Для судьи конституционного суда российской федерации вводятся запрет критиковать

Обновлено: 27.04.2024

Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации: (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

(Пункт в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

(Пункт в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

31) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле; (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ) (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

32) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 № 7-ФКЗ) (В редакции Федерального конституционного закона от 01.07.2021 № 2-ФКЗ)

33) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ) (В редакции Федерального конституционного закона от 01.07.2021 № 2-ФКЗ)

4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

51) по запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 № 9-ФКЗ) (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

52) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

6) (Пункт утратил силу - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 15.12.2001 № 4-ФКЗ)

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

ГЛАВА II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 05.04.2005 № 2-ФКЗ)

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации. Запрет быть сенатором Российской Федерации, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи в соответствии с федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, не распространяется на судей Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающих в отставке. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе в печатных изданиях, средствах массовой информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые исходя из обстоятельств ее ведения могут ее обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Судье Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

На судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-

Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации. Запрет быть сенатором Российской Федерации, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи в соответствии с федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, не распространяется на судей Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающих в отставке.

(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе в печатных изданиях, средствах массовой информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые исходя из обстоятельств ее ведения могут ее обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда Российской Федерации.

(часть четвертая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судье Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным конституционным законом от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

На судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации.

(часть шестая введена Федеральным конституционным законом от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

На судью Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающего в отставке, распространяются положения настоящей статьи, за исключением случаев, если настоящей статьей или федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, в отношении судьи, пребывающего в отставке, предусматривается возможность занятия соответствующей деятельностью и совершения определенных действий.

(часть седьмая введена Федеральным конституционным законом от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.


По мнению статс-секретаря ФПА Константина Добрынина, происходящее с поправками в Закон о КС – это новая правовая реальность, основной постулат которой заключается в абсолютной закрытости и непрозрачности принимаемых решений, в том числе правовых. Адвокат Дмитрий Кравченко, который также не согласен с подходом законодателя, подчеркнул, что право судьи на оглашение своей альтернативной позиции – это элемент его правового статуса и его свобода.

21 октября поправки в Закон о Конституционном Суде были приняты во втором чтении (№ 1024643-7). Первоначальный текст законопроекта существенно изменился.

Свобода слова и независимость судей КС под вопросом

Вечером в пятницу, 16 октября, в карточке законопроекта появилась информация о поправках, рекомендуемых к принятию. Внимание юристов сразу же привлекла новая редакция ст. 76 Закона о КС, посвященная мнениям судей. Авторы этой поправки – сенатор Андрей Клишас и глава профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников.

По действующему закону мнения и особые мнения должны быть опубликованы в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» вместе с соответствующим решением КС. Они также размещаются на сайте Суда в одном файле с решением. В новой редакции исключается упоминание о необходимости опубликования мнения и появляется запрет для судьи КС «обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться».

Ряд поправок, появившихся ко второму чтению, также налагают существенные ограничения на судью КС: запрет критиковать решения Суда «в какой бы то ни было форме» и высказываться по поводу вопроса, который «может стать предметом рассмотрения» в КС (даже если такой вопрос не изучается и не принят к рассмотрению). При этом не только судьи, но и любые другие лица, присутствовавшие при решении вопроса о принятии обращения к рассмотрению или на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. В том числе не могут обнародовать «свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме».

20 октября член СПЧ Наталия Евдокимова опубликовала обращение 19-ти членов Совета к Президенту России. «Публичное выражение особого мнения судьи Конституционного Суда важно не столько для сторон конституционного судопроизводства, сколько для самого судейского сообщества, гражданского общества, законодателя, для развития права. Запрет на опубликование и какое-либо иное обнародование особого мнения судьи Конституционного Суда практически лишает судей одного из важнейших конституционных прав и делает бессмысленным сам институт особого мнения судьи», – сказано в документе. Среди тех, кто подписал документ, указан вице-президент ФПА, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник.

Еще до второго чтения «АГ» направила запрос в пресс-службу КС с просьбой прокомментировать поправку об особом мнении. Однако в пресс-службе сообщили, что, по действующему Закону о КС, Суд не вправе комментировать поправки, пока они находятся «на стадии законопроекта».

«Это нужно для избежания политизации конституционного процесса»

Выступая на заседании Госдумы, Павел Крашенинников обратил внимание на то, что к принятию рекомендуется поправка, согласно которой председатель КС и его заместители могут назначаться президентом не обязательно из числа судей КС. «Это все в соответствии с Конституцией», – подчеркнул депутат.

По предложению депутатов Сергея Иванова (ЛДПР) и Юрия Синельщикова (КПРФ) поправка об особом мнении была вынесена на отдельное голосование.

«Даже те из вас, если доведется попасть в Конституционный Суд и вы будете там представлять интересы Государственной Думы , вам тоже будет запрещено все это комментировать. И вот эти все вещи проходят под эгидой того, что мы приводим все в соответствие с Конституцией. Где в Конституции про это написано?» – возмутился Сергей Иванов.

Юрий Синельщиков отметил, что в последнее время судьи КС и так достаточно редко используют право на особое мнение. «А теперь его не будет вообще. Это, я считаю, грубое нарушение принципа гласности», – подчеркнул депутат.

В свою очередь Павел Крашенинников отметил, что, в отличие от многих других судебных решений, акты КС не подлежат обжалованию. «Особое мнение может ли [высказать] судья? Да, конечно, может! Но в данном случае он его высказывает, и "отписывает", как говорят судьи, и, соответственно, оно прикладывается к документам, которые посвящены данному делу», – сказал председатель профильного комитета.

Необходимость принятия поправки он объяснил так: «Это нужно для избежания политизации конституционного [судебного] процесса. И это единственное, для чего это нужно».

Упомянул Павел Крашенинников и о зарубежной практике. По его словам, особое мнение развито в англо-саксонской правовой системе, а не в европейских странах: «Могу просто привести примеры стран, где особое мнение не публикуется. Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Франция. В Ирландии прямо в самой Конституции написано, что этого делать ни в коем случае нельзя. Это сделано исключительно для того, чтобы это решение было системное и цельное, и постольку, поскольку его уже нельзя где-то опротестовать, соответственно, чтобы оно исполнялось и чтобы оно действовало беспрекословно».

Большинством голосов поправка была принята. Законопроект в целом также прошел второе чтение.

Адвокаты законодателя не поддерживают

Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин отметил, что происходящее с поправками в Закон о Конституционном Суде – это уже устоявшаяся тенденция и новая правовая реальность, в которой мы все живем: «Основной ее постулат заключается в абсолютной закрытости и непрозрачности принимаемых решений, в том числе правовых». Особые мнения – это локомотив развития права в любой стране, правовое просвещение в чистом виде, убежден адвокат: несогласные с решением судьи показывают его слабые места, алогичность, а порой и ошибочность подхода большинства.

«Государство может и должно посадить за измену, но не может требовать любви к себе. Если такое требование появится, это будет не просто редактура Основного Закона, а радикальная смена модели правопорядка, сложившейся в России. Все мы, юристы, – даже иногда, возможно, не согласные в деталях обоснования, – зачитывались подобными мнениями и учились на них. Теперь этого не будет, а значит, шансы России превратиться из страны благодати в страну закона сжимаются как шагреневая кожа», – подчеркнул Константин Добрынин.

Руководитель конституционной практики АК «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко также считает, что таблица поправок к принятию примечательна именно частью о запрете публикации особых мнений и критики решений суда. «Я разделяю мнение той части сообщества, которая считает введение подобных запретов необоснованным. И аргументация о том, что особые мнения подрывают авторитет суда, мне кажется неубедительной», – указал эксперт. Напротив, полагает он, демонстрация того факта, что решения высших судов принимаются по действительно сложным вопросам в ходе сложной правовой дискуссии (а именно это подчеркивают мнения судей), только укрепляет этот авторитет.

Интересен, по словам Дмитрия Кравченко, и собственно конституционный аспект этого вопроса: «КС многократно указывал на то, что статус судьи должен обеспечиваться правовой защитой, уровень которой не может снижаться. В этом смысле право судьи на оглашение своей альтернативной позиции – это, безусловно, элемент его правового статуса, его свобода. Оснований для ограничения этого права я не вижу. Падение авторитета суда в стране из-за особых мнений, которое бы обосновывало сужение судейской свободы, насколько мне известно, никем не декларируется».

При этом, добавил эксперт, обращают на себя внимание и процедурные вопросы: «Удивляют темпы принятия столь важных конституционных решений – когда принципиальные поправки в конце недели внезапно появляются из недр комитета, а уже в середине следующей рассматриваются во втором чтении». Столь существенные изменения конституционного законодательства заслуживают более вдумчивой и широкой дискуссии, считает Дмитрий Кравченко. Тем более, что никаких оснований принимать эти поправки в срочном порядке нет.

Кряжкова Ольга

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

Как указывалось в пояснительной записке, соответствующий законопроект был подготовлен в связи с «существенными изменениями» в ст. 125 Конституции РФ после реформы 2020 г.

Напомню, что новой редакцией Конституции:

  • уменьшено общее число судей КС (до 11);
  • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
  • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
  • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

Некоторые поправки в ФКЗ о КС напрямую с конституционным регулированием не связаны и направлены, как указали разработчики, на «совершенствование организационных основ деятельности» Суда.

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

Устройство КС

Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч. 1 ст. 23 ФКЗ о КС). Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи – это правомочны делать комитеты палат парламента (ч. 1 ст. 9 ФКЗ о КС).

Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40). Если заявитель не будет с этим спорить, судьи окажутся «избавлены» от изучения значительного пласта обращений.

Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

Наконец, у Суда больше не будет официального издания – «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», наличие которого, однако, является важным фактором самостоятельности этого органа государственной власти.

Правовое положение судьи

Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76). Для них также вводятся запреты критиковать «в какой бы то ни было форме» решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародовать свое несогласие с решением (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 70).

Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

Судью также возможно будет отстранить от участия в рассмотрении дела по новому, широко сформулированному основанию: если «имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи» (п. 3 ч. 1 ст. 56).

Процедуры конституционного судопроизводства

В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1). При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).

Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

Конкретизация компетенции КС

Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

  • предварительным нормоконтролем законопроектов, федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Федерации;
  • вопросами об исполнимости решений международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей), если эти решения противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации»;
  • участием Суда в процедурах снятия неприкосновенности с бывшего президента.

Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

Будущее покажет, насколько часто в практике Суда будут возникать новые аспекты компетенции. Поскольку чаще всего КС рассматривает жалобы граждан и организаций, более насущным представляется уточнение о том, что понимать под «исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты», при условии чего Конституционный Суд теперь сможет принять жалобу к рассмотрению. По общему правилу исчерпание – это обращение в максимально высокую кассационную инстанцию (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС), а в течение 6 месяцев со дня вступления в силу поправок – в любую кассацию (ч. 4 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). Таким образом, требования к жалобам ужесточатся немедленно, и никакого реального переходного периода для адаптации граждан к новым правилам доступа к Суду не предполагается.

В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.


Ранее эксперты «АГ» говорили, что принятие закона затруднит доступ граждан к конституционному правосудию, и негативно отнеслись к исключению правила об обязательном опубликовании мнения и особого мнения судей КС.

9 ноября Владимир Путин подписал поправки в Закон о Конституционном Суде. Проект № 1024643-7 в Государственную Думу внес сам президент, большая часть изменений вступит в силу со дня официального опубликования закона.

Не все предложенные президентом поправки стали законом

В пояснительной записке к проекту отмечалось, что предлагаемые изменения можно разбить на две группы: связанные с недавним изменением Конституции и направленные «на совершенствование организационных основ деятельности» Суда.

В соответствие с новой редакцией Конституции приведена компетенция КС. В частности, теперь по запросам президента, правительства и ВС Конституционный Суд будет разрешать вопрос о возможности исполнения тех решений иностранных и международных судов, которые налагают обязанности на Россию и при этом противоречат основам публичного правопорядка нашего государства (п. 3.3 ст. 3 обновленного Закона о КС).

Еще одно новое полномочие Суда зафиксировано в п. 5.2 – по инициативе президента проверять конституционность региональных законов до их обнародования, проектов законов о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных и федеральных законов, а также принятых, но не подписанных президентом ФЗ и ФКЗ.

Изменится и состав Конституционного Суда. Закон вслед за Конституцией сокращает общее количество судей до 11 человек, сейчас в ст. 4 Закона о КС фигурируют 19 судей. «Рабочий» состав уменьшается до 8 человек. Сегодня КС может функционировать, если в его составе есть как минимум две трети от общего числа судей – 13 человек. На данный момент в КС 14 судей, но из ст. 2 законопроекта следует, что специально сокращать их количество не будут.

«Законопроект предусматривает правомочие КС осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 8 из 11 судей, при этом кворум для принятия решений составляет и того меньше – 6 судей. Эти цифры, учитывая характер решаемых КС вопросов, выглядят достаточно малыми, – отмечал ранее адвокат АП Архангельской области, к.ю.н. Владимир Цвиль. – Вместе с тем непонятным является положение о том, что только тогда, когда число судей окажется менее 8, Президент РФ обязан не позднее месяца инициировать процедуру замещения вакантного места. Почему такая обязанность не предусмотрена тогда, когда число судей станет менее 11? Представляется, что предполагаемый законопроектом подход свидетельствует о политической воле по “максимальной стабилизации” состава КС».

Более подробно урегулированы требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и действующим судьям КС. Так, теперь в ст. 8 указано, что судьей КС может стать лишь гражданин РФ, постоянно проживающий на ее территории и не имеющий иностранного гражданства или другого документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом. В ч. 5 ст. 11 в отношении действующих судей установлен запрет на хранение денег в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.

В ч. 5 ст. 18 решен вопрос о том, в каких случаях, кроме совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, прекращать полномочия судьи КС будет Совет Федерации по представлению президента: нарушение порядка назначения и несоблюдение требований к кандидату при назначении, утрата российского и приобретение иностранного гражданства, вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи и действия, не совместимые с такой должностью.

В первоначальной редакции законопроекта предлагалось установить в п. 6 ст. 80 Закона о КС новую обязанность для Верховного Суда: в течение двух месяцев после опубликования постановления КС дать разъяснения для обеспечения единообразного применения нижестоящими судами норм, в отношении которых принято постановление. Однако во втором чтении депутаты исключили это положение из текста проекта.

Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

Напомним, в результате принятия поправок к Конституции КС вправе проверять конституционность нормативных актов, примененных в конкретном деле, только если гражданин исчерпал «все другие внутригосударственные средства судебной защиты» (п. «а» ч. 4 ст. 125 Конституции). Из новой редакции ст. 97 Закона о КС следует, что заявителю необходимо дождаться разрешения судьбы его жалобы, поданной во «вторую» кассацию или в надзорную инстанцию, если кассация для такой категории дел не предусмотрена. В то же время КС сможет признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными и в случае, если «сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается».

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 2 закона в течение 6 месяцев со дня вступления в силу поправок в Закон о КС будет применяться льготное правило об исчерпании. Поданная в это время жалоба будет считаться допустимой, если до этого заявитель не смог добиться восстановления нарушенного права в любой из двух кассаций. Если же обжаловать правоприменительный акт можно только в надзорном порядке, то для соблюдения условия об исчерпании в этот период будет достаточно вступления обжалуемого акта в законную силу.

Юрист Ольга Подоплелова ранее подчеркивала, что теперь по большинству дел заявители смогут подать конституционную жалобу только после обращения во вторую кассацию. «Это существенно затрудняет доступ к конституционному правосудию, особенно в ситуациях, когда сама норма по своему буквальному смыслу вызывает сомнения в ее соответствии Конституции», – считает она.

Член Экспертного совета Института права и публичной политики, доцент кафедры конституционного права РГУП, к.ю.н. Ольга Кряжкова отмечала, что большая часть изменений касается рассмотрения в КС дел по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и организаций: «Тут что-то следует приветствовать, как, например, возможность благотворительных и правозащитных организаций обращаться в интересах жертвы нарушения прав. А что-то, наоборот, удручает – например, затруднение доступа граждан в КС, поскольку прежде им надо будет проходить со своим делом через все судебные инстанции».

КС перестанет публиковать мнения и особые мнения

Первые впечатления от обновленной законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля

Ко второму чтению законопроект дополнился рядом других поправок, которые вошли в итоговый текст закона.

Так, по еще действующему Закону о КС мнения и особые мнения должны быть опубликованы в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» вместе с соответствующим решением КС. В новой редакции исключается упоминание о необходимости опубликования мнения и появляется запрет для судьи КС «обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться».

Ряд поправок, появившихся ко второму чтению, также налагают существенные ограничения на судью КС: запрет критиковать решения Суда «в какой бы то ни было форме» и высказываться по поводу вопроса, который «может стать предметом рассмотрения» в КС (даже если такой вопрос не изучается и не принят к рассмотрению). При этом не только судьи, но и любые другие лица, присутствовавшие при решении вопроса о принятии обращения к рассмотрению или на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. В том числе не могут обнародовать «свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме».

Перед принятием законопроекта во втором чтении глава профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников пояснил, что запрет нужен «для избежания политизации конституционного процесса»

Ранее адвокаты, которых «АГ» попросила прокомментировать поправки, влияющие на свободу слова и независимость судей КС, законодателя не поддержали. Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин отмечал, что происходящее с поправками в Закон о Конституционном Суде – это уже устоявшаяся тенденция и новая правовая реальность, в которой мы все живем: «Основной ее постулат заключается в абсолютной закрытости и непрозрачности принимаемых решений, в том числе правовых».

Руководитель конституционной практики АК «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко подчеркивал: «КС многократно указывал на то, что статус судьи должен обеспечиваться правовой защитой, уровень которой не может снижаться. В этом смысле право судьи на оглашение своей альтернативной позиции – это, безусловно, элемент его правового статуса, его свобода. Оснований для ограничения этого права я не вижу. Падение авторитета суда в стране из-за особых мнений, которое бы обосновывало сужение судейской свободы, насколько мне известно, никем не декларируется».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: