Государственный мониторинг воспроизводства лесов кто осуществляет

Обновлено: 27.03.2024

от 3 мая 1994 года N 430

Об утверждении Положения о порядке осуществления
государственными органами управления лесным хозяйством
государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов
в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 1 июня 1998 года N 544
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 мая 1994 года N 430

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления государственными органами
управления лесным хозяйством государственного
контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой
лесов в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов (далее именуется государственный контроль), разработанный в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации. Этот порядок является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями, другими предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

2. В государственных органах управления лесным хозяйством Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного контроля наделяются:

руководитель государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации и его заместители, ведающие вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

руководители, их заместители и специалисты структурных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающих вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

руководители, их заместители и специалисты подведомственных государственному органу управления лесным хозяйством Российской Федерации подразделений в субъектах Российской Федерации, ведающие вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

руководители, их заместители и специалисты лесхозов и лесничеств, ведающие вопросами государственного контроля, состояния использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

3. Полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований лесного законодательства подведомственными подразделениями государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, лесхозами и лесничествами наделяются:

руководитель, его заместители и специалисты структурного подразделения государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающего вопросами государственного контроля;

руководители, их заместители и специалисты структурных подразделений государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, ведающих вопросами государственного контроля.

4. Руководитель государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации является по должности одновременно главным государственным инспектором по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации.

5. Заместители руководителя государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающие вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, руководитель структурного подразделения государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающего вопросами государственного контроля, являются по должности одновременно заместителями главного государственного инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации.

6. Руководители структурных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающих вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, заместители руководителя структурного подразделения, ведающего вопросами государственного контроля, являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации.

Другие специалисты названных структурных подразделений являются по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации.

7. Руководители подведомственных государственному органу управления лесным хозяйством Российской Федерации подразделений в субъектах Российской Федерации являются по должности одновременно главными государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Заместители руководителей подведомственных государственному органу управления лесным хозяйством Российской Федерации подразделений в субъектах Российской Федерации, ведающие вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, руководитель структурного подразделения, ведающего вопросами государственного контроля, являются по должности одновременно заместителями главных государственных инспекторов по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Руководители структурных подразделений этих органов, ведающих вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Другие специалисты структурных подразделений указанных органов, ведающих вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являются по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации.

8. Директора лесхозов являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, главные лесничие лесхозов являются по должности одновременно заместителями старших государственных инспекторов, а другие специалисты лесхозов, ведающие вопросами государственного контроля состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являются по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхоза.

9. Лесничие, помощники лесничих, мастера леса, лесники являются по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхоза.

10. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, находящихся на территориях специальных объектов, закрытых административно-территориальных образований, осуществляется государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим Положением и с учетом установленного порядка их посещения.

11. Государственные органы управления лесным хозяйством при осуществлении государственного контроля взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, правоохранительными и контрольными органами, а также общественными объединениями и гражданами.

12. Руководители предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и подчинения, иностранные юридические и физические лица, граждане обязаны обеспечить государственным инспекторам по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов необходимые условия для проведения проверок, предоставлять им необходимую документацию и давать письменные объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию.

Юридические лица обязаны обеспечить государственных инспекторов для проверки контролируемых объектов автомобильным транспортом или другими средствами передвижения, средствами связи.

13. Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеют служебные удостоверения форма которых утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации, а также бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

II. Функции государственных органов управления
лесным хозяйством по государственному контролю
за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов в Российской Федерации

14. Государственные органы управления лесным хозяйством обеспечивают государственный контроль за соблюдением:

порядка и правил ведения государственного учета лесного фонда, лесного мониторинга, государственного лесного кадастра, технической документации, отчетности, характеризующей количественные и качественные изменения лесного фонда, использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов;

требований законодательства по вопросам аренды участков лесного фонда;

требований законодательства по целевому использованию земель лесного фонда, повышению их плодородия, охране, своевременному проведению рекультивации нарушенных земель лесного фонда;

правил отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользований, правил отвода и таксации лесосек, приемки и освидетельствования участков лесного фонда;

порядка пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

требований законодательства по воспроизводству лесов и защитному лесоразведению;

режима охраны лесов и порядка пользования лесным фондом на особо охраняемых природных территориях и объектах (в государственных природных заповедниках, природных заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, курортных и лечебно-оздоровительных зонах);

режима ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, порядка лесопользования на территориях проживания и хозяйственной деятельности, малочисленных народов и этнических групп, а также на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению;

порядка охраны лесов при строительстве, взрывных работах, добыче полезных ископаемых и торфа, прокладке кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровых и других работах, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований;

правил пожарной безопасности в лесах, требований по учету площадей, пройденных пожарами на территории лесного фонда, и определению причиненного ими ущерба лесному фонду, своевременному принятию мер по ликвидации последствий лесных пожаров;

санитарных правил в лесах, требований по предупреждению возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса, их учету;

соответствия лесоустроительных и специальных технических проектов, а также планируемых лесохозяйственных мероприятий задачам сохранения, приумножения и рационального использования лесов, усиления их водоохранных, средозащитных, санитарно-гигиенических и других полезных природных свойств;

требований по охране лесного фонда от захламления и загрязнения промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами, сточными водами, а также от заболачивания, затопления и подтопления;

требований нормативных актов по вопросам ведения лесного хозяйства, качества лесохозяйственных мероприятий;

иных требований законодательства по вопросам состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

15. Органы, осуществляющие государственный контроль, используют в своей работе материалы учета лесного фонда, лесного кадастра, лесоустройства, лесного мониторинга, целевых выборочных обследований лесов, контрольной деятельности государственной лесной охраны, других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, данные лесосеменных и лесозащитных станций, почвенно-химических лабораторий и лабораторий радиационного контроля, статистической отчетности, материалы специальных экспертных комиссий, научно-исследовательских, проектных институтов, общественных объединений и другие материалы.

III. Права и обязанности государственных
инспекторов по контролю за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной
и защитой лесов

16. Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в пределах своей компетенции имеют право:

запрашивать и безвозмездно получать от министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и подчинения, граждан информацию, необходимую для выполнения функций по осуществлению государственного контроля;

посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, другие объекты для проведения контроля состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а специальные объекты и закрытые административно-территориальные образования - в установленном для их посещения порядке;

проверять состояние и использование участков лесного фонда, находящихся во владении и пользовании, а участки лесного фонда, находящиеся на территории специальных объектов и закрытых административно-территориальных образований, - в установленном для их посещения порядке;

проверять документы на право пользования участками лесного фонда;

принимать меры по пресечению пользований лесным фондом, не соответствующих условиям разрешительных документов или осуществляемых без них, а также иных нарушений лесного законодательства, изъятию незаконно добытой лесной продукции;

давать предприятиям, организациям и учреждениям, иностранным юридическим и физическим лицам, гражданам обязательные к исполнению указания (предписания) по вопросам устранения нарушений лесного законодательства и их последствий;

приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом в порядке, установленном законодательством;

аннулировать разрешительные документы в случаях, установленных законодательством;

составлять протоколы о всех видах нарушений лесного законодательства, в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

предъявлять претензии предприятиям, организациям и учреждениям для урегулирования споров и обращаться беспошлинно от имени государственных органов управления лесным хозяйством в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах, а также по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением участков лесного фонда в пользование;

направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях лесного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

обращаться в органы власти по вопросам их компетенции по устранению нарушений лесного законодательства;

привлекать в установленном порядке работников научно-исследовательских, проектно-изыскательских учреждений, лабораторий, других организаций и отдельных специалистов для проведения анализов, экспертизы, подготовки и выдачи заключений, а также для участия в иных мероприятиях по осуществлению государственного контроля.

17. Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, входящие в состав государственной лесной охраны, обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием, при исполнении служебных обязанностей имеют право ношения и применения в установленном порядке служебного огнестрельного оружия, пользуются другими правами, предоставленными работникам государственной лесной охраны.

18. Главный государственный инспектор по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации и его заместители, главные государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации и их заместители выносят в установленном порядке постановления о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и подчинения при нарушении ими Основ лесного законодательства Российской Федерации и в иных предусмотренных законодательными актами случаях.

До 01.01.2025 данный документ применяется с учетом переходных положений ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ (ред. от 26.03.2022).

ЛК РФ Статья 61.1. Государственный мониторинг воспроизводства лесов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный мониторинг воспроизводства лесов представляет собой систему наблюдений за состоянием лесов, требующих воспроизводства, и лесов, в которых проводится их воспроизводство, а также анализа, оценки и прогноза изменения их состояния в целях осуществления управления в области воспроизводства лесов и обеспечения их воспроизводства.

2. Государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный мониторинг воспроизводства лесов включает в себя:

1) оценку изменения площади земель, на которых расположены леса;

2) выявление лесов, требующих воспроизводства;

3) оценку качественных и количественных характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов;

4) оценку установленных требований к выращиванию саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород в лесных питомниках;

5) оценку качества используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород;

6) оценку эффективности воспроизводства лесов, осуществляемого в том числе в соответствии со статьей 63.1 настоящего Кодекса.

4. Государственный мониторинг воспроизводства лесов осуществляется с использованием наземных методов и (или) методов дистанционного зондирования.

5. Государственный мониторинг воспроизводства лесов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

6. Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

4. Положение о государственном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

1) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

2) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

1) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

2) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

7. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах.

8. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

от 19 февраля 2015 года N 59

В соответствии со статьей 61.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 52, ст.6236; 2014, N 11, ст.1092) и пунктом 5.2.56_68 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; 2012, N 28, ст.3905; 2014, N 46, ст.6370)

в Министерстве юстиции

2 сентября 2015 года,

регистрационный N 38773

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства природных
ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 19 февраля 2015 года N 59

Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов

I. Общие положения

1. Государственный мониторинг воспроизводства лесов (далее - Мониторинг) осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с пунктом 5.4.32 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст.5068; 2014, N 46, ст.6370).

2. Мониторинг является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; N 30, ст.4591; N 30, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971; N 52, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642).

3. Мониторинг осуществляется на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.

Мониторинг на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий Российской Федерации осуществляется по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Мониторинг на землях, расположенных в пограничной зоне, осуществляется в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности - на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов.

4. Мониторинг осуществляется путем наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных, авиационных или космических средств, а также путем сбора и анализа информации о воспроизводстве лесов из следующих источников:

а) государственный лесной реестр;

б) статистическая информация и отчетность в сфере лесного хозяйства;

в) данные государственной инвентаризации лесов;

г) данные государственного лесопатологического мониторинга;

д) лесные планы субъектов Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков);

е) проектная документация по воспроизводству и освоению лесов.

5. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных, авиационных или космических средств осуществляются путем проведения специальных обследований.

6. В соответствие со статьей 61.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2014, N 11, ст.1092) мониторинг включает в себя:

а) оценку изменения площади земель, занятых лесными насаждениями;

б) выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;

в) оценку характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов;

г) оценку характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

д) оценку эффективности воспроизводства лесов.

II. Наблюдения за воспроизводством лесов путем проведения специальных обследований

7. Проектная документация по воспроизводству и освоению лесов, предусмотренная лесным законодательством и необходимая для осуществления Мониторинга, запрашивается Федеральным агентством лесного хозяйства у органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений.

8. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием авиационных или космических средств (далее - дистанционные наблюдения) включают в себя космическую, авиационную съемку и аэровизуальное обследование.

Дистанционные наблюдения применяются для:

оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями (в том числе за счет естественного зарастания лесной растительностью);

выявления земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, в том числе в результате негативных воздействий на леса (засухи, пожары, паводки, ветровалы, повреждения вредными организмами и иные природные и антропогенные факторы);

оценки характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов.

9. Решения о проведении дистанционных наблюдений принимаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

10. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных средств осуществляются для оценки характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).

11. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных средств осуществляются на транспортно-доступных участках земель, в отношении которых отсутствует необходимая информация из источников, предусмотренных пунктом 4 Порядка, а также в случае, если информация, полученная в результате дистанционных наблюдений за воспроизводством лесов, не позволяет осуществить оценку характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов, или оценку характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).

13. При проведении специальных обследований для оценки характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов в целях уточнения причин неудовлетворительного (в том числе санитарного) состояния насаждений искусственного происхождения проводятся мероприятия по оценке объема и качества выполненных мероприятий по созданию и уходу за такими насаждениями, оценке состояния почв, а также исследования происхождения использованных семян и посадочного материала, в том числе генетическими методами.

III. Оценка изменения площади земель, занятых лесными насаждениями

14. Объектами Мониторинга при оценке изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, являются земли, покрытые лесной растительностью в результате процессов естественного зарастания, а также в результате мероприятий по воспроизводству лесов.

15. Оценка изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, осуществляется с использованием информации из источников, предусмотренных пунктом 4 Порядка, и результатов специальных обследований.

16. Оценка изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, осуществляется по группам возраста лесных насаждений основных лесообразующих пород. Отдельно оценивается изменение площадей, занятых ценными породами, определенными лесными планами субъектов Российской Федерации.

17. Результатами оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, по субъектам Российской Федерации является информация, содержащая:

аналитические данные о произошедших изменениях оцениваемых площадей земель;

описание факторов и установленных причин, обусловивших эти изменения;

прогноз динамики изменений оцениваемых площадей земель.

IV. Выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления

18. Выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, осуществляется с использованием информации, полученной из источников, предусмотренных пунктом 4 Порядка, а также по итогам оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, предусмотренным пунктом 17 Порядка.

20. Результатами выявления земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, является информация, содержащая аналитические данные по субъектам Российской Федерации о:

наличии земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;

возможных способах лесовосстановления (естественный, искусственный, комбинированный), с учетом доступности и пригодности соответствующих земель;

приоритетности лесовосстановления насаждений ценных пород, определенных лесными планами субъектов Российской Федерации.

V. Оценка характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов

21. Объектами Мониторинга при оценке характеристик лесных насаждений являются участки леса, на которых происходят процессы естественного заращивания, осуществляются или осуществлены мероприятия по лесовосстановлению, уход за лесами.

23. Оценка характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов осуществляется с использованием данных, полученных в результате оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, предусмотренных пунктом 17 Порядка.

24. Результатом оценки характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов по субъектам Российской Федерации является аналитическая информация о показателях таких лесных насаждений (в том числе с учетом запланированных и запроектированных показателей), а также ежегодный прогноз изменений их состояния.

VI. Оценка характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)

25. Объектами Мониторинга в ходе оценки характеристик, используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), являются партии семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), используемые при воспроизводстве лесов.

26. Оценка характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) осуществляется в целях получения данных об обеспеченности запланированных мероприятий по воспроизводству лесов посевным и посадочным материалом установленного происхождения и качества.

28. Оценка характеристик партий семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) осуществляется с использованием данных государственного лесного реестра, статистической информации и ведомственной отчетности о воспроизводстве лесов, в том числе о:

а) количестве и объеме заготовленных партий семенного сырья;

б) количестве, объеме и качестве заготовленных партий семян различных селекционных категорий;

в) объеме хранения партий семян в страховых фондах семян субъектов Российской Федерации, включая информацию о местах хранения семян;

г) объеме хранения партий семян в фондах семян, формируемых лицами, использующими леса, включая информацию о местах хранения семян;

д) высеве партий семян различных селекционных категорий в лесных питомниках или на лесных участках;

е) количестве, объеме и качестве партий произведенного посадочного материала, включая информацию о происхождении и качестве партий семян, использованных для их производства;

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2021 года N 1098

О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)

(с изменениями на 1 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с частью 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год проверки в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1098

Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)

(с изменениями на 1 декабря 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный контроль (надзор).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

3. Государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти, их территориальные органы, подведомственные им государственные учреждения в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного надзора), а именно:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда;

г) государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - государственные лесные инспекторы) в пределах их компетенции, являются:

а) руководители Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

б) заместители руководителей Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместители главных государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

в) начальники управлений, заместители начальников управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) начальники отделов и заместители начальников отделов управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

д) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "г" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

е) руководители территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители главных государственных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

з) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности;

и) заместители начальников отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов в установленной сфере деятельности;

к) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпунктах "з" и "и" - настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности.

5. Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Перечень уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливается указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции.

6. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя, ведающим вопросами государственного контроля (надзора) органа государственного надзора.

7. Государственные лесные инспектора при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

8. Государственные лесные инспектора наряду с правами, установленными Федеральным законом, и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

а) приостанавливать в целях пресечения нарушения обязательных требований рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;

б) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

9. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства:

воспроизводство лесов и лесоразведение;

б) производственные объекты:

лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;

средства предупреждения и тушения лесных пожаров;

другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.

10. Учет объектов государственного контроля (надзора), указанных в пункте 9 настоящего Положения (далее - объекты контроля), осуществляется путем внесения сведений об объектах контроля в информационные системы органов государственного надзора, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона, не позднее 2 дней со дня поступления таких сведений.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля органы государственного надзора используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

11. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.

12. Органы государственного надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

а) значительный риск;

б) умеренный риск;

13. Критериями отнесения объекта контроля к категории риска являются:

а) для значительного риска - установление в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, факта причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (в том числе выразившегося в незаконной рубке деревьев, загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) в ином негативном воздействии на леса или в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, повлекшем возникновение лесного пожара) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

б) для умеренного риска - совершение в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, административного правонарушения без причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам (статьи 8.5_2, 8.25-8.27, 8.31, 8.32_3, 8.45_1, часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

в) для низкого риска - отсутствие обстоятельств, предусмотренных для значительного и умеренного риска.

14. Установление факта причинения контролируемым лицом вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящего Положения осуществляется согласно вступившему в законную силу постановлению о назначении административного наказания, приговору суда и (или) иному судебному постановлению.

15. Отнесение объекта контроля к категории риска и изменение присвоенной категории риска осуществляются решением руководителя (заместителя руководителя, ведающего вопросами государственного контроля (надзора) органа государственного надзора по месту нахождения объекта контроля, одновременно по должности являющегося главным государственным лесным инспектором в пределах его компетенции.

16. При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии риска, относящие объект контроля к более высокой категории риска.

17. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к категории риска такие объекты контроля считаются отнесенными к низкой категории риска.

18. По запросу контролируемого лица орган государственного надзора в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска объекта контроля.

19. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля - деятельности контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 2 года один из видов мероприятий из числа мероприятий, указанных в пункте 34 настоящего Положения;

б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в 3 года один из видов мероприятий из числа мероприятий, указанных в пункте 34 настоящего Положения.

20. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

21. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: