны четыре услуги. Это регистрация и снятие с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; регистрация страхователей и снятие с учета страхователей-физлиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора; регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей-физлиц, заключивших трудовой договор с работником; прием документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

С 1 января этого года добавилась еще одна услуга - регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей-юрлиц по месту нахождения обособленных подразделений. А с 1 июля - еще целый ряд услуг. Это назначение и выплата застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае невозможности его выплаты страхователем; назначение и выплата застрахованным лицам пособия по беременности и родам в случае невозможности его выплаты страхователем;

назначение и выплата застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в случае невозможности его выплаты страхователем; назначение и выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае невозможности его выплаты страхователя; назначение и выплата застрахованным лицам единовременного пособия при рождении ребенка, в случае невозможности его выплаты страхователя; назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти.

На портале госуслуг появились еще пять суперсервисов: "Обжалование штрафов онлайн", "Правосудие онлайн", "Подача заявлений в правоохранительные органы", "Пенсия онлайн" и "Утрата близкого человека". Граждане могут оценить их удобство и внести свои предложения по улучшению работы.

iStock

Суперсервисы - новый формат предоставления государственных электронных услуг, который должен сделать их получение максимально простым и комфортным для граждан. Один из их основных принципов - сведение к минимуму использования бумажных документов и необходимости личного посещения госорганов. Сервис построен на анализе жизненной ситуации человека и проактивном предоставлении всего необходимого комплекса услуг, а также помощи в оформлении положенных льгот и выплат - быстро и буквально "в один клик".

"За созданием суперсервисов стоит глубокая трансформация внутренних процессов ведомств, логики "движения" бумаг, - отметил вице-премьер Максим Акимов. - Наша главная цель - сделать так, как удобно человеку, а не так, как видится нам, чиновникам.

Суперсервисы "Подача заявлений в правоохранительные органы" и "Обжалование штрафов онлайн" значительно упрощают порядок подачи документов, избавляя от необходимости личного присутствия в госучреждениях.

Через "Правосудие онлайн" можно дистанционно подать иск, а затем участвовать в судебных заседаниях и отслеживать ход процесса вплоть до момента вынесения решения.

"Пенсия онлайн" помогает держать под контролем пенсионные накопления, проверять и корректировать учтенный трудовой стаж, а впоследствии быстро оформить выплаты и выбрать удобный способ их получения.

Суперсервис "Утрата близкого человека" пригодится в случае возникновения тяжелой жизненной ситуации. Он возьмет на себя заботу по оформлению документов, получению положенных пособий, а затем и наследства.

В начале августа Максим Акимов и замглавы минкомсвязи Максим Паршин представили страницу суперсервисов на портале госуслуг. Таким образом, к разработке электронных услуг впервые были привлечены граждане. Сегодня около 2,5 тысячи человек поделились своими предложениями, при этом абсолютное большинство положительно оценивает будущие суперсервисы, отмечают в минкомсвязи.

"Граждане - потенциальные пользователи суперсервисов активно проходят опросы и делают замечания, - рассказал Максим Паршин. - В них содержится много того, что мы не замечали при разработке прототипов, либо это уходило на второй план. Поэтому такой формат работы - открытая коммуникация - себя оправдал".

В сентябре, по словам Максима Паршина, планируется подвести итоги по первой десятке суперсервисов и рассказать о поступивших предложениях.

Для первоочередного запуска, напомним, определены 25 приоритетных суперсервисов. Список был утвержден на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством Максима Акимова. Эти суперсервисы будут покрывать не менее 90 процентов всех взаимодействий граждан, бизнеса и государства.

Для первоочередного запуска, напомним, определены 25 суперсервисов. Список был утвержден на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством Максима Акимова. Эти суперсервисы будут покрывать не менее 90 процентов всех взаимодействий граждан, бизнеса и государства.

Около 2,5 тысячи человек поделились с чиновниками своим видением устройства суперсервисов

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: